УДК: 378 ГРНТИ: 14.15.01
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ
Э. Т. Мехдиев, Хонг Серюн
Московский государственный институт международных отношений (У) МИД РФ Россия, 119454 г. Москва, пр. Вернадского, 76
Е1 Мехдиев Эльнур Таджаддинович - [email protected]
В статье рассматриваются основные тенденции в современном образовании в Южной Корее. Авторы исследуют достижения корейского образования, инвестиции в образование и проблемы занятости выпускников вузов. Несмотря на рост государственных и частных расходов на образование и увеличение числа студентов, выпускники университетов испытывают проблемы с трудоустройством, а размер зарплаты, предлагаемой им, зачастую ниже уровня зарплат выпускников школ. Вертикальная дифференциация вузов сказывается на качестве высшего образования: вузы низкого уровня выпускают специалистов, квалификации которых недостаточно для работы. В заключении приводятся меры, принятие которых может способствовать решению проблем в образовании.
Ключевые слова: Южная Корея, образование, современная наука, молодежная политика, наука.
PROBLEMS OF MODERN EDUCATION IN SOUTH KOREA E. T. Mehdiyev, Hong Seryun
Moscow State Institute of International Relations (University) 76 Vernadsky prospect, 119454, Moscow, Russia
El Mehdiyev Elnur - [email protected]
The article focuses on the main trends in modern education in South Korea. The authors explore the achievements of Korean education, investment in education and employment problems of university graduates. Despite the increase in public and private education expenditures and the increase in the number of students, university graduates have problems with employment, and the salary offered to them is often below the level of salaries of school graduates. Vertical differentiation of universities affects the quality of higher education: lower-level universities produce specialists whose qualifications are insufficient for work. In conclusion, there are measures, which would contribute to solving problems in education.
Keywords: South Korea, education, modern science, youth policy, science.
Естественно, что почти все родители во всем мире хотят лучшего для своих детей, а неотъемлемая часть этого «лучшего» - достойное высшее образование в престижном вузе. Корейские родители не исключение. Такое желание практически становится их жизненной целью, поэтому они готовы вкладывать большие деньги в образование детей.
Правительство Южной Кореи пытается создать эффективную образовательную политику, чтобы в стране появилась качественная рабочая сила, которая должна способствовать росту экономики.
В настоящее время количество образовательных учреждений в Южной Корее растет. Согласно результатам тестирования, проводимого Организацией экономического сотрудничества и развития среди 15-летних школьников разных стран в рамках международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, южнокорейские школьники показывают высокие результаты, в частности в недавно введенной в программу оценке чтения цифровых текстов (assessment of reading digital texts) они занимают первое место [2].
На успехи южнокорейского образования обращают внимание и за пределами страны. Бывший президент США Б. Обама и бывший министр образования А. Дункан официально заявляли, что США должны следовать за корейской образовательной политикой и стремлением к учебе. 26 января 2011 г. Б. Обама в совместном заседании Конгресса США (Сената и Палаты представителей) отметил, что Южная Корея уважает преподавателей, а студенты сосредоточены на учебном процессе, не тратят время на компьютерные
игры и телевидение [3].
На самом деле корейские студенты занимаются с раннего утра до поздней ночи без перерыва и отдыха, что является для них стрессом, поэтому рвение к учебе чрезмерно высоко зачастую только у родителей.
После Корейской войны экономика страны пришла в упадок, население оказалось в бедственном положении, поэтому именно в этот период появилась идея о том, что высшее образование станет средством обогащения страны. Правительство начало сосредотачиваться на образовании, а родители сделали все возможное для обучения своих детей. С одной стороны, благодаря этому рвению к образованию экономика Южной Кореи выросла, но с другой стороны, в системе образования начали возникать серьезные проблемы.
Получение высшего образования в Южной Корее имеет решающее значение в становлении успешной карьеры любого корейца. Все студенты, чтобы получить хорошее образование, потратили огромное количество времени и вложили много денег в обучение. Расходы государства на образование также постоянно растут. Можно прийти к выводу, что выпускники университетов и колледжей должны получать высокую зарплату на хороших рабочих местах, а рынок труда не должен испытывать дефицит квалифицированных кадров. К сожалению, в реальности все совсем иначе. Многие молодые люди, получившие некачественное образование, опасаются трудностей при поступлении на работу, поскольку занять низкие должности они не хотят, а для высоких - их квалификации недостаточно. Они предпо-
Pedagogy and Psychology | Juvenis scientia 2017 № 4
37
читают после окончания вуза отсиживаться дома, становясь социальной проблемой, а большие инвестиции в образование оказываются неэффективными.
Другими словами, качество образования не соответствует государственному запросу, поэтому не происходит формирования человеческих ресурсов для эффективной работы и роста экономики страны. В самых общих чертах это означает, что в корейском обществе появляется феномен «образовательных пузырей».
Сегодня из-за большого рвения к образованию в корейской образовательной сфере существует два больших «пузыря». Одним из них является дополнительное образование, а другим - высокий уровень обучения. Студенты, получившие такое образование, становятся как бы «пузырями»: внешне это квалифицированные специалисты, но, когда доходит до трудоустройства, они «лопаются», «исчезают», т. е. не могут занять требуемую рабочую позицию.
Рисунок 1. Масштаб инвестиций в образование на одного учащегося
Источник материалов: Корейский институт развития образования (2013), статистическая служба Южной Кореи (2014)
Исследования показывают, что в Южной Корее постепенно увеличивается количество людей, получивших высшее образование. В 2010 г. среди общего числа занятого населения (15-64 лет) доля выпускников университета достигла 60 %. Средний срок обучения рабочего населения был увеличен с 4,6 лет в 1960 г. до 12,6 лет в 2010 г. В 2010 г. по среднему сроку обучения молодых людей (15-34 лет) Южная Корея обогнала Соединенные Штаты (12,8 лет) и стала второй в мире, после Новой Зеландии (13,7 лет) [5].
Также отмечается быстрый рост инвестиций в образование. Госбюджет образования был увеличен с 2,3 % ВВП в 1965 г. до 4,6 % в 2010 г. Расходы на дополнительное образование и плата за учебу в университете на одного учащегося в год увеличились с 1.148.000 вон (1,043 $) до 5.106.000 вон (4,640$) [см. рис.1]. Факторами, влияющими на рост личных расходов на образование, являются всплеск популярности дополнительного образования и рост числа поступивших в университет.
В Корее существует проблема вертикальной дифференциации вузов по оценкам вступительного экзамена первокурсников. Чем ниже место университета в вертикали, тем соответственно ниже качество университетского образования. По данным исследования Ведомства университета информации, средние чистые расходы 10 % университетов,
находящихся наверху вертикали, в 8 раз выше среднего бюджета, выделяемого государством. А средние чистые расходы 10 % университетов, которые находятся внизу вертикали, ниже среднего бюджета в 1,3 раза [4].
Более того, в университетах, которые находятся внизу вертикали, на одного преподавателя приходится больше студентов, поддержка научной работы преподавателей в таких вузах тоже низкая.
С другой стороны, двухгодичные профессиональные колледжи имеют более высокий процент занятости выпускников, чем университеты с четырехгодичным обучением. Но такие колледжи практически не ведут научно-исследовательскую работу, поскольку дотации на нее слишком маленькие. Таким колледжам намного выгоднее сотрудничать с техническими компаниями, чем заниматься академическими исследованиями. На сегодняшний день очень сложно сравнить профессиональные колледжи с университетами, так как они имеют разные системы и задачи.
В 2013 г., по опросу Корейского института развития образования, отмечено резкое повышение числа поступивших в университеты низкого уровня, в которых качество образования является соответствующим.
В 2010 г. число учащихся 10 университетов высокого уровня (TOP 10) почти не увеличилось по сравнению с 2000 г. Число учащихся 20 % университетов высокого уровня (TOP 20 %) увеличилось на 7,4 % по сравнению с 2000 г., но это увеличение в любом случае меньше по сравнению с другими университетами. В 21-40 % университетов низкого уровня наблюдался рост числа учащихся на 27,2 %, а 1-20 % университетов самого низкого уровня увеличили количество учащихся на 21,5 %. Т. е. между университетами существует большая вертикальная дифференциация и отклонение качества образования соответственно тоже большое. Это подтверждает теорию и доказывает, что, инвестиции в образование не ведут к увеличению реального человеческого капитала [6].
Как правило, выпускники вузов получают заработную плату выше, чем выпускники средних школ. Это неравенство логично и закономерно, оно соответствует высшему образованию и инвестициям в образование. В 1997 г. в Южной Корее после финансового кризиса заметно увеличилась разница в зарплатах выпускников университетов и средних школ. В то же время резко возрос процент поступивших в университет. Считается, что в связи с ростом количества студентов и возникла проблема «образовательных пузырей».
По результатам опроса, проведенного Национальным статистическим управлением, в 2013 г. более половины корейских выпускников вузов не искали работу. Сложилась такая ситуация, что выпускникам (20 % из университетов с четырехгодичным обучением и 50 % из двухгодичных профессиональных колледжей) предлагается заработная плата ниже, чем выпускникам школ. Количество таких выпускников университетов с четырехгодичным обучением резко увеличилось с 3 % в 1980 г. до 23 % в 2011 г.
Эти цифры доказывают, что 20 % инвестиций в образование являются бессмысленными, поскольку с 1990 г. происходит увеличение количества учебных заведений без качественного развития. Явление «образовательных пузырей» усугубляется, т. е. число образованных людей стало больше, но вместе с этим многие учились в университетах, которые имеют низкий уровень и плохие условия обучения, поэтому увеличился разрыв способностей между выпускниками университета.
В Корее за последние 20 лет увеличился проходной балл на вступительных экзаменах в престижные университеты. Университет является школой жизни, но многие абитуриенты полагают, что это только хороший бренд, который повысит уважение к ним. В результате этого появилось явление образовательных излишеств, которое означает, что 84 % выпускников школ поступили в университеты и колледжи; время учебы самое длинное, инвестиции в дополнительное обучение самые большие в мире, однако возможности развития творческого потенциала у детей исчезают.
Одна из важнейших задач современной политики решить проблему «образовательных пузырей», которые не дают сформировать человеческие ресурсы, несмотря на то, что процент поступивших в университеты и расходы на образование стали высокими.
Для решения этих проблем требуется создать стратегию горизонтальной диверсификации университетов. Необходимо провести реструктуризацию высшего образования, что должно поднять качественный уровень университета. Например, нужно упорядочить университеты низкого уровня, специализации университетов, улучшить их экономическую ситуацию.
Чтобы реформировать структуру университетов, необходимо совершенствовать систему образования. Главная роль в этом процессе должна быть отдана заинтересован-
ным сторонам, таким как родители, школы, преподаватели и т. д. Кроме того, требуются изменения в содержании и оценке школьного образования. Также следует формировать общественную атмосферу, в которой уважают работу, соответствующую специальности выпускника, чтобы молодые люди не стеснялись выбора той или иной профессии. Оценка способностей человека не должна производиться по длительности обучения. Тогда будет возможным ликвидировать социальные издержки, связанные с чрезмерным стремлением к образованию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Barro R. J. and Jong-Wha Lee, "A New Data Set of Educational Attainment in the World, 1950~2010." Journal of development economics, Vol. 104, 2013, pp. 184-198.
2. Programme for International Student Assessment, OECD PISA. 2012. http://www.oecd.org/pisa/keyfindings/pisa-2012-results.htm
3. Transcript: Obama's State Of The Union Address-January 25, 2011.
4. http://www.npr.org/2011/01/26/133224933/transcript-obamas-state-of-union-address
5. Ведомства университета информации Южной Кореи. http:// academyinfo.go.kr
6. Корейский институт развития образования. http://kess.kedi.re.kr
7. Статистическая служба Южной Кореи. http://kosis.kr.
Поступила в редакцию 19.04.2017