Научная статья на тему 'Проблемы современного образования в сельскохозяйственных вузах и пути их преодоления'

Проблемы современного образования в сельскохозяйственных вузах и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы современного образования в сельскохозяйственных вузах и пути их преодоления»

трех базах естественно значительно превосходит количество статей, при этом в Базе Scopus эти показатели превышают те же самые показатели в базе Web of Science, база РИНЦ по показателям превосходит ту и другую базы. Ниже в таблице приведен средние показатели публикационной деятельности по 23 сельскохозяйственным ВУЗам, дающие о ней некоторое представление.

В дальнейшей работе по окончанию анализа сайтов всех 55 сельскохозяйственных ВУЗов предполагается на основе разработанной методики провести рейтинг не только сай-

тов ВУЗов но и их самих. Возможно, возникает вопрос «Можно ли оценивать ВУЗы по их сайтам?». Конечно, есть другие методы оценки, например обследование ВУЗов путем опроса по различным анкетам и дальнейшим экспертным оценкам, но это долгий и затратный путь, требующий согласования с вышестоящими организациями. Но как показывает анализ сайтов, на них в настоящее время имеется много информации обо всех сторонах его д е ятельности, поэтому есть основания оценки ВУЗа по его сайту.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗАХ

И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Дьячков В.П., к.п.н., доц. каф. ФГБОУ Вятская государственная сельскохозяйственная академия

В условиях кризиса, который охватил в настоящее время все предприятия нашей страны, возникли проблемы и в подготовке кадров для агропромышленного комплекса: 1) переход на систему бакалавриата и сокращение сроков обучения на один год; 2) ужесточение требований по обеспечению учебной и методической литературой; 3) увеличение доли самостоятельной работы обучаемых и др., которые невозможно решить без использования инноваций в образовательном процессе. Одним из путей решения этих проблем мы предлагаем создание новых средств обучения и разработку новой технологий обучения на основе использования электронных образовательных комплексов - ЭОК.

Электронный образовательный комплекс (ЭОК) - это программно-методический комплекс, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения. Он включает теоретический материал, совокупность практических упражнений и самостоятельных творческих работ, а также контроль уровня усвоения знаний, позволяющий самостоятельно или под руководством преподавателя освоить учебную дисциплину или её небольшой раздел с помощью компьютера, ноутбука, нетбука или планшетного устройства.

ЭОК отличается от традиционных электронных учебников, учебных пособий и методических рекомендаций тем, что содержит пять модулей обучения. Первый модуль называется - «Теория» и является информационным, т.е. содержит теоретический материал. Второй модуль - «Практика» формирует практические умения работы с текстовым материалом на основе изучения учебного материала

конкретной дисциплины. Третий модуль -«Самостоятельные работы» необходим для отработки навыков выполнения практических действий по овладению теоретическим материалом и его преломление в практической плоскости. Четвёртый модуль - «Тестовые задания» помогает оценить уровень владения изученным материалом, т.е. провести как самодиагностику приобретённых знаний, умений и навыков, так и оценку сформированных компетенций. Пятый - технологический предлагает новую технологию изучения учебного материала. Таким образом, создание данного средства обучения (ЭОК) предоставляет всем обучающимся полный комплекс учебно-методических материалов по изучаемой дисциплине.

Однако, в процессе реализации данного проекта, нам пришлось столкнуться с определёнными проблемами, которые были успешно решены и которыми мы решили поделиться с другими разработчиками подобных ресурсов. Комплекс лучше создавать по одной или двум темам учебной дисциплины (а не по всему учебному материалу). Это позволит: более глубоко раскрыть содержание изучаемого материала, обеспечить его наглядными средствами, разработать пошаговое формирование практических приёмов выполнения определённых операций. Далее изучаемый материал делится на разделы или подразделы, в зависимости от его объёма. По каждому из них составляются практические работы. Количество практик определяется содержанием теоретического материала, а число упражнений в каждой практике устанавливается исходя из их сложности: если задания простые (2-3 действия), то

предлагается 3-5 штук, а если сложные, то 2-3. Аналогичная ситуация и с самостоятельными работами. Единственное условие - задания для самостоятельной работы должны иметь какую-нибудь «изюминку» - творческий элемент, чтобы мотивировать студентов к обдумыванию выполняемых заданий.

Тестовые задания для проверки уровня усвоения получаемых знаний делятся на четыре вида:

1) с одним правильным ответом и тремя неправильными;

2) с несколькими правильными ответами (2,3,4) и тремя неправильными (общее количество ответов при этом увеличивается до 5,6 или 7);

3) задания на упорядочение расположения ответов, т.е. все ответы в таком задании правильные, только нужно разместить их в определённом порядке;

4) задания - «на соответствие» предлагает установить соответствие между вопросами и ответами на них, т.е. вопросы формулируются по порядку, а ответы даются в разнобой и необходимо связать их между собой (причем количество ответов должно быть больше, чем вопросов).

Тестовые задания разрабатываются по каждой теме или разделу теории в количестве десяти заданий. Затем из этих заданий формируется итоговый тест (из пятидесяти тестовых заданий), в котором использованы те же самые задания, но приводятся они уже в другом порядке, т.е. правильные ответы меняются местами с неправильными ответами. Такое построение тестов позволяет уйти от шпаргалок, т.к. студенты заранее не знают, на каком месте будет тот или иной правильный ответ. На перекодировку правильных ответов требуется примерно 10-15 минут, т.к. изменять положение у всех ответов нет необходимости, достаточно изменить у 10 или 15 заданий.

Разработанные таким образом ЭОК, размещаются на Web-сервере вуза, и к ним обеспечивается доступ, из компьютерных кабинетов, библиотеки, а также с кафедр, разработавших данные ресурсы. После обкатки в течении учебного года данные ресурсы можно разместить на внешнем Web-сервере, для обеспечения доступа через сеть Интернет.

Технология работы с ЭОК предусматривает несколько этапов обучения. Вначале студенты знакомятся с этими комплексами, и преподаватель обучает работе с ними. Затем студенты выбирают один из трёх вариантов обучения:

1) Последовательный линейный -предполагает изучение всех разделов или тем теоретического материала, затем выполнение всех практик, потом самостоятельных работ и завершается обучение выполнением тестовых заданий.

2) Последовательный нелинейный -осуществляется в таком порядке: первый раздел теории, выполнение практических упражнений по этому разделу с целью закрепления теоретического материала. Выполнение самостоятельных работ по данному разделу способствует закреплению практических навыков и умений, что позволяет перейти к последнему этапу работы над данным материалом - выполнению тестов, с целью проведения самодиагностики знаний по разделу. Затем студент переходит к изучению следующего раздела и т.д.

3) Произвольный вариант не накладывает на процесс обучения никаких ограничений, студент может начать изучение с конца - сразу взяться за итоговое тестирование по всему электронному ресурсу. Конечно, такой вариант может позволить себе не каждый студент, а только хорошо подготовленный, которые уже обладает достаточным багажом знаний по данной теме. Однако, как показывает практическая реализация этой технологии, не все студенты придерживаются советов преподавателя и рекомендаций, указанных в ЭОК, что наибольшего эффекта можно достичь, используя второй вариант обучения. Они берутся за третий, кажущийся им наиболее простым способом изучения учебного материала. В результате тратят много времени на поиск правильных ответов по всему электронному ресурсу и даже ищут помощи в сети Интернет. Так как ресурсы составляются по всей учебной дисциплине, то потери времени при работе третьим вариантом постепенно сокращаются и к концу обучения большинство студентов начинают осознанно применять второй вариант обучения.

Разработкой ЭОК мы занимаемся уже более 5 лет. За это время наработан определённый опыт, подготовлены несколько поколений студентов, которые и помогают создавать эти ЭОК, выполняя научно-исследовательские работы по той или иной дисциплине. Некоторые из них создали по два и даже по три электронных образовательных ресурса.

В 2013-2014 учебного году в академии был проведён конкурс на лучшую научно-исследовательскую разработку. Наш проект получил одобрение и финансовую поддержку со стороны администрации академии. В проекте было задействовано 11 преподавателей с 6 кафедр и 3 факультетов и более 100 студентов.

Было разработано более ста электронных образовательных ресурсов по 11 дисциплинам: информатика, история цивилизаций, логика, микро- и макроэкономика, политология и социология, философия и др.

Задачами проекта были: 1. Разработка ЭОК по дисциплинам, изучаемым студентами академии. 2. Размещение ЭОК на сервере академии. 3. Создание системы доступа к этим ресурсам по локальной сети академии. 4. Проведение конкурсов на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу. 5. Обобщение опыта разработки ЭОК.

В качестве методов реализации проекта были выбраны: анализ содержания контента в ресурсах Интернета и бумажных носителях; структурирование материалов для раскрытия содержания учебной дисциплины по конкретным темам; форматирование материалов в соответствии с требованиями стандартов; преобразование текстовых документов в HTML страницы и объединение их в ЭОК с помощью гипертекстовых ссылок.

Была разработана технология реализации проекта от поиска материалов до размещения их на сервере академии, включающая тринадцать этапов.

Новизной проекта мы считаем создание электронного образовательного комплекса включающего пять модулей: теорию, практику, самостоятельные работы, тестовые задания, технологию работы с комплексом и то, что этот комплекс содержит набор упражнений и творче-

ских заданий по формированию умений и навыков изучения теоретического материала.

Масштабность проекта безгранична, т. к. ЭОК можно создавать по любой учебной дисциплине и типе учебного заведения.

В качестве критериев, оценивающих результаты применения данного инструмента и новой технологии обучения, мы считаем: повышение качества обучения; уменьшение бумажных носителей информации; снижение усталость и напряжения, т.к. появляется возможность выполнения заданий дома; возможность проводить самостоятельную диагностику своих знаний; поэтапное формирование основных составляющих компетенций (знаний, умений, навыков) по изучаемой дисциплине.

Эффективность и достигнутые результаты проекта подтверждаются сравнительными данными на одном из потоков первого курса экономистов бакалавров в 2013-2014 учебном году. Количество отличных и хороших оценок полученных на экзамене по дисциплине «Экономическая информатика» студентами первого курса в контрольных группах поставило 65,22%, а в экспериментальных 81,41%, разность составляет 16.26%

Таким образом, проведенные исследования в области создания электронных образовательных комплексов позволяют сделать вывод об эффективности использования данного средства обучения студентами вуза.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУКИ

Соскиева Е.А., к.э.н., ст. науч. сотр. ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова», Х.Г. Кибиров, к.э.н., доц. ФГБОУ «Всероссийский государственный аграрный заочный университет»

Как известно, в России довольно сложная демографическая ситуация, как показывают данные табл. 1. Несмотря на некоторый рост численности населения в последние годы его численность на 1 января 2015 г. остается

все же немного ниже, чем в 2001 г. Причем сокращается численность населения трудоспособного возраста и младше, что говорит о проблеме кадрового обеспечения в настоящее время и в будущем.

Таблица 1 -Распределение населения по возрастным группам на 1 января, тыс. человек (1)

2015 г. к

2001 г. в

2001 г. 2006 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. %

Все население 146304 143236 142865 143056 143347 143667 146267 99,97

моложе трудоспособного 28387 23671 23209 23568 24110 24717 25689 90,50

трудоспособном 88040 90157 87847 87055 86137 85162 85415 97,02

старше трудоспособного 29877 29408 31809 32433 33100 33788 35163 117,69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.