Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВЕТСКОГО НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (ИСТОРИКО-КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ АРМЕНИИ)'

ПРОБЛЕМЫ СОВЕТСКОГО НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (ИСТОРИКО-КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ АРМЕНИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ АРМЕНИЯ / ЗАКАВКАЗСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СССР / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / АТРИБУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ / СУВЕРЕНИТЕТ / КОНСТИТУЦИЯ / СОЮЗНАЯ РЕСПУБЛИКА / АВТОНОМИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мелконян Ашот Агасиевич, Хачатрян Карен Гамлетович, Крючков Игорь Владимирович

Введение. В процессе образования СССР и в его составе среди других народов прошел свой исторический путь развития и армянский народ, имевший в составе Советского Союза два армянских советских национальных образования - Армянскую ССР как союзную республику и Нагорно-Карабахскую Автономную Область в составе Азербайджанской ССР. В конце мая 1918 г. здесь была провозглашена Первая республика, которую в начале декабря 1920 г. сменила Вторая республика или Советская Армения, сначала, в 1920-1922 гг., как «независимая Социалистическая Советская Республика Армения», затем - в составе Закавказской Советской Федерации (1922-1936) и Советского Союза (1936-1991). После упразднения Закавказской федерации в 1936 г. Армения вошла в состав СССР как самостоятельная национальная союзная республика и называлась Армянской Советской Социалистической Республикой. Цель исследования - показать процесс национально-государственного строительства СССР на примере Армении. Материалы и методы. Данная статья подготовлена на базе архивных материалов, представленных официально-деловой и актовой документацией по проблеме национально-государственного строительства СССР, а также сборников законов и партийных постановлений. В качестве основных методов исследования авторами были применены историко-сравнительный и историко-генетический методы. Результаты. В составе СССР Советская Армения и другие советские республики, тем более автономии, не были независимыми государствами, но в то же время были наделены многими атрибутами и символами государственности. Тем не менее национальный вопрос в Советском Союзе оставался острым и впоследствии стал одной из главных причин распада СССР. Выводы. Армения сохранила и развила армянскую советскую государственность. По мнению большинства армянских историков, не было бы Советской Армении - с 1991 г. не было бы и нынешней, независимой Третьей республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOVIET NATION-STATE BUILDING: A CRITICAL HISTORICAL ANALYSIS OF ARMENIA

Introduction. Throughout the shaping of the Soviets, the Armenian nation passed its historical way of development as a union member and grew to be administratively represented by two Soviet Armenian ethnic entities - the Armenian Soviet Socialist Republic (ranked a union republic) and Nagorno-Karabakh Autonomous Oblast (a territory within the Azerbaijan SSR). The First Republic was established in late May 1918 to be replaced by the Second Republic, or Soviet Armenia, in early December 1920. In 1920-1922, the latter was officially referred to as ‘independent Socialist Soviet Republic of Armenia’, and then as a territory within the Transcaucasian Soviet Federation (1922-1936) and the Soviet Union (1936-1991). After Transcaucasian Federation was abolished in 1936, Soviet Armenia was incorporated into the USSR as a self-sufficient union republic under the name Armenian Soviet Socialist Republic. Goals. The study seeks to show the process of nation-state building in the USSR through the example of Armenia. Materials and methods. The article analyzes archival materials represented by official documents and acts dealing with Soviet nation-state building, as well as collections of laws and party decrees. The main research methods employed are the historical/comparative and historical/genetic ones. Results. Soviet Armenia within the USSR, as well as other Soviet republics and autonomies, was no independent state in the conventional sense, but at the same time it was endowed with many attributes and symbols of statehood. Finally, it was Soviet Armenia that - for first time in the history of Armenian statehood - obtained its own Constitution. Conclusions. Soviet Armenia was a nation in the unified Soviet state, and in the conditions of seven decades of unlimited power of the Communist Party preserved and developed the Armenian Soviet statehood to a maximum possible then and there. Most Armenian historians believe the present-day independent Third Republic would never have emerged (since 1991) but for the period of Soviet Armenia.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВЕТСКОГО НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (ИСТОРИКО-КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ АРМЕНИИ)»

Published in the Russian Federation

Oriental Studies (Previous Name: Bulletin of the Kalmyk Institute

for Humanities of the Russian Academy of Sciences)

Has been issued as a journal since 2008

ISSN: 2619-0990; E-ISSN: 2619-1008

Vol. 16, Is. 2, pp. 340-352, 2023

Journal homepage: https://kigiran.elpub.ru

УДК / UDC 94

DOI: 10.22162/2619-0990-2023-66-2-340-352

Проблемы советского национально-государственного строительства (историко-критический анализ на примере Армении)

Ашот Агасиевич Мелконян1, Карен Гамлетович Хачатрян2, Игорь Владимирович Крючков3

1 Институт истории Национальной академии наук Армении (д. 24/4, пр. маршала Баграмяна, 0019

Ереван, Республика Армения)

академик, доктор исторических наук, профессор, директор 0000-0002-2579-0286. E-mail: ashamelk[at]yahoo.com

2 Институт истории Национальной академии наук Армении (д. 24/4, пр. маршала Баграмяна, 0019

Ереван, Республика Армения)

доктор исторических наук, профессор, заместитель директора 0009-0001-2895-4143. E-mail: karkhach[at]yahoo.com

3 Северо-Кавказский федеральный университет (д. 1, ул. Пушкина, 355029 Ставрополь, Российская

Федерация)

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой 0000-0002-1224-1341. E-mail: igory5[at]yandex.ra

© КалмНЦ РАН, 2023

© Мелконян А. А., Хачатрян К. Г., Крючков И. В., 2023

Аннотация. Введение. В процессе образования СССР и в его составе среди других народов прошел свой исторический путь развития и армянский народ, имевший в составе Советского Союза два армянских советских национальных образования — Армянскую ССР как союзную республику и Нагорно-Карабахскую Автономную Область в составе Азербайджанской ССР. В конце мая 1918 г. здесь была провозглашена Первая республика, которую в начале декабря 1920 г. сменила Вторая республика или Советская Армения, сначала, в 1920-1922 гг., как «независимая Социалистическая Советская Республика Армения», затем — в составе Закавказской Советской Федерации (1922-1936) и Советского Союза (1936-1991). После упразднения Закавказской федерации в 1936 г. Армения вошла в состав СССР как самостоятельная национальная союзная республика и называлась Армянской Советской Социалистической Республикой. Цель исследования — показать процесс национально-государственного строительства СССР на примере Армении. Материалы и методы. Данная статья подготовлена на базе архивных материалов, представленных официально-деловой и актовой документацией по проблеме национально-государственного строительства СССР, а также сборников законов и

партийных постановлений. В качестве основных методов исследования авторами были применены историко-сравнительный и историко-генетический методы. Результаты. В составе СССР Советская Армения и другие советские республики, тем более автономии, не были независимыми государствами, но в то же время были наделены многими атрибутами и символами государственности. Тем не менее национальный вопрос в Советском Союзе оставался острым и впоследствии стал одной из главных причин распада СССР. Выводы. Армения сохранила и развила армянскую советскую государственность. По мнению большинства армянских историков, не было бы Советской Армении — с 1991 г. не было бы и нынешней, независимой Третьей республики.

Ключевые слова: Советская Армения, Закавказская федерация, СССР, государственность, атрибуты государственности, суверенитет, конституция, союзная республика, автономия Благодарность. Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта «Армянский вопрос в международных отношениях (1895-1923 гг.)» (№ 20-59-05002 Арм_а). Для цитирования: Мелконян А. А., Хачатрян К. Г., Крючков И. В. Проблемы советского национально-государственного строительства (историко-критический анализ на примере Армении) // Oriental Studies. 2023. Т. 16. № 2. С. 340-352. DOI: 10.22162/2619-0990-2023-66-2340-352

Problems of Soviet Nation-State Building: A Critical Historical Analysis of Armenia

Ashot A. Melkonyan1, Karen H. Khachatryan2, Igor V. Kryuchkov3

1 Institute of History, National Academy of Sciences of Armenia (24/4, Marshall Baghramyan Ave., 0019

Yerevan, Republic of Armenia)

Dr. Sc. (History), Professor, Academician, Director

0000-0002-2579-0286. E-mail: ashamelk[at]yahoo.com

2 Institute of History, National Academy of Sciences of Armenia (24/4, Marshall Baghramyan Ave., 0019

Yerevan, Republic of Armenia)

Dr. Sc. (History), Professor, Deputy Director

0009-0001-2895-4143. E-mail: karkhach[at]yahoo.com

3 North-Caucasus Federal University (1, Pushkin St., 355029 Stavropol, Russian Federation)

Dr. Sc. (History), Professor, Head of Department

0000-0002-1224-1341. E-mail: igory5[at]yandex.ru

© KalmSC RAS, 2023

© Melkonyan A. A., Khachatryan K. H., Kryuchkov I. V., 2023

Abstract. Introduction. Throughout the shaping of the Soviets, the Armenian nation passed its historical way of development as a union member and grew to be administratively represented by two Soviet Armenian ethnic entities — the Armenian Soviet Socialist Republic (ranked a union republic) and Nagorno-Karabakh Autonomous Oblast (a territory within the Azerbaijan SSR). The First Republic was established in late May 1918 to be replaced by the Second Republic, or Soviet Armenia, in early December 1920. In 1920-1922, the latter was officially referred to as 'independent Socialist Soviet Republic of Armenia', and then as a territory within the Transcaucasian Soviet Federation (1922-1936) and the Soviet Union (1936-1991). After Transcaucasian Federation was abolished in 1936, Soviet Armenia was incorporated into the USSR as a self-sufficient union republic under the name Armenian Soviet Socialist Republic. Goals. The study seeks to show the process of nationstate building in the USSR through the example of Armenia. Materials and methods. The article analyzes archival materials represented by official documents and acts dealing with Soviet nationstate building, as well as collections of laws and party decrees. The main research methods employed are the historical/comparative and historical/genetic ones. Results. Soviet Armenia within the USSR,

as well as other Soviet republics and autonomies, was no independent state in the conventional sense, but at the same time it was endowed with many attributes and symbols of statehood. Finally, it was Soviet Armenia that — for first time in the history of Armenian statehood — obtained its own Constitution. Conclusions. Soviet Armenia was a nation in the unified Soviet state, and in the conditions of seven decades of unlimited power of the Communist Party preserved and developed the Armenian Soviet statehood to a maximum possible then and there. Most Armenian historians believe the present-day independent Third Republic would never have emerged (since 1991) but for the period of Soviet Armenia.

Keywords: Soviet Armenia, Transcaucasian Federation, USSR, statehood, attributes of statehood, sovereignty, constitution, union republic, autonomy

Acknowledgements. The reported study was funded by RFBR, project no. 20-59-05002 ApM_a 'The Armenian Question in International Relations: 1895-1923'.

For citation: Melkonyan A. A., Khachatryan K. H., Kryuchkov I. V. Problems of Soviet Nation-State Building: A Critical Historical Analysis of Armenia. Oriental Studies. 2023; 16(2): 340-352. (In Russ.). DOI: 10.22162/2619-0990-2023-66-2-340-352

1. Введение

К проблемным вопросам современной историографии истории советского периода относится тема национально-государственного, экономического и культурного статуса союзных республик и других национально-территориальных образований в составе СССР. В этом вопросе подходы историков крайне противоположны. В ряде постсоветских государств оспаривается наличие какого-либо национально-государственного и иного статуса у союзных республик. К примеру, поскольку в прибалтийских странах и в Грузии советские годы в основном оцениваются как период оккупационного режима, большая часть исследователей считает, что у республик никакого суверенитета не было. В крайнем случае можно говорить об определенной культурной автономии, имея в виду наличие национальных школ, развитие искусства, науки и т. д. Для полного понимания сущности проблемы имеет смысл представить предысторию вопроса на примере Советской Армении.

Цель исследования — показать процесс национально-государственного строительства СССР на примере Армении.

2. Материалы и методы

Статья подготовлена на базе архивных материалов, представленных официально-деловой и актовой документацией по проблеме национально-государственного строительства СССР, а также сборников законов и партийных постановлений. В ка-

честве основных методов исследования авторами были применены историко-сравни-тельный и историко-генетический методы.

3. Процесс советизации Армении и ее вхождения в состав Закавказской федерации

Весной и летом 1920 г. ввод войсковых частей XI Красной армии в Карабах (Ар-цах), Зангезур (Сюник) и Нахичевань, а осенью — военное вторжение кемалистской Турции в Карсскую область и в Алексан-дрополь (ныне — Гюмри) вынудили власти Республики Армения принять выдвинутые Советской Россией условия советизации республики. Согласно подписанному 2 декабря 1920 г. в Ереване соглашению между полномочным представителем РСФСР и правительством Армении, последняя объявлялась «Социалистической независимой Советской республикой» [Сборник договоров 1922: 14-15; Ключников, Сабанин 1928: 75-76]. Армянское общество восприняло советизацию страны как единственный выход из создавшейся тяжелой военно-политической и социально-экономической ситуации. Таким образом, в истории армянской государственности Первая республика (1918-1920) уступила свое место второй — Социалистической Советской Республике Армения (ССРА).

Объявленная Ереванским соглашением «Социалистической независимой Советской республикой» и вплоть до формирования Закавказской Советской Федерации

(ЗСФСР) и СССР в конце 1922 г. Советская Армения имела определенный суверенный статус, большинство атрибутов государственности, международные договорные отношения как с другими советскими республиками, так и с рядом иностранных государств (Иран, Турция, Германия), наконец, собственную Конституцию от 3 февраля 1922 г. [Советские конституции 2015: 74-80].

В первые месяцы советской власти большевистское руководство в лице Революционного комитета Армении (Армрев-ком) на своих постах формально оставило некоторых дипломатических представителей Первой независимой республики. На посту дипломатического представителя Советской Армении в Иране оставался бывший посол республики Ишхан (Овсеп) Аргутян, а в Грузии посла Тиграна Бекзадя-на заменил его советник Микаел Туманян [Туманян 2012: 34]. Это решение объясняется тем, что, хорошо зная проблему армянских беженцев в Иране и Грузии, последние могли оставаться полезными. Известный военачальник Первой республики Дро (Драстамат Канаян) до конца января 1921 г. занимал пост командующего армянской Красной армии [Хачатрян 2007: 6]. Такими методами, с целью получения поддержки населения, большевики пытались достичь формирования атмосферы существования независимой, «обновленной и справедливой» социалистической Армении.

Смена власти в Армении некоторым армянским деятелям, особенно за рубежом, показалась даже полезной в плане получения поддержки России для решения «армянского вопроса». Они надеялись, что Советская Россия, будучи союзником кемалистской Турции, сможет добиться возвращения как занятых турками в период турецкого нашествия 1920 г. земель Восточной Армении, так и территорий Западной Армении [НАА. Ф. 1457. Оп. 1. Д. 196. Л. 1-2]. К тому же по Ереванскому соглашению от 2 декабря 1920 г. РСФСР уже обязывалась поддержать Армению в территориальных вопросах. Третий пункт соглашения гласил: «Российское Советское правительство признает бесспорно входящими в состав территории ССР Армении: Эриванскую губернию со всеми входящими в ее состав уездами, часть Карсской

области, ... Зангезурский уезд Елизавет-польской губернии» [Республика Армения 2000: 383]. Таким образом, в составе Советской Армении должен был находиться и На-хичеванский уезд, который входил в состав Эриванской губернии. Позиция Советской России вдохновила группу членов партии Дашнакцутюн из западных армян в сентябре 1921 г. обратиться к председателю Совнаркома Армении Александру Мясникяну с просьбой — при поддержке Советской России достичь решения жизненно важной проблемы армянского народа — объединения Западной и Восточной Армении [НАА. Ф. 1457. Оп. 1. Д. 196. Л. 1-6].

Проблема урегулирования межгосударственных взаимоотношений между образовавшимися на территории бывшей Российской империи советскими национальными республиками стала предметом детального обсуждения на X съезде Российской коммунистической партии большевиков (РКП(б)), состоявшемся в Москве в марте 1921 г. В принятой на основе доклада от имени ЦК РКП(б) наркома по делам национальностей РСФСР Иосифа Сталина резолюции «О текущих задачах партии в национальном вопросе» отмечалось, что в условиях антисоветского империалистического окружения изолированное существование советских республик неразумно и нецелесообразно, и что общие интересы обороны, экономического возрождения, национального согласия, тесных военно-политических отношений «настоятельно диктуют государственное объединение отдельных Советских республик» [Десятый съезд РКП(б) 1963: 602-604]. Наиболее приемлемой формой объединения была признана Советская федерация, в основе которой лежало взаимное доверие республик и принцип добровольного вхождения в федерацию [Десятый съезд РКП(б) 1963: 607].

Необходимо отметить, что до X съезда РКП(б) взаимоотношения Советской России и новообразованных национальных Советских республик строились как на основе «военно-политического союза», так и двусторонних договоров и соглашений. Во исполнение принятых еще в марте 1919 г. решений VIII съезда РКП(б) 1 июня того же года Всероссийский ЦИК принимает Манифест «Об объединении Советских республик России, Украины, Латвии, Литвы,

Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Манифест более известен как «Декрет о военно-политическом союзе Советских национальных республик» [Шесть лет политики 1924: 18-19]. В последующие годы Советская Россия подписывает договоры о союзе и экономических взаимоотношениях с Советским Азербайджаном (30 сентября 1920 г.), Советской Украиной (28 декабря 1920 г.) и Советской Белоруссией (16 января 1921 г.) [Советское содружество 1972: 241-243].

Намеченные X съездом РКП(б) пути развития взаимоотношений между советскими республиками Кавказа и Закавказья, установления между ними политического и экономического союза впервые были подробно представлены в директивном письме председателя Совнаркома РСФСР В. И. Ленина «Товарищам коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана и Горской республики» от 14 апреля 1921 г. [Ленин 43, 1970: 198-200]. Письмо из Москвы в регион доставил новоназначенный лидер Советской Армении Александр Мясникян [Мясникян 1957: 469-470].

Путем объединения разных областей экономики, транспорта, почты, телеграфа советских республик, заключения административных и военно-политических соглашений и т. д. руководство РСФСР шаг за шагом добивалось лишения советских республик национального суверенитета. Например, согласно подписанному 30 сентября 1921 г. в Москве армяно-российскому финансовому соглашению: все вопросы финансовой политики ССРА, начиная с утверждения бюджета и заканчивая кадровой политикой, должны были согласовываться с наркоматом финансов РСФСР и утверждаться последним [Советское содружество 1972: 241-243]. Таким образом, Советская Армения не могла вести самостоятельную финансовую политику.

Отметим также, что руководящая компартия Армении по сути являлась составной частью РКП(б) и руководствовалась директивами из единого центра — ЦК РКП(б), посредством созданного 21 марта 1921 г. Кавказского бюро (Кавбюро) ЦК РКП(б) [Хачатрян 2007: 149].

С начала весны 1921 г. выдвинулись различные мнения и подходы о формах объединения закавказских республик с Советской

Россией. По мнению полпреда Советского Азербайджана в Москве Б. А. Шахтахтин-ского, в условиях территориальных споров в Закавказье и множества иных разногласий оптимальным вариантом решения всех сложных проблем могло стать объединение всех закавказских республик, включая Дагестан [Нагорный Карабах 1992: 617-620]. Одним из первых за создание Кавказской федерации высказался и А. Ф. Мясникян. О необходимости и неизбежности создания Закавказской федерации докладывал И. В. Сталин на общем собрании Тифлисской парторганизации 6 июля 1921 г. [Сталин, 5 1948: 98-111].

Уже 3 ноября 1921 г. Кавбюро принимает резолюцию «О федерации Закавказских республик» [НАА. Ф. 4033. Оп. 2. Д. 1185. Л. 52-57], а 17 ноября Политбюро ЦК РКП(б) дает поручение Реввоенсовету РСФСР «Оформить взаимоотношения РСФСР с Республиками Армении, Грузии и Азербайджана посредством Военной конвенции» [НАА. Коллекция микропленок № 1. Д. 3. Л. 129].

8 декабря 1921 г. в Тифлисе руководителями трех закавказских республик — А. Ф. Мясникяном, П. Г. Мдивани и Н. Н. Наримановым, — а также полномочным представителем правительства Советской России в закавказских республиках Борисом Леграном было подписано «Соглашение между правительствами Закавказских советских республик и правительством РСФСР по военно-морским вопросам» [НАА. Коллекция микропленок № 1. Д. 3. Л. 163-164].

Соглашение, которое на самом деле можно назвать военно-политическим договором, фиксировало, что общие стратегические интересы по защите от внешней угрозы республик Закавказья и Советской России настоятельно требуют объединения военных сил и средств четырех республик под единым командованием Реввоенсовета Отдельной Кавказской армии. Для Советской Армении, Совнарком которой ратифицировал соглашение 19 января 1922 г. [НАА. Ф. 113. Оп. 5. Д. 5. Л. 1], особое значение имела 3-я статья, согласно которой: «Для укрепления обороны закавказских Советских республик на их территории дислоцировались военные части Красной армии РСФСР» [НАА. Коллекция микропленок

№ 1. Д. 3. Л. 163-164]. Это был важный военно-стратегический шаг с точки зрения обеспечения безопасности Армении от внешних угроз, от вполне возможных посягательств Турции.

Процесс создания Закавказской федерации не был легким, в вопросе другого мнения придерживались грузинские коммунисты во главе с председателем ревкома П. Г. Мдивани. Они считали, что создание Закавказской федерации преждевременно, настаивали на необходимости сохранения подлинной независимости закавказских республик [Хачатрян 2007: 160]. Данная позиция была расценена как «националистический уклон». Кавбюро во главе с членом ЦК Г. К. Орджоникидзе, И. В. Сталин, а также А. Ф. Мясникян начали непримиримую борьбу против «грузинских уклонистов» [Хачатрян 2007: 160]. Вскоре это принесло результат. Состоявшийся 25-26 ноября 1921 г. пленум ЦК компартии Грузии в целом одобрил решение Кавбюро от 3 ноября «О федерации Закавказских республик» [НАА. Ф. 4033. Оп. 2. Д. 1185. Л. 52-57] и призвал к «немедленному осуществлению» [Компартия Грузии 1976: 22-23].

Политику Кавбюро по скорейшему созданию Закавказской федерации поддерживало и руководство Советского Азербайджана, однако и здесь были сторонники «другого мнения», в частности члены ЦК КП Азербайджана М. Д.-Б. Гусейнов и Р. А. Ахундов [НАА. Коллекция микропленок № 1. Д. 3. Л. 135-146].

Что касается позиции руководства Советской Армении, то в вопросе создания Закавказской федерации оно поддерживало политику Кавказского бюро, было убеждено, что идея федерации отвечает интересам республики и армянского народа. И неслучайно, что раньше всех из закавказских республик, 14 ноября 1921 г., ЦК компартии Армении единогласным решением одобрил решения Кавбюро о создании Закавказской федерации [НАА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 15. Л. 39].

Уже 12 марта 1922 г. созванная в Тифлисе полномочная конференция представителей ЦИК трех закавказских советских республик (Азербайджана, Армении и Грузии) утвердила Союзный договор о создании Федеративного Союза Закавказских Социалистических Советских Республик (ФСЗСР). Хотя конференция подтверждала «полную

независимость и самостоятельность республик» [Советское содружество 1972: 264267], в действительности Союзный договор предполагал, например, упразднение ряда основных наркоматов — иностранных и военных дел, внешней торговли, финансов и др. [Советское содружество 1972: 264-267].

4. На пути образования ЗСФСР и СССР

После образования Закавказской федерации, которая с государственно-правовой точки зрения стала первым советским союзным объединением, еще более актуальным стал вопрос окончательного урегулирования межгосударственных взаимоотношений РСФСР и национальных советских республик. Центростремительное крыло большевистской партии во главе с И. В. Сталиным требовало скорейшим образом покончить также с «неразберихой» во взаимоотношениях советских республик и РСФСР, особенно — с замечаемыми в некоторых республиках сепаратистскими настроениями [Хачатрян 2007: 178].

Отметим, что высшие государственные и партийные органы Советской России следили, чтобы советские республики не нарушали принятую еще 8 декабря 1921 г. Политбюро ЦК РКП(б) резолюцию о том, что союзные советские республики не имеют права подписывать какие-либо международные договоры «без предварительного согласования с наркоматом иностранных дел РСФСР» [НАА. Ф. 114. Оп. 1. Д. 98. Л. 23-24].

Из фактов нарушения данной резолюции приведем следующий. 7 августа 1922 г. в Ереване было подписано соглашение между правительством ССРА и представителем иностранной благотворительной организации — Американского комитета помощи армянам и сирийцам (Амерком) [НАА. Ф. 1. Оп. 2. Д. 10. Л. 113]. Факт подписания данного соглашения вызвал большое недовольство центральных партийных органов. Вопрос был вынесен на обсуждение в президиум Закавказского краевого комитета ЦК РКП(б). 24 августа 1922 г. было принято решение об аннулировании соглашения, а ЦК КП Армении было уведомлено, что без санкции Закавказского краевого комитета подписание договоров с иностранцами недопустимо. 30 августа Совет Союзов За-

кавказской федерации, приняв за основу решение Закавказского краевого комитета от 24 августа, также признал недействительным подписанное властями Армении соглашение [НАА. Ф. 113. Оп. 38. Д. 27. Л. 16]. Взамен 1 ноября 1922 г. было подписано соглашение между Амеркомом и правительством РСФСР [НАА. Ф. 113. Оп. 38. Д. 27. Л. 187-193]. Таким образом, советские и партийные органы контролировали разные вопросы, руководствуясь идеей централизации власти в молодом государстве. Английский историк В. Свобода считает, что подобные факты можно расценивать как вмешательство Советской России во внутренние дела советских республик [Свобода 1992: 3-13]. Российский исследователь Л. Нежинский правильно замечает, что политика ряда советских республик, стремящихся стать полноправными субъектами международных отношений, «побуждала центральное большевистское руководство в 1921-1922 гг. форсировать создание и оформление жестко централизованного по всем линиям, унитарного государства» [Нежинский 1994: 89].

Уже с начала августа 1922 г. предпринимаются решительные шаги по пути окончательного урегулирования межгосударственных взаимоотношений РСФСР и образовавшихся на территории бывшей Российской империи национальных советских республик. Отметим, что для них были характерны единообразная (советская) государственность, единая внутренняя и внешняя политика, военные силы (национальные Красные армии), карательные органы (ЧК, Особый отдел и др.), единообразные конституции (основные положения конституций республик фактически повторяли Конституцию РСФСР) и, самое главное, вставшие у руля власти в Советских республиках коммунистические (большевистские) партии, которые беспрекословно руководствовались принципами и решениями ЦК РКП(б) и его Краевых комитетов, диктовали пути объединения.

10 августа 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) принимает решение поручить оргбюро ЦК создать специальную комиссию для подготовки вопроса взаимоотношений советских республик и РСФСР и представить его на рассмотрение пленума ЦК. В состав комиссии вошли представители существующих

к тому времени всех советских республик (Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Грузия, Дальневосточная республика (ДВР), Хорезм и Бухара) [Образование СССР 1972: 293-295].

В конце августа на обсуждение комиссии (ССРА представлял А. Ф. Мясникян) были представлены разработанные членом и фактическим руководителем комиссии И. В. Сталиным тезисы «Проекта резолюции о взаимоотношениях РСФСР и независимых республик». Согласно так называемой «сталинской программе автономиза-ции», национальные советские республики теряли свою суверенность и должны были войти в состав РСФСР на правах автономных (самостоятельных) республик [НАА. Ф. 1. Оп. 2. Д. 197. Л. 62].

Критикуя «националистов», которые требовали настоящей независимости республик, И. В. Сталин в письме В. И. Ленину от 22 сентября 1922 г. отмечал: «Одно из двух: либо действительная независимость (советских национальных республик. — М. А, К. Х., И. К) и тогда — невмешательство центра... либо действительное объединение Советских республик. Если мы теперь же не постараемся приспособить форму взаимоотношений между центром и окраинами к фактическим взаимоотношениям, в силу которых окраины во всем основном безусловно должны подчиняться центру, т. е. если мы теперь же не заменим формальную (фиктивную) независимость формальной же (и вместе с тем реальной) автономией, то через год будет несравненно труднее отстоять фактическое единство Советских республик» [Образование СССР 1972: 198-200].

Однако противникам автономизации все же удалось, правда, не без весомой поддержки вождя советского государства, отклонить «сталинскую программу автоно-мизации». Ознакомившись с материалами комиссии и посоветовавшись в вопросе с некоторыми членами комиссии, в том числе с И. В. Сталиным, В. И. Ленин решительно отвергает представленную последним «программу автономизации». В письме к членам Политбюро ЦК РКП(б) от 26 сентября 1922 г. В. И. Ленин предлагает провести объединение советских республик на принципиально другой основе: вместо их вхождения на правах автономии в состав РСФСР объединить национальные респу-

блики и Россию в новом государственном объединении — в «Союзе Советских Республик Европы и Азии», строжайшим образом сохраняя их равноправие и независимость, право добровольного выхода из Союза [Ленин 45, 1970: 211-213].

На наш взгляд, большевики, вынужденно создавая федеративное государство и предоставив статус союзной республики, в частности, имеющим до советизации собственную государственность народам, сумели избежать недовольства и на основе новой, так называемой социалистической идеологии, добились формирования общего государства.

Официально процесс образования СССР был завершен 29-30 декабря 1922 г., а до этого на состоявшемся в Баку 10-13 декабря 1922 г. Первом съезде Советов Закавказья Федеративный Союз Закавказских Советских республик был преобразован в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР) [Конституция ЗСФСР 2015: 91-95]. Это означало, что федеративный союз закавказских республик трансформировался в единую республику. На съезде также была принята Конституция республики. Примечательно, что ни в одной из 47 статей Конституции Закавказской федерации от 13 декабря 1922 г. не упоминаются ни названия трех республик, ни их территории и границы [Конституция ЗСФСР 2015: 91-95]. Съезд также решил объединиться с РСФСР, Советской Украиной и Советской Белоруссией в составе СССР. Аналогичное решение было принято и постановлением X Всероссийского Съезда Советов от 27 декабря 1922 г. [Советское содружество 1972:

301-302].

Процесс образования единого федеративного Советского государства был завершен 30 декабря в г. Москве на конференции полномочных делегаций четырех советских республик (РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР), где были утверждены и подписаны проекты Декларации и Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик [Советское содружество 1972:

302-303, 307-314].

Таким образом, Грузия, Армения и Азербайджан, которые в период советизации де-юре являлись независимыми социалистическими государствами, в конце 1922 г.

были включены в состав единого государства — СССР, не с прямым подчинением от центра, а через федеративное государственное объединение — Закавказскую федерацию. За республиками оставались права собственных конституций, административных границ, местных органов власти и др. [Конституция СССР 1924]. Несомненно, что в таких условиях суверенитет фактически превращался в фикцию. Не случайно, что в составе Закавказской федерации (1922-1936) Советская Армения не смогла сохранить территориальную целостность республики, в результате чего некоторые ее территории перешли в состав Советского Азербайджана (подробно см.: [Хачатрян, Сукиасян, Бадалян 2022: 122-159]).

5. Проблема образования национально-государственных образований внутри союзных советских республик

В период национального размежевания и формирования союзных республик некоторые регионы с этнически компактно проживающим населением оказались вне границ национальных республик. Во избежание межнациональных конфликтов советское руководство в составе многих союзных республик стало создавать иные национально-государственные образования — автономные республики, автономные области и автономные округа. За все время СССР в его состав входили 15 союзных национальных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов, на территории которых проживало более 100 наций и народностей.

В составе СССР, кроме Армянской ССР, как союзной национальной республики находилось и другое армянское советское национальное образование — Нагорно-Кара-бахская Автономная область (НКАО) в составе Азербайджанской ССР. После советизации в мае 1920 г. и до середины 1921 г. Нагорный Карабах, по сути, оставался самостоятельной единицей и не входил в состав Азербайджана [Хачатрян, Сукиасян, Бада-лян 2022: 161-162]. По решению пленума Кавказского бюро ЦК РКП(б) от 4 июля 1921 г. Нагорный Карабах отходил в состав Советской Армении [Нагорный Карабах 1992: 649-650]. Однако под жестким давлением азербайджано-турецкого альянса, без поименного голосования членов Кавказско-

го бюро, 5 июля вопрос был решен в пользу Азербайджана. В результате заселенный более чем на 90 % армянским населением весь край в качестве автономной области отошел к Советскому Азербайджану [Нагорный Карабах 1992: 649-650]. Однако власти последнего не спешили с выделением Нагорного Карабаха в областную автономию. Их далеко идущей целью было на время предать забвению проблему, а в дальнейшем добиться того, чтобы территории Нагорного Карабаха «растворились» в новообразованных соседних административных районах Азербайджана. Об этом свидетельствует следующий примечательный факт: оргбюро и политбюро ЦК АзКП(б) на заседании 26 сентября 1921 г. под председательством секретаря ЦК С. М. Кирова большинством голосов постановляют: «Просить Кавбюро пересмотреть свое решение о выделении Нагорного Карабаха; впредь до этого автономию не объявлять» [К истории образования 1989: 96-97].

И лишь под жестким политическим давлением руководства Советской Армении и Советской Закавказской федерации (в частности Александра Мясникяна) Азербайджан 7 июля 1923 г. наконец-то декларировал «Об образовании Автономной Области Нагорного Карабаха (АОНК)» [К истории образования 1989: 151-153]. По новой Советской Конституции 1936 г. АОНК была переименована в Нагорно-Карабахскую Автономную Область (НКАО).

Таким образом, власти Советского Азербайджана были вынуждены отступить и официально предоставить Нагорному Карабаху статус автономной области. Именно благодаря этому в советские годы армяне Карабаха смогли сохранить свою идентичность благодаря наличию автономии.

В составе СССР область имела признанные и утвержденные Советским Азербайджаном свои административные границы. В Конституции (Положении) АОНК 1924 г. обозначены входящие в ее территорию уезды, города и селения [Конституция 1924: 2936]. Отметим, однако, что в нарушение вышеуказанного решения Кавказского бюро, автономная область была выделена только из некоторой части Нагорного Карабаха, на остальной же ее территории были искусственно образованы новые уезды и районы советского Азербайджана: Курдистанский,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гянджинский (арм. Гандзак), Кельбаджар-ский (арм. Карвачар), Джебраильский (арм. Джракан), Лачинский (арм. Бердзор) и др. В последующие годы азербайджанскими властями от автономной области периодически были отторгнуты в пользу соседних районов около 600 км2 территорий с преобладающим армянским населением (подробно см.: [Хачатрян, Сукиасян, Бадалян 2022: 190-198]).

В результате в конце 1930-х гг. признанная территория НКАО составила всего 4 400 км2 и была искусственно отрезана от Армянской ССР, с которой имела хоть и маленькую (около 6-8 км), но общую границу [БСЭ 1, 1926: 640-641 (карта); БСЭ 3, 1926: 416-417 (карта)].

Отметим, что автономный статус Нагорного Карабаха дал возможность армянам края 2 сентября 1991 г. реализовать свое право на самоопределение по всем нормам международного права и в соответствии с действующими законами СССР. В частности Закон СССР от 3 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» давал возможность советским автономным образованиям путем референдума выйти из состава СССР [Ведомости съезда 1990: 252].

Что касается вопроса Нахичевани, оккупированной турецкими войсками осенью 1920 г., то по Ереванскому соглашению от 2 декабря край входил в состав Советской Армении. Однако по Московскому договору от 16 марта 1921 г. турецкая сторона отказалась от него в пользу Советского Азербайджана с условием, что это право последний не уступит третьей стороне. В результате было решено предоставить Нахичевани автономию в составе Азербайджана. В 1924 г. была создана Нахичеванская Автономная Социалистическая Советская Республика (Нахичеванская АССР), которая, на наш взгляд, фактически не стала автономией для местного армянского населения. О том, что автономия относится к армянскому народу, можно было судить по наличию надписей на армянском языке на гербе и флаге республики [Поцелуев 1987: 138; Конституция НАССР 1937]. Однако в результате изменений в Конституции Нахичеванской АССР надписи на армянском языке к 1939 г. были удалены.

Проблема территориальной принадлежности Ахалкалакского уезда, района Цал-ки и северной части Борчалинского уезда была урегулирована решениями Кавказского бюро от 7 июля 1921 г. и ЦК компартии Грузии от 16 июля 1921 г. Последний принял постановление о включении этих территорий в состав Грузинской ССР [Мел-конян 2003: 338, 465-466]. Преобладающее местное армянское население в дальнейшем попыталось на указанных территориях создать национальную автономию, однако грузинское руководство, расценивая этот шаг как националистический, пресекло все попытки [Бердзенешвили 1998: 69-70].

6. Заключение

Статус союзной советской республики, который был самым высоким в союзном государстве, создавал ряд возможностей для социально-экономического и культурного развития данной республики, которые имели ряд атрибутов государственности: конституция, государственные символы — флаг, гимн, административные границы, органы власти, национальные школы и т. д. В некоторых республиках, в частности Грузинской ССР, во всех конституциях советского периода (1922, 1938, 1978) государственным языком объявлялся грузинский. Во второй главе конституции 1922 г. (статья 5) также подчеркивалась важность суверенитета республики: «Социалистическая Советская Республика Грузии есть суверенное государство, не допускающее чьего бы то ни было чужого равноправного владения на своей территории, но и не простирающего своих прав за ее пределы» [Конституция ЗСФСР 2015: 82]. В конституциях многих республик вышеуказанные важные формулировки отсутствовали. В ряде республик тождественные формулировки нашли отражение позднее — в конституциях, принятых в 1978 г. Только в третьей по счету конституции Советской Армении 1978 г., согласно статье 72, армянский язык объявлялся государственным [Конституция АрССР 1978].

После принятия последней Конституции СССР в 1977 г. начался процесс об-

суждения проектов конституций союзных республик. Каждая республика старалась включить в текст новой конституции статьи, укрепляющие их суверенитет. Острые дебаты в некоторых республиках и манифестации, как в Грузии и Армении, вынудили центральные власти пойти на уступки и дать свое согласие на включение в конституции статьи о праве выхода из состава СССР, о недопустимости изменения территории республики без согласия местных верховных властей, о статусе государственного языка и т. д. Например, по статье 69 Конституции Армянской ССР, принятой 14 апреля 1978 г., Армянская ССР имела право выйти из состава Советского Союза. По статье 74 республика могла вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договора и обмениваться дипломатическими представительствами и т. д. На гербе Армянский ССР (авторы — Мартирос Сарьян и Акоп Коджоян) была изображена гора Арарат (Масис), Арам Хачатурян стал автором гимна республики.

Не секрет, что союзные Советские республики, тем более находящиеся в их составах автономии, были лишены основных атрибутов государственности и находились под постоянным контролем центральных властей. Однако сам статус союзной республики, являющийся результатом наличия независимости до советизации, можно рассматривать как своеобразное проявление государственности, во всяком случае на примере Армении. Неслучайно, что в 1991 г. все союзные республики вышли из состава СССР по решениям своих законодательных органов — Верховных советов, в границах бывших республик. Учитывая вышесказанное, армянские историки выдвинули следующую концепцию истории армянской государственности в новейшее время: началом этого периода считается 28 мая 1918 г. — провозглашение независимости Первой республики, правопреемницей которой является Советская Армения (19201991), на ее основе в 1991 г. была создана нынешняя - Третья республика.

Источники Sources

НАА — Национальный архив Армении. National Archives of Armenia.

Литература

Бердзенишвили 1998 — Бердзенишвили Д. Ахалкалаки Джавахетский // ¿АфбБ^^о, öbö^^ö^A^ö оЪфгоАозгоЪотб bö8gß6ogAm ЗгоЗ^^бА^^о ^АБб^о, от&о^оЪо 1998, № 7. ад. 51-74. (= Ахалкалаки Джавахетский // Молодежный исторический популярный журнал Артануджи. 1998. № 7. С. 51-74) (на груз. яз.).

БСЭ, 1 1926 — Большая советская энциклопедия: в 66 т. 1926-1947 / гл. ред. О. Ю. Шмидт (до 1941 г.). Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1926. 832 с.

БСЭ, 3 1926 — Большая советская энциклопедия: в 66 т. 1926-1947 / гл. ред. О. Ю. Шмидт (до 1941 г.). Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1926. 800 с.

Ведомости съезда 1990 — Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. № 15. М.: Изд. Верховного Совета, 1990. 316 с.

Десятый съезд РКП(б) 1963 — Десятый съезд РКП(б). Март 1921 года. Стенографический отчет. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1963. 937 с.

К истории образования 1989 — К истории образования Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР. 1918-1925: Документы и материалы / под ред. Д. П. Гу-лиева. Баку: Азербайджанское гос. изд-во, 1989. 334 с.

Ключников, Сабанин 1928 — Ключников Ю., Сабанин А. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. III. М.: Литиздат НКИД, 1928. 430 с.

Конституция 1924 — Конституция (Положение) Автономной области Нагорный Карабах // Коммунист. № 145 (924). 1924. 6 июля. С. 29-36.

Компартия Грузии 1976 — Коммунистическая партия Грузии в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК: 19201976. Т. 1: 1920-1931 / сост.: Г. К. Жвания, О. Каджая, Д. Г. Стуруа. Тбилиси: Изд-во КП Грузии, 1976. 541 с.

Конституция ЗСФСР 2015 — Конституция Закавказской Социалистической Федеративной Советской республики, 13 декабря 1922 г. // Советские конституции. Хрестоматия: в 4 ч. Ч. 1 /сост. Д. В. Кузнецов. Благовещенск: Благовещенский пединститут, 2015. 156 с.

Конституция АрССР 1978 — Конституция (основной закон) Армянской Советской Социалистической Республики (14 апреля 1978 г.). Ереван: Айастан, 1984. 58 с.

Конституция НАССР 1937 — Конституция (основной закон) Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республики. Нахичевань: Азернешр, 1937. 28 с.

Конституция НАССР 1941 — Конституция (основной закон) Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республики с изменениями и дополнениями. Баку: Азер-нешер, 1941. 28 с.

Ленин, 43 1970 — Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е. Т. 43. М.: Полит. лит., 1970. 562 с.

Ленин, 45 1970 — Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е. Т. 45. М.: Изд-во полит. лит., 1970. 730 с.

Мелконян 2003 — Ц^п^шЬ и. XIX

цшрпШ И XX цшр^ шпш2^и ршппрц^и, «Зш^ш^» hpшmшpш^nLp]nLU, ЪрЬшЬ, 2003, 544 Ь2. (= Мелконян А. Джавахк в XIX и первой трети XX в. Ереван: Зангак, 2003. 544 с.) (на армян. яз.).

Мясникян 1957 — ^ши^^шЬ Ц .3>. СЬш^р Ьр^Ьр, ЪрЬшЬ, Zш]щhшhpшш, 1957, 815 Ь2: (=Мясникян А. Ф. Избранные сочинения, Ереван: Арм. госуд. изд-во, 1957. 815 с.) (на армян. яз.)

Нагорный Карабах 1992 — Нагорный Карабах в 1918-1923 гг.: сб. док. и мат-лов / отв. ред. В. А. Микаелян. Ереван: Академия наук Армении, 1992. 756 с.

Нежинский 1994 — Нежинский Л. Н. У истоков большевистско-унитарной внешней политики (1921-1923 гг.) // Отечественная история. 1994. № 1. С. 89-105.

Образование СССР 1972 — Образование Союза советских социалистических республик: сборник документов / редкол: Ю. И. Кора-блев (отв. ред.) и др.; сост. С. В. Харманда-рян. М.: Наука, 1972. 529 с.

Поцелуев 1987 — Поцелуев В. А. Гербы Союза ССР. Из истории разработки. М: Политиздат, 1987. 166 с.

Республика Армения 2000 — Республика Армения в 1918-1920 гг. (политическая история): сб. док. и мат-лов / ред. Г. Галоян, В. Каза-хецян. Ереван: Гитутюн, 2000. 456 с.

Сборник договоров 1922 — Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных РСФСР с иностранными государствами. Вып. 3. М.: НКИД, 1922, № 79. 252 с.

Свобода 1992 — Свобода В. Союз добровольный республик свободных? (Из истории создания СССР) // Этнографическое обозрение. 1992. № 2. С. 3-13.

Советские конституции 2015 — Советские конституции. Хрестоматия: в 4 ч. Ч. 1 / сост. Д. В. Кузнецов. Благовещенск: Благовещенский пединститут, 2015. 156 с.

Советское содружество 1972 — Советское содружество народов (объединительное движение и образование СССР) / Сб. док. и мат-лов. 1917-1922 гг. / сост.: И. Н. Владимирцев. М.: Полит. лит., 1972. 335 с.

Сталин, 5 1948 — ишш^Ь Ь.Ч. Ьр^Ьр, Ь 5, ЬрЬшЬ, Zш]щtшhршш, 1948, 491 Ь2: (= Сталин И. В. Сочинения. Т. 5. Ереван: Армгосиздат, 1948, 491 с.) (на армян. яз.).

Туманян 2012 — Туманян М. Г. Дипломатическая история Республики Армения, 1918-

1920 гг. Ереван: Нац. архив Армении, 2012. 471 с.

Шесть лет политики 1924 — Шесть лет национальной политики Советской власти и Нар-комнац, 1917-1923 гг.: (вместо отчета). М.: Изд-во Отдела печати и информации, 1924. 228 с.

Хачатрян 2007 — Хачатрян К. Г. Армяно-российские отношения в 1920-1922 гг. Ереван: Институт истории НАН РА, 2007. 262 с.

Хачатрян, Сукиасян, Бадалян 2022 — Хачатрян К. Г., Сукиасян А. К., Бадалян Г. М. Аннексия армянских территорий Турцией и Советским Азербайджаном в 1920-1930-х годах. Ереван: Институт истории НАН РА, 2022. 222 с.

References

Berdzenishvili D. Akhalkalaki of Javakheti. Art'anuji (youth journal of popular history). 1998. No. 7. Pp. 51-74. (In Geo.)

Bulletin of the Congress of People's Deputies of the Soviet Union and the Supreme Soviet. 1990. No. 15. 316 p. (In Russ.)

Collected Current Treaties, Agreements and Conventions between the RSFSR and Foreign Governments. Is. 3. Moscow: People's Commissariat for Foreign Affairs, 1922. No. 79. 252 p. (In Russ.)

Constitution (fundamental law) of the Armenian Soviet Socialist Republic (14 April 1978). Yerevan: Hayastan, 1984. 58 p. (In Russ.)

Constitution (fundamental law) of the Nakhichevan Autonomous Soviet Socialist Republic. Nakhichevan, 1937. 28 p. (In Russ.)

Constitution (fundamental law) of the Nakhichevan Autonomous Soviet Socialist Republic (Revised and Expanded). Baku: Azernesher, 1941. 28 p. (In Russ.)

Constitution (Statute) of Nagorno-Karabakh Autonomous Oblast. Communist. 1924, July 6. No. 145 (924). Pp. 29-36. (In Russ.)

Constitution of the Transcaucasian Socialist Federative Soviet Republic (13 December 1922). In: Kuznetsov D. V. (comp.) Soviet Constitutions: A Chrestomathy. In 4 pts. Pt. 1. Blagoveshchensk: Blagoveshchensk [State] Pedagogical Institute, 2015. 156 p. (In Russ.)

Galoyan G., Kazakhetsyan V. (eds.) Republic of Armenia in 1918-1920: Political History. Collected documents and materials. Yerevan: Gi-tutyun, 2000. 456 p. (In Russ.)

Guliev D. P. (ed.) Nagorno-Karabakh Autonomous Oblast (Azerbaijan SSR), 1918-1925: History of Its Formation Revisited. Documents and

materials. Baku: Azerbaijan State Publ. House, 1989. 334 p. (In Russ.)

Khachatryan K. H., Sukiasyan A. K., Badaly-an G. M. Annexations of Armenian Territories by Turkey and Soviet Azerbaijan in the 1920s-1930s. Yerevan: National Academy of Sciences of Armenia (Institute of History), 2022. 222 p. (In Russ.)

Kharmandaryan S. V. (comp.) Establishing the Union of Soviet Socialist Republics. Collected documents. Yu. Korablev et al. (eds.). Moscow: Nauka, 1972. 529 p. (In Russ.)

Klyuchnikov Yu., Sabanin A. Contemporary International Politics: Agreements, Memorandums, Declarations. Pt. 3. Moscow: People's Commissariat for Foreign Affairs, 1928. 430 p. (In Russ.)

Kuznetsov D. V. (comp.) Soviet Constitutions: A Chrestomathy. In 4 vols. Vol. 1. Blagoveshchensk: Blagoveshchensk Teachers' Training Institute, 2015. 156 p. (In Russ.)

Lenin V. I. Complete Works. 5th ed. Vol. 43. Moscow: Politizdat, 1970. 562 p. (In Russ.)

Lenin V. I. Complete Works. 5th ed. Vol. 45. Moscow: Politizdat, 1970. 730 p. (In Russ.)

Melkonyan A. Javakhk in the 19th and Early 20th Centuries. Yerevan: Zangak, 2003. 544 p. (In Arm.)

Myasnikyan A. F. Selected Writings. Yerevan: Armenian State Publ. House, 1957. 815 p. (In Arm.)

Mikaelyan V. A. (ed.) Nagorno-Karabakh in 19181923. Collected documents and materials. Yerevan: Academy of Sciences of Armenia, 1992. 756 p. (In Russ.)

Nezhinsky L. N. Sources of the Bolsheviks' unitarist foreign policy (1921-1923). Otechestvennaya istoriya. 1994. No. 1. Pp. 89-105. (In Russ.)

Potseluev V. A. Developing State Emblems of the Soviet Union: Glimpses of History. Moscow: Politizdat, 1987. 166 p. (In Russ.) Schmidt O. Yu. (ed.) Great Soviet Encyclopedia. In v 66 vols. (1926-1947). Vol. 1. Moscow: Sovetskaya Entsiklopediya, 1926. 832 p. (In Russ.)

Schmidt O. Yu. (ed.) Great Soviet Encyclopedia. In v 66 vols. (1926-1947). Vol. 3. Moscow: Sovetskaya Entsiklopediya, 1926. 800 p. (In Russ.)

Stalin J. V. Writings. Vol. 5. Yerevan: Armenian

State Publ. House, 1948, 491 p. (In Arm.) Svoboda V. A voluntary union of free republics? (The creation of the USSR revisited). Etnogra-ficheskoe obozrenie. 1992. No. 2. Pp. 3-13. (In Russ.)

Tenth Congress of the Russian Communist Party (Bolsheviks): March 1921. Verbatim report. Moscow: Politizdat, 1963. 937 p. (In Russ.)

The Six Years of Nationalities Policy [Conducted] by the Soviet Government and People's Commissariat of Nationalities, 1917-1923: Instead of a [Progress] Report. Moscow: People's Commissariat for Foreign Affairs (Press and Information Dept.), 1924. 228 p. (In Russ.)

Tumanyan M.G. Republic of Armenia, 1918-1920: A Diplomatic History. Yerevan: National Archives of Armenia, 2012. 471 p. (In Russ.)

Vladimirtsev I. N. (comp.) The Soviet Comradeship of Nations: Unity Movement and the Shaping of the USSR. Collected documents (1917-1922). Moscow: Politizdat, 1972. 335 p. (In Russ.)

Zhvaniya G. K. et al. Communist Party of Georgia: Resolutions and Decisions of Congresses, Conferences and Plenums of the Central Committee. Vol. 1: 1920-1931. Tbilisi: Communist Party of Georgia, 1976. 541 p. (In Russ.)

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.