Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОЦЕНКИ ВЗГЛЯДОВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОЗДАНИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА - СССР'

СОВРЕМЕННЫЕ ОЦЕНКИ ВЗГЛЯДОВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОЗДАНИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА - СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
491
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / ЛЕНИН / СТАЛИН / ФЕДЕРАЛИЗМ / АВТОНОМИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Касьянов Валерий Васильевич, Баранов Андрей Владимирович, Яхутль Юрий Асланбиевич

В 2022 г. исполняется сто лет со дня образования Союза Советских Социалистических Республик как важнейшего итога Великой Российской революции и реализации большевистской концепции строительства многонационального государства на основе политической диктатуры РКП(б). Рассматриваются вопросы национально-государственного строительства, завершившегося образованием СССР, условия и политические дискуссии, которые предшествовали созданию государства нового типа. Интерес вызывает внутрипартийная дискуссия между Лениным и Сталиным по вопросам федерализации и автономизации советских республик. Последствия распада СССР и дальнейшее развитие РФ актуализируют данную тему, так как надежды на Содружество Независимых государств в полной мере не оправдались. РФ и бывшие республики Союзного государства пережили в постсоветский период острый экономический, социальный и политический кризис, сопровождавшийся во многих случаях межнациональными конфликтами.В современных условиях перед обществом и исторической наукой возникает ряд дискуссионных тем, например почему произошел распад страны и возможно ли было его предотвратить или же раскол в многонациональном государстве был следствием заложенных в нем политических и организационно-правовых принципов, дискуссии по которым развернулись еще на начальном этапе формирования СССР? В современной исторической науке не сложилось единой концепции в оценке событий 1922 г. и 1991 г. и их взаимосвязи. Поэтому важно понять содержание дискуссии, развернувшейся в период политического и организационно-правового формирования СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASSESSMENTS OF THE VIEWS OF THE BOLSHEVIKS ON THE STATE-LEGAL FORMS OF THE CREATION OF THE UNION STATE - THE USSR

The year of 2022 marks one hundred years since the formation of the Union of Soviet Socialist Republics as the most important outcome of the Great Russian Revolution and the implementation of the Bolshevik concept of building a multinational state based on the political dictatorship of the RCP(b). This article examines the issues of national-state construction, which ended with the formation of the USSR, the conditions and political discussions that preceded the creation of a new type of state. The most interesting is the intra-party discussion between Lenin and Stalin on the issues of federalization and autonomization of the Soviet republics. The consequences of the collapse of the USSR and the further development of the Russian Federation actualize this topic, since hopes for the Commonwealth of Independent States have not been fully realized. The Russian Federation and the former republics of the Union state experienced an acute economic, social, and political crisis in the post-Soviet period, accompanied, in many cases, by interethnic conflicts.In modern conditions, society and historical science face a number of controversial topics, such as: why the collapse of the country occurred and whether it was possible to prevent it, or whether the split in a multinational state was a consequence of the political and organizational and legal principles laid down in it, discussions on which unfolded at the initial stage of the formation of the USSR. In modern historical science, there is no unified concept in assessing the events of 1922 and 1991 and their interrelationships. To assess them, it is important to understand the content of the discussion that unfolded during the political and organizational-legal formation of the USSR.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОЦЕНКИ ВЗГЛЯДОВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОЗДАНИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА - СССР»

Научная статья УДК 93

doi: 10.18522/2687-0770-2022-3-60-67

СОВРЕМЕННЫЕ ОЦЕНКИ ВЗГЛЯДОВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОЗДАНИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА - СССР

Валерий Васильевич Касьянов 1Н, Андрей Владимирович Баранов 2, Юрий Асланбиевич Яхутль3

1 2' 3 Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

1 culture@kubsu.ru Е

2 baranovandrew@mail.ru

3 a075ca@yandex.ru

Аннотация. В 2022 г. исполняется сто лет со дня образования Союза Советских Социалистических Республик как важнейшего итога Великой Российской революции и реализации большевистской концепции строительства многонационального государства на основе политической диктатуры РКП(б). Рассматриваются вопросы национально-государственного строительства, завершившегося образованием СССР, условия и политические дискуссии, которые предшествовали созданию государства нового типа. Интерес вызывает внутрипартийная дискуссия между Лениным и Сталиным по вопросам федерализации и автономизации советских республик. Последствия распада СССР и дальнейшее развитие РФ актуализируют данную тему, так как надежды на Содружество Независимых государств в полной мере не оправдались. РФ и бывшие республики Союзного государства пережили в постсоветский период острый экономический, социальный и политический кризис, сопровождавшийся во многих случаях межнациональными конфликтами.

В современных условиях перед обществом и исторической наукой возникает ряд дискуссионных тем, например почему произошел распад страны и возможно ли было его предотвратить или же раскол в многонациональном государстве был следствием заложенных в нем политических и организационно-правовых принципов, дискуссии по которым развернулись еще на начальном этапе формирования СССР? В современной исторической науке не сложилось единой концепции в оценке событий 1922 г. и 1991 г. и их взаимосвязи. Поэтому важно понять содержание дискуссии, развернувшейся в период политического и организационно-правового формирования СССР. Ключевые слова: СССР, Ленин, Сталин, федерализм, автономия

Благодарности: исследование выполнено в рамках проекта РФФИ № 21-09-43110 «Взаимоотношения партийно-государственной власти и полиэтничного общества в ходе реализации национальной политики (на материалах Северо-Кавказского края и Крымской АССР, 1920-е гг.)».

Для цитирования: Касьянов В.В., Баранов А.В., Яхутль Ю.А. Современные оценки взглядов большевиков на государственно-правовые формы создания Союзного государства - СССР // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2022. № 3. С. 60-67.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY4.0). Original article

MODERN ASSESSMENTS OF THE VIEWS OF THE BOLSHEVIKS ON THE STATE-LEGAL FORMS OF THE CREATION OF THE UNION STATE - THE USSR

Valery V. Kasyanov Andrey V. Baranov 2, Yuri A. Yakhutl3

1 2' 3 Kuban State University, Krasnodar, Russia 1 culture@kubsu.ru E

© Касьянов В.В., Баранов А.В., Яхутль Ю.А., 2022

2 baranovandrew@mail.ru

3 a075ca@yandex.ru

Abstract. The year of 2022 marks one hundred years since the formation of the Union of Soviet Socialist Republics as the most important outcome of the Great Russian Revolution and the implementation of the Bolshevik concept of building a multinational state based on the political dictatorship of the RCP(b). This article examines the issues of national-state construction, which ended with the formation of the USSR, the conditions and political discussions that preceded the creation of a new type of state. The most interesting is the intra-party discussion between Lenin and Stalin on the issues of federalization and autonomization of the Soviet republics. The consequences of the collapse of the USSR and the further development of the Russian Federation actualize this topic, since hopes for the Commonwealth of Independent States have not been fully realized. The Russian Federation and the former republics of the Union state experienced an acute economic, social, and political crisis in the post-Soviet period, accompanied, in many cases, by interethnic conflicts.

In modern conditions, society and historical science face a number of controversial topics, such as: why the collapse of the country occurred and whether it was possible to prevent it, or whether the split in a multinational state was a consequence of the political and organizational and legal principles laid down in it, discussions on which unfolded at the initial stage of the formation of the USSR. In modern historical science, there is no unified concept in assessing the events of 1922 and 1991 and their interrelationships. To assess them, it is important to understand the content of the discussion that unfolded during the political and organizational-legal formation of the USSR.

Keywords: USSR, Lenin, Stalin, federalism, autonomy

Acknowledgments: the study was carried out within the framework of the RFBR, project No. 21-0943110 "Relationships between the party-state power and a multi-ethnic society in the course of the implementation of national policy (on the proceedings of the North Caucasus Territory and the Crimean ASSR, 1920s)".

For citation: Kasyanov V.V., Baranov A.V., Yakhutl Yu.A. Modern Assessments of the Views of the Bolsheviks on the State-Legal Forms of the Creation of the Union State - The USSR. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2022;(3):60-67. (In Russ.).

-This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY4.0).

В период кризиса в обществе возрастает значимость исторической науки, которая служит основой для духовного возрождения. Современное российское общество заинтересовано в объективной оценке причин образования, а в последующем и распада СССР. Многонациональное, многоконфессиональное российского государство в 1922 г. приобретает новые политические формы, в основе которых были диктатура пролетариата в виде Советов, однопартийная политическая система и плановая безальтернативная экономика. Первый шаг к созданию Союзного государства, основанного на новых принципах пролетарского интернационализма, был сделан в годы Гражданской войны. Реализация новой концепции советского государства как многонационального, многоконфессионального союза проходила под лозунгом о праве нации на самоопределение, выступая против регионального сепаратизма.

Предмет исследования - концепция национальной политики РКП(б) и организационно-правовые основы Союзного государства - СССР. Цель - изучить содержание концепций (федерализма и автономизации) государственно-правовой формы объединения советских республик в 1922 г. Хронологические рамки исследования охватывают период первой четверти XX в., когда лидеры партии РКП(б) активно разрабатывали содержание национальной политики и формы государственного строительства после прихода к власти. Крайней датой можно считать съезд Советов, проходивший в декабре 1922 г., который закрепил организационно-правовое оформление Союза ССР.

Начало историографических исследований по проблеме образования СССР датируется второй половиной 1920-х гг. Для современного осмысления значимости этого события наибольший интерес представляют работы постсоветского периода [1-6]. В этих работах представлены новые концепции формирования Союзного государства, в том числе зарождения РСФСР - самой крупной союзной республики, проблемы эволюции федерализма и ее российской модели.

Отсутствие идеологических ограничений и доступ к новым архивным материалам позволяют исследователям объективно и всесторонне оценить основные вопросы, связанные с образованием СССР, в том числе и противоречия, которые были изначально заложены в структуру федерации.

До революции 1917 г. и с первых лет существования советской власти шли дискуссии по национальному вопросу. Активная фаза политических решений наступила после прихода большевиков к власти и начала создания на территории РСФСР автономных образований. Результатом такой практики стало формирование Татаро-Башкирской Советской Республики на части территории Урала. Однако опыт создания национальных автономий выявил ряд существенных недостатков, один из которых - усиление центробежных сил и рост национализма. Возможно, эти факты вынудили Народный Комиссариат по национальным вопросам во главе с И. Сталиным пересмотреть политику поддержки формирования национальных автономий. Последствия нашли свое отражение в решениях VIII съезда РКП(б) (март 1919 г.), который ликвидировал коммунистические национальные организации как самостоятельные структуры в РКП(б). Теперь они входили напрямую в Коммунистическую партию Советской России.

За период 1918-1922 гг. в стране были сформированы автономии, которые продолжали организационно укрепляться, но происходило это в условиях противостояния как с центром, так и с участвующими в процессе регионами.

Уже 1 июня 1919 г. был подписан один из первых декретов, объединяющих Россию, Украину, Латвию, Литву и Белоруссию в борьбе с внешними угрозами и возможностями решения экономических вопросов. Это был не только военно-политический договор, но и соглашение, подчинённое решению экономических вопросов в условиях кризиса и войны. С учетом исторических традиций Москва оставалась центром принятия решений, но в договоре особо подчеркивалось, что республики сохраняют свою самостоятельность. В дальнейшем предпринимались меры по расширению участия во ВЦИК РСФСР представителей наиболее значимых Советских республик - Украины, Белоруссии и Закавказья. Это предложение было озвучено Х.Г. Раков-ским. Комиссия во главе с Л.Б. Каменевым рассматривала возможность объединения Советских республик вокруг РСФСР и создания единого государства [7].

Иной путь был выбран в отношении крупных регионов. Так, например, с Украиной в декабре 1920 г. заключили договор, который при видимости сохранения её суверенитета вплоть до внешнеполитической деятельности на самом деле ориентировал Украину на сближение с РСФСР. Аналогичное соглашение было заключено с Белоруссией. Как отмечают исследователи, в высшем политическом руководстве партии большевиков поиск наиболее эффективных путей национально-государственного строительства проходил сложно, болезненно в острых политических дискуссиях [8]. Если рассматривать эволюцию взглядов Ленина по вопросу национально-государственного строительства в Советской России, то можно отметить явное проявление классового подхода и своеобразие понимания федерализма. Так, отличительной чертой федерализма от автономии, по его мнению, был уровень централизации и концентрации властных полномочий. Ленин еще до революции обращался к национальному вопросу и вопросу государственного устройства страны в условиях социалистической революции.

Военно-политический союз на завершающем этапе Гражданской войны получил и экономическое обоснование, когда был принят в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации РСФСР). Формировались единые органы хозяйственного управления, традиционно сосредоточенные в г. Москве. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР, в августе 1921 г. - комитет по земельным делам. С целью формирования единой позиции на международной арене в феврале 1922 г. состоялась встреча представителей 9 республик - РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики, которые поручили РСФСР представлять их интересы на генуэзской конференции.

Создание Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР) в марте 1922 г. стало своеобразным экспериментом перед формированием Союзного государства. Три закавказских республики не имели экономической, социальной или иной основы для объединения. Желание В.И. Ленина не использовать шаблоны и практику предшествующего периода в национальной политике было проигнорировано. Летом 1922 г. процесс организационно-

правового объединения в Закавказье завершился. Назревающий кризис государственного строительства способствовал ускорению разработки концепции Союзного государства. Уже 10 августа 1922 г. создается комиссия во главе с И. Сталиным, которая должна была подготовить предложения по федеративному устройству нового государства. В состав комиссии вошли известные деятели партии большевиков Куйбышев, Молотов, Орджоникидзе, Раковский, Сокольников и представители национальных образований - Агамалы-Оглы (Азербайджан), Мясников (Армения), Червяков (Белоруссия) и Петровский (Украина).

Первый проект, известный в истории как проект «автономизации», был озвучен 10 сентября 1922 г. Он предполагал вхождение национальных республик в состав РСФСР и был поддержан представителями Армении, Азербайджана и Белоруссии, против высказались политики Украины и Грузии. Ленин узнал о содержании проекта Сталина и результатах его обсуждения в Центральных Комитетах национальных партий в конце сентября. Ознакомившись с документами, он пригласил к себе Сталина. Но до встречи с руководителем Наркомнаца состоялась беседа с Сокольниковым (Украина) - членом комиссии - и Мдивани (Грузия). Ленин высказывался о равенстве всех республик, входящих в Союзное государство. Сталин подчинился лидеру партии и 27 сентября письменно заявил о своем отказе от принципов автономизации, но все-таки сделал оговорки относительно целесообразности общефедерального ЦИКа партии. Новый проект поступил в ЦК партии 6 октября. Документ гарантировал равные права всем республикам, входящим в новое государство, и право выхода из союзного соглашения. Этот проект и был одобрен. Не обошлось и без конфликтов, когда Грузия потребовала прямого вхождения в Союзное государство.

Решающее значение имело постановление Пленума ЦК РКП(б) от 6 октября 1922 г. «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми Советскими Социалистическими Республиками», которое подтвердило ленинские принципы национально-государственного строительства.

Ленин постоянно обращался к теме межнациональных отношений в своих статьях и на партийных форумах. Еще на Пражской партийной конференции в 1912 г. он отмечал единство социал-демократического движения в России вне зависимости от национальности [9]. В «Тезисах по национальному вопросу» (1913 г.) Ленин подчёркивал не только партийное единство, так как РСДРП возникла «как "российская" партия», но и союз всего пролетариата России не зависимо от его национальности. При этом факт автономии местных и областных партийных организаций допускался [10]. В последующем на своих партийных форумах российские социал-демократы признавали право нации на самоопределение, но при этом призывали не смешивать право на отделение с целесообразностью выхода того или иного народа.

В годы Первой мировой войны Ленин постоянно обращался к данной теме, подчёркивая, что не следует противопоставлять право нации на самоопределение социалистической революции. Он утверждал, что революционная борьба имеет прямое отношение к вопросу самоопределения нации [11]. Уже в апреле 1917 г. лидер большевиков признавал право на выход наций и народов из состава России. По его мнению, пролетарская партия должна была поддерживать идею полной свободы и отделения от России всех наций и народностей [12]. Роль партии сводилась к созданию нового государства на основе союза народов России.

И. В. Сталин тоже был активным участником дискуссии по национальному вопросу и государственному устройству России в условиях революции. Так, в марте 1917 г. в статье «Против федерализма» на страницах газеты «Правда» в категоричной форме он отрицал возможности федеративного устройства России, что было ответом на взгляды эсеров на принципы федерализма [13]. В этот период российской революции в РКП(б) не было единства и выработанной, согласованной концепции национально-государственного строительства России.

Но на Апрельской (1917 г.) партийной конференции И. Сталину было поручено сделать доклад по национальному вопросу. В нем прозвучали идеи о праве нации на самоопределение, но это не обязательно было делать. Для народов, остающихся в пределах России, предусматривалась автономия, а малочисленным народам гарантировали правовую защиту их интересов. Позиция Сталина в период острого политического противостояния в России совпадала с воззрениями Ленина. Даже особая точка зрения Пятакова, который отвергал право нации на самооправдание, получила жесткий отпор со стороны Ленина.

Высшее партийное руководство связывало решение национального вопроса и национально-государственного строительства с окончательной победой Советов как формы государства. Эта позиция была принципиальной для Ленина, который рассматривал союз не по национальному принципу, а по политическому на основе Советов как органов власти. И вопрос о праве нации на самоопределение в резолюции конференции был обозначен с точки зрения целесообразности такого решения той или иной нации в тот или оный момент [14]. Этот тезис нашел свое развитие в статье «Наказ выбираемым по заводам и по полкам депутатам в Совет рабочих и солдатских депутатов» [15].

Следует признать, что Ленин делал отступления в своих взглядах на федеративное устройство. После революции он считал возможным сохранение единого унитарного государства. Большевики к моменту прихода к власти имели принципиальное представление по национальному вопросу, основанное на пролетарском интернационализме. Этот было подтверждено решениями II Всероссийского съезда Советов, где признавалось право нации на подлинное самоопределение [16]. В ноябре 1917 г. Ленин и Сталин подписали документ «Декларация прав народов», который подтверждал уже заявленные принципы большевиков: право народов России на образования самостоятельных государств, самоуправление, свободное развитие национальных меньшинств и равенство всех народов. Документ призывал к «добровольному и честному союзу народов России» [17].

Ленин снова обращается к теме федерализма в период Гражданской войны. Политика централизма, по его мнению, не противоречила принципам федерализма, но при определенном разумном подходе. А вот в случае с автономией она не противоречит централизму [18]. В июне 1920 г. в «Тезисах ко II Конгрессу Коммунистического интернационала» Ленин уже признавал целесообразность федеративного устройства страны. В п. 7 первоначального наброска тезисов он писал: «Федерация является переходной формой к полному единству трудящихся разных наций» [19]. В свою очередь Сталин высказался за развитие советской автономии национальных окраин как самой конкретной формы «объединения окраин с центральной Россией» [20].

В условиях Гражданской войны и после её завершения центром принятия решений по национальному вопросу, а следовательно, разработки концепции национально-государственного строительства стал Комиссариат по национальному вопросу во главе со Сталиным. Наркомнац осуществлял свою деятельность с 1917 по 1924 г., реализуя на практике национальную политику. Еще в январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов была принята «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа», где Советская Российская Республика признавалась как государство свободных наций и как федерация.

Очередной раз партия большевиков обращается к национальному вопросу на X съезде, где рассматривались вопросы о единстве партии и переходе к новой продовольственной политике. В принятой резолюции «Об очередных задачах партии в национальном вопросе» утверждался тезис о единстве народов при диктатуре пролетариата и победе Советов [21]. Наличие враждебного капиталистического окружения способствовало, по мнению РКП(б), объединению бывших национальных окраин в союзное федеративное государство на добровольной основе. Резолюция сыграла значительную роль в национально-государственном строительстве Советской России [22].

В стране продолжились процесс и интеграция советских республик. Так, к 1922 г. с учетом усиления военно-политического союза и возрастающей роли экономического фактора сформировалось три формы союзнических отношений: федерация, которая явно проявилась в автоно-мизации национальных образований в РСФСР; союзный договор - соглашения между Советскими республиками (ЗСФСР); федерация, построенная на основе двухсторонних соглашений. В этих условиях и развернулось политическое противостояние между центристами и федералистами в высшем руководстве страны.

30 ноября комиссия ЦК РКП(б) разработала Основные положения Конституции СССР, которые были разосланы в республики для обсуждения. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) обсудил проект Союзного Договора об образовании Союза ССР и предложил созвать съезд Советов СССР. Первый Всесоюзный съезд Советов начал свою работу 30 декабря 1922 г., в нем приняли участие 2 215 делегатов. С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин.

Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР. Конституция СССР 1924 г. включила в себя Декларацию о создании СССР и Союзный Договор, завершив правовое оформление Союзного государства.

В своем формировании Союзное государство прошло три этапа: военно-политический в годы Гражданской войны, организационно-экономический на этапе восстановления экономики и единого хозяйственного рынка и дипломатический - в целях защиты своих интересов на международной арене. Ленинский проект нового типа государства содержал на каждом из этапов компромиссные идеи по вопросам федерализма и автономизации, что позволило в 1922 г. принять решение, которое сохранило единство в Российской империи в форме СССР. Закрепленные в Конституции 1924 г. основные идеи федерализма в последующем подвергались трансформации, концентрируя все властные полномочия в партийном руководстве, следовательно, центром притяжения традиционно оставалась Москва.

Список источников

1. Национальная политика России: история и современность / С. В. Кулешов, Д. А. Аманжолова, О.В. Волобуев и др. М.: Русский мир, 1997. 678 с.

2. Кашироков З.К. Национально-государственное строительство на Северном Кавказе: политико-правовой аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 1998. 19 с.

3. Карапетян Л. М. Федерализм и права народов. М.: ПРИОР, 1999. 110 с.

4. Чистяков О.В. Становление Российской Федерации (1917-1922 гг.). М.: Зерцало-М, 2003. 343 с.

5. Красовицкая Т. Ю. Национальные элиты как социокультурный феномен советской государственности (октябрь 1917-1923 г.): документы и материалы. М.: ИРИ РАН, 2007. 448 с.

6. Паскачев А. Б. Национальная политика России (от империи - к единой российской нации). Москва; Ярославль: Литера, 2016. 246 с.

7. Вдовин А.И. СССР. История великой державы (1922-1991 гг.). М.: РГ-Пресс, 2019. 768 с.

-8. Карпенкова Т.В. Русские революции 1917 г. и изменения в содержании национально-

государственного строительства страны // Приволжский научный вестник. 2013. № 3 (19). С. 43-57.

9. Ленин В.И. VI (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП // Полн. собр. соч. М.: Политическая литература, 1980. Т. 21. С. 121-156.

10. Ленин В.И. Тезисы по национальному вопросу // Полн. собр. соч. М.: Политическая литература, 1980. Т. 23. С. 314-322.

11. Ленин В.И. Революционный пролетариат и право нации на самоопределение // Полн. собр. соч. М.: Политическая литература, 1980. Т. 27. С. 61-68.

12. Ленин В.И. Задачи пролетариата в нашей революции // Полн. собр. соч. М.: Политическая литература, 1980. Т. 31. С. 149-183.

13. Сталин И.В. Против федерализма // Соч. М.: Политиздат, 1954. Т. 3. С. 29-31.

14. Ленин В.И. Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП(б) 24-29 апреля (7-12 мая) 1917 г. // Полн. собр. соч. М.: Политическая литература, 1980. Т. 31. С. 339-453.

15. Ленин В.И. Наказ выбираемым по заводам и по полкам депутатам в Совет рабочих и солдатских депутатов // Полн. собр. соч. М.: Политическая литература, 1980. Т. 32. С. 40-42.

16. Ленин В.И. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 25-26 (7-8 ноября) 1917 г. // Полн. собр. соч. М.: Политическая литература, 1980. Т. 35. С. 7-29.

17. Ленин В.И., Сталин И.В. О социалистическом государстве и советской демократии. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1947. 670 с.

18. Ленин В.И. Вариант статьи «Очередные задачи Советской власти» // Полн. собр. соч. М.: Политическая литература, 1980. Т. 36. С. 127-164.

19. Ленин В.И. Тезисы ко II Конгрессу Коммунистического интернационала // Полн. собр. соч. М.: Политическая литература, 1980. Т. 41. С. 159-212.

20. Сталин И.В. Политика Советской власти по национальному вопросу в России. 10 октября 1920 г. // Соч. М.: ОГИЗ; Госполитиздат, 1947. Т. 4. С. 351-363.

21. Протокол X съезда РКП(б). М.: Партийное изд-во, 1933. 957 с.

ISSN2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 3

22. Гросул В.Я. Образование СССР: 1917-1924 гг. М.: ИТРК, 2007. 216 с.

References

1. Kuleshov S. V., Amanzholova D. A., Volobuev O. V. et al. National policy of Russia: history and modernity. Moscow: Russkii mir Publ.; 1997. 678 p. (In Russ.).

2. Kashirokov Z.K. Nation-state building in the North Caucasus: Political and legal aspect. Dissertation Thesis. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Press; 1998. 19 p. (In Russ.).

3. Karapetyan L. M. Federalism and the rights of peoples. Moscow: PRIOR Publ.; 1999. 110 p. (In Russ.).

4. Chistyakov O.V. Formation of the Russian Federation (1917-1922). Moscow: Zertsalo-M Publ.; 2003. 343 p. (In Russ.).

5. Krasovitskaya T.Yu. National elites as a socio-cultural phenomenon of the Soviet statehood (October 1917-1923): Documents and materials. Moscow: Institute of Russian History Press, Russian Academy of Sciences; 2007. 448 p. (In Russ.).

6. Paskachev A. B. Russia's national policy (from empire to a single Russian nation). Moscow; Yaroslavl: Litera Publ.; 2016. 246 p. (In Russ.).

7. Vdovin A.I. USSR. History of a great power (1922-1991). Moscow: RG-Press; 2019. 768 p. (In Russ.).

8. Karpenkova T.V. Russian revolutions of 1917 and changes in the content of the national-state construction of the country. Privolzhskii nauchnyi vestnik = Privolzhsky Scientific Journal. 2013;(3):43-57. (In Russ.).

9. Lenin V. I. VI (Prague) All-Russian Conference of the RSDLP. Complete Works. Moscow: Politicheskaya literatura Publ.; 1980;21:121-156. (In Russ.).

10. Lenin V.I. Abstracts on the national question. Complete Works. Moscow: Politicheskaya literatura Publ.; 1980;23:314-322. (In Russ.).

11. Lenin V.I. The revolutionary proletariat and the right of the nation to self-determination. Complete Works. Moscow: Politicheskaya literatura Publ.; 1980;27:61-68. (In Russ.).

12. Lenin V.I. The tasks of the proletariat in our revolution. Complete Works. Moscow: Politicheskaya literatura Publ.; 1980;31:149-183. (In Russ.).

13. Stalin I.V. Against federalism. Essays. Moscow: Politizdat Publ.; 1954;3:29-31.

14. Lenin V.I. Seventh (April) All-Russian Conference of the RSDLP(b) April 24-29 (May 7-12), 1917. Complete Works. Moscow: Politicheskaya literatura Publ.; 1980;31:339-453. (In Russ.).

15. Lenin V.I. Order to the deputies elected by factories and regiments to the Council of Workers' and Soldiers' Deputies. Complete Works. Moscow: Politicheskaya literatura Publ.; 1980;32:40-42. (In Russ.).

16. Lenin V.I. Second All-Russian Congress of Soviets of Workers' and Soldiers' Deputies 25-26 (November 7-8), 1917. Complete Works. Moscow: Politicheskaya literatura Publ.; 1980;35:7-29. (In Russ.).

17. Lenin V.I., Stalin I.V. On the socialist state and Soviet democracy. Moscow: State Publishing House of Political Literature; 1947. 670 p. (In Russ.).

18. Lenin V.I. A variant of the article "Immediate Tasks of Soviet Power". Complete Works. Moscow: Politicheskaya literatura Publ.; 1980;36:127-164. (In Russ.).

19. Lenin V.I. Abstracts for the II Congress of the Communist International. Complete Works. Moscow: Politicheskaya literatura Publ.; 1980;41:159-212. (In Russ.).

20. Stalin I.V. The policy of the Soviet government on the national question in Russia. October 10, 1920. Essays. Moscow: OGIZ, Gospolitizdat Publ.; 1947;4:351-363. (In Russ.).

21. Record of Xcongress RCP(b). Moscow: Party Publishing House; 1933. 957 p. (In Russ.).

22. Grosul V. Ya. Formation of the USSR: 1917-1924. Moscow: ITRK Publ.; 2007. 216 p. (In Russ.).

Информация об авторах

В.В. Касьянов - доктор исторических наук, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России, факультет истории, социологии и международных отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.В. Баранов - доктор исторических наук, доктор политических наук, профессор, профессор кафедры политологии и политического управления, факультет управления и психологии.

Ю.А. Яхутль - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России, факультет истории, социологии и международных отношений.

Information about the authors

V. V. Kasyanov - Doctor of Science (History), Doctor of Science (Sociology), Professor, Head of the Department of Russian History, Faculty of History, Sociology and International Relations.

A. V. Baranov - Doctor of Science (History), Doctor of Science (Political Science), Professor, Professor of the Department of Political Science and Political Management, Faculty of Management and Psychology.

Yu.A. Yakhutl - Doctor of Science (History), Associate Professor, Professor the Department of Russian History, Faculty of History, Sociology and International Relations.

Статья поступила в редакцию 17.08.2022; одобрена после рецензирования 29.08.2022; принята к публикации 16.09.2022. The article was submitted 17.08.2022; approved after reviewing 29.08.2022; accepted for publication 16.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.