Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования законодательства об ответственности за клевету и оскорбление'

Проблемы совершенствования законодательства об ответственности за клевету и оскорбление Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
388
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
КЛЕВЕТА / SLANDER / ОСКОРБЛЕНИЕ / INSULT / ЗАВЕДОМАЯ ЛОЖНОСТЬ / ЧЕСТЬ / HONOR / ДОСТОИНСТВО / ADVANTAGE / NOTORIOUS FALSEHOOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агамиров Карэн Владимирович

Статья посвящена вопросам совершенствования законодательства об ответственности за клевету и оскорбление, захлестнувшие общество. Автор предлагает исключить из состава клеветы «заведомую ложность» и вернуть состав оскорбления, переведенный в разряд административных правонарушений, в Уголовный кодекс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ENHANCEMENT OF THE LEGISLATION ON RESPONSIBILITY FOR SLANDER AND INSULT

Article is devoted to questions of enhancement of the legislation on responsibility for slander and an insult, overflowed society. The author suggests to exclude "notorious falsehood" from structure of slander and to return the structure of an insult transferred to the category of administrative offenses, to the Criminal code.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования законодательства об ответственности за клевету и оскорбление»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КЛЕВЕТУ И ОСКОРБЛЕНИЕ

Агамиров Карэн Владимирович

кандидат юридических наук, доцент, учредитель сетевого СМИ

«Политика и право с Карэном Агамировым» стажер Института государства и права Российской академии наук

г. Москва

PROBLEMS OF ENHANCEMENT OF THE LEGISLATION ON RESPONSIBILITY FOR SLANDER AND INSULT

Karen Agamirov

candidate of jurisprudence, associate professor, founder network mass

media "Policy and the right with Karen Agamirov" trainee of Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

Moscow

Аннотация

Статья посвящена вопросам совершенствования законодательства об ответственности за клевету и оскорбление, захлестнувшие общество. Автор предлагает исключить из состава клеветы «заведомую ложность» и вернуть состав оскорбления, переведенный в разряд административных правонарушений, в Уголовный кодекс.

Abstract

Article is devoted to questions of enhancement of the legislation on responsibility for slander and an insult, overflowed society. The author suggests to exclude "notorious falsehood" from structure of slander and to return the structure of an insult transferred to the category of administrative offenses, to the Criminal code.

Ключевые слова: клевета, оскорбление, заведомая ложность, честь, достоинство.

Keywords: slander, insult, notorious falsehood, honor, advantage.

Сегодня как никогда актуально стоит вопрос о таком составе преступления, как клевета. Люди распространяют друг о друге заведомою ложь, даже не задумываясь о последствиях. Это происходит при личном общении, в кругу соседей, друзей и пр. Всего более клеветнических материалов мы находим в социальных сетях. Они прямо-таки завалены ими. Напомним состав клеветы, очерченный в статье 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, -

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.

2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.

3. Клевета, совершенная с использованием своего служебного положения, -

наказывается штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо обязательными работами на срок до трехсот двадцати часов.

4. Клевета о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, а равно клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера, -

наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.

5. Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, -

наказывается штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов.

Мы видим, что этот достаточно серьезный состав не предусматривает ответственности в виде лишения свободы. По словам Председателя Верховного Суда Российской Федерации Вячеслова Лебедева, дел о клевете в судебной практике немного, и в основном по ним или выносятся оправдательные приговоры, или они закрываются в связи с отсутствием состава или события преступления [11].

По мнению автора, такое положение дел сложилось в результате того, что состав клеветы предусматривает «заведомую ложность» (как и ситуации с заведомо ложными показаниям свидетеля, потерпевшего либо заключением или показанием эксперта, показанием специалиста, а равно заведомо неправильным переводом в суде либо при производстве предварительного расследования - ст. 307 Уголовного кодекса), которую доказать практически невозможно. Автор предлагает исключить «заведомую ложность» из ст.ст. 128.1 и 307 Уголовного кодекса. Субъект права должен знать, что прежде чем возводить ничем не доказуемую напраслину на другого человека или людей, нужно сто раз подумать. Уже просто распро-

странение ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, должно влечь за собой уголовную ответственность, при этом санкции должны быть усилены вплоть до применения к осужденному лишения свободы.

Такое изменение нормы приведет к значительному отсеву любителей доносов на своих и чужих, оздоровит от них общество, настроит общественное мнение против болтунов всякого рода. При этом бремя доказывания лживых высказываний должна лежать на их распространителях с соответствующим внесением изменений в другие нормы уголовного кодекса о распределении бремени доказывания, имея в виду данную конкретную норму. Особенное весомый вклад новая норма внесет в гармонизацию отношений внутри трудовых коллективов, где сплошь преобладают наушничество и доносительство коллег друг на друга. Такая норма охладит горячие головы.

Теперь перейдем к оскорблению. Как известно, статья 130 Уголовного кодекса «Оскорбление» выведена из него и переведена в разряд административных правонарушений. Вот как она звучит в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях:

Статья 5.61. Оскорбление

1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц -от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как видим, наказания тоже достаточно символические, поэтому поток оскорблений везде и всюду бурно льется. Автор убежден, что перевод оскорбления из разряда уголовно-наказуемых деяний в разряд административно-правовых нарушений был серьезной ошибкой законодателя. Необходимо возвратить его обратно. Общество захлебывается в волне оскорбительных выпадов, и эта норма должная сыграть первым делом профилактическую роль в налаживании нормальных отношений между людьми, и те, кто своим поведением выставляют себя за рамки человече-

ского общежития, должны отвечать по закону. Санкции также должны быть соответствующие, приближающиеся по соразмерности к клевете.

К вопросу о применении состава клеветы и оскорбления по отношению к организациям. В настоящий момент и клевета, и оскорбления применяются только в отношении конкретного лица. Автор убежден, что их следует применять и по отношению к организациям.

Далее, к вопросу о понятиях. Вначале о клевете. Что значит «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию»? Где здесь юридическая и моральная граница? Одного человека распространенные сведения могут дискредитировать в глаза окружающих, порочить его, а другого нет, и даже делать ему репутацию. Например, если в какой-либо статье указывается, что журналист N. публикует заказные материалы за деньги, то для одних это явится знаком того, что данный журналист недобропорядочный и с ним не стоит иметь дела, а для других послужит сигналом, что данный представитель СМИ «вхож в нужные структуры», умеет договариваться «с кем надо», и с ним следует наладить тесную связь.

Если в материале СМИ указывается, что такой-то гражданин связан с мафией, то для одних он станет нерукопожатным, а то и прокаженным, а для других незаурядной личностью, связанной с темными силами, которые привлекают человеческое воображение. Таким примерам несть числа, и автор предлагает изменить данную норму таким образом: «распространение заведомо ложных сведений, действительно порочащих честь и достоинство другого лица или действительно подрывающих его репутацию», а уж установление этой «действительности» - прерогатива суда.

То же самое относится и к оскорблению. «Унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме» унизит и оскорбит одного человека, но может сделать рекламу другому. Для кого-то «девочка по вызову» - это унижение в глаза родных и близких, для кого-то - самовыражение и реклама, возможность зарабатывать «непосильным трудом». Кому-то слово «бандит» звучит совсем не по духу, кто-то воспринимает это «на ура» (теперь меня будут бояться, платить дань и т. д.). Следует изложить эту норму в такой редакции: «Унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, приносящее установленные в суде вред и страдание оскорбленному лицу».

Конечно же, в каждом конкретном случае все решит суд. Но что, что законодательство о клевете и оскорблении несовершенно, это совершенно очевидно.

Список литературы:

1. Агамиров К.В. Проблемы юридического прогнозирования: методология, теория, практика. М., 2015.

2. Агамиров К.В. Юридическое прогнозирование как фундамент развития правовой системы. М., 2015.

3. Агамиров К.В. Прогностические проблемы совершенствования правовой системы, законотворчества и социального механизма правореа-лизации. М., 2016.

4. Агамиров К.В. Прогнозирование правового поведения. М., 2017.

5. Агамиров К.В., Григорьева М.А. Отчуждение личности и тревожность как факторы отклоняющегося поведения // Юридическая наука. 2016. № 6.

6. Агамиров К.В. Пропаганда самоубийства как новый состав преступления в российском уголовном законодательстве // Сборник статей научно-информационного центра «Знание» по материалам XXI Международной заочной научно-практической конференции «Развитие науки в XXI веке» 16 января 2017 года. 2 часть. Харьков, 2017.

7. Агильдин В.В. Уголовно-правовая характеристика оскорбления // Российский следователь. 2010. № 2.

8. Гертель Е.В. Оскорбление и клевета как виды психического насилия. Режим доступа: http://siberia-expert.com/publ/satti/stati/oskorblenie_i_kleveta_kak_vidy_psikhicheskogo_nas ilij a_e_v_gertel/4-1 -0-229.

9. Омельченко С.С. Уголовно-правовая оценка клеветы и оскорбления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

10. Чередниченко Е.Е. Клевета и оскорбление: уголовно-правовой анализ (проблемы теории и практики). М., 2010.

11. http://policemagazine.ru/forum/showthread.php?t=4265.

References:

1. Agamirov K.V. Problems of legal forecasting: methodology, theory, practice. M, 2015.

2. Agamirov K.V. Legal forecasting as base of development of a system of law. M, 2015.

3. Agamirov K.V. Prognostic problems of enhancement of a system of law, lawmaking and social mechanism of right implementation. M, 2016.

4. Agamirov K.V. Forecasting of legal behavior. M, 2017.

5. Agamirov K.V., Grigorieva M. A. Alienation of the personality and uneasiness as factors of deviant behavior // Jurisprudence. 2016. No. 6.

6. Agamirov K.V. Suicide promotion as a new actus reus in the Russian penal legislation // the Collection of articles of Znaniye scientific information center on materials XXI of the International correspondence scientific and practical conference "Development of Science in the 21st Century" on January 16, 2017. 2nd part. Kharkiv, 2017.

7. Agildin V.V. Criminal and legal characteristic of an insult//Russian investigating officer. 2010. No. 2.

8. Gertel E.V. Insult and slander as types of mental violence. Access mode: https://goo.gl/9X5Dqo.

9. Omelchenko S.S. Criminal legal treatment of slander and insult: author's abstract diss. ... of Candidate of Law Sciences. M, 2008.

10. Cherednichenko E.E. Slander and insult: criminal and legal analysis (problem of the theory and practice). M, 2010.

11. http://policemagazine.ru/forum/showthread.php?t=4265.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.