Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования структур управления предприятием в современных условиях'

Проблемы совершенствования структур управления предприятием в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстопятова М. В., Бойко А. А.

Рассмотрены основные проблемы совершенствования структур управления производственными предприятиями в условиях перехода к рыночной экономике, их характерные особенности, проблемы роста и развития. Предприятие представлено, как динамическая модель в своем развитии, а не как статическое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования структур управления предприятием в современных условиях»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 658.5

М. В. Толстопятова Научный руководитель - А. А. Бойко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Рассмотрены основные проблемы совершенствования структур управления производственными предприятиями в условиях перехода к рыночной экономике, их характерные особенности, проблемы роста и развития. Предприятие представлено, как динамическая модель в своем развитии, а не как статическое образование.

Проблема выживания и развития организации в быстро меняющейся окружающей среде очень остра для всех развитых стран. Не менее остра она и в России, находящейся на стадии перехода от планово-директивной экономики к экономике рыночной. Предприятия России столкнулись с массой проблем, решить которые все разом оказалось большинству из них не под силу. Это привело к сильнейшему спаду производства, экономическому, финансовому и управленческому кризису.

Вопрос о том, как работать в условиях рынка, как управлять предприятием и принимать решения, долгое время останется актуальным. Дело в том, что отечественные предприятия не имеют практического опыта работы в рыночной экономике. Они не располагают достаточной информацией, не знают, какая информация им необходима, как ею пользоваться, как накапливать, обрабатывать и использовать полученные сведения в принятии управленческих решений.

Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечивается механизмом управления. Структура управления предприятием - это, прежде всего, система административных органов и управленческих структур, при помощи которой согласованно решаются основные задачи и достигаются цели, стоящие перед предприятием, устанавливаются внутренние связи, осуществляется контроль исполнения, используются рычаги воздействия, охватывающие деятельность всех звеньев и работников предприятия - от рабочего до директора [1].

Глубокие изменения в экономике России и все большая ее интеграция в мировую экономику ведут к тому, что прежние формы управления все больше приходят в несоответствие со складывающейся хозяйственной средой. Это обусловливается прежде всего необходимостью решения крупных системных проблем хозяйствования. К ним относятся: повышение конкурентоспособности отечественных предприятий в условиях резкого старения основных производственных фондов и усиление конкуренции со стороны зарубежных производителей; нехватка оборотных средств; несовершенство подготовки менеджеров к ведению экономики предприятия в

условиях рыночной системы хозяйствования и многое другое.

Решение этих проблем требует больших финансовых и кадровых ресурсов. Кроме того, здесь действует еще временной фактор, поскольку, к примеру, перевооружение отраслей должно произойти в относительно короткие сроки.

Все это говорит о том, что для их решения требуется создание адекватных им методов и технологий управления. К примеру, решение проблемы усиления отраслевой управляемости и повышение конкурентоспособности предприятий в условиях высокой конкуренции со стороны зарубежных производителей возможно за счет создания крупных корпораций, стратегических альянсов. И этот процесс в России набирает силу.

Созданы стратегические альянсы в оборонной, авиационной и космической отраслях промышленности. Довольно значительное развитие получили холдинговые образования в нефтяной, металлургической и машиностроительной отраслях промышленности.

Но такое объединение предполагает создание принципиально нового менеджмента - корпоративного. Последнее основано на принципиально иной идеологии. По сравнению с зарубежным, этот тип управления для России является новым и еще не освоенным.

Помимо вышеназванных проблем, которые можно охарактеризовать, как проблемы, созданные постоянно и быстро меняющейся внешней средой, любое предприятие имеет проблемы, обусловленные этапами жизненного цикла предприятия. Данная теория предложена американским исследователем И. Адизесом [2] в конце 1980-х гг. Теория Ади-зеса заостряет внимание на двух важнейших параметрах жизнедеятельности предприятия: гибкости и контролируемости (управляемости). Этапы жизненного цикла предприятия делятся на две группы: рост и старение (рисунок).

Ключом успеха в управлении предприятием будет решение двуединой задачи: с одной стороны, требуется освоение форм и методов корпоративного управления, которое уже длительное время применяется в зарубежных компаниях, и необходимости адаптации их к условиям и действительности хозяйственной среды в России.

Секция « Современные проблемы менеджмента »

Расцвет

Стабильность

Юность

"Давай-Дава:

Аристократизм О

Преждевременное старение

Младен чество

Несостоявшийся предприниматель

Ловушка основателя или ловушка семейственности

Смерть во младенчестве

Выхаживани

Ранняя бюрократизаци

Бюрократизация

\

4 ^ Смерть

Рост

Старение-

Время

Кривая жизненного цикла организации по И. Адизесу

е

С другой стороны, требуется умение сосредоточиться на решении проблем, которые присущи данной стадии жизненного цикла предприятия, так, чтобы оно могло развиваться дальше

Библиографические ссылки

1. Короткое Э. М. Исследование систем управления. М. : ДеКА, 2000.

2. Адизес И. К. Управление жизненным циклом корпорации. СПб. : Питер, 2007.

© Толстопятова М. В., Бойко А. А., 2010

УДК 338.2

В. И. Яшкин Научный руководитель - А. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассматриваются процессный подход к управлению в России, согласно новой парадигме управления предприятием, особенности процессного подхода на машиностроительных предприятиях, а так же пример бизнес-процессов машиностроительного предприятия.

Для российской экономики процессный подход в управлении предприятием достаточно новое направление, в то время как, за рубежом уже сформирована понятийно-методологическая база. На сегодняшний день предприятия всего мира осуществляют переход от традиционного функционального управления к процессному, который в полной мере соответствует новой парадигме управления.

Согласно основным положениям новой парадигмы управления, предприятие - это «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды, ориентированное не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение индивидуальных запросов потребителей. Обеспечить адаптацию к внешним условиям существования предприятия можно с помощью ситуационного подхода к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции принятия решений. Высококвалифицированный персонал, использующий современные информаци-

онные технологии, является главным источником прибавочной стоимости. А система управления в свою очередь, ориентирована на повышение роли организационной культуры и нововведений, на процессном разделении работ [1].

Процессный подход к управлению предприятием, согласно новой парадигме управления, подразумевает:

- высокую прозрачность, понятность, гибкость и адаптивность системы управления;

- направленность на постоянное улучшение качества конечного продукта;

- высокая динамичность системы и её внутренних процессов;

- взаимная ответственность за результат бизнес-процесса между всеми его участниками;

- возможность глубокой комплексной автоматизации;

- эффективная система мотивации работы персонала;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.