Баранова И.В. Проблемы совершенствования промышленной политики в РФ // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№1 (8) январь - март. - URL http://e-joumal.omgau.ru/mdex.php/2017/m5-statya-2017-1/785-00312. - ISSN 2413-4066
УДК 332.02
Баранова Ирина Владимировна
Кандидат экономических наук, старший преподаватель
ФГОУП ВО Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский bariv@bk.ru
Проблемы совершенствования промышленной политики в РФ
Аннотация: рассматриваются проблемы отечественной промышленности, методы ее преодоления. Описаны инструменты реализации промышленной политики в России. Отмечены институты, которые осуществляют промышленную политику в России. Целью промышленной политики РФ является обеспечение развития страны, роста конкурентоспособности отечественных производителей, обеспечения национальной безопасности.
Ключевые слова: промышленная политика, государство, инструменты реализации, институты.
Промышленность России представлена множеством отраслей и
предприятий. Россия является одной из главных промышленных держав мира и одной из немногих стран, способных производить промышленные товары практически любого типа. Несмотря на то, что в девяностые годы наблюдался серьёзный спад производства, начиная с 2000 года наша промышленность демонстрирует довольно уверенный рост.
На 2014 год доля промышленности в ВВП России составляла около 30 %, также в промышленности было занято 20 % от общего числа работающих. Две трети (65%) российской промышленности составляют обрабатывающие производства, четверть (24%) -добыча полезных ископаемых, девятую часть (11%) - производство/распределение электроэнергии, газа и воды.
Согласно закону, промышленная политика - комплекс правовых, экономических, организационных, образовательных, информационных, социально-инфраструктурных и других мер государственного воздействия на промышленную деятельность, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной продукции, сбалансированное и стабильное развитие промышленности в целях социально-экономического развития и обеспечения безопасности Российской Федерации» [1]. Целью промышленной политики РФ является обеспечение развития страны, роста конкурентоспособности отечественных производителей, обеспечения национальной безопасности. Эта цель достигается путем эффективного производства товаров и услуг российскими производителями в нужном количестве и качестве для удовлетворения потребностей населения РФ и государства по доступным ценам, а также занятию российскими производителями достойных позиций на внешних рынках.
В последнее время рассматриваются проблемы отечественной промышленности, предлагаются методы их преодоления, но до настоящего времени так и не выработан общий подход к пониманию данного механизма. Санкции против России дали понять, что термин
«открытая миру экономика» означает то, что если мы не можем удовлетворить какую-то свою потребность самостоятельно, это значит, что мы зависимы от того, кто ее удовлетворяет. А это означает - страна зависима и управляема. Необходимо получать потребительские товары собственного производства, мы должны их производить. Для этого у нас в стране должны быть средства производства плюс квалифицированный труд. Отсюда формируется задача - восстановить промышленность.
В настоящее время основными институтами, которые осуществляют промышленную политику в России, являются:
1) Министерство промышленности и торговли РФ;
2) Министерство экономического развития РФ;
3) Торгово-промышленная палата РФ;
4) Министерство энергетики РФ;
5) Ростехнадзор России;
6) Министерство финансов РФ;
7) крупные промышленные группировки и др.[2]
Промышленная политика регулируется проектами федеральных законов «О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года» и «О национальной промышленной политике в Российской Федерации» не получившие положительных отзывов в Правительстве РФ. Появление в 2013 г. одновременно двух проектов закона «О промышленной политике в РФ», подготовленных Торгово-промышленной палатой России и Министерством промышленности и торговли РФ, свидетельствует о понимании на федеральном уровне власти роли государства в необходимости стимулирования инноваций в российской промышленности, а также о необходимости проведения анализа условий, в которых закон будет реализовываться [3].
Задачами промышленной политики являются: устойчивое развитие отечественной промышленности, развитие субъектов промышленной деятельности, внедрение инноваций, ресурсосберегающих технологий для выпуска высокотехнологичной, качественной и конкурентоспособной промышленной продукции, которая отвечает отвечающей мировым стандартам.
Выполнение поставленных задач промышленной политики связано с интересами трех участников - государства, промышленных предприятий и общества. У них разные цели, задачи и функции, но для успешной работы необходимо их взаимодействие. Государство, кроме своих основных функций, несет ответственность за будущее страны, экономики и общества, в том числе через проводимую им промышленную политику.
Промышленная политика реализуется в России с помощью таких инструментов как инвестиционный проект, инвестиционный контракт, меры стимулирования промышленной деятельности [6].
В течение последних десяти лет одной из главных проблем экономики нашей страны было отсутствие четкой государственной политики развития промышленности. Целевые программы государства и регионов не решают вопросов, возникающих в этой отрасли. Для проведения действенной промышленной политики в нынешних условиях необходимо:
1) сформировать инфраструктуру;
2) подготовить квалифицированные кадры;
3) создать условия, способствующие развитию национальной промышленности.
Инструменты промышленной политики определяются теми ролями, в которых
государство может вступать в отношения с производителем:
- собственник (или совладелец);
- поставщик (продавец) факторов производства;
- потребитель произведенной продукции;
- арбитр в хозяйственных спорах получатель налоговых платежей;
- регулятор деятельности производителя.
Все перечисленные роли государства в отношении производителя представляют разнообразные инструменты, которые могут быть использованы для проведения промышленной политики. Разнообразие процессов реализации промышленной политики связано с поиском возможностей применения новых и совершенствованием имеющихся инструментов.
Для подготовки организационно-правовых и институциональных условий совершенствования промышленной политики необходимо:
- дополнение нормативно-правовой базы промышленного сектора;
- выявление недостатков существующей системы реализации промышленной политики;
- разработка рекомендаций по взаимодействию субъектов промышленной политики.
На региональном уровне при реализации промышленной политики активная роль
должна отводиться корпоративному сектору. На микроуровне организации экономических отношений можно выделить соотношение «органы местного самоуправления -промышленные предприятия», причем вторые во многих случаях являются системообразующими.
Анализируя реализацию промышленной политики необходимо отметить известные, но недостаточно активно используемые методы и инструменты преобразования. Потенциал механизмов государственно-частного партнерства можно активно использовать для решения промежуточных задач методологического и организационного характера:
- организация доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, составляющим имущественный комплекс предприятий, чьими услугами пользуется промышленный сектор экономики. В этом случае, например, на условиях траста или соглашения, экономятся ресурсы промышленного сектора;
- государственно-частное софинансирование крупных проектов в сфере промышленности;
- анализ социальной сферы промышленных территорий, округов, реализация региональных социальных программ.
Государство в лице структур отраслевого управления получит прирост налогооблагаемой базы за счет активизации основной деятельности промышленных предприятий. При этом часть непрофильных задач корпоративного сектора будет передана на принципах аутсорсинга соответствующей информационно-аналитической и консалтинговой инфраструктуре.
Положительный эффект получат малые и средние предпринимательские структуры промышленной специализации. Они могут исчисляться в виде снижения себестоимости продукции, вследствие экономии на условно-постоянных издержках, увеличении показателей деловой активности и инвестиционной привлекательности.
Еще одним участником можно считать население, занятое в сфере промышленного производства с позиций трудовых отношений и экономического благосостояния. Эффективная работа промышленного сектора - залог положительных перемен в социальной сфере: увеличение реальных доходов, повышение уровня и качества жизни населения, развитие социальной сферы локальной территории [7].
На сегодняшний день многие Западные страны достигли необходимого уровня развития промышленного сектора экономики за счет определенных механизмов государственного регулирования этой отрасли. Для обеспечения развития промышленного сектора экономики Российской Федерации следует перенять опыт ряда стран, уже достигших благоприятных последствий в представленном направлении [8].
При этом государственное регулирование экспортной деятельности преследует целый ряд целей, тесно увязанных с мероприятиями промышленной политики страны, важнейшей из них является всесторонняя поддержка и стимулирование экспорта посредством использования как исключительно административных (нефинансовых), так и финансовых инструментов [9]. То есть, при экспортной ориентации государство оказывает поддержку
отраслям, которые уже ориентированы на внешний рынок или у которых есть хорошие шансы увеличить экспорт.
Таким образом, приоритетным направлением считается производство отечественной промышленностью конкурентоспособной продукции и выход на международные рынки. Сегодня перспективы развития российской экономики целиком зависят от промышленного сектора, потенциал роста которого огромен.
Ссылки на источники
1. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации». Проект. Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://regulation.gov.ru.
2. Баранова И.В., Шевкунова Е.С. Влияние институциональных изменений на деятельность агрохолдинговых структур России // Вестник Донского государственного аграрного университета, 2014. №3(13), с. 71-77.
3. Баранова И.В., Еремин Р.В., Бунчикова Е.В. Ииституциональные преобразования в аграрной экономике // В сборнике: Инновационные пути развития АПК: проблемы и перспективы материалы международной научно-практической конференции: В 4-х томах. пос. Персиановский, 2013. С. 3-4.
4. Бунчиков О.Н., Илларионова Н.Ф., Бунчикова Е.В., Моисеев В.В. Результаты государственного регулирования сельскохозяйственного предпринимательства в Ростовской области // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 35. С. 31-37
5. Клименко С.С., Баранова И.В. Развитие информационных технологий в Ростовской области // В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 96-97.
6. Российская экономическая модель: динамика и контексты Андрефф В., Бунчиков О.Н., Бузгалин А.В., и др. - Коллективная монография / Под общей ред. д.э.н., профессора Трубилина А.И., д.э.н., профессора Гайдука В.И.. Краснодар, 2013г.
7. Совершенствование методов управления товарно-сырьевыми потоками в мясном продовольственном подкомплексе России. О.Н. Бунчиков, Н.Ф. Илларионова, В.И. Гайдук, Е.В. Бунчикова. Международный сельскохозяйственный журнал, г.Москва, №2. 2013г., стр.39-41.
8. Мизюн В.К. Управление производственными системами и процессами. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/manufact/manufacturing_sys-04.shtml
Irina Baranova
Candidate of Economical Sciences, Senior Lecturer
FGOUP HE Don State Agrarian University, Persianovsky
Problems of Perfection Industrial Policy in the Russian Federation
Abstract: The problems of the domestic industry, the methods to overcome it. We describe the implementation of industrial policy tools in Russia. We noted the institutions that implement industrial policy in Russia. The aim of the Russian industrial policy is to ensure the development of the country, increasing the competitiveness of domestic producers, to ensure national security.
Keywords: industrial policy, the state, the implementation of the tools institutions.