Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ'

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
Авторское право / защита авторских прав / интеллектуальная собственность / международная охрана авторского права / Copyright / copyright protection / intellectual property / international copyright protection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егорова К.В., Геготаулина Л.А.

В статье исследуется проблема совершенствования правовой охраны авторских прав на национальном и международном уровнях, в том числе в рамках программ международного сотрудничества в сфере охраны объектов интеллектуальной собственности. Основу исследования составил анализ субсидиарного механизма защиты авторских прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPROVING COPYRIGHT PROTECTION AT THE NATIONAL AND INTERNATIONAL LEVELS

The article examines the problem of improving the legal protection of copyright at the national and international levels, including in the framework of international cooperation programs in the field of protection of intellectual property. The study was based on an analysis of the subsidiary mechanism of copyright protection.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ»

УДК - 341

Егорова К.В. студент

Дальневосточный филиал ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли

Министерства экономического развития Российской Федерации» Научный руководитель: Геготаулина Л.А., к. и. н.

доцент кафедры «Частное право» Российская Федерация, г. Петропавловск-Камчатский

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ

УРОВНЯХ

Аннотация: В статье исследуется проблема совершенствования правовой охраны авторских прав на национальном и международном уровнях, в том числе в рамках программ международного сотрудничества в сфере охраны объектов интеллектуальной собственности. Основу исследования составил анализ субсидиарного механизма защиты авторских прав.

Ключевые слова: Авторское право, защита авторских прав, интеллектуальная собственность, международная охрана авторского права.

Egorova K. V.

Scientific adviser: Gegotaulina Larisa Aleksandrovna Russian Federation, Petropavlovsk-Kamchatsky

PROBLEMS OF IMPROVING COPYRIGHT PROTECTION AT THE NATIONAL AND INTERNATIONAL LEVELS

Abstract: The article examines the problem of improving the legal protection of copyright at the national and international levels, including in the framework of international cooperation programs in the field of protection of intellectual property. The study was based on an analysis of the subsidiary mechanism of copyright protection.

Keywords: Copyright, copyright protection, intellectual property, international copyright protection.

Одним из важнейших условий развития науки, литературы и искусства является признание за авторами исключительных прав на результаты их интеллектуальной деятельности. Авторское право, способствуя созданию условий для занятия творческим трудом и обеспечивая правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепляя за авторами права на пользование, распоряжение и получение доходов от созданных ими произведений, одновременно создает условия для использования результатов интеллектуальной деятельности в интересах общества.

Актуальность проблемы защиты авторского права является важным фактором для любого экономически развитого государства. Развитие технологий привело к росту числа использования объектов интеллектуальной собственности, в результате чего они стали объектами экономического оборота.

В условиях глобализации экономических процессов защита авторских прав неизбежно приобрела большое значение не только на национальном уровне, но и на международном.

Исследование касается отдельных аспектов совершенствования защиты авторского права. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере интеллектуальной собственности, предметом -институт правовой защиты авторских прав.

В настоящее время достаточно остро стоит проблема не только использования, но и охраны интеллектуальной собственности, в связи с этим разрабатываются и постоянно совершенствуются нормы права, регулирующие соответствующие правовые отношения.

Современная структура системы правовой защиты интеллектуальной собственности представляет собой не только совокупности национальных норм и институтов, но и комплексы международных правовых актов по вопросам охраны и защиты интеллектуальной собственности, действующих под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности, а также международных соглашений относительно глобального механизма защиты прав интеллектуальной собственности в торгово-экономических отношениях на основе пакета соглашений Всемирной торговой организации.

В качестве ведущей тенденции развития института защиты прав интеллектуальной собственности на современном этапе можно обозначить усиление именно международно-правовых инструментов.

В частности, в этом контексте особого внимания заслуживает Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности [1], ратифицированное в России федеральным законом от 26.07.2017 № 184-ФЗ, которое кардинально изменило подход к проблемам защиты интеллектуальной собственности. Целью этого Соглашения является

содействие эффективной и адекватной охране прав интеллектуальной собственности и разработка мер и процедур по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности.

Российская Федерация также является участницей основных международных соглашений в области авторского права, в том числе Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1971 года (Парижская редакция) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года; участвует в Женевской Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. и других международных договорах.

Вместе с тем, базовыми международными договорами в области интеллектуальной собственности по-прежнему остаются Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года и Мадридское Соглашение о международной регистрации знаков 1891 года.

Понимание важности договорных источников в российском праве обусловлено тем, что ратифицированные международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, включены в ее правовую систему. Конституцией Российской Федерации установлено, что если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законами Российской Федерации, то применяются правила международного договора.

Характеризуя международные правовые акты, связанные с защитой объектов интеллектуальной собственности, можно выделить некоторые из них, позволяющие понять основные направления правовой охраны авторских прав.

Основополагающим приведением к единообразной системе авторского права является Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений [2] (далее - Бернская конвенция). Принятие этой Конвенции помогло сформировать международную систему охраны авторских прав. На основе Бернской конвенции был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств-участниц.

Бернская конвенция представляет собой высокий международный стандарт охраны авторских прав. Срок охраны авторского права по Бернской конвенции, составил все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Установлено правило, согласно которому, если по закону страны -участницы Союза, в которой предъявляется требование об охране, срок является более продолжительным, то применяется установленный в этой стране срок, однако он не может быть более продолжительным, чем срок действия авторского права, который установлен в стране, где произведение было впервые опубликовано [3, с. 404].

Бернская конвенция предусматривает две группы авторских прав:

1) личные имущественные и неимущественные права, установленные национальным законодательством государства, в котором испрашивается требование об охране;

2) специальные права: исключительное право автора на перевод своего произведения, на его воспроизведение и публичное исполнение, передачу по телевидению и радио, переделку, магнитную запись и т.д.

Предусмотрено ограничение права автора на перевод - автор утрачивает исключительное право на перевод, ели он в течение 10 лет не воспользовался этим правом.

Международная (Римская) конвенция по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (далее - Римская конвенция) с 1961 года обеспечивает охрану прав исполнителей на их исполнения, фонограммы производителей фонограмм и передачи вещательных организаций. Конвенция основана на принципе национального режима, который предоставляется по законодательству страны, где испрашивается охрана. Римская конвенция установила минимальный уровень охраны смежных прав. Срок охраны в соответствии с данной Конвенцией, длится, по меньшей мере, до конца двадцатилетнего периода, исчисляемого с конца года, в котором была осуществлена запись (для фонограмм и включенных в них исполнений); имело место исполнение (для исполнений, не включенных в фонограммы); имела место передача в эфир (для передач в эфире) [4].

Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм [5] (далее -Женевская конвенция) 1971 года существенно обновила и дополнила Римскую конвенцию. Она предоставила производителям фонограмм особый режим, предусматривая охрану в рамках антимонопольного законодательства и уголовно-правовую защиту. Так как государства-участники Женевской конвенции отказались от предоставления иностранцам национального режима, применимым правом является законодательство государства гражданства производителя фонограмм. Все правовые формы охраны отнесены к компетенции государств-участников.

Брюссельская конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограммы, предаваемых через спутники [6] (далее - Брюссельская конвенция) 1974 года открыта для подписания не только членам Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее по тексту - ВОИС), но и всем членам Организации Объединённых Наций. Цель Конвенции - выработка такой международно-правовой системы, которая способствовала бы использованию спутниковой связи и одновременно охраняла бы права авторов и субъектов смежных прав. В Брюссельской конвенции нет специальных правил по предупреждению актов

«интеллектуального пиратства» и наказанию за их совершение. Такие правила, как правило, устанавливаются на национальном уровне государствами-участниками.

Брюссельскую конвенцию отличает минимальное содержание норм материального права. Она включает в себя обязанность стран-участниц принять целесообразные меры, которые обеспечивают на законодательном и правоприменительном уровнях охрану интересов производителей фонограмм от производства копий фонограмм без согласия производителя, от ввоза таких копий из-за границы и от их распространения среди публики. Страны-участницы взяли на себя обязательство принять меры по предотвращению на своей и со своей территории передачи любого несущего программы сигнала любым органом, для которого этот сигнал не предназначается.

Среди эффективных правовых регуляторов стоит упомянуть и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам [7] (далее - Договор) 1996 года. Он, в отличие от Брюссельской конвенции, открыт для подписания только членам ВОИС. Договор не влияет на обязательства государств по другим конвенциям об охране смежных прав, не затрагивает права авторов и распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм. Срок охраны смежных прав составляет 50 лет; значительно расширен круг исключительных прав.

Договор основан на принципе национального режима охраны: каждое государство-участник предоставляет гражданам других государств такой же режим, какой они предоставляют своим собственным гражданам в отношении перечисленных в Договоре исключительных прав исполнителей и производителей фонограмм.

Фактором усиления внимания к проблемам защиты авторских прав на современном этапе является возрастающая активность в сети Интернет. Попытки людей найти информацию, поделиться ею, посетить социальные сети, все это неизбежно связано с авторским правом. Кто бы и что бы ни оставил на просторах сети: высказывания, музыку, книги, на все это должна распространяться правовая охрана. Сегодня уже никого не удивляет, что даже одна страница, фраза, иллюстрация из книги, опубликованная без соответствующего согласия обладателя, влечет проблемы у нарушителя, в числе которых штраф, возмещение убытков правообладателю, а в некоторых случаях и уголовное преследование. Поэтому важно помнить, что перед тем, как что-то копировать и размещать, следует обращать внимание на наличие знака ©. Это гарантия, что произведение охраняемо и его несанкционированное использование влечет серьезные проблемы в соответствие с законом любой страны.

Одним из путей противодействию пиратству в Интернете при помощи норм права, предусмотренных на национальном уровне, стали

попытки ряда крупных российских медийных корпораций принять меры в области защиты авторского права. Примером является введение платной подписки на музыку в социальной сети «ВКонтакте», которая появилась в 2017 году, и без которой сегодня невозможно прослушивать аудиозаписи офлайн или же без рекламы. Кроме того, были пописаны соглашения с международными правообладателями музыкальной индустрии. Таким образом, зарубежные и отечественные авторы, используя современные механизмы защитили свои авторские права.

Аналогично действует и социальная сеть «Instagram», где тоже активно применяется четкий алгоритм правовой защиты. Только владелец авторского права (или официальный представитель владельца) может пожаловаться на нарушение прав. Если кто-то посчитает, что материалы в «Instagram» нарушают авторские права третьей стороны, то он может сообщить об этом владельцу данных прав. «Instagram» соблюдает процедуры уведомления и удаления, приведенные в разделе 512(c) Закона об авторских правах в цифровую эпоху [8] (DMCA): он применяется к контенту, на который поступила жалоба и который был удален за нарушение авторского права Соединенных Штатов.

Можно заметить, что несмотря на применение в указанных примерах норм национального права, последнее явно ориентируется на стандарты международно-правовой охраны, что позволяет странам более эффективно взаимодействовать друг с другом в области защиты авторских прав.

В России основным источником правовой защиты авторского права является Гражданский кодекс Российской Федерации. Область правоприменения в этой сфере курирует специальная государственная структура в системе исполнительной власти - Роспатент - федеральная служба, отвечающая за контроль и надзор в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности, а также за оказание услуг в установленной сфере и нормативно-правовое регулирование [9, с. 115].

Вместе с тем, развитие технологий ставит перед регуляторами новые проблемы, среди которых плагиат, а также ситуации, связанные с тем, что третьи лица незаконным образом завладевают произведением интеллектуального творчества, после чего присваивают свое авторство чужой работе. Распространенность подобных явлений объясняется не только умыслом к завладению чужим интеллектуальным объектом, но и неосведомленностью об охране авторского права, либо незнанием того, как можно защитить свои права.

В этой связи важно не только оперативно реагировать на новые вызовы, связанные с нарушением авторского права, и создавать новые инструменты его защиты как на национальном, так и на международном уровнях, но и популяризировать средства и механизмы защиты авторского права.

Использованные источники:

1. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS) (с изменениями на 6 декабря 2005 года) (Приложение 1С к Марракешскому Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года) [Электронный ресурс]. URL : http://docs.cntd.ru/document/902340087 (дата обращения 07.04.2020)

2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) [Электронный ресурс]. URL : http://docs.cntd.ru/document/1900493 (дата обращения : 05.03.2020 г.)

3. Богуславский, М.М. Международное частное право: Практикум / М. М. Богуславский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2019. -672 с.

4. Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций : от 26.10.1961 г. [Электронный ресурс]. URL : http://docs.cntd.ru/document/58804834 (дата обращения : 05.03.2020 г.)

5. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм : от 29.10.1971 г. [Электронный ресурс]. URL : http://docs.cntd.ru/document/1900271 (дата обращения : 05.03.2020 г.)

6. Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники : от 21.05.1974 г. [Электронный ресурс]. URL : http://docs.cntd.ru/document/1900262 (дата обращения : 05.03.2020 г.)

7. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам : от 20.12.1996 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901817958 (дата обращения : от 05.03.2020)

8. Закон об авторских правах в цифровую эпоху (DMCA) : от 1998 г. [Электронный ресурс]. URL: http://old.raec.ru/upload/files/DMCA_rus.pdf (дата обращения : 05.03.2020 г.)

9. Богданова, О.В. Защита интеллектуальных авторских прав гражданско -правовыми способами: монография. / О.В. Богданова - М.: Юстицинформ, 2017. - 212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.