Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования норм об уголовной ответственности в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов '

Проблемы совершенствования норм об уголовной ответственности в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
наркотических средства / незаконный оборот наркотических средств / психоактивные вещества / narcotic drugs / illegal drug trafficking / psychoactive substances

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мадина Магомедовна Абдулкадирова, Мадинат Махмудовна Гитинова

В статье рассматриваются проблемы совершенствования норм об уголовной ответственности в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. По итогам исследования можно говорить об имеющихся пробелах и противоречиях в уголовном законодательстве, закрепляющем ответственность за незаконный оборот наркотических средств, что обусловливается как объективными факторами, так и субъективными и требует своего законодательного разрешения. Поэтому чрезвычайно важным является научное обоснование выделения оптимальных средств реформирования уголовной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мадина Магомедовна Абдулкадирова, Мадинат Махмудовна Гитинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of improving the rules on criminal liability in the field of illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues

The article discusses the problems of improving the rules on criminal liability in the field of illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues. Based on the results of the study, it can be unequivocally stated about the existing gaps and contradictions in the criminal legislation establishing responsibility for illegal drug trafficking, which is determined by both objective and subjective factors and requires its legislative permission. Therefore, it is extremely important to scientifically substantiate the selection of optimal means of reforming criminal liability.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования норм об уголовной ответственности в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов »

Закон и право. 2024. № 3. С. 200-205.

Law and legislation. 2024;(3):200-205.

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 343

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-200-205 NIION: 1997-0063-3/24-159

EDN: https://elibrary.ru/DADCBS MOSURED: 77/27-001-2024-3-359

Проблемы совершенствования норм об уголовной ответственности в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов

Мадина Магомедовна Абдулкадирова1, Мадинат Махмудовна Гитинова2

11 2 Северо-Кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного

университета юстиции (РПА Минюста России), Махачкала, Россия

1 md19.97@mail.ru

2 amg.madina@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы совершенствования норм об уголовной ответственности в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. По итогам исследования можно говорить об имеющихся пробелах и противоречиях в уголовном законодательстве, закрепляющем ответственность за незаконный оборот наркотических средств, что обусловливается как объективными факторами, так и субъективными и требует своего законодательного разрешения. Поэтому чрезвычайно важным является научное обоснование выделения оптимальных средств реформирования уголовной ответственности.

Ключевые слова: наркотических средства, незаконный оборот наркотических средств, психоактивные вещества.

Для цитирования: Абдулкадирова М.М., Гитинова М.М. Проблемы совершенствования норм об уголовной ответственности в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов // Закон и право. 2024. № 3. С. 200—205. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-200-205 EDN: https://elibrary.ru/DADCBS

CRIMINAL LAW SCIENCES

Original article

Problems of improving the rules on criminal liability in the field of illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues

Madina M. Abdulkadirovai, Madinat M. Gitinova2

1 2 North Caucasus Institute (branch) All-Russian State University of Justice

(RPA of the Ministry of Justice of Russia), Makhachkala, Russia

1 md19.97@mail.ru

2 amg.madina@mail.ru

Abstract. The article discusses the problems of improving the rules on criminal liability in the field of illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues. Based on the results of the study, it can be unequivocally stated about the existing gaps and contradictions in the criminal legislation establishing responsibility for illegal drug trafficking, which is determined by both objective and subjective factors and requires its legislative permission. Therefore, it is extremely important to scientifically substantiate the selection of optimal means of reforming criminal liability.

Keywords: narcotic drugs, illegal drug trafficking, psychoactive substances.

For citation: Abdulkadirova M.M., Gitinova M.M. Problems of improving the rules on criminal liability in the field of illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues // Law and legislation. 2024;(3) :200— 205. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-200-205 EDN: https://elibrary.ru/DADCBS

© Абдулкадирова М.М., Гитинова М.М. М., 2024

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

На наш взгляд, в уголовный закон следует внести ряд изменений и дополнений. В частности, обратим внимание на то обстоятельство, что ни в научной литературе, ни в судебной практике до сих пор не сформулировано четкой и понятной позиции в вопросе разграничения продолжаемого сбыта от совокупности преступлений. В некоторых судебных решениях в качестве соответствующего критерия берется установление единого умысла на сбыт наркотических средств, их сбыт одному и тому же лицу1. Ряд исследователей при решении данного вопроса предлагают принимать во внимание источник наркотического средства [7]. На наш взгляд, решение изложенной проблемы является достаточно простым и лежит на поверхности, заключаясь в исключении из ст. 228 УК РФ слов «без цели сбыта».

На страницах научных журналов уже давно продолжаются активные дискуссии, связанные с возможностью дополнения ст. 228 УК РФ новым признаком объективной стороны преступления — «передача наркотического средства» (незаконное представление без цели сбыта посторонним лицам для использования и хранения) [2, с. 12]. Позволим не согласится с подобной законодательной инициативой, поскольку в случае с передачей наркотических средств невозможно говорить о безнаказанности действий лица, так как наличествует состав приобретения и хранения наркотических средств, что уже охватывается признаками преступления, предусмотренными ч. 1 ст. 228 УК РФ.

Как показало проведенное исследование, в качестве предмета рассматриваемых преступлений признаются наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги. По результатам анализа научной литературы и нормативно-правовой базы было высказано мнение о необходимости исключения аналогов наркотических средств и психотропных веществ из УК РФ. Одновременно с этим предлагаем указать в качестве предмета преступлений по статьям 228, 228.1 УК РФ потенциально опасные психоактивные вещества, о которых законодатель почему-то позабыл, но которые представляют не меньшую опасность для здоровья человека и имеют достаточно широкое распространение среди наркоманов.

Для преодоления указанного законодательного пробела предлагаем предусмотреть в ст. 228

1 Определение Верховного Суда РФ от 10.01.2010 № 50-Д10-24 // http://www.consultant.ru/document/cons_ doc LAW

УК РФ меры уголовной ответственности за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Необоснованные ограничения Пленум Верховного Суда РФ допустил в Постановлении № 14 (далее — ППВС № 14) в вопросе квалификации преступлений по ч. 1 ст. 228 УК РФ, указав возможность перевозки наркотических средств только с использованием любого вида транспорта или какого-либо объекта, применяемого в виде перевозочного средства. Сегодня способы перевозки приобрели самый разнообразный характер, могут осуществляться не только специальными способами пересылки, о которых умалчивается в разъяснениях высшей судебной инстанции. Придерживаемся категоричной точки зрения о необходимости преодоления данного пробела путем внесения соответствующих дополнений в ППВС № 14.

Уже давно не прекращаются научные споры и дискуссии между учеными относительно целесообразности повышения возраста уголовной ответственности по ряду составов преступлений. Одним из них является ст. 228.1 УК РФ.

В частности, Д.Х. Каитова на фоне непрерывного роста числа потребителей наркотических средств, в основном за счет молодежи, рассматривает возможность снижения возраста наступления уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков до 12 лет [4, с. 91].

На наш взгляд, наиболее правильной является позиция тех авторов, которые выступают за ошибочность уголовно-правовой политики снижения возраста уголовной ответственности, поскольку «тем самым государство расписывается в собственной неспособности влиять на эти процессы. Вместо ужесточения наказания и очередного запугивания возможным суровым наказанием... лучше было бы всерьез заняться профилактикой детских правонарушений, в том числе связанных с незаконным оборотом наркотиков» [5].

После распада СССР и становления новой российской государственности произошла трансформация семейных ценностей, снизился общей уровень морали, нравственности граждан. В России немало семей, живущих за чертой бедности, в которых родители в силу невысоких заработных плат, тяжелой материальной и финансовой ситуации не могут обеспечить надлежащие бытовые условия для проживания детей, качественное питание, необходимую одежду и обувь. Эти обстоятельства формируют негативную эмоционально-психологическую обстановку в се-

LAW & LEGISLATION • 03-2024

мье, приводят к постоянным конфликтам, разводам родителей, формированию у несовершеннолетних антисоциального поведения, мотивов для совершения корыстных преступлений с целью обеспечения себя надлежащим пропитанием, товарами первой необходимости, иными вещами, которые не могут приобрести родители (например, велосипед, игровую приставку и т.д.). В связи с этим первостепенное значение приобретают меры социальной и материальной поддержки семей.

Следующая мера предупреждения преступности несовершеннолетних связана с трудоустройством несовершеннолетних, что позволит не только занять подростка работой, отвлечь его от улицы, но и ему заработать денежные средства, которые он может потратить на собственные нужды или семейные потребности. Занятость существенным образом повышает социализацию несовершеннолетних, формирует у них чувство ответственности, самостоятельности, развивает мышление, умственную деятельность.

Согласимся с предложением о необходимости обеспечения как постоянной, так и временной занятости несовершеннолетних [6]. Для этого предлагаем принять специальную государственную программу трудоустройства несовершеннолетних. Сегодня работодатели неохотно принимают на работу несовершеннолетних, опасаясь возможных проверок со стороны контролирующих органов. Помимо этого, у работодателей отсутствует экономическая заинтересованность в приеме на работу несовершеннолетних, так как у них отсутствуют необходимые навыки и умения для выполнения высококвалифицированной работы, а издержки, связанные с обучением и оформлением подростков, превосходят возможную прибыль.

В связи с этим необходимо на государственном уровне разработать комплекс мер, направленных на стимулирование работодателей принимать на работу несовершеннолетних, например, в части снижения налоговой нагрузки в фонды социального и медицинского страхования. И такие законодательные инициативы сегодня уже активно обсуждаются.

Так, соответствующие законопроекты Минтруда опубликованы на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, согласно которым работодателей хотят простимулировать нанимать молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет. Для этого с 1 января 2024 г. предлагается бессрочно использовать единый пониженный тариф страховых взносов в размере

7,6%. Данные поправки, как отмечается в законопроекте, были подготовлены во исполнение поручений Президента по итогам заседания Госсовета 29 января 2023 г.

Таким образом, проблема повышения трудовой занятости несовершеннолетних обсуждается на самом высоком уровне.

В качестве другого предложения по повышению мотивированности работодателей в приеме на работу несовершеннолетних можно назвать возмещение затрат работодателям на оплату труда несовершеннолетнего гражданина с учетом страховых отчислений и фактически отработанного времени. Целесообразным, с нашей точки зрения, является принятие Правительством РФ совместно с Рострудом специальной долгосрочной программы поддержки занятости несовершеннолетних.

Предупреждение наркопреступности предполагает необходимость повышения правовой грамотности и правосознания несовершеннолетних, недопустимости формирования правового нигилизма, т.е. пренебрежительного отношения к праву. Данная задача должна носить системный характер, и в этом вопросе одну из ключевых ролей должна играть школа, где дети уже в младших классах должны знакомиться с основами права и законопослушного поведения.

Одно из предложений видится во введении общеобязательного образовательного предмета по правовой грамотности, так как сейчас небольшой блок права (несколько часов) рассматривается только в рамках курса по обществознанию, что является явно недостаточным. Предмет «Основы правовой грамотности» должен преподаваться начиная с третьего класса, не менее 1 учебного часа в неделю. На данных уроках необходимо разъяснять подросткам, что такое право, для чего оно существует, какими правами и обязанностями обладают граждане, несовершеннолетние, как вести себя в той или иной ситуации.

Отдельное внимание необходимо уделять вопросу, связанному с доведением до подростков информации, что каждое деяние приводит к определенным юридическим последствиям. Поэтому в случае совершения преступления, в том числе в сфере незаконного оборота наркотических средств, к ним могут быть применены меры юридической ответственности.

Привлекаться к преподаванию предмета должны и работники правоохранительных органов (полиции, прокуратуры и т.д.), которые бы проводили с несовершеннолетними профилактические беседы, приводили реальные примеры из

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

практики, подсказывали, как необходимо вести себя в определенной ситуации.

Во-первых, информация из первых уст сотрудников полиции, прокуратуры иначе воспринимается подростками, более убедительно, нежели такая же обучающая лекция учителя.

Во-вторых, сотрудники могут апеллировать конкретными практическими примерами из своей практики и какое наказание применялось к нарушителям, что также больше заинтересовывает слушателей и они внимательнее усваивают информацию.

Заслуживающим внимания является вопрос, связанный с расширением перечня квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. На наш взгляд, целесообразно дополнить ст. 228.1 УК РФ таким квалифицированным составом, как совершение преступления сотрудниками правоохранительных органов, поскольку их непосредственное участие в незаконном обороте наркотических средств существенным образом усиливает общественную опасность преступления.

Недопустимо, чтобы те люди, которые призваны противодействовать наркопреступности, были лично задействованы в совершении данных преступлений. Это не только снижает меры профилактики и предупреждения преступлений, связанных с незаконным сбытом, но и подрывает доверие населения к правоохранительным органам и всей судебной системе.

Правоохранительная деятельность направлена на обеспечение непосредственного исполнения, использования и соблюдения требований правовых предписаний.

Правоохранительная деятельность характеризуется наличием следующих сущностных признаков и характеристик:

1) в процессе ее осуществления допускается применение мер государственного принуждения. Для правоохранительной деятельности использование методов государственного принуждения имеет важное значение ввиду необходимости соблюдения принципов законности и правопорядка, прав и законных интересов их участников. В случае нарушения правовых норм и предписаний к виновному лицу могут быть применены меры принуждения;

2) правоохранительная деятельность не является безграничной, она очерчена определенными процессуальными рамками;

3) наличие специфических способов и средств реализации правоохранительной деятельности.

Неопределенности в понимании правоохранительной деятельности добавляет отсутствие законодательного определения данной дефиниции, как и исчерпывающего перечня правоохранительных органов.

Более конкретным выглядит предложение К.Ф. Глущенко и М.А. Ковалева, которые пишут о нецелесообразности выделения квалифицирующих признаков правоохранительной деятельности ввиду ее многоаспектности, что затруднит причисление тех или иных органов к чис -лу правоохранительных. В связи с этим они выступают за закрепление в законодательстве просто исчерпывающего перечня правоохранительных органов, например, судебные органы, прокуратура, Следственный комитет, органы юстиции и т.д. [3, с. 15].

С данной точкой зрения следует отчасти согласиться, поскольку в действующем законодательстве имеются существенные сложности с определением иных смежных понятий, например, «государственный орган», «правоохранительная деятельность». Поэтому выведение единого и универсального определения правоохранительного органа выступает сложной задачей с терминологической и правовой точек зрения.

Следует сказать, что в научной литературе некоторые авторы высказываются о том, что для причисления того или иного органа к числу правоохранительных он должен обладать следующими обязательными признаками:

1) входить в структуру органов федеральной исполнительной власти;

2) иметь специальные полномочия по охране общественного порядка и безопасности, пресечению правонарушений, применению мер государственного принуждения [1].

Преступление, предусмотренное ст. 228 УК РФ, может быть совершено несколькими лицами в соучастии, но в качестве квалифицированного состава данная статья не предусматривает совершение этого преступления ни в одной из форм соучастия. В связи с этим предлагаем закрепить в качестве квалифицированного состава преступления в ст. 228 УК РФ совершение противоправных деяний группой лиц и группой лиц по предварительному сговору.

Одна из самых обсуждаемых тем на страницах научных журналов связана с возможностью введения в уголовный закон ответственности за употребление наркотических средств. Сегодня данное деяние признается только административным правонарушением. Имеются как сторонники, так и противники принятия такого реше-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 03-2024

ния. Их доводы носят различный и порой противоположный характер. Придерживаемся категоричной точки зрения, что данное решение повлечет за собой определенное снижение количества употреблений наркотических средств, однако в данном случае должны предприниматься иные меры.

Во-первых, необходимо противодействовать фактам ввоза на территорию Российской Федерации и сбыта на ее территории наркотических средств, а, во-вторых, актуальной остается проблема лечения от наркомании, направления лиц, страдающих наркотической зависимостью, на принудительное лечение.

По нашему мнению, сегодня необходимо продолжить политику законодателя по ужесточению уголовного наказания за незаконный оборот наркотических средств с целью сбыта. В некоторых странах, например в Китае, за данное преступление виновным грозит смертная казнь. В то же время не следует забывать, что уголовная ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ст. 228 УК РФ, является весьма либеральной и гуманной. Например, почему бы законодателю не принять решение ужесточить уголовное наказание по ч. 1 ст. 228 УК РФ, увеличив срок лишения свободы с 3 до 5 лет, что повлечет за собой переход данного преступления из категории небольшой тяжести к преступлению средней тяжести со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Итак, по итогам исследования можно утверждать об имеющихся пробелах и противоречиях в уголовном законодательстве, закрепляющем ответственность за незаконный оборот наркотических средств, что обусловливается как объективными факторами, так и субъективными и требует своего законодательного разрешения. Поэтому чрезвычайно важным является научное обоснование выделения оптимальных средств реформирования уголовной ответственности.

Ни в одном официальном документе, принятом на федеральном уровне, не закреплены и не описаны оптимальные и универсальные способы реформирования УК РФ, без понимания хотя бы того, что проблематично выстроить адекватную систему уголовно-правового противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств.

На основе полученных результатов в исследовании рассмотрены как новые, так и модифицированные или оставленные без изменения разъяснения ПВВС № 14, сформулированы рекомендации правоприменителям, а также выд-

вигаются и обосновываются предложения о внесении изменений в ПВВС № 14 в связи с имеющимися в нем пробелами, неясностями, неточностями и коллизиями.

Список источников

1. Бекетов О.И., Опарин В.Н., Сургутское В.И. Сфера внутренних дел и современная система правоохранительных органов России // Рос. юрид. журнал. 2018. № 1. С. 137-142.

2. Бобракое С.И. Уголовная ответственность за незаконное приобретение, хранение либо сбыт наркотических средств: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

3. Глущенко К. Ф, Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник. М.: Зерцало, 1997.

4. Каитова Д.Х. Проблема снижения возраста уголовной ответственности в России // Молодой ученый. 2018. № 23 (209).

5. Куликов А.В., Шелег О.А. Особенности субъективной стороны незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов: научная полемика и меры предупреждения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2023. № 3. С. 102-107.

6. Миронов В. О. Профилактика преступности несовершеннолетних // Новый университет. Сер.: Экономика и право. 2014. № 5-6. С. 48-51.

7. Ролик А.И. Преступление, предусмотренное ст. 228.1 УК РФ: спорные вопросы характеристики // Lex Russica. 2014. № 9. С. 1079-1092.

References

1. Beketov O.I., Oparin V.N., Surgutskov V.I. The sphere of internal affairs and the modern system of law enforcement agencies in Russia // Russian Law Journal. 2018. № 1. Pp. 137-142.

2. Bobrakov S.I. Criminal liability for the illegal acquisition, storage or sale of narcotic drugs: Dis. ... cand. jurid. sciences. M., 2005.

3. Glushchenko K.F., Kovalev M.A. Law enforcement agencies: Textbook. M.: Zertsalo, 1997.

4. Kaitova D.H. The problem of reducing the age of criminal responsibility in Russia // Young scientist. 2018. № 23 (209).

5. Kulikov A.V., Sheleg O.A. Features of the subjective side of illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues: scientific polemics and preventive measures // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2023. № 3. Pp. 102-107.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

6. Mironov V.O. Prevention of juvenile delinquency // New University. Ser.: Economics and law. 2014. № 5-6. Pp. 48-51.

7. Roller A.I. Crime under Article 228.1 of the Criminal Code of the Russian Federation: controversial issues of characteristics // Lex Russica. 2014. № 9. Pp. 1079-1092.

Информация об авторах

Абдулкадирова М.М. — магистр

Гитинова М.М. — кандидат юридических наук, доцент

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.

Information about the authors

Abdulkadirova M.M. — master

Gitinova M.M. — candidate of legal sciences, associate professor

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 09.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Малахов В.П. Мифологизации права в общественном сознании.

Монография. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. 351 с.

ISBN: 978-5-238-03649-6

Все принципиальные положения и все содержание монографии объединены тремя идеями, придающими общеправовой теории методологический и мировоззренческий смысл и уровень: 1) мифологизации права — не историко-культурный атавизм, не порок современной общеправовой теории и не "побочный эффект", характерный исключительно для общественного правосознания, а фундаментальный и органичный элемент любой формы общественного сознания права; 2) мифологизации права представляют собой сложный синтез понимания права, складывающегося в рамках каждой из форм общественного сознания; 3) лишенная мифологического компонента правовая теория возможна только как догма, как чисто прикладное знание.

Исследование предназначено для занимающихся или просто интересующихся проблемами правовой жизни современного общества и личности, которые получают свое выражение и решение как в общеправовой теории, так и в правосознании.

LAW & LEGISLATION • 03-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.