Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования механизма управления портфелем просроченных потребительских кредитов'

Проблемы совершенствования механизма управления портфелем просроченных потребительских кредитов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования механизма управления портфелем просроченных потребительских кредитов»

К.И. МОСТАЙКИНА

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПОРТФЕЛЕМ ПРОСРОЧЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КРЕДИТОВ

В настоящее время в Российской Федерации идет очень активное развитие банковской системы. Особенно развивается система кредитования населения с ежегодным приростом, превышающим 50 млрд руб. В начале 2005 г. кредиты населению занимали всего 14,5% кредитного портфеля банков. Однако в январе 2007 г. они уже достигли 23,3% объема всех кредитов. Почти каждый год рынок розничных кредитов удваивается (рис. 1). Высокие темпы его развития свидетельствуют о большом спросе населения, остающимся неудовлетворенным, а также о высокой доходности потребкредитования для банков.

Такой рост объемов кредитования обусловлен рядом причин:

1) избыточная денежная ликвидность в банковской системе. Так, за рубежом денежные средства размещаются на рынке акций, облигаций. В России этот рынок развит слабо, нет надежных сфер размещения капитала и, как следствие этого, денежные средства идут на развитие рынка потребительского кредитования. Это одна из основных предпосылок, послуживших столь стремительному развитию потребительских кредитов;

2) укрепление рубля, которое произошло в последние 4 года, также стало одной из причин развития потребительского кредитования. Активы банка в рублях больше, чем пассивы;

3) в условиях социально-экономической стабильности произошло удлинение сроков пассивов, это позволяет проводить более рисковую политику кредитования;

4) повышение благосостояния граждан. Рост ВВП на душу населения в настоящее время является одним из самых высоких в мире (рис. 1).

Рис. 1. Рост благосостояния россиян способствует кредитному буму

По данным ЦБ РФ, доля займов, предоставленных банками населению, в ВВП составила 7,8%. Для сравнения: соотношение кредитов физическим лицам к ВВП в Чехии составило 12,9 %, в Словении 14,7%, в Болгарии 16,5%, в США 74%.

Банки ведут агрессивную политику по стимулированию продаж. Кредиторы минимизируют процедуры, упрощают доступ к заемным средствам. За последнее время резко сократились количество документов, необходимых для оформления кредита, и сроки рассмотрения заявок.

В результате взрывного роста объема кредитования резко возросла доля просроченных кредитов. Рост объема невозвращенных кредитов является не только реальной угрозой для отдельных банков, но и общей проблемой для российской банковской системы.

По данным ЦБ РФ, на 1 января 2006 г. просроченная задолженность физических лиц банкам составляла чуть более 10 млрд руб., а на 1 января 2007 г. эта цифра увеличилась более чем в 3 раза - почти до 33 млрд руб.

Несколько лет назад в Южной Корее разразился банковский кризис. Причина - массовый невозврат кредитов, выданных населению. Банки просто не смогли обслуживать свои текущие операции, а объем невозврата кредитов превысил поступления. Люди брали по нескольку кредитов сразу и загоняли себя в финансовую ловушку. В настоящее время то же самое происходит в крупных городах России. Корейский кризис разгорелся, когда процент невозвратов кредитов в целом по банковской системе составил 13-14%.

Что касается российских банков, то в апреле объем просрочки вырос на 7,5%, а ее доля в общем объеме кредитов достигла к 1 мая 2007 г. 3,1% (рис. 2). При этом объем просроченной задолженности по кредитам физическим лицам превысил объем просроченной задолженности по кредитам юридическим лицам - 71,3 против 71,0 млрд руб.

Следует отметить, что назвать эти данные точными нельзя, так как банки намеренно занижают показатели.

Просроченная задолженность растет вдвое быстрее розничного кредитного портфеля. Причиной тому является стремление банков закрепиться на рынке. Как следствие, проверке платежеспособности и добросовестности заемщика должное внимание не уделяется. Например, на 1 марта 2007 г. просрочка в ХКФБ составляла 23,8%, в «Русском стандарте» - 11,7%.

3.25 3.00 2.75

2.50 2.25 2.00

1.75 ------------------------------------ 5.5

ІЛ СО СО СО СО СО СО СО СО СО СО СО СО Ґ-- Ґ-- Г--

ррррррррррррррррр Н г- І^І СО ^ Ш Ш N й 05 О т- г- Г-І СО ^

т— О О О О О О О О О ч— ■ч— т— О О О О

—♦—Доля просроченной задолженности ■ Доля просроченных платежей (правая шкала)

Рис. 2. Качество кредитов физическим лицам по банковской системе в целом, %

Для покрытия просроченной задолженности банки производят отчисления в резервы на возможные потери. На 1 января 2007 г. резервы покрывали 82,7% просрочки. Например, в банке «Русский стандарт» резервы покрывают 100% просроченной задолженности. Как уже было сказано, фактический невозврат по кредитам населения выше цифр официальной отчетности. Текущие процентные ставки уже включают в себя ожидаемые потери и вполне адекватны рискам. Банки, специализирующиеся на потребкредитовании, имеют значительные резервы на возможные потери по кредитному портфелю. В частности, резервы «Хоум

Кредит энд Финанс Банк» достигают около 6%, а «Русского стандарта» - порядка 15% от портфеля. Текущие средневзвешенные ставки подразумевают объем просроченной задолженности в 7,3%. Официальная просрочка оказывается ниже благодаря своевременным продажам «плохих» долгов и снятию их с баланса банков. В частности, «Русский стандарт» ежемесячно передает Агентству по сбору долгов кредиты с просрочкой выплат свыше трех месяцев. Большинство банков предпочитает работать со сторонними коллекторскими агентствами по постоянному договору комиссии или по выбору их на открытом тендере, как ХКФБ. Растущий бизнес коллекторских агентств свидетельствует о том, что банки избавляются от «плохих» долгов, показывая низкую фактическую просрочку.

Рассмотрим причины возникновения просроченной задолженности:

1) при выдаче «быстрых кредитов» (за 30 минут, без поручителей, без справки о доходах и т.д.) уже возникает риск невозврата, так как проверка потенциального заемщика производится не в полном объеме. Необходимо совершенствовать скоринг в банках, так как в настоящее время достаточно высок процент асоциальных клиентов (безработные, алкоголики, наркоманы, игроки в автоматы и другие азартные игры на деньги, бомжи, мошенники). В данном случае риск невозврата очень велик, так как данные заемщики либо неплатежеспособны, либо уклоняются от контактов с сотрудниками банка и недоступны в телефонном режиме. Часто такие заемщики предоставляют ложную контактную информацию. В настоящее время банки работают на количество выдаваемых кредитов, а не на их качество;

2) причиной возникновения просроченной задолженности могут быть семейные обстоятельства (болезнь, похороны и т.д.). Данные клиенты могут задерживать платежи на 2, 3 месяца, а некоторые и до полугода (при тяжелых болезнях), но, как правило, они контактные, не отказываются от оплат и при первой же возможности погашают задолженность перед банком;

3) до сих пор остается актуальной, особенно в регионах, проблема несвоевременной выплаты заработной платы. Такие должники обычно погашают задолженность сразу после получения заработной платы;

4) приходится все же учитывать специфику каждого региона, так как бывают случаи, когда из-за неблагоприятных климатических условий (сильный снегопад, наводнение и др.) заемщики просто не могут добраться до пунктов оплаты (банк, почта и т.д.). Такая проблема, например, характерна для Республики Карелия, Тюменской области, Кемерова;

5) это смерть клиента. В данном случае погашением задолженности занимаются ближайшие родственники либо делом данного клиента будут заниматься юристы банка;

6) задолженность у заемщика может появиться в случае, если он неверно понял условия договора: несвоевременная оплата либо оплата не в полном объеме;

7) существует проблема так называемых скрытых процентов и условий договоров. Заемщик зачастую не знает о комиссиях и процентах за обслуживание и т.д. Банк России для повышения прозрачности рынка, информированности заемщиков, а также снижения рисков обязал банки указывать эффективную ставку с 1 июля 2007 г. Аналогичные меры по раскрытию информации были введены в Венгрии еще в 1997 г., в Словакии в 2001 г., в Чехии и Хорватии в 2003 г. Однако у банков всегда будут оставаться возможности обойти методику расчета эффективной ставки. В частности, не все платежи (например, в случае кредитных карт или при выборе платежного агента) могут быть включены в расчет, поскольку они не являются обязательными или зависят от поведения заемщика.

Таким образом, проблема невозврата по потребительским кредитам может стать серьезной угрозой для всей банковской системы России.

К сожалению, российское законодательство не имеет в настоящее время действенных рычагов для борьбы с должниками. В данном случае необходимо принятие закона «О потребительском кредитовании», который учитывал бы интересы как кредитора, так и заемщика.

На начальном этапе возникновения просроченных потребительских кредитов банк самостоятельно занимается управлением такими портфелями. Для этого в банках сейчас создается «soft collection», который занимается предварительной работой с должниками: телефонные переговоры, напоминания, рассылка писем, уведомлений, sms-сообщений, использование автоинформатора.

В настоящее время в банках создаются Дирекции и Департаменты по работе с задолженностью. Ниже приведены пример структуры и алгоритм работы Дирекции, занимающейся управлением портфелем просроченных потребительских кредитов.

В ДРЗ поступают сведения о «сложных» клиентах, с просроченной задолженностью более 30 дней, предварительно такие клиенты обзваниваются сотрудниками отдела по работе с задолженностью (ОРЗ) дирекции клиентской поддержки (ДКП).

В ДРЗ сначала с должниками работают сотрудники ОМ: исследуют проблемы и причины возникновения задолженности в целом и по регионам, выявляют мошенников, заносят в межбанковский черный список неплатежеспособных заемщиков, ведут телефонные переговоры с должниками, устанавливают контрольные даты и сумму к оплате. В случае нарушения установленных контрольных дат (задолженность не погашена), а также если заемщик уклоняется от контакта с сотрудником банка или получен прямой отказ от оплаты кредита - дело такого клиента передается на сопровождение в отдел региональной работы (ОРР).

Сотрудники ОРР занимаются выездами к должникам - это «hard collection». В ходе беседы с должником сотрудники ОРР стараются выяснить причины возникновения задолженности, оценивают возможности ее погасить. Ими также устанавливаются контрольные даты для должника. Если должник категорически отказывается выплачивать кредит, дело такого клиента передается юристам в ДСВЗ.

Дело заемщика попадает в ДСВЗ при возникновении следующих ситуаций: смерть, страховой случай (автокредитование), отказ от оплаты кредитов, мошенничество - это все «legal collection».

Сотрудники ДСВЗ занимаются подготовкой документов для обращения в суд и собственно самим судебным процессом. Банк может подать заявление в прокуратуру о возбуждении уголовного дела по ст. 159 «Мошенничество», ст. 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности».

Судебное разбирательство может быть эффективным способом возврата долга только в том случае, если у кредитора есть юридически грамотно составленные документы, а у должника деньги для уплаты требуемой суммы. Но даже, если денег у должника нет, шансы получить долг все равно сохраняются. Закон «Об исполнительном производстве» разрешает в случае отсутствия у заемщика денежных средств, достаточных для погашения задолженности, обращать взыскание на принадлежащее ему имущество. Имущество должника подвергают аресту, а затем продают на торгах. Естественно, занимается этим не банк, а судебные приставы в рамках исполнительного производства.

Процедура обращения взыскания на имущество должника очень сложна, поэтому банку необходимо заранее, еще до предъявления иска в арбитражный суд, узнать, на какое имущество должника может быть наложено взыскание. Если у последнего нет не только денежных средств, но и имущества, исчезает всякий смысл обращаться в суд.

ОАК контролирует работу отделов ДРЗ, подготавливает отчеты об эффективности произведенной работы, опираясь на ежедневные данные о поступивших платежах. Также ОАК выявляет недостатки работы отделов, разрабатывает и внедряет в работу новые компоненты, улучшающие работу, разрабатывает методические указания, проводит обучающие тренинги для сотрудников дирекции.

В тех случаях, когда возврат денежных средств невозможен через суд, банки прибегают к услугам коллекторских агентств.

Процесс купли-продажи долгов у нас в России пока слабо развит в силу нескольких причин. Например, на Западе долги продаются за 3-10% от номинала. У нас пока этот рынок не созрел ни в финансовом, ни в психологическом плане. Естественно, что банки хотят продавать задолженность по более высоким ценам, а на таких условиях коллекторские агентства работать отказываются. Поэтому в большинстве случаев коллекторским агентствам пакеты долгов передаются в доверительное управление. Здесь процент возврата составляет от 20 до 80%.

Если возврат задолженности невозможен даже с помощью специализированных коллекторских агентств, происходит списание долгов на убытки.

Одной из основных проблем остается проблема методики определения понятия «Просроченная задолженность». В это понятие может входить как задолженность с основным долгом в несколько рублей, так и в сотни тысяч рублей. Необходимо создание четкой системы отчетности, которая позволяла бы реально оценить состояние портфеля просроченных потребительских кредитов. Так как многие банки скрывают реальное состояние портфеля просроченных потребительских кредитов, благодаря своевременным продажам «плохих» долгов и снятию их с баланса банка. Необходимо обязать банки указывать такие долги за балансом, это позволит получать более точную информацию о состоянии банка Банку России, акционерам и инвесторам.

Таким образом, проблема управления портфелем просроченных потребительских кредитов в настоящее время занимает очень важное место в банковской системе. Этот процесс очень сложен и трудоемок.

Это новая проблема для банковской системы России, поэтому на данном этапе возникает очень много недостатков в управлении проблемными потребительскими кредитами. Решение данной проблемы должно осуществляться как на макроуровне (Банк России) - создание единой системы надзора за банками, выдающими потребительские кредиты, принятие и разработка нормативов для коммерческих банков, создание необходимой нормативной базы, так и на микро-

уровне (внутри банка) - необходима единая система принятия решений, единая система контроля, единая политика по выдаче и возврату кредитов.

Одной из причин выдачи кредитов без должной проверки потенциальных клиентов является работа менеджеров, так как заработная плата менеджеров напрямую зависит от объемов выданных кредитов. Необходимо изменить систему мотивации менеджеров, которые ради получения дополнительных процентов к своему окладу готовы выдать кредит каждому.

Для более эффективного управления портфелем потребительских кредитов необходимо, чтобы отделы по выдаче кредитов и отдел по возврату просроченных кредитов находились в одном департаменте. Должно быть более тесное взаимодействие этих отделов. Так как наиболее эффективное управление потребительскими кредитами будет в том случае, если менеджеры, занимающиеся выдачей кредитов, будут более тщательно проверять потенциальных клиентов, а сотрудники отдела по работе с просроченными кредитами могли бы давать рекомендации, на что в первую очередь необходимо обращать внимание. Должна быть налажена система прямой/обратной связи.

Необходимо вести статистику по проблемным клиентам, чтобы составить список людей, попадающих в группу риска, которым следует отказать в выдаче кредита:

1) обратить внимание на возраст заемщиков, у которых возникают просрочки (например, молодые люди призывного возраста, пенсионеры и т.д.);

2) лица, состоящие на учете в милиции;

3) необходима информация из психоневрологического диспансера, наркологического диспансера, также необходима информация о людях с онкологическими заболеваниями и др.

Всю эту информацию необходимо вносить в единую межбанковскую базу кредитных историй. В целях повышения защищенности прав и законных интересов кредиторов и заемщиков был принят Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Первые Бюро кредитных историй (БКИ) появились именно на рынке потребительского кредитования. Он характеризуется большим количеством потенциальных заемщиков, стремящихся получить ссуды небольшого объема. Поэтому индивидуальная оценка каждого из них требует дополнительных затрат и невыгодна банку. Таким образом, БКИ, аккумулирующие информацию, полученную от многих кредиторов в течение нескольких лет, обладают базой данных для формирования широкого информационного поля и построения статистических моделей оценки риска кредитования.

Хотя масштабы потребительского кредитования в России отстают от достигнутых в развитых странах, регулирующие органы ужесточают контроль над рынком, отмечая рост числа плохих долгов. В марте 2006 г. ЦБ РФ начал проверки коммерческих банков на предмет их обязательного взаимодействия с БКИ. К настоящему времени создано и зарегистрировано более 30 БКИ, многие из них уже передают информацию о заемщиках в Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ) ЦБ РФ.

Важная особенность функционирования БКИ - использование так называемых «меток» в кредитных историях, или критериев ранжирования нарушений по погашению своих финансовых обязательств. Существуют три основных критерия («метки»): невозврат ссуды в прошлом (или «черная метка»); средняя просрочка платежей («серая метка»); «нормальная», приемлемая банками просрочка платежа не более 5 дней. Наличие либо отсутствие подобных

«меток» в кредитной истории заемщика может стать решающим фактором при принятии решения о выдаче ему ссуды или кредита. Предполагается, что если нарушений в выплатах по ссудам и кредитам у заемщика нет, ему будут предоставляться льготные условия как по получению кредита, так и по его погашению.

Таким образом, можно сделать вывод, что все вышеизложенные меры просто необходимы для обеспечения более эффективного управления портфелем проблемных кредитов. Это направление еще недостаточно развито в российской банковской системе. Вне сомнения, что данная проблема очень актуальна в настоящее время: рост безнадежных кредитов является реальной угрозой для банков. Потенциальный кризис потребительского кредитования может принести ряду банков большие финансовые проблемы и замедлить рост всего сегмента в целом. Поскольку в России нет эффективной системы взыскания долгов (коллекторский бизнес находится в стадии становления), рост объема невозвратных кредитов может стать общей проблемой банковской системы.

МОСТАЙКИНА КСЕНИЯ ИЛЬИНИЧНА родилась в 1983 г. Окончила Чувашский государственный университет. Аспирантка кафедры экономической теории и рыночного хозяйства Чувашского университета. Область научных интересов - исследование региональной банковской системы. Автор 4 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.