УДК 338.242:622.323
Е.Г.КАТЫШЕВА, канд. экон. наук, доцент, helene_la_belle@mail.ru Санкт-Петербургский государственный горный университет
E.G.KATYSHEVA, PhD in econ. sc., associate professor, helene_la_belle@mail.ru Saint Petersburg State Mining University
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
В настоящее время предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК) существенно зависят от импортных технологий и оборудования. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. нацелена на создание устойчивой национальной инновационной системы в отраслях ТЭК. Переориентация системы управления компаний и отраслей ТЭК на инновационный путь развития требует комплексного экономико-правового совершенствования инновационного менеджмента.
Ключевые слова: инновационный менеджмент, научно-техническая политика, топливно-энергетический комплекс.
PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF INNOVATION MANAGEMENT AT THE ENTERPRISES OF FUEL AND ENERGY COMPLEX
Now enterprises of fuel and energy complex (FEC) essentially depend on import technologies and equipment. The Power strategy of Russia is aimed at the period till 2030 on creation steady national innovative system in branches of FEC. The reorientation of the control system of companies and branches of FEC to innovation way of development requires complex economic and legal perfection of innovation management.
Key words: innovation management, scientific and technical policy, fuel and energy complex.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России является одной из специфических сфер научно-технического прогресса. Для нее характерны разнообразие природно-климатических и геологических условий функционирования, высокая зависимость от сырьевой базы и связанная с этим неопределенность условий и результатов инновационной деятельности, серьезные экологические последствия, проблемы, связанные с производством продукции, чрезвычайно высокая социальная значимость. К числу основных проблем ТЭК в настоящее время следует отнести высокую зависимость предприятий комплекса от импортных технологий и оборудования, несоответствие технического уровня предприятий ТЭК со-
250 _
временным требованиям, отсутствие целостной системы взаимодействия науки и бизнеса, отсутствие развитой инновационной инфраструктуры.
Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. нацелена на создание устойчивой национальной инновационной системы в отраслях ТЭК. Для этого необходимо решение следующих задач:
• воссоздание и развитие научно-технического потенциала, включая фундаментальную науку, а также прикладные исследования и разработки;
• создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности, направленной на обновление производственно-технологической базы ТЭК, ресурсосбе-
режение, повышение экономичности и безопасности энергетических установок и систем, улучшение качества продукции ТЭК;
• создание системы государственной поддержки деятельности энергетических компаний по разработке и реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих инновационное развитие отраслей ТЭК;
• повышение востребованности и эффективности использования результатов НИОКР, а также изобретательско-рационализаторской деятельности;
• сохранение и развитие кадрового потенциала и научной базы, интеграция науки, образования и инновационной деятельности.
Следует отметить, что кадры имеют особое значение для инновационного сектора ТЭК; в связи с этим важное значение приобретают разработка и внедрение на предприятиях системы управления инновационной деятельностью (инновационного менеджмента), энергетического менеджмента, экологического аудита [3].
Переориентация системы управления инновационной деятельностью в компаниях и отраслях ТЭК на инновационный путь развития требует повышения интеллектуального уровня управленческих процессов, увеличения объема знаний управленческого аппарата. Среди условий, необходимых для решения новых задач, выделим следующие [1]:
• формирование и реализация в компаниях и отраслях ТЭК научно-технической политики, согласованной с требованиями инновационной экономики;
• систематическое проведение прогнозно-аналитических работ в инновационной сфере;
• широкое внедрение аналитических методов и процедур для проведения анализа и формирования приоритетов инновационной деятельности на перспективу;
• отбор и реализация новых технологий, проектов и программ, ориентированных на достижение целей инновационного развития, установленных принятой научно-технической политикой;
• комплексное совершенствование управления инновационной деятельностью в рамках компаний и отраслей ТЭК.
Результатом решения указанных задач должна стать выработка научно-технической (инновационной) политики развития компании как системы взаимосвязанных технико-технологических, экономических, организационных и правовых решений и мер по их реализации, согласованных с целями новой энергетической стратегии России и с учетом требований инновационной экономики.
Необходимо помнить, что наиболее важные решения в области научно-технического развития и отбора приоритетов формируются на этапах прогнозирования и планирования. В период плановой экономики в стране систематически велись прогнозные разработки разного уровня специализации (например, Генеральная схема развития и размещения нефтяной промышленности на 15 лет, Комплексный прогноз научно-технического развития отраслей ТЭК на 20 лет, частные научно-технические прогнозы по направлениям деятельности). В настоящее время такой системы прогнозирования не существует. Однако, по мнению авторов работы [1], в условиях рыночной экономики также должна быть сформирована рациональная межкорпоративная система комплексного прогнозирования научно-технического развития нефтяных компаний, которая должна обеспечивать следующее:
• согласование научно-технических стратегий компаний нефтедобывающей отрасли с энергетической стратегией страны;
• общность экономико-правового пространства в масштабе нефтедобывающей отрасли, включая вопросы недропользования и налогообложения, вопросы перехода к новой модели инновационного менеджмента, а также стимулирования инвестиций в инновационную сферу;
• увязка инновационной деятельности компаний, отраслей и ТЭК в целом на основе согласованного механизма взаимодействия при необходимом уровне обмена информацией.
В современных условиях добыча сырьевых ресурсов осуществляется с использованием постоянно усложняющихся технологий; нефть, газ и другие сырьевые продукты становятся все более наукоемкими. Даль_ 251
Санкт-Петербург. 2011
Обеспечивающие функции инновационного менеджмента
Группа функций Функции Содержание
Социально- Делегирование Комплекс управленческих решений, направленных на рациональное распреде-
психологические ление работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления
Мотивация Система моральных и материальных стимулов, обеспечивающая заинтересованность сотрудников предприятия в эффективном и производительном индивидуальном и коллективном труде. Планирование, организация и обеспечение повышения профессионального уровня сотрудников предприятия
Процессуальные Решения Совокупность правил, связанных с подготовкой, обоснованием, определением последовательности и реализацией управленческих решений, а также их соблюдение
Коммуникации Подготовка, получение, переработка и передача информации для успешного продвижения инноваций
нейшее развитие нефтедобывающей отрасли связано с решением проблем увеличения нефтеотдачи пластов. Новыми научными направлениями становятся применение на-нотехнологий, разработка методов и оборудования для подводной добычи нефти.
Можно выделить ряд факторов, под воздействием которых с течением времени усиливается инновационное значение ресурсов нефти и газа. В первую очередь, это усиление конкуренции между производителями данных ресурсов в различных ее формах: конкуренции новых и «старых» способов производства энергии; ценовой конкуренции; борьбы за захват рынков; конкуренции за право доступа к ресурсам нефти и газа. В современных условиях конкурентные преимущества получают те производители, которые добиваются сокращения издержек за счет постоянного обновления технологий.
Инновационный менеджмент как специальная область знаний в сфере управления научно-технической деятельностью и достижения целей развития получил широкое применение в практике мирового бизнеса. Его методическая основа - системный подход к задачам управления, программно-целевая методология и концепция управления проектами (project management).
Инновационный менеджмент определен в работе [2] как самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения инновационных целей любой организаци-
252 _
онной структурой путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Объектом инновационного менеджмента выступают инновационные процессы во всем их разнообразии. Этот объект достаточно специфичен, масштабен, сложен, разнообразен по своему содержанию и требует использования специальных форм и методов управленческого воздействия для эффективного развития. Сегодня использование научных методов инновационного менеджмента становится важным фактором успешного развития предприятий.
Функции инновационного менеджмента можно подразделить на основные и обеспечивающие [2]. Основные (предметные) функции инновационного менеджмента являются общими для всех видов и любых условий осуществления инноваций. Эти функции отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью и выделяют предметные области управленческой деятельности на всех иерархических уровнях. К числу основных функций относят: формирование целей, планирование, организацию и контроль.
Обеспечивающие функции инновационного менеджмента включают управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению основных (предметных) функций (см. таблицу). К ним можно отнести социально-психологические и процессуальные (технологические) функции.
Предметные, социально-психологические и процессуальные аспекты управления, взаимно дополняя друг друга, создают целостную систему функций инновационного менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на инновационные процессы. Следует отметить, что именно в рамках инновационного менеджмента изучаются и формируются основные закономерности организации и управления инновационной деятельностью, проводятся прогнозно-аналитические исследования, формируется инновационная политика компании, разрабатываются нормативно-методические материалы для инновационной сферы, осуществляется экономическая оценка новых технологий, ведется учет и отчетность по НИОКР и инновациям.
В настоящее время для системы инновационного менеджмента в ТЭК России характерны следующие недостатки [1]:
• общая неразработанность проблем управления инновационной деятельностью на всех уровнях ТЭК;
• отсутствие в компаниях системы перспективного планирования в инновационной сфере;
• оценка углубленных прогнозно-аналитических исследований в инновационной сфере как необходимого этапа разработки научно-технической политики компаний и отраслей ТЭК;
• слабая экономическая обоснованность и глубина аналитической проработанности решений, принимаемых в инновационной сфере;
• невысокий уровень нормативно-методического обеспечения инновационной деятельности.
Указанные проблемы позволяют сделать вывод о необходимости выработки новых взглядов и подходов к управлению инновационной деятельностью, углубления и большей аналитической обоснованности принимаемых решений, перехода от единичных мероприятий к формированию и реализации обоснованной стратегии научно-технического развития компании, отрасли, ТЭК в целом. Основным направлением дея-
тельности в данной области может стать формирование научно-технической (инновационной) политики.
Инновационная политика компаний ТЭК должна включать следующие элементы:
• анализ сложившейся ситуации по основным направлениям производственной деятельности;
• прогнозно-аналитические работы на заданную перспективу;
• разработку основных проблем и целей инновационного развития компании по основным производствам;
• выбор приоритетных инновационных проектов, ориентированных на решение ключевых проблем научно-технического развития;
• оценку потенциальной или фактической экономической эффективности новых технологий.
Переориентация системы управления компаний и отраслей ТЭК на инновационный путь развития требует комплексного экономико-правового совершенствования инновационного менеджмента.
Основным направлением деятельности по совершенствованию и преобразованию системы управления научно-техническим развитием компаний и отраслей ТЭК являются прогнозно-аналитические работы, которые являются важнейшим и необходимым направлением инновационной деятельности и информационной базой подготовки научно обоснованных решений в формировании перспективных планов и задач комплексного развития отраслей и компаний.
В рамках прогнозно-аналитических работ должны рассматриваться также меры по комплексному экономико-правовому совершенствованию инновационной деятельности:
• процессы и процедуры недропользования, включая гибкую систему налогообложения, увязанную с характеристикой разрабатываемых запасов нефти;
• развитие национального рынка инновационных ресурсов, ориентированного как на сырьевой потенциал компании, так и на создание (приобретение) высокотехнологичной продукции путем рационального
_ 253
Санкт-Петербург. 2011
распределения финансовых ресурсов между сырьевым и наукоемким направлениями;
• регулирование инвестиционной деятельности, включая меры налогового стимулирования инвестиций в осуществление инновационных проектов путем рационального распределения средств между сырьевой составляющей и сопряженными наукоемкими направлениями деятельности.
Необходимость создания и совершенствования системы управления инновационной деятельностью и ее перевода на интенсивный путь развития требует высокого уровня образования специалистов, которые должны овладеть новыми технологиями и техникой, методами управления инновационными процессами, методами прогнозирования, планирования и анализа.
На основании изложенного можно заключить, что успешное научно-техническое (инновационное) развитие компаний ТЭК невозможно без четко отлаженной системы планирования, прогнозирования и управления инновационной деятельностью. Необходимыми условиями создания эффективной системы управления инновационными процессами являются высокая заинтересо-
ванность высшего руководства компаний в инновациях, соответствующая подготовка и дисциплина специалистов на всех уровнях управления, а также четкое нормативно-методическое, экономическое, правовое и организационное обеспечение системы управления инновационной деятельностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грайфер В. Инновационная экономика - экономика знаний / В.Грайфер, В.Галустянц, М.Виницкий // ТЭК. Стратегия развития. 2010. № 2.
2. Инновационный менеджмент: Справ. пособие / Под ред. П.Н.Завлина, А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. М., 1998.
3. Токарев О. Успешное новаторство - достижение интеллекта и воли / О.Токарев, А.Митрейкин // ТЭК. Стратегия развития. 2010. № 2.
REFERENCES
1. Grayfer V, Galustyanz V., Vinitskiy M. Innovation economy - economy of knowledge // Fuel and energy complex. Strategy of development. 2010. N 2.
2. The innovation management / Ed. by P.N.Zavlin, A.K.Kazantsev, L.E.Mindeli. Moscow, 1998.
3. Tokarev O., Mitreykin A. Successful innovation -achievement of intelligence and will // Fuel and energy complex. Strategy of development. 2010. N 2.