Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования административно-деликтного законодательства в условиях информационного общества'

Проблемы совершенствования административно-деликтного законодательства в условиях информационного общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
598
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ADMINISTRATIVE LAW / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION SPHERE / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS PRIORITY PRINCIPLE / INFORMATION OFFENCE / ADMINISTRATIVE-DELICTUAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравцов Антон Сергеевич

Автор рассматривает некоторые проблемы становления и совершенствования административно-деликтного законодательства в условиях информационного общества. Указывается, что становление нового законодательства об административной ответственности требует качественно новых взглядов на содержание этого института и осознание его места в механизме защиты информационных правоотношений в формирующемся информационном обществе. Действующий украинский Кодекс об административных правонарушениях 1984 года, несмотря на многочисленные изменения и дополнения, не соответствует современным условиям становления информационного общества. Например, в указанном нормативно-правовом акте не выделяется отдельная глава об информационных правонарушениях, которые находятся в хаотичном, бессистемном порядке в разных главах кодекса, что усложняет их защиту. Анализируя опыт РФ по вопросам правового обеспечения административной ответственности в информационной сфере, автор отмечает, что действующий КоАП РФ впервые в истории российского законодательства об административных правонарушениях включил в состав своей Особенной части ряд норм, направленных на защиту отношений в информационной сфере. При разработке нового КоАП предлагается воспользоваться опытом РФ по вопросам административной ответственности за правонарушения в информационной сфере, что будет способствовать приближению нового административно-деликтного законодательства к развивающимся информационным правоотношениям и адаптации последнего к российским стандартам. административное право, информационное общество, информационная сфера, административная ответственность, принцип приоритета прав и свобод человека, информационные правонарушения, административно-деликтное законодательство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of perfecting of administrative-delictual legislation in the conditions of information society

The author considers some of the problems of formation and perfecting of administrative-delictual legislation in the conditions of information society in the article. What is stated, is that the formation of the new legislation on administrative responsibility requires a qualitatively new views on the content of this institution and its place in the mechanism of protection of information legal relationship in the emerging information society. Current Code of Administrative Offences of the Ukraine as of 1984, despite many changes and additions, does not meet modern conditions of formation of information society. For example, in this legal act a separate chapter on information offences is not allocated. Therefore, information offences are in a chaotic, unsystematic order of in the different chapters of the Code, in its turn complicates the protection of information legal relationship. Analysing the Russian experience on legal maintenance of administrative responsibility in the sphere of information, the author notes that the incumbent Code of Administrative Offences of Russia for the first time in the history of the Russian legislation on administrative offences included in the composition of its Special Part of a series of norms aimed at protection of relations in the sphere of information is a positive factor, increasing the level of legal protection. In addition, in contrast to the one of the Ukraine, the Russian legislator has tried all offences, depending on the generic object united in a separate chapter Code. It is proposed in the development of a new Code of Administrative Offences to take advantage of the experience of Russia on the administrative responsibility for offences in the information sphere that will contribute to approximation of a new administrative-delictual legislation to the information legal relationships and adapting the latter to the Russian standards.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования административно-деликтного законодательства в условиях информационного общества»

УДК 342.9

Кравцов Антон Сергеевич

кандидат юридических наук Луганская академия внутренних дел им. Э.А. Дидоренко, г. Луганск

kravtsov-anton85@rambler.ru

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Автор рассматривает некоторые проблемы становления и совершенствования административно-деликтного законодательства в условиях информационного общества. Указывается, что становление нового законодательства об административной ответственности требует качественно новых взглядов на содержание этого института и осознание его места в механизме защиты информационных правоотношений в формирующемся информационном обществе. Действующий украинский Кодекс об административных правонарушениях 1984 года, несмотря на многочисленные изменения и дополнения, не соответствует современным условиям становления информационного общества. Например, в указанном нормативно-правовом акте не выделяется отдельная глава об информационных правонарушениях, которые находятся в хаотичном, бессистемном порядке в разных главах кодекса, что усложняет их защиту.

Анализируя опыт РФ по вопросам правового обеспечения административной ответственности в информационной сфере, автор отмечает, что действующий КоАП РФ впервые в истории российского законодательства об административных правонарушениях включил в состав своей Особенной части ряд норм, направленных на защиту отношений в информационной сфере. При разработке нового КоАП предлагается воспользоваться опытом РФ по вопросам административной ответственности за правонарушения в информационной сфере, что будет способствовать приближению нового административно-деликтного законодательства к развивающимся информационным правоотношениям и адаптации последнего к российским стандартам.

Ключевые слова: административное право, информационное общество, информационная сфера, административная ответственность, принцип приоритета прав и свобод человека, информационные правонарушения, админи-стративно-деликтное законодательство.

Сегодня происходят крупномасштабные преобразования в обществе, которые связаны с развитием информационных технологий. В этих условиях приоритетное значение приобретает развитие информационной сферы, которая выступает катализатором изменений во всех остальных сферах деятельности социума и человека. Значительное влияние информационной сферы на общественный прогресс вызывает необходимость увеличения внимания к ней со стороны государства, создание адекватных и эффективных средств обеспечения и защиты развивающихся информационных правоотношений, среди которых важное место занимает административная ответственность. В связи с этим исследование административной ответственности за деяния, посягающие на информационную сферу и информационные правоотношения, является актуальной задачей современной административно-правовой науки в условиях становления информационного общества.

Отдельные аспекты указанной проблематики рассматривались в работах известных отечественных и зарубежных специалистов в области информационного и административного права - И.В. Аристовой, И.Л. Бачило, К.И. Белякова, Ю.П. Бурило, А.Б. Венгерова, Р.А. Калюжного, М.В. Костенникова, В.А. Копылова, А.В. Полушкина, Б.Н. Топорнина, М.А. Федотова, М.Я. Швеца и многих других. Однако, несмотря на свою значимость, эти исследования не могут решить всего комплекса вопросов государственного принуждения в современных условиях информа-

ционного общества. Кроме того, многие вопросы, особенно с принятием нового административно-деликтного законодательства Луганской Народной Республики, являются дискуссионными, толкуются неоднозначно и требуют не только дальнейшего изучения, но и новых подходов к их решению.

Как известно, информационное общество отличается от традиционного промышленного общества тем, что информация, знания, услуги и все отрасли, связанные с их производством, становятся доминирующими в экономическом развитии, растут более быстрыми темпами и являются источником новых рабочих мест [10, с. 11]. Так, в Хартии глобального информационного общества (Окинава, 22 июля 2000 года) по этому поводу внимание акцентировано на том, что информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, который влияет на формирование общества двадцать первого века. Их революционное влияние касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Информационно-коммуникационные технологии быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики [7]. Поэтому дальнейшее существование современного гражданского общества и правового государства без развития информационно-коммуникационной сферы невозможно. В связи с этим в Декларации принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии», принятой ООН в Женеве 12.12.2003 года, заявлено

264

Вестник КГУ Ji № 3. 2017

© Кравцов А.С., 2017

о намерениях государств-участниц построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество [3].

В свою очередь, административная ответственность - один из основных институтов современного административного права. Однако существуют проблемы, требующие своего скорейшего разрешения в связи с функционированием данного института в информационной сфере жизнедеятельности современного социума. Так, например, становление законодательства об административной ответственности Луганской Народной Республики требует качественно новых взглядов на содержание этого института и на его место в механизме защиты информационных правоотношений в формирующемся информационном обществе. Необходимо избавиться от устаревших идеологических догм, которые длительное время оказывали влияние на развитие этого института. В частности, действующее украинское законодательство об административной ответственности не полностью соответствует требованиям принципа приоритета прав и свобод человека. Важно, чтобы готовящийся новый кодифицированный акт об административных правонарушениях Луганской Народной Республики закрепил современные принципы административной ответственности и на первое место поставил принцип приоритета прав и свобод человека. Это позволит вместо доминирующей до сегодняшнего времени идеологии «господства и главенства государства над человеком» внедрить новую идеологию «служения государства интересам человека».

С этой целью, на наш взгляд, необходимо в новом Кодексе Луганской Народной Республики об административных правонарушениях предусмотреть главу под общим названием «Административные правонарушения, посягающие на права и свободы человека» и разместить ее первой в Особенной части указанного кодекса. Это будет подчеркивать направленность административно-деликтного акта Луганской Народной Республики на приоритет и защиту человека, его прав, свобод и законных интересов.

Говоря об информационных правонарушениях, следует указать, что в соответствии с Указом Главы ЛНР от 19 октября 2015 года №» 549/01/10/15 «О некоторых вопросах применения законодательства об административных правонарушениях» [6], на территории ЛНР введен в действие советско-украинский Кодекс об административных правонарушениях [5]. Последний был принят еще в середине 80-х годов ХХ века. Несмотря на многочисленные изменения и дополнения, стало очевидным, что данный нормативно-правовой акт не соответствует современным условиям становления информационного общества. Не выделяется в указанном кодексе и отдельная глава об информационных

правонарушениях. Поэтому в данном нормативно-правовом акте советского периода информационные правонарушения находятся в хаотичном, бессистемном порядке в разных главах кодекса, что усложняет защиту информационных правоотношений. Более того, и производство по данным противоправным проявлениям в информационной сфере осуществляется разными субъектами административной юрисдикции.

Думается, что нужно обратиться к опыту Российской Федерации по вопросам правового обеспечения ответственности в информационной сфере. В Российской Федерации предусмотрена как гражданско-правовая, уголовная, так и административная ответственность в информационной сфере. Разработаны и действуют многочисленные законы и подзаконные акты в информационной сфере. Предлагаем более детально остановиться именно на административной ответственности за правонарушения в информационной сфере.

Действующий КоАП РФ от 30.12.2001 года [4] впервые в истории российского законодательства об административных правонарушениях включил в состав своей Особенной части ряд норм, направленных на защиту отношений в информационной сфере, что является позитивным фактором, увеличивающим уровень их юридической защищенности. Кроме того, в КоАП РФ, в отличие от украинского КоАП [5], законодатель попытался все составы, в зависимости от родового объекта противоправного посягательства, объединить в отдельную главу 13 «Административные правонарушения в области связи и информации».

В главе закреплены следующие составы информационных правонарушений: статья 13.11 «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)»; статья 13.11.1 «Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера»; статья 13.12 «Нарушение правил защиты информации»; статья 13.13 «Незаконная деятельность в области защиты информации»; статья 13.14 «Разглашение информации с ограниченным доступом»; статья 13.15 «Злоупотребление свободой массовой информации»; статья 13.16 «Воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации»; статья 13.17 «Нарушение правил распространения обязательных сообщений»; статья 13.18 «Воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм и работе сайтов в сети «Интернет»»; статья 13.19 «Нарушение порядка представления статистической информации»; статья 13.19.1 «Нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»; статья 13.19.2 «Нарушение

Вестник КГУ ^ № 3. 2017

265

порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»; статья 13.20 «Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов»; статья 13.21 «Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации»; статья 13.23 «Нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров»; статья 13.25 «Нарушение требований законодательства о хранении документов»; статья 13.27 «Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети «Интернет»»; статья 13.28 «Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; статья 13.31 «Неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети «Интернет»».

Однако глава 13 объединяет не все информационные правонарушения. Часть составов информационных правонарушений расположена в других главах кодекса, например, в главе 5: статья 5.1 «Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума»; статья 5.17 «Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума»; статья 5.25 «Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов». Кроме этого, глава 8 содержит: статью 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации»; ст. 8.16 «Невыполнение правил ведения судовых документов» и др.

Сложность отнесения некоторых составов к области информационных правонарушений связана с тем, что они являются пограничными и касаются не только информации, но и той области отношений, где информация работает и является предметом этих отношений [1, с. 98].

Следует указать на то, что в зависимости от родового объекта и отраслевой направленности проступка, каждому виду административного правонарушения, в том числе и информационному, присущи свои специфические признаки. Например, российский ученый А.В. Полушкин характеризует понятие информационного правонарушения через общие и специальные признаки, имеющие существенное значение для этого вида правонарушения [8, с. 54]. К общим существенным признакам относятся: общественная опасность, противоправность, деликтоспособность и виновность лиц. К специальным существенным признакам относятся: информационная сфера, информационная среда осуществления, а также использование информационных средств и технологий.

Информационное правонарушение автор определяет как общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, совершенное в информационной сфере и/или с использованием информационных средств и технологий работы с информацией, независимо от ее формы, или в другой области человеческой деятельности в условиях информационной среды [9, с. 207].

Некоторые ученые, сравнив особенности правового регулирования административной ответственности за совершение информационных правонарушений в Российской Федерации и Украине, приходят к выводу о том, что украинское административное законодательство отстает от российского на десятилетие [2]. В связи с этим целесообразным является принятие отдельного нормативно-правового акта, который урегулировал бы весь комплекс информационных правоотношений, а также предусмотрел эффективные механизмы их защиты.

Итак, необходимо отметить, что в Российской Федерации практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и пресечению административных правонарушений в информационной сфере. Поэтому, как нам кажется, законодатель ЛНР при разработке Кодекса об административных правонарушениях должен воспользоваться опытом Российской Федерации по вопросам административной ответственности за правонарушения в информационной сфере.

Надеемся, что дальнейшая реализация высказанных предложений будет направлена на укрепление приоритета прав и свобод человека по отношению к государству, а также будет способствовать приближению административно-деликтного законодательства ЛНР к развивающимся информационным правоотношениям и адаптации последнего к российским стандартам.

Библиографический список

1. Бачило И.Л. Административно-правовая ответственность в информационной сфере // Административная ответственность: вопросы теории и практики. Сборник статей. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 2005. - С. 98-109.

2. Волкова А.А. Административная ответственность за информационные правонарушения: сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sci-article.ru/stat. php?i=1420635890 (дата обращения: 04.01.2016).

3. Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии» от 12 декабря 2003 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/ events/pastevents/pdf/dec_wsis.pdf (дата обращения: 04.01.2016).

Вестник КГУ .J № 3. 2017

266

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный Закон РФ от 30 декабря 2001 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kodap.ru/ razdel-2/glava-13 (дата обращения: 04.01.2016).

5. Кодекс Украши про адмшютративш правопо-рушення ввд 7 грудня 1984 р. №2 8073-Х // Вщомосл Верховно! Ради Украшсько! РСР. - 1984. - № 51. -Ст. 1122.

6. О некоторых вопросах применения законодательства об административных правонарушениях: Указ Главы Луганской Народной Республики от 19 октября 2015 г. № 549/01/10/15 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://glava-lnr.su/content/ o-nekotoryh-vopшsah-primeneniya-zakonodatelstva-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah (дата обра-

щения: 04.01.2016).

7. Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://federalbook.ru/ files/SVAYZ/saderzhame/Tom°/o206/I/hartia.pdf (дата обращения: 04.01.2016).

8. Полушкин А.В. Понятие информационного правонарушения // Российский юридический журнал. - 2009. - № 3. - С. 207-210.

9. Полушкин А.В. Признаки информационных правонарушений // Конфликты в информационной сфере: матер. теор. сем. / отв. ред. И.Л. Бачило. -М.: Издательство ИГиП РАН, 2009. - С. 53-56.

10. Серго А.Г. Интернет и право. - М.: Бестселлер, 2003. - 272 с.

Вестник КГУ _J № 3. 2017

267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.