Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ МЕДИАМЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД'

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ МЕДИАМЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендер / главный редактор / СМИ / федеральные СМИ / газеты / журналы / телевидение / интернет-ресурсы / индекс цитируемости / сетевые издания / gender / editor-in-chief / media / federal media / newspapers / magazines / television / Internet resources / citation index / network edition

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чернова Анастасия Николаевна

В статье представлены результаты социологического исследования российского медиарынка по гендерному аспекту. Предмет исследования – количественное соотношение мужчин и женщин среди главных редакторов ведущих федеральных СМИ, возглавивших рейтинги «Медиалогии» по цитируемости. Цель работы: при помощи сбора эмпирических данных выявить или опровергнуть факт гендерного разрыва на уровне руководящих должностей в журналистике. Исследование охватило 40 ведущих СМИ: газеты, журналы, телевизионные каналы и интернет-ресурсы. В результате было выявлено численное превосходство мужчин над женщинами, занимающих должность главного редактора; процент этого превосходства разнится в зависимости от тематики СМИ. Определены средние индексы цитируемости СМИ, и обнаружено превосходство по количеству цитирований СМИ, где главные редакторы – мужчины. Вопрос о генезе гендерного разрыва остается открытым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Чернова Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGERS FOR MEDIA MANAGEMENT IN RUSSIA. GENDER APPROACH

The article presents the results of a sociological study of the Russian media market in terms of gender theory. The subject of the study is the quantitative ratio of men and women among the editors-in-chief of leading federal media outlets who top the Medialogy ratings in terms of citations. The purpose of the research: by collecting empirical data, identify or refute the fact of a gender gap at the level of leadership positions in journalism. The study covered 40 leading media outlets: newspapers, magazines, television channels and Internet resources. The result revealed a numerical superiority of men over women holding the position of editor-in-chief. The percentage of the superiority varies depending on the topic of the media. The average media citation indices were determined, and a superiority in the number of citations was found for the media outlets whose editors-in-chief are men. The question of the genesis of the gender gap remains open.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ МЕДИАМЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД»

УДК 316.42 ББК 60.55 ГРНТИ 04.21 ВАК 5.9.9

Б01: 10.24412/2949-2513-2023-33-148-163

Чернова А.Н.

Санкт-Петербург, Россия

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ МЕДИАМЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ.

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация. В статье представлены результаты социологического исследования российского медиарынка по гендерному аспекту. Предмет исследования - количественное соотношение мужчин и женщин среди главных редакторов ведущих федеральных СМИ, возглавивших рейтинги «Медиалогии» по цитируемости. Цель работы: при помощи сбора эмпирических данных выявить или опровергнуть факт гендерного разрыва на уровне руководящих должностей в журналистике. Исследование охватило 40 ведущих СМИ: газеты, журналы, телевизионные каналы и интернет-ресурсы. В результате было выявлено численное превосходство мужчин над женщинами, занимающих должность главного редактора; процент этого превосходства разнится в зависимости от тематики СМИ. Определены средние индексы цитируемости СМИ, и обнаружено превосходство по количеству цитирований СМИ, где главные редакторы - мужчины. Вопрос о генезе гендерного разрыва остается открытым.

Ключевые слова: гендер, главный редактор, СМИ, федеральные СМИ, газеты, журналы, телевидение, интернет-ресурсы, индекс цитируемости, сетевые издания

Chernova A.N. St. Petersburg, Russia

CHALLENGERS FOR MEDIA MANAGEMENT IN RUSSIA. GENDER

APPROACH

Abstract. The article presents the results of a sociological study of the Russian media market in terms of gender theory. The subject of the study is the quantitative ratio of men and women among the editors-in-chief of leading federal media outlets who top the Medialogy ratings in terms of citations. The purpose of the research: by collecting empirical data, identify or refute the fact of a gender gap at the level of leadership positions in journalism. The study covered 40 leading media outlets: newspapers, magazines, television channels and Internet resources. The result revealed a numerical superiority of men over women holding the position of editor-in-chief. The percentage of the superiority varies depending on the topic of the media. The average media citation indices were determined, and a superiority in the number of citations was found for the media outlets whose editors-in-chief are men. The question of the genesis of the gender gap remains open.

Keywords: gender, editor-in-chief, media, federal media, newspapers, magazines, television, Internet resources, citation index, network edition

Постановка проблемы

В 2024 году общество сталкивается с публичной сферой, которую нельзя назвать регулируемой: каждый имеет возможность создать свою площадку для дискуссий - транслировать мнение в социальных сетях или блоге. Зарегистрированные СМИ сегодня остаются в числе тех редких каналов передачи информации, в которых к выпускаемому материалу предъявляется ряд жестких требований. Материал будет выпущен только в случае его соответствия редакционной политике издания, во многом определяемой личностью главного редактора, к значимым социальным характеристикам которой относится

гендерная принадлежность. В марте 2024 года Institute Reuters выпустил статью [Ross Arguedas, Mukherjee, Nielsen, 2024: 1] с результатами исследования гендерной характеристики главных редакторов новостных медиа в 12 странах: США, Великобритании, Финляндии, Южной Африке, Германии, Гонконге, Испании, Бразилии, Южной Корее, Кении, Мексике и Японии. Какова ситуация с гендерной принадлежностью главных редакторов СМИ в России? Влияет ли гендер на эффективность работы главного редактора?

История вопроса

Степень научной разработанности темы сегодня недостаточно высока, несмотря на то что гендерные вопросы вызывают живейший интерес исследователей: в крупнейшей русскоязычной научной виртуальной библиотеке e-library.ru [Научная электронная библиотека, 2024] 1113 публикаций по поисковому запросу «гендер» в разделе «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации»; 738 публикаций в том же разделе при запросе «федеральные СМИ», и совсем ни одной публикации если совместить два этих запроса. Таким образом, гендерный аспект в исследовании федеральных СМИ России исследован недостаточно. Тема гендерного равенства настолько актуальна, что ООН включает гендерное равенство в список целей устойчивого развития, которые необходимо достичь к 2030 году [Цель 5: обеспечение гендерного равенства, 2024]; организация создала структуру «ООН-женщины» [We are the global champion, 2024], деятельность которой направлена на оказание помощи в борьбе с гендерным неравенством девочкам и женщинам во всем мире. Гендерные исследования привлекают все большее внимание ученых, в том числе в рамках сферы журналистики и массовых коммуникаций. Среди российских исследователей необходимо выделить Колесникову О.А. и Маслову Е.В., которые предполагают, что «устранение гендерных диспропорций в значительной степени определяет экономический рост» [Колесникова, Маслова, 2019: 1448]; Александрову О.А., Бурдастову Ю.В., Ненахову Ю.С. и Хоткину З.А., которые, основываясь на материалах исследования ИСЭПН РАН, выпустили книгу «Российская медиасреда: гендерные аспекты занятости и

карьеры» [Александрова, Бурдастова, Ненахова, Хоткина, 2017]; Зауэр А.А., которая в статье «Феминистский и патриархальный медиадискурсы: вопрос о женской профессиональной реализации» приходит к выводу, что «на институциональном уровне происходит трансформация ценностей, в результате которой медиаработники федеральных изданий отказываются от консервативной, патриархатной идеологии в пользу феминистской» [Зауэр, 2021: 674]. За рубежом гендерные аспекты журналистской деятельности тоже активно исследуются. К. Шон и Л. Стахель выявили закономерность, что женщины журналисты с большей вероятностью выбирают путь избегания конфронтации при нападениях аудитории [Stahel, Schoen, 2020: 1867]. М.А. Лоусон, Э.Э. Мартин, И. Худа и С.К. Мац говорят о необходимости семантических изменений в языке для устранения гендерных стереотипов о женщинах на руководящих должностях [Lawson, Martin, Huda, Matz, 2022]. Научная школа Санкт-Петербургского государственного университета также все чаще обращается к вопросу гендера в журналистике и коммуникациях и выявляет тенденцию роста гендерных исследований применительно к масс-медиа [Bykov, Chernova, 2023: 64].

Российский опыт участия женщин в журналистской и именно редакторской деятельности богат и, как ни удивительно, отличается от опыта наших коллег на Западе и на Востоке. Гендерная повестка в России занимает не центральное место, но при этом уже в 2011 году женщины в топ-менеджменте медиа составляли почти половину от общего числа руководителей. Согласно К.М. Байерли эти показатели варьируются в странах Восточной Европы от 32,9% до 43,4% на топовых уровнях менеджмента. В то время как в странах Западной Европы представленность женщин на аналогичных руководящих позициях составляет от 22,7% до 29,8%, в странах Северной Америки от 21,5% до 30,5%, в Азии и Океании от 9,2% до 21,6% [Byerly, 2011: 263]. Доступность высоких должностей в журналистике для женщин складывалась в России исторически: анонимным издателем первого сатирического журнала «Всякая всячина» (1769) была императрица Екатерина II [Минасян, 2016: 296]. Чуть позже ее ближайшая

соратница княгиня Е. Дашкова начинает выпускать журналы «Собеседник любителей российского слова» (1783) и «Ежемесячные сочинения» (1786). Журналистика в России с тех пор становится открытой для женщин: под руководством А. Ишимовой издаются детские журналы «Звездочка» (1842) и «Лучи» (1850), под редакцией Е. Конради-Бочечкаровой демократическая газета «Неделя» (1869), литературный журнал «Северный ветер» (1885) выпускается исключительно женским коллективом, управляемым А.М. Евреиновой и А.В. Сабашниковой [Салтыкова, 2022: 64]. Во времена СССР журналистика продолжает быть открытой к участию женщин в управлении СМИ, появляется пресса с «женским именем - журналы «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина». Современная Россия наследует опыт Российской Империи и СССР, чем, вероятно, объясняется преимущество наших соотечественниц, стремящихся к топовым позициям в медиа, в сравнении с их коллегами из других стран. Еще одним объяснением численного превосходства россиянок в медиаменеджменте может являться доступность профильного образования, однако, эксперты говорят о том, что на текущий момент высшее профильное образование не имеет особого значения: более 60% руководителей СМИ и медиапроектов в РФ не имеют журналистского образования [Большинство опрошенных руководителей, 2024].

Научная новизна этой работы заключается в сборе эмпирической информации и представлении результатов исследования гендерного аспекта в 40 ведущих СМИ РФ, сравнении среднего индекса цитируемости СМИ в зависимости от гендерной принадлежности главного редактора.

Описание методики исследования

Эмпирическую базу исследования составили материалы «Медиалогии» [Мониторинг СМИ и соцсетей, 2024], опубликованные на сайте компании 25.04.2024, а именно рейтинги «Федеральные СМИ: март 2024» [Федеральные СМИ, 2024] и данные, размещенные на официальных сайтах федеральных СМИ, удостоившихся позиций в рейтингах. Компания «Медиалогия» предоставляет своим клиентам доступ к автоматической системе мониторинга и анализа СМИ

и соцмедиа, при этом публикует в общем доступе материалы исследования российского медиарынка. «Медиалогия» зарекомендовала себя в качестве эксперта: к материалам этого сервиса обращаются не только бизнес и государственные структуры, но и научное сообщество [Радионцева, 2023: 319] [Питерова, 2015: 5] [Иоффе, Смольская, 2020]. На момент написания данной статьи, «Медиалогия», согласно информации на сайте, обладает возможностью оценки эффективности коммуникаций на базе 2,5 млрд аккаунтов соцсетей и материалов 92 тысяч СМИ, что представляет интерес для научного исследования.

Рейтинг «Федеральные СМИ: март 2024» отражает ТОП-10 российских СМИ в марте 2024 в категориях: газеты, журналы, телеканалы и сетевые издания, - которые ранжированы по количеству цитирований в СМИ и цифровых медиа (включая в это понятие социальные сети). Цитирование СМИ может служить различным целям. По мнению Кузиной О.А. [Кузина, 2016: 72], цитирование в современном медиадискурсе используется как способ манипулирования информацией, представления ее как правдивой и достоверной ввиду надежности источника. Можно согласиться, что показатель цитируемости СМИ говорит, о степени влияния субъектов журналистики на общественность, в связи с чем, верным можно считать то, что рейтинг цитируемости будет во многом схож с рейтингом СМИ, основанном на влиянии на общественное мнение. Кроме того, рейтинги «Медиалогии» представляют интерес для научного исследования, поскольку в них вошли СМИ федерального уровня, а значит, как это предполагает определение «федеральный», имеют значение в рамках не только конкретного региона, но и целой страны.

Компания «Медиалогия» в рейтинг «Федеральные СМИ: март 2024» включила следующие СМИ (очередность здесь определена в соответствии с позициями СМИ в рейтинге):

- газеты: «Известия», «Коммерсантъ», «Ведомости», «Российская газета», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Парламентская газета», «Экспресс-газета», «Аргументы недели»;

- журналы: «Forbes», «The Voice», «Эксперт», «Hello», «Сноб», «Профиль», «7 дней», «Караван историй», «Собака.ги», «Forbes Woman»;

- телевидение: «Первый канал», «Россия 1», «Россия 24», «Рен ТВ», «Соловьев LIVE», «Телеканал 360», «НТВ», «Телеканал Звезда», «Пятый канал», «ОТР»;

- интернет-ресурсы: «Rbc.ru», «Gazeta.ru», «Russian.rt.com», «Lenta.ru», «Baza.io», «Kp.ru», «News.ru», «Life.ru», «Aif.ru», «360tv.ru».

Результаты исследования

В рамках данного исследования вышеперечисленные СМИ были рассмотрены с использованием методов количественного анализа. Был произведен поиск информации о главных редакторах СМИ и их заместителях на официальных сайтах компаний, зафиксированы результаты по гендерной принадлежности.

Из 10 газет рейтинга главные редакторы женщины только в 2: «Ведомости» - Казьмина И.С.; «Комсомольская правда» - Носова О.В. В тройку лидеров по цитируемости среди газет вошли три деловых издания, ниже в рейтинге расположились 5 общественно-политических газет, газета-таблоид и социально-аналитическая газета. Внимания заслуживает тот факт, что имена заместителей главного редактора указаны лишь на сайтах 3 газет: «Коммерсантъ» - Стукалин А.; и «Парламентская газета» - Мхеидзе П.; третьей такой газетой является газета «Ведомости», замыкающая тройку лидеров рейтинга и возглавляемая женщиной. На сайте газеты указано не одно имя заместителя, а сразу 5 имен: Степанов В., Вишнепольский К., Иванов М., Гринкевич Д., Волобуев А., - все мужчины. Является ли размещение в общем доступе информации о том, что главного редактора женщину поддерживают 5 мужчин стратегическим решением делового издания? Почему другие газеты, где главным редактором является мужчина не считают важным публиковать эту информацию на официальном сайте компании? Интересно также совпадение, что согласно анализу рейтинга «Медиалогии», соотношение женщин и мужчин главных редакторов 1 к 5

соответственно, а в газете «Ведомости» эти цифры обретают новое прочтение 1 женщина главный редактор и 5 ее заместителей мужчин.

Самый большой процент женщин главных редакторов выявлен среди журналов: 60% женщин против 40% мужчин. Однако, если провести анализ тематики журналов, удастся выяснить, что 5 из 6 женщин возглавляют журналы, повествующие о светской жизни, моде и новостях шоубизнеса. И только одна женщина возглавляет деловое издание: Forbes Woman - Варшавская Ю., что логично для издания, созданного для женщин. Таким образом, если включить в выборку только журналы о бизнесе, обозначающие себя деловыми изданиями, то из 4 главных редакторов: 1 женщина и 3 мужчины. В отличие от газет в журнальной среде имена заместителей главного редактора размещают 7 из 10 журналов, среди них встречаются как мужчины, так и женщины.

Телеканалы: главные редакторы 7 телеканалов - мужчины, 3 - женщины: «Телеканал 360» - Мурыгина Н.А.; «НТВ» - Кошарницкая А.В.; «Пятый канал» - Ильина Н.В.

Рейтинг интернет-ресурсов включает в себя, как цифровые версии (сайты) печатных изданий, так и исключительно цифровые медиа, включая новостное приложение для смартфонов, работающее на основе нейронной сети Baza.io. В выборке интернет-ресурсов 4 главных редактора мужчины и 6 главных редакторов женщины, 5 из которых возглавляют редакции новостных сайтов.

Исследуя медиаменеджмент России по гендерному признаку, нельзя не задаться вопросом: «Влияет ли гендер на результаты профессиональной деятельности?». Разумеется, не существует конкретных и объективных критериев для оценки профессионализма главных редакторов и составления ранжированного списка с обозначением имен «передовиков» медиаменеджмента и аутсайдеров, однако индекс цитируемости однозначно может указывать на влиятельность того или иного издания. Будет ли отличаться средний индекс цитируемости среди СМИ, возглавляемых женщинами, от среднего индекса цитируемости СМИ, которыми руководят мужчины? Используя данные

«Медиалогии», удалось произвести такие расчеты. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Средние индексы цитируемости СМИ. Гендерный аспект

СМИ % главных редакторов женщин Средний индекс цитируемости СМИ, возглавляемых женщинами (ИЦ I) Средний индекс цитируемости СМИ, возглавляемых мужчинами (ИЦ II)

Газеты: «Известия», «Коммерсантъ», «Ведомости», «Российская газета», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Парламентская газета», «Экспресс-газета», «Аргументы недели» 20 637,7 832,67875

Журналы: «Forbes», «The Voice», «Эксперт», «Hello», «Сноб», «Профиль», «7 дней», «Караван историй», «Собака.ги», «Forbes Woman» 60 11,24166667 188,685

Телевидение: «Первый канал», «Россия 1», «Россия 24», «Рен ТВ», «Соловьев LIVE», «Телеканал 360», «НТВ», «Телеканал Звезда», «Пятый канал», «ОТР» 30 194,9233333 417,18

Интернет-ресурсы: «Rbc.ru», «Gazeta.ru», «Russian.rt.com», «Lenta.ru», «Baza.io», «Kp.ru», «News.ru», «Life.ru», «Aif.ru», «360tv.ru» 60 1008,683333 1104,4875

Результаты подсчетов среднего индекса цитируемости оказались занимательными: во всех типах СМИ средний индекс цитируемости редакций, возглавляемых мужчинами, выше среднего индекса цитируемости СМИ, где главные редакторы женщины. Самая разительная разница среднего индекса цитируемости наблюдается в категории журналы: журналы под руководством мужчин почти в 16 раз превосходят по цитируемости журналы, возглавляемые женщинами. В категории телеканалы это превосходство составляет немногим более чем в 2 раза. В газетах и интернет-ресурсах разница среднего индекса цитируемости самая малозначительная, но все-таки преимущество сохраняется за СМИ, под руководством главных редакторов мужчин.

Перспективы дальнейшей исследовательской работы

Средний индекс цитируемости - это вполне конкретный показатель, но надо понимать, что на его значение влияет множество факторов, в том числе количество аудитории. СМИ с большей аудиторией закономерно будут иметь более высокий индекс цитируемости. Исследование эффективности конкретных СМИ требует частного подхода, как и общий анализ СМИ подробного изучения показателей цитируемости внутри категорий. Например, средний индекс цитируемости среди журналов: разница почти в 2 десятка раз - за счет чего? Главные редакторы мужчины действительно в разы лучше работают главных редакторов женщин? При подробном рассмотрении оказывается, что индекс цитируемости журнала «Forbes», занимающего первое место в рейтинге «Медиалогии», в 28 раз выше индекса цитируемости журнала «The Voice», расположившегося на второй позиции (главный редактор «Forbes» - мужчина, главный редактор «The Voice» - женщина). Если исключить «Forbes» из расчетов, то средний индекс цитируемости в журналах, возглавляемых мужчинами, составит 15,8766667, что также выше среднего индекса цитируемости журналов под руководством женщин, но далеко не в 16 раз.

Отдельно следует обратить внимание на тематику СМИ. Новостные и деловые СМИ имеют большую тенденцию к цитированию по сравнению с так

называемыми женскими журналами и возглавляются, как правило, мужчинами. СМИ для женщин напротив возглавляются женщинами, что логично. Таким образом, тематика СМИ, определяющая возможное количество цитирований, определяет тенденцию, при которой средний индекс цитируемости СМИ, возглавляемых женщинами, будет ниже, ввиду отсутствия новостной актуальности и остроты материала. Связано ли с действием гендерных стереотипов то, что главные редакторы деловых СМИ преимущественно мужчины? Говорит ли средний индекс о том, что мужчины работают лучше женщин на посту главного редактора? Говорит ли он об отсутствии гендерного неравенства в российском медиаменеджменте или, может, о несправедливом отношении к мужчинам в ходе всеобщей борьбы за права женщин? Все эти вопросы имеют потенциал быть исследованными в будущем.

Выводы

Подводя итоги: в ходе исследования было проанализировано 40 СМИ -лидеров российской индустрии медиа; выявлен незначительный разрыв в гендерной принадлежности главных редакторов: 23 мужчины и 17 женщин; в печати гендерное соотношение следующее: 12 мужчин и 8 женщин - при таких показателях, казалось бы, можно говорить о гендерном равноправии, но если исключить из выборки издания о мире шоубизнеса и моды (так называемые, женские издания), то соотношение мужчин и женщин становится 11 к 3, в деловых изданиях 5 к 2 (при том, что одно из них - Forbes Woman - изначально ориентировано на женщин. Если считать это издание прессой для женщин, то соотношение главных редакторов в деловых изданиях становится следующим: 5 мужчин и 1 женщина).

Таким образом, можно заключить, что в топовых федеральных СМИ главными редакторами преимущественно являются мужчины. Исключением из общей практики становится пресса для женщин, которую, как и следовало бы ожидать, возглавляют женщины. При этом средний индекс цитируемости СМИ, возглавляемых мужчинами, в рамках данного исследования во всех категориях оказывался выше среднего индекса цитируемости СМИ, где главный редактор -

женщина. Разумеется, на индекс цитируемости влияет множество факторов: количественные показатели и характеристики аудитории, способ доставки сообщения до аудитории, авторитетность и популярность СМИ и многие другие факторы, которые требуют выявления и изучения. Во избежание погрешностей при подсчете индекса цитируемости важно понимать и критерии чистоты подсчета цитирований. Особый потенциал тема гендерной принадлежности топовых менеджеров медиа имеет в прикладных исследованиях труда и занятости, психологии, экономике, культурологии и юриспруденции.

Возникает вопрос: откуда произрастают корни гендерного разрыва среди представителей руководств редакций? И другой, даже более острый и провокационный вопрос: обладают ли главные редакторы мужчины умением привести редакцию к успеху в большей мере, чем женщины, или разрыв обуславливается стечением обстоятельств, или гендерными стереотипами? Ответить на эти вопросы возможно в дальнейших исследованиях, которые могут полагаться на различные научные школы, парадигмы исследования и методологические подходы, в том числе, за пределами социологического знания. Отдельное место в гендерных исследованиях российских медиа должны занять работы, ключевыми понятиями в которых будут: национальная культура гендерных отношений, гендерная психология делового общения, межгендерные коммуникации, гендерные стереотипы, консервативность российских медиа, феномен мужского декретного отпуска, критерии профессионализма главного редактора медиа, гендерные барьеры для карьерного роста, стратегии переживания конфликтов и т.п. Необходимо также поставить вопрос об объективном изучении медиаменеджмента и медиакоммуникаций в России с учетом фактора половой принадлежности.

Библиография

Большинство опрошенных руководителей медиа не имеют профильного образования // Информационное агентство ТАСС. Дата размещения 08.06.2024. Дата обращения 20.06.2024. URL: http://tass.ru/ekonomika/21050255

Российская медиасреда: Гендерные аспекты занятости и карьеры / О.А. Александрова, Ю.В. Бурдастова, Ю.С. Ненахова, З.А. Хоткина. Москва: АНРИМедиа, 2017.

Зауэр А.А. Феминистский и патриархатный медиадискурсы: вопрос о женской профессиональной реализации // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. № 6(39). С. 672-675.

Иоффе Х.Г. Системы мониторинга как инструмент определения социальной значимости НКО / Х.Г. Иоффе, Е.П. Смольская // Международные коммуникации. 2020. № 4(16). Дата обращения 20.05.2024. URL: http://intcom-mgimo.ru/2020/2020-16/monitoring-as-means-of-determining-npos-social-significance

Колесникова О.А. К вопросу о снижении гендерных диспропорций на рынке труда в современных российских условиях / О.А. Колесникова, Е.В. Маслова // Экономика труда. 2019. Т. 6, № 4. С. 1447-1462.

Кузина О.А. Цитирование как средство воздействия в медиадискурсе // Вестник Московской международной академии. 2016. № 1. С. 70-73.

Минасян А.А. Журнал Екатерины Великой «Всякая всячина» как инструментпросвещения общества и формирования общественного мнения // Евразийский научный журнал. 2016. №7. С. 295-299.

Мониторинг СМИ и соцсетей // Сайт Медиалогия. Дата обращения 20.05.2024. URL: http://www.mlg.ru

Научная электронная библиотека elibrary.ru // Сайт виртуальной библиотеки. Дата обращения 20.05.2024. URL: http://www.elibrary.ru

Питерова А.Ю. Рейтинги СМИ: технологии и особенности составления // Наука. Общество. Государство. 2015. Т. 3, № 2(10). С. 120-130.

Радионцева Е.С. Информационные поводы: технологии выхода компаний в медиапространство // Коммуникативные исследования. 2023. Т. 10, № 2. С. 317-333.

Салтыкова Д.А. Они пробили «стеклянный потолок»: женщины - главные редакторы российских СМИ // Женщина в российском обществе. 2022. № S1. С. 62-70.

Федеральные СМИ: март 2024 // Сайт Медиалогия. Дата обращения 20.05.2024. URL: http://www.mlg.ru/ratings/media/federal/13032/

Цель 5: Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек // Сайт ООН. Дата обращения 20.05.2024. URL: http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/gender-equality/

Byerly C.M. (2011) Eastern Europe — Russia, Global Report on the Status of Women in the News Media, Washington, D.C.: International Women's Media Foundation, p. 298.

Bykov I.A., Chernova A.N. (2023) Gender as a Communication Issue in Mass Media and Politics. Conference: 2023 Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS), 62-65.

Lawson A.M., Martin A.E., Huda I., Matz S.C. (2022) Hiring women into senior leadership positions is associated with a reduction in gender stereotypes in organizational language. PNAS, 119 №9, 1-11.

Ross Arguedas A., Mukherjee M., Nielsen R.K. (2024). Women and leadership in the news media 2024: evidence from 12 markets ( Reuters Institute Factsheets). Reuters Institute for the Study of Journalism. Дата обращения 20.05.2024. URL: http://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/women-and-leadership-news-media-2024-evidence-12-markets

Stahel L., Schoen C. (2020). Female journalists under attack? Explaining gender differences in reactions to audiences' attacks. New Media & Society, 22(10), 1849-1867.

We are the global champion for gender equality // Сайт ООН-Женщины. Дата обращения 20.05.2024. URL: http://www.unwomen.org/en

References

Aleksandrova O.A., Burdastova Yu.V., Nenakhova Yu.S., Khotkina Z.A. (2017) Rossiyskaya mediasreda: Gendernyye aspekty zanyatosti i kar'yery [Russian media environment: Gender aspects of employment and career]. Moscow: ANRIMedia.

Bol'shinstvo oproshennykh rukovoditeley media ne imeyut profil'nogo obrazovaniya // Informatsionnoye agentstvo TASS. Data razmeshcheniya 08.06.2024. Data obrashcheniya 20.06.2024. URL: http://tass.ru/ekonomika/21050255

Byerly C.M. (2011) Eastern Europe — Russia, Global Report on the Status of Women in the News Media, Washington, D.C.: International Women's Media Foundation, p. 298.

Bykov I.A., Chernova A.N. (2023) Gender as a Communication Issue in Mass Media and Politics. Conference: 2023 Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS) : 62-65.

Federal'nyye SMI: mart 2024 (2024) // Sayt Medialogiya [Media Research]. Data obrashcheniya 20.05.2024. URL: http://www.mlg.ru/ratings/media/federal/13032/

Ioffe Kh.G., Smol'skaya E.P. (2020) Sistemy monitoringa kak instrument opredeleniya sotsial'noy znachimosti NKO [Monitoring systems as a tool for determining the social significance of NPOs]. Mezhdunarodnyye kommunikatsii 4(16). Data obrashcheniya 20.05.2024. URL: http://intcom-mgimo.ru/2020/2020-16/monitoring-as-means-of-determining-npos-social-significance

Kolesnikova O.A., Maslova E.V. (2019) K voprosu o snizhenii gendernykh disproportsiy na rynke truda v sovremennykh rossiyskikh usloviyakh [On the issue of reducing gender disparities in the labor market in modern Russian conditions]. Ekonomika truda 6, 4: 1447-1462.

Kuzina O.A. (2016) Tsitirovaniye kak sredstvo vozdeystviya v mediadiskurse [Quoting as a means of influence in media discourse]. VestnikMoskovskoy mezhdunarodnoy akademii 1: 70-73.

Lawson A.M., Martin A.E., Huda I., Matz S.C. (2022) Hiring women into senior leadership positions is associated with a reduction in gender stereotypes in organizational language. PNAS 119, 9: 1-11.

Minasyan A.A. (2016) Zhurnal Ekateriny Velikoy "Vsyakaya vsyachina" kak instrumentprosveshcheniya obshchestva i formirovaniya obshchestvennogo mneniya [Catherine the Great's magazine "All sorts of things" as a tool for educating society and forming public opinion]. Evraziyskiy nauchnyy zhurnal 7: 295-299.

Monitoring SMI i sotssetey (2024) // Sayt Medialogiya [Media Research]. Data obrashcheniya 20.05.2024. URL: http://www.mlg.ru

Nauchnaya elektronnaya biblioteka elibrary.ru (2024) // Sayt virtual'noy biblioteki. [Virtual Library] Data obrashcheniya 20.05.2024. URL: http://www.elibrary.ru

Piterova A.Yu. (2015) Reytingi SMI: tekhnologii i osobennosti sostavleniya [Media ratings: technologies and features of compilation]. Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo 3,2(10): 120-130.

Radiontseva E.S. (2023) Informatsionnyye povody: tekhnologii vykhoda kompaniy v mediaprostranstvo [Information occasions: technologies for companies to enter the media space]. Kommunikativnyye issledovaniya 10,2: 317-333.

Ross Arguedas A., Mukherjee M., Nielsen R.K. (2024). Women and leadership in the news media 2024: evidence from 12 markets (Reuters Institute Factsheets). Reuters Institute for the Study of Journalism. Data obrashcheniya 20.05.2024. URL: http://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/women-and-leadership-news-media-2024-evidence-12-markets

Saltykova D.A. (2022) Oni probili "steklyannyy potolok": zhenshchiny - glavnyye redaktory rossiyskikh SMI [They broke through the glass ceiling: women are the chief editors of Russian media]. Zhenshchina v rossiyskom obshchestve S1: 62-70.

Stahel L., Schoen C. (2020). Female journalists under attack? Explaining gender differences in reactions to audiences' attacks. New Media

Tsel' 5: Obespecheniye gendernogo ravenstva i rasshireniye prav i vozmozhnostey vsekh zhenshchin i devochek (2024) // Sayt OON [UN]. Data obrashcheniya 20.05.2024. URL: http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/gender-equality/

We are the global champion for gender equality // Sayt OON-Zhenshchiny [UN]. Data obrashcheniya 20.05.2024. URL: http://www.unwomen.org/en

Zauer A.A. (2021) Feministskiy i patriarkhatnyy mediadiskursy: vopros o zhenskoy professional'noy realizatsii [Feminist and patriarchal media discourses: the question of women's

professional fulfillment]. Uchenyye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta 6(39): 672-675.

Сведения об авторе

Чернова Анастасия Николаевна - аспирант кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета, e-mail:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

st070673@student.spbu.ru

Chernova Anastasia N. - graduate student of St. Petersburg State University, email: st070673@student.spbu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.