Научная статья на тему 'ОНИ ПРОБИЛИ «СТЕКЛЯННЫЙ ПОТОЛОК»: ЖЕНЩИНЫ - ГЛАВНЫЕ РЕДАКТОРЫ РОССИЙСКИХ СМИ'

ОНИ ПРОБИЛИ «СТЕКЛЯННЫЙ ПОТОЛОК»: ЖЕНЩИНЫ - ГЛАВНЫЕ РЕДАКТОРЫ РОССИЙСКИХ СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
133
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ-ГЛАВНЫЕ РЕДАКТОРЫ / ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО / ЖЕНСКАЯ КАРЬЕРА В МЕДИАСФЕРЕ / ГЕНДЕРНАЯ ПИРАМИДА ВЛАСТИ В СМИ / СТЕКЛЯННЫЙ ПОТОЛОК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Салтыкова Дарья Алексеевна

Гендерное неравенство наиболее отчетливо проявляется в вопросах разрыва зарплат, трудностях карьерного роста для женщин (стеклянный потолок и стены), а также низкой представленности женщин на уровне принятия решений. Качественное исследование о женщинах - главных редакторах СМИ, проведенное автором в 2021 году, актуализирует исследования разных лет, отражая мнения современных главных редакторов - женщин, руководящих общественно-политическими и профессиональными СМИ. В статье представлен краткий исторический обзор темы, актуальные данные и исследования, результаты экспертных интервью, которые дали возможность показать препятствия и особенности работы женщин на руководящих позициях в российских СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Салтыкова Дарья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEY BROKE THROUGH THE «GLASS CEILING»: WOMEN EDITORS-IN-CHIEF IN RUSSIAN MEDIA

Nowadays, regardless of the numerical predominance of women in the media, the course of Russian journalism development is still set by men: 75 % of the general directors and editors-in-chief of the Russian media are men. Despite the de facto feminization of the sphere, the phenomenon of the gender pyramid of power, the glass ceiling, glass walls remain destructive. This paper is devoted to gender inequality in media and women as media executives in Russia, who managed to achieve certain roles in this system. Gender inequality is most evident in the salary gap, the difficulties of career advancement (glass ceiling and walls), and the low representation of women at the decision-making level. The author’s qualitative research on women editors-in-chief of media in 2021 updates research from various years, reflecting the opinions of today’s women editors-in-chief running the social, political and professional media. The article provides a brief historical overview of the topic, current data and expert interviews. The results of the research made it possible to show both the barriers and the advantages that the occupation of senior positions of chief editors in the Russian media gives women.

Текст научной работы на тему «ОНИ ПРОБИЛИ «СТЕКЛЯННЫЙ ПОТОЛОК»: ЖЕНЩИНЫ - ГЛАВНЫЕ РЕДАКТОРЫ РОССИЙСКИХ СМИ»

Женщина в российском обществе. 2022. Специальный выпуск. С. 62 — 70. Woman in Russian Society. 2022. Special issue. P. 62 — 70.

Научная статья

УДК 316.346.2-055.2

DOI: 10.21064/WinRS.2022.0.6

ОНИ ПРОБИЛИ «СТЕКЛЯННЫЙ ПОТОЛОК»: ЖЕНЩИНЫ - ГЛАВНЫЕ РЕДАКТОРЫ РОССИЙСКИХ СМИ

Дарья Алексеевна Салтыкова

МГУ им. Ломоносова, г. Москва, Россия, dariasyar@gmail.com

Аннотация. Тендерное неравенство наиболее отчетливо проявляется в вопросах разрыва зарплат, трудностях карьерного роста для женщин (стеклянный потолок и стены), а также низкой представленности женщин на уровне принятия решений. Качественное исследование о женщинах — главных редакторах СМИ, проведенное автором в 2021 году, актуализирует исследования разных лет, отражая мнения современных главных редакторов — женщин, руководящих общественно-политическими и профессиональными СМИ. В статье представлен краткий исторический обзор темы, актуальные данные и исследования, результаты экспертных интервью, которые дали возможность показать препятствия и особенности работы женщин на руководящих позициях в российских СМИ.

Ключевые слова: женщины-главные редакторы, гендерное неравенство, женская карьера в медиасфере, гендерная пирамида власти в СМИ, стеклянный потолок

Для цитирования: Салтыкова Д. А. Они пробили «стеклянный потолок»: женщины — главные редакторы российских СМИ // Женщина в российском обществе. 2022. Специальный выпуск. С. 62—70.

Original article

THEY BROKE THROUGH THE «GLASS CEILING»: WOMEN EDITORS-IN-CHIEF IN RUSSIAN MEDIA

Daria A. Saltykova

Moscow State University, Moscow, Russian Federation, dariasyar@gmail.com

Abstract. Nowadays, regardless of the numerical predominance of women in the media, the course of Russian journalism development is still set by men: 75 % of the general directors and editors-in-chief of the Russian media are men. Despite the de facto feminization of the sphere, the phenomenon of the gender pyramid of power, the glass ceiling, glass walls

© Салтыкова Д. А., 2022

remain destructive. This paper is devoted to gender inequality in media and women as media executives in Russia, who managed to achieve certain roles in this system. Gender inequality is most evident in the salary gap, the difficulties of career advancement (glass ceiling and walls), and the low representation of women at the decision-making level. The author's qualitative research on women editors-in-chief of media in 2021 updates research from various years, reflecting the opinions of today's women editors-in-chief running the social, political and professional media. The article provides a brief historical overview of the topic, current data and expert interviews. The results of the research made it possible to show both the barriers and the advantages that the occupation of senior positions of chief editors in the Russian media gives women.

Key words: women editors-in-chief, gender inequality, women's careers in the media, gender pyramid of power in the media, glass ceiling phenomenon

For citation: Saltykova, D. A. (2022) Oni probili "stekliannyi potolok": zhenshchiny — glavnye redaktory rossiiskikh SMI [They broke through the "glass ceiling": women editors-in-chief in Russian media], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, Spetsial'nyi vypusk, pp. 62—70.

Роль главного редактора в управлении современными СМИ является определяющей для издания: редактор нередко разрабатывает концепцию, принципы моделирования образа издания, руководит творческим журналистским коллективом, определяя тем самым контент и стратегию создаваемого СМИ. По закону о СМИ, главный редактор представляет редакцию во всех отношениях — перед учредителем, гражданами, организациями, перед государством и судом [Закон о СМИ, 1991].

Несмотря на количественное преобладание женщин в медиаотрасли, курс и тон развития российской журналистики выбирают и задают мужчины: 75 % генеральных директоров и главных редакторов ведущих СМИ в России — мужчины [Александрова, Хоткина и др., 2020]. Путь женщин-журналистов к карьерному росту, свободе слова и выражению своей позиции остается по-прежнему сложным, несмотря на позитивные изменения в последние десятилетия.

Однако существуют и те, кто преодолел ограничения, в том числе «стеклянные стены и потолок» — это женщины, определяющие направление повестки общественно-политических, социальных и профессиональных СМИ, которыми они руководят, Исследование, проведенное в 2021 году, основано на методе качественных интервью с женщинами главными редакторами, что позволяет актуализировать важные данные и выводы прошлых лет.

Исторический контекст

Женщины всегда оказывали большое влияние на развитие и формирование журналистики в России, начиная с журналистских поисков Екатерины Великой, литературных салонов, популярных в XIX веке, беллетристики в новом «толстом» журнале до изданий, где обсуждались вопросы эмансипации женщин.

В восемнадцатом столетии под влиянием славянской культурной реституции после татаро-монгольского ига, образ женщины и ценность ее личностных

качеств в семейной жизни выходит на первый план. В распоряжениях 1677 и 1679 годов правительство защитило женское имущество: мужьям запретили распоряжаться вотчинами и поместьями их жён. Дальнейшие правители, царевна Софья Александровна, Петр I, Елизавета Петровна, утвердили направление женского просвещения и повлияли на формирование женской интеллигенции к концу ХУШ века.

Журнал Екатерины Великой «Всякая всячина» (1769) был первым сатирическим изданием, направленным на воспитание общественного мнения и просвещение народа. Он издавался императрицей анонимно, под редактурой Г. Козицкого. Это явление спровоцировало появление других сатирических частных журналов. Можно сказать, что Екатерина стала первой женщиной-главным редактором издания, хоть и анонимно. Большую роль в становлении российской журналистики сыграла также княгиня Е. Дашкова, приближенная императрицы. Она была директрисой Петербургской Академии наук, переводчицей, литературоведом, основательницей журналов «Собеседник любителей российского слова» (1783) и «Новые ежемесячные сочинения» (1786).

В начале XIX века обретают популярность литературные салоны, хозяйками которых становятся женщины-дворянки, это явление относят к прожурналист-ским: З. Волконская, А. Елагина, Е. Ростопчина, К. Павлова не только собирали вокруг себя известных деятелей искусства, но и сами сочиняли, занимались переводами. Появившийся в то время новый тип «толстого» журнала был популярен именно своим отделом беллетристики. В России было много женщин-писательниц, даже больше, чем держательниц салонов [Лапшина, 2015]: А. Бунина, М. Лохвицкая, А. Зонтаг, А. Ишимова, А. Анненская. «Вторая половина XIX века приносит бурное развитие женского движения, что приводит женщин в журнальную публицистику и в издательско-редакторское дело», — пишет Г. Лапшина. Издаются детские журналы А. Ишимовой «Звездочка» (1842), «Лучи» (1850), а также демократическая газета «Неделя» (1869) под редакцией Е. Конради-Бочечкаровой. Литературный журнал «Северный вестник» (1885) издавался и редактировался полностью женским коллективом, то есть первой женской редакцией — А. М. Евреиновой и А. В. Сабашниковой. В XIX веке женщины становились редакторами разнообразных изданий, внося свой вклад в формирование системы СМИ. В основном, они видели цель в просвещении, борьбе за права женщин, в освещении вопросов равноправия мужчин и женщин; издавали публицистику для детей и журналы про искусство [Конюкова, 2019]. Важную роль в просвещении образованных женщин начала XX века сыграли издаваемые женщинами общественно-политические журналы «Женское дело», «Женский вестник».

С приходом советской власти перед женской журналистикой были поставлены новые задачи: санитарное просвещение женщин, вовлечение их в профессиональную деятельность, поддержка в реализации семейных обязанностей, коммунистическое воспитание детей. Большинство изданий возглавлялись женщинами: журнал «Работница» возглавлялся женщинами-редакторами (В. Вавилина, З. Крылова, Л. Ершова, М. Трифонова); «Советская женщина» (редакторы — М. Овсянникова, В. Федотова), «Крестьянка» (И. Кобчикова, Г. Семёнова) и ряд других. Вместе с тем, в советской прессе журналистки

находились в меньшинстве — как численно, так и качественно. Они были ограничены «стеклянными стенами» в выборе тем, редко занимали руководящие посты вне женских или детских изданий. По этому поводу женщина-журналист отметила в интервью, «исторически так сложилось, что если главный редактор — мужчина, то от него власть переходит к его заместителям, и чаще всего передается в руки мужчин» (из интервью).

В конце 1990-х мужчины стали покидать журналистику из-за низких заработных плат и снижения престижа профессии журналиста, их места в редакциях стали занимать женщины. Коммерциализация и фрагментация аудитории СМИ, рост рекламного рынка и расширение женской покупательской аудитории, привели к росту изданий, востребованных женщинами. Исследование, проведенное в 1993 году на факультете журналистики под руководством профессора Я. Н. За-сурского, показало, что доля женщин-журналистов в редакциях на тот период составляла 37 % [Свитич, 1998]. В XXI веке феминизация медиасферы становится трендом не только в России, но и в мире, что радикально меняет тендерный баланс редакций: в начале 2000-х годов женщины составляют две уже трети (67 %) медиа-коллективов [Хоткина, Менжун и др., 2020].

Карьерная траектория женщин — главных редакторов

В XXI веке, сохраняя численное преимущество среди журналистов, женщины составляют 58 % среди руководителей среднего уровня, среди верхнего эшелона руководства — директоров, владельцев СМИ и главных редакторов — 41 % [Буег1у, 2011]. Гендерное неравенство наблюдается также в вопросе разделения медиа по признаку локальности на федеральные, региональные и местные издания. Региональные и местные редакции СМИ состоят преимущественно из женщин — 76 % и 80 % соответственно, а среди федеральных СМИ количество «женских» редакций падает до 36 % [Александрова, Хоткина и др., 2017]. Эти данные подтверждают наличие феномена гендерной пирамиды власти: чем выше положение в карьерной иерархии, тем меньше женщин мы наблюдаем на этих позициях.

Карьерная траектория женщин-главных редакторов представлена чаще всего многолетним предшествующим опытом работы в редакции. Исследование показало, что достижение редакторской должности у женщины занимает в среднем более 6 лет. Это может быть постепенное движение по карьерной лестнице, либо предшествующий опыт и создание собственного проекта после работы в редакциях и редакторской деятельности. Если для сравнения взять карьерный путь главного редактора журнала о киноискусстве «Сеанс» (печатное издание и интернет-портал) В. Степанова, то мы увидим, что, придя в профессию в 2003 году, на должность редактора рубрики в журнале «Календарь», в 2005 году он становится заместителем главного редактора журнала «ТтеОи Петербург» [Михина, 2020]. Карьерный путь до должности заместителя главного редактора занял у Степанова примерно 3 года. Аналогично выглядел карьерный путь главного редактора журнала «GQ», И. Гаранина, прошедшего путь от стилиста до редактора отдела моды «GQ» за три года (с 2003 до 2006 гг.), а также его

предшественника, К. Белова, который «в 2004 году пришел в GQ, где проработал три года, сперва редактором и затем заместителем главного редактора» [GQ, 2014]. Данные примеры свидетельствуют, что статистически женщинам в медиа требуется почти вдвое больше времени, чем мужчинам, для построения карьеры.

Респонденты, принявшие участие в данном исследовании, считают, что женщинам приходится прикладывать больше усилий для своего карьерного продвижения. Вот как они показывают сформировавшуюся «историческую» связь назначений и переход власти от мужчины к мужчине, а также наличие мужской солидарности как отягчающего факта для женщин-руководителей: «на более значимых постах мужчине-руководителю проще, так как общение с вышестоящими, обычно, мужчинами, проще складывается» (из интервью). Кроме того, эксперты отмечают пренебрежение и неуважительное отношение в начале карьеры, а также проявления сексизма в отношении женщин: «Когда из делового издания, где я писала про металлургию, уходил главный редактор, на прощание он пожелал корреспондентам-мужчинам — карьерных успехов, а мне — выйти замуж за олигарха» (из интервью).

Исследование показывает, что, несмотря на отсутствие «табу» на назначения женщин на пост главного редактора, все еще существуют неформальные препятствия, которые требуют от женщин дополнительных усилий в области эмоционального самосовершенствования, коммуникации с мужчинами-руководителями, подтверждения своих способностей и профессиональных амбиций. Вместе с тем, по мнению одной из главных редакторов, журналистика как профессия дает женщинам возможность проявить себя в сферах, где они мало представлены, например, в сфере политики, бизнеса и военного дела: «Журналистика, пожалуй, одна из немногих профессий, которая позволяет женскому голосу звучать и быть значимым» (из интервью).

Респонденты отметили качества, необходимые для успешной работы женщины главным редактором (из интервью):

— развитая коммуникативность, главный редактор должен «не управлять, а выстраивать отношения с творческими людьми»;

— объективность и адекватность, соотнесение деятельности с задачами издания, «главный редактор должен разбираться в том, что он делает»;

— эмоциональный интеллект для создания команды, готовой решать возникающие конфликты, «главный редактор — это работа не столько с текстами, сколько с людьми»;

— редактору необходимо «умение поощрять людей, конструктивно критиковать, чтобы коллеги от этого не чувствовали себя несчастными», в целом нужно добиваться результата от людей «так, чтобы при этом ни ты, ни эти люди не страдали»;

— «руководитель должен быть open-minded (англ.) — открытый, с широким кругозором, восприимчивый, он должен не зацикливаться на себе, а больше думать о своих сотрудниках»;

— «не быть руководителем советского типа и think outside the box (think outside the box (англ.) — мыслить нестандартно)»;

— готовность брать на себя серьезные риски и ответственность; главный редактор сталкивается со сложной задачей «выдерживать политику издания, которая будет позволять заниматься качественной журналистикой и в то же время не приведет к закрытию издания» со стороны ограничивающих сторон;

— главный редактор должен заботиться о присутствии своего СМИ на разных платформах и регулярном повышении квалификации своих сотрудников-журналистов.

Помимо организационных способностей, профессиональных качеств, главный редактор является носителем системы ценностей определенного мировоззрения, которое определяет идеологическую позицию издания. Респонденты разделяют понятия идеологической позиции и набора профессиональных принципов — идеологическая позиция становится личным решением и не должна влиять на издание: «я могу болеть за партию "Справедливая Россия", но это не должно отражаться на текстах моего коллектива» (из интервью). Однако в ходе интервью было подтверждено наличие набора этических правил, моральных ценностей: «Я бы не сказала, что насаждаю моральные ценности, это скорее происходит так, что я выбираю в команду людей, которые разделяют со мной этические принципы и моральные ценности относительно журналистики» (из интервью).

Эксперты также отмечают важность нормативных документов, в которых зафиксированы основные принципы работы редакции, так называемых «уставов редакций». Например, в последние годы произошло много прецедентов, на основе которых проблема сексуальных домогательств на работе стала актуальной в ме-диасообществе. Харассмент (от. англ. harassment — домогательство) — это явление, пришедшее в российское сообщество из правовой и общественной практики других стран, причиной необходимости термина стала именно феминизация ранее недоступных женщинам сфер [Стучевская, 2008]. В 2020 году семерых российских журналистов обвинили в харрасменте и сексуальном насилии [Локтионова, 2020], в 2021 году главный редактор газеты «Новгород» получил срок лишения свободы за совершение сексуального насилия над журналисткой [Бывший главред новгородской газеты... , 2021].

В 2019 году Международная Организация Труда приняла Конвенцию № 190 «Об искоренении насилия и домогательств в сфере труда», вступившую в силу 25 июня 2021 года, вместе с одноименной правовой рекомендацией. Однако Россия эту конвенцию не приняла: защиту половой свободы личности регулирует УК РФ — статьи № 131 и 133. Большинство респондентов оценивают домогательства на рабочем месте как важную, требующую изменений проблему. В этих условиях одной из обязанностей главного редактора издания становится введение этических норм внутри редакционного коллектива.

Таким образом, можно сделать вывод, что в деятельности редакций СМИ гендерное неравенство проявляется в таких направлениях, как разрыв в уровне заработной платы, трудности карьерного роста для женщин, низкий уровень представленности женщин в сфере руководства редакциями. О женщинах-главных редакторах СМИ можно сказать, что «они пробили стеклянный потолок». Женщина-главный редактор сегодня — это профессионал своего дела,

обладающая деловыми качествами, развитым интеллектом, создающая вокруг себя команду таких же профессионалов, способных выпускать качественную, интересную для читателей продукцию. В XXI веке становится все белее актуальной задача обеспечения равноправия мужчин и женщин в издательской деятельности, введения этических принципов гендерного равенства в работе редакций. Это позволит сделать журналистику гендерно чувствительной, свободной от стереотипов, отражающей как мужские, так и женские интересы.

Список источников

Александрова О. А., Бурдастова Ю. В., Ненахова Ю. С., Хоткина З. А. Тендерный аспекты занятости в российских масс-медиа: влияние социально политического контекста и информационных технологий // Проблемы занятости и рынка труда. Народонаселение. 2020. № 2 (23). С. 324—344.

Александрова О. А., Бурдастова Ю. В., Ненахова Ю. С., Хоткина З. А. Российская меди-асреда: Тендерные аспекты занятости и карьеры / под науч. ред. О. А. Александровой. М.: АНРИ Медиа, 2017. С. 17.

Брянская Т. И. Культурно-исторические аспекты женской эмансипации в России XVIII века // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. № 10 (65) Научный журнал. Новосибирск: СибАК, 2016. С. 49.

Бывший главред новгородской газеты получил срок в колонии за изнасилование журналистки. ИА «ТАСС», 2021. URL: https://tass.ru/proisshestviia/11246919 (дата обращения: 28.04.2022).

Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1. О средствах массовой информации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). Статья 19. Статус редакции.

Конюкова М. Л. Женская журналистика в России XIX века: темы и проблемы // ART LOGOS. №1(6). Научный журнал. СПб, 2019. С. 38.

Лапшина Г. С. Феномен женщины в истории русской журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. № 6. Научный журнал. М.: Типография МГУ, 2015. С. 187.

Локтионова М. Традиция советских времен: домогательства в российских СМИ. Портал «Газета.ги», 2020. URL: https://www.gazeta.ru/social/2020/07/14/13152001.shtml (дата обращения: 28.04.2022).

Михина Е. Мы делаем «Сеанс» для себя. Интервью с Василием Степановым, 2020. URL: https://lenizdat.ru/articles/1157605/ (дата обращения: 28.04.2022).

Новый главный редактор GQ Ким Белов // Журнал «GQ». 21 апреля 2014. URL: https://www.gq.ru/entertainment/novyj -glavnyj-redaktor-gq-kim-belov (дата обращения: 28.04.2022).

Свитич Л. Г.Женщина в журналистике // Материалы круглого стола. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1998.

Случевская О. И. Харассмент и российские женщины // Вестник общественного мнения. № 4 (96). Научный журнал. М.: «Левада-Центр», 2008. С. 43.

Хоткина З. А., Менжун В., Александрова О. А., Бурдастова Ю. В., Ненахова Ю. С., Виноградова К. В. Тендерные отношения в медиаотрасли России, Армении и Молдовы: занятость, перспективы карьерного роста и влияние на контент // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 4 (158). Научный журнал. M.: ВЦИОМ, 2020. С. 329.

References

Aleksandrova, O. A., Burdastova, Iu. V., Nenakhova, Iu. S., Khotkina, Z. A. (2020) Gendernye aspekty zaniatosti v rossiiskih mass-media: vliianie sotsial'no-politicheskogo konteksta i informatsionnyh tekhnologii [Gender Aspects of Employment in the Russian Mass Media: the Influence of the Socio-Political Context and Information Technologies],

Problemy zaniatosti i rynka truda. Narodonaselenie, 2020, no. 2 (23), Moscow, pp. 324—344.

Aleksandrova, O. A., Burdastova, Iu. V., Nenakhova, Iu. S., Khotkina, Z. A. (2017) Rossiiskaia mediasreda: Gendernye aspekty zaniatosti i kar'ery [Russian Media Environment: Gender Aspects of Employment and Career], Moscow: «ANRI Media», p. 17.

Brianskaia, T. I. (2016) Kul'turno-istoricheskie aspekty zhenskoi emansipacii v Rossii XVIII veka [Cultural and historical aspects of women's emancipation in Russia in the 18th century], V mire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedeniia i kul'turologii, no. 10 (65), Novosibirsk: SibAK, p. 49.

Byerly, C. M. (2011) Eastern Europe — Russia, Global Report on the Status of Women in the News Media, Washington, D.C.: International Women's Media Foundation, p. 298.

Byvshii glavred novgorodskoi gazety poluchil srok v kolonii za iznasilovanie zhurnalistki. IA «TASS», 2021 [The former editor-in-chief of a Novgorod newspaper received a term in a colony for raping a journalist. IA "TASS", 2021], available from https://tass.ru/proisshestviia/11246919 (accessed 28.04.2022).

Khotkina, Z. A., Menzhun, V., Aleksandrova, O. A., Burdastova, Iu. V., Nenakhova, Iu. S., Vinogradova, K. V. (2020) Gendernye otnosheniia v mediaotrasli Rossii, Armenii i Moldovy: zaniatost', perspektivy kar'ernogo rosta i vliianie na kontent [Gender relations in the media industry in Russia, Armenia and Moldova: employment, career prospects and impact on content], Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny, no. 4 (158), Moscow: VCIOM, p. 329.

Koniukova, M. L. Koniukova, M. L. (2019) Zhenskaia zhurnalistika v Rossii XIX veka: temy i problemy [Women's Journalism in 19th-Century Russia: Themes and Problems], ART LOGOS, no. 1 (6), St. Petersburg, p. 38.

Lapshina, G. S. (2015) Lapshina G.S. Fenomen zhenshchiny v istorii russkoi zhurnalistiki [The phenomenon of a woman in the history of Russian journalism], Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 10. Zhurnalistika, № 6, Moscow: Tipografiia MGU, p. 187.

Loktionova, M. Traditsiia sovetskikh vremen: domogatel'stva v rossiiskih SMI [The tradition of the Soviet era: harassment in the Russian media], available from https://www.gazeta.ru/social/2020/07/14/13152001.shtml (accessed 28.04.2022).

Mikhina, E. My delaem «Seans» dlia sebia. Interv'iu s Vasiliem Stepanovym [We make "Seance" for ourselves. Interview with Vasily Stepanov], available from https://lenizdat.ru/articles/1157605/ (accessed 28.04.2022).

Novyi glavnyi redaktor GQ Kim Belov [The new editor-in-chief of GQ Kim Belov], available from https://www.gq.ru/entertainment/novyj-glavnyj-redaktor-gq-kim-belov (accessed 28.04.2022).

O sredstvah massovoi informatsii: Zakon RF ot 27.12.1991 N 2124-1. (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2021) [Law of the Russian Federation of December 27, 1991 N 2124-1. On the mass media (as amended and supplemented, effective from 01.01.2021)], Stat'ia 19. Status redaktsii.

Sluchevskaia, O. I. (2008) Harassment i rossiiskie zhenshchiny [Harassment and Russian women], Vestnik obshchestvennogo mneniia, no. 4 (96), Moscow: «Levada-Centr», p. 43.

Svitich, L. G. (1998) Zhenshchina v zhurnalistike [Woman in journalism], Materialy kruglogo stola, Moscow: MGU im. M. V. Lomonosova.

Статья поступила в редакцию 04.05.2022; одобрена после рецензирования 15.05.2022; принята к публикации 22.05.2022.

The article was submitted 04.05.2022; approved after reviewing 15.05.2022; accepted for publication 22.05.2022.

Информация об авторе /Information about the author

Салтыкова Дарья Алексеевна — студентка магистратуры, факультет журналистики, МГУ им. Ломоносова, г. Москва, Россия, dariasyar@gmail.com (Graduate Student, Faculty of Journalism, Moscow State University, Moscow, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.