Научная статья на тему 'Проблемы социальной и социокультурной интеграции инвалидов в условиях реформирования'

Проблемы социальной и социокультурной интеграции инвалидов в условиях реформирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
177
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНВАЛИДЫ / ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ / ОБУЧЕНИЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / SOCIAL AND SOCIO-CULTURAL INTEGRATION / DISABLED / THE CCA-BENNYE CHILDREN / TRAINING AND REHABILITATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арсеньев Юрий Николаевич, Минаев Владимир Сергеевич

Исследованы проблемы социальной и социокультурной интеграции российских инвалидов и особенных детей в условиях рыночного реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIAL AND SOCIO-CULTURAL INTEGRATION OF DISABLED PEOPLE IN THE REFORM

The problems of social and socio-cultural integration of the Russian people with disabilities and special children in the conditions of market reform.

Текст научной работы на тему «Проблемы социальной и социокультурной интеграции инвалидов в условиях реформирования»

Коршунова Галина Валентиновна, д-р экон. наук, зав. кафедрой, korshMnova_gv@mail.ru, Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (филиал в г.Туле).

THE ROLE OF THE SPECIFIC FORMS OF CAPITAL IN THE FORMATION OF THE INNOVATION ACTIVITY OF THE ORGANIZATION

G.V.Korshunova

The structuring of such elements of capital of an organization as intellectual and social capital supplements the existing developments in the disclosure of the mechanisms of the formation of innovation activity. The nature of the creation of innovation product is examined from the positions of the displacement of efforts from awarding of resource to the creation of the very resource in the form of intellectual and social capital.

The keywords: the specific forms of capital, the innovation activity, the intellectual capital, the social capital, the innovation economy, the economy of knowledge.

Korshunova Galina Valentinova, doctor of economical science, professor, manager of department, korshunova gv@ mail.ru, Russia, Tula, Financial university with the government of the Russian Federation (Tula branch)

УДК 65.0 (075.8)

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Ю.Н. Арсеньев, В.С. Минаев

Исследованы проблемы социальной и социокультурной интеграции российских инвалидов и особенных детей в условиях рыночного реформирования.

Ключевые слова: социальная и социокультурная интеграция, инвалиды, особенные дети, обучение, реабилитация.

В современном турбулентно развивающемся мире стремительно стираются границы между странами и регионами, что ведет к глобальны изменениям как в социальных, экологических, экономических, энергетических, так и в социокультурных и образовательных парадигмах. Ориентир на рыночные интересы разрушает единство системы «природа-общество-человек», сводит главный закон жизни «творить «благо» к понятиям полезности, ценности, выгод, прибыли. Творить «благо» - эквивалент «отдать больше, чем взять» - главного закона и целесообразной деятельности и устойчивого развития любых субъектов хозяйствования (СХ). Необходим разумный баланс и обновление всех измерений на базе частных, синтетических и интегрированных показателей: физическое здоровье общества позитивно влияет на его интеллектуальное здоровье, духовная сила - на силу

эмоционально-социальную и т.п. Совершенствуясь в одной сфере, человек одновременно наращивает потенциал в других сферах. Сбалансированность в совершенствовании обеспечивает достижение эффекта синергии, а творчество и сотрудничество сильнее мотивирует отдельно взятые личность, СХ и общество в целом на служении идее, а не конкуренции.

В отличие от идеологии, существовавшей в СССР, с 90-х гг. ХХ века инвалидность в России стала рассматриваться в рамках западных концепций ограниченности среды жизнедеятельности, а важнейшим условием социальной и социокультурной реабилитации инвалидов - интеграция их в общество через создание беспрепятственной пространственно-информационной инфраструктуры. Эта чрезвычайно сложная задача опиралась на ряд Указов Президента и постановлений Правительства РФ, конкретизировавших положения Указов, несших в основном ситуационный характер. В июле 1992 г. ставится задача, наряду с мерами по изучению проблем инвалидности, разработки долгосрочной государственной комплексной программы научного обеспечения и информатизации проблем инвалидности и инвалидов (сроки 1993-1997 гг.). Указ Президента РФ от 02.10. 1992 № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» потребовал в 1993 г. разработки федеральной целевой программы по обеспечению инвалидов доступности в здания и сооружения, находящиеся в федеральной собственности, средствами индивидуального транспорта, производства средств междугороднего пассажирского транспорта, приспособленного для пользования инвалидами. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовалось в 1993 г. разработать с участием общественных объединений инвалидов региональные целевые программы аналогичного направления.

Указом Президентом РФ от 02.10.1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» предлагалось в месячный срок утвердить перечень федеральных целевых программ по решению проблем инвалидности и инвалидов, согласовать с Координационным комитетом по делам инвалидов при Президенте РФ и представить на утверждение Верховного Совета РФ. Те же задачи ставились и перед субъектами РФ. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 25.03. 1993 № 245 предписывало Министерству социальной защиты населения совместно с другими заинтересованными ведомствами разработать проект федеральной целевой программы «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». Однако сложившаяся экономическая и особенно внутриполитическая обстановка не позволила реализовать эту установку в срок. Программа была разработана лишь в 1994 г., но реализована она тогда не была, а в регионах к составлению ее вариантов даже и не приступали.

В 1994 г. Правительство одобрило проект комплексной «Программы научного обеспечения и информатизации проблем инвалидности и инвалидов на 1994-1997 годы» и федеральную программу «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов». Пра-

вительство РФ от 16.01.1995 № 59 утвердило более масштабную федеральную целевую комплексную программу «Социальная поддержка инвалидов». В доработанном виде в нее вошли обе ранее принятые программы (сроки реализации 1995-1997), Ввиду плохого финансирования потребовался специальный Указ Президента от 01.07.1996 № 1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов», обязавший при формировании проекта федерального бюджета на 1997 год выделить средства на реализацию федеральной целевой комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов». Заинтересованные министерства и ведомства должны обеспечить ее выполнение. Постановлением правительства от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» предписывался ввод в действие до 01.07.1997 г. соответствующих региональных целевых программ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры. Одновременно вступали в силу с 01.01.1998 г. ст. 14, а с 01.01.1999 г. ст. 14 и 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обеспечивающие беспрепятственный доступ инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, подчеркивая тем самым приоритетность лишь одной из четырех целевых программ. Однако из-за финансово-экономического кризиса реализация комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов» также не была выполнена в срок и продлена сначала до 1998 г. (постановление Правительства РФ от 05.09.1998 № 1053), а затем и до 1999 г.

Одновременно Постановлением правительства РФ от 14.01.2000 № 36 министерству социального развития РФ поручалось приступить к разработке принципиально нового проекта федеральной программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы». Из-за запланированных 1,524 млрд. руб. свыше 1,0 млрд. руб. направлялось на развитие реабилитационных технологий и реабилитационной индустрии, 148 млн. руб. - на поддержку медицинских и санитарно-эпидемиологических служб, 282 млн. руб. - на поддержку общественных объединений инвалидов. Дальнейшее же развитие доступной для инвалидов социальной среды этой программой уже не предусматривалось.

На уровне субъектов РФ самостоятельные целевые программы стали разрабатываться лишь с 1998 г. До этого специфические проблемы инвалидов решались по другим программным документам (так, подпрограмма «Дети-инвалиды» входила в общегосударственную программу «Дети России»).

В первое десятилетие реформ целевые и комплексные программы, направленные на ликвидацию информационных, социальных и физических барьеров на пути интеграции инвалидов в общество практически не решались и не рассматривались как основное средство достижения управленческих целей. Основными регуляторами деятельности оставались указания министерствам и ведомствам, которые наряду с другими видами организационных работ должны были разрабатывать и осуществлять еще и программы. Вместе с

этим в этот и последующий период вплоть до настоящего времени формировался программно-целевой метод реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях государственного управления.

Одна из важных в условиях дефицита трудовых ресурсов проблем -вовлечение инвалидов в производственно-хозяйственную, социокультурную жизнь россиян, отвечающее чаяниям людей с ограниченными физическими и психологическими ограничениями, желанию их жить, полноценно трудиться на благо своих семей и близких, обучаться новым профессиям.

В ст. 7 Конституции Российской Федерации указывается, что Россия - «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако это не столько констатация факта, сколько программа к действию, ибо до сих пор нельзя назвать себя полностью социальным государством, пока не созданы условия, присущие становления социального государства, и в частности:

- не преодолены пережитки криминально-бюрократического капитализма с характерной для него глубокой имущественной дифференциацией, а общество не отвыкло от социалистического патернализма с его уравнительной системой распределения благ;

- не сформировано демократическое правовое государство, признающее верховенство права над собой, с сильным гражданским обществом, способным к эффективному диалогу с государством, в т.ч. в сфере социальной политики;

- не обеспечено полное взаимодействие государственной власти и общества, ее зависимость от общественного мнения, наличие системы общественного контроля; нет совместимости экономических и политических интересов российской элиты с ценностями социального государства;

- налицо неустойчивое развитие российской экономики при ее сырьевой модели без развития инноваций и научных разработок, повышения эффективности и конкурентоспособности отечественного производства, устойчивого роста ВВП, как гарантии постоянного повышения жизненного уровня граждан;

- приоритетное внимание следует уделять развитию человеческого капитала при тесной консолидации усилий государства, бизнеса и институтов гражданского общества.

Одна из негативных причин - низкая цена труда, низкий размер заработной платы, не обеспечивающие затрат на воспроизводство рабочей силы. Если в социально развитых странах доля зарплаты в стоимости продукции достигает 70%, то в России - лишь 20-24%. Низкая зарплата ведет к снижению трудовой активности людей на рабочих местах, необходимости вторичной занятости, вызывая низкую производительность, ограниченную мобильность человеческих ресурсов. Минимальная оплата труда в РФ ниже прожиточного минимума, однако лишь в Центральном федераль-

ном округе работников с такой низкой зарплатой ~ 420 тыс. чел. в социально значимых сферах (работники дополнительного образования, культуры, медицинский персонал дошкольных образовательных учреждений, библиотекари и др.). В то же время топ-менеджмент и крупные чиновники имеют заоблачные зарплаты (млн. руб.). Эта катастрофическая разница в оплате труда провоцирует серьезную социальную дифференциацию, негативно сказывается на социальной стабильности в стране.

Необходимо принять федеральный закон «О государственных социальных стандартах», предусматривающий список гарантируемых государством социальных обязательств, их размеры, поэтапное введение в практику. Набор товаров и услуг, входящих в современную потребительскую корзину в России весьма скуден (11 продуктовых групп товаров и 10 видов непродовольственных товаров). Для сравнения, потребительская корзина Германии содержит более 400 наименований товаров и услуг, включая домашнюю компьютерную технику и бумагу для принтера. Следует детально проработать вопрос социального потребления на базе исследований структуры потребления российскими семьями с разными уровнями достатка, говорить не о минимальной потребительской корзине, а о социальном потребительском бюджете. Он должен быть достаточным как для экономически активного гражданина, так и инвалидов, пенсионеров с включением коэффициентов иждивения, учитывающих расходы по содержанию и воспитанию детей, требуемые для воспроизводства рабочей силы.

Что касается важной сферы образования, основного источника интеллектуального каптала общества, то учителя школ, преподаватели вузов, ученые - категории мучеников: мизерная заработная плата, отчаянные попытки донести знания до нерадивых подростков, с одной стороны, и постоянные «инновации» со стороны высшего менеджмента российского образования, ведущего мониторинги и показное реформирование, с другой. Сделать образ русского учителя более престижным и привлекательным для молодежи и общества почти никто не пытается. Вместо этого чиновники предлагают новые профессиональные стандарты для педагогов, пугающие самых смелых экспертов. По закрепленным в нем требованиям каждый учитель должен обучать любых, в т.ч. детей-инвалидов и «особенных» детей, тех, кто: а) проявляет выдающие способности; б) не является русским и для кого русский язык не родной; в) ребенок-инвалид или имеющий особые образовательные потребности -аутист, гиперактивный, даун, синдром дефицита внимания и т.п.

По этому стандарту один специалист должен совмещать ряд профессий - педагог, психолог, логопед, социальный работник и т.п. Как превратить человека в такого умельца-«учителя будущего», не знает никто. Расширить профессиональные навыки за короткий срок нереально, и даже педагогические вузы еще не готовят будущих специалистов по новым стандартам. Само количество педагогических вузов в РФ стремительно сокращается от сращи-

вания с другими университетами: если в 2008 г. функционировало 70 педагогических вузов, то спустя пятилетие - уже меньше 50.

Сегодня много говорят об инклюзивном образовании. Для обучения в школе инвалидов и особенных детей совместно со считающимися «нормальными детьми», нужны соответствующая база, расширенный штат, специально обученные сотрудники, дополнительные помещения, средства, оборудование и т.п. Но чиновникам от образования выгоднее номинально приписать дополнительные функции простым учителям, доцентам и профессорам, чем платить им достойную зарплату. Поэтому обучение инвалидов-детей, «особенных» детей, да и взрослых людей, желающих получить новые престижные специальности, сегодня является насущной проблемой.

Внедрение инклюзивного образования требует повышения профессиональных компетенций учителей школ, преподавателей вузов, колледжей и др. В связи с изменением требований педагогам предстоит овладеть разнообразными методиками, выстраивать занятия с учетом, что внутри одного класса будут находиться разные дети. Главная задача - повышение квалификации и компетентностей работающих учителей и преподавателей, так как обучение будущего педагога требует 5-6-лет.

Отсутствие необходимых нормативов по уровню образования педагогов, способных обучать детей с ограниченными или с особыми возможностями, сталкивается в реальной жизни с глупостью и формализмом, предстоящим ростом загруженности учителей и педагогов вузов. Выгоду от этого имеют «экономичные» менеджеры-чиновники, но не педагоги, родители и самые разные по способностям и возможностям дети. Неподготовленных к подобным «инновациям» малышей и подростков с ограниченными возможностями хотят перевести в обычные школы, чтобы отчитаться перед руководством о выполнении государственных программ «Образование», «Доступная среда» и др.

Развитие новых комплексных научных направлений типа НБИКС (нано-, био-, информационные, когнитивные и социальные технологии) обещает новые открытия и достижения. Так, аутизм выделили в отдельный синдром в 60-е гг. ХХ века, доказав отсутствие его связи с умственной отсталостью (гиперчувствительность - лишь особенность развития). Однако сегодня в России крайне мало специалистов по аутичным и иным расстройствам психики людей [1-10]. Эти феномены изучены недостаточно, сопровождаются мифами об инвалидах, «особенных» детях, аутистах, в частности. Одни считают их необучаемыми, другие - гениями. Полная необучаемость ребенка вообще крайне редка, большинство таких детей имеет средние умственные способности, но оценить по усредненной шкале интеллект, не вписывающийся в обычные рамки, сложно. Показать же имеющиеся знания эти дети не могут из-за дефицита концентрации внимания и т.п. Численность детей с необычными или ограниченными способностями по разным оценкам 1-10%, как и инвалидов, насчитывающих по

официальной статистике ~ 10% от общей численности россиян (в реальности намного больше, но их отказываются признавать таковыми). Для комфортного обучения и разработки индивидуальных образовательных программ лишь аутистам необходимы тьюторы и многие иные специалисты, которых в штатах школ и вузов вообще не предусмотрено.

Конечно, похвальна забота государства, уполномоченных органов, чтобы дети-инвалиды, особенные и другие типы детей не чувствовали себя ущербными. Однако важен полный учет аномалий психики, характера и способностей: дети могут иметь физические, физиологические, психологические, биологические, аутистические и смешанные ограничения. Непродуманные подходы к образованию, без моделирования и оценки совокупности рисков, их негативных последствий чиновники уравнивают детей не только в правах, но и в возможностях, нанося тем самым большой системный вред и усиливая образовательный риск для всех российских детей. Необходимо развитие российской дефектологической школы, в советское время считавшейся лучшей в мире.

Если бы предлагаемые реформы, стандарты и документы от чиновников сферы образования нацеливались не на «экономию бюджетных средств» («скупой платит дважды»), то итоги могли радовать семьи многих детей-инвалидов, особенных да и нормальных детей. Предлагаемые «инновации» в сращивании профессий, совмещении функциональных обязанностей ведут к известной ситуации: «нас всех учили понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». В совокупности это несет гораздо больше вреда, чем пользы, и беспринципный подход «оптимизации», взятый на вооружением современными менеджерами от образования, крайне вреден и опасен, хотя и крайне живуч. Он вреден для национальной безопасности, суверенитета государства, как единого целостного, независимого, способного конкурировать в мире не только по природному, но и воспроизводственному, человеческому капиталу, в т.ч. по интеллектуально-инновационному капиталу, самому важному условию расцвета России.

Эволюция концепций социального и социокультурного управления сместила акценты (как управлять, цель управления, кто управляет) на развитие глобальной социальной системы, рост масштабов задач управления, новых знаний и парадигм социального управления как комплексной науки через внутреннее развитие систем, проявление моделей с введением мер хаоса, порядка, законов выживания, синергии и развития сложных систем. Сложность структуры слабо исследованного человеческого сознания, наличие сознательных и бессознательных сфер знаний противоречат развитию по западным моделям, несут угрозы глобального выживания всему человечеству.

В информационном обществе пространство социального взаимодействия личности и организаций в деятельности, обучении и развитии через коммуникации расширено с выделением 7 уровней социальных взаимодействий - индивидуальной жизнедеятельности, обучения, социальных

инициатив; коммерческих или социальных организаций; местного самоуправления; систем управления государственных, административно-территориальных органов; межгосударственных альянсов; на глобальном и биосферном уровне. В пространстве уровней взаимодействий функционируют социальная, коммерческая, управленческая, исследовательская и политическая сферы деятельности.

Во взаимоотношениях людей, организаций, органов управления и т.п. выделяются субординационные, координационные, реординационные и кооперационные типы отношений. От того, какой тип преобладает, зависит результативность деятельности государства, общества и конкретной личности.

Одной из инноваций в сегодняшнее сложное время может быть создание самоорганизующихся синергетических сообществ (ССС), включающих в свою орбиту инвалидов разного типа, возраста и пола, особенных детей и неравнодушных к их проблемам волонтеров, представителей власти и гражданского общества. Эти ССС должны обладать своей рыночной недвижимостью на основе эндаумента, позволяющей организовывать:

- полноценное производство простейшей массовой продукции, не требующей высокой квалификации;

- оказание разнообразных услуг по поддержанию уровня здоровья, коммерции в продаже лекарств и продуктов питания по общественно минимальным ценам и т.п.;

- выполнения работ на рынке ФОРЕКС для организации собственного банка и пополнения финансового капитала, принадлежащего коллективу ССС;

- социокультурной, образовательной и инновационной деятельности по развитию талантов и способностей людей, развитию навыков в спорте, танцах, музыке, искусстве, организации быта, отдыха и рекреации здоровья людей;

- развитию управленческих навыков и умений в организации коммуникационных взаимосвязей с внешним деловым и политико-социальным окружением, улучшением жизнедеятельности инвалидов и функционированием ССС.

Список литературы

1. О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности: Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1156 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992. № 14.

2. О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов: Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1157 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992. № 14.

3. О мерах государственной поддержки инвалидов: Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1011 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. № 28.

4. О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов: Указ Президента РФ от 27 июля 1992 г. № 802 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992. № 5.

5. О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности: постановление Совета Министров - Правительства РФ от 25 марта 1993 г. № 245 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993. № 13.

6. О Федеральной целевой программе научного обеспечения и информатизации проблем инвалидности и инвалидов на 1994-1997 годы: Постановление Правительства РФ от 9 января 1994 г. № 12 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994. № 3.

7. О Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы»: Постановление Правительства РФ от 14 января 2000 г. № 36.

8. Социальная поддержка инвалидов: Федеральная комплексная программа (утверждена постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 59) // Собрание законодательства РФ, 1995, № 5.

9. Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов: Федеральная целевая программа (утверждена постановлением Правительства РФ от 24 октября 1994 г. № 1189 ) // Собрание законодательства РФ, 1994, № 27, ст. 2900.

10. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Инновации, инвестиции, интеллект: потенциал, капитал, модели: монография. М.-Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 447 с.

Арсеньев Юрий Николаевич, д-р техн. наук, проф., ars_y@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет, Тульский филиал РАНХиГС при Президенте РФ,

Минаев Владимир Сергеевич, канд. техн. наук, доц., v min@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

PROBLEMS OF SOCIAL AND SOCIO-CULTURAL INTEGRATION OF DISABLED

PEOPLE IN THE REFORM

Y.N. Arsenyev, V.S. Minaev

The problems of social and socio-cultural integration of the Russian people with disabilities and special children in the conditions of market reform.

Key words: social and socio-cultural integration, the disabled, the CCA-bennye children, training and rehabilitation.

Arsenyev Yuri Nikolaevich, doctor of science, ars_y@mail.ru, Russia, Tula, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, a branch in the city of Tula.

Minaev Vladimir Sergeevich, candidate of science, docent, v min@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.