Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЯ НАД ИХ ПОВЕДЕНИЕМ'

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЯ НАД ИХ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
934
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЙ / CONVICT / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / IMPRISONMENT / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ / RELEASE FROM PUNISHMENT / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕ / RESPONSIBILITY FOR BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ратушный Евгений Евгеньевич

Профилактика и предупреждение преступности в современном российском обществе сопряжена с рядом проблем, одной из которых является социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания. О недостаточной эффективности социальной адаптации свидетельствует положительная динамика уровня повторной (рецидивной) преступности. По данным МВД России, в январе - сентябре 2015 г. зарегистрировано 1 750,4 тыс. преступлений, что на 6,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Каждое второе (54,3%) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления. У лиц, освобожденных от наказания, часто недостаточно развито чувство долга, ослаблена ответственность за свое поведение, принижено собственное достоинство, утрачены или ослаблены чувства стыда и совести - те чувства, которые позволяют людям не совершать ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION OF THE PERSONS EXEMPTED FROM PUNISHMENT AND CONTROL OVER THEIR BEHAVIOR

Prevention and warning of crime in the modern Russian society is accompanied by a row of problems, one of which is social adaptation of the persons exempted from punishment. The positive dynamics of level of repeated (recurrent) crime testifies to insufficient efficiency of social adaptation. According to the Ministry of Internal Affairs of Russia, in January - September, 2015 1 750,4 thousand crimes are registered that is 6,9% more, than for the similar period of last year. Every second (54,3%) the investigated crime is committed by the persons who were earlier committing crimes. At the persons exempted from punishment call of duty is often insufficiently developed, responsibility for the behavior is weakened, own advantage is belittled, are lost or weakened sense of shame and conscience - those feelings which allow people not to make mistakes.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЯ НАД ИХ ПОВЕДЕНИЕМ»

ПРАВОСУДИЕ О^ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

УДК - 343 ББК - 67

ПОТОЦКИЙ Н.К.,

проректор ИМПЭ им. А.С. Грибоедова

по научной работе, доктор юридических наук,

профессор

РАТУШНЫЙ Евгений Евгеньевич,

аспирант Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова е-таИ; barrister.law@mail.ru

12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЯ НАД ИХ ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация. Профилактика и предупреждение преступности в современном российском обществе сопряжена с рядом проблем, одной из которых является социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания. О недостаточной эффективности социальной адаптации свидетельствует положительная динамика уровня повторной (рецидивной) преступности. По данным МВД России, в январе - сентябре 2015 г. зарегистрировано 1 750,4 тыс. преступлений, что на 6,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Каждое второе (54,3%) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления. У лиц, освобожденных от наказания, часто недостаточно развито чувство долга, ослаблена ответственность за свое поведение, принижено собственное достоинство, утрачены или ослаблены чувства стыда и совести - те чувства, которые позволяют людям не совершать ошибок.

Ключевые слова: осужденный, лишение свободы, социальная адаптация, освобождение от наказания, ответственность за поведение.

POTOTSKY N.K., RATUSHNY Evgeny Evgenyevich,

the vice rector of IMPE of graduate student of the Institute of International

A.S. Griboyedov on to scientific work, Law and Economy of A.S. Griboyedov

doctor of jurisprudence, professor e-mail: barrister.law@mail.ru

PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION OF THE PERSONS EXEMPTED FROM PUNISHMENT AND CONTROL OVER THEIR BEHAVIOR

Summary. Prevention and warning of crime in the modern Russian society is accompanied by a row of problems, one of which is social adaptation of the persons exempted from punishment. The positive dynamics of level of repeated (recurrent) crime testifies to insufficient efficiency of social adaptation. According to the Ministry of Internal Affairs of Russia, in January - September, 2015 1 750,4 thousand crimes are registered that is 6,9% more, than for the similar period of last year. Every second (54,3%) the investigated crime is committed by the persons who were earlier committing crimes. At the persons exempted from punishment call of duty is often insufficiently developed, responsibility for the behavior is weakened, own advantage is belittled, are lost or weakened sense of shame and conscience - those feelings which allow people not to make mistakes.

Keywords: convict, imprisonment, social adaptation, release from punishment, responsibility for behavior

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

По статистике, постоянное место-работы имеют лишь 23,6% бывших осужденных, еще 53,7% живут за счет временных заработков, а 22,8% не имеют законного источника доходов. Показательно, что многие из этих людей не хотят устраиваться на работу. Но при попытке трудоустроиться почти у 40% бывших заключенных возникают определенные трудности. И, хотя большинство из них владеют востребованными профессиями, потенциальные работодатели отказывают им в трудоустройстве по причине наличия судимости.

Собственное жилье имеют менее половины освобожденных от наказания, многие живут у родственников, а около 4% — лица без определенного места жительства [12, с. 3].

Условия изоляции вырабатывают у осужденного относительно устойчивый способ поведения, хотя и не всегда соответствующий поведению в обычной среде. Как утверждали в советское время И.Х. Голов-ченко и П.П. Михайленко, лицо, освобожденное от наказания, в течение «...определенного времени находится в состоянии своеобразной адаптации. Человек приспосабливается к новым условиям жизни, серьезно отличающимся от тех, в которых он находился в местах лишения свободы, подчиняясь строгим правилам режима» [3, с. 63]. Данное утверждение до сих пор не утратило актуальности.

Не будучи подготовленными к социально-экономическим реалиям сегодняшнего дня, столкнувшись с проблемами трудоустройства, не находя понимания в обществе, эта категория лиц часто оказывается вновь вовлеченной в противоправную деятельность.

Правовое регулирование социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания, и контроль над их поведением предусмотрено гл. 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) [15, с. 198]. В России увеличивается количество социальных центров, оказывающих помощь бывшим осужденным в восстановлении и укреплении социально полезных связей, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения, в решении вопросов, связанных с

пенсионным обеспечением, в социальной адаптации после освобождения. Но потенциал органов местного самоуправления, службы занятости и других структур используется для помощи бывшим осужденным далеко не полностью, в связи с чем необходима система мероприятий, направленных на оказание содействия социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и контроля над их поведением, что позволит снизить уровень рецидивной преступности.

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio - «приспособление» [13, с. 5]. Важнейшая задача адаптационного процесса - это проблема выживания человека через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды.

Существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений). Можно выделить четыре вида адаптации человека: биологическую, физиологическую, психологическую, социальную. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с усвоением социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу, социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального переме-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

щения, либо при изменении социальных условий.

Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по-разному влияет на личность или подталкивает ее к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени.

В теории социальной адаптации этот процесс рассматривается на трех уровнях:

1) общество (макросреда) - адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

2) социальная группа (микросреда) -адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

3) сам индивид (внутриличностная адаптация) - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов [4, с. 11].

Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственную и профессиональную адаптацию, бытовую, досуговую, политическую и экономическую, адаптацию к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.), к природе и др.

Особенности процесса социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания, заключаются в следующем:

- данный процесс воздействует на особую категорию граждан - освобождающихся из мест лишения свободы;

- он всегда в той или иной мере связан с элементами принуждения, которые являются последствиями отбывания наказания, вытекающими из института судимости.

По мнению автора, процесс социальной адаптации этой категории граждан можно условно разделить на два взаимосвязанных этапа.

Первый этап заключается в нравственной, правовой, психологической и органи-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2016

зационной подготовке осужденных в исправительных учреждениях к жизни на свободе (исправление).

Второй этап - это приспособление освобожденных к условиям жизни на свободе, определение ими своих социальных позиций и ролей, восприятие требований и системы ценностных ориентаций нового социального окружения, руководство этим процессом со стороны государства и общества.

Субъект, неверно усвоив нормы общественного поведения или осознанно нарушив эти нормы, совершает уголовно наказуемое деяние, в результате чего следует наказание и изоляция от общества. В условиях уголовно-исправительных учреждений осужденный вынужден усваивать непривычные для него социальные нормы, отличающиеся от норм внешнего мира. В результате этого развивается несоответствие между установками изолированного субъекта и установками общества на свободе. Чтобы вернуться к нормальной жизни после освобождения, он вынужден вновь ломать сложившуюся систему ценностей и адаптироваться к условиям изменившегося мира.

Подтверждением данной точки зрения являются социологические исследования, проведенные учеными на базе учреждений Управления Федеральной службы исполнения наказаний. Так, в исследованиях П.А. Бровского отмечается, что применение уголовного наказания в виде изоляции от общества влечет за собой ослабление, а нередко и полный разрыв социальных связей осужденных, что влияет на формирование дезадаптивной направленности в поведении и нередко становится условием совершения новых преступлений [1, с. 56-65].

Исследователи выделяют ряд проблем, препятствующих успешной социальной адаптации граждан, освобожденных от наказания еще до выхода на свободу. В частности, к таким проблемам относятся:

1) информативная проблема - большая часть заключенных, готовящихся к выходу в социум, слабо информированы о происходящих или произошедших социально-экономических изменениях. Осужден-

ные с низкими адаптивными способностями вообще не знают ни о каких новых событиях на свободе. Большую часть информации о современной жизни общества осужденные получают из телепередач, общения с родными, публикаций в СМИ. Следует отметить, что иногда эта информация носит искаженный характер;

2) проблема трудоустройства - большая часть заключенных, оказавшись на свободе, не может устроиться на работу. Это наибольшая трудность, которую данной категории граждан необходимо преодолеть в постпенитенциарный период. Желание найти работу является одним из факторов успешной социальной адаптации;

3) проблема жилой площади - не все осужденные имеют собственную жилплощадь, некоторые из них не знают, сохранилось ли за ними право на жилплощадь после освобождения, и, наконец, часть осужденных не имела своей жилплощади или лишилась ее во время отбывания наказания за преступление;

4) проблема приобщения к криминальной субкультуре - определенная часть бывших осужденных тяготеет к «преступному миру», его субкультуре, правилам, обычаям. Основная причина такого негативного явления заключается в утрате этими людьми социально полезных связей, выходе на обочину жизни, отчуждении от общества и его ценностей, малых социальных групп, и в первую очередь семьи. Приобщение к субкультуре преступного мира влечет за собой деградацию личности, деформирует все сферы образа жизни.

Еще одним негативным фактором, препятствующим социальной адаптации, является отсутствие желания у самих заключенных адаптироваться в обществе, стремления заняться общественно полезной деятельностью.

С проблемой социальной адаптации граждан, освобожденных от наказания, тесно связана проблема правового регулирования в части государственной помощи.

Главой 22 УИК РФ определены меры оказания помощи лицам, освобождаемым от наказания. Однако, как справедливо отмечает О.С. Татауров, УИК РФ содержит

лишь отсылочные нормы, определяющие трудовое и бытовое устройство, а также получение других видов социальной помощи в соответствии с федеральным законодательством [14, с. 13-15]. Так, п. 1 ст. 181 УИК РФ в определении порядка оказания помощи лицам, освобожденным от наказания, в части порядка обеспечения продуктами, деньгами, проезда к месту жительства ссылается на Постановление Правительства [10]. В отношении обеспечения прав лиц, освобожденных от наказания, на трудовую и бытовую помощь п. 1 ст. 182 УИК РФ ссылается на федеральное законодательство [17] и на Трудовой кодекс РФ.

Как справедливо замечает известный ученый-пенитенциарист А.И. Зубков, «.статья 182 УИК РФ лишь в самой общей форме закрепляет права лиц, освобожденных от наказаний в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы, на определенные виды социальной помощи. Уголовно-исполнительное законодательство в этой части должно быть дополнено иными законами» [6].

В сложившейся криминогенной обстановке особую значимость приобретает усиление государственного контроля над склонными к асоциальному образу жизни гражданами; принятие мер, направленных на предотвращение совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы и имеющими судимость, новых преступлений и других противоправных деяний, недопущение возвращения их в криминальную среду и возобновления ими преступной деятельности.

В статье 183 УИК РФ определен порядок контроля над лицами, освобожденными от отбывания наказания. Как и другие статьи гл. 22, данная статья содержит отсылочные нормы, а именно: законодатель ссылается на УК РФ, Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ [18] и иные нормативные правовые акты.

В то же время следует признать, что стройной системы контроля над лицами, освобожденными от наказания, а также осужденными условно в России сегодня не существует.

Между тем целесообразность контроля над лицами, ранее совершившими преОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

ступления и представляющими определенную угрозу обществу, никогда не вызывала сомнения у большинства правоведов. Еще в 1894 г. А.А. Пионтковский предлагал ввести в уголовное право «институт испытания» [9, с. 301; 7, с. 37].

В.А. Ломако, О. Книженко, М.Р. Гета приходят к пониманию условного осуждения как формы социально-правового контроля, который может и должен осуществляться при условном осуждении, условно-досрочном освобождении, отсрочке отбывания наказания беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы [2, с. 8; 8, с. 5; 5, с. 39].

В советский период социально-правовой контроль приобрел различные формы и получил довольно широкое распространение. Помимо контроля над освобожденными от наказания, социально-правовой контроль распространился и на лиц, отбывших наказание. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд, после отбытия основного срока наказания, мог применять такие ограничения, как:

1) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время;

2) запрещение пребывания в определенных пунктах района (города);

3) запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города);

4) явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц [16].

Несмотря на то что данные правоогра-ничения закреплялись не в Уголовном кодексе, их содержание было напрямую связано с характером и степенью общественной опасности совершенного преступления, видом назначенного наказания и характеристикой лица, его совершившего, что само по себе свидетельствует об уголовно-правовом характере применяемых мер. После вступления в действие УК РФ 1996 г. и отмены административного надзора в 2002 г. институт осуществления соци-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

ально-правового контроля над лицами, осужденными за совершение преступления, сводился лишь к контролю над условно осужденными (в период испытательного срока).

С 01.07.2011 вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», который во многом схож с отмененным ранее Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и фактически означает возврат к практике осуществления контроля над лицами, имеющими судимость, которая была характерна для советского периода.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом № 64-ФЗ временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом.

Социальное предназначение административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, состоит в предупреждении совершения ими преступлений и других правонарушений, оказании на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Индивидуальное профилактическое воздействие призвано стимулировать правопослушное поведение поднадзорного лица, способствовать его постпенитенциарной адаптации.

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, устанавливается судом. Дела об административном надзоре относятся к делам, возникающим из публичных правоотношений, рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. Кроме непосредственного установления административ-

ного надзора, в судебном порядке решаются вопросы о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений, о досрочном прекращении и частичной отмене административных ограничений.

Согласно общему правилу, установленному в ч. 1 и 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лица, которое:

1) является совершеннолетним лицом, т.е. достигло возраста 18 лет;

2) освобождается или освобождено из мест лишения свободы;

3) имеет непогашенную либо неснятую судимость за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении в отношении несовершеннолетнего, если при этом лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и (или), отбыв уголовное наказание в виде лишения свободы, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность [18].

Но из общего правила есть исключения, когда административный надзор устанавливается независимо от наличия этого условия.

Административный надзор устанавливается в обязательном порядке в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ).

Кроме того, административный надзор устанавливается в обязательном порядке в отношении лица, совершившего в воз-

расте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости (ч. 2.1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ введена Федеральным законом от 28.12.2013 № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве»).

Административный надзор предполагает установление в отношении поднадзорного лица административных ограничений.

Федеральный закон № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть установлены судом [18]:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, - установление судом этого административного ограничения является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений.

Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

Основанием для дополнения ранее установленных административных ограни-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

чений могут служить злоупотребление поднадзорного алкогольными напитками, употребление им наркотиков, участие в азартных играх, инициирование бытовых скандалов, драк; попытки разрешить силой конфликтные ситуации, возникающие по месту работы; посещение притонов.

Наряду с этим трудоустройство поднадзорного, его положительная характеристика по месту работы и проживания, участие в общественной деятельности могут служить поводом к частичной отмене административных ограничений.

В будущем административный надзор должен стать частью комплексной системы профилактики правонарушений и преступлений. Пока же установление и осуществление данного вида административного надзора имеют цель предупреждения рецидивной преступности со стороны отдельных категорий лиц, совершивших преступление и привлеченных к уголовной ответственности, в целях оказания на них необходимого воспитательно-превентивного воздействия.

Таким образом, осуществление административного контроля (надзора) за поведением лиц, освобожденных от наказания, направлено на окончательное перевоспитание граждан, совершивших уголовное преступление. Установленные судом в соответствии с федеральным законом в отношении поднадзорных лиц дополнительные обязанности создают возможность правоохранительным органам осуществлять надзор за выполнением установленных судом обязанностей, что, конечно, создает для поднадзорного определенные неудобства.

Однако неудобства направлены на ограничение или исключение условий, способствующих поднадзорным свободно вести антиобщественный образ жизни или совершать новые правонарушения и преступления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В свою очередь, необходимо отметить, что административный контроль должен быть непосредственно связан с социальной адаптацией личности, освобожденной от наказания. В противном случае не имеет смысла ждать от него высокой эффективности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

Повышение эффективности социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания, и контроля над их поведением сводится в первую очередь к разработке комплекса мер, способствующих решению проблем.

Большинство осужденных готовы к освобождению, чувствуют себя спокойно и уверенно, с радостью выходя на свободу. Это объясняется положительным настроем осужденных, стремлением вернуться к нормальной жизни, поддержкой близких и, особенно, детей. Уверенность в успешной адаптации подкрепляется имеющейся у большинства возможностью устроиться на работу и наличием жилой площади.

Однако значительное количество осужденных, частично готовых к освобождению. Именно на эту категорию лиц и должно быть направлено внимание администрации исправительного учреждения, психологов, социальных служб.

Отметим, что неадекватная оценка собственных сил, влияние неблагоприятных факторов (неблагоприятное окружение, отсутствие работы, жилья, денег, неуравновешенность характера, ведение антисоциального образа жизни) существенно затрудняют процесс социальной адаптации, что приводит к совершению противоправных поступков.

Факторами риска в процессе социальной адаптации являются:

- отсутствие работы;

- отсутствие постоянного места жительства;

- употребление спиртных напитков, наркотических веществ;

- наличие антисоциальных установок;

- тесный контакт с осужденными отрицательной направленности и некоторые другие.

Совокупность этих факторов способна существенно затруднить процесс социальной адаптации, дезадаптировать личность и привести к рецидиву.

Исследования различных авторов показали, что лиц, освобожденных от наказания, можно условно разделить на три группы:

1) лица с высокой адаптивной способностью;

2) лица со средней адаптивной способностью;

3) лица с низкими адаптивными возможностями [1, с. 56-65].

Группа с сильными адаптивными способностями характеризуется высокой степенью информированности о событиях, происходящих на свободе; эти люди охотно поддерживают связь с родными и близкими, стараются получить максимум информации из различных источников. Они нацелены на освобождение и возвращение к семье. Для таких людей большое значение имеют дети, а если детей нет, то в ближайшем будущем они планируют их завести.

Так как успешность социальной адаптации определяется наличием жилья и работы, то в данную группу входят в первую очередь лица, обладающие жильем. Для осужденных данной категории характерно ярко выраженное желание работать, а у многих из них есть возможность вернуться на прежнее место работы. В поиске работы они намерены использовать все возможные способы трудоустройства, предпочитая при этом действовать самостоятельно. Что же касается стремления поддерживать отношения с людьми, с которыми эти осужденные отбывали наказание, стоит отметить, что у них ярко выражено нежелание в сохранении таких контактов.

Отметим также, что осужденные этой категории не намерены возвращаться к прежнему, преступному и антисоциальному образу жизни. Они объективно оценивают свои шансы и перспективы на успешность процесса социальной адаптации к жизни на свободе, характеризуя свое состояние как «полностью готовы».

Категория осужденных со слабыми адаптивными способностями характеризуется низкой степенью информированности о событиях, происходящих на свободе, отсутствием контактов с родными и близкими, нежеланием поддерживать такие контакты, отсутствием стремления создать семью. Как правило, у этих осужденных отсутствует жилье, у них нет желания найти работу либо нет возможности трудоустроиться.

Осужденные данной категории охотно станут поддерживать контакты с людьми, отбывшими наказание, готовы вернуться к прежнему, антисоциальному образу жизни. Как правило, они имеют три судимости и более и не желают принимать социальные нормы поведения. К данной группе можно также отнести пенсионеров, как людей с низкой трудовой активностью.

У осужденных со средними адаптивными способностями в разной степени сочетаются характеристики двух предыдущих групп. Большинство людей этой группы частично владеют информацией о событиях, происходящих на свободе, затрудняются ответить, станут ли они поддерживать связь с бывшими осужденными, а также считают, что успех социальной адаптации к жизни на свободе будет зависеть от стечения обстоятельств.

У лиц данной категории, как правило, есть желание работать, многие из них не знают, сохранилось ли их жилье или право проживать там.

Начинать работу по социальной адаптации необходимо еще в исправительных учреждениях. При работе с осужденными администрация исправительных учреждений может использовать опыт «Школы подготовки к освобождению», которая была организована на грант фонда Форда в рамках проекта «Реформа тюрьмы» и действует в ФБУ ИК-7 Ивановской области. Эта методика позволяет более эффективно подготавливать осужденных к жизни на свободе.

В рамках данного мероприятия работники и администрация ИУ могут более полно информировать осужденных о событиях, происходящих на свободе, указывать на изменения в законодательстве для профилактики правонарушений.

Следует особое внимание уделить работе социальной службы ИУ. Они должны разработать и внедрить максимально возможное количество тренингов и ролевых игр, которые будут развивать адаптивные способности осужденных (умение говорить, вести себя в обществе, трудоустраиваться и т.д.), постараться заранее трудоустроить освобождающегося из мест лишения свободы человека.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

Для этого необходимо тесное взаимодействие работников ИУ и местных служб занятости населения. Социальная служба также должна проверить наличие жилья и возможность проживания в нем, а в случае отсутствия такового постараться найти, например, договориться с родственниками осужденного. И в этой связи необходимо обратить внимание на налаживание связей осужденного с родственниками. Указанные меры в совокупности позволят значительно увеличить шансы осужденных, освобождающихся из исправительных учреждений, на успех социальной адаптации к жизни на свободе.

В условиях свободы особое внимание необходимо обратить на тесное сотрудничество контрольных органов и социальных центров, осуществляющих помощь лицам, освобожденным от наказания. Социальная помощь должна включать медико-социальное, социально-психологическое, социально-педагогическое, социально-экономическое и социально-правовое обслуживание данной категории граждан.

Административный контроль и надзор не должен заключаться в наложении или снятии ограничений на лиц, освобожденных от наказания. Его эффективность во многом зависит от успешности преодоления субъектом социальных проблем и его интеграции в общество.

Список литературы

[1] Бровский П.А. Проблемы социальной адаптации осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы: гендерный аспект // Женщина в российском обществе. 2009. № 2.

[2] Гета М.Р. Пробация и ее перспективы в уголовном праве Республики Казахстан: Ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2000.

[3] Головченко И.Х., Михайленко П.П. Раскрытие преступлений и борьба с рецидивом // Советское государство и право. 1965. № 4.

[4] Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб.: Питер, 2010.

[5] Книженко О. Условное осуждение или система испытания // Законность. 2002. № 9.

[6] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Зубкова // СПС «Кон-сультантПлюс».

[7] Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление / Сост. и предисл. В.С. Овчинского. М., 2004.

[8] Ломако В.А. Осуждение без реального отбывания лишения свободы. Харьков, 1987.

[9] Пионтковский А.А. Избранные труды. Казань, 2004. Т. 1.

[10] Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 1997 г. № 135 «О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания».

[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. № 800 «О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы».

[12] Сидоркин С. Социальная адаптация бывших заключенных // Вечерний Барнаул. 2012. № 11.

[13] Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Мн.: Книжный Дом, 2003.

[14] Татауров О.С. Проблемы социальной адаптации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2010. № 2.

[15] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2.

[16] Указ Президиума ВС СССР от 26.07.1966 № 5364-VI «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Ведомости ВС СССР. 1966. № 30. Ст. 597.

[17] Федеральный закон от 17 июля 1999 № 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 1999. № 29.

[18] Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СЗ РФ. 2011. № 15.

Spisok literatury:

[1] Brovskij P.A. Problemy social'noj adaptacii osuzhdennyh, osvobozhdayushhihsya iz mest lisheniya svobody: gendernyj aspekt // Zhenshhina v rossijskom obshhestve. 2009. № 2.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

[2] Geta M.R. Probaciya i ee perspektivy v ugolovnom prave Respubliki Kazahstan: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Tomsk, 2000.

[3] Golovchenko I.X., Mixajlenko P.P. Raskrytie prestuplenij i bor'ba s recidivom // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1965. № 4.

[4] Gulina M.A. Slovar'-spravochnik po social'noj rabote. SPb.: Piter, 2010.

[5] Knizhenko O. Uslovnoe osuzhdenie ili sistema ispytaniya // Zakonnost'. 2002. № 9.

[6] Kommentarij k Ugolovno-ispolnitel'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj) / Pod red. A.I. Zubkova // SPS «Konsul'tantPlyus».

[7] List F. Zadachi ugolovnoj politiki. Pre-stuplenie kak social'no-patologicheskoe yavlenie / Sost. i predisl. V.S. Ovchinskogo. M., 2004.

[8] Lomako V.A. Osuzhdenie bez real'nogo otbyvaniya lisheniya svobody. Xar'kov, 1987.

[9] Piontkovskij A.A. Izbrannye trudy. Kazan', 2004. T. 1.

[10] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24 oktyabrya 1997 g. № 135 «O poryadke obespecheniya produktami pitaniya ili den'gami na vremya proezda k mestu zhitel'stva osuzhdennyh, osvobozhdaemyh ot otbyvaniya nakazaniya».

[11] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25 dekabrya 2006 g. № 800 «O razmere edinovremennogo denezhnogo posobiya, kotoroe mozhet byt' vydano osuzh-

dennym, osvobozhdaemym iz mest lisheniya svobody».

[12] Sidorkin S. Social'naya adaptaciya byvshih zaklyuchennyh // Vechernij Barnaul. 2012. № 11.

[13] Sociologiya: Enciklopediya / Sost. A.A. Gricanov, V.L. Abushenko, G.M. Evel'kin, G.N. Sokolova, O.V. Tereshhenko. Mn.: Knizhny'j Dom, 2003.

[14] Tataurov O.S. Problemy social'noj adaptacii osuzhdennyh, osvobodivshihsya iz mest lisheniya svobody // Ugolovno-ispolnitel'-naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2010. № 2.

[15] Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 08.01.1997 № 1-FZ // SZ RF. 1997. № 2.

[16] Ukaz Prezidiuma VS SSSR ot 26.07.1966 № 5364-VI «Ob administrativnom nadzore organov vnutrennix del za licami, osvobozh-dennymi iz mest lisheniya svobody» // Vedomosti VS SSSR. 1966. № 30. St. 597.

[17] Federal'nyj zakon ot 17 iyulya 1999 № 178-FZ (red. ot 21.07.2014) «O gosudar-stvennoj social'noj pomoshhi» // SZ RF. 1999. № 29.

[18] Federal'nyj zakon ot 06.04.2011 № 64-FZ (red. ot 28.12.2013) «Ob administrativnom nadzore za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody» // SZ RF. 2011. № 15.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.