Научная статья на тему 'Проблемы социального обслуживания, предоставляемого пенсионерам и уязвимым категориям населения Кыргызской Республики'

Проблемы социального обслуживания, предоставляемого пенсионерам и уязвимым категориям населения Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
313
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / SOCIAL DIFFERENTIATION / БЕДНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / POVERTY / СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ / VULNERABLE LAYERS OF THE POPULATION / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / WAGES / ФИНАНСЫ / FINANCE / ИНВЕСТИЦИЯ / INVESTMENT / ПЕНСИЯ / PENSION / ПОСОБИЯ / BENEFITS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бакаева Мээрим Азизбековна

В статье рассматривается расслоение общества на бедных и богатых и неравномерное распределение доходов и отставание темпов роста заработной платы. Анализируется уровень бедности населения, показатели пенсионного обеспечения и людей с ограниченными возможностями, которые находятся в трудоспособном возрасте. Предлагается увеличение объемов адресной финансовой поддержки и привлечения инвестиций социально уязвимых слоев населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы социального обслуживания, предоставляемого пенсионерам и уязвимым категориям населения Кыргызской Республики»

- широкое участие в общественных работах, проведении спортивных состязаний, культурно-развлекательных мероприятий и других сферах общественной жизни государства.

Литература

1. Финансирование, аспекты, реформирование отраслей социальной сферы. Научные труды. М.: Институт экономики переходного периода, 2003. С. 10.

2. О минимальных стандартах бюджетного финансирования здравоохранения в Кыргызской Республике: постановление Правительства Кыргызской Республики от 1 июля 2005 года № 280.

3. Кыргызстан в цифрах. Б., 2011, 2014.

4. Годовой отчет Министерства социального развития КР за 2014 г.

Problems of social services for pensioners and vulnerable groups of population

of the Republic of Kyrgyzstan Bakaeva M.

Проблемы социального обслуживания, предоставляемого пенсионерам и уязвимым категориям населения Кыргызской Республики

Бакаева М. А.

Бакаева Мээрим Азизбековна / Bakaeva Meerim — преподаватель, соискатель, кафедра экономики, менеджмента и бизнеса, Чуйский университет им. С. Мамбеткалиева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматривается расслоение общества на бедных и богатых и неравномерное распределение доходов и отставание темпов роста заработной платы. Анализируется уровень бедности населения, показатели пенсионного обеспечения и людей с ограниченными возможностями, которые находятся в трудоспособном возрасте. Предлагается увеличение объемов адресной финансовой поддержки и привлечения инвестиций социально уязвимых слоев населения.

Abstract: the article discusses the stratification of society into rich and poor and uneven distribution of income and the lag of wage growth. Examines the level of poverty, indicators of pension provision and people with disabilities are of working age. The increasing of the volume of targeted financial support and investment for socially vulnerable segments of the population are proposed.

Ключевые слова: социальная дифференциация, бедность населения, социально уязвимые слои населения, заработная плата, финансы, инвестиция, пенсия, пособия.

Keywords: social differentiation, poverty, vulnerable layers of the population, wages, Finance, investment, pension, benefits.

УДК 316.3/4:338

Социальная дифференциация в Кыргызской Республике - это следствие лавинообразного роста имущественного и социального расслоения населения, особенно на этапе приватизации государственной собственности. В связи с неравномерностью приватизации государственной собственности, распределения доходов и отставания темпов роста заработной платы от инфляции в Кыргызстане получила широкое распространение бедность населения. При этом следует отметить, что бедность сельского населения на протяжении всего анализируемого периода выше, чем в городах (табл. 1 ).

Таблица 1. Уровень бедности городского и сельского населения в Кыргызской Республике за ряд лет

(на 1 января, в %) [3]

Год Всего Городская местность Сельская местность

бедные из них крайне бедные бедные из них крайне бедные бедные из них крайне бедные

2008 31,7 6,1 22,6 3,2 36,8 7,7

2009 31,7 3,1 21,9 2,7 37,1 3,3

2010 33,7 5,3 23,6 4,2 39,5 6,0

2011 36,8 4,5 30,7 2,6 40,4 5,7

2012 38,0 4,4 35,4 4,2 39,4 1,6

2013 37 2,8 28,5 4,5 41,4 3,3

Существование большого числа малообеспеченных граждан, а также граждан нетрудоспособного возраста налагает на государство обязанность по их поддержке, в особенности тех, у кого отсутствуют стабильные доходы. Эти функции выполняют службы социального обеспечения (Министерство социального развития КР) и пенсионного обеспечения (Социальный фонд КР). В Кыргызстане основными компонентами системы социальной защиты выступают:

- государственные социальные пособия;

- денежные компенсации взамен льгот;

- социальное обслуживание, предоставляемое уязвимым категориям населения (главным образом, людям, проживающим в домах-интернатах и получающим социальное обслуживание на дому);

- пенсии нетрудоспособным гражданам;

- выплаты по социальному страхованию работающим гражданам.

По мнению кыргызских ученых Жапарова Г. Д. и Омургазиева Т. О., в статье «Эффективность инвестиционных вложений в Кыргызской Республике» отмечается, что в настоящее время структура источников финансирования значительно расширилась за счет ряда других компонентов: внешней помощи (включая техническую помощь). Не льготного внешнего заимствования, а внутренних государственных займов [1, с. 58-60]. Следовательно, есть реальная возможность вложения инвестиций в пенсионный фонд и органам, обслуживающим социально уязвимые категории населения Кыргызской Республики.

В рамках нашего исследования рассмотрим выплаты государственных пособий и пенсий, динамика которых приведена в табл. 2.

Таблица 2. Основные показатели социального и пенсионного обеспечения Кыргызской Республики

за ряд лет (на 1 января) [3]

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

1 2 3 4 5 6 7 8

Численность получателей социальных пособий, тыс. человек 493 422 434 430 447 415 441

Средний размер пособия, сом 187,5 221,5 273,9 431,0 565,0 688,2 816,8

Численность пенсионеров, тыс. человек 529 571 565 575 594 613 625

Средний размер назначенной пенсии, сом 1120,0 1460,0 2131,0 2886,0 3853,0 4274,1 4507,6

1 2 3 4 5 6 7 8

Соотношение пенсии с прожиточным минимумом, % 46,0 46,8 72,8 91,7 98,0 110,8 106,2

Государственные пособия представлены в двух видах: единое ежемесячное пособие (ЕЕП) и ежемесячное социальное пособие (ЕСП). Первое пособие направлено на детей, оно нацелено на ликвидацию разрыва в доходах наибеднейших семей, имеющих детей, до уровня гарантированного минимального дохода. Размер этого дохода должен ежегодно пересматриваться правительством и постепенно приближаться к среднегодовому размеру прожиточного минимума. С января 2012 г. он был установлен в размере 235,2 сом.

Второй вид пособия с 2012 г. назначается по категориальному принципу. Независимо от среднедушевого совокупного дохода семьи, получателями его являются нетрудоспособные лица, не имеющие права на пенсионное обеспечение. В настоящее время более 8 % населения получают государственные пособия. На наш взгляд, эффективность бюджетных затрат на выплату пособий очень низкая, в особенности это касается ЕЕП. Размеры этого пособия не только не позволяют его получателям вырваться из бедности, но даже не обеспечивают финансовую поддержку бедных семей.

За исследуемый период численность пенсионеров выросла всего на 0,7 % (с 571 тыс. человек до 594 тыс. человек), преимущественно за счет получателей пенсии по инвалидности (с 57 тыс. человек до 89 тыс. человек). Число получателей пенсии по старости незначительно колеблется по годам: на начало 2001 г. - 416 тыс. человек, а на начало 2012 г. -420 тыс. человек. В настоящее время возраст выхода на пенсию совпадает с советским периодом: 63 года - для мужчин и 58 лет - для женщин. По итогам 2012 г. средний размер назначенной пенсии составил 3853,0 сом или 98 % от прожиточного уровня пенсионера, хотя еще в 2001 г. это соотношение составляло 50,1 %.

Доктор экономических наук Асизбаев Р. Э. считает, что стратегической целью политики государства в сфере здравоохранения является улучшения состояния здоровья населения путем создания отзывчивой, эффективной, комплексной, интегрированной системы предоставления индивидуальных и общественных услуг здравоохранения [2, с. 29]. Мы поддерживаем эти мысли, так как только такими способами мы можем повысить эффективность оказываемых услуг, включая предоставляемые пенсионерам и уязвимым категориям населения Кыргызской Республики.

К сожалению, количество признанных инвалидами в Кыргызской Республике на 100 000 населения с каждым годом растет (табл. 3).

Как показывают данные Национального статистического комитета Кыргызской Республики, 88,9 % лиц с ограниченными возможностями находятся в трудоспособном возрасте [3].

Таблица 3. Численность лиц, впервые признанных инвалидами в Кыргызской Республике, за ряд лет

(человек)

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Всего (человек) 10223 11623 14437 15193 13996 12345 11809

Их них женщины 4651 5269 6479 6855 6274 5337 5158

На 100 000 населения 19,5 21,6 26,5 27,5 25,0 21,6 20,0

В процентах от общей численности инвалидов

Инвалиды 1 группы 11,7 11,4 9,6 9,3 7,1 9,2 9,6

Инвалиды 2 группы 72,0 72,5 69,3 66,9 65,9 68,9 69,3

Инвалиды 3 группы 16,3 16,1 21,1 24,1 24,5 22,9 21,1

Из общей численности инвалидов - инвалиды в трудоспособном возрасте (человек) 8787 10334 12958 13793 12824 11619 11274

В процентах от общей численности инвалидов 86,0 88,9 89,8 90,8 91,6 94,1 95,5

Все это предполагает работу по дальнейшему реформированию системы социальной защиты для лиц с ограниченными возможностями.

Также считаем целесообразным увеличение объемов адресной финансовой поддержки и привлечения инвестиций для социально уязвимых слоев населения.

Литература

1. Жапарова Г. Д. и Омургазиева Т. О. «Эффективность инвестиционных вложений в Кыргызской Республике». Известия вузов, Б., 2015. С. 58-60.

2. Асизбаев Р. Э. Регулирование развития социальной сферы на основе индикативного планирования. Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук. Б., 2012. С. 29.

3. Кыргызстан в цифрах. Б., 2009, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.