Е. А. Василенко
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЗОНАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Исследования психической адаптации человека в зонах экологического неблагополучия начали предприниматься с начала 80-х годов ХХ столетия. В работах, проведенных под руководством Ю. А. Александровского [7], Г. М. Румянцевой [11] и др., были исследованы дезадаптивные состояния людей, проживающих на территориях с радиационным загрязнением. При этом у 60-70% взрослого населения были отмечены дез-адаптивные реакции и состояние хронического стресса, связанного с опасениями за свое здоровье, здоровье своих близких. Однако указанные авторы подчеркивали, что оценить уровень этого стресса, выявить его влияние на процесс психической адаптации крайне трудно.
Еще меньше изучены психологические аспекты адаптации человека на территориях с химическим загрязнением среды. В работах зарубежных исследователей — J.Rotton, M. White [3], J. G. Simister [4], G. Winneke, M. Neuf [5] и др. — было выявлено, что такие факторы, как шум, скученность, загрязненность воздуха, изменение температурного режима, влияют на самочувствие и психическое здоровье человека. В исследованиях И. В. Боева, В. В. Уварова [9], Н. К. Сухотиной [12], Н. В. Говорина и соавт. [10] было выявлено увеличение распространенности заболеваний нервной системы, пограничных психических расстройств в городах с высоким уровнем загрязнения воздуха. Все эти явления связывались указанными авторами с деструктивным воздействием сложных химических композиций на функционирование ЦНС. Влияние же социальных и психологических факторов практически не рассматривалось.
Таким образом, несмотря на все возрастающий в научной литературе интерес к проблемам, связанным с психической дезадаптацией человека в зонах экологического неблагополучия, психологические аспекты такого рода дезадаптации изучены пока явно недостаточно. В связи с этим актуальной является дальнейшая разработка понятия «экологический стресс», используемого в некоторых работах зарубежных и отечественных авторов. В работе P. T. Wong [6] экологический стресс понимается как психологический стресс, возникающий вследствие осознания воздействия негативных экологических факторов, ожидания возможных последствий этого. Влияние экологического стресса на социально-психологическую адаптацию человека практически не исследовано.
Вместе с тем изучение экологического стресса имеет большое практическое значение. Только исследовав структуру данного стресса и его роль в процессе адаптации, факторы, влияющие на его интенсивность, можно оказать психологическую помощь людям, проживающим в зонах экологического неблагополучия.
Все вышесказанное обусловило проведение исследования, цель которого состояла в изучении тех особенностей социально-психологической адаптации старшеклассников, которые возникают под влиянием экологического стресса. В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
© Е.А.Василенко, 2010
1. Разработать опросник для диагностики экологического стресса у старшеклассников.
2. Провести диагностику экологического стресса у старшеклассников, проживающих как в зонах экологического неблагополучия, так и в относительно благополучных экологических условиях.
3. Исследовать особенности социально-психологической адаптации старшеклассников в условиях экологического неблагополучия и их взаимосвязь с выраженностью экологического стресса.
4. Изучить факторы, влияющие на интенсивность экологического стресса.
5. Разработать методы психологической помощи старшеклассникам, испытывающим экологический стресс.
Исследование было проведено на территории Челябинской области, где экологическая ситуация является чрезвычайно сложной. Решением государственной экспертной комиссии выделены зоны с кризисной и катастрофической экологической ситуацией, территории с химическим и радиационным загрязнением окружающей среды.
Объектом исследования стали 553 старшеклассника (группа «загрязненные территории») из Челябинской области, проживающие в зонах экологического неблагополучия (в том числе — с кризисной и катастрофической экологической ситуацией). Для сравнения была сформирована группа, включившая 527 старшеклассников из экологически благополучных городов и районов Челябинской области (группа «чистые территории»).
Для изучения экологического стресса нами был адаптирован «Опросник экологической вовлеченности», разработанный нидерландскими исследователями Б. Андресеном, Ф.-М. Старком и Я. Гроссом [8]. На его основе был создан «Опросник экологического стресса», стандартизированный нами для группы, включающей 356 старшеклассников из Челябинской области, проживающих как в зонах экологического загрязнения, так и в экологически благополучных районах.
Для изучения социально-психологической адаптации были использованы следующие методики:
• методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда;
• методика «Незаконченные предложения» (в адаптации С.Ю.Ганжа);
• методика изучения самооценки Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн в адаптации А. М. Прихожан;
• тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева;
• опросник «Мои планы на будущее», разработанный автором;
• метод социометрии и анализ успеваемости учащихся.
Для изучения факторов, влияющих на интенсивность переживания личностью экологического стресса, были использованы методика О.С.Копиной «Шкала удовлетворенности условиями жизни», «Опросник для изучения темперамента» Б. Н. Смирнова, а также контент-анализ публикаций в областной и местной прессе, посвященных экологическим проблемам населенного пункта, в котором проживает учащийся.
С помощью «Опросника экологического стресса» было выявлено, что в группе «загрязненные территории» доля испытуемых с повышенными значениями экологического стресса (уровни высокий и выше среднего) достигает 53,5%, а в группе «чистые территории» она составляет 25,5%.
В группе «загрязненные территории» были обнаружены статистически значимые различия (£-тест, р < 0,05) между испытуемыми с разными уровнями экологического
стресса по большинству показателей социально-психологической адаптации. К ним относятся в первую очередь интегральные показатели по методике К. Роджерса и Р. Даймонда — «самопринятие», «принятие других», «адаптация», «эмоциональная комфортность». Достоверные различия выявлены также по таким показателям, как самооценка, средний балл по методике «Незаконченные предложения», относящийся к оценке одноклассников («отношение к одноклассникам») и к оценке будущего («отношение к будущему»), смысложизненные ориентации. В группе «чистые территории» такие различия были выявлены только по двум показателям социально-психологической адаптации — «отношение к будущему» и смысложизненные ориентации.
Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что в группе «загрязненные территории» показатель экологического стресса связан с большинством показателей социально-психологической адаптации. В группе «чистые территории» значимых корреляций мало, и они являются слабыми (табл. 1).
Таблица 1. Показатели корреляционных связей показателей адаптации с показателем экологического стресса
Показатели социальнопсихологической адаптации Коэффициенты корреляции с показателем экологического стресса
Загрязненные территории Чистые территории
Адаптация -0,41 -
Самопринятие -0,38 -
Принятие других -0,35 -0,10
Эмоциональная комфортность -0,39 -0,12
Интернальность -0,33 -
Стремление к доминированию - 0,10
Самооценка -0,23 -
СЖО -0,45 -0,25
Отношение к будущему -0,51 -0,24
Отношение к одноклассникам -0,21 -
Отношение к друзьям - -
Отношение к учителям -
Отношение к семье - -
Успеваемость - 0,12
Социометрический статус - -
Примечание. Знак «—» означает, что статистически достоверные связи не выявлены. То же для табл. 2.
С помощью множественного регрессионного анализа было выявлено, что в группе «загрязненные территории» показатель экологического стресса отрицательно влияет на оценки многих показателей социально-психологической адаптации. Регрессионная модель по различным показателям объясняет от 45 до 68% дисперсии. В группе «чистые территории» показатель экологического стресса влияет лишь на некоторые показатели адаптации (табл. 2).
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что в зонах экологического неблагополучия переживание экологического стресса является важным фактором, влияющим на социально-психологическую адаптацию старшеклассников.
Проанализированные показатели социально-психологической адаптации можно разделить на три группы:
1. Показатели, связанные с отношением к себе (самооценка, «самопринятие»). В зонах экологического неблагополучия у старшеклассников с повышенными значениями экологического стресса эти показатели достоверно ниже, чем у остальных. Показатель
Таблица 2. Бета-коэффициенты показателя экологического стресса в уравнениях показателей адаптации
Показатели социально-психологической адаптации Бета-коэффициенты показателя экологического стресса
Загрязненные территории Чистые территории
Адаптация -0,244 -
Самопринятие -0,191 0,254
Принятие других -0,229 -
Эмоциональная комфортность -0,276 -
Интернальность -0,131 -
Стремление к доминированию - -
Самооценка -0,174 -
СЖО -0,365 -0,279
Отношение к будущему -0,366 -0,370
Отношение к одноклассникам -0,295 -
Отношение к друзьям - -
Отношение к учителям - -
экологического стресса вносит значительный отрицательный вклад в оценку этих показателей адаптации.
2. Показатели, связанные с отношением к другим, — «принятие других», «отношение к учителям», «отношение к одноклассникам», «отношение к друзьям», «отношение к семье». В зонах экологического неблагополучия у старшеклассников, имеющих повышенные значения экологического стресса, показатели «принятие других» и «отношение к одноклассникам» достоверно ниже, чем у остальных. Однако это не касается показателей «отношение к друзьям», «отношение к учителям» и «отношение к семье». Напротив, для них характерна более высокая оценка семьи, что можно считать проявлением компенсаторных тенденций.
3. Показатели, связанные с отношением к будущему, — «отношение к будущему», «планы на будущее», смысложизненные ориентации, интернальность. Они отражают такие характеристики жизненной перспективы старшеклассников, как оптимистичность, дифференцированность, соотнесенность жизни личности с ее смыслообразующими мотивами, установками и ценностями, а также ответственность личности за реализацию поставленных целей. В зонах экологического неблагополучия все эти показатели достоверно ниже у старшеклассников с повышенными значениями экологического стресса по сравнению с остальными, и показатель экологического стресса вносит отрицательный вклад в их оценку.
Таким образом, в зонах экологического неблагополучия показатель экологического стресса влияет на самооценку и самопринятие старшеклассников, на их отношение к своему окружению, а также на их жизненную перспективу.
С помощью другого варианта регрессионной модели, в которой зависимой переменной являлся показатель экологического стресса, были выявлены факторы, способствующие более сильному переживанию экологического стресса, — количество публикаций об экологических проблемах в местной прессе, хорошая академическая успеваемость учащегося, интроверсия и ригидность, а также факторы 0+ (тревожность), L+ (подозрительность), 1+ (чувствительность), М+ (мечтательность), С- (эмоциональная неустойчивость), F+ (экспрессивность) и Q2+ (нонконформизм) по опроснику Р. Кеттелла.
К числу протективных факторов, снижающих интенсивность экологического стресса и уменьшающих его воздействие на показатели адаптации, относятся «отношение
к семье» и «удовлетворенность условиями жизни». Последняя переменная имеет наиболее высокий бета-коэффициент. Это позволяет предположить, что высокий уровень жизни, возможности полноценно восстанавливать здоровье, проводить досуг, получать платное образование играют для старшеклассников в зонах экологического неблагополучия роль буфера, снижающего интенсивность экологического стресса.
Можно отметить также влияние гендерного фактора. Среди старшеклассников группы «загрязненные территории», у которых был выявлен повышенный уровень экологического стресса, 66% составляют девушки, а среди тех, у кого показатель экологического стресса ниже среднего, напротив, 68% составляют юноши.
Выявленные факторы можно сгруппировать следующим образом: демографические (пол), индивидуальные (темпераментные и личностные особенности, академическая успешность), групповые (оценка семьи, удовлетворенность условиями жизни), ситуационные (количество публикаций в прессе об экологической ситуации в данном населенном пункте).
В группе «чистые территории» на показатель экологического стресса влияют в основном те же переменные, что и в группе «загрязненные территории».
Обратимся к возможным подходам к объяснению выявленных нами особенностей социально-психологической адаптации старшеклассников с повышенным уровнем экологического стресса в зонах экологического неблагополучия.
Первый подход основан на представлении о стрессе как о факторе, вызывающем истощение ресурсов адаптации. Одним из вариантов практического применения этого подхода является «модель накопленных рисков» [1]. С позиций сторонников этой модели, экологический стресс может рассматриваться как фактор, составляющий дополнительную нагрузку на адаптационные возможности личности.
Второй подход к объяснению выявленных нами особенностей социально-психологической адаптации старшеклассников с повышенными значениями экологического стресса основан на представлении о сопротивляемости человека по отношению к действию неблагоприятных факторов. Сопротивляемость в современной психологической литературе понимается как способность к нормальному развитию, несмотря на критические события и тяжелые условия жизни [2]. Мы можем предположить, что люди, обладающие определенными особенностями (темпераментными, личностными, социальными), не обладают достаточной сопротивляемостью и склонны проявлять выраженные реакции на любые внешние воздействия. Именно поэтому они замечают неблагоприятные факторы окружающей среды и переживают их присутствие, т. е. испытывают экологический стресс.
Скорее всего, оба подхода не столько противоречат друг другу, сколько дополняют друг друга. Мы рассматриваем экологический стресс как фактор, составляющий дополнительную нагрузку на адаптационные ресурсы личности и влияющий на социально-психологическую адаптацию старшеклассников в зонах экологического неблагополучия, т. е. используем «модель накопленных рисков». Но мы используем эту модель с некоторой корректировкой — вводим индивидуальные и социально-демографические переменные, влияющие на сопротивляемость личности по отношению к экологическому стрессу.
Вышесказанное означает актуальность разработки моделей организации и определения способов оказания психологической помощи подросткам и юношеству в зонах экологического неблагополучия. Такие модели были созданы на территориях Брянской [13] и Калужской областей [14], подвергшихся радиационному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
В предложенной нами модели организационной основой является Центр социальнопсихологической адаптации старшеклассников, работающий в школе. Целью деятельности Центра является повышение адаптивного потенциала юношей и девушек, проживающих в зонах экологического неблагополучия.
Были определены следующие задачи Центра:
1. Изучение уровня переживания учащимися экологического стресса, выявление индивидуальных трудностей и ресурсов социально-психологической адаптации.
2. Развитие ресурсов социально-психологической адаптации:
• развитие дифференцированности, когнитивной оснащенности образа «Я», позитивной и дифференцированной самооценки;
• содействие самоопределению личности в социальной среде, формированию дифференцированной и оптимистичной жизненной перспективы;
• развитие коммуникативных навыков, осознание и использование механизмов понимания партнера по общению;
• обучение различным стратегиям поведения в трудных, стрессовых ситуациях.
3. Формирование реалистического представления об экологической ситуации в месте проживания и способах защиты от действия негативных экологических факторов:
• предоставление учащимся достоверной информации об экологической ситуации в месте их проживания;
• обучение конкретным способам защиты от экологической опасности;
• преодоление специфических страхов, травмирующих представлений, связанных с проживанием в загрязненной среде.
Для решения этих задач были определены следующие направления в работе Центра: диагностическое, консультативное, тренинговое, просветительское. Программа работы Центра была апробирована в 2006-2007 гг. в Металлургическом районе города Челябинска и в селе Муслюмово, находящемся в зоне радиационного загрязнения. В результате тренинга личностного роста, индивидуального консультирования, адекватного информирования об экологической ситуации у старшеклассников, переживающих экологический стресс, отмечен рост уровня самопринятия, оптимистичности жизненной перспективы и сформированности планов на будущее.
Литература
1. McIntyre T. M., Venture M. Children of war: Psychological sequelae of war trauma in Angolan adolescents // The psychological impact of war trauma on civilians. An international perspective / Ed. by S.Krippner. London, 2003. P. 111-122.
2. Nettles S.M., Pleck J.H. Risk, resilience, and development: The multiple ecologies of black adolescents in the United States // Stress, risk, and resilience in children and adolescents: Processes, mechanisms, and interventions / Eds. R. J. Haggerty et all. Cambridge, 1994. P. 147-181.
3. Rotton J., White M. Air pollution, the sick building syndrome, and social behavior // Environment International: A Journal of science, technology, health, monitoring and policy. 1996. Vol. 22, N1. P. 53-60.
4. Simister J. Thermal stress in the USA : Effects violence and employee behavior // Stress and health. 2005. Vol. 21, N 1. P. 3-15.
5. Winneke G., Neuf M. Separating the impact of exposure and personality in annoyance response to environmental stressors, particularly odors // Environment International: A Journal of science, technology, health, monitoring and policy. 1996. Vol. 22, N1. P. 73-81.
6. Wong P. T. Effective management of life stress. The resource-congruence model // Stress Medicine. 1993. Vol. 9, N1. P. 51-60.
7. Александровский Ю. А. и др. Психогении в экстремальных условиях. М., 1991. 96 с.
8. Андресен Б., Старк Ф.-М., Гросс Я. Социальный стресс, личность и экотравмирующие переживания: эмпирическое исследование ближайших реакций на Чернобыльскую аварию в Гамбурге // Социальная и клиническая психиатрия. 1995. Т. 5. Вып. 2. С. 6-14.
9. Боев И. В., Уваров В. В. Нервно-психические расстройства, обусловленные действием сложных химических неорганических композиций // Организационные и клинические вопросы пограничной психиатрии: Сб. науч. трудов / Ред. Ю. А. Александровский. М., 1990. С. 128134.
10. Говорин Н. В., Зимина И. А., Абашкина Е. В., Злова Т. П. Распространенность и особенности структуры нервно-психической патологии у детей в зоне экологического неблагополучия Забайкалья // Социальная и клиническая психиатрия. 2003. Т. 13, N1. С. 22-26.
11. Румянцева Г. М., Матвеева Е. С., Ромасенко Л. В., Левина Т. М. и др. Распространенность психических расстройств среди населения, вовлеченного в экологическую катастрофу // Социальная и клиническая психиатрия. 1994. Т. 4. Вып. 4. С. 31-37.
12. Сухотина Н. К. Психическое здоровье детей, проживающих в регионах с различным уровнем антропогенного загрязнения: сообщение 3 // Социальная и клиническая психиатрия. 2002. Т. 12. Вып. 4. С. 5-9 .
13. Ткаченко А. С. Теория и практика психолого-педагогической помощи детям и подросткам в посткатастрофических условиях: Дис. ... д-ра пед. наук. Брянск, 1997. 359 с.
14. Храбров А. В. Особенности психолого-педагогической реабилитации детей из радиационно-зараженных районов Калужской области: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 144 с.
Статья поступила в редакцию 17 сентября 2009 г.