УДК 159.922.2 ББК Ю 937.4
Э. А. Мысникова г. Чита, Россия
Изучение особенностей психологической адаптации юношеского населения, проживающего на экологически неблагоприятной территории*
В статье рассмотрена актуальность экопсихологического изучения особенностей психологической адаптации юношеского населения, проживающего на экологически неблагоприятной территории. Представлены эмпирические данные пилотажного исследования психического уровня психологической адаптации, проведённого в Лаборатории региональных исследований психики ЗабГГПУ
Ключевые слова: экологическое неблагополучие, патогенные экологические факторы, деформация жизненной среды, экопсихология, системный подход, психологическая адаптация, психический уровень психологической адаптации, лица юношеского возраста.
E. A. Mysnikova Chita, Russia The Study of Peculiar Factors in Psychological Adaptation of Youthful Population Living on the Ecologically Unfriendly Territory
The article describes the necessity of environmental and psychological study of psychological adaptation of the youthful population living in ecologically unfriendly places. The article introduces empirical data of the psychic adaptation level as a result of the pilot study carried out in the Regional Psychic Research Laboratory of the Transbaikalian State Humanitarian Pedagogical University.
Keywords: ecologically unfavorable situation, pathogenic environmental factors, deformation of living environment, ecological psychology, system approach, psychological adaptation, psyche level of psychological adaptation, youth.
В настоящее время происходят глобальные изменения жизненной среды человека. Широко обсуждаются вопросы влияния патогенных экологических факторов на здоровье человека, на качество его жизни. Данная проблема приобрела большую социальную значимость, так как здоровье человека, состояние его психики являются основной ценностью нации.
В последние годы в Забайкальском крае остро стоит проблема влияния неблагоприятной экологической ситуации на здоровье и качество жизни населения региона. По утверждению специалистов, в Забайкалье с особой остротой стоит проблема загрязнения природной среды, высоки показатели умственной отсталости и расстройств непсихотического спектра среди детей. Особенно высокие показатели отмечаются на экологически неблагоприятных территориях края (в г. Балей, Краснока-менск). Совокупное действие экопатогенных факторов на указанных территориях приводит к ухудшению психического и психологического здоровья населения, постоянно здесь проживающего [5].
На фоне неблагоприятных природно-климатических условий Забайкалья особое значение приобретают факторы антропогенного характера, вызывающие острые и хронические интоксикации. Нарушение энергетического метаболизма, интранатальные гипоксии, иммунодефицитные заболевания, отставание в умственном и физическом развитии, отрицательная динамика в демографических показателях региона - круг проблем, требующих изучения и решения. В условиях Забайкалья организм человека подвергается действию различных по характеру и силе воздействия факторов. При этом нормальное его функционирование возможно лишь при широких границах колебаний компонентов, входящих в состав защитных систем [7].
В последние годы появились работы, исследующие патогенные экологические факторы в Забайкалье. Разработаны медико-биологические аспекты проблемы. Данные медико-биологических исследований показывают, что в повседневной жизни в условиях Забайкалья организм подвер-
Работа выполнена в рамках реализации АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы».
© Э. А. Мысникова, 2011
219
гается действию различных по характеру и силе воздействия факторов [1; 6; 7; 8; 13]. Известность получили исследования адаптации, экологии и здоровья населения различных этнических групп Забайкалья Н. А. Агаджаняна, Н. Г. Гомбоевой. Авторы указывают на то, что в условиях Забайкальского края биологические показатели жизнедеятельности человека снижаются [2]. Они отмечают, что Забайкальский край является пригодным для массового расселения, но характеризуется физиологически тягостными условиями: природно-климатические условия вызывают напряжение адаптационных механизмов и у пришлого, и у коренного населения. Практически все компоненты природной среды Забайкалья являются факторами риска для жизнедеятельности человека [2].
Вследствие экологического кризиса изменяются природные условия существования человека, деформируется жизненная среда. При изучении влияния на человека экологически деформированной среды особую значимость приобретают вопросы биологической и психологической адаптации его к неадекватным условиям.
Закономерности адаптации человека к комплексу неадекватных (хотя и не экстремальных) средовых условий, которые способны при длительном воздействии негативно влиять на его жизнедеятельность, остаются недостаточно изученными. Известно, что на территориях экологического неблагополучия среда предъявляет повышенные требования к адаптационным механизмам человека. Особенности психологической адаптации человека на экологически неблагополучных территориях нуждаются в специальном анализе. Так, отсутствует общее представление о состоянии психологической адаптации людей юношеского возраста, проживающих на территориях экологического неблагополучия. Необходимость эффективного использования человеческого потенциала, прежде всего, инновационного потенциала развития, носителем которого является молодёжь, определяет актуальность проблемы исследования психологической адаптации юношеского населения, проживающего на экологически неблагоприятной территории.
В отечественной науке выполнено много исследований по проблемам биологической и психологической (психической) адаптации. А. А. Суханов отмечает [12], что в них реализуются различные методологические подходы: прежде всего, - монофакторный подход (изучается адаптация определённого вида - психофизиологическая, психическая, социально-психологическая - к
отдельным интенсивным факторам природной (физической) среды или к конкретным отдельным видам нагрузки). Комплексный подход анализирует психофизиологическую, психическую, социально-психологическую адаптацию к различным комплексам социальных воздействий.
В указанных подходах анализируется влияние экологического неблагополучия на психику отдельных индивидов. Представляется достаточно трудным выявить изменения в психике вследствие длительного влияния «загрязнённой» природной среды по индивидуальным показателям психической деятельности отдельных людей, так как на общий эффект влияния подобной среды на психику населения в целом накладываются индивидуально-психологические особенности отдельных людей, влияние их социально-экономического и культурного статуса. Должна быть использована популяционная изменчивость характеристик психической активности населения, проживающего в названных условиях, как показатель общего влияния экологического загрязнения жизненной среды на психику человека.
Выводы исследований, выполненных в рамках монофакторных и комплексных подходов, имеют локальный характер. Как пишет Н. М. Са-раева, «обнаруживается противоречие между необходимостью изучения особой психологической реальности (состояния психики населения, постоянно проживающего в условиях регионального экологического неблагополучия) и недостаточной разработанностью необходимого для этого научного обеспечения - адекватного исследовательского подхода, понятийного аппарата, метода анализа данных» [11, с. 11-12].
В лаборатории региональных исследований психики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета проводится ряд исследований, посвящённых анализу особенностей психологической адаптации населения, проживающего на экологически неблагоприятной территории.
Нами изучаются особенности психологической адаптации юношеской части населения. Исследование проводится на территориях, отличающихся по условиям жизненной среды, природной (физической) и социальной. Основную выборку составляют люди, проживающие в населённых пунктах со значительной степенью «загрязнения» физической среды (г. Чита, Балей, Красно-каменск). В контрольную группу входят испытуемые, проживающие на территории, которую эксперты называют экологически «чистой», - в посёлке Красный Чикой.
Исследование выполняется на междисциплинарной основе, с опорой на принцип системности, согласно которому факторы, обусловливающие психическую активность, различны и увязаны в систему [4].
Исследование актуально на прикладном уровне: существует необходимость разработки рекомендаций к жизнедеятельности людей, имеющих сниженные показатели психической активности, как проявления региональной нормы, что позволит уточнить подход к регионализации образования, военной службы.
При теоретическом изучении проблемы нашего исследования базовыми являются положения экопсихологии развития человека В. И. Панова, где система «человек-природа» понимается как единый субъект совместного развития, становление которого осуществляется посредством взаимодействия человека и природной среды [10]; концепции биологической и психической адаптации человека к изменяющимся средовым условиям; концепции взаимосвязи биологических, ней-росоматических и социальных факторов, влияющих на состояние психики человека [3; 6; 7].
Целью нашего исследования является теоретическое и эмпирическое обоснование особенностей психологической адаптации людей юношеского возраста, постоянно проживающих на экологически неблагополучной территории.
Мы предположили, что показатели психофизиологического и психического уровней психологической адаптации юношеского населения, постоянно проживающего на территории с экологически неблагополучной жизненной средой, будут ниже по сравнению с такими же показателями у людей, проживающих на экологически чистой территории. Социальная среда территорий экологического неблагополучия способна компенсировать негативное влияние на адаптацию, что возможно доказать по показателям социально-психологического уровня психологической адаптации.
В данной статье представлены результаты исследования показателей психического уровня психологической адаптации 116 старшеклассников и студентов в возрасте 16-18 лет, проживающих в Чите и в Красном Чикое. Для получения эмпирических данных использовался личностный опросник ММР1.
В группе основной выборки, в которую вошли 52 студента, родившиеся и постоянно проживающие в Чите, были получены следующие данные. Показатели 35 % испытуемых составляют пограничный усредненный личностный профиль:
отмечаются эмоциональная напряженность, выраженные затруднения в адаптации, высокая степень стресса и низкая устойчивость к нему. По показателям 48 % студентов составлен нормальный усреднённый профиль, для которого характерны высокая стрессоустойчивость и эмоциональное равновесие. У 11 % испытуемых выявлены показатели утопленного профиля, что является свидетельством возможных трудностей адаптации. У 6 % студентов был определён так называемый пикообразный профиль, свидетельствующий о наличии определённого типа акцентуации или психопатии, что даёт возможность предположить наличие ограничений адаптационных возможностей.
В контрольной выборке, которую составили 64 старшеклассника из Красного Чикоя, у 23 % испытуемых выявлены показатели, составляющие пограничный профиль, свидетельствующий о выраженных затруднениях в адаптации. У 58 % старшеклассников диагностирован нормальный профиль с высокой стрессоустойчивостью и эмоциональным равновесием. У 5 % испытуемых выявлены показатели утопленного профиля как свидетельства возможных трудностях адаптации. У 14 % человек был определен пикообразный профиль, что даёт возможность предположить наличие ограничения адаптационных возможностей.
Сравнительные характеристики результатов исследования психического уровня адаптации у испытуемых основной и контрольной групп приведены в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительные результаты исследования показателей психического уровня психологической адаптации у испытуемых по MMPI:
Тип выявленного профиля § а 1 § 5 § ^ ^ ^ £ м * І Количество испытуемых (в %) в п. Красный Чикой
Нормальный 48 58
Пограничный 35 23
Утопленный 11 5
Пикообразный 6 14
Данные таблицы показывают, что у большей части испытуемых и в основной, и в контрольной выборках определяется нормальный личностный профиль, свидетельствующий о стрессоустойчи-вости. Пограничный профиль, характеризующийся выраженными затруднениями адаптации, занима-
ет второе место во всех группах (35 % в основной выборке, 23 % - в контрольной). Утопленный профиль как интегральный показатель возможных трудностей адаптации, выявляется в большей степени в основной выборке (11 % испытуемых). В контрольной группе данный показатель ниже. Пикообразный профиль, свидетельствующий о наличии ограничений адаптивных возможностей, определяется в большей степени в контрольной группе (у 14 %
испытуемых), в основной выборке показатели ниже (у 6 %). Полученные данные обнаруживают существование отличий в показателях психического уровня психологической адаптации юношеского населения, проживающего на территориях с отличающимися условиями жизненной среды. У юношей, родившихся и постоянно проживающих на экологически неблагополучных территориях Забайкальского края, показатели психологической адаптации ниже.
Список литературы
1. Абашкина Е. В. Эпидемиология нервно-психических расстройств у детей в зоне экологического неблагополучия Забайкалья (г. Балей): автореф. дис ... канд. мед. наук. М., 2003. 164 с.
2. Агаджанян Н. А., Гомбоева Н. Г. Адаптация, экология и здоровье населения различных этнических групп Восточного Забайкалья. Новосибирск: Изд-во СО РАН; Чита: Изд-во ЗабГПУ 2005. 152 с.
3. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства: руководство для врачей. М.: Медицина, 1993. 400 с.
4. Анцыферова Л. И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях: сб. статей. М.: Наука, 1990. С. 61-77.
5. Атлас психического здоровья населения Забайкальского края. Чита: Экспресс-издательство, 2009.
132 с.
6. Говорин Н. В., Элизбарян Е. Г., Злова Т. П., Горбачевская Н. Л. Биоэлектрическая активность мозга у детей, проживающих в зоне экологического неблагополучия // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2005. № 7. URL: www.mediasphera.ru/joumals/korsakov/detail/101/1067/ (дата обращения 12.01.2011).
7. Горлачев В. П., Сердцев М. И. Экология Забайкалья и здоровье человека. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2003. 96 с.
8. Зимина И. А. Состояние психического здоровья подростков в зоне экологического неблагополучия Забайкалья: автореф. дис ... канд. мед. наук. М., 2004. 165 с.
9. Михайлова О. П. Умственная работоспособность младших школьников, проживающих в условиях экологического неблагополучия: автореф. дис ... канд. психол. наук. Иркутск, 2007. 198 с.
10. Панов В. И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.
11. Сараева Н. М. Интеллектуальные и эмоциональные характеристики психики человека, проживающего на экологически неблагополучной территории: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 2010. 53 с.
12. Суханов А. А. Анализ понимания адаптации в отечественных психологических исследованиях // Гуманитарный вектор. 2011. № 2 (26). С. 201-205.
13. Элизбарян Е. Г. Некоторые патофизиологические характеристики органического поражения головного мозга у детей в зоне экологического неблагополучия Забайкалья: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Чита, 2004. 117 с.
Рукопись поступила в редакцию 14.09.2011