Серия «Психология»
2014. Т. 7. С. 59-64 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
И З В Е С Т И Я Иркутского государственного университета
УДК 159.9.07
Показатели психологической адаптации учащихся старших классов, проживающих на экологически неблагополучной территории1
Н. М. Сараева
Забайкальский государственный университет, г. Чита E-mail: [email protected]
А. А. Суханов
Забайкальский государственный университет, г. Чита E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования психологической адаптации старших школьников, проживающих в разных районах экологически неблагополучного города России - Читы. Психологическая адаптация понимается как системная характеристика системы «человек - жизненная среда». Показано, что существует тенденция к снижению разноуровневых показателей психологической адаптации указанной категории детей.
Ключевые слова: экологически неблагополучная территория, психологическая адаптация, старшие школьники, снижение показателей.
Актуальность исследования. Современная психология образования должна учитывать реалии современной жизни, влияющие на физические и психические возможности учащихся. Меняющиеся многонаправленно и многовариантно условия жизнедеятельности предъявляют все более высокие требования к уровню адаптации человека. Меняются как природные, так и социальные условия его жизни. Первые - в связи с глобальным экологическим кризисом, поразившим большинство развитых стран, в том числе и Россию. Вторые - в связи с социально-экономическими реформами в государстве. Акцентируем внимание на экологической деформации природной (физической) среды человека. При превышении предельно допустимых концентраций естественных «загрязнителей» или ксенобиотиков, связанных с деятельностью человека, она становится не вполне адекватной гено- и фе-нотипическим свойствам человека [4]. Длительное взаимодействие с ней
1 Работа выполняется при поддержке РГНФ (проект № 12-06-00025 «Снижение показателей психологической адаптации как следствие длительного проживания населения в регионе экологического неблагополучия»)
создает дополнительные нагрузки на адаптационные механизмы организма и психики, снижая показатели биологической и психологической адаптации.
Особенно подвержена влиянию экологически неблагополучной жизненной среды психика детей. Детское население в регионах (или на отдельных их территориях) экологического неблагополучия оказывается в условиях повышенного риска. У детей нет контакта с производственными вредностями, но существует привязанность к месту проживания. Изучение психологической адаптации детского населения, проживающего на территориях экологического неблагополучия, является наиболее перспективным для обнаружения последствий длительного влияния экологически деформированной жизненной среды на психику человека. Необходимо конкретизировать картину накопления в психике молодого поколения дезадаптационных стигматов [9] в отношении в первую очередь той категории детей, которые родились и живут в экологически неблагополучной, т. е. в изначально не вполне адекватной жизненной среде. Это тем более важно, что на фоне интенсификации обучения, внедрения новых усложненных программ и создания инновационных учреждений отмечается значительный рост числа учащихся, которые не справляются даже с традиционной школьной программой. Трудности обучения детей, усвоения ими знаний обусловлены в том числе и длительным негативным влиянием экологически неблагополучной среды [7].
В лаборатории региональных исследований психики ЗабГУ начато изучение специфики психологической адаптации разных категорий молодежи (старшеклассников и студентов), родившихся и проживающих в Забайкальском крае, который относится к числу экологически неблагополучных регионов России. Жизнедеятельность человека в регионе требует серьезных энергозатрат, напряжения адаптивных систем [10]. Медики и адаптологи говорят о неустойчивой биологической адаптации населения Забайкальского края [1]. Анализ состояния физического здоровья детей, коренных жителей «загрязненных» территорий позволил констатировать: у многих из них ослаблены функциональные возможности организма [3; 5 и др.].
Это проявляется в высокой заболеваемости дыхательной системы; функциональном напряжении сердечно-сосудистой системы; сдвигах в состоянии гормональной регуляции, признаках иммунодефицита, распространенности неврологической симптоматики. У детей «загрязненных» районов наблюдается изменение энергетического метаболизма, падение уровня энергообразования в организме в целом и в мозге, в частности, из-за чего страдают наиболее энергозависимые функции организма.
Заболеваемость населения - важнейший индикатор снижения уровня его биологической адаптации [2]. Системная организация человека [6] позволяет ожидать снижения показателей и психологической адаптации населения, родившегося и проживающего на экологически неблагополучных территориях.
В данной статье представлена часть результатов эмпирического исследования психологической адаптации учащихся старших классов, прожи-
вающих на отличающихся по условиям природной среды территориях (на примере школьников из двух районов г. Читы).
Методологическую основу исследования составил экопсихологический подход к развитию психики [8]. Работа выполняется с опорой на принципы детерминизма, единства человека и среды, системности.
Гипотеза исследования. Исходя из того факта, что для детского населения Забайкальского края характерна неустойчивая биологическая адаптация, можно предположить, что показатели психологической адаптации старшеклассников, проживающих на экологически неблагополучной территории краевого центра, будут снижены по сравнению с показателями психологической адаптации старшеклассников, проживающих на экологически «чистой» его территории.
Основную группу составили 55 учащихся 10-х классов средних общеобразовательных школ № 2 и 5 г. Читы. Школы находятся в Центральном районе. По градиенту такого природного фактора, как «загрязненность» физической среды, район относится к наиболее экологически «загрязненным». 55 десятиклассников контрольной группы учатся в школах № 22 и 27, которые находятся в относительно экологически «чистом» микрорайоне города «Сосновый бор». По градиенту социального фактора - «социальному статусу» (показателям социально-экономического развития, насыщенности образовательной, информационной среды и т. п.) - территории принципиально не отличаются. Общий объем выборки - 110 человек. Все дети практически здоровы и проживают в районах, где находятся школы.
Основным методом эмпирического исследования являлось тестирование. В статье представлены результаты диагностики, проведенной с помощью таких методик, как «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ)» А. Г Маклакова и С. В. Чермянина и «Самооценка психических состояний» Айзенка. Для оценки значимости различий между показателями испытуемых представленных выборок применялся критерий ф* - угловое преобразование Фишера.
Результаты исследования. Обсудим здесь показатели уровня психологической адаптации старшеклассников из экологически неблагополучной территории по двум шкалам опросника «Адаптивность». По шкале нервно-психической устойчивости («НПУ») в основной группе показатели низкого уровня имеют 62,9 % опрошенных, тогда как в контрольной - 54,3 % испытуемых. Низкий показатель по данной шкале свидетельствует о недостаточном уровне поведенческой регуляции, склонности к нервно-психическим срывам, отсутствии адекватности самооценки и реального восприятия действительности.
Показатели среднего уровня по шкале «НПУ» имеют 31,4 % старшеклассников основной и 40,0 % контрольной группы. Высокий уровень по шкале «НПУ» обнаружен у 5,7 % опрошенных в обеих группах. Высокий показатель говорит о достаточном уровне нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции.
По шкале «Личностный адаптационный потенциал» (ЛАП) низкий показатель имеют 71,4 % опрошенных основной группы и 60,0 % опрошенных группы контрольной. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера, а психические их состояния, согласно содержательной интерпретации шкалы, можно охарактеризовать как пограничные. Возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Требуют наблюдения психолога и врача (невропатолога, психиатра).
Средний показатель ЛАП имеют 22,9 % и 28,6 % испытуемых в основной и контрольной группах соответственно. Такие испытуемые принадлежат к группе удовлетворительной адаптации. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Люди, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Представители этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.
Высокий показатель ЛАП имеют 5,7 % и 11,4 % опрошенных в обеих группах соответственно. Такие испытуемые принадлежат к группам с высокой и нормальной адаптацией. Они достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, неконфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
Несмотря на наличие различий в процентном составе групп с показателями каждого уровня всех шкал методики «Адаптивность», применение точного математического критерия к обработке результатов показало, что эти различия не достигают уровня значимости. Объяснение данному факту может быть следующим: старшеклассники контрольной группы проживают в таком районе значительно «загрязненного» Читы, который лишь условно может быть назван экологически «чистым». Реально же физическая среда краевого центра едина и барьеров для «загрязнителей» не существует. Возможно, что отсутствие принципиальных отличий в характеристиках природной (физической) среды двух районов повлияло на результаты исследования.
По методике самооценки психических состояний тревожность низкого уровня зафиксирована у 42,9 % опрошенных в основной группе и у 45,7 % -в контрольной. Тревожность среднего, допустимого уровня наблюдается у 51,4 % опрошенных в обеих выборках. Высокая тревожность отмечена у 5,7 % и 2,9 % опрошенных в обеих группах соответственно.
Фрустрация низкого уровня зафиксирована у 37,1 % опрошенных в основной группе и у 51,4 % - в контрольной. Фрустрация среднего уровня обнаружена у 45,7 % опрошенных в основной группе и у 48,6 % опрошенных в контрольной группе. Высокий уровень фрустрации отмечен у 17,1 % старшеклассников в основной группе, и никто не имеет показателей этого уровня в контрольной группе.
Агрессивность отсутствует у 17,1 % опрошенных в основной группе и у 45,71 % - в контрольной. Средний уровень агрессивности наблюдается у 51,4 % и 15,0 % испытуемых в каждой группе. Высокий уровень агрессивности отмечается у 31,4 % и 11,4 % старшеклассников в обеих группах соответственно.
Ригидность низкого уровня отмечена у 28,6 % старшеклассников в основной группе и у 25,0 % - в контрольной. Средний уровень ригидности наблюдается у 60,0 % и у 74,3 % детей соответственно. Высокий уровень ригидности отмечается у 11,4 % опрошенных в основной группе и отсутствует в контрольной.
Математическая обработка подтвердила значимость различий по ряду показателей между старшеклассниками, проживающими в районах с отличающимися характеристиками природной (физической) среды. Так, низкий уровень агрессивности отмечается у учащихся условно «чистого» района достоверно чаще, чем у учащихся школ района значительно «загрязненного». В тех же школах большее число учащихся показало высокий уровень агрессивности.
Высокий уровень фрустрации и ригидности обнаружен только у учащихся, проживающих в экологически неблагополучном районе.
Таким образом, в эмпирическом исследовании гипотеза нашла частичное подтверждение. Уровень психологической адаптации старшеклассников, проживающих на экологически неблагополучной территории Забайкальского краевого центра, по ряду показателей отличается от уровня психологической адаптации старшеклассников, проживающих на экологически «чистой» его территории. По показателям агрессивности, фрустрации, ригидности уровень психологической адаптации школьников из «загрязненного» района ниже, чем у их сверстников из района условно «чистого».
Выявленную тенденцию снижения показателей психологической адаптации детей, родившихся и проживающих на экологически неблагополучных территориях, необходимо учитывать в практике регионализации образования для обоснования необходимости установления соответствия таких базовых его компонентов, как технологии обучения, критерии оценки результатов и др. - состоянию психики, психическим возможностям детей, проживающих в разных регионах.
Литература
1. Агаджанян Н. А. Адаптация, экология и здоровье населения различных этнических групп Восточного Забайкалья / Н. А. Агаджанян, Н. Г. Гомбоева. - Новосибирск : Изд-во СО РАН ; Чита : Изд-во ЗабГПУ, 2005. - 152 с.
2. Давыдовский И. В. Приспособительные процессы в патологии // Вестн. АМН СССР. - 1962. - № 4. - С. 27-37.
3. Елизарова Т. В. Загрязнения окружающей среды и ее влияние на здоровье городского детского населения (на примере города Читы) : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Т. В. Елизарова. - Иркутск, 1997. - 21 с.
4. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. - Новосибирск : Наука, 1980. - 192 с.
5. Кошмелева Я. А. Роль нарушений гормонального статуса в генезе резиду-ально-органических нервно-психических расстройств у детей и подростков экологически неблагополучного региона Забайкалья : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Я. А. Кошмелева. - Чита, 2003. - 21 с.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1977. - 304 с.
7. Михайлова О. П. Умственная работоспособность младших школьников, проживающих в условиях экологического неблагополучия, и пути ее оптимизации : дисс. ... канд. психол. наук / О. П. Михайлова. - Иркутск : ИГПУ, 2007. - 150 с.
8. Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии / В. И. Панов. - М. : Наука, 2004. - 197 с.
9. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста : учеб. пособие / А. В. Семенович. - М. : Генезис, 2005. - 319 с.
10. Сердцев М. И. Экология, метаболизм, здоровье / М. И. Сердцев. - Чита : Изд-во Чит. пединститута, 1996. - 161 с.
Indicators of Psychological Adaptation of Student of High School, Living in Ecologically Unfavorable Territories
N. M. Sarayeva, A. A. Sukhanov
Abstract. The article describes findings of investigation concerning senior schoolchildren and their psychological adaptation in different districts of Chita, as ecologically unfavorable town of Russia. System description of the "man-living environment" complex is understood as psychological adaptation. The authors prove that the studied group of children tends to show lower psychological adaptation indices at different levels.
Keywords: ecologically unfavorable territory, psychological adaptation, senior schoolchildren, lowering of psychic activities indices.
Сараева Надежда Михайловна доктор психологических наук, профессор Забайкальский государственный университет 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129 е-mail: [email protected]
Суханов Алексей Анатольевич кандидат психологических наук, доцент Забайкальский государственный университет 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129 е-mail: [email protected]
Sarayeva Nadezhda Mikhailovna Doctor of Science (Psychology), Professor
Transbaikalian State University 129, Babushkinа, st., Chita, 672007 е-mail: [email protected]
Sukhanov Aleksey Anatolyevich Candidate of Science (Psychology), Associate Professor Transbaikalian State University 129, Babushkinа, st., Chita, 672007 е-mail: [email protected]