Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
146
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Манакова Марина Вячеславовна

В статье автор рассматривает актуальные проблемы социально-профессиональной адаптации молодых педагогов, возможности образовательной организации в создании социально-педагогических условий профессионального становления специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Манакова Марина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG TEACHERS IN EDUCATIONAL ORGANIZATION

In the article, the author examines the actual problems of socio-professional adaptation of young teachers, the possibilities of an educational organization in creating socio-pedagogical conditions for the professional development of a specialist.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

В.В. Жежелев; [Место защиты: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ]. - Москва, 2012. - 182 с.

11. Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога. - М.: Политиздат, 1983. - 142 с.

12. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.

13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильина. - СПб.: Питер, 2008. - 512 с.

14. Кокорев В.П. Мотивация в управлении: курс лекций. - Барнаул, 1997. - 254 с.

15. Мильман В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворенность трудом. // Психологический журнал. - 1985. - № 5. - С 38-49.

16. Мишурова И.В. Управление мотивацией персонала. - М.: Март, 2004. - 240 с.

17. Наумова Н.Ф., Слюсарский М.А. Удовлетворенность трудом и некоторые характеристики личности. // Социс. Выпуск 3. - 1970. - С. 145-160.

18. Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Под ред. Д.Д. Вачугова. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Высш.шк., 2005. - 376 с.

19. Психология управления. Практикум / Под ред. Н.Д. Твороговой. - М.: ГЭОСТАР - МЕД, 2001. - 368 с.

20. Пугачев В.П. Управление персоналом организации: учебник. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 279 с.

21. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 304 с.

22. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - 556 с.

23. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала // Управление персоналом. - М., 2005. - 128 с.

24. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева. - 2-е изд. - М.: ИНФРА, 2003. - 669 с.

25. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие. - М.: Издательство Института психотерапии. - 2005. - 496 с.

26. Фукин А.И. К вопросу об исследовании мотивации слесарей-сборщиков конвейерного производства. // Бюллетень МАПН № 4. - Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1997. - 160 с.

27. Фукин А.И. О влиянии мотивации на успешность производственной деятельности // В.И. Страхов, Г.В. Бондаренко. Экологическое сознание и внимание. Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1996. - 160 с.

28. Фукин А.И. Психология конвейерного труда - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 240 с.

29. Чередниченко И.П., Тельных, Н.В. Психология управления. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 608 с.

30. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности - Ярославль: ЯрГУ, 1979 - 92 с.

31. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала - М.: ГроссМедиа, 2008. - 224 с.

32. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: учебно-практическое пособие. -Изд. 3-е перераб. и доп. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. - 352 с.

33. Ядов В.А., Киссель А.А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического истолкования // Социологическое исследование. - 1974. - №1. - С. 78-87.

Психология

УДК 316.6

кандидат педагогических наук, доцент Манакова Марина Вячеславовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье автор рассматривает актуальные проблемы социально-профессиональной адаптации молодых педагогов, возможности образовательной организации в создании социально-педагогических условий профессионального становления специалиста.

Ключевые слова: молодой педагог, образовательная организация, социально-профессиональная адаптация, наставничество, педагогический коллектив.

Anmtation. In the article, the author examines the actual problems of socio-professional adaptation of young teachers, the possibilities of an educational organization in creating socio-pedagogical conditions for the professional development of a specialist.

Keywords: young teacher, educational organization, social and professional adaptation, mentoring, teaching

staff.

Введение. Вопросами профессиональной деятельности и адаптации занимались такие исследователи как М.А. Дмитриева, Ф.Б. Березин, Г.С. Никифоров, А. А. Налчаджян, А.А. Реан, А.К. Маркова и другие. Несмотря на наличие теоретической базы по изучению данной проблемы, ее подробное исследование является актуальным в настоящее время. В современном обществе ярко выражена необходимость решения данного вопроса, так как от поиска решений по сохранению молодых специалистов в образовательных учреждениях зависит дальнейший путь развития российских школ и образования в целом.

Т.А. Василькова и Ю.В. Василькова рассматривают социально-психологическую адаптацию, как специальное приспособление человека для общения с другими людьми, зависящую от условий существования и коммуникативных свойств личности, тем самым обеспечивая личности комфортное нахождение в социальной среде [1].

В.И. Ковалев, рассматривает в своих работах социально-психологическую адаптацию как приспособление человека к коллективу на ее начальном этапе и делает вывод, что одним из критериев её успешности является установление нормальных межличностных отношений [3].

По мнению других авторов (Карпов А.В., Никитина И.Н.),социальная адаптация рассматривается не только как приспособление к новым условиям, но и как постоянный процесс интеграции индивида в социум, его активного приспособления в социальной среде [2].

Профессиональная (социально-профессиональная) адаптация личности понимается с двух взаимосвязанных сторон: как процесс вхождения индивида в новую профессиональную среду, постепенное усвоение профессионального опыта, и как процесс активной реализации накопленных за время обучения профессиональных знаний, умений и навыков, выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие и самосовершенствование.

На профессиональное становление влияют определенные факторы внешней и внутренней среды, определяющие темп и уровень, устойчивость и результат данного процесса. Попытки комплексно рассмотреть объективные и субъективные факторы адаптации работников предпринимались в работах А.Н. Борискина, Н.Ф. Наумовой, А.М. Розенберга. Как отмечают исследователи, успешность процесса профессиональной адаптации зависит не только от реального состояния и изменчивости всех сторон производственной ситуации, но и от их субъективной оценки со стороны работника. Влияние удовлетворенности каким-либо фактором на адаптацию работника опосредуется субъективной значимостью этого фактора для самой личности, поэтому неудовлетворенность незначимыми факторами не препятствует успешной адаптации.

Изложение основного материала статьи. Эмпирическое исследование проводилось на базе профессионального образовательного учреждения: Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Высокогорский многопрофильный техникум» (г. Нижний Тагил).

В исследовании приняли участие 4 преподавателя, а также мастера производственного обучения. Из них 1 мужчина и 3 женщины в возрасте от 21 до 30 лет, стаж работы от 1 года до 5 лет.

Основная цель исследования состояла в выявлении проблем, с которыми сталкиваются молодые педагоги в процессе социально-профессиональной адаптации, и их причин, в разработке рекомендаций для успешного прохождения адаптационного процесса.

Для достижения поставленной цели был составлен комплекс анкет с выбором одного или нескольких вариантов ответа для мониторинга профессиональной адаптации молодых педагогов. Комплекс включает вопросы для исследования отдельных аспектов темы исследования:

• Вопросы для установления причин выбора педагогической профессии.

• Вопросы для определения степени удовлетворенности условиями работы в образовательном учреждении.

• Вопросы для определения степени эмоциональной комфортности молодых педагогов в рабочем коллективе.

• Вопросы для определения готовности молодого педагога к дальнейшей деятельности в образовательном учреждении.

Эмпирическое исследование было организовано следующим образом:

Первый этап - подготовительный (11.01.2021-31.01.2021), направленный на решение организационных моментов: определение целей и задач исследования, базы и выборки исследования, выбор методики, составление вопросов для анкетного комплекса, обеспечение конфиденциальности, полученной информации.

Второй этап - сбор статистических данных (01.02.2021-28.02.2021) осуществлялся следующим образом: испытуемым предоставлялся комплекс анкет в электронной форме через социальные сети и электронную почту, необходимых для заполнения, после чего анкеты поступали обратно для обработки результатов.

Третий этап - обработка статистических данных (01.03.2021-31.03.2021) проводилась в несколько этапов: подсчет результатов с помощью составления таблиц, анализ и сравнение данных по различным критериям, обоснование полученных результатов и их интерпретация в форме диаграмм.

В самом начале исследования проводился опрос для изучения выбора педагогической профессии для бедующей возможной перспективы, так как выбор профессии напрямую влияют на дальнейшие ожидания и отношение к работе. На диаграмме № 1 можно заметить, что преобладает ответ при выборе места работы после получения диплома.

Когда Вы впервые задумались а педагогической деятельности, как своей возможной перспективе?

100 90

яо

70

ео

50

30

10 о

Диаграмма №1

По результатам опроса, представленным в диаграмме № 2, можно заметить, что 80% опрошенных удовлетворены своей педагогической деятельностью, 20% чувствую себя достаточно профессионально компетентным. Следовательно, можно сделать вывод о том, что молодые педагоги имеют комфортное самочувствие в выбранной ими педагогической профессии.

Диаграмма №2. Самочувствие в профессии

Далее исследовалась сложность процесса профессиональной адаптации в образовательном учреждении. Результаты опроса представлены на диаграмме № 3.

Ряд 2

да, процссс нет, процесс никакая адаптация затрудняюсь

адаптациибыл адаптации был не не требовалась, о i вс i и i ь

грудными долгим грудными не сразу почувствовал долгим ссбн педагогом

Диаграмма №3. Результаты опроса молодых педагогов о сложности процесса профессиональной

адаптации

Полученные эмпирические данные показывают, что у большинства педагогов не возникало проблем в адаптационный период (10% опрошенных), некоторым педагогам адаптация вовсе не потребовалась (10% опрошенных), для остальных педагогов (80% опрошенных)процесс адаптации был трудным и долгим, возможны из-за наличия ряда проблем, которые присутствовали в течении адаптации. Наличие таких проблем подлежит более подробному рассмотрению.

Результаты опроса о трудностях, возникающих в процессе адаптации представлены ниже (см. табл. 1). Как говорилось ранее, проблемы, возникающие у молодых педагогов связаны с особенностями педагогической деятельности и педагогической среды, а также с личностными характеристиками каждого

педагога. Большинство респондентов отметили, что основной проблемой является недостаточный уровень профессиональной подготовки (20% опрошенных), далее идут проблемы, основанные на большой загруженности работой и нехваткой свободного времени (100% опрошенных), недостаток свободного времени(90% опрошенных), сложность привыкнуть к новой обстановке, сходиться с новыми людьми (90% опрошенных) и, неумении организовать себя (10% опрошенных).

Заметим, что респонденты не сталкивались с такими проблемами, как плохие санитарно-гигиенические условия труда, нехватка средств и неумение их расходовать, невозможность найти занятие по душе, недостаток внимания со стороны руководства и наставника. Это дает нам основание утверждать об удовлетворительном уровне условий труда, предоставляемых молодым педагогам.

Таблица 1

Результаты опроса молодых педагогов о проблемах, возникающих в процессе профессиональной

адаптации

Проблемы Кол-во чел. %

Недостаточный уровень профессиональной подготовки 2 20

Особых проблем не было 1 10

Недостаток свободного времени 3 90

Перегруженность учебными занятиями, неудобное расписание 4 100

Низкая техническая оснащенность аудиторий 0 0

Сложно привыкнуть к новой обстановке, сходиться с новыми людьми 3 90

Неумение организовать себя 1 10

Отсутствие привычного круга общения 0 0

Невнимание родителей обучающихся 0 0

Мало внимания со стороны руководства, наставника 0 0

Плохие санитарно-гигиенические условия 0 0

Важно отметить, что при рассмотрении проявления низкого уровня профессиональной подготовки, молодые педагоги испытывают особые трудности в проведении урока или учебного занятия, представленные на диаграмме № 4: выбор соответствующих методов и методических приемов для реализации целей урока (80% респондентов),создание проблемно-поисковых ситуаций в обучении (90% респондентов), трудности в сохранении или повышении учебной мотивации учащихся (70% респондентов), активизировать учащихся в обучении, организовывать само и взаимоконтроль учащихся (60% респондентов).

Диаграмма №4. Трудности молодых педагогов в подготовке и проведении урока или учебного

занятия

Интерпретация результатов опроса о трудностях в учебно-воспитательном процессе представлена на диаграмме ниже.

Диаграмма №5.Трудности молодых педагогов в организации учебно-воспитательного процесса

В организации учебно-воспитательного процесса у молодых педагогов возникают трудности в календарно-тематическом планировании (80% респондентов), причины которых были рассмотрены в предыдущей главе, в проведении уроков и внеклассных мероприятий (70% респондентов), а в общении с коллегами не возникает трудностей (0% респондентов).

Данные трудности возникают из-за неопытности молодых педагогов. Чаще всего это связано с малым количеством часов практики при обучении будущего специалиста. Набраться опыта в стенах организации можно благодаря помощи со стороны более опытных коллег. В подтверждении оказания внимания и помощи со стороны наставников и руководства образовательного учреждения можно предоставить результаты опроса об отношении с педагогическим коллективом:

Диаграмма №6. Оценка молодых педагогов отношения со стороны педагогического коллектива

Из данной диаграммы видно, что отношения молодых педагогов с педагогическим коллективом складываются на доброжелательной основе, так считают 100% опрошенных. Благодаря этому новички получают помощь различного рода со стороны более опытных коллег.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диаграмма №7. Результат опроса молодых педагогов о помощи в адаптации к новой социальной

роли

Большая часть педагогического коллектива и администрации техникума заинтересованы в помощи молодым педагогам. Многие респонденты отметили степень их участия в процессе адаптации. В равной мере помощь оказывалась образовательным учреждением (80%), а также наставником и другими опытными педагогами (60%).

Диаграмма № 8. Результаты опроса молодых педагогов о помощи со стороны педагогического

коллектива

Итогом исследования стал опрос молодых педагогов о помощи различного рода со стороны более опытных коллег. Обмен опытом преподавания, методиками, помощь в организации и проведении уроков и мероприятий, в составлении и заполнении документации, посещение семинаров и конференций, помогают решить проблемы, связанные с недостатком профессионального опыта, большой загруженностью учебными занятиями и нехваткой свободного времени.

Выводы. Исходя из результатов эмпирического исследования можно сделать выводы о том, что в процессе социально-профессиональной адаптации молодых педагоги сталкиваются с проблемами, возникающими чаще всего из-за их неопытности. Наставничество и оказание помощи со стороны руководства и коллектива способствуют успешному прохождению процесса адаптации в образовательной организации.

Литература:

1. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика. Курс лекций [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 440 с.

2. Карпов, А.В. Психология профессиональной адаптации [Текст]: монография / А.В. Карпов, В.Е. Орел, В.Я. Тернопол. - Ярославль: Институт «Открытое общество», РПО, 2003. - 161 с.

3. Ковалев, В.И. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В.И. Ковалев, В.Н. Дружинин // Психологический журнал. - 1982. - № 6. - С. 33-44.

Психология

УДК 159.922

кандидат биологических наук, доцент Мисбахов Алмаз Айратович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат биологических наук, доцент Рахимов Марат Ильшатович Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); старший преподаватель Азизова Ирина Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО В КОНТЕКСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОДХОДОВ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ

Аннотация. В статье рассматриваются психологические аспекты взаимодействия ребенка и взрослого в контексте теоретического анализа подходов зарубежных авторов. Авторами статьи рассматриваются основные теоретических подходов к изучению взаимодействия между ребенком и взрослым на ранних этапах его развития. Между объектами коммуникации существуют аффективные механизмы социального взаимодействия. Вначале срабатывают врожденные аффективные механизмы, в результате которых формируются изначально социальные познания в процессе общения с матерью, и только за тем, познание предметного мира окружающих объектов.

Ключевые слова: психологическое развитие ребенка, социальное взаимодействие, механизмы установления коммуникации.

Annotation. The article examines the psychological aspects of interaction between a child and an adult in the context of a theoretical analysis of the approaches of foreign authors. The authors of the article consider the main theoretical approaches to the study of interaction between a child and an adult in the early stages of its development. There are affective mechanisms of social interaction between the objects of communication. Initially, innate affective mechanisms are triggered, as a result of which initially social cognition is formed in the process of communication with the mother, and only after that, cognition of the objective world of surrounding objects.

Keywords: psychological development of a child, social interaction, mechanisms of establishing communication.

Введение. В исследовании основных теоретических подходов к изучению взаимодействия между ребенком и взрослым на ранних этапах его развития в теоретических положениях П. Шпитца, Дж. Боулби, М. Эйнсворт представлены данные о влиянии социальных факторов в формировании разнонаправленных взаимодействий в психологическом развитии ребенка [1, 13, 24, 37].

Вместе с тем, между разными крайними точками зрения сущестует несколько промежуточных вариантов в психологических подходах к изучению синергетической связи ребенка и взрослого, оказывающих влияние на эффективность их взаимодействия в различных сферах коммуникации.

Проблема развития социального взаимодействия между субъектами межличностного общения на ранних этапах развития ребенка является кардинально значимой по своему содержанию, пониманию психологической природы механизмов, движущих сил развития человека как личности [8].

Специфические особенности развития аффективной, когнитивной и конативной сфер ребенка проявляются в совместной деятельности ребенка и взрослого по изучению объектов окружающего мира и установлению межпредметных связей, обеспечивающих эффективность совместной деятельности [4, 5, 18].

Приобретенные знания, с одной стороны, позволяют расширить диапазон овременных представлений о социализации ребенка на разных этапах детства, с другой, формируют требования современного общества к его обязанностям, которые позволяют наиболее полно социализироваться в обществе.

В работах К.Тревартена прослеживается тенденция описания врожденных механизмов, непосредственно участвующих в распознавании эмоциональной сферы окружающих людей и интеграции деятельности ребенка в зависимости от изменения экспрессии аффективных состояний взрослых [1, 11, 34].

Данные механизмы по установлению коммуникации функционируют лишь в том случае, если аффективное взаимодействие вызывает интерсубъективную координацию кинематической подстройки, проявляющейся в синхронизации активности межличностного общения [12, 23].

Т. Тревартен значительное внимание уделяет эмоциональной регуляции социального взаимодействия в зависимости от подкорковых структур лимбической системы и ретикулярной формации, влияющей на эффективность психологических механизмов, самоконтроля и регуляции отдельных двигательных операций по усовершенствованию социального взаимодействия [1, 11, 34].

Изложение основного материала статьи. Как полагает Р. Мухамедрахимова существуют взаимные эмоциональные подстройки социальных взаимодействий матери и ребенка, которые проявляются в подстраивании ребенка под индивидуальный уровень преопочитаемых эмоциональных реакций матери, а также под уровень ее сенсорики [7, 16].

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что аффективный компонент является врожденным и занимает первое место в социальном взаимодействии ребенка с окружающим миром, а когнитивное развитие по отношению к аффективному вторично.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.