Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ'

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / экономическое развитие / устойчивое развитие / региональная экономика / проблемы развития / региональная политика / region / economic development / sustainable development / regional economy / development problems / regional policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дугаржапова Долгорма Баторовна

Рассмотрены основные социально-экономические проблемы устойчивого развития Республики Бурятия в современных условиях. В результате анализа основных показателей экономического развития выявлено инерционное развитие традиционных отраслей экономики региона, обусловливающее отставание региона как от среднероссийского, так и от дальневосточного уровней и необходимость капиталовложений для развития. На основе материалов различных рейтинговых агентств сделан вывод о низкой инвестиционной привлекательности региона для инвесторов и высоком уровне риска инвестиционной деятельности. Показана низкая обеспеченность бюджета региона собственными доходами и зависимость региона от межбюджетных трансфертов. Отмечена сложность оценки влияния территории опережающего развития на решение накопленных проблем региона вследствие непродолжительного периода его реализации. Рассмотрены показатели деятельности основных отраслей экономики региона, выявлено вытеснение реального и сельскохозяйственного производства из региональной структуры ВРП. Вследствие вхождения значительной территории региона в природоохранную зону отмечено влияние экологических ограничений в качестве сдерживающего фактора развития. Вместе с тем развитие туристско-рекреационной деятельности ограничивается недостаточностью инженерной инфраструктуры. На фоне слабой экономики развивающиеся отрасли не генерируют занятость местного населения. Как следствие, в регионе сохраняется высокий уровень безработицы и низкий уровень дохода населения, что в целом негативно отражается на социально-экономическом положении граждан. Результаты исследования позволяют определить наиболее острые социально-экономические проблемы и могут быть использованы региональными и федеральными органами власти в рамках стратегического планирования развития Бурятии при определении точек устойчивого социально-экономического роста региона с учетом имеющихся потенциальных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

The paper considers the main socio-economic problems of sustainable development of the Republic of Buryatia in modern conditions. Based on the analysis of the main indicators of economic development, the inertial development of the traditional sectors of the region's economy was revealed, which causes the region to lag behind both the average Russian and the Far Eastern levels and the need for investment for development. Based on the materials of various rating agencies, a conclusion was made about the low investment attractiveness of the region for investors and the high level of investment risk. The paper shows low share of own revenues in the region's budget and its dependence on interbudgetary transfers. Assessing the effects of the territory of advanced development on the solution of the accumulated problems of the region is complex due to the short period of its implementation. Revealed are the performance indicators of the main sectors of the region's economy, the displacement of real and agricultural production from the regional structure of GRP is observed. The author further notes the impact of environmental constraints on the regional development due to the fact that a large area has been included in the nature protection zone. At the same time, the development of tourist and recreational activities is limited by the lack of engineering infrastructure. Against the backdrop of a weak economy, emerging industries do not generate employment for the local population. As a result, the region maintains a high level of unemployment and a low level of income of the population, which generally negatively affects the socio-economic situation of citizens. The results of the study make it possible to identify the most acute socio-economic problems and can be used by regional and federal authorities in the framework of strategic planning for the development of Buryatia in determining the points of sustainable socio-economic growth of the region, taking into account existing potential opportunities.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2023.3.16 УДК 330.342 (571.54)

Д.Б. Дугаржапова

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Рассмотрены основные социально-экономические проблемы устойчивого развития Республики Бурятия в современных условиях. В результате анализа основных показателей экономического развития выявлено инерционное развитие традиционных отраслей экономики региона, обусловливающее отставание региона как от среднероссийского, так и от дальневосточного уровней и необходимость капиталовложений для развития. На основе материалов различных рейтинговых агентств сделан вывод о низкой инвестиционной привлекательности региона для инвесторов и высоком уровне риска инвестиционной деятельности. Показана низкая обеспеченность бюджета региона собственными доходами и зависимость региона от межбюджетных трансфертов. Отмечена сложность оценки влияния территории опережающего развития на решение накопленных проблем региона вследствие непродолжительного периода его реализации.

Рассмотрены показатели деятельности основных отраслей экономики региона, выявлено вытеснение реального и сельскохозяйственного производства из региональной структуры ВРП. Вследствие вхождения значительной территории региона в природоохранную зону отмечено влияние экологических ограничений в качестве сдерживающего фактора развития. Вместе с тем развитие тури-стско-рекреационной деятельности ограничивается недостаточностью инженерной инфраструктуры. На фоне слабой экономики развивающиеся отрасли не генерируют занятость местного населения. Как следствие, в регионе сохраняется высокий уровень безработицы и низкий уровень дохода населения, что в целом негативно отражается на социально-экономическом положении граждан.

Результаты исследования позволяют определить наиболее острые социально-экономические проблемы и могут быть использованы региональными и федеральными органами власти в рамках стратегического планирования развития Бурятии при определении точек устойчивого социально-экономического роста региона с учетом имеющихся потенциальных возможностей.

Ключевые слова: регион, экономическое развитие, устойчивое развитие, региональная экономика, проблемы развития, региональная политика.

Введение. Достижение устойчивого развития является одной из важнейших задач для субъектов Российской Федерации. Устойчивое развитие определяется как стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее жизнеспособность системы [1, с. 15]. Устойчивое развитие предусматривает «удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [2, с. 6]. Устойчивое развитие - это обеспечение сбалансированности социальной и природной среды [3]. С точки зрения одних исследователей создание кластеров на региональном уровне служит условием поддержания устойчиво-

© Дугаржапова Д.Б., 2023 Дугаржапова Долгорма Баторовна - канд. экон. наук, старший научный сотрудник отдела региональных экономических исследований ФГБУН «Бурятский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук», Улан-Удэ, е-таУ; dolgor@mail.ru.

го развития [4-6]. В ряде работ концепция устойчивого развития рассматривается к разрешению проблем региона, что обусловлено возможностью управления территориальными образованиями и сохранения баланса между экономическим ростом и социальной сферой [7-9].

Вместе с тем существующие различия в экономических, социальных, природно-климатических, экологических и прочих условиях функционирования регионов обусловливают возникновение различных проблем, затрудняющих их развитие. Приобретая устойчивый характер, проблемы нарушают естественные экономические и социальные связи и порождают серьезные диспропорции в территориальном развитии. В этой связи проведение анализа социально-экономических проблем является необходимым для выработки активной политики устойчивого развития, способствуя нахождению оптимального пути решения с учетом состояния и перспективных возможностей региональной экономики.

Материалы и методы. В ходе исследования были использованы методы логического, сравнительного и статистического анализа. Эмпирическую базу исследования составили официальные статистические данные Росстата и Бу-рятстата, Министерства экономики Республики Бурятия, а также рейтинговые оценки и материалы различных организаций и научных публикаций по исследуемой тематике.

Результаты и обсуждение. Республика Бурятия входит в состав Дальневосточного федерального округа Российской Федерации. Регион располагается вдоль восточного побережья озера Байкал и имеет значительный минерально-сырьевой потенциал. В частности в республике обнаружено более 20 видов стратегического минерального сырья [10].

Вместе с тем удельный вес экономики Республики Бурятия составляет лишь 0,3 % в национальной экономике. За последние три года темпы развития региональной экономики (104,9 %) отстают от средних значений по России (105,3 %), но слегка опережают значения ДФО (104,3 %). В 2021 г. валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения региона отстает от среднероссийского значения в 2,4 раза, ДФО - в 2,6 раза. Величина индекса физического объема ВРП также ниже средних значений по РФ и ДФО несмотря на его положительную динамику за анализируемый период (6,4 %). За 2017-2021 гг. в регионе произошел значительный рост инвестиций в основной капитал (в 1,9 раза). В то время как по РФ рост составил в 1,4 раза, а по ДФО - в 1,7 раза. Увеличение данного показателя на душу населения произошло в 1,7 раза (тогда как по РФ - в 1,5 раза, по ДФО - в 1,4 раза). Отмечается снижение индекса физического объема инвестиций в основной капитал в 0,9 раза. В 2021 г. его величина выше среднероссийского уровня (на 5 %), но ниже дальневосточного (0,6 %). В целом ежегодный прирост инвестиций в регионе составил в среднем 19,2 % в год в номинальном выражении. В то же время физический

объем инвестиций в основной капитал в среднем ежегодно растет только на 11,1 % (табл. 1). Таким образом, экономика региона демонстрирует слабость экономического роста и необходимость капитальных вложений для развития.

Таблица 1

Основные показатели экономического развития Республики Бурятия*

Показатель Республика Бурятия РФ ДФО

2021 г. Темпы роста к 2017 г., %

ВРП в постоянных ценах 2016 г., млрд руб. 247,3 114,1 83003,4 4987,5

ВРП на душу населения, тыс. руб. 347,7 152,4 830,8 909,5

Индекс физического объема ВРП, % 104,5 106,4 107,3 106,5

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 63,5 191,3 17708,4 1776,6

Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб. 74,0 217,6 159,3 249,8

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % 113,6 93,9 108,6 114,2

* Составлено по [11-16].

По данным агентства «Эксперт РА», республика в 2021 г. расположилась на 47-й позиции в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России и вошла в число 15 регионов РФ с категорией C «Регионы с низким уровнем инвестиционной привлекательности». По интегральной оценке инфраструктурных ресурсов (5,1 %) и состояния окружающей среды (2,1 %) республика вошла в десятку регионов-аутсайдеров [17].

По данным Национального рейтингового агентства (НРА), Республика Бурятия в 2022 г. входила в число 9 регионов в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России, входящих в состав категории IC8 «Регионы с умеренным уровнем инвестиционной привлекательности» второго (предпоследнего) уровня. В 2021 г. регион входил в группу регионов IC8 «Регионы с умеренным уровнем инвестиционной привлекательности» первого уровня [18-19]. Согласно данным рейтингового агентства RAEX в 2020 г. по инвестиционному потенциалу регион занял 51-ю позицию в рейтинге (доля в общероссийском потенциале составила 0,659), а по инвестиционному риску - 72-е место (средневзвешенный индекс составил 0,376). По сравнению с 2017 г. регион опустился на 1-ю позицию ниже по инвестиционному потенциалу (0,677) и на 3-й позиции по инвестиционному риску (0,310). Это обусловило попадание республики из зоны 3B1 «Пониженный потенциал -умеренный риск» в зону ЗС1 «Пониженный потенциал - высокий риск» [20]. Таким образом, данные рейтингов свидетельствуют о низкой инвестиционной привлекательности региона для инвесторов и высоком уровне риска инвестиционной деятельности в регионе.

Сложности привлечения крупных инвестиционных проектов на фоне слабого уровня экономической активности обусловливают низкий уровень собственных доходов бюджета. Так, в 2021 г. собственные (налоговые и неналоговые) поступления обеспечивают менее половины общего объема доходов бюджета республики (43,8 %), несмотря на их рост (24,8 %) по сравнению с предыдущим годом. В этой связи значительна зависимость региона от межбюджетных трансфертов. В 2021 г. безвозмездные поступления составили 59,412 млрд руб., из них дотации - 24,819 млрд руб. Поступление субсидий из федерального бюджета составило 19,248 млрд руб., субвенций 5,240 млрд руб., иных межбюджетных трансфертов 8,453 млрд руб. В целом в 2021 г. величина доходов составила 105,8 млрд руб., величина расходов - 106,273 млрд руб. Бюджетный профицит обусловливает наращивание объема государственного долга до 15,880 млрд руб., включая кредиты кредитных организаций -8,54 млрд руб.; бюджетные кредиты - 7,234 млрд руб.; государственные гарантии - 105,758 млрд руб. [21]. В целом низкая финансовая обеспеченность бюджета ограничивает возможности региона по развитию социальной сферы и качества жизни населения, инфраструктуры и стимулированию экономики.

С целью привлечения инвестиций и достижения экономического развития в регионе были сформированы зоны с преференциальными режимами хозяйствования. Одной из них является территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) «Бурятия», охватывающая 8 муниципальных образований [22]. На территории ТОР «Бурятия» с 2019 г. зарегистрировано 14 резидентов, подписано десять соглашений с общим объемом инвестиций в размере 9,6 млрд руб., запланировано создание более 1000 рабочих мест. Реализуемые проекты резидентов относятся к различным отраслям экономики, в том числе сельское хозяйство, транспорт и логистика, промышленное производство и здравоохранение и на сегодня находятся на различных стадиях реализации [23].

Безусловно, непродолжительный период реализации территории опережающего развития в республике не позволяет оценивать эффективность их влияния на решение накопленных проблем региона. Сущность реализуемого механизма на сегодня сводится к привлечению инвесторов и предоставлением инфраструктуры, построенной за счет бюджетных средств. Тем не менее в условиях депрессивного развития региона создание особой территории с льготными преференциями способствует развитию определенных отраслей экономики в случае внедрения и реализации на их площадках новых технологий, подготовки соответствующих кадров и управленческого аппарата.

В целом экономика Республики Бурятия относится к индустриально-аграрному типу. В ней преобладают сфера услуг, транспорт, обрабатывающее производство и торговля (табл. 2).

Таблица 2

Валовой региональный продукт Республики Бурятия в 2021 г.* (в постоянных ценах 2016 г.)

Вид деятельности Объем ВРП, млрд руб. Рост к 2017 г., % Доля, %

Сельское хозяйство 9,81 121,1 4,0

Добыча полезных ископаемых 17,15 190,6 6,9

Обрабатывающие производства 32,16 162,7 13,0

Энергетика, ЖКХ 10,26 83,4 4,2

Строительство 16,08 111,7 6,5

Торговля 29,68 97,1 12,0

Транспортировка и хранение,связь 32,45 108,7 13,1

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 19,36 96,6 7,8

Прочие 80,37 110,6 32,5

Всего 247,33 114,1 100,0

* Составлено по [11].

За 2017-2021 г. отмечается сокращение численности организаций и предприятия до 19 573 хозяйствующих субъектов (на 241 единицу), из них более половины - малый и средний бизнес. В 2021 г. оборот хозяйствующих субъектов составил 263,2 млрд руб., в котором наибольшую долю формировали организации в сфере «Обрабатывающие производства» (32,7 %), «Добыча полезных ископаемых» (29,1 %) и «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» (24,5 %). Индекс промышленного производства составил 100,3 %. Значителен рост объемов производства обрабатывающей промышленности (11 %). По данному показателю регион находится на 20-й позиции среди субъектов РФ и 4-м месте по ДФО [24].

В сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве республики занято около 25,9 тыс. чел. (7 % от общей численности населения), что прежде всего обусловлено низкой заработной платой. Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве составляет 36,5 тыс. руб. и ниже средней по республике в 1,3 раза [24]. Доля сельского хозяйства в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами республики в 2021 г. составила лишь 1,5 % [25], что свидетельствует о его незначительном вкладе в региональную экономику. Объем валовой продукции сельского хозяйства в текущих ценах в 2021 г. составил 14,8 млрд руб. (185,6 % к уровню 2017 г.) [11]. Численность хозяйствующих субъектов составила 131989 единиц и с 2016 г. сократилась на 3,2 %, в том числе 40,9 % -сельскохозяйственных организаций, 47,5 % - КФХ и ИП и 2,4 % - ЛПХ [26].

Отметим, что общая земельная площадь региона составляет 35133,4 тыс. га, из них сельхозугодья - 3145,1 тыс. га [24]. Таким образом, значительная доля

земель сельскохозяйственного назначения не вовлечена в хозяйственный оборот, что связано как с негативными влияниями природно-климатических условий, так и организационными проблемами вследствие проводимой в начале 1990-х гг. земельной реформы, а также бессистемной политики государства в отношении собственников земель.

Таким образом, вытеснение реального и сельскохозяйственного производства из региональной структуры ВРП негативно отражается на формировании собственных доходов консолидированного бюджета республики и ограничивает возможности диверсификации региональной экономики в пользу других отраслей.

Значительным фактором, сдерживающим экономическое развитие региона, является его расположение в экологической зоне оз. Байкал, что обусловливает необходимость использования специальных режимов ведения хозяйственной деятельности [27]. В то же время реализация высокого туристско-рекреационного потенциала ограничивается недостаточностью инженерной инфраструктуры и низкими бюджетными возможностями у региональных властей для ее создания, ограничениями правового характера, а также инвестиционной пассивностью и недостатком проектов развития в этой сфере. Так, в 2022 г. в общем объеме отгруженных товаров и услуг доля сферы туризма составила лишь 0,8 % [25].

Таким образом, в регионе прослеживается пассивное (инерционное) развитие традиционных отраслей экономики региона с отставанием как от среднероссийского, так и дальневосточного уровня. Сложившаяся ситуация не способствует повышению занятости и доходов населения региона (табл. 3).

Таблица 3

Основные показатели доходов и безработицы

Показатель РФ ДФО РБ

2021 г. Темп роста к 2017 г. 2021 г. Темп роста к 2017 г. 2021 г. Темп роста к 2017 г.

Располагаемые денежные доходы, млрд руб. 60786,2 122,2 3553,2 122,0 292,7 117,0

Среднедушевые денежные доходы, млн руб. 40,304 126,4 42,5 136,1 28,3 119,0

Уровень безработицы в соответствии с определением МОТ, % 4,8 92,3 5,7 85,1 9,5 98,96

Составлено по [28-30].

В 2021 г. совокупный располагаемый доход населения является одним из самых низких в ДФО (в пятерке регионов аутсайдеров). Среднегодовые темпы их роста отстают от среднероссийских и от средних по федеральному округу. Основная часть денежных доходов населения формируется за счет оплаты труда (58,3 %).

В стоимостном выражении среднемесячная заработная плата составила 45,6 тыс. руб. и была по сравнению со средним значением ДФО ниже на 31,1 %, РФ - на 20,3 % [30]. В целом за рассматриваемые 5 лет доходы на душу населения выросли в 1,2 раза и тем не менее темпы их роста отстают от средних по стране и Дальневосточному округу.

В республике за исследуемый период отмечается незначительное снижение уровня безработицы. В 2021 г. по данному показателю регион занимает 77-ю позицию среди субъектов РФ. Значения данного показателя выше в 2,0 раза среднероссийского и в 1,7 раза по ДФО. Отмечается более высокие доли безработной молодежи в возрасте 20-29 лет (14,9 %), чем в среднем по ДФО (9,8 %) и РФ (8,8 %) и в возрасте 30-39 лет (11,0 %) гораздо выше, чем в ДФО (5,5 %) и РФ (4,5 %). Из всех безработных в регионе 16,8 % имеют высшее образование, 31,3 % - среднее профессиональное образование и 15,6 % -образование ниже среднеобщего. В целом коэффициент напряженности на рынке труда составил 2,8 (70-е место среди субъектов РФ) [31]. Таким образом, функционирующие отрасли в регионе не способствуют повышению занятости населения, что отрицательно сказывается на социально-экономическом положении граждан.

Заключение. Проведенный анализ показал, что регион характеризуется отставанием от среднероссийского и дальневосточного уровней темпов изменения основных экономических показателей. Многолетняя стагнация экономического развития обусловила низкие доходы населения и бюджетный дефицит республики на фоне слабой инвестиционной привлекательности. В свою очередь это определило высокий уровень безработицы и низкие показатели качества жизни населения. Также развитие региона сдерживают экологические ограничения, вследствие вхождения его значительной территории в природоохранную зону. Развитие туристско-рекреационной деятельности ограничивается недостаточностью инженерной инфраструктуры. Кроме того, несущественный вклад в экономический рост республики и повышение доходов населения вносят и реализуемые на ее территории преференциальные режимы.

В этой связи требуется кооперация усилий на региональном и федеральном уровнях для разработки особого подхода к решению проблемы обеспечения устойчивости развития региона с учетом сложившейся структуры региональной экономики, финансовыми, природно-экологическими и прочими имеющимися потенциальными возможностями.

Список литературы

1. Татаркин А.И., Львов Д.С., Куклин А.А. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории. -Екатеринбург, 2016. - 276 с.

2. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / пер. с англ. под ред. С.А. Евтеева, Р.А. Перелета. - М.: Прогресс, 1989. - 371 с.

3. Дохолян А.С. Проблемы устойчивого развития экономики региона [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. - URL: https://stience-education.ru/ru/artide/view?id=4975 (дата обращения: 15.06.2023).

4. Сысоева В.Н. Устойчивое развитие региона на базе формирования инновационных кластеров: автореф... канд. экон. наук. - Тамбов, 2017. - 24 с.

5. Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. - Калиниград, 2016. - 245 с.

6. Голубецкая Н.П., Макаров О.Н., Бовкун В.И. Индикативные подходы определения приоритетности инвестиций в предпринимательской деятельности Северо-Западного региона России // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2015. - № 4 (26). - С. 53-65.

7. Майбуров И.А. Устойчивое развитие как коэволюционный процесс // Общество и экономика. - 2014. - № 4. - C. 124-143.

8. Пчелинцев О.С., Любовный В.Я., Воякина А.Б. Регулирование воспроизводственного потенциала территории как основа региональной политики // Проблемы прогнозирования. - 2015. - № 5. - С. 62-68.

9. Социально-экономические проблемы и социальные ориентиры жителей Республики Бурятия в современных условиях / Т.Н. Литвинова, О.В. Вершинина, Д.Д. Бадараев, Г.И. Москвитин // Теоретическая и прикладная экономика. - 2017. - № 2. - С. 79-89.

10. О перечне основных видов стратегического минерального сырья [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 16.01.1996 г. № 50-р // Тех-эксперт. - URL: http://docs.cntd.ru/document/9015641 (дата обращения: 08.06.2023).

11. Валовой региональный продукт в основных ценах (ОКВЭД 2) [Электронный ресурс]. - URL: https://fedstat.ru/indicator/61497 (дата обращения: 12.06.2023).

12. Валовой региональный продукт на душу населения (ОКВЭД 2) [Электронный ресурс]. - URL: https://fedstat.ru/indicator/61497 (дата обращения: 12.06.2023).

13. Индекс физического объема ВРП (ОКВЭД 2) [Электронный ресурс]. -URL: https://fedstat.ru/indicator/59449 (дата обращения: 12.06.2023).

14. Инвестиции в основной капитал на душу населения в фактически действовавших ценах [Электронный ресурс]. - URL: https://fedstat.ru/indica-tor/43010 (дата обращения: 12.06.2023).

15. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал [Электронный ресурс]. - URL: https://fedstat.ru/indicator/34129 (дата обращения: 12.06.2023).

16. Инвестиции в основной капитал (уточненные данные) [Электронный ресурс]. - URL: https://fedstat.ru/indicator/40562 (дата обращения: 12.06.2023).

17. Инвестиционная привлекательность регионов: государство поддержало статус кво [Электронный ресурс]. - URL: https://www.raexpert.ru/ researches/regions/regions_invest_2022/#resume (дата обращения: 14.06.2023).

18. IX ежегодная оценка инвестиционной привлекательности регионов России [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ra-national.ru/sites/default/ files/analitic_article/IPR_2021_fin.pdf (дата обращения: 14.06.2023).

19. X ежегодная оценка инвестиционной привлекательности регионов России [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ra-national.ru/wp-content/ uploads/2022/12/region_invest_2022.pdf (дата обращения: 14.06.2023).

20. Инвестиционная привлекательность регионов РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://raex-rr.com/all_rankings/ (дата обращения: 14.06.2023).

21. Годовой отчет об исполнении бюджета Республики Бурятия за 2021 год [Электронный ресурс]. - URL: https://egov-buryatia.ru/minfin/activities/ Otchet/konsolidirovannyy-i-mestnyy-byudzhety/?clear_cache=Y (дата обращения: 14.06.2023).

22. О создании территории социально-экономического развития «Бурятия» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 14.06.2019 г. № 760. - URL: http://static.government.ru/media/files/BtWTjCNmRXUjsjJPSRzd Dn5gr8vTvoai.pdf (дата обращения: 06.10.2020).

23. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка влияния деятельности институтов развития Дальнего Востока и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток на достижение ускоренного социально-экономического развития ДФИ» [Электронный ресурс]: утв. Коллегией счетной палаты РФ 25 янв. 2021 г. - URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/6f5/ ywra3fjrkuqgq4e8k4mvatzst6tkvmz3.pdf (дата обращения: 06.05.2023).

24. Статистический ежегодник. 2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://03.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ege2022_pred.pdf (дата обращения: 14.06.2023).

25. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (по хозяйственным видам деятельности) с 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://fedstat.ru/indicator/57711 (дата обращения: 12.06.2023).

26. Основные итоги сельскохозяйственных переписей 2016 и 2021 гг. в разрезе категорий хозяйств [Электронный ресурс]. - URL: https://03.rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/Svod_shmp.pdf (дата обращения: 18.04.2023).

27. Об охране озера Байкал [Электронный ресурс]: Федер. закон от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ. - URL: https://base.garant.ru/2157025/ (дата обращения: 02.06.2023).

28. Денежные доходы (в среднем на душу) [Электронный ресурс]. - URL: https://fedstat.ru/indicator/30992 (дата обращения: 12.06.2023).

29. Уровень безработицы (по методологии МОТ) [Электронный ресурс]. -URL: https://fedstat.ru/indicator/43062 (дата обращения: 12.06.2023).

30. Денежные доходы и расходы населения в 2017-2021 гг. [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13270 (дата обращения: 12.06.2023).

31. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021 [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_ Pokaz_2021.pdf (дата обращения: 04.03.2022).

References

1. Tatarkin A.I., L'vov D.S., Kuklin A.A. Modelirovanie ustoichivogo razvitiia kak uslovie povysheniia ekonomicheskoi bezopasnosti territorii [Modeling sustainable development as a condition for increasing the economic security of a territory]. Yekaterinburg, 2016, 276 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Report of the World Commission on environment and development: Our common future. Available at: https://sustainabledevelopment.un.org/content/docu-ments/5987our-common-future.pdf (accessed 15.06.2023).

3. Dokholian A.S. Problemy ustoichivogo razvitiia ekonomiki regiona [The problems of sustainable development of the economy of the region]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2011, no. 5, available at: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=4975 (accessed 15.06.2023).

4. Sysoeva V.N. Ustoichivoe razvitie regiona na baze formirovaniia inno-vatsionnykh klasterov [Sustainable development of a region based on innovation clusters formation]. Abstract of Ph.D. thesis. Tambov, 2017, 24 p.

5. Bil'chak V.S., Zakharov V.F. Regional'naia ekonomika [Regional economy]. Kalinigrad, 2016, 245 p.

6. Golubetskaia N.P., Makarov O.N., Bovkun V.I. Indikativnye podkhody opredeleniia prioritetnosti investitsii v predprinimatel'skoi deiatel'nosti Severo-Zapadnogo regiona Rossii [Indicative approaches to determining the priority of investments in business activities in the North-West region of Russia]. Ekonomika Severo-Zapada:problemy iperspektivy razvitiia, 2015, no. 4 (26), pp. 53-65.

7. Maiburov I.A. Ustoichivoe razvitie kak koevoliutsionnyi protsess [Sustainable development as a co-evolutionary process]. Obshchestvo i ekonomika, 2014, no. 4, pp. 124-143.

fl.E. flyrapwanoBa

8. Pchelintsev O.S., Liubovnyi V.Ia., Voiakina A.B. Regulirovanie vosproizvo-dstvennogo potentsiala territorii kak osnova regional'noi politiki [Regulation of a territory reproductive potential as the basis of regional policy]. Problemy prognozirovaniia, 2015, no. 5, pp. 62-68.

9. Litvinova T.N., Vershinina O.V., Badaraev D.D., Moskvitin G.I. Sotsial'no-ekonomicheskie problemy i sotsial'nye orientiry zhitelei Respubliki Buriatiia v sovremennykh usloviiakh [Socio-economic problems and social guidelines for residents of the Buryatia Republic in modern conditions]. Teoreticheskaia i prikladnaia ekonomika, 2017, no. 2, pp. 79-89.

10. O perechne osnovnykh vidov strategicheskogo mineral'nogo syr'ia [On main types of strategic mineral raw materials]. Order of the RF Government dated 16.01.1996, No. 50-r, available at: http://docs.cntd.ru/document/9015641 (accessed 08.06.2023).

11. Valovoi regional'nyi produkt v osnovnykh tsenakh (OKVED 2) [Gross regional product in basic prices (OKVED 2)]. Available at: https://fedstat.ru/ indicator/61497 (accessed 12.06.2023).

12. Valovoi regional'nyi produkt na dushu naseleniia (OKVED 2) [Gross regional product per capita (OKVED 2)]. Available at: https://fedstat.ru/ indicator/61497 (accessed 12.06.2023).

13. Indeks fizicheskogo ob"ema VRP (OKVED 2) [GRP physical volume index (OKVED 2)]. Available at: https://fedstat.ru/indicator/59449 (accessed 12.06.2023).

14. Investitsii v osnovnoi kapital na dushu naseleniia v fakticheski deistvo-vavshikh tsenakh [Investments in fixed capital per capita in actual prices]. Available at: https://fedstat.ru/indicator/43010 (accessed 12.06.2023).

15. Indeks fizicheskogo ob"ema investitsii v osnovnoi kapital [Index of physical volume of investments in fixed assets]. Available at: https://fedstat.ru/indicator/34129 (accessed 12.06.2023).

16. Investitsii v osnovnoi kapital (utochnennye dannye) [Investments in fixed assets (updated data)]. Available at: https://fedstat.ru/indicator/40562 (accessed 12.06.2023).

17. Investitsionnaia privlekatel'nost' regionov: gosudarstvo podderzhalo status kvo [Investment attractiveness of regions: The state supported the Status Quo]. Available at: https://www.raexpert.ru/researches/regions/regions_invest_2022/#resume (accessed 14.06.2023).

18. IX ezhegodnaia otsenka investitsionnoi privlekatel'nosti regionov Rossii [IX annual assessment of the Russian regions investment attractiveness]. Available at: https://www.ra-national.ru/sites/default/files/analitic_article/IPR_2021_fin.pdf (accessed 14.06.2023).

19. X ezhegodnaia otsenka investitsionnoi privlekatel'nosti regionov Rossii [X annual assessment of the Russian regions investment attractiveness]. Available at: https://www.ra-national.ru/wp-content/uploads/2022/12/region_invest_2022.pdf (accessed 14.06.2023).

20. Investitsionnaia privlekatel'nost' regionov RF [Investment attractiveness of Russian regions]. Available at: https://raex-rr.com/all_rankings/ (accessed 14.06.2023).

21. Godovoi otchet ob ispolnenii biudzheta Respubliki Buriatiia za 2021 god [Annual report on the execution of the Buryatia Republic budget for 2021]. Available at: https://egov-buryatia.ru/minfin/activities/Otchet/konsolidirovannyy-i-mestnyy-byudzhety/?clear_cache=Y (accessed 14.06.2023).

22. O sozdanii territorii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia "Buriatiia" [On the creation of the territory of socio-economic development Buryatia]. Resolution of the RF Government dated 14.06.2019, No. 760, available at: http://static. government.ru/media/files/BtWTjCNmRXUjsjJPSRzdDn5gr8vTvoai.pdf (accessed 06.10.2020).

23. Otchet o rezul'tatakh ekspertno-analiticheskogo meropriiatiia "Otsenka vliianiia deiatel'nosti institutov razvitiia Dal'nego Vostoka i funktsionirovaniia territorii operezhaiushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia i svobodnogo porta Vladivostok na dostizhenie uskorennogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia DFI" [Report on the results of the expert-analytical event "Assessing the impact of the Far East development institutions, the functioning of the territories with advanced socio-economic development and the free port of Vladivostok on the achievement of accelerated socio-economic development of the DFI"]. Available at: https://ach.gov.ru/upload/iblock/6f5/ywra3fjrkuqgq4e8k4mvatzst6tkvmz3.pdf (accessed 06.05.2023).

24. Statisticheskii ezhegodnik. 2022 [Statistical yearbook. 2022]. Available at: https://03.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ege2022_pred.pdf (accessed 14.06.2023).

25. Otgruzheno tovarov sobstvennogo proizvodstva, vypolneno rabot i uslug sobstvennymi silami (po khoziaistvennym vidam deiatel'nosti) s 2017 g. [Goods of own production shipped, works and services performed using own resources (by business activity) since 2017]. Available at: https://fedstat.ru/indicator/57711 (accessed 12.06.2023).

26. Osnovnye itogi sel'skokhoziaistvennykh perepisei 2016 i 2021 gg. v razreze kategorii khoziaistv [Main results of the 2016 and 2021 agricultural censuses by farm category]. Available at: https://03.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ Svod_shmp.pdf (accessed 18.04.2023).

27. Ob okhrane ozera Baikal [On the protection of Baikal Lake]. Federal Law dated 01.05.1999, No. 94-FZ, available at: https://base.garant.ru/2157025/ (accessed 02.06.2023).

28. Denezhnye dokhody (v srednem na dushu) [Cash income (average per capita)]. Available at: https://fedstat.ru/indicator/30992 (accessed 12.06.2023).

29. Uroven' bezrabotitsy (po metodologii MOT) [Unemployment rate (according to ILO methodology)]. Available at: https://fedstat.ru/indicator/43062 (accessed 12.06.2023).

30. Denezhnye dokhody i raskhody naseleniia v 2017-2021 gg. [Cash income and expenses of the population in 2017-2021]. Available at: https://rosstat.gov.ru/ compendium/document/13270 (accessed 12.06.2023).

31. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2021 [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2021]. Available at: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/Region_Pokaz_2021.pdf (accessed 04.03.2022).

Оригинальность 85 %

Поступила 16.06.2023 Одобрена 10.07.2023 Принята к публикации 02.09.2023

D.B. Dugarzhapova

PROBLEMS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

The paper considers the main socio-economic problems of sustainable development of the Republic of Buryatia in modern conditions. Based on the analysis of the main indicators of economic development, the inertial development of the traditional sectors of the region's economy was revealed, which causes the region to lag behind both the average Russian and the Far Eastern levels and the need for investment for development. Based on the materials of various rating agencies, a conclusion was made about the low investment attractiveness of the region for investors and the high level of investment risk. The paper shows low share of own revenues in the region's budget and its dependence on interbudgetary transfers. Assessing the effects of the territory of advanced development on the solution of the accumulated problems of the region is complex due to the short period of its implementation.

Revealed are the performance indicators of the main sectors of the region's economy, the displacement of real and agricultural production from the regional structure of GRP is observed. The author further notes the impact of environmental constraints on the regional development due to the fact that a large area has been included in the nature protection zone. At the same time, the development of tourist and recreational activities is limited by the lack of engineering infrastructure. Against the backdrop of a weak economy, emerging industries do not generate employment for the local population. As a result, the region maintains a high level of unemployment and a low level of income of the population, which generally negatively affects the socio-economic situation of citizens.

The results of the study make it possible to identify the most acute socio-economic problems and can be used by regional and federal authorities in the framework of strategic planning for the development of Buryatia in determining the points of sustainable socio-economic growth of the region, taking into account existing potential opportunities.

Keywords: region, economic development, sustainable development, regional economy, development problems, regional policy.

Dolgorma B. Dugarzhapova - Cand. Sc. (Economics), Senior Researcher, Department of Regional Economic Studies, Buryat Scientific Center, Russian Academy of Sciences (Siberian Branch), Ulan-Ude, e-mail: dolgor@mail.ru.

Received 16.06.2023 Approved 10.07.2023 Accepted for publication 02.09.2023

Финансирование. Статья подготовлена в рамках госзадания БНЦ СО РАН (0269-20210001) «Разработка методологии обоснования направлений стратегического развития депрессивного региона в условиях эколого-экономических ограничений», № 121030500092-7.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад автора 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Дугаржапова, Д.Б. Проблемы социально-экономического развития Республики Бурятия / Д.Б. Дугаржапова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2023. -№ 3. - С. 227-240.

Please cite this article in English as:

Dugarzhapova D.B. Problems of socio-economic development of the Rebublic of Buryatia. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 3, pp. 227-240 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.