Д.Е. БАЛАШОВ
Проблемы социализирующей деятельности РПЦ в работе с лицами с нарушениями слуха
Религия традиционно играет большую роль в жизни российского общества. В процессе социализации человека религиозные организации являются важнейшим после семьи и школы фактором. Понятие «социализация» с педагогических позиций означает процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром. Социализирующее влияние религиозных организаций испытывают на себе как верующие, так и члены их семей. В России большинство населения исповедуют Православие, из них большая часть причисляет себя к православию, следуя семейным и культурным традициям, меньшая часть осознанно называет себя православными, усваивая учение Церкви в духовной и повседневной жизни. Процесс социализации РПЦ увязывает с евангельским учением и достижением идеала, заключающегося в жизни во Христе. П.Д. Юркевич связывает социализацию личности с идентификацией с троичным Господом и усвоением чувств - любви к богу и страха Божия, чувства стремления к спасению себя лично и общества1.
Социализирующая деятельность религии отражена в работах А.В. Мудрика и Т.В. Скляровой. А.В. Мудрик отмечает социализирующую роль Церкви в обществе в целом. Одной из функций религиозных организаций является религиозное воспитание человека. Основной их посыл заключается в том, что в процессе религиозного воспитания верующим индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучительным принципам
1
См.: Бобров В.В. Социализирующая роль Русской Православной церкви. Дисс. канд. филос. наук. Саранск, 2005.
л
определенной конфессии (вероисповедания)1. Приведем некоторые примеры.
Пророк Моисей в пустыне на протяжении сорока лет из рабов, выведенных им самим из Египта, созидал сильное общество, способное к независимому существованию и государственному самоуправлению. Такое стало возможным благодаря десяти заповедям, данным пророком Моисеем еврейскому народу у горы Хорив, расположенной в горном массиве Синай. Эти десять заповедей легли в основу заколнодательства, ставшего руководством для еврейского народа в период существования древнего Израиля.
Преподобный Сергий радонежский в условиях монголо-татарского ига основал монастырь на горе Маковец, впоследствии ставший знаменитой на весь мир Троице-Сергиевой Лаврой, создал целую сеть монастырей на Руси, в которых подвизались его ученики, утешал и наставлял всех людей, приходящих к нему, был лично знаком с государственными деятелями, мирил враждующих местных князей, объединил земли под начало Москвы. Благодаря деятельности преподобного Сергия русские люди стали руководствоваться православными духовно-нравственными ценностями в повседневной жизни и сплотились против монголо-татар. В результате Русь оказалась способной противостоять монголо-татарскому игу и значительно ослабила бремя ига.
Духовно-нравственная поддержка социализации лиц с нарушениями слуха - одно из направлений деятельности Русской Православной Церкви (далее РПЦ). В «Рекомендациях по организации пастырской, диаконической и миссионерской работы с глухими и слабослышащими», вышедших в 2010 г., отмечается необходимость этой деятельности: «Православная Церковь свидетельствует, что никакое психическое и физическое заболевание не умаляет достоинства человека, всякий
1 Мудрик А.В. Социализация человека. Учебник. М., 2006, с. 205.
человек является носителем образа Божия». Это означает, что люди с ограничениями здоровья заслуживают к себе такого же внимания, как и обычные люди, однако, первые более нуждаются в социализации. В том же документе отмечается: «Православная миссия, обращенная к глухим, не может быть отделена от социального служения, поскольку инвалиды по слуху особо нуждаются в христианском милосердии и заботе, помощи в социальной интеграции и реабилитации».
Эта работа с лицами с нарушениями слуха заключается в том, что в процессе этой деятельности на основе евангельского учения людям, имеющим нарушения слуховой функции, сообщаются духовные и нравственные ценности, которыми они могут руководствоваться в течение всей социализации.
Пример подобной явной деятельности описываться в Евангелии от Марка (Мк 7. 31-37). В этом отрывке Евангелия Иисус Христос с глухим косноязычным в отличие от многих случаев, где он исцелял только словом, действовал видимыми знаками: Свои персты вложил в его уши, затем плюнув, коснулся языка его и воззрев на небо с вздохом. Только потом, после этих видимых действий сказал «Еффафа», т.е. отверзись. По Его слову слух отверзся и его речь стала внятной. Он действовал с глухим видимыми знаками (это, по существу, жестовая речь) с тем, чтобы глухой косноязычный убедился в божественном происхождении чуда. В этой евангельской истории видим пример милосердного отношения к людям с нарушениями слуха Господа Висуса Христа и особый случай исцеления неслышащего, в результате которого глухой косноязычный оказался слышащим и получил неограниченные возможности социализации в обычном обществе.
Интересно, что этот случай исцеления был приведен только в Евангелии Марка, притом он был описан очень подробно. Описаны даже видимые действия и реплики Иисуса Христа. Для того, чтобы запомнить этот случай в подробностях и пронести через годы, нужен особый
случай или потрясение, круто изменившее жизнь очевидца чудес Иисуса Христа. Если иметь в виду, что Евангелие от Марка было записано под руководством апостола Петра и является самым кратким и сжатым, этот случай исцеления глухого косноязычного так запомнился Марку, что он изложил все это в подробностях. Возможно, апостол Марк был тем самым глухим косноязычным, которого исцелил Иисус Христос. Однако нужно иметь в виду, что апостол Марк в Евангелии себя не называет по имени, поэтому благодаря церковному преданию мы можем идентифицировать апостола Марка, называющего себя юношей в Евангелии (Мк, 14.51-52), а в случае исцеления глухого косноязычного это предположение делаем на анализе Евангелия.
Этот случай является не единственным в своем роде. Церкви известны случаи возвращения слуха детям, имеющим нарушения слуха, от икон Божией Матери.
В настоящее время в городах России, Украины и Белоруссии существуют православные приходы, занимающиеся социализирующей деятельностью среди людей с недостатками слуха. Они возникли по просьбе самих неслышащих прихожан. Однако в приходах, в том числе и в специализированных для лиц с нарушениями слуха, неслышащие и слабослышащие люди сталкиваются с проблемами, которые затрудняют религиозно-образовательскую деятельность лиц с недостатками слуха в РПЦ. Приведем некоторые из них.
- Отсутствие у РПЦ стратегии действий в отношении людей с нарушениями слуха.
- Отсутствие профессиональной подготовки у священнослужителей, осуществляющих служение людям с недостатками слуха.
- Трудности с получением информации в храмах РПЦ у лиц с нарушениями слуха: во-первых, они получают информацию зрительным путем, в то время как в храмах РПЦ богослужение строится на слуховом
восприятии; во-вторых, в сложности восприятия и осмысления ими непредметных категорий в учении Православной церкви.
- Отсутствие активной жизненной позиции у большинства людей с нарушениями слуха.
На конгрессе сурдопедагогов, состоявшемся в ноябре 2006 г. d Санкт-Петербурге, в приватной беседе с участниками конгресса Алексей Спасский из Нижнего Новгорода, организатор проекта «Телевидение глухих» говорил, что в регионах неслышащие идут к баптистам и в секты, так как у них не было иного выбора. Они идут туда, где есть сурдопереводчик и хорошо налажена система работы с глухими и слабослышащими.
Один из сурдопереводчиков, энтузиаст своего дела, в письме так написал про проблемы религиозно-образовательной деятельности Церкви с глухими и слабослышащими: «Так вот в двух словах, основная проблема - это, как мне кажется, равнодушие священноначалия к просвещению глухих. За пять лет у нас не появился ни дьякон ни священник, владеющий жестами. Исповеди и причастия свелись к минимуму, хотя на службы и воскресные школы ходят многие. Варимся в своем соку, специально с глухими никто не работает, кроме меня, на общественных началах, в Богословском институте второй год не могу набрать группу факультатива по изучению жестового языка».
Бывает так, когда взявшие на себя пастырское попечение священники и диаконы не имеют представления или имеют поверхностное понятие о людях с нарушениями слуха. Они не знают, как надо работать с глухими и слабослышащими и потихоньку перекладывают на плечи сурдопереводчиков эту работу, оставляя себе только требы. Кроме того, не все священнослужители могут учить жестовый язык, а это основное средство межличностной коммуникации у глухих и ключ к пониманию их мировоззрения.
Священнослужители в настоящее время по старинке называют людей с нарушениями слуха глухонемыми, что может создать напряженную ситуацию между людьми с нарушениями слуха и слышащими, так как глухие и слабослышащие могут обидеться на слово глухонемые.
Однако проблемы встречаются и в приходе для глухих и слабослышащих. Одна из прихожан с недостатками слуха, посещающих Христианско-Евангелическую церковь, рассказала нам про отрицательный опыт посещения православного прихода, занимающегося религиозно-образовательной деятельностью с лицами с нарушениями слуха: «Когда я еще колебалась в вопросе веры, кто-то мне посоветовал посетить православный приход. Я в этом храме исповедалась и причастилась. Для этого мне приходилось постоять пять-шесть часов на службе в храме, но то, что говорили на службе, я мало, что поняла. Поэтому я выбрала протестантизм, так как на службах в евангелической церкви мне все понятно и, более того, получаю радость от посещения храма». Ей вторит другая протестантка, имеющая нарушение слуха: «Я к Православию отношусь с уважением, но в одном из православных приходов мне не понравилось, как с мной и моим сыном обращались, кроме того, жестовую речь батюшки совершенно не понимают. Я, как ни старалась понять Православие, но все равно мне непонятен мир Православия. А в Евангелической церкви есть возможность подробно изучить Библию, получать ответы на наболевшие вопросы о воспитании сына, есть возможность устроить его на летний отдых в лагере. Моему сыну понравилось в лагере у озера Байкал, и он стал изучать Библию».
Трудности с получением информации в храмах РПЦ у лиц с нарушениями слуха возникают потому, что в храмах, осуществляющих душепопечительство людей с нарушениями слуха, не всегда обеспечиваются оптимальные условия для работы с глухими и
слабослышащими. Небольшая, но важная деталь - интерьер православного храма совершенно не приспособлен для зрительного восприятия служб людьми с нарушениями слуха, так как значительная часть православных богослужений проходит в алтаре за закрытыми дверями. Основная трудность заключается в том, что церковное богослужение в православном храме строится на слуховом восприятии, которое отсутствует или затруднено у людей с нарушениями слуха. Кроме того, богослужение в православных храмах идет на церковнославянском языке. Это обстоятельство создает огромные трудности для сурдоперевода богослужений, восприятия и осмысления людьми с недостатками слуха непредметных категорий в учении Православной церкви.
Существует и проблема, заключающаяся в пассивности и безынициативности неслышащих. Думаю, что во многом виновато их школьное воспитание, порождающее потребительское отношение к обществу слышащих, мол, слышащие обязаны о них позаботиться. Кроме того, неслышащие настолько свыклись с окружающей их атмосферой безразличия, что не предпринимают попытки претворения в жизнь или поддержки инициатив, связанных с общественной жизнью глухих и слабослышащих.
Очевидно, что отсутствие у РПЦ стратегии действий по отношению к лицам с нарушениями слуха и отсутствие профессиональной подготовки у священнослужителей, осуществляющих служение людям с недостатками слуха, приводят к тому, что многие люди с недостатками слуха выбирают протестантизм в качеств жизненного руководства. Не последнюю роль также играет и пассивная жизненная позиция у людей с нарушениями слуха.
Решение всех перечисленных проблем зависит от заинтересованности этим вопросом в Русской Православной церкви и Всероссийском обществе глухих (ВОГ). Уже сделан первый шаг -
Священный Синод РПЦ одобрил «Рекомендации по организации пастырской и миссионерской работы с глухими и слабослышащими», представленные Синодальным миссионерским отделом, и поручил Отделу распространить текст «Рекомендаций» по епархиям Русской Православной Церкви. Однако для того, чтобы глухие и слабослышащие могли освоить православные духовные и нравственные ценности и руководствоваться ими, РПЦ нуждается в решительных шагах. ВОГ должен способствовать осуществлению права неслышащих на вероисповедание, заключая при этом договоры о сотрудничестве с традиционными религиозными конфессиями, среди которых числится РПЦ.
Мы предлагаем такие меры по организации пастырской и миссионерской деятельности с глухими и слабослышащими.
1. Организовать в каждой епархии хотя бы один просветительский центр для лиц с нарушениями слуха, в месте компактного проживания глухих и слабослышащих.
2. В храме, осуществляющем пастырско-миссионерскую деятельность, по мере возможности оборудовать придел с низким иконостасом (византийские алтарные преграды).
3. Священнослужители должны знать русский жестовый язык, базовые знания по сурдопедагогике и сурдопсихологии. В крайнем случае, сурдопереводчик должен регулярно дежурить в храме, помогая неслышащим прихожанам в осуществлении духовных запросов.
4. В храме оборудовать экран и проектор, с помощью которого можно высветить на экран полный текст Божественной Литургии, основные тексты Всенощного бдения, полные тексты служб Рождества Христова и Пасхи Христовой. Притом тексты желательно должны быть на русском языке, чтобы неслышащие прихожане могли понять суть служб, и дублироваться по ходу службы, идущей на церковнославянском языке. Экран должен находиться в таком месте храма,
чтобы не отвлекать обычных прихожан от службы. Если нет такой возможности, то сурдопереводчик может сурдопереводить службы с помощью пособий на русском языке.
5. В этом центре необходима воскресная школа, притом она должна регулярно действовать. Желательно подготовить спецкурс для глухих и слабослышащих по культуре Православия, включающий Закон Божий, основные понятия по иконописи, историю Православия и прочее.
Паломнические и образовательные поездки по монастырям и святым местам в пределах РПЦ должны быть осуществлены по желанию неслышащих. А такие поездки за рубеж предлагаю организовать на базе турфирмы Радонеж с тем, чтобы собрать желающих и имеющих финансовые возможности неслышащих, живущих в разных городах, для таких целей в одну группу с сурдопереводчиком.
6. Хорошо было бы всем, выпускающим диски с видеофильмами и передачами православного содержания, сделать субтитры к ним. Это необходимо для того, чтобы глухие и слабослышащие могли понять содержание видеофильмов и православных передач.
Должен предупредить, что священнослужители не должны во всем потакать глухим и слабослышащим прихожанам. Они обязаны побудить и развивать в людях с нарушениями слуха, помимо православной веры, активную жизненную позицию, позволяющую глухим и слабослышащим преодолевать жизненные трудности с помощью руководства православными духовно-нравственными ценностями.
Балашов Д.Е. Проблемы социализирующей деятельности РПЦ в работе с лицами с нарушениями слуха. В статье рассматриваются проблемы социализирующей деятельности РПЦ в работе с глухими и слабослышащими людьми.
Ключевые слова: социализирующая деятельность, глухие и слабослышащие люди, Русская Православная церковь.
Balashov D.E. Problems of socializing activity of Russian orthodox church in work with persons with a hearing disorder. The problems in the socializing activity of Russian Orthodox Church with deaf and of hearing people is discussed in the article.
Key words: the Social activity, hard of hearing and deaf people, Russian Orthodox Church.