Научная статья на тему 'Проблемы социализирующей деятельности РПЦ в работе с лицами с нарушениями слуха'

Проблемы социализирующей деятельности РПЦ в работе с лицами с нарушениями слуха Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
73
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГЛУХИЕ И СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ЛЮДИ / HARD OF HEARING AND DEAF PEOPLE / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Балашов Д. Е.

В статье рассматриваются проблемы социализирующей деятельности РПЦ в работе с глухими и слабослышащими людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Балашов Д. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems in the socializing activity of Russian Orthodox Church with deaf and of hearing people is discussed in the article

Текст научной работы на тему «Проблемы социализирующей деятельности РПЦ в работе с лицами с нарушениями слуха»

Д.Е. БАЛАШОВ

Проблемы социализирующей деятельности РПЦ в работе с лицами с нарушениями слуха

Религия традиционно играет большую роль в жизни российского общества. В процессе социализации человека религиозные организации являются важнейшим после семьи и школы фактором. Понятие «социализация» с педагогических позиций означает процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром. Социализирующее влияние религиозных организаций испытывают на себе как верующие, так и члены их семей. В России большинство населения исповедуют Православие, из них большая часть причисляет себя к православию, следуя семейным и культурным традициям, меньшая часть осознанно называет себя православными, усваивая учение Церкви в духовной и повседневной жизни. Процесс социализации РПЦ увязывает с евангельским учением и достижением идеала, заключающегося в жизни во Христе. П.Д. Юркевич связывает социализацию личности с идентификацией с троичным Господом и усвоением чувств - любви к богу и страха Божия, чувства стремления к спасению себя лично и общества1.

Социализирующая деятельность религии отражена в работах А.В. Мудрика и Т.В. Скляровой. А.В. Мудрик отмечает социализирующую роль Церкви в обществе в целом. Одной из функций религиозных организаций является религиозное воспитание человека. Основной их посыл заключается в том, что в процессе религиозного воспитания верующим индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучительным принципам

1

См.: Бобров В.В. Социализирующая роль Русской Православной церкви. Дисс. канд. филос. наук. Саранск, 2005.

л

определенной конфессии (вероисповедания)1. Приведем некоторые примеры.

Пророк Моисей в пустыне на протяжении сорока лет из рабов, выведенных им самим из Египта, созидал сильное общество, способное к независимому существованию и государственному самоуправлению. Такое стало возможным благодаря десяти заповедям, данным пророком Моисеем еврейскому народу у горы Хорив, расположенной в горном массиве Синай. Эти десять заповедей легли в основу заколнодательства, ставшего руководством для еврейского народа в период существования древнего Израиля.

Преподобный Сергий радонежский в условиях монголо-татарского ига основал монастырь на горе Маковец, впоследствии ставший знаменитой на весь мир Троице-Сергиевой Лаврой, создал целую сеть монастырей на Руси, в которых подвизались его ученики, утешал и наставлял всех людей, приходящих к нему, был лично знаком с государственными деятелями, мирил враждующих местных князей, объединил земли под начало Москвы. Благодаря деятельности преподобного Сергия русские люди стали руководствоваться православными духовно-нравственными ценностями в повседневной жизни и сплотились против монголо-татар. В результате Русь оказалась способной противостоять монголо-татарскому игу и значительно ослабила бремя ига.

Духовно-нравственная поддержка социализации лиц с нарушениями слуха - одно из направлений деятельности Русской Православной Церкви (далее РПЦ). В «Рекомендациях по организации пастырской, диаконической и миссионерской работы с глухими и слабослышащими», вышедших в 2010 г., отмечается необходимость этой деятельности: «Православная Церковь свидетельствует, что никакое психическое и физическое заболевание не умаляет достоинства человека, всякий

1 Мудрик А.В. Социализация человека. Учебник. М., 2006, с. 205.

человек является носителем образа Божия». Это означает, что люди с ограничениями здоровья заслуживают к себе такого же внимания, как и обычные люди, однако, первые более нуждаются в социализации. В том же документе отмечается: «Православная миссия, обращенная к глухим, не может быть отделена от социального служения, поскольку инвалиды по слуху особо нуждаются в христианском милосердии и заботе, помощи в социальной интеграции и реабилитации».

Эта работа с лицами с нарушениями слуха заключается в том, что в процессе этой деятельности на основе евангельского учения людям, имеющим нарушения слуховой функции, сообщаются духовные и нравственные ценности, которыми они могут руководствоваться в течение всей социализации.

Пример подобной явной деятельности описываться в Евангелии от Марка (Мк 7. 31-37). В этом отрывке Евангелия Иисус Христос с глухим косноязычным в отличие от многих случаев, где он исцелял только словом, действовал видимыми знаками: Свои персты вложил в его уши, затем плюнув, коснулся языка его и воззрев на небо с вздохом. Только потом, после этих видимых действий сказал «Еффафа», т.е. отверзись. По Его слову слух отверзся и его речь стала внятной. Он действовал с глухим видимыми знаками (это, по существу, жестовая речь) с тем, чтобы глухой косноязычный убедился в божественном происхождении чуда. В этой евангельской истории видим пример милосердного отношения к людям с нарушениями слуха Господа Висуса Христа и особый случай исцеления неслышащего, в результате которого глухой косноязычный оказался слышащим и получил неограниченные возможности социализации в обычном обществе.

Интересно, что этот случай исцеления был приведен только в Евангелии Марка, притом он был описан очень подробно. Описаны даже видимые действия и реплики Иисуса Христа. Для того, чтобы запомнить этот случай в подробностях и пронести через годы, нужен особый

случай или потрясение, круто изменившее жизнь очевидца чудес Иисуса Христа. Если иметь в виду, что Евангелие от Марка было записано под руководством апостола Петра и является самым кратким и сжатым, этот случай исцеления глухого косноязычного так запомнился Марку, что он изложил все это в подробностях. Возможно, апостол Марк был тем самым глухим косноязычным, которого исцелил Иисус Христос. Однако нужно иметь в виду, что апостол Марк в Евангелии себя не называет по имени, поэтому благодаря церковному преданию мы можем идентифицировать апостола Марка, называющего себя юношей в Евангелии (Мк, 14.51-52), а в случае исцеления глухого косноязычного это предположение делаем на анализе Евангелия.

Этот случай является не единственным в своем роде. Церкви известны случаи возвращения слуха детям, имеющим нарушения слуха, от икон Божией Матери.

В настоящее время в городах России, Украины и Белоруссии существуют православные приходы, занимающиеся социализирующей деятельностью среди людей с недостатками слуха. Они возникли по просьбе самих неслышащих прихожан. Однако в приходах, в том числе и в специализированных для лиц с нарушениями слуха, неслышащие и слабослышащие люди сталкиваются с проблемами, которые затрудняют религиозно-образовательскую деятельность лиц с недостатками слуха в РПЦ. Приведем некоторые из них.

- Отсутствие у РПЦ стратегии действий в отношении людей с нарушениями слуха.

- Отсутствие профессиональной подготовки у священнослужителей, осуществляющих служение людям с недостатками слуха.

- Трудности с получением информации в храмах РПЦ у лиц с нарушениями слуха: во-первых, они получают информацию зрительным путем, в то время как в храмах РПЦ богослужение строится на слуховом

восприятии; во-вторых, в сложности восприятия и осмысления ими непредметных категорий в учении Православной церкви.

- Отсутствие активной жизненной позиции у большинства людей с нарушениями слуха.

На конгрессе сурдопедагогов, состоявшемся в ноябре 2006 г. d Санкт-Петербурге, в приватной беседе с участниками конгресса Алексей Спасский из Нижнего Новгорода, организатор проекта «Телевидение глухих» говорил, что в регионах неслышащие идут к баптистам и в секты, так как у них не было иного выбора. Они идут туда, где есть сурдопереводчик и хорошо налажена система работы с глухими и слабослышащими.

Один из сурдопереводчиков, энтузиаст своего дела, в письме так написал про проблемы религиозно-образовательной деятельности Церкви с глухими и слабослышащими: «Так вот в двух словах, основная проблема - это, как мне кажется, равнодушие священноначалия к просвещению глухих. За пять лет у нас не появился ни дьякон ни священник, владеющий жестами. Исповеди и причастия свелись к минимуму, хотя на службы и воскресные школы ходят многие. Варимся в своем соку, специально с глухими никто не работает, кроме меня, на общественных началах, в Богословском институте второй год не могу набрать группу факультатива по изучению жестового языка».

Бывает так, когда взявшие на себя пастырское попечение священники и диаконы не имеют представления или имеют поверхностное понятие о людях с нарушениями слуха. Они не знают, как надо работать с глухими и слабослышащими и потихоньку перекладывают на плечи сурдопереводчиков эту работу, оставляя себе только требы. Кроме того, не все священнослужители могут учить жестовый язык, а это основное средство межличностной коммуникации у глухих и ключ к пониманию их мировоззрения.

Священнослужители в настоящее время по старинке называют людей с нарушениями слуха глухонемыми, что может создать напряженную ситуацию между людьми с нарушениями слуха и слышащими, так как глухие и слабослышащие могут обидеться на слово глухонемые.

Однако проблемы встречаются и в приходе для глухих и слабослышащих. Одна из прихожан с недостатками слуха, посещающих Христианско-Евангелическую церковь, рассказала нам про отрицательный опыт посещения православного прихода, занимающегося религиозно-образовательной деятельностью с лицами с нарушениями слуха: «Когда я еще колебалась в вопросе веры, кто-то мне посоветовал посетить православный приход. Я в этом храме исповедалась и причастилась. Для этого мне приходилось постоять пять-шесть часов на службе в храме, но то, что говорили на службе, я мало, что поняла. Поэтому я выбрала протестантизм, так как на службах в евангелической церкви мне все понятно и, более того, получаю радость от посещения храма». Ей вторит другая протестантка, имеющая нарушение слуха: «Я к Православию отношусь с уважением, но в одном из православных приходов мне не понравилось, как с мной и моим сыном обращались, кроме того, жестовую речь батюшки совершенно не понимают. Я, как ни старалась понять Православие, но все равно мне непонятен мир Православия. А в Евангелической церкви есть возможность подробно изучить Библию, получать ответы на наболевшие вопросы о воспитании сына, есть возможность устроить его на летний отдых в лагере. Моему сыну понравилось в лагере у озера Байкал, и он стал изучать Библию».

Трудности с получением информации в храмах РПЦ у лиц с нарушениями слуха возникают потому, что в храмах, осуществляющих душепопечительство людей с нарушениями слуха, не всегда обеспечиваются оптимальные условия для работы с глухими и

слабослышащими. Небольшая, но важная деталь - интерьер православного храма совершенно не приспособлен для зрительного восприятия служб людьми с нарушениями слуха, так как значительная часть православных богослужений проходит в алтаре за закрытыми дверями. Основная трудность заключается в том, что церковное богослужение в православном храме строится на слуховом восприятии, которое отсутствует или затруднено у людей с нарушениями слуха. Кроме того, богослужение в православных храмах идет на церковнославянском языке. Это обстоятельство создает огромные трудности для сурдоперевода богослужений, восприятия и осмысления людьми с недостатками слуха непредметных категорий в учении Православной церкви.

Существует и проблема, заключающаяся в пассивности и безынициативности неслышащих. Думаю, что во многом виновато их школьное воспитание, порождающее потребительское отношение к обществу слышащих, мол, слышащие обязаны о них позаботиться. Кроме того, неслышащие настолько свыклись с окружающей их атмосферой безразличия, что не предпринимают попытки претворения в жизнь или поддержки инициатив, связанных с общественной жизнью глухих и слабослышащих.

Очевидно, что отсутствие у РПЦ стратегии действий по отношению к лицам с нарушениями слуха и отсутствие профессиональной подготовки у священнослужителей, осуществляющих служение людям с недостатками слуха, приводят к тому, что многие люди с недостатками слуха выбирают протестантизм в качеств жизненного руководства. Не последнюю роль также играет и пассивная жизненная позиция у людей с нарушениями слуха.

Решение всех перечисленных проблем зависит от заинтересованности этим вопросом в Русской Православной церкви и Всероссийском обществе глухих (ВОГ). Уже сделан первый шаг -

Священный Синод РПЦ одобрил «Рекомендации по организации пастырской и миссионерской работы с глухими и слабослышащими», представленные Синодальным миссионерским отделом, и поручил Отделу распространить текст «Рекомендаций» по епархиям Русской Православной Церкви. Однако для того, чтобы глухие и слабослышащие могли освоить православные духовные и нравственные ценности и руководствоваться ими, РПЦ нуждается в решительных шагах. ВОГ должен способствовать осуществлению права неслышащих на вероисповедание, заключая при этом договоры о сотрудничестве с традиционными религиозными конфессиями, среди которых числится РПЦ.

Мы предлагаем такие меры по организации пастырской и миссионерской деятельности с глухими и слабослышащими.

1. Организовать в каждой епархии хотя бы один просветительский центр для лиц с нарушениями слуха, в месте компактного проживания глухих и слабослышащих.

2. В храме, осуществляющем пастырско-миссионерскую деятельность, по мере возможности оборудовать придел с низким иконостасом (византийские алтарные преграды).

3. Священнослужители должны знать русский жестовый язык, базовые знания по сурдопедагогике и сурдопсихологии. В крайнем случае, сурдопереводчик должен регулярно дежурить в храме, помогая неслышащим прихожанам в осуществлении духовных запросов.

4. В храме оборудовать экран и проектор, с помощью которого можно высветить на экран полный текст Божественной Литургии, основные тексты Всенощного бдения, полные тексты служб Рождества Христова и Пасхи Христовой. Притом тексты желательно должны быть на русском языке, чтобы неслышащие прихожане могли понять суть служб, и дублироваться по ходу службы, идущей на церковнославянском языке. Экран должен находиться в таком месте храма,

чтобы не отвлекать обычных прихожан от службы. Если нет такой возможности, то сурдопереводчик может сурдопереводить службы с помощью пособий на русском языке.

5. В этом центре необходима воскресная школа, притом она должна регулярно действовать. Желательно подготовить спецкурс для глухих и слабослышащих по культуре Православия, включающий Закон Божий, основные понятия по иконописи, историю Православия и прочее.

Паломнические и образовательные поездки по монастырям и святым местам в пределах РПЦ должны быть осуществлены по желанию неслышащих. А такие поездки за рубеж предлагаю организовать на базе турфирмы Радонеж с тем, чтобы собрать желающих и имеющих финансовые возможности неслышащих, живущих в разных городах, для таких целей в одну группу с сурдопереводчиком.

6. Хорошо было бы всем, выпускающим диски с видеофильмами и передачами православного содержания, сделать субтитры к ним. Это необходимо для того, чтобы глухие и слабослышащие могли понять содержание видеофильмов и православных передач.

Должен предупредить, что священнослужители не должны во всем потакать глухим и слабослышащим прихожанам. Они обязаны побудить и развивать в людях с нарушениями слуха, помимо православной веры, активную жизненную позицию, позволяющую глухим и слабослышащим преодолевать жизненные трудности с помощью руководства православными духовно-нравственными ценностями.

Балашов Д.Е. Проблемы социализирующей деятельности РПЦ в работе с лицами с нарушениями слуха. В статье рассматриваются проблемы социализирующей деятельности РПЦ в работе с глухими и слабослышащими людьми.

Ключевые слова: социализирующая деятельность, глухие и слабослышащие люди, Русская Православная церковь.

Balashov D.E. Problems of socializing activity of Russian orthodox church in work with persons with a hearing disorder. The problems in the socializing activity of Russian Orthodox Church with deaf and of hearing people is discussed in the article.

Key words: the Social activity, hard of hearing and deaf people, Russian Orthodox Church.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.