Научная статья на тему 'Проблемы сокращения и утилизации твердых промышленных отходов и пути их решения'

Проблемы сокращения и утилизации твердых промышленных отходов и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
358
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Джаббарова Т. М.

The article deals with the problem which is urgent now. It concerns reduction and utilization of hard industrial waste. Accumulation of waste is an inevitable process which results from the vital functions of people. In environmental economics the waste is viewed from two points. First, it is underused raw materials; secondly, waste is one of the significant sources of pollution of the environment with harmful or even dangerous substances. Thus, accumulation of industrial waste inflicts economic damage. Special attention in the article is paid to such methods of this problem settlement as: technological, economic and normative. The problem of utilization and recycling of industrial waste is a global one and thus it is vital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INDUSTRIAL WASTE REDUCTION AND UTILIZATION: THE WAYS OF SETTLEMENT

The article deals with the problem which is urgent now. It concerns reduction and utilization of hard industrial waste. Accumulation of waste is an inevitable process which results from the vital functions of people. In environmental economics the waste is viewed from two points. First, it is underused raw materials; secondly, waste is one of the significant sources of pollution of the environment with harmful or even dangerous substances. Thus, accumulation of industrial waste inflicts economic damage. Special attention in the article is paid to such methods of this problem settlement as: technological, economic and normative. The problem of utilization and recycling of industrial waste is a global one and thus it is vital.

Текст научной работы на тему «Проблемы сокращения и утилизации твердых промышленных отходов и пути их решения»

УДК 658.5(002.8)

Т.М. Джаббарова СГГ А, Новосибирск

ПРОБЛЕМЫ СОКРАЩЕНИЯ И УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

T.M. Dzhabbarova

Siberian State Academy of Geodesy

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

PROBLEMS OF INDUSTRIAL WASTE REDUCTION AND UTILIZATION: THE WAYS OF SETTLEMENT

The article deals with the problem which is urgent now. It concerns reduction and utilization of hard industrial waste. Accumulation of waste is an inevitable process which results from the vital functions of people. In environmental economics the waste is viewed from two points. First, it is underused raw materials; secondly, waste is one of the significant sources of pollution of the environment with harmful or even dangerous substances. Thus, accumulation of industrial waste inflicts economic damage. Special attention in the article is paid to such methods of this problem settlement as: technological, economic and normative. The problem of utilization and recycling of industrial waste is a global one and thus it is vital.

В ряду самых острых глобальных проблем третьего тысячелетия стоят проблемы загрязнения окружающей среды и возможного истощения природных ресурсов.

Так по оценкам ФГУ НИЦПУРО, ежегодно в стране образуется более 3 млрд. тонн отходов промышленного производства, из которых более 90 % возникает в процессе добычи и обогащения полезных ископаемых [3].

В России наблюдается устойчивый количественный рост отходов, и никаких принципиальных изменений этой тенденции в обозримом будущем не предвидится. Это очевидным образом связано с ростом объема промышленного производства и уровня конечного потребления.

Приоритетным способом утилизации отходов должен стать метод восстановления ресурсов, т.е. сбора, сортировки, подготовки отходов различных видов для их последующей рециркуляции (вторичного) использования. Речь, таким образом, идет о превращении отходов во вторичные ресурсы [3].

Любые отходы можно рассматривать в качестве вторичных материальных ресурсов (ВМР), поскольку они могут быть использованы в хозяйственных целях, либо частично (т. е. в качестве добавки), либо полностью замещая традиционные виды материально-сырьевых и топливноэнергетических ресурсов, причем главной особенностью таких ресурсов является их постоянная воспроизводимость в процессе материального производства, оказания услуг и конечного потребления.

В Российской Федерации ВМР используются практически во всех отраслях промышленности. При этом масштабы и степень переработки

различных видов ВМР значительно варьируют в зависимости от ресурсной ценности отходов, от экологической ситуации, обусловленной их свойствами как загрязнителей среды, и - самое главное - от конкретных экономических условий, определяющих рентабельность использования отходов в том или ином виде производства.

Средний коэффициент использования отходов в качестве вторичного сырья в России можно оценить примерно в одну треть, что в 2-2,5 раза ниже, чем в более развитых странах. При этом необходимо иметь в виду, что в нашей стране многие виды отходов практически вообще не используются в хозяйственных целях. Так, уровень переработки ТБО в среднем по России не превышает 4-5 %. Плохо перерабатываются золы и шлаки ТЭС, фосфогипс, изношенные шины, полимерные отходы, осадки очистных сооружений, жидкий свиной навоз и птичий помет. Эта ситуация имеет двоякие последствия: во-первых, промышленность несет значительные потери

материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), содержащихся в отходах, во-вторых, продолжается интенсивное накопление неиспользуемых отходов в окружающей среде - каждый год примерно 6070 % от их возникшего объема, или, в абсолютных показателях, - 2-2,5 млрд. тонн в год [1].

Столь слабое вовлечение отходов в хозяйственный оборот объясняется во многих случаях высокими затратами на их сбор и подготовку к переработке.

Каковы же причины, приводящие к столь высоким затратам на сбор и переработку отходов потребления. Это, во-первых, необходимость создания специальной производственной инфраструктуры, включающей пункты сбора вторсырья и заготовительные предприятия; во-вторых, трудоемкость сортировки и дезагрегации сложных отходов на отдельные компоненты по видам материала, а также их чистки, мойки и дезинфекции, проверки на наличие радиоактивных и других опасных материалов; в-третьих, значительный расход энергии на их дробление и выпуск из них вторичного сырья или полуфабрикатов; и наконец, в-четвертых, снижение производительности оборудования из-за наличия в перерабатываемых отходах примесей и мусора (особенно это относится к переработке полимерных отходов).

Экономические стимулы, которые могли бы побудить предпринимателей заняться сбором и переработкой «нерентабельных» ВМР, также довольно низки. Вызвано это относительно низкой конкурентоспособностью товаров, произведенных с использованием отходов, поскольку даже при относительной дешевизне соотношение цена/качество для них менее благоприятно, чем у продукции, изготовленной только из природного сырья. В первую очередь это относится к широкому ассортименту продукции из отходов термопластов и резины (таре, поливочным шлангам, полимерной пленке, изделиям технического назначения из термопластов и резины), регенерированным моторным маслам, туалетной бумаге из макулатуры и т. д.

Спрос на такую продукцию нередко остается довольно низким даже при существенном - до 50 % и более - снижении цены на нее.

Высокая обеспеченность промышленности России сырьевыми ресурсами, их доступность на фоне высоких мировых цен также не способствует развитию активности в сфере переработки отходов.

В целом, даже при наличии серьезных технологических трудностей можно утверждать, что недостаточный уровень использования вторичных материальных ресурсов в России обусловлен в первую очередь не технологическими факторами, а несовершенством институциональных основ в этой области, прежде всего - нормативно-правовых механизмов. Поэтому интенсифицировать использование отходов в качестве ВМР можно, лишь создав для этого более благоприятные организационные, нормативноправовые и экономические условия, что, на наш взгляд, потребует значительного усиления государственного регулирования в этой области [3].

Итак, выделяются три типа проблем утилизации ТПО: технологические, экономические, нормативные.

Технологические проблемы являются не самыми острыми. В действительности всего для 5-20 % твердых промышленных отходов не имеется технологий переработки. Для большей же части отходов эффективные технологии либо разработаны в России, либо (реже) могут быть закуплены за рубежом.

Для решения проблемы этого типа можно предложить использование передовой техники и технологии по сбору и переработке вторичного сырья.

Проблема экономического стимулирования гораздо более серьезна. Опыт экономически развитых стран показывает, что экологически эффективная система природопользования может быть создана только при участии государства. Эта проблема решаема с помощью внутрихозяйственного планирования образования, сбора, использования и реализации отходов, установления цен на эти ресурсы и продукты их переработки, материального стимулирования их рационального применения, комплексного учета и анализа результатов работы с вторичным сырьем.

Надо полагать, что совершенствование нормативного поля должно создать базу для решения многих проблем утилизации ТПО. В частности, произойдет стимулирование предприятий к внедрению существующих и разработке новых технологий переработки отходов за счет, с одной стороны, ужесточения системы налогов и штрафов, с другой - создания благоприятных условий предприятиям, перерабатывающим отходы. Кроме того, в законодательном порядке должны быть четко очерчены не только ограничения на образование и размещение отходов, но и допустимые параметры технологий их утилизации. [5].

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать предложения по реорганизации системы управления отходами в России. Чтобы стимулировать в нашей стране процесс сбора и переработки отходов и создать для этого более благоприятные условия, представляется целесообразным принять следующие меры:

- Ввести законодательное положение, согласно которому хозяйственное использование отходов в качестве ВМР становится специально выделенным объектом государственного регулирования, наделив при этом одно из федеральных министерств или ведомств полномочиями по осуществлению государственной политики в этой области.

- Внедрить систему всеобщей ответственности за организацию сбора и переработки отходов, возложив эту ответственность на хозяйствующих субъектов как собственников отходов производства, физических лиц как собственников образующихся у них бытовых отходов, органы муниципального управления как на субъектов хозяйственной деятельности, организующих сбор, вывоз, переработку и захоронение отходов.

- Необходимо также принять в России правовую норму, устанавливающую ответственность производителей за организацию сбора и переработки определенных видов выпускаемой ими продукции после ее использования потребителем, а также использованной в производстве упаковки.

Чтобы дать хозяйствующим субъектам дополнительный стимул к вовлечению отходов в хозяйственный оборот, нужно создать нормативно -правовые условия для более эффективного использования природоохранных механизмов и инструментов государственного регулирования -разрешительной системы размещения отходов с установлением лимитов, платежей за размещение отходов, лицензирования, государственной экологической экспертизы.

Особые нормативно-правовые условия следует также создать для применения традиционных методов государственного регулирования предпринимательской деятельности в данной сфере. Так, желательно было бы установить ряд льгот: льготы по налогу на прибыль, инвестируемую в создание производств по переработке ВМР или в техническое перевооружение в этой области; льготы по налогу на землю производственнозаготовительных предприятий и пунктов сбора наиболее распространенных видов вторичного сырья.

Нормативы льгот в этой области, порядок их обоснования и установления должны регламентироваться специальным (налоговым) законодательством.

Целесообразно было бы на основе отмененной два года назад федеральной программы «Отходы» создать новую целевую программу национального уровня, в рамках которой можно было бы сосредоточить имеющиеся ресурсы и последовательно решить накопившиеся проблемы в данной области.

По нашему мнению, предложенные меры должны способствовать формированию особой организационно-производственной инфраструктуры, способной к саморегуляции. Устойчивость такой системы должна обеспечиваться за счет покрытия убытков от организации сбора и переработки «нерентабельных» отходов потребления с помощью уже

имеющихся и предложенных выше механизмов государственного регулирования предпринимательской и природоохранной деятельности. Как представляется, наиболее рациональной формой введения предложенных выше нормативно-правовых положений могло бы стать принятие специального федерального закона «О вторичных материальных ресурсах». Проект этого ФЗ был подготовлен, в частности, ФГУ НИЦПУРО в 2004 году по заказу Минпромнауки России.

В 2006 году ФГУ НИЦПУРО и ОАО «НТК “Механобртехника”« по заказу Минпромэнерго России подготовили новый вариант Концепции данного закона, предусматривающий установление норм прямого действия по уровню ответственности производителей за сбор и переработку своей продукции после использования ее потребителями [2].

Реализация государственной политики по развитию рынка вторичных ресурсов позволит обеспечить следующие социально-экономические преимущества:

- Рост уровня использования невостребованных в настоящее время вторичных ресурсов, в том числе полимерных отходов, изношенных шин, отработанных моторных масел, выведенных из эксплуатации аккумуляторов, макулатуры, зол и шлаков ТЭС, металлургических шлаков, древесных отходов и др.;

- Увеличение доли вторичного сырья в производстве важнейших видов промышленной продукции (стали, картонно-бумажной продукции, продукции из полимерных, текстильных и древесных материалов, нефтепродуктов, строительных материалов);

- Дополнительную экономию сырья, материальных и топливноэнергетических ресурсов;

- Снижение уровня загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления;

- Создание новых рабочих мест;

- Создание более благоприятных условий для взаимодействия с зарубежными странами в области сбора и переработки отходов [4].

Подведем итоги. В России экономика отходов в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии. Чтобы кардинально исправить положение, необходимо реформировать государственную политику в этой области, существенно усилив государственное регулирование сбора и переработки отходов, прежде всего — отходов конечного потребления, поскольку работа с такими отходами по большей части нерентабельна и не дает предпринимателям приемлемой для них прибыли. Реальные предпосылки для такой реформы существуют в виде апробированного в 1980х годах отечественного и, позднее, зарубежного опыта. Предлагаемый подход основан на принципе «загрязнитель платит» и на распределении ответственности за сбор и переработку отходов на всех членов российского общества.

1. Бобров, А.Л. Устойчивое развитие и экономика природопользования [Текст] / А.Л. Бобров. - М.: 2002. - 346 с.

2. Браун, Л. Экономика: Как создать экономику, оберегающую планету. Пер с англ. [Текст] / Л. Браун. - М.: Весь мир,2003. - 392 с.

3. Бобылев, С.Н., Ходжаев, А.Ш. Экономика природопользования [Текст] / С.Н.

Бобылев, А.Ш. Ходжаев. - М.: Инфра-М, 2004 - 78 с.

4. Никулин, Ф.Е. Утилизация и очистка промышленных отходов, С-Пб.: Судостроение, 2006. - 68 с.

© Т.М. Джаббарова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.