Научная статья на тему 'Информационное обеспечение управления сбором и переработкой вторичных ресурсов'

Информационное обеспечение управления сбором и переработкой вторичных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
140
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Бойко В. А.

By the jury of expert opinion, industrial recoverable resources account for 2.73 milliard tons a year, more than 90 % of it being mineralmining and concentration waste. Recoverable resources are utilized almost in all the industries of the Russian Federation. One of the main problems of the practical use of waste for recycling is poor dataware. The article analyses the lack of information support as concerns management of waste collection and recycling, which results in imperfection of the state statistical reports and underdevelopment of information infrastructure of business in this field and of recoverableresources market as a whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DATAWARE OF RECOVERABLERESOURCES COLLECTION AND RECYCLING MANAGEMENT

By the jury of expert opinion, industrial recoverable resources account for 2.73 milliard tons a year, more than 90 % of it being mineralmining and concentration waste. Recoverable resources are utilized almost in all the industries of the Russian Federation. One of the main problems of the practical use of waste for recycling is poor dataware. The article analyses the lack of information support as concerns management of waste collection and recycling, which results in imperfection of the state statistical reports and underdevelopment of information infrastructure of business in this field and of recoverableresources market as a whole.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение управления сбором и переработкой вторичных ресурсов»

УДК 658.567.1:002.56

В.А. Бойко

СГГ А, Новосибирск

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СБОРОМ И ПЕРЕРАБОТКОЙ ВТОРИЧНЫХ РЕСУРСОВ

V.A. Boyko

Siberian State Academy of Geodesy (SGGA)

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

DATAWARE OF RECOVERABLE- RESOURCES COLLECTION AND RECYCLING MANAGEMENT

By the jury of expert opinion, industrial recoverable resources account for 2.73 milliard tons a year, more than 90 % of it being mineral- mining and concentration waste. Recoverable resources are utilized almost in all the industries of the Russian Federation. One of the main problems of the practical use of waste for recycling is poor dataware. The article analyses the lack of information support as concerns management of waste collection and recycling, which results in imperfection of the state statistical reports and underdevelopment of information infrastructure of business in this field and of recoverable- resources market as a whole.

Российская Федерация обладает значительными ресурсами вторичного сырья в виде ежегодно образующихся и накопленных отходов производства и потребления, которые можно характеризовать как возобновляемые сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы. По экспертным оценкам ресурсы вторичного сырья в промышленности составляют 2,73 млрд. тонн в год. Более 90 % от этого количества составляют отходы добычи и обогащения полезных ископаемых. Количество образования других видов вторичного сырья составляет 130-140 млн. т /год, в том числе лома и отходов черных металлов -29,7 млн. т /год (по оценке в расчете на 2003 год), зол и шлаков ТЭС - 26,5 млн. т/год, галитовых отходов - 27,3 млн. т/год, шлаков доменных

- 17,5 млн. т/год, шлаков сталеплавильных - 7,1 млн. т/год, древесных отходов - 12,64 млн. т/год, фосфогипса - 8,4 млн. т/год, макулатуры - 3,14 млн. т/год, изношенных шин -0,99 млн. т /год (табл. 1).

Использование вторичного сырья в Российской Федерации осуществляется практически во всех отраслях промышленности (табл. 2).

Недостатки информационного обеспечения управления сбором и переработкой BMP выражаются в несовершенстве государственной статистической отчетности, а также в неразвитости информационной инфраструктуры обслуживания предпринимательской деятельности в этой области и в целом рынка вторичного сырья.

Государственная статистическая отчетность по форме 2ТП - (отходы), введенная с 2002 года, имеет пока ограниченный и недоступный характер для широкого круга потребителей. Имеющиеся данные сосредоточены в МПР России и в полной мере не публикуются. Используемая при этом

классификация отходов плохо стыкуется с принятыми в отраслях промышленности наименованиями вторичного сырья.

Таблица 1. Оценка ресурсов важнейших видов вторичного сырья и уровня их

использования

Наименование ВМР Ресурсы, млн. т Уровень использования, %

Отходы добычи и обогащения 2730,6 35,1

Лом черных металлов 29,7 88,3

Золы и шлаки ТЭС 26,5 10,3

Галитовые отходы 27,3 42,3

Шлаки доменные 17,5 63,6

Древесные отходы 12,64 52,5

Фосфогипс 8,4 2,13

Шлаки сталеплавильные 7Д 36,6

Макулатура 3,14 33,4

Пиритные огарки 1,42 37,6

Щелоки сульфитные 0,95 68,4

Шины изношенные 0,99 4,7

Полимерные отходы 0,71 11,8

Стеклобой 0,58 34,1

Ртутьсодержащие отходы 0,0037 40,5

Таблица 2.Оценка доли вторичного сырья в производстве важнейших видов

промышленной продукции

Вид продукции Наименование вторичного сырья Доля вторичного сырья, %

Картонно-бумажная продукция макулатура 18,0

Сталь лом черных металлов 27,0

Продукция из термопластичных полимеров вторичное полимерное сырье 4,2

Резинотехнические изделия крошка резиновая, регенерат 3,6

Нерудные строительные материалы (щебень, гравий, песок) отходы добычи и обогащения, шлаки металлургические, золы и шлаки ТЭС 3,6

Государственная статистическая отчетность по форме 14-мет (лом) «Сведения об образовании и использовании лома черных и цветных металлов» имеет ограниченный характер, поскольку ею охвачены лишь предприятия, осуществляющие заготовку, переработку и реализацию лома

черных и цветных металлов. Лом, образующийся на предприятиях и не охваченный системой заготовки, не учитывается в этой форме статотчетности.

Банк данных о технологиях переработки отходов МПР России (www.ecocom.ru/waste) имеет пока ограниченное наполнение, ориентирован, главным образом, на решение природоохранных проблем и не предусматривает актуализацию внесенных в него данных. Фактически этот банк данных ведется по принципу регистрации в нем рекламных материалов, представляемых предпринимателями, заинтересованными в продвижении своих технологий и оборудования на рынок сбора и переработки отходов. В этой связи, приведенные в нем данные со временем теряют свою актуальность. К тому же, по состоянию на 01.07.04, из-за отсутствия финансирования со стороны МПР России эта работа пока прекращена.

Таким образом, в сложившихся в России условиях низкий уровень использования вторичных материальных ресурсов обусловлен, прежде всего, не технологическими факторами, а несовершенством институциональных основ в этой области, в том числе несовершенством организационного и нормативно-правового обеспечения сбора и переработки отходов.

Развитые страны мира и Европы добились значительно более высоких уровней использования отходов в качестве ВМР и планируют в перспективе полное прекращение практики захоронения отходов. Достижению высоких уровней использования ВМР в этих странах способствовало:

1. Широкое использование традиционных механизмов экономического стимулирования предпринимательства в рыночных условиях хозяйствования

- льготного кредитования и налогообложения, льготного списания амортизационных затрат, предоставления льготных транспортных тарифов и

др.;

2. Использование механизма удержания и возврата залоговой стоимости, а также взимания специальных платежей на организацию сбора и переработки некоторых видов продукции после ее использования (гальванических элементов, изношенных шин, автомобильной техники и др.);

3. Создание особых нормативно-правовых и экономических условий, а также специальной производственной инфраструктуры для сбора и переработки отходов упаковки, реализующих принцип ответственности упаковщиков продукции за сбор и переработку упаковки после ее использования, введение для этих целей специальных платежей за использование упаковки;

4. Последовательное распространение практики ответственности производителей за сбор и переработку своей продукции после использования на другие виды продукции, содержащей ценные виды материалов, - на автотранспортные средства, электрическую и радиоэлектронную технику;

5. Расширяющая практика государственного нормирования уровня сбора и переработки отдельных видов отходов, разработка для этих целей национальных планов и программ с выделением для обеспечения их реализации значительных субсидий.

В странах ЕС расширяются масштабы нормирования сбора отходов и их использования в качестве вторичного сырья на межгосударственном уровне. Основные программно-целевые установки по нормативам в этой области регламентируются специальными Директивами Европейского Парламента и Совета ЕС (табл. 3):

94/62/ЕС - Упаковка и отходы упаковки;

2000/53/ЕС - Транспортные средства, выведенные из эксплуатации;

2002/96/ЕС - Отходы электротехнического и электронного

оборудования.

Таблица З.Целевые установки Парламента и Совета ЕС по уровню сбора и переработки продукции, на которую распространяется «принцип

ответственности производителя»

Год введения нормы Норма сбора Норма использования Норма рециклинга

Упаковка 2000 г. или 50-65 % 25-45 %

через 5 лет

после

принятия директивы

Автотранспортные средства (АТС)1 2006 г. 2015 г. 85 % 95 % 80 % 85 %

Старые АТС, выпуска до 1980г. 2006 г. 75 % 70 %

Электрорадиотехника 2007 г. 4 кг/жителя 70-80 % 50-75 %

1. Производители АТС должны бесплатно принять (или обеспечить прием) на переработку свои АТС: выпуска после 1.07.2002 - с 1.07.2002 г., а выпуска до 1.07.2002 г. - с 1.01.2007 г.

В качестве основных предпосылок для возможности наращивания уровня использования вторичных материальных ресурсов в России следует выделить:

- Рост спроса растущего промышленного производства на традиционные виды вторичного сырья (лом черных и цветных металлов, макулатуру, полимеры, текстильные и древесные отходы, минеральные отходы для использования в промышленности строительных материалов и в строительстве);

- Наличие на внутреннем и внешнем рынках технологий и оборудования для сбора и переработки большинства видов отходов, в том числе наиболее распространенных отходов потребления;

- Ужесточение природоохранной политики в отношении воздействия неиспользуемых отходов на окружающую среду, что должно стимулировать их сбор и переработку;

- Активизация деятельности российской и мировой общественности по обеспечению реализации стратегии «устойчивого развития» мирового сообщества, предусматривающей дальнейшее социально-экономическое развитие в условиях ресурсных ограничений, в том числе за счет организации многократного использования сырья и материалов в процессах производства и потребления продукции;

- Возможность создания более благоприятных экономических условий для сбора и переработки ВМР, демонстрируемая в развитых странах мира.

В целях создания условий для реализации выявленных предпосылок по наращиванию уровня использования ВМР в России, необходимо, также как и в развитых странах, усиление государственного регулирования в области сбора и переработки отходов в качестве ВМР. При этом уровень и масштабы решаемых проблем, требуют, прежде всего, совершенствования законодательных основ в этой области. Решение этой задачи целесообразно осуществить путем разработки специального федерального закона с условным названием «О вторичных материальных ресурсах».

© В.А. Бойко, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.