Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОСЕЛКА ЛАГИЧ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ'

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОСЕЛКА ЛАГИЧ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
124
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ЛАГИЧ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД / ПАМЯТНИК ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА / АРХИТЕКТУРА / РЕМЕСЛЕННЫЙ ЦЕНТР / ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Нурмамедов Магомед Нурмамедович

Введение. Среди исторических городов и поселений Азербайджана поселок Лагич является одним из уникальных. Высокоразвитое ремесло, особенно медное производство, кузнечное дело, ковроделие прославили лагичских мастеров не только в Азербайджане, но и за его пределами. Своеобразная планировочная структура и архитектура Лагича формировались под влиянием ремесленного производства. К сожалению, как и многие древние поселения, Лагич сталкивается с деградацией, связанной с социально-техническими процессами современной цивилизации. Материалы и методы. Использованы теоретический анализ научной литературы, графические материалы и письменные источники. Методы исследования основываются на системном, пространственном и социально-функциональном подходах. Результаты. Проанализировано текущее состояние Лагича, выявлены проблемы, создающие угрозу архитектурно-градостроительной среде поселка. Рассмотрены варианты возрождения ремесленного производства, которое непосредственно взаимосвязано с архитектурно-строительной традицией поселка. Подчеркивается определяющая роль туризма в жизни Лагича и его жителей, при этом отмечается опасность, вызванная ростом туризма. Выводы. На основе опыта сохранения среды в зарубежных исторических городах автором предлагается применение современных подходов в решении проблем, связанных с управлением и использованием историко-культурного наследия в Лагиче. Следует уделить внимание комплексному решению проблем с учетом архитектурно-градостроительных, социально-экономических и административно-управленческих вопросов. Учитывая особенность Лагича как памятника мирового значения, необходим ряд документов по сохранению как отдельных памятников, так и исторических кварталов в целом. Только такой подход откроет путь к решению многих проблем и создаст благоприятные условия для развития Лагича с сохранением его архитектурно-градостроительного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PRESERVATION OF ARCHITECTURAL AND URBAN HERITAGE OF THE HISTORICAL VILLAGE OF LAHIJ IN AZERBAIJAN

Introduction. Among the historical towns and settlements of Azerbaijan, the village of Lahij is one of the unique. Highly developed crafts, especially copper production, blacksmithing, and carpet making glorified Lahij masters not only in Azerbaijan but also abroad. The peculiar planning structure and architecture of Lahij were formed under the influence of craft production. Unfortunately, like many ancient settlements, Lahij is facing degradation associated with the socio-technical processes of modern civilization. Materials and methods. The paper uses theoretical analysis of scientific literature, graphic materials, and written sources. Research methods are based on systemic, spatial, and socio-functional approaches. Results. This article analyses the current state of the identified problems threatening the architectural and urban environment of the village of Lahij. Consideration is being given to ways of reviving craft production which is directly related to the architectural and construction tradition of the village. The article emphasizes the crucial role of tourism in the life of Lahij and its residents, noting also the danger posed by the growth of tourism. Conclusions. Based on the experience of preserving the environment in foreign historical towns, the author suggests using modern approaches in solving problems related to the management and use of the historical and cultural heritage in Lahij. Attention should be paid to the complex solution of problems considering architectural and urban planning, socio-economic and administrative-managerial issues.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОСЕЛКА ЛАГИЧ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ

УДК 719 Б01: 10.22227/1997-0935.2021.4.403-412

Проблемы сохранения архитектурно-градостроительного наследия исторического поселка Лагич в Азербайджане

М.Н. Нурмамедов

Азербайджанский архитектурно-строительный университет (АзАСУ); г. Баку, Азербайджанская Республика

АННОТАЦИЯ

Введение. Среди исторических городов и поселений Азербайджана поселок Лагич является одним из уникальных. Высокоразвитое ремесло, особенно медное производство, кузнечное дело, ковроделие прославили лагичских мастеров не только в Азербайджане, но и за его пределами. Своеобразная планировочная структура и архитектура Лагича формировались под влиянием ремесленного производства. К сожалению, как и многие древние поселения, Лагич сталкивается с деградацией, связанной с социально-техническими процессами современной цивилизации. Материалы и методы. Использованы теоретический анализ научной литературы, графические материалы и письменные источники. Методы исследования основываются на системном, пространственном и социально-функциональном подходах.

Результаты. Проанализировано текущее состояние Лагича, выявлены проблемы, создающие угрозу архитектурно-градостроительной среде поселка. Рассмотрены варианты возрождения ремесленного производства, которое непосредственно взаимосвязано с архитектурно-строительной традицией поселка. Подчеркивается определяющая роль туризма в жизни Лагича и его жителей, при этом отмечается опасность, вызванная ростом туризма. Выводы. На основе опыта сохранения среды в зарубежных исторических городах автором предлагается применение современных подходов в решении проблем, связанных с управлением и использованием историко-культурного на- ^ ® следия в Лагиче. Следует уделить внимание комплексному решению проблем с учетом архитектурно-градострои- t о тельных, социально-экономических и административно-управленческих вопросов. Учитывая особенность Лагича как з j памятника мирового значения, необходим ряд документов по сохранению как отдельных памятников, так и истори- к ческих кварталов в целом. Только такой подход откроет путь к решению многих проблем и создаст благоприятные S в условия для развития Лагича с сохранением его архитектурно-градостроительного наследия. О Г

С "

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Лагич, исторический город, памятник градостроительства, архитектура, ремесленный центр, . ^

историческое наследие, туризм 5 1

о ^

t м

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Нурмамедов М.Н. Проблемы сохранения архитектурно-градостроительного наследия исто- l 2 рического поселка Лагич в Азербайджане // Вестник МГСУ. 2021. Т. 16. Вып. 4. С. 403-412. DOI: 10.22227/1997- J 9 0935.2021.4.403-412 о 7

r I

n °

2 3

о 2

On

Problems of preservation of architectural and urban heritage 11

of the historical village of Lahij in Azerbaijan

Magomed N. Nurmamedov

Azerbaijan University of Architecture and Construction (AUAC); Baku, Republic of Azerbaijan > 6 _ o Q

2

ABSTRACT t l

Introduction. Among the historical towns and settlements of Azerbaijan, the village of Lahij is one of the unique. Highly e e developed crafts, especially copper production, blaoksmithing, and carpet making glorified Lahij masters not only in Azerbai- • D jan but also abroad. The peculiar planning structure and architecture of Lahij were formed under the influence of craft produc- 0 H tion. Unfortunately, like many ancient settlements, Lahij is facing degradation associated with the socio-technical processes jr ® of modern civilization. m D

Materials and methods. The paper uses theoretical analysis of scientific literature, graphic materials, and written sources. <D

1 ■

Research methods are based on systemic, spatial, and socio-functional approaches.

Results. This article analyses the current state of the identified problems threatening the architectural and urban environment ?

of the village of Lahij. Consideration is being given to ways of reviving craft production which is directly related to the archi- S 3

tectural and construction tradition of the village. The article emphasizes the crucial role of tourism in the life of Lahij and its с О

residents, noting also the danger posed by the growth of tourism. ® *

Conclusions. Based on the experience of preserving the environment in foreign historical towns, the author suggests using * *

modern approaches in solving problems related to the management and use of the historical and cultural heritage in Lahij. 0 0

Attention should be paid to the complex solution of problems considering architectural and urban planning, socio-economic 2 2 and administrative-managerial issues.

© М.Н. Нурмамедов, 2021 403

Распространяется на основании Creative Commons Attribution Non-Commercial (CC BY-NC)

KEYWORDS: Lahij, historical town, monument of urban planning, architecture, craft center, historical heritage, tourism

FOR CITATION: Nurmamedov M.N. Problems of preservation of architectural and urban heritage of the historical village of Lahij in Azerbaijan. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2021; 16(4):403-412. DOI: 10.22227/1997-0935.2021.4.403-412 (rus.).

N N О О N N

¡г (u

U 3

> (Л

с и

U (O <0 ф

i!

<D <D

о ё

<л w

E О

CL ° ^ d Ю °

S ]S

о EE a> ^

w

£ w ■8

El

О (Я

ВВЕДЕНИЕ

Территория Азербайджана богата историческими городами и поселениями. Возникшие в глубокой древности такие города, как Баку, Шамахы, Гянджа, Нахичевань, Барда, Шеки, Губа и другие сегодня являются важными административно-культурными центрами [1]. Соприкосновение исторического наследия и современной культуры ставит перед обществом серьезные задачи по их гармоничному существованию.

Лагич — один из исторических городков Азербайджана (определение «городок» дают арабоязыч-ные и персоязычные средневековые источники; сегодня Лагич — поселок городского типа), известный как ремесленный центр, возник в раннесредневеко-вый период, особо прославился медным ремеслом и оружейным делом. На рубеже ХУ11-Х1Х вв. изделия местных мастеров были известны далеко за пределами Азербайджана [2]. В разных источниках и трудах авторов, таких как В. Легкобытов1 [1], Н. Абелов2 [2], А. Пиралов3 [3] встречаются сообщения о развитом медном производстве и оружейном мастерстве лагичцев.

Ремесленники Лагича производили различную продукцию, которая наряду с высокими функциональными качествами отличалась большим художественным вкусом украшения. Изделия лагичских мастеров имели огромный успех в краевых, всероссийских и международных выставках.

В 1873 г. в специальной газете Международной Венской выставки писали, что посуда, показанная на выставке, получила всеобщее признание, еще раз подтвердив славу лагичских умельцев4 [4]. «Кавказский календарь» как событие года отмечает, что на выставке произведений Закавказского края 1850 г. отличилась медная посуда Мамед Кадыра из селения Лагич, который был представлен к «денежной награде»5 [5].

Е.Г. Вейденбаум в работе, относящейся к семидесятым годам XIX в., называет Лагич «одним из глав-

ных пунктов производства огнестрельного оружия и медной посуды для восточной половины Кавказа и Персии»6 [6].

А.П. Фитуни об оружейном деле Лагича сообщает следующее: «Лагичцы в старину в период ханской жизни (40-е годы ХУШ в. - 30-е годы XIX в.) Азербайджана занимались также выделкой оружия как оборонительного, так и наступательного, холодного и огнестрельного... Они являлись главными поставщиками Ширванского оружия: кинжалов, шашек, кремневых пистолетов, ружей, особенно красивых пороховниц, но большей частью из меди»7 [7].

Со второй половины XIX в. в связи с развитием промышленности начавшийся спад ремесленного производства повлиял и на жизнь городка. Лагич постепенно стал терять ту славу, которую имел благодаря своим жителям-ремесленникам, но, несмотря на такой непреодолимый процесс, он, хоть и частично, но сумел сохранить традиции и секреты ремесел, которыми местные мастера владеют и по сей день (рис. 1). В 2015 г. медное производство Лагича было включено в список нематериального наследия ЮНЕСКО8 [8].

Лагич привлекает своей неповторимой градостроительной структурой и своеобразной архитектурой. Историко-культурный государственный заповедник9 [9] и памятник мирового значения10 [10] является музеем под открытым небом: живая, развивающаяся архитектурная среда, где памятники архитектуры тесно соприкасаются с современной жизнью людей.

Лагичцы живут и работают среди памятников. Поселок-заповедник развивается, расширяется согласно сегодняшним требованиям общества. К со-

1 Легкобытов В. Ширванская провинция // ОРВК. Ч. III. СПб., 1836.

2 Абелов Н.А. Экономический быт государственных крестьян Геокчайского и Шемахинского уездов Бакинской губернии // МИЭБГКЗК. Т. VI. Тифлис, 1887.

3 Пиралов А. Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа. Тифлис, 1900.

4 Записки Кавказского общества сельского хозяйства. № 5-6. Тифлис, 1873.

5 Кавказский календарь на 1851 г. Тифлис, 1850.

6 Вейденбаум Е.Г. Заметки об употреблении камня и металлов у кавказских народов // ИКОРГО. Т. IV, Тифлис, 1876-1877.

7 Фитуни А.П. История последней столицы Ширвана // Известия Азербайджанского комитета охраны памятников старины, искусства и природы (Азкомстарис). Вып. III. Баку, 1927.

8 Lahic misgsrlik ssnsti. URL: http://unesco.preslib.az/az/page/ MILV0EvK4F

9 О создании государственного историко-культурного заповедника поселка Лагич : Постановление Совета Министров Азербайджанской ССР № 508 от 23.12.1980.

10 Об утверждении распределения по важности недвижимых памятников истории и культуры, взятых под государственную защиту на территории Азербайджанской Республики : Постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики № 132 от 02.08.2001.

жалению, это происходит без соответствующего градостроительного контроля, не имея ни генерального плана, ни плана регенерации, консервации или реставрации, создающего научно-техническую базу для сохранения культурного и исторического наследия городка [3]. В 1989 г. был разработан генеральный план Лагича, но практически с момента утверждения он потерял свою актуальность в связи с определенными изменениями в тот период в политико-экономической жизни страны.

Архитектурно-градостроительный облик Лагича постепенно утрачивает свой первозданный вид под воздействием социальных и технологических процессов, востребованных современным обществом. Актуальность темы заключается в том, что Лагич по сей день не имеет генерального плана, необходимого для целенаправленного регулирования развития поселка, четкого определения границы исторической части. На территории заповедника возводятся новые строения, часто нарушающие исторически сформировавшуюся архитектурную среду и планировочную структуру. Важно отметить, что растущий поток туристов, посещающих Лагич за последние годы, и вытекающие из этого проблемы, связанные с системой транспорта и парковок, разрушительно влияют на сохранение как отдельных памятников, так и заповедника в целом [4, 5].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Использовались натурные наблюдения, анализ графических материалов и письменных источников, а также следующие методологические подходы:

• системный подход — исследование градостроительных, природных и художественных факторов Лагича, которые взаимосвязаны друг с другом и влияют на формирование своеобразной архитектурной среды;

• пространственный подход, позволяющий выявить положение основных композиционных сооружений, формирующих исторические кварталы, а также пространственный анализ в зависимости от рельефа местности;

• социально-функциональный подход — один из основных методов в данном исследовании, применялся для изучения особенностей развития социально-культурных процессов, временного развития территориальной организации в совокупности с комплексом производственных и непроизводственных процессов. В рамках этого подхода вырисовывается социальная модель архитектурного объекта, которая структурно связана с его функциональным назначением.

Цель настоящей статьи — определить проблемы, создающие угрозу сохранения архитектурного облика поселка, привлечь внимание к разработке генерального плана, а также других документов, связанных с сохранением и управлением архитектурного наследия Лагича.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Лагич стал темой разных исследований, статей, публицистических материалов, но они в основном этнографического характера, большая часть посвящена особенностям развития медного ремесленного производства.

Среди работ, изучающих градостроительную и архитектурно-планировочную структуру Лагича, следует отметить труд Л.С. Бретаницкого в соавторстве с У Б. Ревазовым и Л.Г. Мамиконовым, в котором рассмотрена связь планировочной структуры города с его ремесленной спецификой11 [11]. В монографии М.Н. Мамедбейли осуществлен архитектурно-планировочный анализ города и выявлены его композиционные особенности12 [12]. Вышеперечисленные исследования проведены почти полвека назад. Ситуация, которая сегодня сложилась на территории заповедника Лагич, требует нового подхода в связи с ростом поселка, необходимостью развития современной инфраструктуры. Процесс возрождения Лагича и растущий туристический поток создают серьезные проблемы, связанные с сохранением историко-культурной среды (рис. 1).

Прежде чем выявить эти проблемы, необходимо рассмотреть некоторые архитектурно-градостроительные особенности Лагича. Его своеобразие заключается как в общем решении градостроительной структуры, так и в архитектурно-планировочных решениях отдельных зданий. В формировании планировочной структуры Лагича наблюдаются два важнейших фактора: природный и производственный (рис. 2).

Природный фактор определяется ландшафтом территории, который связан с руслом р. Гирдыманчай и изменчивым сложным склоном горы Ниалдаг, размещение жилых кварталов в соответствии с рельефом местности создало своеобразный амфитеатр, направленный в сторону реки.

С древнейших времен в жизни жителей Лагича ремесленное производство имело первоочередное значение, что и стало основным фактором при формировании архитектурно-градостроительного образа города.

Территория Лагича разделена на кварталы (ме-хелле), где в основном проживали представители одной общины (рода) или группы ремесленников, занятых в отрасли ремесленного производства со своим центром — мечетью, которая представляла духовный, культурный, общественно-административный центр, выполняя функции местного самоуправления. Такая структура соответствовала многим городам Востока [6, 7].

11 Бретаницкий Л., Мамиконов Л., Ревазов У. Лагич (к вопросу связи планировочной структуры города с его производственной спецификой) // Советская этнография. 1964. № 3. С. 124-133.

12 Мамедбейли М. Лагич: историко-культурный заповедник. Баку, 2004.

< П

tT

iH

О Г s 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 м

t СО

1 2 y i J со

U -

> I

n °

2 3

о 2

о n

СО СО

n M

2 6 >6

• ) i

<D

0>

№ DO

■ £

s □

s У

с о

<D *

Рис. 1. Ремесленник в процессе изготовления медной посуды (а); готовые изделия выставлены у мастерской для продажи (b)

Fig. 1. Artisan in the process of making copperware (а); finished goods at the workshop for sale (b)

N N

о о

сч сч

К (V

U 3 > (Л

С И

aa о

<Ö ф

I!

<U О)

О ё

СЛ СП

Е О

CL °

^ с

ю °

S g

о ЕЕ

а> ^

СП СП

£ w ■8

El

О (Я

Рис. 2. План зонирования территории Лагича Fig. 2. Zoning plan of Lahij territory

Лагич состоит из двух планировочных районов. В южной части, в так называемом «большом Лагиче», расположены семь мехелле, которые в прошлом заселяли ремесленники определенной профессии. Например, в кварталах Агалу и Бадаван были сосредоточены мастерские по изготовлению медной посуды и оружия; в Муродуне проживали кузнецы и торговцы, занимавшиеся извозом готовой продукции; в За-варо — преимущественно кожевники, чувячники; в Дулусе — гончары. Второй, северный район состоит из двух кварталов: верхний — Рагимли и нижний — Ахмедли (рис. 3).

Квартальные площади Лагича обусловили не только общую планировочную структуру города в целом, но и способствовали возникновению и развитию квар-

тальных общественных центров — площадей, вокруг которых группировались общественные, торговые здания и коммунально-бытовые сооружения, а также жилые дома12 [12]. Каждая площадь — отчетливо выраженный центр ремесленного квартала, в застройке обычно главенствовало здание квартальной мечети. Площади представляли собой общественные центры, где обсуждались внутриквартальные дела, совершались торговые сделки и т.д.11 [11] (рис. 4).

На плане городка доминирующим элементом служила главная торговая улица, называемая Сарро-ста (Ровный), которая расположена параллельно течению реки. Как и во многих ближневосточных городах, главная улица — это своего рода композиционная ось. Все торговые лавки и крупные мастер-

ские медников и кузнецов сосредоточены вдоль торговой улицы. Являясь историческим центром, главная торговая улица одновременно выполняет функцию пешеходного прогулочного пространства. Результаты исследования аналогичных городов показывают, что

обычно в историческом центре концентрируется специфическое жилье, часто лишенное дворов, а система пешеходных прогулочных пространств выступает как компенсатор отсутствия дворовых, рекреационных, досуговых пространств [8].

< п

tT

зН О Г

О 2

о

t СО

1 2

У 1

J со

о -

r -

П о

2 3 о

0?

о n

Рис. 3. Исторические и ремесленные кварталы в планировочной структуре Лагича: 1 — квартал «Агалу» (медники и лудильщики); 2 — квартал «Бадаван» (медники и оружейники); 3 — главная торговая улица «Сарроста» (медники и торговцы); 4—квартал «Дарс Хамум» (здесь были расположены несколько бань); 5—квартал «Муродун» (извозчики кузнецы); 6—квартал «Дулус» (гончарники); 7—квартал « Дер-Хасан» (извозчики и чувячники); 8—квартал «Пиште» (медники и чувячники); 9 — квартал «Заваро» (кожевенники и чувячники); 10 — квартал «кузнецов и оружейников»; 11 — квартал «Ахмедли» (торговцы и медники); 12 — квартал медников; 13 — квартал «Сейидлар» (духовенство);

14 — квартал «Рагимлилар» (интеллигенция); 15 — квартал строителей и маляров; 16 — квартал «Даре-халво» (кондитеры); 17 — квартал «Даре-Луло» (животноводство)

Fig. 3. Historical and craft quarters in the planning structure of Lahij: 1 — Quarter "Agalu" (coppersmiths and tinkers); 2 — Quarter "Badavan" (coppersmiths and gunsmiths); 3 — the main shopping street "Sarrosta" (coppersmiths and traders); 4 — Quarter "Dars Hamum" (several baths were located here); 5 — Quarter "Murodun" (cabbies, blacksmiths); 6—Quarter "Dulus" (potters); 7 — Quarter "Der-Hasan" (cabbies and chuyachniki); 8 — Quarter "Pishte" (coppersmiths and chuyachniki); 9 — Quarter "Zavaro" (tanners and chuyachniki); 10 — Quarter of "blacksmiths and gunsmiths"; 11 — Quarter "Ahmedli" (traders and coppersmiths); 12 — Coppersmith Quarter; 13 — Quarter "Seyidlar" (clergy); 14 — Quarter "Rahimlilar" (intelligentsia);

15 — Quarter of builders and painters; 16 — Quarter "Dare-halvo" (confectioners); 17 — Quarter "Dare-Lulo" (livestock)

со со

n nj

2 6 >6

• ) f

<D

0>

№ DO

" T

(Л □

W у

с о

<D X

, ,

сч N о о

N N

¡г ai

U 3 > (Л С И 2

U (О «О ф

I!

<D dj

о ё

(Л W

Е о

£ ° ^ с ю °

S 1

о Е

О) ^ т- ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ел

■8

£1

О (Я

К сожалению, как и многие виды ремесел, кожевенное ремесло утратило свое значение во второй половине прошлого века. Мастерские кожевников стали использоваться для других нужд собственников. Происходящий процесс упадка ремесленного производства из-за роста промышленного за последнее столетие оставил заметные изменения в сложившемся веками архитектурном облике города [10]. Архитектура Лагича пострадала и от современных элементов инфраструктуры. Электрические столбы и провода, газовые и водопроводные трубы, телекоммуникационные антенны стали частью экстерьера Лагича (рис. 5).

Рис. 4. Квартальная площадь Заваро с родником и мечетью Fig. 4. Zavaro Square with spring and mosque

Еще одна улица с историческим названием Пиш-те (Тыльный) параллельна главной улице, все остальные — небольшие поперечные улочки и переулки, отчасти перпендикулярно пересекаются с вышеназванными продольными улицами, что свидетельствует о стремлении к созданию более регулярной планировки. Одна из особенностей планировочной структуры Лагича — отсутствие центральной площади, роль и значение которой с успехом выполняет несколько столетий вытянувшаяся на несколько сот метров часть главной улицы12 [12] (рис. 3).

Жилые дома Лагича также отразили своеобразие природно-климатических и социальных условий и, прежде всего, производственную специфику. Двухэтажные дома, преобладающие в городке, принадлежат сословию богатых торговцев и ремесленникам, в основном занятым в медном и кузнечном производстве. В планировочной структуре этих построек отчетливо просматривается принадлежность жильцов к определенной области профессиональной деятельности [9]. На первом этаже размещались мастерские или лавки, кухня, иногда помещение для скота. Жилые комнаты располагались на втором этаже. Вход в дом был со двора по лестнице, ведущей на деревянный обходной балкон. Главный вход в мастерскую-лавку всегда устраивался прямо с улицы в виде широкого прямоугольного проема с массивными деревянными ставнями (рис. 4). Обычно мастерская имела еще один внутренний вход со двора. Такого типа жилье, объединенное с производственной ячейкой, является особенностью Лагича, встречается в немногих городах Азербайджана11 [11].

При этом существовали и отдельно стоящие мастерские, принадлежащие медникам, кузнецам, а также кожевникам. Дома и мастерские кожевников обычно устраивались ближе к водостокам. Для этого вида ремесла свойственны применение воды и ориентация по солнечным лучам для сушки изделий после обработки, проветриваемость территории и изолированность от основных жилых районов из-за сильного неприятного запаха.

Рис. 5. Ремесленно-торговая улица Лагича в период пандемии

Fig. 5. Craft-shopping street of Lahij during the pandemic

Автомобильный транспорт, появившийся во второй половине ХХ в. на территории Лагича как важный элемент современной цивилизации, также стал разрушительным фактором для уничтожения древнего уличного мощения из местных каменных плит, древних водопроводных сетей и канализационного коллектора, функционирующих со средневекового периода. Решение данного вопроса является одной из первоочередных задач.

В качестве реализованных примеров можно рассмотреть опыт по организации транспортной системы в ряде исторических городов, таких как Улус (Турция), Сиена (Италия) и Бремен (Германия). В Улусе городская структура и сеть дорог использовались при сохранении уникальных зданий и ограничении во времени въезда транспортных средств. Это достигается путем сохранения его наследия без добавления современных элементов и проведения реабилитации, которая отвечает современным потребностям жителей [11]. Создание первой пешеходной зоны в Сиене и сопутствующие реакции разных слоев общественности, которые продолжались долгое время, заставляют относиться к решению данной проблемы с учетом интересов реалий жизни жителей. План регулирования движения в историческом городе Сиена был основан на двух основных аспектах: создать пешеходную зону в центральной части города; отменить транзит транспортных средств через

городской центр. Тем самым были введены запретные транзитные зоны на одних улицах и односторонние пути на других. Для передвижения с севера на юг и с востока на запад следовало использовать существующие кольцевые дороги, а малые кольцевые дороги, большинство из них—дороги с односторонним движением, запланированы для движения автомобилей горожан [12].

Еще один интересный факт — неординарный подход к решению данной проблемы в историческом городе Бремене. Бремен избрал особый подход к планировке центра города и вопросам городского транспортного движения. Еще в начале 1960-х гг. в Бремене был разработан комплексный план развития интермодальной транспортной системы, основанный на инновационной концепции «транспортных ячеек», в ходе которой была проведена реконструкция кольцевой дороги, окружающей центральную часть города, обеспечившая повышение ее пропускной способности. При этом городской центр был разделен на четыре ячейки, автомобильное сообщение между которыми могло осуществляться исключительно по кольцевой дороге [13].

Решение проблемы транспорта и парковок непосредственно связано с разработкой генерального плана, учитывая вышерассмотренные опыты разных исторических городов. В условиях исторической среды города рекомендуется ограничивать активные транспортные потоки. В практическом опыте выявлены положительные примеры, в которых с данной целью применено устройство распределительного кольца или полукольца с примыканием автопарковки [14].

Средневековые улицы Лагича не предусмотрены для современного автотранспорта. Во многих местах ширина улиц в свое время была рассчитана на проезд вьючных животных с грузом. Сегодня часть жителей поселка владеет автотранспортом, и по улицам, по которым сто лет назад ходили верблюды и лощади, сегодня проезжают автомобили разных размеров и массы. Под такой нагрузкой деформируется структура покрытия улиц, мощенная речными каменными плитами. Кроме этого, разрушается каменная кладка канализационной системы, проходящей под этими улицами, построенная в ХУ-ХУ1 вв. и функционирующая по сей день. Также возникают проблемы въезда автотранспорта во дворы частных домов исторических кварталов. Подвергаются разрушению старинные деревянные ворота с традиционными элементами, и их место занимают обычные металлические ворота с широкими створками, которые и по масштабу, и по фактуре нарушают архитектурный стиль и среду Лагича. Как известно, ценное историко-культурное наследие заключается не только в капитальных сооружениях, оно проявляет себя и в характере благоустройства транспортных и пешеходных путей, в рисунке малых форм, в соотно-

шении открытых и закрытых пространств, формируемых озеленением. Причем своеобразие исторических форм общественных пространств особенно сильно проявляется в малых городах, но именно здесь оно особенно легко исчезает [15].

В последние годы развитие туризма в Азербайджане стало одним из приоритетных направлений. Исторические города и памятники архитектуры стали использоваться как важные элементы для привлечения туристов. Фокусирование туристической отрасли на памятниках архитектуры наряду с многими положительными аспектами создает и ряд негативных факторов [16].

Лагич, получивший известность среди туристов еще с давних лет, в последние годы стал более посещаемым. Однако поселок не готов к такому наплыву гостей. Не создана туристическая инфраструктура. К сожалению, Лагич как «памятник» не подготовлен к приему, размещению, обслуживанию большого количества туристов и автотранспорта.

Не разработана также форма подачи туристической информации, не говоря уже о плане консервации и реставрации. Такая ситуация требует немедленного решения целого ряда организационных вопросов, связанных с взаимодействием соответствующих государственных органов и местного самоуправления, специалистов-реставраторов с привлечением общественности поселка.

Туризм и проблемы развития малых исторических городов—сегодня наиболее часто обсуждаемая тема на всех уровнях.

Однозначно туризм в наши дни служит важнейшим фактором изменений в жизни исторических городов, поселений и даже памятников. Не возникает сомнения, что это воздействие бывает физическим, экономическим или социальным, и оно может ощущаться как в положительном, так и в отрицательном аспекте. Надо помнить, что принцип «устойчивого планирования» заключает в себе максимизацию положительного воздействия туризма и минимизацию негативных последствий [17]. В этом направлении необходимо обратиться к опыту ряда зарубежных исторических городов. Примером может служить исследование, посвященное испанскому городу Сантьяго-де-Компостела.

Основываясь на полученных результатах и анализе факторов, исследователи делают выводы, что в исторических городах интеграция культурного, туристического, городского и политического факторов является главной опорой устойчивого развития. Взаимодействие между различными заинтересованными сторонами, в том числе местного сообщества, — ключевой фактор для достижения этой цели [18].

Учитывая социальные, экономические и культурные особенности Лагича также необходима разработка плана интеграции. Если генеральный план

< п

О Г и 3

0 м

=! СО

1 2 У 1

с__со

и -

Г I

о 2 О?

о п

СО

со

2 6 >6

• ) г

®

0>

№ ОН

■ £

(Л п

(Я У

С о

Ф X

, ,

сч N о о

N N

К 01

U 3 > (Л

С И

to со

<0 щ

i!

<U О)

о %

(Л (Л

> 1 £ w

г

Si

О (Я

города дает стратегическое видение развития всей селитебной территории города и поэтому рассматривает все проблемы на макроуровне, то интегрированный план городского развития следует разрабатывать как программный документ, содержащий конкретные параметры развития зоны воздействия [19].

Не менее яркие примеры — исторические города Норвегии (Ставангер, Мушеэн и Рисер). В процессе развития этих городов основной целью было сохранение исторически сложившейся городской среды и ремесленных традиций, связанных с рыболовством. Такой подход мотивирует жителей участвовать в программах сохранения наследия и дает им финансовую поддержку [20].

Интересен опыт ряда европейских исторических городов и поселений в деле создания благоприятной среды как для жителей, так и для туристов. Такие города, как Дерута13 [13] и Спелло14 [14] в Италии, Алачати и Чешме15 [15] в Турции, Парос16 [16] в Греции, Риквир17 [17] во Франции и т.д., привлекают туристов красующимися на улицах развешанными на стенах домов цветами, что само по себе является прекрасным примером по созданию уютной и гармоничной среды как для туристов, так и для жителей.

Сегодня жизнь в Лагиче тесно связана с ремесленным туризмом. Этот вид туризма в Лагиче, не организованный кем-либо, а постепенно сформированный с 80-х годов прошлого века. Он ориентирован на включение ремесленных мастерских в индустрию туризма и подчеркивание местного колорита—«духа места». Ключевым моментом является возможность для посетителей увидеть процесс создания изделия, что повышает его ценность в глазах туристов [21].

Е О

DL° ^ с Ю О

S 1

о ЕЕ

СП ^ т- ^

13 COMUNE DIDERUTA. URL: https://www.comune.deruta. pg.it/galleria-fotografica/

14 Comune di Spello. URL: http://www.comune.spello.pg.it/ eventi/finestre-balconi-e-vicoli-fioriti-xiv-edizione

15 Çeçme Belediyesi. URL: https://www.cesme.bel.tr/ kurumsal-bilgiler

16 Paros. URL: http://www.paros.gr/default.asp?catid=4873

17 Mairie de Riquewihr. URL: http://www.riquewihr.fr/fr/ information/61359/concours-maisons fleuries

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Происходящий процесс изменения, нарушающий архитектурный облик и планировочную структуру Лагича, можно охарактеризовать следующим образом:

• по причине уменьшения спроса и упадка ремесленного производства многие мастерские ремесленников потеряли свое функциональное назначение и стали использоваться как подсобные помещения жителей;

• многие ремесленники были вынуждены переселиться в другие регионы, в связи с чем на территории ремесленных кварталов ряды домов опустели и дошли до наших дней в руинированном состоянии;

• в период советской власти купеческие дома были экспроприированы и приспособлены для нужд местных органов власти, некоторые из них используются и по сей день;

• на территории исторических кварталов стали строиться новые здания, часто нарушающие архитектурно-строительные традиции Лагича. При ремонтно-строительных работах, производимых на территории поселка, начали применяться строительные материалы, чуждые для архитектуры Лагича, такие как железобетон, металлические прокаты, облицовочные материалы.

• возрастающие транспортные потоки и проблемы парковок — одна из главных проблем современного Лагича. Его средневековые улицы и переулки не предусмотрены для современных автомобилей жителей и туристических автобусов гостей города. Сегодняшнее состояние транспортной системы является угрожающим фактором по сохранению архитектурной среды на территории заповедника.

Согласно законодательству Азербайджанской Республики, любой населенный пункт должен развиваться по утвержденному генеральному плану. Кроме того, учитывая особенность Лагича как памятника мирового значения, необходим ряд документов по сохранению и использованию как отдельных памятников, так и исторических кварталов в целом. Только такой подход откроет путь к решению многих проблем и создаст благоприятные условия для развития Лагича с сохранением его архитектурно-градостроительного наследия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаджиева С.Х. Современный уровень сохранности архитектурного наследия северо-западного региона Азербайджана // Вестник ТГАСУ. 2012. № 2 (35). C. 57-65.

2. Horjan G. Traditional crafts as a new attraction for cultural tourism // International Journal of Intangible Heritage. 2011. No. 6. Pp. 46-56.

3. Керимли Т.Н. Приспособление памятников архитектуры после реставрации (на примере несколь-

ких проектов последних лет в Азербайджане) // Известия КГАСУ. 2015. № 1 (31). С. 18-25.

4. Некрасов А.Б. Воссоздание утраченной исторической застройки (на примере города Калининграда) // Academia. Архитектура и строительство. 2019. № 2. С. 38-50. DOI: 10.22337/2077-9038-2019-2-38-50

5. AldohdarH.N., TimofeevnaE.Ch. Local strategies for conservation architectural and archaeological heritage (Case study: Old Town of Gaza city — Pales-

tine) // International Journal of Innovative Science, Engineering & Technology. 2019. Vol. 6. No. 9. Pp. 225-232.

6. Потапова А.В. Методы регенерации исторических кварталов в современной европейской практике на примере района Нойштадт (Дрезден, Германия) // Architecture and Modern Information Technologies. 2012. № 2 (19). С. 19.

7. ShinbiraI.A. Conservation of the urban heritage to conserve the sense of place, a case study Misurata City, Libya // American Transactions on Engineering & Applied Sciences. 2012. Vol. 1. No. 3. Pp. 253-264.

8. Закирова Ю.А. Градостроительная реконструкция системы пешеходных прогулочных пространств в центральной исторической части города : автореф. дис. ... канд. арх. М., 2009. 186 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Li Yan, Cai Liang, Hu Zhiwen. Conservation of historical and cultural towns and villages in China // AUSSIE-SINO STUDIES. 2017. Vol. 3. No. 4. Pp. 85-97.

10. Sadowski M.M. Urban cultural heritage: Managing and preserving a local global common in the twenty-first century // Journal of Heritage Management. 2017. Vol. 2. No. 2. Pp. 125-151. DOI: 10.1177/2455929617738454

11. Hmood K., Jumaily H., Melnik V. Urban architectural heritage and sustainable tourism // Sustainable Tourism VIII. 2018. DOI: 10.2495/ST180201

12. Maggi S. Medieval towns, traffic and urban planning half a century since the first pedestrian zone in Siena, Italy // Journal of Traffic and Transportation Engineering. 2016. Vol. 4. No. 2. DOI: 10.17265/23282142/2016.02.006

13. Вучик В.Р. Транспорт в городах, удобных для жизни. M. : Территория будущего, 2011. 574 c.

14. СидороваВ.В. Исторические города России: вопросы сохранения, развития и творческого плани-

рования // Строительство и техногенная безопасность. 2018. № 10 (62). С. 7-20.

15. Щенков А.С. Охранный регламент территорий общего пользования малых исторических городов // Architecture and Modern Information Technologies. 2019. № 4 (49). С. 87-97. DOI: 10.24411/1998-48392019-00007

16. Harun S.N. Heritage building conservation in Malaysia: Experience and challenges // Procedia Engineering. 2011. Vol. 20. Pp. 41-53. DOI: 10.1016/j. proeng.2011.11.137

17. García-HernándezM., de la Calle-VaqueroM., Yubero C. Cultural heritage and urban tourism: Historic city centres under pressure // Sustainability. 2017. Vol. 9. P. 1346. DOI: 10.3390/su9081346

18. Pérez Y., Camilo R., GonzálezL. Sustainability and visitor management in tourist historic cities: the case of Santiago de Compostela, Spain // Journal of Heritage Tourism. 2018. Vol. 13. No. 2. Pp. 489-505. DOI: 10.1080/1743873X.2018.1435665

19. Ковачев А.Д. Состояние, проблемы и прогнозы развития районной планировки, градостроительства и архитектуры в Болгарии в начале XXI в. (в условиях рыночной экономики и начала действия мирового финансово-экономического кризиса). Часть 1 // Вестник МГСУ. 2012. № 10. С. 20-36. DOI: 10.22227/1997-0935.2012.10.20-36

20. Nyseth T., Sognnrns J. Preservation of old towns in Norway: Heritage discourses, community processes and the new cultural economy // Cities. 2013. Vol. 31. Pp. 69-75. DOI: 10.1016/j.cities.2012.05.014

21. Степанчук А.В. Принципы архитектурной организации объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией: на примере Республики Татарстан : дис. ... канд. арх. Нижний-Новгород, 2017. 141 с.

1. Hajiyeva S.Kh. Modern level of architectural heritage preservation of north-western regi on of Azerbaijan. Journal of Construction and Architecture. 2012; 2:57-65. (rus.).

2. Hoijan G. Traditional crafts as a new attraction for cultural tourism. International Journal of Intangible Heritage. 2011; 6:46-56.

< П

tT

iH О Г

0 w t со

1 2 y i J CD

U -

> i

n °

2 3

0 2

01

о n

Поступила в редакцию 5 февраля 2021 г. Принята в доработанном виде 22 апреля 2021 г. Одобрена для публикации 22 апреля 2021 г.

О б авторе : Магомед Нурмамедович Нурмамедов — ассистент кафедры архитектурных конструкций и реставрации памятников, докторант; Азербайджанский архитектурно-строительный университет (АзАСУ);

А7-1073, г. Баку, ул. А. Султанова, д. 11, Азербайджанская Республика; m.nurmamedov@mail.ru.

REFERENCES

со со

n NJ

2 6 >6

• ) f

<D

О)

3. Kerimli T.N. Monuments' adaptation after their restoration (by the examples of last year's projects realized in Azerbaijan). Proceeding of the Kazan State University of Architecture and Engineering. 2015; 1(31):18-25. (rus.).

4. Nekrasov A.B. Recovering of missing historical areas (on the example of the city of Kaliningrad). Aca-

№ DO

■ T

(Л У

с о <D X

, ,

tv N o o

N N

¡É 01

U 3 > in

E M

to o

<0 ^

Í!

<D 0)

o £

ÍD M

E o

CL ° c

Ln O

S g

o EE

CD ^

demia. Architecture and Construction. 2019; 2:38-50. DOI: 10.22337/2077-9038-2019-2-38-50 (rus.).

5. Aldohdar H.N., Timofeevna E.Ch. Local strategies for conservation architectural and archaeological heritage (Case study: Old Town of Gaza city — Palestine). International Journal of Innovative Science, Engineering & Technology. 2019; 6(9):225-232.

6. Potapova A.V. Methods of regeneration historical quarters in the contemporary European practise by example of the Neustadt district (Germany). Architecture and Modern Information Technologies. 2012; 2(19):16. (rus.).

7. Shinbira I.A. Conservation of the urban heritage to conserve the sense of place, a case study Misurata City, Libya. American Transactions on Engineering & Applied Sciences. 2012; 1(3):253-264.

8. Zakirova Ju.A. Urban planning reconstruction of the system of pedestrian walking spaces in the central historical part of the city: abstract dis.... an architecture candidate. Moscow, 2009; 186. (rus.).

9. Li Yan, Cai Liang, Hu Zhiwen. Conservation of historical and cultural towns and villages in China. AUS-SIE-SINO STUDIES. 2017; 3(4):85-97.

10. Sadowski M.M. Urban cultural heritage: managing and preserving a local global common in the twenty-first century. Journal of Heritage Management. 2017; 2(2):125-151. DOI: 10.1177/2455929617738454

11. Hmood K., Jumaily H., Melnik V. Urban architectural heritage and sustainable tourism. Sustainable Tourism VIII. 2018. DOI: 10.2495/ST180201

12. Maggi S. Medieval Towns, traffic and urban planning half a century since the first pedestrian zone in Siena, Italy. Journal of Traffic and Transportation Engineering. 2016; 4(2). DOI: 10.17265/23282142/2016.02.006

13. Vuchik V.R. Transport in cities convenient for living. Moscow, Territory of the Future, 2011; 574. (rus.).

Received February 5, 2021.

Adopted in revised form on April 22, 2021.

Approved for publication on April 22, 2021.

Bionotes: Magomed N. Nurmamedov — assistant of the Department of Architectural Construction and Restoration ofMonuments, doctoral student; Azerbaijan University of Architecture and Construction (AUAC); 11 A. Sultanoava st., Baku, AZ-1073, Republic of Azerbaijan; m.nurmamedov@mail.ru.

14. Sidorova V.V. Historical cities of Russia: issues of conservation, development and creative planning. Construction and Industrial Safety. 2018; 10(62):7-19. (rus.).

15. Shchenkov A.S. Protection provisions of small historical towns public areas. Architecture and Modern Information Technologies. 2019; 4(49):87-97. DOI: 10.24411/1998-4839-2019-00007 (rus.)

16. Harun S.N. Heritage building conservation in Malaysia: Experience and challenges. Procedia Engineering. 2011; 20:41-53. DOI: 10.1016/j.pro-eng.2011.11.137

17. García-Hernández M., de la Calle-Vaquero M., Yubero C. Cultural Heritage and urban tourism: Historic city centres under pressure. Sustainability. 2017; 9:1346. DOI: 10.3390/su9081346

18. Pérez Y., Camilo R., González L. Sustai-nabi-lity and visitor management in tourist historic cities: the case of Santiago de Compostela, Spain. Journal of Heritage Tourism. 2018; 13(2):489-505. DOI: 10.1080/1743873X.2018.1435665

19. Kovachev A.D. Status, problems and projects for development of district and urban planning and architecture in Bulgaria in early 21st century (against the background of the market economy and the upcoming financial and economic crisis). Part 1. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012; 10:20-36. DOI: 10.22227/19970935.2012.10.20-36 (rus.).

20. Nyseth T., Sognnss J. Preservation of old towns in Norway: Heritage discourses, community processes and the new cultural economy. Cities. 2013; 31:69-75. DOI: 10.1016/j.cities.2012.05.014

21. Stepanchuk A.V. Principles of architectural organization of cultural tourism objects with craft-creative function: on the example of the Republic of Ta-tarstan: dis. ... an architecture candidate. Nizhny Novgorod, 2017; 141. (rus.).

w w

> i r

El

o iñ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.