Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА ИЧЕРИ ШЕХЕРА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА ИЧЕРИ ШЕХЕРА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / ИСТОРИЧЕСКИЕ НАСЛЕДИЯ / ИЧЕРИ ШЕХЕР / ФОРМИРОВАНИЕ / СТРУКТУРА / ОСОБЕННОСТЬ / ARCHITECTURE / URBAN PLANNING / HISTORICAL HERITAGE / ICHERI SHEHER / FORMATION / STRUCTURE / FEATURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шарифова Айтан, Исаева Тамаша

Региональность архитектурно - градостроительных концепций в мировой культуре является одним из незаменимых понятий. Во многих странах мира, а так же в Азербайджане в разное время были и есть древние города, имеющие богатую историческую архитектурную и градостроительную традицию. Большое научное значение и ценность имеют особенности внутренней структуры каждого азербайджанского города, исторических архитектурных наследий, которые развиваясь и формируясь в рамках времени и пространства. Одним из таких городов, представляющих собой архитектурный ансамбль, является Ичери шехер (в переводе «Внутренний город»). Данный архитектурный памятник находится в центре города Баку. Ичери шехер занимает неоценимое место в определении полного и яркого пути развития азербайджанской архитектуры и градостроительства. На его примере можно выявить богатые и уникальные традиционные особенности развития исторических мусульманских городов и архитектурных ансамблей и применить их к градостроительной культуре современных построек восточных городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE URBAN DEVELOPMENT OF THE HISTORIC CITY OF ICHERI SHEHER

The regional nature of architectural and urban planning concepts in world culture is one of the irreplaceable concepts. In many countries of the world, as well as in Azerbaijan, there were and are ancient cities with rich historical architectural and urban traditions at various stages of the history. The features of the internal structure of each Azerbaijani city, and historical architectural heritage, which develop and evolve within the framework of time and space, are of great scientific importance and value. One of these cities, representing an architectural ensemble, is Icheri Sheher (translated as “Inner City”). This architectural monument is located in the center of Baku. Icheri Sheher takes an invaluable place in defining the complete and clear path of development of Azerbaijani architecture and urban planning. Based the example of Icheri Sheher, one can identify the rich and unique traditional features of the development of historical Muslim cities and architectural ensembles and apply them to the urban planning culture of modern buildings of eastern cities.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА ИЧЕРИ ШЕХЕРА»

АРХИТЕКТУРА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА

ИЧЕРИ ШЕХЕРА

Шарифова Айтан

Кандидат наук, старший преподаватель кафедры "Дизайн"Азербайджанского архитектурно-строительного университета

Исаева Тамаша научный сотрудник отдела «Сохранения и реставрации памятников архитектуры» НАНА

IMPROVEMENT OF THE URBAN DEVELOPMENT OF THE HISTORIC CITY

OF ICHERI SHEHER

Ayten Sherifova

PhD Senior Instructor Department of "Design" Azerbaijan University of Architecture and Construction

Tamasha Isayeva Researcher Department of Maintenance and Restoration of the Architectural Monuments, ANAS

АННОТАЦИЯ

Региональность архитектурно - градостроительных концепций в мировой культуре является одним из незаменимых понятий. Во многих странах мира, а так же в Азербайджане в разное время были и есть древние города, имеющие богатую историческую архитектурную и градостроительную традицию. Большое научное значение и ценность имеют особенности внутренней структуры каждого азербайджанского города, исторических архитектурных наследий, которые развиваясь и формируясь в рамках времени и пространства. Одним из таких городов, представляющих собой архитектурный ансамбль, является Ичери шехер (в переводе «Внутренний город»).

Данный архитектурный памятник находится в центре города Баку. Ичери шехер занимает неоценимое место в определении полного и яркого пути развития азербайджанской архитектуры и градостроительства. На его примере можно выявить богатые и уникальные традиционные особенности развития исторических мусульманских городов и архитектурных ансамблей и применить их к градостроительной культуре современных построек восточных городов.

ABSTRACT

The regional nature of architectural and urban planning concepts in world culture is one of the irreplaceable concepts. In many countries of the world, as well as in Azerbaijan, there were and are ancient cities with rich historical architectural and urban traditions at various stages of the history.

The features of the internal structure of each Azerbaijani city, and historical architectural heritage, which develop and evolve within the framework of time and space, are of great scientific importance and value. One of these cities, representing an architectural ensemble, is Icheri Sheher (translated as "Inner City").

This architectural monument is located in the center of Baku. Icheri Sheher takes an invaluable place in defining the complete and clear path of development of Azerbaijani architecture and urban planning. Based the example of Icheri Sheher, one can identify the rich and unique traditional features of the development of historical Muslim cities and architectural ensembles and apply them to the urban planning culture of modern buildings of eastern cities.

Ключевые слова: Архитектура, градостроительство, исторические наследия, Ичери шехер, формирование, структура, особенность.

Key words: architecture, urban planning, historical heritage, Icheri Sheher, formation, structure, feature

Региональность архитектурно -

градостроительных концепций в мировой культуре является одним из незаменимых понятий, и в этой концепции самобытность архитектурных ансамблей является неоспоримым фактом. Формировавшиеся тысячелетиями и прошедшие долгий путь развития исторические архитектурные ансамбли и города, по своим принципиальным пространственным особенностям одновременно

имеют и схожесть, и отличие. Как и во многих странах мира, так и в Азербайджане в разное время были и есть древние города, и архитектурные ансамбли, имеющие богатую историческую традицию.

Древние поселения такие, как Баку, Гянджа, Барда, Ордубад, Нахчыван, Шеки, Шемаха, Шуша; а также архитектурный ансамбль «Карабахлар», дворцовый ансамбль «Ширваншахлар»,

комплексные ансамбли «Шейх Сафи» в Ардебиле и другие по своим объемно-планировочным особенностям и пространственной структуре занимают специфическое место в мировой мусульманской архитектуре. Теоретический и практический анализ, изучение национальных традиций истории архитектуры и градостроительства Азербайджана

свидетельствуют о том, что эта традиция обладает большим потенциалом и является незаменимой материально-духовной базой в развитии современной архитектуры и градостроительства.

Большое научное значение и ценность имеют особенности внутренней структуры каждого азербайджанского города, исторических архитектурных ансамблей, которые развиваясь и формируясь в рамках времени и пространства, просуществовали много веков.

Так, в контексте социальной комфортности исторические города отличаются высокой плотностью застройки, возможностью изменения структуры и трансформации, рядом благоприятных экологических преимуществ, а исторические архитектурные ансамбли - объемно-планировочными особенностями и

пространственной структурой, контекстно-формообразующей функциональной связью, целостностью художественного эстетического образа, словом, его плотной органической связью и гармонией с той окружающей средой, в которой они существуют.

Именно поэтому изучение самых мельчайших особенностей традиционного формирования исторических азербайджанских городов и архитектурных ансамблей является решающим и важным условием для развития современной архитектуры и градостроительства. Пользуясь историческими архитектурными традициями прошлого, можно почувствовать и оценить то, что происходит в современной архитектуре и направить ее на правильный путь.

Благодаря особенностям создания фаз, выражающих общее композиционное решение, исторические города и архитектурные ансамбли Азербайджана по своим объемно-планировочным особенностям и пространственной структуре образуют и сходства, и отличие, что свидетельствует об их высокой цивилизации.

Одним из таких городов, представляющих собой архитектурный ансамбль, является Ичери шехер (в переводе «Внутренний город»).

Данный архитектурный памятник находится в центре города Баку. Ичери шехер занимает неоценимое место в определении полного и яркого пути развития азербайджанской архитектуры и градостроительства. На территории этого архитектурного ансамбля имеются древние памятники и архитектурные образцы, в том числе относящиеся к средним векам, а также материально-культурные ценности эпохи капитализма и более позднего периода. С этой точки зрения Ичери шехер, переживший период упадка и расцвета в своем развитии, имеет

неоценимое общечеловеческое значение для теории архитектурной науки. На его примере можно выявить богатые и уникальные традиционные особенности развития исторических мусульманских городов и архитектурных ансамблей и применить их к градостроительной культуре современных построек восточных городов.

Окружённый крепостными стенами, не имеющий точного возраста Ичери шехер, занимает площадь 22 га и является древней частью столицы Азербайджана.

Знаменитый русский востоковед, тюрколог Илья Березин (1818-1896), побывавший в Баку в 1842 г., писал: «Об основании города... можно сказать то же самое, что и о большей части городов на белом свете: время построения точным образом не известно».

Ученый-историк Сара Ашурбейли, ссылаясь на различные научно-исторические источники, отмечает, что Ичери шехер в глубокой древности был старинным местом поселения людей, и только впоследствии был назван «Баку».

Ичери шехер превратился в самостоятельный центр в средние века. Первая крепостная стена была возведена здесь в XII веке. В пределах нынешних границ этот исторический город сформировался в XV веке и был вновь окружен крепостными стенами.

Археологические раскопки показали, что уже в VII веке на территории этого города были построены жилые здания. Выгодное и правильное использование территории, сеть улиц, адаптированная к местным условиям, учет морского фактора при размещении основных построек, характеризует Ичери шехер, как пример градостроительства.

Надлежащее изучение особенностей планирования городской структуры Ичери шехер, использование и применение их на практике заранее может задать соответствующий вектор для определения направления, в котором будут развиваться традиционные азербайджанские города.

Глядя на планово-пространственную структуру и объёмно-композиционные

особенности Ичери шехер, вспоминается выражение специалиста по древнему Риме и исламской культуре Наджмеддина Бамата, который утверждал, что исламские города напоминают живой организм, защищённый гладкой и твердой оболочкой.

Если взглянуть на эволюционный путь развития Ичери шехер, то можно увидеть, что характерным признаком этого величественного исторического памятника является то, что каждое здание, расположенное в его структуре, связано между собой узкими улицами, тупиковыми улочками, переулками и даже тупиками, что уподобляет его живому организму. И как замечает Заслуженный архитектор Азербайджана, профессор С. Оруджев: «Кривые улицы, создавая своеобразный и неповторимый облик города,

способствуют формированию микроклимата во всем жилом районе»1.

Потому что сам город - это существо, которое в результате развития человеческих отношений в разное время создавал и создает материально-культурные памятники и духовные ценности. Именно эти человеческие отношения объединяются в единую систему и формируют единый организм.

Следует отметить, что структурное развитие Ичери шехер отличается своим разнообразием. Одним из преимущественных признаков, характеризующих и придающих неповторимость структурным особенностям Ичери шехер, является его связь с Каспийским морем, что способствовало формированию его в качестве портового города. Одним словом, изучая структуру древнего исторического города Ичери шехер, мы еще раз убеждаемся в том, что он занимает одно из величественных мест в истории мирового градостроительства.

Важность глубокого исследования Ичери шехер характерна также тем, что этот комплекс интересен для специалистов, как исторический архитектурный ансамбль. Его объемно-планировочные особенности, пространственно-структурные композиционные решения по принципу формы и содержания, обеспечивающие его функционирование как живого организма в соответствии с окружающей средой, в которой он находится, и в тоже время тесная взаимная органическая связь каждого строения, основанная на гармонической закономерности, дают целостность и полноту внутреннего города Ичери шехер, как архитектурного ансамбля, возвысившегося до уровня совершенства.

Однако наряду с этим обращает на себя внимание тот факт, что, к сожалению, сегодня каждая постройка, формирующая Ичери шехер, как самобытный архитектурный ансамбль,

адаптированная к определенному историческому периоду, сталкивается с угрозой обрушения.

Именно поэтому при комплексном подходе к изучению развития и становления Ичери шехер, необходимо рассматривать его, как исторический архитектурный ансамбль. Ещё более полезно исследовать этот растущий и развивающийся город, как исторический архитектурный ансамбль со свойственной ему городской структурой и применять его в развитии традиционной современной архитектуры. Одновременно важно учесть, что при научном исследовании Ичери шехер, как архитектурного ансамбля, нельзя брать за основу только его объёмно - планировочные особенности, или пространственную структуру, или композиционные решения, отвечающие требованиям форма - содержание -функциональность, или же его гармонично связанные и составляющие единое целое отдельные

строения, так как такое исследование не совпадает с основной концепцией современной архитектуры. Необходимо иметь ввиду также сущность и значение среды, в которой он зародился и развивался, а также идеологическое влияние этой среды на формирование мировоззрения людей, их эстетических вкусов, на ее воспитательное и социально-функциональное значение.

Следует сказать, что сегодня, рассматривая Ичери шехер, как исторический архитектурный ансамбль, важно воздержаться от субъективности. К подобной субъективной оценке относится невозможность зрительского восприятия этого архитектурного памятника с точки зрения масштабов, так как, стоя на какой-то точке, исключено окинуть взором весь Ичери шехер. Но нужно знать, что по своим размерам Ичери шехер свободно можно разместить в известном архитектурном ансамбле «Площадь Шаха», находящемся в городе Исфахан. Тем не менее, Ичери шехер - это исторический город, который по своим объёмно-планировочным особенностям и пространственной структуре можно сравнить с композиционными структурами гигантских городов мира.

Развивая концепцию исследований, всегда следует помнить, что Ичери шехер - это город внутри города, это архитектурный ансамбль, придающий исторический силуэт структуре всего города.

Мировая практика подтверждает, что причиной исчезновения многих ценных традиций в истории и теории градостроительства была именно субъективность. И это одна из проблем, с которыми непосредственно сталкивается общество.

С подобным фактом мы встречаемся в истории Баку и в эпоху развитого капитализма, когда в связи с возникшим промышленным нефтяным бумом, Баку стал стремительно расти и вокруг Ичери шехер («Внутреннего города») образовался т.н. «Внешний город» («Байыр шехер»), охватывающий большую территорию, тем не менее, строительство новых сооружений внутри крепостных стен привело к разрушению ряда архитектурных памятников. Разрушение внешнего слоя и прибрежной части крепостных стен, закладка широкой улицы по периметру крепостной стены с внутренней стороны и т. д. нанесли большой удар исторически сформировавшейся структуре архитектурного ансамбля Ичери шехер.

Существовал даже целый ряд планов и предложений по реконструкции Ичери шехер, которые в конечном итоге могли бы привести к разрушению структуры внутреннего города. Но ему, как живому организму, имеющему сильное естественное развитие, хоть и с трудом, но все-таки удалось сохранить свой неповторимый облик.

С субъективным отношением к историческому памятнику Ичери шехер мы сталкиваемся и в наше

1 С. Оруджов «Концепция пространства традиционного мусульманского города», Баку, 2009, изд-во «Elm va tahsil", стр.56

время. Результатом его является строительство на месте снесенных отдельных кварталов зданий, которые порой не соответствуют пропорциям, стилистике и образу Ичери шехер.

Здесь важно упомянуть, что с целью предотвращения подобных случаев 17 февраля 2003 года было издано Распоряжение Президента Гейдара Алиева «О некоторых мерах в связи с охраной и реставрацией историко-архитектурного заповедника Ичери шехер в городе Баку». Кроме того, 22 декабря 2001 года ЮНЕСКО включило исторический архитектурный ансамбль Ичери шехер в «Список Всемирного наследия».

Сегодня при изучении и решении ряда современных проблем Ичери шехер, вполне естественно воспринимать его и как исторический мусульманский город, и как великолепный архитектурный ансамбль, учитывая его плановое строение и образ. При этом можно проанализировать некоторые проблемы этого исторического памятника, например, общую палитру в соответствии с современной ситуацией, выразить отношение к расположению новых строений в отдельных кварталах Ичери шехер.

Ичери шехер - это необычный памятник зодчества, можно сказать, что это материальное и космическое существо, которое отражает огромное количество значительных изменений,

произошедших во все времена, это исторический архитектурный ансамбль, обладающий традиционной городской структурой и художественно-эстетической целостностью. Он может стать ценным примером для дальнейшего развития архитектурно-градостроительной

традиции, как историческая городская структура, исторический архитектурный ансамбль, претерпевшей много изменений в процессе своей эволюции.

Особое научно-теоретическое значение для анализа имеют исследования истории азербайджанских городов, включая Ичери шехер, которые начались вести в начале XX века. Проведенные археологические раскопки выявили на территории Ичери шехер два культурных слоя: нижний слой - VIII - XIII веков и верхний слой, соответствующий XIV- ХУт векам.

Однако по поводу его освоения, как жилого поселения, так и города в целом существуют различные предположения. Так английский ученый Ф. Петри, сравнивая название города «Баку» с «ВаскИар», отмечает, что они имеют одно и то же происхождение. А между тем, название «ВаскИар» упоминается в египетской мифологии, в «Книге мертвых», написанной во II тысячелетии до нашей эры.

В 1991 году вокруг Девичьей башни также были проведены археологические раскопки под руководством Ф. Ибрагимова. В результате было установлено, что формирование планово-структурной структуры Ичери шехер относится к древнейшему времени, к XП-VШ векам до нашей эры: к периодам мезолита и неолита.

Таким образом, Ичери шехер, обладающий такой древней структурой, дал истории мировой архитектурной сокровищнице более 50 архитектурных памятников, ценные архитектурные ансамбли и комплексы, отдельные архитектурные сооружения. Это и дворец «Ширваншахов», и Девичья башня с базарным комплексом вокруг нее, и мечеть «Джума», и мечеть «Мухаммеда», баня «Гаджи Гаиб» и многие другие памятники. Самым древним письменным примером этих памятников является мечеть «Баба Кухи» (X век), обнаруженная во время археологических раскопок, проведенных вокруг Девичьей башни в 1998 году.

Однако в историческом силуэте Ичери шехер («Внутренний город») своим величественным видом, необычным форматом и уникальностью доминирует Девичья башня, которая является редчайшим архитектурным памятником.

Множество памятников, находящихся на территории Ичери шехер, несмотря на свои объемно-планировочные особенности и пространственную структуру композиций, придают внешнему виду комплекса-заповедника целостность и своеобразный художественный эстетический облик. В тоже время между этими архитектурными образцами, которые имеют различное назначение и несут разную функциональную нагрузку, существует невероятная и подлинная гармония, основанная на динамическом балансе. И, как известно, одним из основных требований современности является обеспечение развития современной архитектуры и градостроительства без нарушения этого динамичного баланса.

Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод, что поставленная проблема имеет определенные пути решения. Например:

■Изучение объёмно-планировочных

особенностей и пространственной структуры формирования целостности. художественно-эстетического облика города в различные периоды и решение современных проблем со ссылкой на эту традицию

■Устранение угрозы разрушения исторических памятников в традиционной городской структуре.

■Применение традиций строительства исторических азербайджанских городов, в том числе градостроительных и архитектурных особенностей ансамбля Ичери шехер в современной архитектуре и градостроительстве.

И как неоднократно отмечалось, всегда нужно держаться подальше от субъективности. Следует отказаться от поиска в верхнем слое визуально воспринимаемой формы, и осознанно принять ее внутреннее содержание, что будет означать творческое отношение к традиционной архитектуре и градостроительству, и, в целом, к самому прошлому. Так как прошлое -неотъемлемая часть будущего, а историческая традиционная архитектура - неотъемлемая часть современной и будущей архитектуры. Говоря мудрыми словами Анри Бексона: «Прошлое продолжается в будущем».

Осознанно используя богатое наследие традиционной мусульманской архитектуры, необходимо не только анализировать ее известные принципы и традиции развития, конструктивные и художественные образы, но и вдохнуть в нее новую жизнь в соответствии с требованиями современности. Только такой подход может положить конец и ныне существующему спору прошлого и настоящего. Таким образом, можно будет восстановить тесную органическую связь между архитектурой и реальной жизнью, то есть с той проблемой, с которой мы сталкиваемся каждый день.

Тщательное изучение эволюционного пути Ичери шехер, и, в целом, архитектурных ансамблей и исторических городов страны - это одна из актуальнейших проблем в Азербайджане, который прошел и пережил двухвековую колониальную зависимость. Становится очевидно, что с этой целью необходимо разработать серьезную концептуальную программу.

Вместе с тем следует подчеркнуть важность этой программы не только для Ичери шехер, но и для всех исторических городов и архитектурных памятников Азербайджана, так как сегодня на фоне особенностей современного развития архитектуры и градостроительной культуры духовная, художественно-эстетическая нагрузка

традиционной архитектуры существенно влияет на развивающуюся городскую структуру.

УДК 712.00

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Сара Ашурбейли «История города Баку. Период средневековья» Издательство «Азернешр», Баку, 1992 г.

2.Сара Ашурбейли Государство Ширваншахов , Издательство «Элм», Баку, 1983 г.

3.Ш. Фатуллаев-Фигаров «Архитектурная Энциклопедия Баку», Международная Академия Архитектуры стран Востока. Баку-Анкара, 1998 г

4.Ф. А. Тагиев История города баку в первой половине XIX века (1806-1859) Издательство «Элм», Баку, 1999

5.Р. Аджалов «Баку. Краткий очерк истории города по памятникам зодчества» Издательский дом TEAS Press, Баку, 2015

6.С. Оруджов «Концепция пространства традиционного мусульманского города», Изд-во «Elm va tahsil", Баку, 2009,

7.Д. Халилов, «Значение и охрана памятников материальной культуры», Баку: Азернешр, 1961.

8.Ф. Ибрагимов, «Археологические памятники «Ичери Шехер» города Баку: Памятники материальной культуры Азербайджана», Баку: Элм, 1986

9.Адигезалов Э. А. Дворец Ширваншахов -жемчужина зодчества Азербайджана. Баку; Элм, 1986, с.17

10. https://azerhistory.com/

11. https://ru.unesco.org/silkroad/content/baku-

baki

12. http://history .bsu.edu. az/ru/content/

13. http://www.jumal.org/articles/2009/kult5.htmI

ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА В СТРУКТУРЕ ЛАГЕРНОГО КОМПЛЕКСА

Кумашкова Анастасия Алексеевна

Бакалавр кафедры промышленного дизайна (МГТУ им. Н.Э. Баумана),

г. Москва

АННОТАЦИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье описывается как в целях обеспечения детям здоровых условий жизни на свежем воздухе, укрепления их организма, правильного физического развития, а также разумного проведения досуга в коллективе сверстников, в детском оздоровительном лагере предусмотрены игровые комплексы. Организация таких площадок, помимо положительного влияния на развитие детей, освобождает вожатых от излишней заботы о них, снижает количество несчастных случаев с детьми и способствует лучшей сохранности зеленых насаждений в лагере. Кроме того, при правильном расположении площадок можно уберечь жителей от шума и криков, которые обычно сопровождают детские игры. В настоящее время существует большое количество игровых площадок, они имеют множество образов и каждый из них имеет свои особенности.

ABSTRACT

The article describes how in order to provide children with healthy outdoor living conditions, strengthen their body, correct physical development, as well as reasonable leisure time in a group of peers, children's recreation camp provides play complexes. The organization of such sites, in addition to a positive impact on the development of children, frees counselors from excessive care of them, reduces the number of accidents with children and contributes to the better preservation of green spaces in the camp. In addition, if the sites are located correctly, you can protect residents from the noise and shouting that usually accompany children's games. Currently, there are a large number of playgrounds, they have many images and each of them has its own characteristics.

Ключевые слова: детские игровые площадки, психология восприятия, художественные образы, формообразование комплекса.

Keywords: children's playgrounds, perception psychology, artistic images, complex formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.