Научная статья на тему 'Проблемы соблюдения прав человека при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и содержании под стражей'

Проблемы соблюдения прав человека при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и содержании под стражей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1341
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцев С. В.

На основе Конституции РФ и Федерального закона «О присоединении России к Уставу Совета Европы», Конвенции о защите прав человека и основных свобод в Европейском суде по правам человека рассматриваются проблемы, связанные с соблюдением прав и свобод лиц содержащихся в местах лишения свободы и под стражей. Появилась реальная возможность укрепления гарантий прав граждан, совершивших преступления и временно изолированных от общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of human rights compliance when executing criminal sentence in the form of freedom deprivation and custody

Under the Constitution of the Russian Federation and the Federal law of Accession of Russia to Statute of the Council of Europe, Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms the European Court of Human Rights investigates problems concerned with rights and liberties compliance of imprisoned people. It has appeared the real possibility of rights guaranty consolidation for people committed a crime and temporarily socially isolated.

Текст научной работы на тему «Проблемы соблюдения прав человека при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и содержании под стражей»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК54г'МЗ С.В. ЗАЙЦЕВ

Прокуратура г. Сургута Ханты-Мансийского АО

ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ_

На основе Конституции РФ и Федерального закона «О присоединении России к Уставу Совета Европы», Конвенции о защите прав человека и основных свобод в Европейском суде по правам человека рассматриваются проблемы, свяэажые с соблюдением прав и свобод лиц содержащихся в местах лишения свободы и под стражей. Появилась реальная возможность укрепления гарантий прав граждан, совершавших преступления и временно изолированных от общества.

Соблюдение прав и свободлиц, содержащихся в В сторону либерализации наказания изменяет-

местах лишения свободы, является краеугольным ся уголовная политика страны, что приводит к

камнем, фундаментом, на котором сегодня строит- уменьшению численности осужденных в местах

ся вся работа уголовно-исполнительной системы. лишения свободы.

Поэтому принимаемые меры ориентированы на В числе важнейших остаются вопросы размеще-изменение внутренней сути и идеологии мест лише- ния и обеспечения нормальных условий содержания ния свободы. В последнее время проводится боль- контингента в следственных изоляторах. Все лица, сотая работа по совершенствованию уголовно-испол- держащиеся в следственных изоляторах, обеспечены нительного законодательства. индивидуальными спальными местами. Площадь на

Принято десять федеральных законов и более одного человека доведена в среднем до 3,9 квадратных

двадцати нормативных актов Правительства России- метра. В настоящее время строятся 11 и реконструи-

ской Федерации, направленных на государственную руются 75 следственных изоляторов [ 1, с. 3].

поддержку уголовно-исполнительной системы, ук- Перенаселенность мест заключения в 1999 г.

репление гарантий прав граждан, совершивших пре- была катастрофической (в следственных изолято-

ступления и временно изолированных от общества. pax на одного человека приходилось менее одно-

Происшедшие изменения российского законода- го квадратного метра вместо четырех, как поло-

тельства с учетом требований европейских стандар- жено по закону), люди во многих случаях не имели

тов и правил обусловили необходимость перехода в индивидуального спального места и спали по оче-

августе 1998 года уголовно-исполнительной систе- реди-

. »„ 1 „ ыиивгтрп- Уголовно-исполнительная система России, рас- .

мы из Министерства внутренних дел в Министер У ВОЗМОЖНОСТЯМи содержания до 700 тысяч I ство юстиции.

человек, фактически содержала 1 миллион 100 тысяч [1,с. 2].

Поэтому нужны были радикальные меры, направленные на изменение уголовной политики.

Руководством страны была проявлена политическая воля в проведении реформирования системы.

Основные его направления сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. В ежегодном Послании Федеральному собранию страны он отметил, что «нам крайне важна гуманизация уголовного законодательства и системы наказаний», «Наша главная цель — добиться неотвратимости наказаний, а не его чрезмерной суровости» [2, с. 1-4].

Министерством юстиции Российской Федерации принимаются последовательные меры, направленные на гуманизацию уголовной политики, прежде всего, в отношении лиц совершивших малозначительные преступления, на обеспечение соблюдения прав человека в местах лишения свободы, улучшение условий содержания.

Принят ряд федеральных законов, предусматривающих отмену излишне жестких правоограни-чений в местах лишения свободы, расширение прав осужденных. Восстановлены конституционные гарантии на жилье после отбытия наказания, пенсионное обеспечение, полную заработную плату, трудовой стаж [3, с. 6, 9, 13-14].

Кроме того, принятые изменения законодательства позволили значительно сузить практику применения меры пресечения в виде содержания под стражей. Чаще стал применяться институт направления в колонии-поселения вместо отбывания лишения свободы в исправительных учреждениях, расширены основания и изменен порядок применения различных видов досрочного освобождения. Все это позволило существенно улучшить положение достаточно многочисленной категории правонарушителей, не представляющих большой опасности для общества.

Осуществление политики гуманизации привело к сокращению численности лиц, содержащихся в местах лишения свободы, с мая 2000 года (когда содержалось наибольшее число) по февраль 2004 года на 245 тысяч человек (23 %), в том числе в следственных изоляторах - на 132 (48 %), с 273до 141 тысячи человек.

В целом с учетом осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, численность спецконтингента в УИС сократилась на 330 тысяч человек [1, с.З].

Давая общую характеристику уголовно-исполнительной системе, следует отметить, что в 1034 учреждениях уголовно-исполнительной системы по состоянию на 1 октября 2005 года содержалось 808,5 тыс. подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и осужденных, в том числе в 203 следственных изоляторах - 145,5тыс.человек(156,6тыс. человек с учетом помещений функционирующих в режиме следственных изоляторов), в 7 тюрьмах — 3,2 тыс. человек, в 762 исправительных учреждениях - 651,9 тыс. осужденных, из них в 62 воспитательных колониях — 14,8 тыс. несовершеннолетних и в 46 специализированных колониях — 39,1 тыс. женщин. На учете в 2399 уголовно-исполнительных инспекциях состояло 600,3 тыс. человек [4, с. 24].

В течение 9 месяцев 2005 года численность содержащихся в местах лишения свободы уголовно-исполнительной системы увеличилась на 45,4 тыс. человек за счет, в частности, изменений, внесенных в законодательные акты (в связи с направлением в коло-

нии-поселения впервые осужденных за преступления небольшой и средней тяжести) [4, с.24-25].

Достигнутые в России результаты рассматриваются Советом Европы как значительное продвиже-ниевперед [1, с. 3].

Законы расширили права осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на получение психологической, юридической, медицинской помощи, на прогулки, телефонные переговоры, свидания, выезды за пределы исправительных учреждений, получение социальных пособий, заочное обучение в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а также определили дополнительные меры социальной защиты для наиболее уязвимых категорий осужденных: женщин, несовершеннолетних, инвалидов.

В местах лишения свободы укреплены режим и правопорядок, число преступлений и грубых нарушений ежегодно снижается.

В целях обеспечения эффективного исполнения уголовных наказаний, улучшения условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, приближение их к международным стандартам постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. № 636 была утверждена Федеральная целевая программа «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ на 2002-2006 годы» [1, с. 3 - 4] .

Однако за короткое время невозможно решить все проблемы, которые объективно накопились за предыдущие десятилетия. К системе предъявляются новые требования. Это, прежде всего, решение вопросов социальной ориентации осужденных, здравоохранения, привлечения к труду, обеспечения общего и профессионального образования.

Именно поэтому постановлением Правительства РФ от 9 июня 2005 года № 366 «О внесении изменений в постановления правительства РФ от 29 августа 2001 года № 636 о Федеральной целевой программе «Реформирования уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ на 2002 — 2006 годы», были внесены соответствующие изменения в указанную выше целевую программу и определены сроки ее реализации - 2006 год [5, ст. 2503].

Предстоит еще немало сделать, чтобы уголовно-исполнительная система в полной мере соответствовала международным требованиям.

Значимой для уголовно-исполнительной системы задачей явилось введение новых видов наказаний без изоляции от общества, в частности таких, как обязательные работы и ограничение свободы. Однако результаты судебно-правовой реформы на современном этапе сделали, по мнению бывшего министра юстиции Ю.Я. Чайки, наказания в виде ареста и ограничения свободы, предусмотренные законодателем, устаревшими и неправильными.

Суть ареста, то есть содержание осужденного в условиях строгой изоляции сроком от 1 до 6 месяцев фактически не может быть альтернативой лишению свободы. Наоборот, арест становится самым жестким видом наказания. К тому же, строительство «арестных домов» потребует инвестиций из федерального бюджета в размере 50 миллиардов рублей [1, с. 5].

Подобная ситуация сложилась и с наказанием в виде ограничения свободы. Условия отбывания наказания в исправительных центрах и существующих колониях —поселениях практически одинаковы. Затраты же, на строительство исправительных центров составят более 21 миллиарда рублей [1, с. 5]. По

предложению Минюста РФ сейчас решается вопрос об отмене ареста и изменении порядка отбывания наказания в виде ограничения свободы.

В настоящее время возникла также необходимость пересмотра концепции привлечения осужденных к общественно полезному труду, Труд осужденных должен использоваться не для решения вопросов в сфере экономики страны, как это было в прошлом, а прежде всего служить важнейшим средством социализации личности, способствовать приобретению социально полезных навыков и профессий, которые могли бы пригодиться человеку после освобождения. Поэтому дальнейшее развитие пенитенциарных учреждений идет в направлении переориентации в центры социальной реабилитации.

Важным фактором реформирования уголовно-исполнительной системы послужило вступление России в Совет Европы. После принятия в феврале 1996 года Федерального закона «О присоединении России к Уставу Совета Европы» ускорилось осуществление правовой и судебной реформы в целом. Наша страна приняла на себя ряд обязательств, одним из которых является ратификация Конвенции о защите прав человека и основных свобод [6].

В соответствии с названным международным договором для Российской Федерации последней инстанцией по защите прав и свобод человека стал Европейский суд по правам человека. Эта защита в Европейском суде по правам человека осуществляется при том условии, что исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Для обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском суде по правам человека Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1998 г. № 310 была учреждена должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, на которую назначен Лаптев Павел Александрович [7; 8, с. 12].

Важными функциями Уполномоченного стали: защита интересов Российской Федерации при рассмотрении в Европейском суде по правам человека дел, возбужденных против нашей страны; изучение правовых последствий решений Европейского суда по правам человека для России и подготовка с учетом прецедентного права Совета Европы рекомендаций по совершенствованию законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики; обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при исполнении решений Комитета министров Совета Европы и Европейского суда в связи с исками о нарушении Российской Федерацией своих обязательств по Конституции о защите прав человека и основных свобод, включая восстановление нарушенного права и выплату истцам денежной компенсации.

Так, по запросам Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека П. А. Лаптева заинтересованные министерства и ведомства проводят служебные расследования по материалам жалоб, поступивших в Европейский суд по правам человека от граждан Российской Федерации, в том числе осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. По результатам проведенных расследований министерствами и ведомствами принимаются меры к устранению допущенных нарушении прав человека и готовятся предложения в меморан-

думы Российской Федерации по каждой жалобе, которые в установленном порядке представляются в Европейский суд по правам человека.

По данным Министерства юстиции России, начиная с 1999 года, подано около 19 тысяч таких жалоб. Необходимо отметить, что в отношении учреждений уголовно-исполнительной системы заявлено сравнительно мало претензий. По имеющимся в Минюсте сведениям, в 2004 году от граждан России поступила 6691 жалоба, из которых 232 находятся на рассмотрении, в том числе только 6 (2,6 %) касаются деятельности УИС.

Для сравнения: в 1999 году по линии УИС Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению 8 жалоб, в 2000 году - 14, в 2001 году - 20, в 2002 году - 20, в 2003 году - 10 [8, с. 12-13].

Расследование жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, подготовка соответствующих заключений Уполномоченному Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, а также координация деятельности подразделений УИС по устранению выявленных нарушений возложены на отдел по соблюдению прав человека в УИС. В настоящее время он входит в состав Правового управления ФСИН России.

Проведение расследований по каждой жалобе также проводит и Генеральная прокуратура Российской Федерации с привлечением региональных прокуроров по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. В 2005 году поступило шесть жалоб по линии уголовно-исполнительной системы. Европейским судом по правам человека принято только 3 негативных решения по жалобам лиц, содержащихся в учреждениях УИС.

В Европейский суд по правам человека граждане предъявляют претензии в основном к судебно-следственным органам, но при этом они указывают и на неудовлетворительные условия содержания их под стражей. По данным Минюста РФ, около двух третей всех обратившихся находилось под следствием в период с 1998 по 2001 годы, когда условия содержания в ряде следственных изоляторов не отвечали предъявляемым требованиям [8, с. 13].

Причиной обращения в Европейский суд граждан является также несовершенство российских законов и иных нормативных правовых актов, которые по ряду позиций не соответствуют европейским стандартам.

Отдельные обращения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в Европейский суд непосредственно не связаны с их материально-бытовым и медицинским обеспечением, а касаются взаимодействия судебно-следственных органов с учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Так, согласно п. 21 постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828 «паспорт лица, заключенного под стражу или осужденного к лишению свободы, временно изымается органом предварительного следствия или судом и приобщается к личному делу указанного лица. При освобождении из-под стражи или отбытии наказания в виде лишения свободы паспорт возвращается

гражданину» [9].

На практике, это положение в большинстве случаев не исполняется. В учреждения уголовно-исполнительной системы паспорта лиц, заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы, по-прежнему, не направляются. По сведениям Минюста РФ, в 2004 году у 4994 человек, освобожденных из следственных изоляторов, и у 14747 заключенных освобожденных после I

отбытия наказания, паспорт, действительный на момент освобождения из СИЗО и ИУ, был изъят при задержании и не приобщен к личному делу [8, с. 13].

В работе следственных изоляторов и исправительных учреждений по этой причине возникают трудности при оформлении пенсий, проведении избирательных кампаний и чревато нарушением законных прав подозреваемых и обвиняемых.

Необходимо отметить, что ФСИН России постоянно и целенаправленно совершенствует деятельность УИС.

Так, в целях сокращения наполнения следственных изоляторов по указанию заместителя Министра юстиции Российской Федерации (ныне директора ФСИН) Ю.И. Калинина ведется работа по реализации постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», из которого следует, что, принимая решение о заключении обвиняемых под стражу в качестве меры пресечения, о продлении сроков содержания их под стражей, разрешая хсалобы обвиняемых на незаконные действия должностных лиц органов предварительного расследования, суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, которые содержатся под стражей, предусмотренных ст. ст. 3,5,6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [8, с, 14; 10].

Устранение недостатков в деятельности УИС, указанных в постановлении Европейского суда по правам человека, рассмотревшего жалобу № 47095/99 «Калашников против Российской Федерации», было взято на контроль Президентом Российской Федерации, В результате принятых мер резко увеличилось бюджетное финансирование уголовно-исполнительной системы и Федеральной программы строительства и реконструкции следственных изоляторов и тюрем.

Происходящие сегодня в УИС перемены нацелены именно на повышение требований к профессиональным и нравственным качествам сотрудников, а также обеспечение ими законности при исполнении своих обязанностей.

Анализ показывает, что основными причинами правонарушений и малоэффективной служебной деятельности сотрудников являются не столько низкий профессионализм, сколько деформированная нравственность, невоспитанность и бескультурье.

По-прежнему остается актуальной проблема методов изучения личности осужденных. Они должны давать возможность выявить не только индивидуально-психологические свойства личности, но и ее криминально значимые качества, генезис формирования преступного поведения, наличие психических отклонений. Нельзя забывать и о традиционных методах изучения: беседе, наблюдении за поведением осужденного в конфликтных ситуациях, знакомстве с личным делом.

Решение задач психопрофилактики и психокоррекции деструктивного поведения осужденных предполагает выявление лиц, которые относятся к «группе риска» или поставлены на профилактический учет.

Практика свидетельствует, что как только нарушается порядок отбывания наказаний в местах лишения свободы, растет число правонарушений, совершаемых осужденными, увеличивается употребление спиртных напитков, наркотиков, сильнодействующих медицинских препаратов, а вместе с тем учащаются случаи притеснений и физического насилия среди осужденных.

Усиление агрессивности спецконтингента по отношению к представителям администрации исправительных учреждений связано, прежде всего, с изменением криминогенного состава осужденных, отбывающих наказания в исправительных колониях.

Представляется, что это изменение нельзя оставлять без внимания со стороны ведомственного контроля и прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении наказаний. Вопросы соблюдения прав человека в местах лишения свободы постоянно контролируются и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, которым ежеквартально осуществляются проверки учреждений [4, с. 25].

Важно отметить, что приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. № 189 были утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно- исполнительной системы, которые приводят внутренний распорядок следственных изоляторов в соответствие с требованиями действующего российского законодательства, в нормы которого за последние годы внесены изменения, направленные на защиту прав лиц, заключенных под стражу, их родственников, и международного права [4, с. 26].

Уголовное наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов Несут и осужденные военнослужащие.

При этом необходимо отметить, что ранее действовавшее исправительно-трудовое законодательство к предмету своего правового регулирования исполнения наказаний в отношении военнослужащих не относило. УИК РФ впервые включил исполнение наказаний в виде ограничения по воинской службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих свой У раздел, куда вошли ст. 143-171.

Содержание в дисциплинарной воинской части является наиболее строгим из всех так называемых военных наказаний [11, с. 500, 508].

По нашему мнению, в настоящее время необходимо исключить дисциплинарные воинские Части из состава Вооруженных Сил и передать их функции Федеральной службе исполнения наказаний, поскольку в армиях мира аналогов такого вида уголовной ответственности нет . Практика показывает, что в них зачастую происходят нарушения прав человека, а служащие там офицеры и прапорщики теряют свои профессиональные навыки. К тому же весной 2008 г. в армии будет осуществлен переход на один год срочной службы. В связи с этим повышаются требования к качеству призывного состава. Поэтому необходимо освободить армию от выполнения несвойственных ей задач и внести изменения в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы, исключив из них положения о таком виде уголовной ответственности, как содержание военнослужащих по призыву в дисциплинарной воинской части. Это позволит устранить существующее противоречие в системе единой уголовной ответственности граждан страны и даст возможность Минобороны отказаться от этих частей, которые являются анахронизмом [ 12, с. 111-125, 126-134; 13; 14, с. 17-21; 15, с. 30; 16].

Кроме того, в соответствиями с международными обязательствами Российской Федерации осуществляется передача в ведение ФСИН России следственных изоляторов ФСБ России [4, с. 26; 17, ст. 2711; 19,20].

В заключение следует отметить, что сегодня имеются все необходимые условия для изменения качества работы сотрудников УИС. От них время требует новых подходов к исполнению уголовных наказаний, перестройки собственной психологии для правильного

понимания и реализации новых задач по неукоснительному соблюдению прав и свобод граждан в местах лишения свободы. Д альнейшее развитие пенитенциарных учреждений идет в направлении переориентации в центры социальной реабилитации. Комплекс таких задач обусловливает необходимость совместной с заинтересованными органами исполнительной власти разработки и обеспечения реализации специальных программ: образования, профессионального обучения, социальной адаптации после освобождения.

Библиографический список

1. Журнал «Преступлениеи наказание»-М., 2004 - №4-С. 2-3.

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. // «Российская газета». - 2002.- №71,-19 апреля.

3. Конституция Российской Федерации, Новосибирск, Сиб. унив. изд-во. 2006. - 48 с.

4. Бюллетень Министерства юстиции РФ. М., 2006. -№ 1.

- С. 24-25, 26, 28.

5,0 внесении изменений в постановление Правительства РФ от 29 августа 2001 года № 636 о Федеральной целевой программе «Реформирования уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ на 2002 - 2006 годы».//Постановление Правительства РФ. - 2005 . - 9 июня. - №366. (СЗ РФ -2005. - 20 июня.-№25. - Ст. 2503; СЗ РФ - 2001. - 17 сентября.-№38. - Ст. 3743).

6. О присоединении России к Уставу Совета Европы//ФЗ РФ - 1996. - 23 февраля№19 - ФЗ. («Российскаягазета 1996.

- 24 февраля. - № 38; СЗ РФ — 1996. - 26 февраля №9. Ст. 774).

7. Об утверждении должности Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека. //Указ Президента РФ.

- 1998. - 29 марта.-№310 (СЗ РФ - 1998. - бапреля. - № 14.

- Ст. 1540; «Российская газета» - 1998. - 8 апреля. -№ 68).

8. Ведомости уголовно-исполнительной системы. - М.. 2005 - № 2.-С. 12-13.

9. Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ.//Постановление Правительства РФ. - 1997 -8 июля.-№828. (СЗ РФ

- 1997. - 14 июля. -№28. - Ст. 3444; «Российская газета». -1997.16июля.№ 135).

10. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», //Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2003. - № 12; «Российская газета». - 2003. - 2 декабря. - № 244).

11. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право России: -Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд-во «Ин-фра. М. - Норма. М„ 1997 - С. 500, 508-519.

12. Зателепин O.K., Кислицин М.К, Петухов H.A., Самойлов A.C., Толкаченко A.A., Мирзоев Г.Б., Военно-уголовное законодательство Российской Федерации. Специальный курс: Учебное пособие. - Издательский дом «Граница». М., 2004.

- С. 111, 112-125, 126-134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части//Постановление Правительства РФ. -1997. - 4 июня. - № 669 //СЗ РФ. - 1997.-9 июня. - № 23. - ст. 2697.

14. Уголовный кодекс Российской Федерации. - 14-е изд.

- М.,«Ось-89» 2005. - 176 с.

15. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. - М., У26ТК Велби. 2004. - 96 с.

16. «О Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими» (с изм. 2001 г.)//ПриказМинобороны РФ. - 1997.-29июля.-№302.//«Российскиевести»:- 1997,-26и 30 декабря; 1998 -15,16,20 января; Бюллетень нормативных актов Федеральных органов исполнительной власти. - 1998-январь.-№ 1; «Российскаягазета». 2001. - 27февраля.-№42.

17. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г., №54731 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.-1993.-№33. - Ст. 1316;СЭРФ. - 1996.

- № 25 - Ст. 2964; 1998. - № 16. - Ст. 1796, № 30. - Ст. 3613; 2000,- №26. - Ст. 2730; 2001 .-№11- Ст. 1002; 2002,- № 52 (ч. I)-Ст. 5132; 2003,-№50,- Ст. 4846, №52(ч. I). - Ст. 5038; 2004. -№ 10. - Ст. 832, № 27. - Ст. 2711.

18,0 переводе сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Федеральную службу исполнения наказаний //Приказ Минюста России.-2005,- № 1.

19. Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы ФСИН России //Приказ Минюста РФ. - 2005. - № 189.

20.06 утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ //Приказ Минюста РФ.-2002.-№ 210.

ЗАЙЦЕВ Сергей Владимирович, старший следователь прокуратуры г. Сургута Ханты-Мансийского АО, соискатель ученой степени кандидата юридических наук Омской академии МВД России.

Дата поступления статьи в редакцию: 07.06.2006 г. © Зайцев C.B.

Книжная полка

научнь^ ^мработи^ этой^^шсти^ В каждом разделе учебника приведены интересные упражнения, позво-

"^^Ге^ТсшиГ^ных заведений, У— гимназий, а также для всех желающих изучить логику или усовершенствовать свои познания в этой науке.

Гетманова А.Д. Логика. Учебник д^ вузов^ Поэтому в нег0

Учебник ориентирован на преподавание леи и ^ логики в высших учебных и средних педагогичес-включена оригинальная глава по методике А колледжах, лицеях) и общеобразовательных шко-

ких учебных заведениях (университетах, вузах, у темы снабжены интересными логическими зада-

лах. С целью развития логического мышленияц р п глава раскрывает этапы развития логики как

чами преимущественно юридического содержания

науки и основные направления современной сим^ й системе повышения квалификации, препо-

Учебник предназначен для студентов, учителеи слушателей давателей и всех интересующихся проблемами логики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.