Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / LABOR LEGISLATION / SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / REGIONAL LEGISLATION / SYSTEMATIZATION OF LEGISLATION / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковенко Нина Алекснадровна

В статье анализируются основные направления правотворческой деятельности регионов в сфере трудового права. Автором исследованы законодательные акты отдельных регионов, конкретизирующие нормы федеральных нормативных актов. Сделан вывод о необходимости унификации регионального трудового законодательства в сфере социального партнерства, а также активизации законотворческой деятельности в сфере профсоюзного контроля и принятия дополнительных мер по повышению уровня соблюдения трудового законодательства в субъектах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SYSTEMATIZATION OF LABOR LEGISLATION OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article analyzes the main directions of law-making activity of the regions in the field of labor law. The author researched the legislative acts of individual regions, concretizing the norms of federal normative acts. It is concluded that it is necessary to unify regional labor legislation in the field of social partnership, as well as to intensify legislative activity in the sphere of trade union control and take additional measures to increase the level of compliance with labor legislation in the Subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Сформированный круг сведений об обстановке совершения незаконной организации и проведения азартных игр позволит объединить все элементы вероятностной модели, установить связи между ними для организации эффективной борьбы с рассматриваемой категорией преступлений.

Литература и источники

1. О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации: федер. закон РФ от 29 дек. 2006 № 244-ФЗ. - Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс».

2. Иванова О.И. Уголовная ответственность за незаконные проведение и организацию азартных игр. Дисс. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2016. - 270 с.

3. Статистика уходящего 2018-го игрового года в картинках и не только. - URL: http://tesall.ru/news/20l8-l2-23-statistika-uhodyash-ego-2018-go-igrovogo-goda-v-kartinkah-i-ne-tqlkq (дата обращения: 15.02.2019).

4. Сергеев Л.А. Расследование и предупреждение хищений при производстве строительных работ. Автореф. дисс .... канд. юрид. наук. - M., 1966. - 16 с.

5. БелкинР.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы: От теории - к практике. - M.: Юрид. лит., 1988. - 304 с.

6. Ермолович В.Ф. Криминалистическая характеристика преступлений. - M.: Амалфея, 2001. - 304 с.

7. Яблоков Н.П. Криминалистическая характеристика преступлений и следственные ситуации // Вопросы борьбы с преступностью. - M., 1979. - №30. -с.116.

8. ИльченкоЮ.И. Тактические приемы исследования материальной обстановки места происшествия. Автореф. дисс .... канд. юрид. наук. - M., 1966. - 18 с.

9. Решение Октябрьского районного суда г. Белгорода № 2А-2127/2018 2А-2127/2018 ~ M-1759/2018 M-1759/2018 от 4 мая 2018 г. URL: https://www.sudact.ru (дата обращения 22.02.1019).

10. Приговор Таганрогского городского суда Ростовской области № 1-533/2018 от 26 июля 2018. - URL: https://www.sudact.ru (дата обращения 16.02.1019).

11. Приговор Mихайловского районного суда Рязанской области № 1-64/2018 от 26 июня 2018. - URL: https://www.sudact.ru (дата обращения 22.02.2019).

12. Приговор Бийского городского суда Алтайского края № 1-101/2018 1-871/2017 от 3 июля 2018. - URL: https://www.sudact.ru (дата обращения 17.02.1019).

References and Sources

1. O gosudarstvennom regulirovanii deyatel'nosti po organizacii i provedeniyu azartnyh igr i o vnesenii izmenenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossijskoj federacii: feder. zakon RF ot 29 dek. 2006 № 244-FZ. - Dostup iz sprav. pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus».

2. Ivanova O.I. Ugolovnaya otvetstvennost' za nezakonnye provedenie i organizaciyu azartnyh igr. Diss. ... kand. yurid. nauk. - Saratov, 2016. - 270 s.

3. Statistika uhodyashchego 2018-go igrovogo goda v kartinkah i ne tol'ko. - URL: http://tesall.ru/news/20l8-l2-23-statistika-uhodyash-ego-20l8-go-igrovogo-goda-v-kartinkah-i-ne-tolko (data obrashcheniya: 15.02.2019).

4. Sergeev L.A. Rassledovanie i preduprezhdenie hishchenij pri proizvodstve stroitel'nyh rabot. Avtoref. diss .... kand. yurid. nauk. - M., 1966. - 16 s.

5. Belkin R.S. Kriminalistika: problemy, tendencii, perspektivy: Ot teorii - k praktike. - M.: YUrid. lit., 1988. - 304 s.

6. Ermolovich V.F. Kriminalisticheskaya harakteristika prestuplenij. - M.: Amalfeya, 2001. - 304 s.

7. YAblokov N.P. Kriminalisticheskaya harakteristika prestuplenij i sledstvennye situacii // Voprosy bor'by s prestupnost'yu. - M., 1979. - №30. -s. 116.

8. Il'chenko YU.I. Takticheskie priemy issledovaniya material'noj obstanovki mesta proisshestviya. Avtoref. diss .... kand. yurid. nauk. - M., 1966. - 18 s.

9. Reshenie Oktyabr'skogo rajonnogo suda g. Belgoroda № 2A-2127/2018 2A-2127/2018 ~ M-1759/2018 M-1759/2018 ot 4 maya 2018 g. URL: https://www.sudact.ru (data obrashcheniya 22.02.1019).

10. Prigovor Taganrogskogo gorodskogo suda Rostovskoj oblasti № 1-533/2018 ot 26 iyulya 2018. - URL: https://www.sudact.ru (data obrashcheniya 16.02.1019).

11. Prigovor Mihajlovskogo rajonnogo suda Ryazanskoj oblasti № 1-64/2018 ot 26 iyunya 2018. - URL: https://www.sudact.ru (data obrashcheniya 22.02.2019).

12. Prigovor Bijskogo gorodskogo suda Altajskogo kraya № 1-101/2018 1-871/2017 ot 3 iyulya 2018. - URL: https://www.sudact.ru (data obrashcheniya 17.02.1019).

ВВЕДЕНСКАЯ ОЛЬГА ЮРЬЕВНА - соискатель Российского государственного университета правосудия. VVEDENSKAYA, OLGA Yu. - applicant for the Russian State University of Justice (Spark2589@mail.ru).

УДК 349.2

ЯКОВЕНКО Н.А.

ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: трудовое законодательство, субъекты Российской Федерации, региональное законодательство, систематизация законодательства, социальное партнерство.

В статье анализируются основные направления правотворческой деятельности регионов в сфере трудового права. Автором исследованы законодательные акты отдельных регионов, конкретизирующие нормы федеральных нормативных актов. Сделан вывод о необходимости унификации регионального трудового законодательства в сфере социального партнерства, а также активизации законотворческой деятельности в сфере профсоюзного контроля и принятия дополнительных мер по повышению уровня соблюдения трудового законодательства в субъектах РФ.

JAKOVENKO, N.A.

PROBLEMS OF SYSTEMATIZATION OF LABOR LEGISLATION OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Keywords: labor legislation, subjects of the Russian Federation, regional legislation, systematization of legislation, social partnership.

In the article analyzes the main directions of law-making activity of the regions in the field of labor law. The author researched the legislative acts of individual regions, concretizing the norms of federal normative acts. It is concluded that it is necessary to unify regional labor legislation in the field of social partnership, as well as to intensify legislative activity in the sphere of trade union control and take additional measures to increase the level of compliance with labor legislation in the Subjects of the Russian Federation.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, трудовое законодательство отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Кроме того, ст. 5 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) указывает, что «трудовое законодательство» включает ТК РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права. В то же время указы Президента, постановления Правительства и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления отнесены к «иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права» [1]. В науке такой подход к определению трудового законодательства считается «узким», так как большинство ученых относят к трудовому законодательству все многообразие нормативных актов о труде, включая локальные акты, соглашениями по социально-трудовым вопросам и коллективный договор [2, с.3]. Данные акты названы в ТК РФ правовыми актами, что позволяет включать их в систему нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения. В Конституции РФ под трудовым законодательством понимаются все нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Стоит заметить, что деление нормативных актов на трудовое законодательство и «иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права» имеет значение не только для определения иерархии нормативных актов. Как отмечают ученые, законы, регулирующие исключительно трудовые отношения, имеют приоритет перед другими нормативными актами, которые зачастую носят комплексный характер, т.е. содержат нормы различной отраслевой принадлежности [2, с.8].

В контексте существующих научных подходов, трудовые отношения должны регулироваться в первую очередь актами, содержащими только нормы трудового права, а не актами административного, гражданского или какой-либо иной отрасли права, включая комплексные законы [3]. Такая позиция обусловлена стремлением специалистов определенной отрасли защитить ее целостность, обеспечить соответствие ее норм основным целям, задачам и принципам отрасли права.

Конституционный Суд РФ указывает, что существует необходимость учета особенностей предмета регулирования законодательных актов при разрешении возникающих между ними коллизий. Кроме того, приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений [4]. Однако следуя традиционной иерархии нормативных актов, законодательные акты субъектов РФ, будь они однородного или комплексного содержания, не должны вступать в противоречие с федеральными нормативными актами.

В научной среде неоднократно указывалось, что правотворчество субъектов РФ в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, носит «стихийный» характер и не имеет какой-либо строгой системы [5]. При этом акты субъектов РФ нередко регулируют вопросы на различных уровнях, т.е. с помощью ведомственных актов, а не законов. Все это порождает определенную путаницу не только в сфере соответствия нормативных актов субъектов РФ федеральному законодательству, но и в вопросах их соотношения между собой. Таким образом, все очевиднее становится проблема систематизации трудового законодательства регионов.

Данные вопросы приобретают особую актуальность в свете утверждения «Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015 - 2020 годы» [7]. Основным инструментом программы является определение рейтинга регионов в вопросах соблюдения трудового законодательства. Установлен ряд показателей, объединенных в группы: уровень соблюдения трудового законодательства; уровень соблюдения прав работников по вопросам оплаты труда; уровень соблюдения прав работников в области охраны труда; уровень легализации трудовых отношений; уровень ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства; уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; уровень производственного риска хозяйствующих субъектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

На наш взгляд, решение проблемы соответствия трудового законодательства регионов федеральным нормативным актам возможно при активном взаимодействии регионов между собой и с федеральным центром, направленном на унификацию основных направлений законотворчества.

К основным направлениям правотворческой деятельности субъектов РФ в сфере трудового права относятся:

- правовое регулирование отношений по социальному партнерству, складывающихся на региональном уровне (трехсторонние комиссии, региональные соглашения и т.п.);

- установление более высокого, по сравнению с федеральным уровнем, трудовых прав в узком смысле слова, т.е. прав, касающихся условий труда;

- регулирование занятости, квотирование;

- дополнительные гарантии работникам;

- вопросы нормирования, оплаты труда и прожиточного минимума;

- гарантийные и компенсационные выплаты;

- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

- организация охраны труда, организационно-правовые формы обеспечения охраны

труда;

- защита трудовых прав и законных интересов профсоюзами работников;

- особенности регулирования труда государственных гражданских служащих субъектов РФ и др.

Отметим, что особенности правового регулирования в трудовом праве отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК). Однако в соответствии со ст. 252 ТК регулирование труда обеспечивается трудовым законодательством, а также локальными нормативными актами.

В литературе отмечается, что сравнение вышеприведенной нормы и ст. 6 ТК позволяет сделать вывод о неточности ст. 252 ТК в части перечня видов актов, которыми допускается установление особенностей. Согласно ст. 6 ТК, ни субъекты РФ, ни работодатель не вправе устанавливать особенности правового регулирования труда [8].

В целях обобщения опыта законотворчества субъектов в сфере регулирования трудовых отношений, в рамках данной статьи нами проанализированы нормативные правовые акты некоторых регионов. Проведенный анализ позволил выявить наиболее важные вопросы, требующие регулирования на региональном уровне, а также возможности использования регионами законодательным инициатив и представленной им свободы.

На наш взгляд, указанный выше перечень следует дополнить разделами, по которым регионы самостоятельно проявляют инициативу и, в определенном смысле, опережают федеральное законодательство. К таковым относятся акты, устанавливающие:

- систему мер поощрения работодателей к приему на работу лиц, нуждающихся в социальной поддержке (инвалидов, выпускников вузов т.д.) (например, Закон Оренбургской области от 20 октября 2004 г. № 1526 «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» [9], Закон Приморского края от 6 марта 2019 г. № 460-КЗ «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в Приморском крае» [10]);

- системы контроля за соблюдением трудового законодательства (например, Закон Ярославской области от 3 апреля 2012 г. №5-з «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства» [11]);

- запреты на прием на работу иностранных граждан по некоторым видам деятельности (например, Указ Губернатора Пермского края от 31.01.2019 № 13 «Об установлении на 2019 год запрета на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Пермского края на основании патентов по видам экономической деятельности» [12]);

- субсидии и финансовую поддержку работодателей, соблюдающих трудовое законодательство (например, постановление Правительства Архангельской области от 15 декабря 2015 г. № 527-пп «Об утверждении Порядка и критериев отбора работодателей, имеющих право на получение сертификата на привлечение трудовых ресурсов, и Положения о порядке предоставления работодателям финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом на привлечение трудовых ресурсов, и возврата работодателями выданного сертификата на привлечение трудовых ресурсов» [13])

- законодательные акты об утверждении программ и концепций развития рынка труда, содействия занятости, улучшения условий и охраны труда в конкретном регионе (например, постановление Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 г. № 466-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Содействие занятости населения Архангельской области, улучшение условий и охраны труда (2014 - 2020 годы)» [14].

Несколько противоречивая ситуация сложилась по поводу регионального законодательства в сфере социального партнерства. До принятия ТК РФ социальное партнерство регулировалось региональными законодательными актами, которые восполняли пробелы федерального законодательства. Однако с принятием ТК РФ субъекты РФ столкнулись с необходимостью приводить в соответствие свое законодательство в данной сфере, и при этом не допустить дублирования норм федерального законодательства. В некоторых регионах законы были отменены, при сохранении действия ведомственных нормативных актов, фактически регулирующих отдельные стороны социального партнерства (например, Оренбургская область). Однако в большинстве крупных регионов законы о социальном партнерстве были приняты заново.

Так, например, Закон «О социальном партнерстве в городе Москве» устанавливает ряд дополнительных принципов по сравнению с перечнем, указанным в ТК РФ, а именно: соблюдение предусмотренных федеральным законодательством примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров; обеспечение функционирования специализированных организаций, созданных сторонами социального партнерства; развитие социального партнерства на всех уровнях; эффективность социального партнерства; независимость в принятии решений сторонами социального партнерства; регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства [15].

В том же Законе предусмотрена форма социального партнерства, которой нет в федеральном законодательстве: участие представителей работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы в различных формах досудебного разрешения коллективных трудовых споров. Законом предусмотрен перечень органов и организаций, входящих в систему социального партнерства, а также их основные полномочия.

Закон Республики Крым от 17 июля 2014 г. № 28-ЗРК «О социальном партнерстве в Республике Крым» устанавливает систему органов социального партнерства, а именно: порядок их формирования, деятельности, цели, задачи, права и т.д. [16]

Представляется, что принятие субъектами РФ законов о социальном партнерстве является важным этапом формирования регионального законодательства в этой сфере, поскольку законы устанавливают основы деятельности субъектов социального партнерства, закрепляют систему органов в целом как единый механизм, обозначают приоритеты их

работы, предусматривают основные цели и задачи органов социального партнерства каждого уровня. Без принятия базового законодательного акта, посвященного основным вопросам социального партнерства в регионе, действие всех других актов будет иметь стихийный и разрозненный характер.

Еще одной проблемой, на которую хотелось бы обратить внимание, является проблема эффективности работы региональных отделений профсоюзных организаций. Во многих организациях бюджетной сферы существует достаточно разветвленная сеть профсоюзных организаций, объединяющих работников как по территориальному, так и по профессиональному признакам. Сотрудники таких организаций могут являться членами пяти-шести профсоюзов с обязанностью регулярной уплаты профсоюзных взносов. При этом, у работников практически полностью отсутствует информация о фактических результатах работы профсоюзных организаций по улучшению условий их труда. Как правило, сотрудники наблюдают только работу собственной первичной профсоюзной организации. Законодательно установленный принцип добровольности вступления в профсоюз на местах фактически нарушается, так как членство в профсоюзе имеет некий «имиджевый» подтекст, подразумевающий, что все члены коллектива должны быть членами профсоюза независимо от того, согласны ли они с этими и видят ли они практическую пользу работы профсоюзных организаций.

Стоит отметить, что работа профсоюзных организаций по разрешению трудовых споров является наиболее эффективным способом достижения взаимоприемлемого для сторон решения. Профсоюзный контроль позволяет выявить нарушения на ранних стадиях, без угрозы обязательного привлечения работодателя к административной или уголовной ответственности. Действенные механизмы профсоюзного контроля способны обеспечить повышение уровня соблюдение работодателями трудового законодательства.

Как показывает практика, разрешение трудовых споров через подачу жалобы в трудовую инспекцию или суд, является малоэффективны средством борьбы с нарушениями работодателями трудового законодательства ввиду существующей экономической и организационной зависимости работника от работодателя. Как правило, она исключает возможность дальнейшего продолжения работником трудовой деятельности в данной организации.

Таким образом, действенный профсоюзный контроль со стороны региональных профсоюзов представляет собой наиболее «безобидный» и удовлетворяющий интересы обеих сторон способ разрешения трудовых конфликтов. Принятие региональных законодательных актов, содержащих порядок проведения профсоюзами проверочных мероприятий, согласительных процедур и т.д., могло бы способствовать повышению уровня соблюдения трудовых прав работников в регионе.

Таким образом, региональное трудовое законодательство имеет важное значение в достижении целей оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, способно конкретизировать федеральное законодательство и создавать действенную систему стимулирования работодателей к соблюдению трудового законодательства на добровольной основе. Дальнейшее развитие и систематизация региональных нормативных актов в сфере труда должны происходить при активном участии профсоюзных и общественных организаций, причем направляться на создание общественных механизмов контроля, формирование целостной многоуровневой системы нормативного регулирования, способствующей повышению уровня соблюдения трудовых прав граждан в регионе.

Литература и источники

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 27.12.2018 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

2. Снигирева И. О. Трудовой кодекс Российской Федерации и наука трудового права. // Трудовое право в России и за рубежом. - 2012. - № 2.

3. Сыроватская Л.А. О предстоящем реформировании трудовых отношений. // Трудовое право. - 1998. - № 2. - С. 75.

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2804.

5. Бочарникова М.А. Место и роль законодательства субъектов Российской Федерации о труде в системе источников трудового права. // Журнал российского права. - 2008. - № 9. - С. 25.

6. Распоряжение Правительства РФ от 05 июня 2015 г. № 1028-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 годы)» // Собрание законодательства РФ. 15.06.2015. № 24. Ст. 3508.

7. Трудовое право: учебник. / под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой, Н.Г. Гладкова. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: РГ-Пресс, 2016. - С. 393-394.

8. Закон Оренбургской области от 20 октября 2004 г. № 1526 «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» // Южный Урал. № 213. 06.11.2004.

9. Закон Приморского края от 6 марта 2019 г. № 460-КЗ «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в Приморском крае» // Приморская газета. - 2019. - 13 марта. - № 19(1649).

10. Закон Ярославской области от 3 апреля 2012 г. №5-з «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства» // Документ регион. - 2012. - 6 апреля. - № 26.

11. Указ Губернатора Пермского края от 31.01.2019 № 13 «Об установлении на 2019 год запрета на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Пермского края на основании патентов по видам экономической деятельности» // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. - 2019. - № 4. - 4 февраля.

12. Постановление Правительства Архангельской области от 15 декабря 2015 г. № 527-пп «Об утверждении Порядка и критериев отбора работодателей, имеющих право на получение сертификата на привлечение трудовых ресурсов, и Положения о порядке предоставления работодателям финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом на привлечение трудовых ресурсов, и возврата работодателями выданного сертификата на привлечение трудовых ресурсов» // Официальный портал. URL: http://www.pravo.gov.ru

13. Постановление Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 года № 466-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Содействие занятости населения Архангельской области, улучшение условий и охраны труда (2014 - 2020 годы) // Волна. - 2013. - 22 октября. - № 42.

16. Закон города Москвы от 11 ноября 2009 г. № 4 «О социальном партнерстве в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2009. - № 67 (том 1).

17. Закон Республики Крым от 17 июля 2014 г. № 28-ЗРК «О социальном партнерстве в Республике Крым» // Крымские известия. - 2014. - 22 июля. - № 146.

References and Sources

1. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2001 g. № 197-FZ (v red. ot 27.12.2018 g.) // SZ RF. 2002. № 1 (ch. 1). St. 3.

2. Snigireva I.O. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii i nauka trudovogo prava. // Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. - 2012. - № 2.

3. Syrovatskaya L.A. O predstoyashchem reformirovanii trudovyh otnoshenij. // Trudovoe pravo. - 1998. - № 2. - S. 75.

4. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 29 iyunya 2004 g. № 13-P «Po delu o proverke konstitucionnosti otdel'nyh polozhenij statej 7, 15, 107, 234 i 450 Ugolovno-processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s zaprosom gruppy deputatov Gosudarstvennoj Dumy» // SZ RF. 2004. № 27. St. 2804.

5. Bocharnikova M.A. Mesto i rol' zakonodatel'stva sub"ektov Rossijskoj Federacii o trude v sisteme istochnikov trudovogo prava. // ZHurnal rossijskogo prava. - 2008. - № 9. - S. 25.

6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 05 iyunya 2015 g. № 1028-r «Ob utverzhdenii Koncepcii povysheniya ehffektivnosti obespecheniya soblyudeniya trudovogo zakonodatel'stva i inyh normativnyh pravovyh aktov, soderzhashchih normy trudovogo prava (2015 - 2020 gody)» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 15.06.2015. № 24. St. 3508.

7. Trudovoe pravo: uchebnik. / pod red. O.V. Smirnova, I.O. Snigirevoj, N.G. Gladkova. 5-e izd., pererab. i dop. - M.: RG-Press, 2016. - S. 393-394.

8. Zakon Orenburgskoj oblasti ot 20 oktyabrya 2004 g. № 1526 «O kvotirovanii rabochih mest v Orenburgskoj oblasti» // YUzhnyj Ural. № 213. 06.11.2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Zakon Primorskogo kraya ot 6 marta 2019 g. № 460-KZ «O kvotirovanii rabochih mest dlya grazhdan, osobo nuzhdayushchihsya v social'noj zashchite, v Primorskom krae» // Primorskaya gazeta. - 2019. - 13 marta. - № 19(1649).

10. Zakon YAroslavskoj oblasti ot 3 aprelya 2012 g. №5-z «O vedomstvennom kontrole za soblyudeniem trudovogo zakonodatel'stva» // Dokument region. - 2012. - 6 aprelya. - № 26.

11. Ukaz Gubernatora Permskogo kraya ot 31.01.2019 № 13 «Ob ustanovlenii na 2019 god zapreta na privlechenie inostrannyh grazhdan, osushchestvlyayushchih trudovuyu deyatel'nost' na territorii Permskogo kraya na osnovanii patentov po vidam ehkonomicheskoj deyatel'nosti» // Byulleten' zakonov Permskogo kraya, pravovyh aktov gubernatora Permskogo kraya, Pravitel'stva Permskogo kraya, ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti Permskogo kraya. - 2019. - № 4. - 4 fevralya.

12. Postanovlenie Pravitel'stva Arhangel'skoj oblasti ot 15 dekabrya 2015 g. № 527-pp «Ob utverzhdenii Poryadka i kriteriev otbora rabotodatelej, imeyushchih pravo na poluchenie sertifikata na privlechenie trudovyh resursov, i Polozheniya o poryadke predostavleniya rabotodatelyam finansovoj podderzhki, predusmotrennoj sertifikatom na privlechenie trudovyh resursov, i vozvrata rabotodatelyami vydannogo sertifikata na privlechenie trudovyh resursov» // Oficial'nyj portal. URL: http://www.pravo.gov.ru

13. Postanovlenie Pravitel'stva Arhangel'skoj oblasti ot 8 oktyabrya 2013 goda № 466-pp «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Arhangel'skoj oblasti «Sodejstvie zanyatosti naseleniya Arhangel'skoj oblasti, uluchshenie uslovij i ohrany truda (2014 - 2020 gody) // Volna. - 2013. - 22 oktyabrya.

- № 42.

16. Zakon goroda Moskvy ot 11 noyabrya 2009 g. № 4 «O social'nom partnerstve v gorode Moskve» // Vestnik Mehra i Pravitel'stva Moskvy. - 2009.

- № 67 (tom 1).

17. Zakon Respubliki Krym ot 17 iyulya 2014 g. № 28-ZRK «O social'nom partnerstve v Respublike Krym» // Krymskie izvestiya. - 2014. - 22 iyulya.

- № 146.

ЯКОВЕНКО НИНА АЛЕКСНАДРОВНА - кандидат юридических наук, преподаватель Оренбургского филиала (института) Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

JAKOVENKO, NINA A. - Ph.D. in Law, university teacher оf Orenburg institute Moscow State Law University (MSLA) (ninelkrutova@list.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.