Научная статья на тему 'Проблемы систематизации профессиональных задач руководителя образовательного учреждения'

Проблемы систематизации профессиональных задач руководителя образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
627
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ/ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ТИПОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимова Наталья Константиновна

В статье рассматривается наиболее полная номенклатура типовых профессиональных задач, решением которых занят руководитель образовательного учреждения (в первую очередь общеобразовательного учебного заведения) в ходе своей профессиональной деятельности. Все типовые профессиональные задачи разделены на группы, каждая из которых имеет свою специфику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алимова Наталья Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы систематизации профессиональных задач руководителя образовательного учреждения»

Алимова Наталья Константиновна доцент, к.э.н. НОУ ВПО ИГУПИТ

Alimova N.K., assistant professor, candidate's degree in Economic Science Е-mail: 123-ank@mail.ru

Проблемы систематизации профессиональных задач руководителя образовательного учреждения

Аннотация: В статье рассматривается наиболее полная номенклатура типовых

профессиональных задач, решением которых занят руководитель образовательного учреждения (в первую очередь общеобразовательного учебного заведения) в ходе своей профессиональной деятельности. Все типовые профессиональные задачи разделены на группы, каждая из которых имеет свою специфику.

Ключевые слова: Директор школы, образовательное/общеобразовательное учреждение, типовые профессиональные задачи.

Любой руководитель образовательного учреждения в ходе своей работы сталкивается с необходимостью решать огромное множество проблем [1]. Представляется целесообразным систематизировать весь конгломерат данных проблем в виде типовых профессиональных задач.

Каждая типовая профессиональная задача (ТПЗ) решается руководителем в различных объемах и с качеством, соответствующим его персонологическим возможностям. Естественно, что такое многообразие задач, не может выполняться одним человеком в требуемом объеме и с надлежащим качеством [3]. Одни ТПЗ выполняются лучше, другие хуже.

В ходе анализа можно выделить несколько типов таких профессиональных задач.

Одной из важнейших является аналитическая задача. Освоение аналитической профессиональной задачи занимает одно из ведущих мест в процессе профессионального становления начинающего руководителя общеобразовательного учреждения. Личность занятая аналитической работой решает ряд вопросов, которые непосредственно связаны с организацией работы коллектива. Прежде всего, это анализ деятельности всего персонала и организации в целом, составление описания обязанностей и ответственности, а также физических и интеллектуальных требований к работникам, сбор, анализ и обобщение данных, характеризующих профессии и квалификацию работников. Одним из сложнейших проблем, решаемых в ходе работы над аналитической задачей, является оценка работы персонала [2]. На сегодняшний день в сфере образования это одни из сложнейших вопросов.

Все приведенные ниже ТПЗ можно разделить не только на основные и дополнительные задачи, но и на задачи решаемые в ходе обеспечения основного учебного процесса, а также задачи связанные с хозяйственно - экономической деятельностью школы как организации. Общеобразовательное учреждение, с одной стороны, обладает определенным имуществом (здания, мебель, оргтехника и т.д.), является покупателем коммунальных услуг (электричество,

вода, тепло и т.д.), а так же имеет право вести разнообразную хозяйственно - экономическую деятельность, обеспечивающую нормальное функционирование учебного заведения.

Подробный анализ данного направления не входит в задачи диссертационного исследования, поэтому автором, для простоты анализа все хозяйственно - экономические ТПЗ объединены в один блок, включающий следующие типовые профессиональные задачи: финансовая задача, хозяйственная задача, и экономическая задача. В современном образовательном учреждении вместе с руководителем данными вопросами занимается бухгалтер, заведующий хозяйственной частью, и появившийся в недавнее время заместитель директора по экономике.

Одной из важнейших в данном блоке является финансовая задача. В этом направлении начинающий руководитель общеобразовательного учреждения должен освоить следующие компетенции:

- уметь находить баланс между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов;

- обеспечивать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

- выявлять внутренние резервы роста финансовых ресурсов, и дополнительных внебюджетных источников дохода;

- уметь рационально расходовать материальные ценности и денежные ресурсы учебного заведения;

- обеспечивать соблюдения законодательства и нормативных актов в области налогообложения образовательного учреждения;

Таким образом, финансовая задача, включает главным образом, контроль и учет финансовых потоков проходящих через образовательное учреждение. В современных рыночных условиях государственное учебное заведение помимо бюджетных средств имеет возможность привлечь дополнительные, внебюджетные источники финансирования.

Так же в данном блоке рассмотрим хозяйственную задачу, решение которой необходимо освоить начинающему руководителю общеобразовательного учреждения в процессе своего профессионального становления. Данная задача, в отличие от предыдущих, носит более утилитарный характер, и непосредственное ее выполнение лежит на заведующем хозяйственной частью или проректоре по АХЧ. К компетенциям руководителя относится контроль за полным и своевременным выполнением ими необходимого объема работ, а так же совместное с ним планирование деятельности в данном направлении.

Как было сказано выше к хозяйственно - экономическому блоку относятся и чисто экономические задачи. В рамках данной статьи под ними будем подразумевать - задачи, решаемые в процессе экономического анализа, планирования, проектирования, связанные с определением искомых неизвестных величин на основе исходных данных. В отличие от математических задач экономические задачи не всегда удается формализовать, свести только к расчету. Их решение сопровождается поиском недостающих данных, экспертными оценками, обсуждением, принятием решений. Экономические задачи, во многом пересекаются с финансовыми задачами, но носят более аналитический характер, подразумевают анализ всей экономической ситуации внутри которой находится общеобразовательное учреждение.

Особое место среди ТПЗ занимает благотворительная задача. Она находится на стыке экономических и воспитательных задач, так как с одной стороны благотворительные пожертвования в пользу пополняют внебюджетные средства образовательного учреждения, а с другой стороны благотворительная деятельность может быть включена в воспитательную работу учебного заведения. Сегодня благотворительность в образовательном учреждении позволяет:

- использовать возможности благотворительности для расширения финансовых потоков

образовательных учреждений.

- выявить тенденции развития благотворительности для образовательных учреждений.

- создать самосовершенствующуюся систему благотворительности, соответствующую требованиям современной экономики.

- влиять на экономическое и духовное состояние, как отдельной личности, так и всего общества в целом.

Следующая задача уже относится не к хозяйственно - экономическому, а к педагогическому направлению - это воспитательная задача. Процесс воспитания в общеобразовательном учреждении занимает одно из главных мест, наряду с процессом обучения

[4]. В самом общем приближении воспитательный процесс может включать в себя следующие направления:

1. Выявление и развитие у учащихся природных способностей и творческого потенциала. Реализация их способностей в различных средах деятельности человека.

2. Оказание помощи в определении учащимися смысла жизни в условиях радикальных социально-экономических преобразований, новых форм хозяйственной деятельности.

3. Формирование у детей и подростков чувства собственного достоинства, постоянного стремления к духовному совершенству и высокому патриотизму.

Воспитательная работа в школе строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Эта работа может осуществляться с опорой на следующие виды деятельности: познавательная, игровая, спортивная, творческая, коммуникативная, досуговая, общественно-организаторская, допрофессиональная.

Как правило, документационной задаче, уделяют незаслуженно мало внимания, не считая ее важной и основной. Данную задачу можно отнести к дополнительным. Однако правильный документооборот играет большую роль в грамотной и продуманной организации деятельности образовательного учреждения. Документационная типовая профессиональная задача включает в себя работу по следующим направлениям:

совершенствование форм и методов работы с документами;

обеспечение единого порядка документирования, организации работы с документами; построения информационно-поисковых систем, контроля исполнения и подготовки документов к передаче в архив в соответствии с действующими нормативами;

сокращение документооборота;

унификация форм документов;

разработка и внедрение нормативных и методических документов по совершенствованию документационного обеспечения управления в организации, ее структурных подразделениях;

внедрение новейших информационных технологий в работу с документами.

Большое значение во всех областях жизнедеятельности общества сегодня играют инновации. В контексте данной работы они отнесены к инновационным ТПЗ. Под инновационной деятельностью, как правило, подразумевают практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность - целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве

содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

Еще одна ТПЗ, с которой придется столкнуться в процессе профессионального становления начинающему руководителю общеобразовательного учреждения, это информационная задача. В глобальном масштабе под информационной задачей общества сегодня понимается задача по организации сбора, обработки и распространения информации о состоянии и развитии таких сложных «объектов» как природа, общество, космос, атмосфера, поверхность и недра земли, народное хозяйство, знания и опыт людей, их здоровье мы предлагаем называть информационными задачами общества и т.д. и т.п. Другой уровень информационных потоков - это уровень отдельно взятой организации.

Основными источниками информации для руководителя образовательного учреждения выступают - коллектив сотрудников, учащиеся, родительская общественность, представители органов управления образованием и т.д. В процессии профессионального становления руководитель усваивает эти потоки информации, причем на разных этапах профессионального становления объем информационных потоков разный, кроме того важность того или иного источника информации будет зависеть как от этапа становления, так и от личности руководителя. Так, для одного лидкра, первоначальную важность представляет информация полученная от руководства, а для другого большее значение будет играть информация исходящая от коллектива сотрудников.

Под исполнительской ТПЗ, подразумевается такая важная задача руководителя, как контроль за исполнительской дисциплиной. Применительно к образовательному учреждению, к исполнительской дисциплине, можно отнести точное выполнение каждым работником или коллективом постановлений, решений, распоряжений, указаний, принятых на более высоком уровне управления, каковыми являются помимо директора школы, органы управления образованием. Дисциплина исполнительская обеспечивается высоким качеством организации и контроля исполнения, воспитанием чувства ответственности у каждого работника за порученное дело. Она зависит от многих условий: четкой организации и нормирования труда, роста профессиональной квалификации работников, технической оснащенности рабочих мест и др. В рамках решения исполнительской ТПЗ начинающему руководителю необходимо проанализировать состояние исполнительской дисциплины на момент его вступления в должность, выявить слабые места и наметить пути их устранения. Важным является вопрос организации труда сотрудников школы и учебного процесса.

Для руководителя образовательного учреждения большое значение приобретает корпоративная ТПЗ. Под данной задачей будем понимать решение проблем связанных с корпоративной культурой учебного заведения. На сегодняшний день корпоративная культура образовательного учреждения представляет малоизученную с научной точки зрения область.

С корпоративной задачей тесно связана коммуникативная ТПЗ. В контексте данной работы будем рассматривать коммуникативные задачи с точки зрения организации деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения. Так процесс профессиональнопедагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач. Коммуникативная задача, будучи производной от педагогической задачи и являясь ее фоном, имеет те же этапы решения, что и последняя: анализ ситуации, перебор вариантов и выбор из них оптимального, коммуникативное взаимодействие и анализ его результатов. Например, при возникновении задачи объяснения нового материала педагог анализирует педагогическую ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем

осуществляет педагогическое действие. На всех этапах решения педагогической задачи педагог использует соответствующую технологию общения, с помощью которой организуется педагогическое взаимодействие. Таким образом, коммуникативная задача есть та же педагогическая задача, но переведенная на язык коммуникации.

Применительно к целям данной работы необходимо говорить о коммуникациях не только между педагогом и учащимися, но и о коммуникациях между руководителем образовательного учреждения и сотрудниками, а также о коммуникациях руководителя с другими организациями (органами управления образованием, местной властью, различными коммерческими и некоммерческими организациями).

Еще одна задача, тесно переплетающаяся с корпоративной и коммуникативной задачей

- это конфликтологическая ТПЗ. В педагогике как науке подвергается анализу конфликтологическая культура специалиста как педагогическая категория, под которой подразумевается способность специалиста выполнять определенные трудовые функции в профессиональной конфликтогенной среде. Руководитель образовательного учреждения, как правило, находится в эпицентре конфликтов происходящих, прежде всего, в коллективе. Кроме того, на нем лежит задача разрешения, а в идеале не допущение, конфликтных ситуаций между сотрудниками, учащимися, родителями.

В условиях развития рыночных отношений особую актуальность приобретает маркетинговая ТПЗ. Среди основных задач маркетинга, которые можно применить к общеобразовательному учреждению, задачи по выявлению потребительских нужд в дополнительных образовательных услугах, которые может оказать населению школа. Учебное заведение, которое сегодня активно оказывает обществу различные образовательные услуги, получает возможность значительно увеличить свои внебюджетные средства. Поэтому руководитель, решая данную задачу, повышает эффективность деятельности образовательного учреждения. Так же можно отнести к маркетинговым задачам, необходимость современного учебного заведения позиционировать себя в местном сообществе. Сегодня практически каждое образовательное учреждение располагает собственным Интернет-сайтом или страничкой, что позволяет сообщить информацию о себе, привлечь учащихся, получить через современные средства связи ответную реакцию от родительской общественности и т.д. Особенно маркетинговая задача становиться актуальной в условиях перехода к подушевому финансированию, когда объем денежных средств полученных из бюджета будет напрямую зависеть от количества обучающихся.

Следующая задача связана с такой важной проблемой как охрана здоровья учащихся и сотрудников общеобразовательного учреждения - медицинская (здоровьесберегающая) ТПЗ. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик); Физкультурно - оздоровительной (отдаётся приоритет знаниям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие, из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических, приёмов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Следующая, научно - исследовательская ТПЗ, относится к разряду более аналитических. Под научно - исследовательской деятельностью будем понимать деятельность руководителя образовательного учреждения, педагогов и учащихся, связанную с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным, и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Такая деятельность предполагает соблюдение принятых в науке традиций. А именно, научное исследование должно содержать следующие составляющие: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике,

подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Политическая ТПЗ непосредственно связана с управленческой деятельностью руководителем образовательного учреждения. В контексте данного исследования под политикой будет пониматься не деятельность, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства, а совокупность мер и действий, которые направлены на достижение заведомо заданного результата. Руководителю образовательного учреждения необходимо выстраивать конкретные политики вверенной ему организации, а именно: хозяйственно - экономическую политику; кадровую политику; внебюджетную политику; политику образовательного учреждения (основные направления его развития); политику отчетности о деятельности образовательного учреждения и т.д.

Несомненно, основной типовой профессиональной задачей является управленческая ТПЗ. Управленческая задача состоит в наличии управленческого решения и необходимости его выполнения, т.е. в случае возникновения затруднения в исполнительской деятельности руководитель имеет представление о том, что и как нужно сделать, чтобы вывести деятельность из затруднения. Причем, если готового решения нет, но руководитель знает, что нужно сделать чтобы его сформулировать, и может это сделать - это более сложный, но тоже задачный уровень

[5].

Ни один современный руководитель не может обойтись без знания нормативно-правовой базы регулирующий деятельность организации, которой он руководит. Данное направление деятельности директора школы относиться к решению юридической ТПЗ. Можно выделить следующие уровни нормативно-правовых документов, знания, которых необходимы начинающему руководителю общеобразовательного учреждения:

1. Кодексы - прежде всего, это Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, налоговый кодекс, Бюджетный кодекс.

2. Федеральные законы - основным законом для директора школы является закон «Об образовании».

3. Региональное законодательство - к нему относятся местные законы регулирующие деятельность общеобразовательных учреждений на территории данного региона.

4. Локальные акты - приказы, постановления, распоряжения и т.д. выпускаемые местными органами управления образованием.

Руководителю образовательного учреждения необходимо освоить весь объем данной документации. Это требует включения знакомства с нормативно - правовой базой образования в курсу повышения квалификации административных сотрудников, т.к. юридическая

грамотность играет важную роль в процессе профессионального становления руководителя образовательного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. — М., 2000.

2. Коул Д. Управление персоналом в современных

организациях.-М.:Вершина,2004.-350 с.

3. Требования к квалификации руководящих работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий: Приложение № 3 к приказу МО РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию № 622/1646 от 14.12.1995 .

4. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического

менеджмента. - М.: Новая школа, 2001.- 320с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.