Научная статья на тему 'Проблемы симуляционного оснащения медицинской части образования в вузах физической культуры'

Проблемы симуляционного оснащения медицинской части образования в вузах физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулиш В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы симуляционного оснащения медицинской части образования в вузах физической культуры»

УДК 796.01:61

ПРОБЛЕМЫ СИМУЛЯЦИОННОГО ОСНАЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ЧАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В. А. Кулиш, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии и спортивной медицины, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: val ku@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы симуляционного образования в вузах физической культуры с целью выяснения необходимости применения высокотехнологичных образовательных методик в области медицинских знаний для приобретения профессиональных компетенций обучающимися. Это тот обязательный компонент в профессиональной подготовке, в рамках которого используется модель профессиональной деятельности с предоставлением возможности каждому обучающемуся выполнить профессиональную деятельность или ее элемент в соответствии с профессиональными стандартами или правилами оказания первой доврачебной медицинской помощи в близких к реальным условиям.

Одной из основных задач при формировании и закреплении профессиональных медицинских знаний в вузах физической культуры является создание оптимальных условий для развития широкого спектра компетенций и практических навыков оказания первой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни и здоровью, без риска нанесения вреда человеку. Практические навыки по дисциплине «Основы медицинских знаний» студенты должны приобретать в специализированных кабинетах, учебных центрах, оснащенных высокотехнологичными тренажерами и компьютеризированными манекенами, позволяющими конструировать реальные клинические ситуации. Анализ применяемых образовательных технологий в преподавании медицинских дисциплин в вузах физической культуры позволил бы сделать вывод о том, что сегодня в стремительно развива-

ющемся технологическом мире медицины недостаточно современных симуляционных образовательных технологий, которые, несомненно, позволят повысить качество оказываемой первой помощи в неотложных состояниях, уровень профессиональных компетенций, получаемых обучающимися в высших образовательных учреждениях.

В рамках данного исследования обсуждаются проблемы, которые необходимо решать для успешного и эффективного внедрения симуляционного обучения медицинским дисциплинам в вузах физической культуры.

Ключевые слова: симуляцион-ное обучение; симуляционные технологии; кабинет практических навыков; симуляцион-ный тренинг; имитационные методы; формирование практических компетенций.

Актуальность проблемы. Сегодня проблема медицинских знаний в вузах физической культуры является одной из наиболее значимых. Качества и количества полученных медицинских знаний у выпускников спортивных вузов недостаточно для удовлетворения потребностей и ожиданий общества. С каждым днем уровень базовых медицинских знаний, которыми должны владеть выпускники высшей спортивной школы, становится все выше. Новые технологии в диагностике и оказании первой доврачебной медицинской помощи в практике спорта и физической культуры не оставляют возможности останавливаться на достигнутом, а наоборот, способствуют повышению требований к качеству преподавания медицинских дисциплин и определяют необходимость постоянного совершенствования образовательного процесса в вузах физической культуры. Это может быть достигнуто за счет интегри-

рования в образовательный процесс последних научных и технологических достижений. Сюда относится развитие способности быстрого принятия решений и безупречного выполнения ряда манипуляций или вмешательств, особенно при травмах и неотложных состояниях сердечно-сосудистой системы [9].

Целью данного исследования является анализ применяемых образовательных технологий в преподавании медицинских дисциплин для внедрения в вузы физической культуры современных симуляционных технологий. В быстро развивающемся мире технологий медицины к качеству оказываемой первой помощи в неотложных состояниях предъявляются повышенные требования, и, как следствие, уровень профессиональных компетенций, получаемых обучающимися в высших образовательных учреждениях, должен быть на высоком уровне технических и нетехнических (в том числе коммуникационных) навыков.

Результаты исследования и их обсуждение. В рамках данного научного исследования был проведен социологический опрос путем анкетирования 120 выпускников 2016 г спортивного вуза. Выпускникам было предложено ответить на 20 вопросов (некоторые представлены ниже), оценив свои знания практических навыков по пятибалльной системе:

• Оцените качество организации учебного процесса по дисциплинам «Основы медицинских знаний» и «Первая помощь пострадавшим».

• Оцените возможность практической иллюстрации всего многообразия клинических ситуаций при неотложных состояниях в практике спорта и физической культуры с применением новейших технологических достижений.

• Оцените качество обратной связи между учащимся и педагогом в познавательном процессе и ее значение для закрепления практических навыков по дисциплинам «Основы медицинских знаний» и «Первая помощь пострадавшим».

Результаты проведенного социологического опроса только подтверждают актуальность данной статьи: только 12 % из них оценивают свои знания практических навыков как хорошие; недостаточный уровень развития гуманитарных навыков (в том числе коммуникационных) - 36 % опрошенных; недостаточный уровень медицинских знаний с опорой на новые достижения в сфере технологий - более 50 %.

Исходя из результатов проведенного исследования, становится очевидным, что современное медицинское знание должно содержать актуализированный учебный материал, новейшие технологические достижения в области здравоохранения, максимальное приближение образовательной среды к реальным условиям, непрерывную обратную связь между студентом и преподавателем, возможность наглядности всего многообразия клинических ситуаций. Поэтому одной из основных задач при формировании и закреплении профессиональных медицинских знаний в вузах физической культуры является создание оптимальных ус-

ловий для развития широкого спектра компетенций и практических навыков оказания первой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни и здоровью, без риска нанесения вреда человеку. К ним относится формирование способности быстрого принятия решений и безошибочного выполнения ряда манипуляций, особенно при травмах и неотложных состояниях сердечно-сосудистой системы [9].

Симуляционный компонент в образовательных модулях очень важен, так как спортивные вузы готовят специалистов, которые могут столкнуться с травмами и другими неотложными жизненными состояниями, где они становятся ответственными за жизнь и здоровье людей. Накоплен большой мировой опыт, подтверждающий эффективность и необходимость применения симуляционных технологий в образовательной деятельности [10,11, 13,14]. К примеру, в США количество резидентур резко увеличилось с использованием си-муляционного обучения - за 5 лет с 2003 по 2008 г. в 3,5 раза [15].

Мировой опыт применяется уже и в России: сформирован круг специалистов в этой области, адаптируется международный опыт к системе отечественного образования. Проводятся конференции со смешанным участием, на которых обсуждаются важные прикладные аспекты симуляционного обучения.

Симуляционные методики давно вошли в систему медицинской высшей школы, став неотъемлемым компонентом подготовки кадров в области здравоохранения. В большинстве медицинских вузов появились структурные подразделения - симуляционные центры. Уже сегодня разработаны отечественные стандарты симуляционных тренингов, предложены новые классификации оборудования и симуляционно-аттестацион-ных центров [6, 7].

Само понятие «симуляционное обучение» имеет множество определений. Самым общим определением считается следующее: симуляционное обучение - обязательный компонент в профессиональной подготовке, использующий модель профессиональной деятельности с целью предоставления возможности каждому обучающемуся выполнить профессиональную деятельность или отдельные ее элементы в соответствии с профессиональными стандартами и/или порядками (правилами) [8].

МакГаги (1999) рассматривает симуляцию как «человека, устройство или набор условий, которые позволяют аутентично воссоздать актуальную проблему. Студент или обучаемый должен отреагировать на возникшую ситуацию таким образом, как он это сделал бы в реальной жизни» [8].

Дэвид Габа [8], ученый Стэнфордского университета, предложил расширенное определение этого понятия: «техника (а не технология), которая позволяет заместить или обогатить практический опыт обучаемого с помощью искусственно созданной ситуации, которая отражает и воспроизводит проблемы, имеющие место в реальном мире, в полностью интерактивной мане-

ре». Ученый говорит о необходимости планирования в организации образовательного процесса; он акцентировал внимание на том, что симуляция имеет отношение в первую очередь к обучению, а не к технологии, лежащей в основе симуляции. Николя Маран и Ронни Главин [8], исследователи Шотландского клинического симуляционного центра, описывают симуляцию как «образовательную методику, которая предусматривает интерактивный вид деятельности, «погружение в среду» путем воссоздания реальной клинической картины полностью или частично, при этом без сопутствующего риска для пациента».

Исходя из вышесказанного, считаем, что симуляция - это виртуальное моделирование. Симуляция в медицинском знании - это высокотехнологичное обучение и оценивание приобретенных практических навыков, умений и знаний, основанное на виртуальном моделировании, максимально приближенном к реальным условиям, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего могут использоваться биологические, механические, электронные и виртуальные (компьютерные) модели.

Симуляционное обучение должно быть организовано и проводиться преподавателями-тренерами, получившими дополнительное образование в области симуляционных технологий и владеющими соответствующими учебными мастерами. В процессе образовательной деятельности будет создаваться и накапливаться арсенал различных сценариев, методические труды, разрабатываться и поддерживаться в рабочем и безопасном состоянии необходимые средства обучения (программное обеспечение, компьютеры, тренажеры, симуляторы, фантомы, модели и профессиональное оборудование), регулярно проводиться инженерно-техническое обслуживание и регулярное снабжение расходными материалами.

После изучения одного из разработанных преподавателем сценариев, выполнения симуляционного упражнения, необходимо закрепление полученных практических навыков посредством дебрифинга (от англ. debriefing - обсуждение после выполнения задания) - разбор, анализ «плюсов» и «минусов» действий обучаемых и обсуждение приобретенного ими опыта. Этот образовательный метод дает возможность отреф-лексировать полученные знания и обеспечивает обратную связь для оценивания выполняемых симуляционных задач. Выполняя учебные задания в максимально приближенных к реальным клиническим условиям, у обучающихся появляется опыт осознанной практики, который поможет обучаемому подготовиться к будущей профессиональной деятельности эмоционально и физически [16].

Проведение дебрифинга, считают G. Savoldelli с со-авт. [12, 17], повышает эффективность симуляционного занятия и увеличивает длительность сохранения у обучающихся полученных навыков, в том числе в неотложных состояниях.

Таким образом, в рамках концепции симуляционно-

го образования реализуется основной, на наш взгляд, образовательный принцип: погружение студента в реальные жизненные условия для применения полученных теоретических знаний на практике и приобретения практических компетенций. В этих условиях существует проблема теоретического освоения большинства медицинских манипуляций, что связано с возникающими рисками осложнений, а также рассмотрения части этого вопроса в правовом и этическом аспектах. Кафедры анатомии и спортивной медицины испытывают непреодолимые на первый взгляд трудности в учебной и научной работе, связанные с отсутствием обеспеченности студентов оснащенными практическими медицинскими кабинетами и тематическими больными. Вследствие теряется фактор многократного повторения студентами медицинских манипуляций. Невозможность проводить полноценный разбор каждого случая, требующего первой медицинской помощи, влечет за собой снижение качества получаемых компетенций в рамках изучаемой медицинской дисциплины.

Все это подтверждает целесообразность создания оснащенных медицинских кабинетов практических навыков с внедренными симуляционными технологиями в вузах физической культуры для подготовки студентов и молодых специалистов в реальных условиях. Здесь могут быть реализованы практические тренинги на всех этапах обучения таким дисциплинам, как «Основы медицинских знаний», «Спортивная медицина», «Первая медицинская помощь», «Анатомия», «Неотложная помощь» и т. д.

В настоящее время для отработки практических навыков, помимо медицинского оборудования, используются следующие современные виды учебных пособий: электронные учебники, интерактивные электронные пособия, анатомические модели, тренажеры практических навыков и системы с их гибридным использованием, низкореалистичные манекены, электронные манекены, роботы-симуляторы пациента и интегрированные симуляционные системы (комплексы), «тренажер + инструменты + муляж», манекены базового уровня (Low-Fidelity), например Ресаски Энн фирмы Лаэрдал, манекен для выполнения первичной сердечно-легочной реанимации, фантомы для отработки внутримышечных и внутривенных инъекций.

Заключение. Таким образом, современное общество диктует новые требования к специалистам в области спорта и, как следствие, преобразования в вузах физической культуры. Выпускник спортивного вуза должен владеть всем арсеналом накопленных знаний и умений, позволяющих в критических ситуациях принять правильное решение, поставить диагноз и провести адекватные мероприятия первой медицинской помощи. Использование симуляционных технологий позволит достичь максимальной степени погружения в реальную ситуацию при имитации разнообразных клинических случаев, а также отработать практические навыки диагностических манипуляций, алгоритмы первой медицинской помощи. Интегрирование в рабо-

чие программы освоения медицинских компетенций должно опираться на широкое внедрение современных тренажерных комплексов нового поколения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Авдеева В. Г. Опыт использования учебно-тренировочного оборудования при подготовке специалистов, работающих в условиях догоспитального периода, в Пермском крае. В кн.: Сборник тезисов конференции по симуляционному обучению в медицине критических состояний (СиМоМЕДикС 2012, 01 ноября 2012 г.). - Москва, 2012. available at: http:// www.aribris.ru/matters.php?print&id=49.

2. Белобородова E. B., Сырцова Е. Ю. Симуляционные методики при изучении "немедицинских дисциплин" в медицинском вузе. В кн.: II Съезд российского общества симуляционного обучения в медицине роСоМЕД-2013. Москва, 2013. available at: http:// www.laparoscopv.ru/doktoru/view thesis. php?theme_ id=43&event_id=l6.

3. Горшков М. Д. Три уровня симуляционных центров. В кн.: II Съезд российского общества симуляционного обучения в медицине роСоМЕД-2013. Москва,2013 .availableat:http://www.laparoscopy.ru/doktoru/view thesis.php?theme id=43&event id-16.

4. Зарипова 3. A., Лопатин З. В., Чернова Н. А. Концепция создания единого информационного пространства в сфере симуляционного обучения в структуре медицинского образования на территории Российской Федерации. В кн.: II Съезд российского общества симуляционного обучения в медицине роСоМЕД - 2013. Москва, 2013 availableat: http://www.laparoscopy.ru/ doktoru/view thesis.php?t heme id=43&event id=16 .

5. Найговзина Н. Б., Филатов В. Б., Горшков М. Д., Гущина Г. Ю., Колыш А. Л. Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении. В кн.: II Съезд российского общества симуляционного обучения в медицине роСоМЕД-2013. Москва, 2013. available at: http://www.laparoscopy.ru/ doktoru/view thesis.php?theme id=43&event id=16 .

6. Новикова O. B., Черников И. Г., Давыдова Н. С. Технология симуляционного обучения в Уральском государственном медицинском университете на современном этапе и перспективы развития. В кн.:

II Съезд российского общества симуляционного обучения в медицине роСоМЕД-2013. Москва,2013 .availableat:http://www.laparoscopy.ru/doktoru/view thesis.php?theme id=43&event id=T6 .

7. Павлов B. H., Викторов В. В., Садритдинов М. А., Ша-рипов Р. А., Лешкова В. Е. Четырехэтапная система симуляционного обучения в медицинском вузе. В кн.: II Съезд российского общества симуляционного обучения в медицине роСоМЕД-2013. Москва, 2013. available at: http://www.laparoscopv.nl/doktoru/view thesis.php?theme id=43&event id=16 .

8. Свистунова А. А., ред. Симуляционное обучение в медицине. Составитель Горшков М. Д. - М.: издательство Первого МГМУ им. И. М. Сеченова; 2013.

9. Frank J.R., Shell L. Competency-based medical education theory of practice. medical thecher. 2010; 32(8): 638-46.

10. Hallikainen H., Vaisanen O., Randell T. et al. Teaching anaesthesia induction to medical students: comparison between full-scale simulation and supervised teaching in the operating theatre. Eur. j. anaesth. 2009; 26: 101-1.

11. Hassan I., Sitter H., Schlosser K., Zielke A., Rothmund M., Gerdes B. a virtual reality simulator for objective assessment of surgeons laparoscopic skill. Chirurg. 2005 Feb; 72(2): 151-5.

12. Morgan P.J., Tarshis J., LeBlanc V. et al. Efficacy of high-fidelity simulation debriefing on the performance of practicing anaesthetists in simulated scenarios, br. j. anaesth. 2009; 103: 531-7.

13. Munz Y. et al. a structured curriculum based approach for teaching complex laparoscopic skills using VR simulators. Surg. Endosc. 2004; 18 (Suppl. 232): presented as a poster in SagES 2004.

14. Murin S., Stollenwerk N.S. Simulation in procedural training: at the tipping point. Chest. 2010; 137: 1009-11.

15. Okuda Y., Bond W., Bonfante G. et a. National growth in simu- lation training within emergency medicine residency programs, 2003-2008. acad. Emerg. med. 2008; 15: 1113-6.

16. Peters V.A.M., Vissers G.A.N. a simple classification model for debriefing simulation games. Simul. gaming march. 2004; 35(1): 70-84.

17. Savoldelli G.L., Naik V.N., Park J. et al. Value of debriefing during simulated crisis management: oral versus videoassisted oral feedback, neshesiology. 2006; 105: 279-85.

PROBLEMS OF SIMULATION EQUIPMENT OF A MEDICAL EDUCATIONAL PART AT PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITIES

V. Kulish, Doctor of Medical Sciences, Professor of the Anatomy and Sport Medicine Department, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161, email: val ku@mail.ru

The article discusses the issues connected with simulated education at physical education universities in order to learn the need for high-technology educational methods in the field of medical knowledge for the acquisition of professional competencies by students. This is the mandatory component in professional preparation, where the model of professional activity is used with the offering of opportunities for each student to perform professional activity or its element in accordance with professional standards or rules for the provision of the first pre-medical help in conditions which are close to real ones.

One of the main tasks in the formation and consolidation of professional medical knowledge in sports higher educational institutions is creation of optimal conditions for the development of a wide range of competences and practical skills for the first aid provision at conditions that threaten life and health without risk of harm to humans. Students must acquire practical skills during the discipline «Fundamentals of medical knowledge» in specialized classrooms, training centers equipped with high-technology simulators and computerized mannequins, which allow to create real clinical situations.

Analysis of applied educational technologies in the teaching process of medical disciplines at physical education universities would made it possible to conclude that today there is a lack of modern simulation educational technologies in the rapidly developing technological world of medicine, which, undoubtedly, would improve the quality of the first aid provision in emergency situations, level of professional competencies acquired by students in higher educational institutions.

As a part of this study, the problems that need to be solved for the successful and effective implementation of simulation education during medical disciplines at physical education universities were discussed.

Keywords: simulation education; simulation technologies; practice room, simulation training; simulation methods; formation of practical competences.

References:

1. Avdeeva V. G. Experience of use of the educational and training equipment at training of specialists, working in the conditions of the pre-hospital period, in Perm Krai.

The collection of theses of a Conference on simulyatsionny training in medicine of critical conditions (SIMOMEDIKS).

Moscow, 2012. Available at: http://www.aribris.ru/mat-ters.php?print&id=49, (Accessed 1 November 2012)

2. Beloborodova E. B., Syrcova E. Ju. Simuljacionnye meto-diki pri izuchenii "nemedicinskih disciplin" v medicinskom vuze. Vkn.: II S#ezd rossijskogo obshhestva simuljacionno-go obuchenija v medicine [Simulyatsionnye of a technique when studying "not medical disciplines" in medical school. In book]. The II Congress of the Russian society of simulyatsionny training in medicine. Moscow, 2013. Available at: http://www.laparoscopv.ru/doktoru/view thesis. php?theme_id=43&event_id=l6.

3. Gorshkov M. D. Tri urovnja simuljacionnyh centrov. V kn.:11 S#ezd rossijskogo obshhestva simuljacionnogo obuchenija vmedicineroSoMED-2013. [Three levels simu-lyatsionnykh of the centers. In kN.:11 Congress of the Russian society of simulyatsionny training in medicine]. Moscow, 2013, Available at: http://www.laparoscopy.ru/ doktoru/view thesis.php?theme id=43&event id-16.

4. Zaripova Z. A., Lopatin Z. V., Chernova N. A. koncepcija sozdanija edinogo informacionnogo prostranstva v sfere simuljacionnogo obuchenija v strukture medicinskogo obrazovanija na territorii rossijskoj federacii. V kn.: II S#ezd rossijskogo obshhestva simuljacionnogo obuchenija v medicine [The concept of creation of a common information space in the sphere of simulyatsionny training in structure of medical education in the territory of the Russian Federation. In book: The II Congress of the Russian society of simulyatsionny training in medicine] roSoMED, 2013, Moscow, 2013 Available at: http:// www.laparoscopy.ru/doktoru/view thesis.php?t heme id=43&event id=16 .

5. Najgovzina N. B., Filatov V. B., Gorshkov M. D., Gush-hina G. Ju., Kolysh A. L. Obshherossijskaja sistema simuljacionnogo obuchenija, testirovanija i attestacii v zdravoohranenii. V kn.: II S#ezd rossijskogo obshhestva simuljacionnogo obuchenija v medicine [The all-Russian System of Simulyatsionny Training, Testing and Certification in Health Care. In Book: The II Congress of the Russian Society of Simulyatsionny Training in Medicine]. Moscow, 2013. Available at: http://www.laparoscopy.ru/ doktoru/view thesis.php?theme id=43&event id=16 .

6. Novikova O. B., Chernikov I. G., Davydova N. S. Tehnologi-ja simuljacionnogo obuchenija v Ural'skom Gosudarstven-nom Medicinskom Universitete na sovremennom jetape i perspektivy razvitija. [Technology of simulyatsionny training at the Ural State Medical University at the present stage and the prospects of development]. Moscow, 2013. Available at: http://www.laparoscopy.ru/doktoru/ view thesis.php?theme id=43&event id=T6 .

7. Pavlov B. H., Viktorov V. V., Sadritdinov M. A., SharipovR. A., Leshkova V. E. Chetyrehjetapnaja sistema simulja-cionnogo obuchenija v medicinskom vuze. V kn.: II S#ezd rossijskogo obshhestva simuljacionnogo obuchenija v medicine [Four-landmark system of simulyatsionny training in medical school]. Moscow, 2013. Available at: http://www.laparoscopv.nl/doktoru/view thesis. php?theme id=43&event id=16 .

8. Svistunova A. A., Gorshkov M. D Simuljacionnoe obuche-nie v medicine. [Simulyatsionny training in medicine]. Moscow, izdatel'stvo Pervogo MGMU im. i. M. Sechenova, 2013.

9. Frank J. R., Shell L. Competency-Based Medical Education THEORY OF Practice. medical thecher,2010, 32(8), 638-46.

10. Hallikainen H., Vaisanen O., Randell T. Teaching Anaesthesia Induction to Medical Students: Comparison between Full-Scale Simulation and Supervised Teaching in the Operating theatre. Eur. j. anaesth, 2009, 26, 101-1.

11. Hassan I., Sitter H., Schlosser K., Zielke A., Rothmund M., Gerdes B. A Virtual Reality Simulator for Objective Assessment of Surgeons laparoscopic Skill. Chirurg, 2005 Feb, 72(2), 151-5.

12. Morgan P. J., Tarshis J., Leblanc V. Efficacy of High-Fidelity Simulation Debriefing on the Performance of Practicing Anaesthetists in Simulated Scenarios, br. j. anaesth, 2009, 103, 531-7.

13. Munz Y. A Structured Curriculum Based Approach for Teaching Complex Laparoscopic Skills using VR Simulators. Surg. Endosc, 2004, 18 (Suppl. 232), presented as a poster in SagES 2004.

14. Murin S., Stollenwerk N.S. Simulation in Procedural Training: at the Tipping Point. Chest, 2010, 137, 1009-11.

15. Okuda Y., Bond W., Bonfante G. National Growth in simulation Training within Emergency Medicine Residency Programs, 2003-2008, acad. Emerg. Med, 2008, 15, 1113-6.

16. Peters V. A. M., Vissers G. A. N. A Simple Classification Model for Debriefing Simulation Games. Simul. Gaming march, 2004, 35(1), 70-84.

17. Savoldelli G. L., Naik V. N., Park J. Value of Debriefing During Simulated Crisis Management: Oral Versus Video-Assisted Oral Feedback, Neshesiology, 2006, 105, 279-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.