Научная статья на тему 'Применение симуляционных технологий в формировании компетенций обучающихся по специальности "лечебное дело"'

Применение симуляционных технологий в формировании компетенций обучающихся по специальности "лечебное дело" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / MEDICAL EDUCATION / SIMULATION TECHNOLOGIES / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайганов Сергей Анатольевич, Лопатин Захар Вадимович, Бакулин Игорь Геннадьевич, Медведева Ольга Ивановна

В статье представлены материалы по совершенствованию компетентностного подхода к подготовке студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело», за счет внедрения клинического компонента в практическое симуляционное занятие. С этой целью разработаны структура занятия, примерный хронометраж и клинические ситуационные задания. Комплексный подход к формированию и объективной оценке компетенций направлен на повышение качества образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сайганов Сергей Анатольевич, Лопатин Захар Вадимович, Бакулин Игорь Геннадьевич, Медведева Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of simulation technologies in the formation of competences of students on a specialty "General Medicine"

The article presents materials on improving the quality of teaching of students studying in the specialty "general medicine" with the help of a clinical component in the lesson using simulated device. The structure of the lesson, the approximate timing and clinical situational tasks for the implementation of this task was developed. An integrated approach to the formation of competences and their objective evaluation is aimed at improving the quality of the educational process.

Текст научной работы на тему «Применение симуляционных технологий в формировании компетенций обучающихся по специальности "лечебное дело"»

ПРИМЕНЕНИЕ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

Сайганов С.А., Лопатин З.В., Бакулин И.Г., Медведева О.И.

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, Санкт-Петербург

В статье представлены материалы по совершенствованию ком-петентностного подхода к подготовке студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело», за счет внедрения клинического компонента в практическое симуляционное занятие. С этой целью разработаны структура занятия, примерный хронометраж и клинические ситуационные задания. Комплексный подход к формированию и объективной оценке компетенций направлен на повышение качества образовательного процесса.

Ключевые слова:

медицинское образование, симуляционные технологии, компетенции

THE USE OF SIMULATION TECHNOLOGIES

IN THE FORMATION OF COMPETENCES OF STUDENTS

ON A SPECIALTY "GENERAL MEDICINE"

Saiganov S.A., Lopatin Z.V., Bakulin I.G., Medvedeva O.

North-Western State Medical University named after I.I Mechnikov, Saint-Petersburg

The article presents materials on improving the quality of teaching of students studying in the specialty "general medicine" with the help of a clinical component in the lesson using simulated device. The structure of the lesson, the approximate timing and clinical situational tasks for the implementation of this task was developed. An integrated approach to the formation of competences and their objective evaluation is aimed at improving the quality of the educational process.

Keywords:

medical education, simulation technologies, competences

Применение симуляционных технологий в формировании компетенций обучающихся

по специальности «Лечебное дело»

Традиционно симуляционное обучение рассматривается как инструмент для формирования практических навыков и обычно не сочетается с теоретическим материалом, что ограничивает применение этого вида обучения в образовательном процессе и в полной мере не раскрывает потенциал данного образовательного подхода. Симуляционные технологии представляют собой комплекс педагогических подходов к моделированию клинических ситуаций с использованием симуляционного оборудования. Целью реализации образовательной программы является формирование компетенций осваиваемой специальности [1]. Данное понятие следует рассматривать как интегральную характеристику обучающегося -это динамическая совокупность знаний, умений и навыков, способностей и личностных качеств, которые студент обязан продемонстрировать на промежуточных этапах освоения образовательной программы и при проведении заключительной аттестации [2].

С целью совершенствования компетент-ностного подхода к подготовке студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело», предложено внести в структуру практического симуляционного занятия клинический компонент.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Подход к практическому обучению на основании клинических кейсов позволяет не только формировать практический компонент, но и развивать навыки сбора анамнеза, формирования плана обследования, интерпретации результатов иссле-дований,назначения и коррекции тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами. Разработка симулированных историй болезни, основанных на реальных клинических случаях с применением утвержденных бланков, повышает степень реалистичности и делает занятие более интересным для студентов [3].

Коллективом кафедры пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии

Рис. 1. Симулятор для физикального обследования кардиологического пациента Харви

№ 1, 2018 ГС

и диетологии разработаны задания, которые позволяют оценить как практические навыки, так и клиническое мышление.

Занятия с применением симуляцион-ных технологий проводились в соответствии с учебным планом. Структура занятия учитывала конкретные учебные цели и задачи для каждой темы и состояла из нескольких этапов:

1) входной контроль;

2) брифинг;

3) тренинг;

4) дебрифинг;

5) обратная связь.

РЕЗУЛЬТАТЫ

С помощью входного контроля определяли уровень знаний аудитории, что позволяло преподавателю акцентировать внимание на наиболее трудных моментах в освоении материала студентами.

В ходе брифинга проводился краткий инструктаж по технике безопасности, принципам работы с техническим оснащением (симуляционным, медицинским и другим оборудованием), разъяснялись политика конфиденциальности, цели и учебные задачи [4].

Пример

Учебные цели: научиться диагностировать синдромы нарушения бронхиальной проходимости, повышенной воздушности легочной ткани, пневмоторакса на основе данных, полученных при субъективном и объективном обследовании больного.

Учебные задачи: повторить практические навыки по исследованию дыхательной системы. Уметь интерпретировать данные, полученные при физикальном обследовании больного. Научиться формулировать синдромный диагноз. Нау-

" ГЭОТАР

'mm

ъШШ

■Ш

iAÎCtf

читься составлять план обследования больного и интерпретировать данные дополнительных методов исследования.

Тренинг проводился в форме разбора клинических ситуаций с применением симуляционного оборудования и последующей самостоятельной работой обучающихся. Задания могут содержать следующие разделы в зависимости от учебных задач занятия.

■ Паспортная часть.

■ Жалобы.

■ Анамнез заболевания.

■ Анамнез жизни.

■ Наследственность.

■ Физикальные данные.

■ План обследования.

■ Данные лабораторных и инструментальных исследований.

■ Клинический диагноз.

■ План лечения (ургентные вмешательства, препараты и их дозы). Дополнительно: выписные эпикризы

предыдущих госпитализаций, дневники наблюдения, амбулаторная карта и др.

Пример задания для самостоятельного выполнения

Вы - врач поликлиники. К вам на прием обратился пациент. Жалобы и анамнез собраны. Задание: 1. Ознакомьтесь с данными анамнеза и жалобами пациента. 2. Выполните аускультацию легких. 3. Заполните бланк по результатам аускультации легких. Пример информации для студента Пациентка, 34 года. Жалобы на повышение температуры тела до 37,5 °С, кашель с вязкой желто-зеленой мокротой. Из анамнеза известно: заболела 2 дня назад после переохлаждения. В течение последних 3 лет отмечает частые ОРВИ, после которых длительно сохраняется кашель с небольшим количеством густой, трудноотделяе-

мой мокроты, эпизодически затрудненное дыхание. Последний год беспокоит кашель по утрам, улучшение самочувствия отмечает после отхождения мокроты. Вредные привычки: курит более 10 лет по 1 пачке (20 шт.) сигарет в день. Аллергологиче-ский анамнез: отмечает кожную сыпь по типу крапивницы при употреблении в пищу цитрусовых, удушье в период цветения липы. При пальпации и перкуссии со стороны легких изменений не выявлено.

Задание, представленное в примере, требует заполнения бланка. Бланк задания «Объективный осмотр» представлен в табл. 1.

Для проведения объективной оценки по результатам тренинга использовался оценочный лист, который заполнялся на каждого студента [5].

Оценочный лист - структурированный перечень действий, которые необходимо выполнить обучающемуся для достиже-

Таблица 1. Бланк задания «Объективный осмотр»

Аускультативные данные Основной дыхательный шум Побочный дыхательный шум

Дифференциальная диагностика

Диагноз 1 Диагноз 2 Диагноз 3

План обследования Лабораторные методы

2. 3.

4.

Применение симуляционных технологий в формировании компетенций обучающихся

по специальности «Лечебное дело»

ния поставленных задач. Он состоит из 3 частей: информации для обучающегося, информации для инструктора и собственно оценочного листа.

Оценочный лист представляет собой пронумерованную таблицу с алгоритмом выполнения задания и эталонами заполнения бланков. Алгоритм содержит от 10 до 20 пунктов, которые обучающийся должен выполнять последовательно (или непоследовательно в отдельных случаях). Увеличение количества пунктов оценочного листа, с одной стороны, выявляет более детальные ошибки, а с другой - может привести к снижению объективности со стороны преподавателя, так как оценить большое количество параметров за время выполнения задания очень трудно, и это требует дополнительной подготовки. Тем не менее использование электронных ре-

сурсов для оценки решает эту проблему, так как суммирование баллов выполняется автоматически по каждому студенту, практическому навыку, отдельному действию и позволяет составлять отчеты и формировать базы данных [6].

Оценка отдельных действий может осуществляться в различной градации баллов от 0 до 10, от 0 до 5, от 0 до 2. При этом баллы могут быть как штрафными, так и поощрительными. При оценке использовалась градация баллов поощрения от 0 до 2, где 0 - не выполнил, 1 - частично выполнил, 2 - выполнил полностью.

Дебрифинг - анализ, разбор опыта, приобретенного участниками в ходе выполнения симуляционного сценария (от англ. debriefing - обсуждение после выполнения задания).

Раздел занятия Содержание Время, мин

Входной контроль Тестирование по теме предстоящего занятия 10

Брифинг Инструктаж (цели и задачи занятия, знакомство с оборудованием, техника безопасности) 10

Теоретический материал (мини-лекция по избранным теоретическим аспектам) 20

Обсуждение теоретического материала (интерактивное взаимодействие преподаватель-обучающийся) 10

Перерыв 10

Тренинг Преподаватель демонстрирует правильное (эталонное) выполнение задания с пояснениями 20

Практическая работа обучающихся (с участием преподавателя) 30*

Демонстрация самостоятельного выполнения задания обучающимся (возможна оценка с использованием чек-листа) 30*

Дебрифинг Разбор ошибок 20

Перерыв 10

Обратная связь Обсуждение положительных и отрицательных моментов, возникших в ходе занятия 10

Итого 180

* Зависит от количества оборудования и обучающихся в группе.

Таблица 2. Примерный хронометраж симуляционного занятия по отработке практических навыков для группы из 12-13 человек в течение 4 академических часов

№ 1, 2018 QH

Существует два подхода к проведению дебрифинга:

■ разбор ошибок обучающихся с участием преподавателя;

■ разбор ошибок преподавателя с участием обучающихся.

При проведении занятия со студентами наиболее предпочтительным является разбор ошибок преподавателем, который являлся участником дискуссии и направлял участников с помощью вопросов, акцентируя внимание на ошибках, выявленных с помощью оценочных листов. По завершении дебрифинга подводились итоги работы, и преподаватель оценивал обучающихся [7].

Структуру занятия с применением си-муляционных технологий следует учиты-

вать при планировании занятия. Примерный хронометраж представлен в табл. 2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интеграция в образовательный процесс клинической составляющей в сочетании с практическим компонентом с I до VI курса обучения представляет собой сквозную модель формирования профессиональных компетенций. Внедрение методики комплексного подхода к формированию компетенций положительно повлияло на качество подготовки обучающихся по специальности «лечебное дело», что было выявлено на итоговой государственной аттестации и первичной аккредитации в 2017 г.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, Санкт-Петербург:

Сайганов Сергей Анатольевич - доктор медицинских наук, профессор, исполняющий обязанности ректора, заведующий кафедрой госпитальной терапии и кардиологии им. М.С. Кушаковского E-mail: rectorat0szgmu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лопатин Захар Вадимович - ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и диетологии, начальник аттестационно-обучающего симуляционного центра

E-mail: zakhar.vadimovich0gmail.com

Бакулин Игорь Геннадьевич - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и диетологии E-mail: Igor.bakulin0szgmu.ru

Медведева Ольга Ивановна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и диетологии E-mail: Olga.medvedeva0szgmu.ru

Применение симуляционных технологий в формировании компетенций обучающихся

по специальности «Лечебное дело»

ЛИТЕРАТУРА

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 2012. № 5976 (303).

2. Лила А.М., Лопатин З.В. Построение занятия с использованием симуляционных методик // Специалист по медицинскому симуляционному обучению / под ред. В.А. Кубышкина, А.А. Свистунова, М.Д. Горшкова, З.З. Балкизова. М. : РОСОМЕД; ГЭОТАР-Медиа, 2016. С. 72-95.

3. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО; ФГОС 3+) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/97/91/9/188.

4. Рипп Е.Г., Цверова А.С., Тропин С.В. Создание стандартизованного клинического сценария // Симу-ляционное обучение по анестезиологии и реаниматологии / ред. В.В. Мороз, Е.А. Евдокимов ; сост. М.Д. Горшков. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014.

5. Косаговская И.И., Волчкова Е.В., Пак С.Г. Современные проблемы симуляционного обучения // Эпидемиология и инфекционные болезни. 2014. № 1. С. 49-61.

6. Зарипова 3.A., Лопатин З.В., Чернова Н.А. Концепция создания единого информационного пространства в сфере симуляционного обучения в структуре медицинского образования на территории Российской Федерации // II Съезд российского общества симуляционного обучения в медицине РОСО-МЕД-2013 [Электронный ресурс]. М., 2013. URL: http://www.laparoscopy.ru/doktoru/view thesis.php?t heme id=43&event id=16.

7. Федоров А.В., Горшков М.Д. Эффективность симуляционного обучения // Симуляционное обучение по специальности «Лечебное дело» / под ред. А.А. Свистунова. М. : РОСОМЕД; ГЭОТАР-Медиа, 2014. С.144-159.

REFERENCES

1. About the education in the Russian Federation: Federal law from 29.12.201 2 N 273-FL (ed. from 03.07.2016). Rossiyskaya gazeta [Russian Newspaper]. 2012. N 5976 (303). (in Russian)

2. Lila A.M., Lopatin Z.V. Build classes using simulation techniques. In: V.A. Kubyschkin, A.A. Svistunov, M.D. Gorschkov, Z.Z. Balkizov (eds). Specialist in Medical Simulation Training. Moscow: ROSOMED; GEOTAR-Media, 2016: 72-95. (in Russian)

3. The portal of the Federal state educational standards of higher education. Federal state educational standards of higher education (FGOS VO; FGOS 3+). URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/97/91/9/188. (in Russian)

4. Ripp E.G., Tsverova A.S., Tropin S.V. The creation of a standardized clinical scenario. Simulation training in anesthesiology and resuscitation. In: V.V. Moroz, E.A. Edokimov (eds), M.D. Gorschkov (comp.) Moscow: GEOTAR-Media, 2014. (in Russian)

5. Kosagovskaya I.I., Volchkova E.V., Pak S.G. Modern problems of simulation training. Epidemiologiya i infektsionnie bolezni [Epidemiology and Infectious Diseases]. 2014; (1): 49-61. (in Russian)

6. Zaripova Z.A., Lopatin Z.V., Chernova N.A. The concept of creating a common information space in the field of simulation training in the structure of medical education in the Russian Federation. In: ROSOMED-2013 [II Congress of the Russian Society of Simulation Training in Medicine ROSOMED-2013]. Moscow 2013. URL: http://www.laparoscopy.ru/doktoru/view thesis.php?t heme id=43&event id=16. (in Russian)

7. Fedorov A.V., Gorschkov M.D. The effectiveness of simulation training. In: A.A. Svistunov (ed.). Simulation Training in the Specialty «Medical Care». Moscow: ROSOMED; GEOTAR-Media, 2014: 144-59. (in Russian)

№ 1, 2018 Ц3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.