Научная статья на тему 'Проблемы школьного обучения детей шести лет'

Проблемы школьного обучения детей шести лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
248
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бойко С. З.

В статье рассматривается проблема школьного обучения детей шести лет. Психофизиологические закономерности функционирования коры и регуляторных структур, обеспечивающее достаточное и необходимое для усвоения учебной программы развитие высших психических функций. Описываются индивидуальные характеристики готовности мозговых структур к учебной деятельности, а также диапазон разнообразных рисков психофизиологической природы, степень функциональной зрелости и интегрированность коры и подкорковых структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бойко С. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы школьного обучения детей шести лет»

ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ

© Бойко С.З.*

Зерноградский педагогический колледж, г. Зерноград

В статье рассматривается проблема школьного обучения детей шести лет. Психофизиологические закономерности функционирования коры и регуляторных структур, обеспечивающее достаточное и необходимое для усвоения учебной программы развитие высших психических функций. Описываются индивидуальные характеристики готовности мозговых структур к учебной деятельности, а также диапазон разнообразных рисков психофизиологической природы, степень функциональной зрелости и интегрированность коры и подкорковых структур.

Как уже отмечалось, основная проблема неготовности детей к освоению организованной учебной деятельности и усвоению школьных правил заключается в недостаточной зрелости коры больших полушарий, в особенности их лобных отделов. По оценкам физиологов разброс в сроках физиологического созревания многих систем организма семилетних детей превышает полтора года. Паспортный возраст - семь лет - может соответствовать дошкольнику с возрастом в пять лет шесть месяцев и ребенку восьми лет и шести месяцев. Между дошкольниками с указанными биологическими возрастами разница в три года. Разумеется, ретардированный старший дошкольник характеризуется незрелостью большинства систем жизнедеятельности и абсолютной неготовностью к обучению в школе [2, с. 234]. Поэтому учителю и родителю важно знать психологические особенности детей шестилетнего возраста и те трудности, которые могут испытывать дети, при поступлении в школу. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками [3, с. 58]. Известно, что в младшем школьном возрасте процесс физического развития резко замедляется до нового своего ускорения в подростковом возрасте. Общее замедление физического развития и физиологического созревания сопровождается типичной для всего периода роста гетерохронностью процессов и разных системах организма. Характерно несовпадение темпов увеличения размеров костей и мышечной ткани. Фиксируется опережающее развитие крупных мышц в сравнении с мелкими. Эти особенности формирования кост-но-мышечной системы приводят к особенностям двигательной активности младшего школьника. Так у детей отмечается плохая координация движений, быстрая утомляемость и нарушение осанки [5, с. 55].

* Преподаватель

Существует мнение, что организованное школьно-урочное обучение предъявляет высокие требования к большинству нервно-психических процессов и высшим психическим функциям, связанным с мышлением. Практика показывает, что далеко не все семилетние дети имеют удовлетворительную степень зрелости мозговых механизмов и достаточное психическое развитие, чтобы успешно адаптироваться к обучению в школе. Исследования физиологов и медиков свидетельствуют о том, что только у 30 % учащихся первых классов начальной школы наблюдается соответствующая возрасту функциональная зрелость коры и регуляторных структур, что обеспечивает достаточное и необходимое для освоения учебной программы развитие высших психических функций и произвольность поведения. Следовательно, остальные 70 % детей семи лет могут иметь разные проблемы адаптации к учебной деятельности и школьной жизни.

Старшие дошкольники, не достигшие к началу обучения в школе семи лет, характеризуются более выраженными чертами незрелости мозговых механизмов. Исследования показали, что у 60 % старших дошкольников выявлены разнообразные факторы риска школьной дезадаптации. При этом 50 % детей не понимает или не может выполнить инструкцию, не умеет планировать свои действия и при необходимости вносить в них коррективы. У многих детей эти нарушения обусловлены незрелостью лобной коры и связанных с ней подкорковых образований, которые определяют степень обеспечения самостоятельной деятельности ребенка. Обнаружены определенные проявления недоразвития мелкой моторики руки у 90 % шести-семилетних детей. Риск школьных трудностей значительно возрастает при несформированности таких интегративных функций, как сенсомоторная интеграция, которая может качественно проявляться только в условиях достаточного развития проекционных и ассоциативных отделов коры и связей между ними. Очевидно, что переходный возраст между семью и шестью годами может определяться как диапазон разнообразных рисков психофизиологической природы.

Разумеется, что наиболее чувствительными к новым условиям жизни и совершенно неготовыми к обучению в школе является большинство шестилетних детей. Способность переносить интеллектуальные нагрузки у них снижена по сравнению с семилетними детьми. Например, продолжительность непрерывного чтения в шесть лет - 8 минут, в семь-восемь -10 минут, в девять - 15 минут. Возникающие информационные перегрузки в сочетании с постоянным дефицитом времени - ведущие факторы ухудшения функционального состояния и нарушения психического здоровья шестилетних детей. Под «психическим здоровьем» понимается: сбалансированность внутренних (когнитивных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения, соответствие стиля научения детей стилям обучения и воспитания) особенностей раз-

14

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

вития его личности. Соответственно психическое нездоровье будет означать несбалансированность, асинхронию внутренних и внешних особенностей личностного изменения [1, с. 186].

В работах института возрастной физиологии РАН РФ исследовалась работоспособность шестилетних детей [2, с. 233] - интегральный показатель функционального состояния ребенка, позволяющий осуществлять продуктивную познавательную деятельность без переутомления в течение определенного времени. Установлено, что обычные школьные нагрузки на уроке, равные 45 мин., у этих детей приводят к снижению работоспособности на 70 %. Это, естественно, не позволяет им выдержать более одного урока без резкого падения эффективности обучения. В связи с этим очевидна необходимость особой технологии и режима обучения шестилетних детей, которые должны иметь не более 4 уроков длительностью каждый по 35 минут. Санитарно-гигиенические требования к условиям обучения шестилетних детей в школе определяют, что 60 % школьного времени должно приходиться на двигательную активность при трехразовом питании, обязательном двухчасовом сне в середине дня и прогулкой во второй половине дня. Очевидно, что большинство начальных школ не в состоянии удовлетворить этим требованиям, в связи с чем возрастает риск физических и нервно-психических перегрузок шестилетних детей.

Для успешного прохождения адаптационного периода младшего школьника в первые два месяца допускается только три урока по 30 мин. каждый, в ноябре и декабре происходит переход на 4 урока по 30 мин., и только во втором полугодии вводятся 4 урока по 35 мин.

В условиях постепенно нарастающей нагрузки на интеллектуальную и эмоционально-волевую систему у шестилетних детей за учебный год может сформироваться требуемая для эффективного обучения работоспособность. Достаточная работоспособность позволяет ребенку использовать необходимое количество психической и физической энергии, для того, чтобы достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы.

Как следует из психофизиологических исследований, уровень работоспособности отражает степень функциональной зрелости и интегрирован-ности коры и подкорковых структур. Установлено, что длительность различных фаз работоспособности определяется возрастом: чем младше ребенок, тем продолжительней врабатывание, тем короче период оптимальной работоспособности. При этом более четко выражен период компенсации и более резко проявляется утомление.

Динамика врабатывания у относительно здоровых и зрелых в физиологическом отношении детей соответствует - от трех до пяти, период оптимальной работоспособности - 10-15 минут, еще 5-7 минут приходится на период неустойчивой работоспособности и далее наступает утомление.

Утомление - это особое состояние организма, возникающее при длительной работе и значительных затратах организма, возникающее при длительной работе, что характеризуется нарушением интеграции в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры мозга и усилением подкорковых воздействий [4, с. 254]. В этой связи важнейшей задачей обучения является контроль над этим процессом, цель которого состоит в удержании утомления в ограниченных возрастом ребенка рамках.

Анализ психофизиологических характеристик детей, не достигших семилетнего возраста к моменту начала освоения учебной деятельности, свидетельствует о достаточно высокой вероятности развития школьной дезадаптации в связи с недостаточной зрелостью мозговых систем. Проблемным является уровень развития сенсорных, моторных навыков, не сформированы умения произвольного контроля над поведением и интеллектуальной деятельностью. Эти особенности не позволяют рассматривать в качестве возможного переход к началу систематического школьно-урочного обучения детей с шести лет.

Список литературы:

1. Казанская В.Г. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2005. -186 с.

2. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие. - М.: Форум; ИНФРА-М, 2005. - 233 с.

3. Попова М. В. Психология растущего человека: Краткий курс возрастной психологии. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 58 с.

4. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: Санкт Петербург, 2006. - 254 с.

5. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. -55 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.