Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПРОБЛЕМЫ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
универсальные учебные действия / коммуникативные УУД / диагностика / младшие школьники / ФГОС ООН / universal educational activities / communicative UMS / diagnostics / primary school students / UN GEF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Ю.Ю., Емельянова И.Н.

В данной работе представлены результаты работы по диагностике коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через применение различных методик. Кратко изложены теоретические положения отечественных исследователей о развитии коммуникативной компетенции. В представленных результатах виден уровень сформированности коммуникативных УУД. Данный опыт работы может быть применен учителями начальных классов для диагностики. Соответствует всем предъявляемым требованиям ФГОС НОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Ю.Ю., Емельянова И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

This paper presents the results of work on the diagnosis of communicative universal educational actions of younger schoolchildren through the use of various techniques. The theoretical positions of Russian researchers on the development of communicative competence are briefly outlined. The presented results show the level of formation of communicative UMS. This work experience can be applied by primary school teachers for diagnostics. Meets all the requirements of the Federal State Educational Standard.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37

Яковлева Ю.Ю.

магистрант 2 курса направления «Практическая педагогика» Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)

Научный руководитель: Емельянова И.Н.

профессор, доктор педагогических наук Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)

ПРОБЛЕМЫ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в данной работе представлены результаты работы по диагностике коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через применение различных методик. Кратко изложены теоретические положения отечественных исследователей о развитии коммуникативной компетенции. В представленных результатах виден уровень сформированности коммуникативных УУД. Данный опыт работы может быть применен учителями начальных классов для диагностики. Соответствует всем предъявляемым требованиям ФГОС НОО.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, коммуникативные УУД, диагностика, младшие школьники, ФГОС ООН.

Актуальной проблемой современной диагностики коммуникативных универсальных учебных действий заключается в том, что диагностика проводится по общим критериям с применением одной методики. Однако более подробная и обширная диагностика позволит выявить проблемные зоны детей.

По данным исследования Уральского государственного университета около 41% школьников имеют низкий уровень сформированности коммуникативных умений, 25%- средний, лишь 35% имеют высокий уровень [7].

Целью исследования является диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Объектом являются коммуникативные универсальные учебные действия. Предметом - уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

В широком значении термин «универсальные учебные действия» определяется как умение ученика учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию за счет активной познавательной деятельности [23]. По мнению А.И. Балашовой, Н.А. Ермоловой, А.Ф. Потылицыной, универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. ФГОС выделяет следующие виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Теоретико-методической основой Программы развития универсальных учебных действия является системно-деятельностный подход, который разрабатывается в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова. Л.С. Выготский отмечал важность природо- и возрастно- сообразности обучения [3]. Д.Б. Эльконин, в свою очередь, отразил в теории периодизацию психического развития ребенка. Благодаря исследованию в области возрастной психологии, удалось выявить образовательные результаты сообразно возрастных особенностям учащихся, которые в последствии были определены терминами универсальных учебных действий [24

Особого внимания заслуживают коммуникативные универсальные учебные действия, поскольку общение лежит в основе многих процессов

учебной деятельности. Проблемой развития коммуникативных компетенций школьников занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Общение как процесс рассматривал А.А. Леонтьев. Он трактовал общение как «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного тем или иным способом контакта между людьми». Соответственно, из определения можно выделить три вектора направленности общения. Исследователь также описывает концепцию педагогического общения в своих трудах. Отличительная особенность данного вида заключается в создании особого психологического климата, способствующего оптимизации учебной деятельности. Б. Ломов, в свою очередь, выделяет три функции общения: информационно-коммуникативная (передача информации вербальными и невербальными средствами общения), регуляционно-коммуникативная (регулирование поведения партнера), аффективно-коммуникативная (эмоциональная сфера общения). Среди отечественных исследователей, которые затрагивают в своих работах формирование коммуникативные универсальные учебные действия, следует отметить О.М. Арефьеву, И.А. Гришанову, О.А. Карабанову. В работах О.М. Арефьевой подчеркивается важность разработанной системы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий для формирования личностного, регулятивного и познавательного компонентов учащихся. Также в работе отмечаются показатели сформированности коммуникативных УУД, такие как понимание существования многообразия точек зрений, уважительное отношение к отличным от своего мнения, умение договариваться, находить общее решение, умение убеждать и уступать, рефлексия собственных действий.

В состав коммуникативных универсальных действий Карабанова О.А. относит планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия, постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации), разрешение конфликтов, взаимодействие с партнером, умение выражать свои

мысли сообразно заданным параметрам, грамотное владение монологической и диалогической речью [11].

Согласно теоретическим положениям И.А. Гришановой сформированность коммуникативной успешности определяется по следующим параметрам:

1. Когнитивный: способность проявлять интерес к общению, помогать и поддерживать одноклассников, прислушиваться к их советам, ориентироваться в ситуации общения, способность к самовыражению и самоактуализации.

2. Поведенческий: способность располагать к себе одноклассников, умение шутить, улыбаться в общении, самостоятельно принимать решения, стремиться к успеху, способность невербально выражать свое отношение к происходящему, осознавать свое поведение в коллективе, следовать адекватным формам поведения.

3. Эмотивный: способность держаться спокойно и уверенно, управлять своим эмоциональным состоянием, регулировать силу голоса, темп речи адекватно ситуации общения, сдерживаться в конфликтах.

Таким образом, коммуникативные универсальные учебные действия способствуют осуществлению продуктивной совместной деятельности, а также являются связующим звеном в системе универсальных учебных действий.

Поскольку выделенные результаты сформированности разными исследователями сопоставимы, мы выделили следующие критерии диагностики коммуникативных ууд младших школьников:

1. Речевая коммуникация: участие в диалоге и работа в группе; сотрудничество в принятии совместных решений, распределение ролей; умение высказывать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устную речь.

2. Перцептивная коммуникация: способность проявлять интерес к общению, помогать и поддерживать одноклассников, правильно оценивать замечания одноклассников, принятие наличия многообразия мнений в группе.

3. Эмотивная коммуникация: рефлексия собственный действий, самоактуализация, умение выбирать формы поведение сообразно коммуникативной ситуации.

Диагностика по данным критериям может быть осуществлена с помощью следующих методик:

Таблица 1. Методики диагностики коммуникативных универсальных учебных

действий младших школьников

Критерий Методика диагностики Показатели сформированности

Речевая коммуникация Дорога к дому (модифицированная проба Г.А. Цукерман) Участие в диалоге и работа в группе, распределять роли, сотрудничать в принятии совместного решения.

Перцептивная коммуникация Ваза с яблоками (модифицированная проба Ж. Пиаже; Флейвелл) Участие в диалоге, умение слушать и понимать других, учение высказывать свою точку зрения и принятие наличия многообразия мнений в группе.

Эмотивная коммуникация Опросник Е.Н. Васильевой «Проявление эмпатии к сверстнику» Рефлексия собственных действий, умение выбирать формы поведения сообразно коммуникативным ситуациям

Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитекторстроитель»)

Целью задания является выявление уровня сформированности действий по передаче информации, отображению предметного содержания, постановке вопросов по содержанию деятельности. К методам оценивания относятся наблюдение за процессом деятельности, анализ результата.

Задание: учащиеся в парах садятся напротив друг друга. Один получают карточку с линией изображения маршрута. Другой - карточку только с ориентирами-точками. Первый ребенок называет маршрут, второму необходимо правильно его изобразить. Разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку.

45,00% 40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

Рисунок 1 . Уровень сформированности речевой коммуникации

Полученные данные свидетельствуют о том, что у 40% диагностируемой группы выявлен средний уровень сформированности речевой коммуникации. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что младшие школьники частично включены в обсуждение, выдвигают свои идеи, однако имеют трудности в совместном принятии решений. Около 27% учащихся демонстрируют навыки речевой коммуникации на высшем уровне, они способны не только принимать

участие в обсуждении, но и могут координировать процесс работы. Примерно 33% младших школьников испытывают трудности во вступлении в диалог с группой, проявляют недостаточную активность в работе.

Методика «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж. Пиаже; Флейвелл)

Целью задания является определение уровня сформированности навыков сотрудничества с партнером, а также умение высказывать свою точку зрения и принятие множества мнений других. К методам оценивания относится анализ рисунков, наблюдение за процессом выполнения.

Задание: ученикам в группах по четыре человека выдается бланки с заданием и рисунками. Инструкция: На занятии в кружке рисования за квадратным столом сидит четыре ученика: Егор, Денис, Люба и Настя. Ученики рисуют разноцветные яблоки, которые лежат в вазе по центру стола. Раскрасьте и подпишите рисунок каждого из четырех учеников.

Перцептивная коммуникация

■ Низкий уровень ■ Средний уровень ■ Высокий уровень

Рисунок 2. Уровень сформированности перцептивной коммуникации

Количество учащихся с высоким уровнем перцептивной коммуникации значительно ниже, чем речевой (16%). Однако процент учащихся с низким уровнем незначительно сократился (30%). Большинство учащихся продемонстрировали свои навыки на среднем уровне, что говорит о их умении

обсуждать коммуникативную задачу, однако младшие школьники испытывают затруднения в построении своей точки зрения и принятии мнений друг друга.

Опросник Е.Н. Васильевой «Проявление эмпатии к сверстнику»

Целью задания является оценка возрастной сензитивности к проявлению эмпатийнных чувств в различных ситуациях.

Задание: оценка проводится в форме беседы с каждым ребенком индивидуально. Педагог предлагает спрогнозировать поведение ребенка в предложенных ситуациях. Задания разделены на 5 блоков: помощь окружающим, ущемление интересов, сочувствие, проявление радости, оказание помощи сверстнику.

4 балла

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Рисунок 3. Уровень сформированности эмотивной коммуникации

Большинство учащихся (60%) не смогли самостоятельно осмыслить эмоциональное состояние другого и проявили сочувствие с помощью педагога в некоторых ситуациях. Ряд учеников продемонстрировало высокий уровень, сумев справиться со всеми ситуациями самостоятельно, они предложили свою помощь под наводящих вопросов педагога.

Вывод:

1. Младшие школьники обладают в большинстве средним уровнем сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

2. Особую трудность вызывает построение монологической речи, а также умение задавать вопросы с целью получения определенной информации.

3. Навыки взаимодействия развиты у большинства учащихся на среднем уровне, однако небольшой процент учеников владеют ими на высоком уровне.

4. Самое большое количество учащихся с высоким уровнем освоения было выявлено с помощью методики «Дорога к дому». С помощью нее проверялся навык оформления мыслей в устную речь.

5. Уровень эмпатии по отношению к сверстникам у диагностируемой группы выше среднего. Учащиеся готовы приходить на помощь друг другу, корректируют свое поведение сообразно ситуациям.

6. Полученные данные свидетельствуют о трудностях в процессе формирования коммуникативных универсальных младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учеб. пособие для вузов. Москва: Аспект Пресс, 2005. 302 c.

2. Вахрушева А.В. Констатирующий этап эксперимента как способ диагностики уровня коммуникативных УУД // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. №17. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/konstaüruyuschiy-etap-eksperimenta-kak-sposob-diagnosüki-urovnya-kommunikaüvnyh-uud (дата обращения: 12.10.2023).

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Собрание сочинений: В 6 т. Т.6. М.: Педагогика, 1984. 417 с.

4. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Москва: Перспектива, 2022 . С. 243-385 c.

5. Галеева Е.В. Психолингвистические основы вербального обозначения эмоций. Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 4. С. 126- 129.

6. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: Аркти-Глосса, 2000. 165 с.

7. Григорьева Т.Н. Формирование коммуникатвиных умений младших школьников// URL: https://core.ac.uk/download/pdf/200846142.pdf (дата обращения: 25.10.2023).

8. Гришанова, И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты).Москва - Ижевск : Институт компьютерных исследований, 2006. 136 с.

9. Дегтерев В. А., Трибунская В. А. Компетентностный подход - новая парадигма образования. Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2014. № 4. С. 35 - 47.

10. Демидова В.В. Изучение уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Инновационная наука. 2019. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-urovnya-razvitiya-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 12.10.2023).

11. Карабанова, О.А. Универсальные учебные действия [сайт]. URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250 (дата обращения: 08.04.2023).

12. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация. учеб. пособие Москва:«ПРИОР», 1998. 224 с.

13. Когут А.А Развитие коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности специальность 13.00.01 «Практическая педагогика»: Диссертация на соискание кандидата педагогических наук / Великий Новгород, 2018. 185 с.

14. Ксенофонтова, А.Н. Педагогические основы речевой деятельности школьников : Монография..Санкт-Петербург. 1999. - 166 с.

15. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. 2000. - №4. - С.9-15; №5 -С.17-22

16. Петровская Л.А Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. Москва: МГУ, 1998. 348 c.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт- Петербург: «Питер», 2000.

18. Рябцева О.М. Сущность понятия коммуникативная компетенция (КК) / Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. № 9-2 (64). С. 136-138.

19. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Москва: НИИ школьных технологий, 2005. 163 с.

20. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. Москва: Народное образование, 1998. 256 с.

21. Тащенко В. А Формирование коммуникативных умений старшеклассников средствами информатики: специальность «Практическая педагогика»: Диссертация на соискание кандидата педагогических наук. Ставрополь: 2006. 187 с.

22. Тащенко В. А Формирование коммуникативных умений старшеклассников средствами информатики: специальность «Практическая педагогика»: Диссертация на соискание кандидата педагогических наук. Ставрополь: 2006. 187 с.

23. Федеральный государственный образовательный стандарт [сайт].URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 06.04.2023)

24. Эльконин, Д.Б. Психология игры. Москва: Владос, 1998. 358 с.

Yakovleva Yu.Yu.

Tyumen State University (Tyumen, Russia)

Scientific advisor: Emelyanova I.N.

Tyumen State University (Tyumen, Russia)

PROBLEMS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Abstract: this paper presents the results of work on the diagnosis of communicative universal educational actions of younger schoolchildren through the use of various techniques. The theoretical positions of Russian researchers on the development of communicative competence are briefly outlined. The presented results show the level offormation of communicative UMS. This work experience can be applied by primary school teachers for diagnostics. Meets all the requirements of the Federal State Educational Standard.

Keywords: universal educational activities, communicative UMS, diagnostics, primary school students, UN GEF.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.