Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малокомплектная школа / система образования / обучающиеся / зарубежные страны / село / образовательные организации / small school / education system / students / foreign countries / village / educational organizations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекурова Анастасия Юрьевна, Лукина Валерия Григорьевна

В данной статье рассматривается проблема сельских малокомплектных школ. Анализ системы образования в малокомплектных сельских школах в зарубежных странах. Сельская малокомплектная школа представляется составной частью общегосударственной системы образования. Это главный ресурс пополнения кадров для сельского производства. Её состояние и уровень произведения проявляет большее воздействие на социально-экономическое развитие села, на культурно-образовательный уровень населения, решение демографических задач. Главная проблема сельских малокомплектных школ это переезд семей в центр, перевод своих детей в другие, более современные и намного развитые школы. Образовательная система России уникальна и существенно отличается от западной. В российских образовательных учреждениях, важным элементом обучения является освоение обширной учебной программы, что ставит перед учащимися значительные требования. Несмотря на это, результаты международного тестирования OECD PISA (The Programme for International Student Assessment) показывают, что 15-летние школьники в России не уступают по знаниям своим сверстникам из США и Великобритании. Также было проведено исследование по методу опроса А.А. Андреева на базе «III МООШ им. И.А. Федорова». Благодаря данной методике можно понять насколько эффективны приемы и методы системы образования в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the problem of rural small schools. Analysis of the education system in small rural schools in foreign countries. The rural small school appears to be an integral part of the national education system. This is the main resource for replenishing personnel for rural production. Its condition and level of production have a greater impact on the socio-economic development of the village, on the cultural and educational level of the population, and the solution of demographic problems. The main problem of rural small schools is families moving to the center and transferring their children to other, more modern and much more developed schools. The educational system of Russia is unique and significantly different from the West. In Russian educational institutions, an important element of learning is the development of an extensive curriculum, which places significant demands on students. Despite this, the results of the international testing OECD PISA (The Program for International Student Assessment) show that 15-year-old schoolchildren in Russia are not inferior in knowledge to their peers from the USA and Great Britain. A study was also conducted using the survey method of A.A. Andreev on the basis of the III MOOSH named after. I.A. Fedorov." Thanks to this technique, you can understand how effective the techniques and methods of the education system in foreign countries are.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

13. Saprykina, Tatiana & Pashkova, Elena. (2021). Цифровые сервисы для повышения финансовой грамотности Digital services for improving financial literacy. 248-252.

14. Nkomo, Sifundo & Matli, Walter. (2023). Digital Transformation to Improve Children's Literacy in Africa: A Scoping Review. Mousaion: SouthAfricanJournal of Information Studies. 10.25159/2663-659X/13787.

15. Dmytrenko, Tetiana & Tereshchenko, Hanna. (2023). Increasing the level of education in the field of cyber security, financial and digital literacy as a factor of reducing risks in the crypto market. Educational Analytics of Ukraine. 38-50. 10.32987/2617-8532-2023-1-38-50.

Педагогика

УДК 378.1

ассистент Чекурова Анастасия Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Лукина Валерия Григорьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ И ПУТИ ПХ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема сельских малокомплектных школ. Анализ системы образования в малокомплектных сельских школах в зарубежных странах. Сельская малокомплектная школа представляется составной частью общегосударственной системы образования. Это главный ресурс пополнения кадров для сельского производства. Её состояние и уровень произведения проявляет большее воздействие на социально-экономическое развитие села, на культурно-образовательный уровень населения, решение демографических задач. Главная проблема сельских малокомплектных школ - это переезд семей в центр, перевод своих детей в другие, более современные и намного развитые школы. Образовательная система России уникальна и существенно отличается от западной. В российских образовательных учреждениях, важным элементом обучения является освоение обширной учебной программы, что ставит перед учащимися значительные требования. Несмотря на это, результаты международного тестирования OECD PISA (The Programme for International Student Assessment) показывают, что 15-летние школьники в России не уступают по знаниям своим сверстникам из США и Великобритании. Также было проведено исследование по методу опроса А.А. Андреева на базе «III МООШ им. И.А. Федорова». Благодаря данной методике можно понять насколько эффективны приемы и методы системы образования в зарубежных странах.

Ключевые слова, малокомплектная школа, система образования, обучающиеся, зарубежные страны, село, образовательные организации.

Annotation: This article examines the problem of rural small schools. Analysis of the education system in small rural schools in foreign countries. The rural small school appears to be an integral part of the national education system. This is the main resource for replenishing personnel for rural production. Its condition and level of production have a greater impact on the socio-economic development of the village, on the cultural and educational level of the population, and the solution of demographic problems. The main problem of rural small schools is families moving to the center and transferring their children to other, more modern and much more developed schools. The educational system of Russia is unique and significantly different from the West. In Russian educational institutions, an important element of learning is the development of an extensive curriculum, which places significant demands on students. Despite this, the results of the international testing OECD PISA (The Program for International Student Assessment) show that 15-year-old schoolchildren in Russia are not inferior in knowledge to their peers from the USA and Great Britain. A study was also conducted using the survey method of A.A. Andreev on the basis of the III MOOSH named after. I.A. Fedorov." Thanks to this technique, you can understand how effective the techniques and methods of the education system in foreign countries are.

Key words: small school, education system, students, foreign countries, village, educational organizations.

Введение. На сегодняшний день более 57% всех школ расположены в сельской местности, из них около 29% являются малокомплектными. Сельская малокомплектная школа представляется составной частью общегосударственной системы образования. Это главный ресурс пополнения кадров для сельского производства. Её состояние и уровень произведения проявляет большее воздействие на социально-экономическое развитие села, на культурно-образовательный уровень населения, решение демографических задач [1, С. 1011.

Главная проблема сельских малокомплектных школ - это переезд семей в центр, перевод своих детей в другие, более современные и намного развитые школы.

Для того что бы сберечь село, образование в сельской местности обязано соответствовать общественным ожиданиям людей, социально-ценностному заказу сельского сообщества, любой семьи и конкретного человека. А образовательные системы в различных странах, включая западные, имеют как сходства, так и различия.

Образовательная система России уникальна и существенно отличается от западной. В российских образовательных учреждениях, важным элементом обучения является освоение обширной учебной программы, что ставит перед учащимися значительные требования. Несмотря на это, результаты международного тестирования OECD PISA (The Programme for International Student Assessment) показывают, что 15-летние школьники в России не уступают по знаниям своим сверстникам из США и Великобритании.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим примеры сельских малокомплектных школ в других странах мира. США: средств из местных бюджетов на школы не хватает.

Проблема недостатка ресурсов является главным вызовом для сельского образования в США. Государственные школы финансируются из различных источников, включая местные и региональные бюджеты, а также федеральные средства. Однако, в меньшая степени сельские школы получают финансовую поддержку по сравнению с городскими.

На местном уровне налоги на недвижимость являются основным источником финансирования школ. Однако, в менее престижных районах сельских школ средства выделяются в меньшем объеме из-за низких цен на недвижимость. Поэтому школы в этих районах страдают от недостатка средств и, как следствие, учебники старые, а учителя вынуждены дополнять материал своими силами.

Также существует неравномерное распределение финансовой поддержки между сельскими и городскими школами на государственном уровне. В 2017 году только 17% от общего объема финансовой помощи было направлено сельским школам, хотя их доля в стране составляет 25%, согласно The Rural School and Community Trust.

Другая проблема, с которой сталкиваются сельские школы, - отсутствие широкополосного доступа к интернету. Около трети населения в сельской местности не имеет возможности пользоваться высокоскоростным интернетом. Эта ситуация вынуждает учителей и учеников прилагать дополнительные усилия для получения необходимой информации.

Зарплаты учителей в сельских школах ниже, чем в городских, в то время как их нагрузка больше. В некоторых случаях учителям приходится вести занятия по нескольким предметам и организовывать мероприятия в свободное время. Также может возникать проблема адаптации учителей, переехавших из города, к особенностям сельской жизни и культуре учеников, для которых работа на ферме может быть важнее, чем учеба.

Такая ситуация негативно сказывается на успеваемости детей в сельских школах, особенно среди одаренных учеников. Они лишены возможностей, которые имеют их сверстники в городах, и их процент поступления в высшие учебные заведения гораздо ниже.

Тем не менее, власти стремятся сохранить эти маленькие сельские школы. В некоторых районах США до сих пор существуют так называемые однокомнатные школы, где дети разных возрастов занимаются вместе. Такие школы, которые были широко распространены в Европе и США в прошлом веке, по сей день продолжают функционировать. Однако, они предлагают возможности только для начального образования.

Финляндия: закрываются школы и больницы - исчезают деревни.

Школьное образование в Финляндии называют одним из лучших в мире. В 2018 году эта страна заняла первое место в рейтинге PISA - Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, и уже не в первый раз (Россия оказалась на двадцать седьмом месте).

Неудивительно, что выходцев из России финские школы, в том числе сельские, буквально шокируют - в хорошем смысле. В рассказах эмигрантов фигурируют бесплатное такси, которое отвозит ребенка в школу и возвращает домой, маленькое домашнее задание и свободные порядки: дети могут ходить по школе в удобной одежде и в носках вместо сменки, а учителя - вести урок, сидя на полу или на парте. А еще - полное отсутствие того, что у нас называется неприятным словом «поборы».

Один из главных принципов финского школьного образования - принцип равных возможностей. Обучение ребенка не должно зависеть от социального статуса и материальных возможностей его семьи. Школы обеспечивают всем необходимым, независимо от того, где они находятся и сколько в них учеников. Уровень преподавания тоже примерно одинаков, школы не делятся на сильные и слабые. Еще недавно родители первоклассников даже не могли выбирать, куда отдать ребенка: детей распределяли в учебные заведения по месту жительства. Сейчас право выбора есть, но пользуются им немногие.

Однако с проблемой малокомплектных школ Финляндия тоже столкнулась. Прежде всего - на севере страны, в Лапландии. Там живет коренное население - саамы, и на проблему маленьких школ накладывается другая - проблема сохранения языка и культуры местного населения.

Население Скандинавии стареет быстрее, чем в среднем по Европе. В селе это еще заметнее: молодежь уезжает учиться в город, но обратно уже не возвращается. Деревни, где средний возраст жителей - более 60 лет, не редкость. Школы и больницы в таких местах закрываются, содержать их власти не могут. После этого уезжают и последние семьи с детьми. Этот процесс начался еще в девяностых, и решение до сих пор не найдено. Такая же тенденция сохраняется и в соседних Норвегии и Швеции.

Германия: из-за дефицита учителей на работу берут пенсионеров и студентов.

В течение последних нескольких лет главной проблемой немецких школ, включая школы в сельской местности, стала нехватка учителей, а не учеников. Перед началом 2018/2019 учебного года ассоциация учителей Германии объявила о том, что школам не хватает 40 тысяч педагогов. Этот дефицит обусловлен ростом рождаемости, притоком беженцев и волной выхода на пенсию учителей старшего поколения. И даже несмотря на то, что профессия педагога престижна, а зарплата превышает среднюю по стране.

Особенно сильно от кадрового дефицита страдают те учебные заведения, где учителям платят меньше всего, в основном это сельские и начальные школы. Учителя часто работают сверхурочно, выходят из отпусков раньше и заключают временные контракты, чтобы работать в двух школах одновременно. Руководство школ охотно нанимает пенсионеров и студентов, чтобы заполнить вакансии на некоторое время, но даже это не решает проблему.

Власти земель предпринимают различные меры для решения проблемы. Например, в Саксонии стараются заинтересовать будущих педагогов работой в сельской местности уже на этапе обучения, а в Саксонии-Анхальт вводят доплаты для рабочих мест, которые пустуют слишком долго. В Нижней Саксонии зарплата учителей повышается, а в Баден-Вюртемберге стараются привлечь молодых учителей старших классов к преподаванию в начальной школе, обещая доходы в дальнейшем.

Однако прогнозы не предвещают ничего хорошего. Эксперты считают, что найти учителей на вакансии - это только половина беды, так как количество учащихся и потребность в учителях будет продолжать расти.

В таких условиях сохранение школ, где число учеников ниже законодательного требования, становится слишком сложной задачей, в результате которой некоторые школы вынужденно закрываются. На примере земли Рейнланд-Пфальц можно увидеть, как специальная инспекция летом перед началом нового учебного года проверила 40 небольших начальных школ (а их всего около тысячи). Из-за недостатка учеников три из них закрылись.

Франция: проблема с недостатком учителей также актуальна и для других стран, например, родители и учителя выступают против закрытия классов.

Непопулярные реформы президента Эммануэля Макрона вызвали серию забастовок и протестов во Франции, затронув при этом и область школьного образования. Хотя некоторые нововведения в этой сфере являются относительно безопасными, их все же критикуют за недостаточную системность и несовершенство (например, студентам запретили использование мобильных телефонов внутри стен школы). Однако, решение уменьшить количество учеников в классах образовательных учреждений в неблагополучных городских районах до 12 человек, может серьезно пострадать сельские школы, так как для обеспечения таких маленьких классов им не хватит учителей. "Это как раздеть Питера ради того, чтобы одеть Пола", - передает западная пресса слова представителя одного из профсоюзов.

Речь идет не о закрытии школ целиком, а о закрытии отдельных классов (а также групп детских садов). Если еще в 2017 году Эммануэль Макрон заверял, что этого не произойдет, то уже через год министр образования Жан-Мишель Бланкер признал, что в течение учебного года будет закрыто от 200 до 300 классов.

Это неминуемо отразится на качестве образования. Родители и учителя, несогласные с такой ситуацией, пытаются привлечь внимание властей путем организации протестных акций.

Базой нашего исследования является сельская малокомплектная школа «III МООШ им. И.А. Федорова».

III Мальжагарская основная общеобразовательная школа работает с 1921 года. До 1995 года была 3-х классовой начальной школой, в этот же год выросла до 7 классов, а в 1997 году открылось еще 2 класса и школа выросла до 9 классов.

В 2014 году стала школа-садом что бы повысить число обучающихся и избежать закрытия.

Сейчас общее количество обучающихся в этой школе составляет 22 ребенка. В 2017 году когда я заканчивала эту школу было 43 обучающихся. То есть за 6 лет число учащихся сократилось на 49%.

На базе этой школы мы провели опрос по методике A.A. Андреева у обучающихся с 5 по 9 классы, так же у выпускников в последние 2 года.

Благодаря этому опроснику можно понять насколько поможет приемы и методы системы образования Зарубежных стран на увеличение количества обучающихся в школе и на повышение образования. Общее число ребят кто прошел опрос 15.

Опрос состоит из 7 вопросов:

1. Тебе нравится учится в своей школе? Почему?

2. Готов(а) ли ты переехать и учиться в намного большой школе?

3. Нравится ли тебе как учат ваши учителя?

4. Знаешь ли ты про учебу в других странах мира?

5. Хотелось бы тебе самому выбирать уроки на которых ты бы учился?

6. По твоему мнению, почему дети уходят из школы?

7. Что бы ты сделал(а) что бы повысить количество учащихся в своей школе?

Подведем итоги нашего опроса:

1 вопрос

«Да» 64%

«Нет» 25%

«Иногда нравится» 11%

Но не смогли ответить развернуто, это дает нам понимание того, что ребята сами не знают нравится им их школа или

2 вопрос

«Да, конечно» 44%

«Скорее да» 25%

«Скорее нет» 22%

«Не готов» 95

Эти показатели показывают, что большинство учащихся хотят переехать в центр и в намного развитые школы.

3 вопрос

«Да» 72%

«Нет» 28%

То есть, им нравится, как учат их учителя, они осознают, что получают новые знания.

4 вопрос

«Да» 62%

«Нет» 38%

Радует, что юное поколение очень хорошо знают про систему образования в других странах. Это показатель очень

развитого кругозора.

5 вопрос

«Да» 72%

«Нет» 28%

На этот вопрос ребята очень хорошо дали объяснение. Они сказали, что такая система улучшит качество обучения по

предметам, и они смогут намного раньше определиться с будущей профессией.

6 вопрос

«Мало возможностей» 50%

«Другие школы лучше» 25%

«Ради новых возможностей» 25%

Исходя из этого вопросы, мы поняли, что обучающиеся считают, что их школа не дает перспектив на будущее и ребята с раннего возраста думают о своем будущем и о своей будущей карьере. На 7 вопросе ребята должны были ответить сами:

1. Ремонт школы;

2. Открыть новые пути;

3. Построить общежитие для учителей;

4. Сменить коллектив школы;

5. Активно показывать нашу школу на всех мероприятиях;

6. Новые парты;

7. Построить мост через реку;

8. Пригласить новых учителей;

9. Новые интересные кружки;

10. Не учиться на не нужных уроках;

11. Хорошая еда;

12. Новые компьютеры;

13. Автобус для школы;

14. Лагерь;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Сделать школу круче.

Исходя из данных ответов, обучающихся не устраивает внешний вид школы, они требуют ремонт. Очень хорошо подметили, что нужно общежитие для учителей, ведь это почти что самая основная проблема. Многие молодые учителя не приходят трудоустраиваться в эту школу, потому что нет элементарных условий для проживания.

Выводы. Проблемная ситуация малокомплектных школ по всему миру отличаются друг друга, тем самым представляют большой интерес для населения, так как принципы сохранения таких школ разные. Одним из важных факторов, влияющих на жизнеустойчивость этих образовательных учреждений, является, прежде всего, твердая роль социальных институтов, активно функционирующих на селе, конечно, при условии, что демографическая ситуация в конкретном населенном пункте не будет ухудшаться.

Литература:

1. Соколовский, Н.К. Географические проблемы организации и размещения школь ной сети в сельской местности: диссертация ... канд. геогр. наук: 07.00.02 / Соколовский Николай Корнеевич. - Москва, 1972. - 259 с.

Педагогика

УДК 378.1

ассистент Чекурова Анастасия Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Лыткина Екатерина Евгеньевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос повышения эффективности формирования креативного мышления как важной составляющей функциональной грамотности обучающихся на уроках технологии. На сегодняшний день главными задачами учителя технологии в школе входит обучение детей уметь правильно ориентироваться в жизненных сложностях и справляться с проблемами в быту. Также уроки технологии играют большую роль в развитии самостоятельной деятельности обучающихся. Труд всегда был важнейшим условием жизнедеятельности человека, а также главным средством становления в обществе и самовыражения личности члена общества. На уроках технологии формируются различные компоненты функциональной грамотности. Математическая грамотность является одной из важных составляющих, которая формируется не только на уроках математики, но и при решении задач в образовательной области технология, которая может успешно формироваться в ходе поисково-исследовательской деятельности. Она позволяет обеспечить овладение умениями проводить поиск и элементарное исследование.В процессе такой работы как раз и проблемные вопросы, требующие интеллектуальной инициативы, сравнительного анализа, обсуждения, доказательств. Из этого выходит формирование другой не менее важной составляющей функциональной грамотности - читательской грамотности. Читательскую грамотность необходимо формировать в процессе работы с любым текстом, в том числе с текстовыми задачами. Обычно ее рассматривают как описание житейской или учебной ситуации, в которой представлены известные величины и их значения, и ученику нужно найти значение другой величины, зависимой от данных, связанной с ними предложенными в тексте отношениями.

Ключевые слова: школа, система образования, обучающиеся, функциональная грамотность, креативное мышление.

Annotation. This article discusses the issue of increasing the effectiveness of the formation of creative thinking as an important component of the functional literacy of students in technology lessons. Today, the main tasks of a technology teacher at school include teaching children to be able to correctly navigate life's difficulties and cope with problems in everyday life. Also, technology lessons play a big role in the development of students' independent activities. Labor has always been the most important condition for human life, as well as the main means of becoming a member of society and self-expression. Technology lessons develop various components of functional literacy. Mathematical literacy is one of the important components that is formed not only in mathematics lessons, but also when solving problems in the educational field of technology, which can be successfully formed in the course of search and research activities. It allows you to master the skills of conducting searches and basic research. In the process of such work, there are problematic issues that require intellectual initiative, comparative analysis, discussion, and evidence. This leads to the formation of another equally important component of functional literacy - reading literacy. Reading literacy must be developed in the process of working with any text, including word problems. It is usually considered as a description of an everyday or educational situation in which known quantities and their values are presented, and the student needs to find the value of another quantity that depends on the data and is related to them by the relationships proposed in the text.

Key words: school, education system, students, functional literacy, creative thinking.

Введение. В современном мире важно, чтобы ученики не только получали предметные знания, но и умели применять их в различных ситуациях, возникающий в жизни. Поэтому на сегодняшний день главными задачами учителя технологии в школе входит обучение детей уметь правильно ориентироваться в жизненных сложностях и справляться с проблемами в быту. Также уроки технологии играют большую роль в развитии самостоятельной деятельности обучающихся, поскольку труд всегда был важнейшим условием жизнедеятельности человека, а также главным средством становления в обществе и самовыражения личности члена общества. В данной статье рассматривается вопрос повышения эффективности формирования креативного мышления как важной составляющей функциональной грамотности на уроках технологии. Авторами предоставляются задания на формирование данной категории функциональной грамотности, показаны возможные методы и приемы достижения данной цели. Сейчас о функциональной грамотности существует упоминание в ФГОС основного общего образования. Она рассматривается там как способность решать учебные задачи и сложные обстоятельства, возникающие в жизни, на основе сформированных на уроках технологии предметных и универсальных знаний о способах деятельности. Под данным понятием подразумевается формирование различных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.