КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Ю. Н. Флигинских
Белгородский
государственный
университет
Социологические исследования по молодежной проблематике, проводимые в последние годы, фиксируют противоречивое состояние сознания молодежи. В частности, они показывают, что российская молодежь демонстрирует крайне низкий уровень готовности к взаимодействию и самоорганизации. В этой связи очевидна необходимость исследования причин сложившейся ситуации, системный анализ факторов, которые препятствуют или - напротив - стимулируют самоорганизационные процессы. Попытка их комплексного исследования предпринята белгородскими социологами в монографии «Самоорганизация российской молодежи: препятствия и механизмы»1. Монография рекомендована к изданию редакционно-издательским советом Белгородского государственного университета.
В публикации рассмотрены теоретико-методологические и практические аспекты самоорганизации российской молодежи как одной из важнейших характеристик молодежного сознания и поведения. При этом акцент сделан на региональную специфику.
Для авторов рецензируемого издания характерно предельно широкое понимание процесса самоорганизации молодежи. Во-первых, она рассматривается как формирование системы связей между молодежью и различными социальными институтами. В условиях России - в первую очередь - между молодежью и государством. Во-вторых, самоорганизация характеризуется как процесс упорядочивания межличностных отношений между молодыми людьми, которые носят по преимуществу неформальный характер. В-третьих, в качестве отдельного направления самоорганизации авторы выделяют процессы формирования молодежных объединений формального и неформального типов. Наконец, в-четвертых, самоорганизация определяется в книге и как саморегулирование личности конкретного молодого человека, упорядочивание его диспозиции, определение жизненной стратегии. Последнее направление, по мнению авторов, возможно, является наиболее важным, поскольку именно на диспозиционном уровне формируются основные интенции личности молодого человека, проявляющиеся впоследствии в его конкретных действиях.
1 Бабинцев В.П., Морозова Т.И., Реутов Е.В. Самоорганизация российской молодежи: препятствия и механизмы. Монография. - Белгород: КОНСТАНТА, 2009. - 238 с.
Ю.Н. Флигинских. Проблемы самоорганизации.
261
Рассматривая процессы самоорганизации, белгородские социологи подчеркивают, что молодежь как особая социально-демографическая группа имеет ряд особенностей. Эти особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения.
Противоречия, возникающие в ходе этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем. Молодое поколение в настоящее время в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения.
В то же время выбор жизненного пути все более определяется способностями молодежи к самоорганизации.
Проблемы самоорганизации в молодежной среде, как отмечают авторы, обычно обсуждаются социологами и специалистами по работе с молодежью, которые довольно часто подчеркивают: молодежь стремительно перестает быть коллективистской и взаи-мопонимающей. Для большинства молодых людей общение на уровне компаний друзей или в формальных группах типа студенческих зачастую становится единственным видом коллективного действия.
Исследования Информационно-социологической группы отдела и управления по делам молодежи Белгородской области в первой половине 1990-х годов, приведенные авторами, выявили выдвижение в сознании молодежи на первый план ценностей индивидуалистического характера, связанных с практическим успехом и достижением личного благополучия. Авторы утверждают, что сама по себе установка на индивидуализм в молодежном сознании не несет в себе однозначно негативных следствий. В большинстве случаев она сочетается с неразвитой саморефлексией - с неспособностью молодых людей систематически и всесторонне оценивать себя, свой жизненный опыт и взаимопонимания с референтной средой.
Для исследователей представляется актуальным вопрос о том, является молодежь интегрированной частью российского общества или выступает как его контрагент. Отвечая на него, они подчеркивают: «Действительно, по своим ценностям многие молодые люди ориентированы на западную культурно-историческую традицию и соответствующий ей образ жизни. Этот образ жизни, усиленно пропагандируемый средствами массовой информации, не воспринимается в качестве нормативного большей частью старшего поколения, более или менее последовательно придерживающегося традиционных норм и правил. На этой основе не могут не возникать напряженность в межпоколенческих отношениях, или, по меньшей мере, взаимное непонимание».
Но, по мнению исследователей, сегодня нельзя говорить о том, что современная молодежь целиком превратилась в особого котрагента по отношению к большинству граждан. «Скорее всего, - пишут они, - мы наблюдаем тенденцию формирования в России новой культурно-цивилизационной общности, которая, по своим базисным ценностям, не вполне адекватна традиционной российской (в основе своей русской православно-христианской) культуре, но по ряду параметров соответствует западно-европейской модели».
С учетом данного вывода самоорганизация анализируется в книге в книге как многофакторный и внутренне противоречивый процесс обретения молодежью социальной субъектности. С одной стороны, он обусловлен спецификой российской социальной среды, характеризующейся высоким уровнем рисков и угроз. С другой стороны, его детерминируют молодежные ценности. В монографии дано обоснованное представление о ценностях как о важнейшем социокультурном механизме интеграции и развития общества в целом и молодежи, в частности.
В монографии проведен подробный анализ форм гражданской активности молодежи. Анализируется специфика досуга и самоорганизации молодежи в рамках неформальных объединений. Он, по мнению исследователей, подтверждает установку молодежи на самостоятельное решение проблем, преимущественно индивидуальный характер их общественных практик. Авторы большое внимание уделяют проблеме участия молодежи в молодежных организациях, подчеркивают, что отношение молодых людей к деятельности организаций и движений является преимущественно выжидательно-критическим.
262
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
№ 16(71) 2009
При этом они подчёркивают, что характерная для российского социума социальная нестабильность существенно затрудняет процесс саморегуляции личности, создает сложности во взаимодействиях молодежи и основных социальных институтов, существенно снижая уровень доверия к ним в молодежной среде.
В книге довольно убедительно доказывается, что потребность в гражданской активности молодежи в современном российском обществе имеет по преимуществу виртуальный характер. Лишь крайне незначительная группа государственных и общественных деятелей рассматривает как действительно важную задачу ее формирование и стимулирование. Для абсолютного большинства представителей государственной и муниципальной бюрократии, равно как партийных и общественных лидеров, молодежь представляется лишь одним из инструментов решения социальных проблем, который, к тому же, менее эффективен, чем многие другие. Более того, молодым людям в общественнополитической жизни все чаще отводится роль своеобразной «массовки», демонстрирующей востребованное лидерами общественное мнение и имитирующей активность. В дальнейшем из этой «массовки», выполняющей функцию так называемого «рыбного садка», отбираются перспективные политики и чиновники, но это лишь отдельные молодые люди, продвижение которых осуществляется как вариант индивидуальной карьеры.
Невостребованность гражданского участия и активности обществом, - полагают белгородские социологи, - весьма болезненно воспринимается молодежью.
Обобщенные теоретические и практические положения, довольно убедительно подкрепленные в книге эмпирическим материалом, свидетельствуют о том, что любые усилия, направленные на стимулирование самоорганизации молодежной среды, не будут эффективными, если они не учитывают социокультурного аспекта проблемы. Это означает: успешная самоорганизация молодежи возможна лишь в том случае, если молодым людям будет свойственен иной, нежели в настоящее время, тип рефлексии.
Но исследователи не отрицают необходимости регулирования самоорганизации современной молодежи. При этом они считают, что данный процесс должен идти по двум взаимосвязанным направлениям. Первое требует формирования благоприятных условий для развития у молодежи позитивно ориентированной социокультурной рефлексии, а второе - предполагает применение конкретных социальных технологий, стимулирующих позитивно ориентированную самоорганизацию молодых людей и минимизирующих процессы атомизации в их среде.
Данная монография представляет интерес для руководителей, преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью». Она знакомит с теоретическими и практическими аспектами, обобщенными результатами социологических исследований, проведенных в Белгородской области. Рецензируемая монография будет способствовать повышению эффективности работы органов по молодежной политике в стране и ее регионах.
ISSUES OF SELF-ORGANIZATION OF RUSSIAN YOUTH: SOCIOLOGICAL ANALYSIS
Y. N. Fliginskih
Belgorod State University