УДК: 331
ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА: МОЛОДЕЖНЫЙ СЕГМЕНТ Скараник С.С.1, Верна ВВ.23
1 АНО «ООВО» «Университет экономики и управления», 295021, г. Симферополь, ул. имени газеты Крымская правда, д.4, е-mail: [email protected], 2 ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма», 295017, г. Симферополь, ул. Киевская, д.39, 3 Севастопольский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова 299053, г. Севастополь, ул. Вакуленчука, д. 29, корп. 4 е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы функционирования молодежного сегмента рынка труда в современных условиях. Выявлены проблемы результативности трудоустройства выпускников вузов и причины безработицы среди молодежи на рынке труда. Осуществлен анализ статистических данных по трудоустройству выпускников в региональном разрезе, по уровням и направлениям подготовки, формам обучения, величине заработной платы. Определены задачи и мероприятия, направленные на реализацию профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в соответствии с государственной программой содействия занятости.
Ключевые слова: рынок труда, молодежный сегмент рынка труда, занятость, безработица, профессиональные компетенции, профессиональная ориентация
ВВЕДЕНИЕ
Рынок труда является составной частью функционирования рыночной экономики, связывающим между собой участников экономической деятельности и определяющим уровень трудовых доходов работников. Современные тенденции его развития обусловлены влиянием цифровой трансформации общества, научно-технической модернизацией отраслей экономики, более широкими возможностями использования новых технологий, усилением требований работодателей к уровню профессиональных компетенций работников, а также необходимостью развития творческих и креативных способностей субъектов экономической деятельности.
По своему составу рынок труда неоднороден, и одним из наиболее уязвимых является его молодежный сегмент, представленный молодыми специалистами и выпускниками образовательных организаций, не имеющими опыта работы.
Проблема трудоустройства выпускников вузов в настоящее время является актуальной для многих регионов нашей страны. Наличие образования в настоящее время не всегда является для молодых людей гарантией успешного трудоустройства. К числу основных причин можно отнести неразвитость практико-ориентированного подхода к подготовке будущих специалистов, которые зачастую обучаются по устаревшим программам, не учитывающим реальные потребности и требования работодателей к уровню знаний и профессиональной подготовки выпускников. Также немаловажную роль играет нежелание многих работодателей нести дополнительные расходы, связанные с обучением молодежи профессиональным навыкам.
Учитывая то, что результативность трудоустройства выпускников оказывает влияние на эффективность функционирования экономики в целом и служит индикатором качества системы образования в стране, актуальность темы данного исследования не вызывает сомнений.
АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ, МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ
Проблемам и тенденциям развития молодежного сегмента рынка труда посвящены исследования многих отечественных ученых, в частности: Т.В. Балуевой, Н.Г. Вишневской, А.Г. Кравец, И.В. Новиковой, К.М. Оганяна, Г.Г. Руденко, Е.А. Полищук и др. В их научных трудах освещаются вопросы регулирования рынка труда, затрагиваются региональные особенности развития молодежного рынка труда в РФ и др. вопросы.
Теоретические и практические аспекты трудоустройства выпускников учебных заведений отражены в научных статьях Г.В. Антоновой [1], Ф.И. Мирзабалаевой [1], А.Г. Бондарчук [1], А.А. Борисовой [2,, А.А. Белоногова [2], Е.В. Кузуб [4], Н.В. Сербиной [7], Л.М. Ужаховой [8] и др. Исследователи проблем трудоустройства выпускников акцентируют внимание на вопросах влияния системы образования на формирование конкурентоспособности выпускников, профессиональной
ориентации молодежи, развитии профессиональных компетенций, адаптации выпускников к современным требованиям рынка труда и других вопросах функционирования молодежного сегмента рынка труда в современных условиях.
Информационную базу исследования составили данные официальной статистики Росстата, результаты Мониторинга трудоустройства выпускников (2021 г.), а также информационно -аналитические материалы НИУ ВШЭ.
ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью данной статьи является выявление проблем, связанных с развитием молодежного сегмента рынка труда в современных условиях, а также критериев результативности трудоустройства выпускников вузов.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
- обозначить проблемы и особенности различных возрастных групп молодежного сегмента рынка труда;
- проанализировать результативность трудоустройства выпускников вузов по различным критериям (уровням и направлениям подготовки, формам обучения, величине заработной платы);
- определить мероприятия, направленные на реализацию профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в соответствии с задачами государственной программы содействия занятости.
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
Развитие молодежного сегмента рынка труда в настоящее время является одним из ключевых вопросов функционирования российской экономики в условиях демографических изменений, сокращения численности занятой молодежи и необходимости наращивания производительности труда. Как отмечено в исследовании Л.М. Ужаховой [8, с. 274], парадоксальным в современной экономике является то, что молодежь, как основной носитель инновационного, трудового и предпринимательского потенциала страны, одновременно выступает самой незащищенной социальной группой населения в силу отсутствия опыта работы и требуемых профессиональных навыков. С учетом того, что значительная доля молодежи работает в условиях временной или неполной занятости, для них всегда остается высокий риск потери работы и заработка.
Анализируя молодежный сегмент рынка труда, необходимо обозначить возрастные границы данной категории. При этом следует отметить, что как таковое общепризнанное международное определение возрастной группы молодежи отсутствует, и в разных странах существуют свои критерии отнесения граждан к молодежи. Но для целей статистического анализа к категории «молодежь» Организация Объединенных Наций относит лиц в возрасте от 15 до 24 лет.
В соответствии с методологией Росстата молодежный сегмент рынка труда представлен следующими возрастными категориями:
- младшая возрастная группа (15-19 лет), включающая в себя учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений среднего профессионального образования и обучающихся высших учебных заведений. На данную возрастную категории со стороны работодателей предъявляется недостаточный спрос в связи с отсутствием профессионального образования и опыта работы, а также по причине необходимости установления для работников моложе 18 лет сокращенной продолжительности рабочего дня и рабочей недели;
- группа молодежи в возрасте от 20 до 24 лет представлена в основном выпускниками образовательных организаций СПО и ВО, завершающими профессиональную подготовку, не имеющими опыта работы и впервые выходящими на рынок труда;
- молодежь в возрасте от 25 до 29 лет, которая является наименее уязвимой на рынке труда, т.к. уже обретает профессию, квалификацию, а также жизненный и профессиональный опыт.
С целью расширения мер господдержки в отношении молодых граждан страны в 2020 году законом о молодежной политике в РФ были повышены границы возраста молодежи до 35 лет. В реализуемой в настоящее время Долгосрочной программе содействия занятости молодежи на период до 2030 года определено, что «молодежь представляет собой социально-демографическую
группу от 14 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями» [5, с. 1].
Анализируя статистику занятости молодежного сегмента рынка труда, следует отметить, что уровень занятости молодежи в возрастной группе от 15 до 29 лет значительно ниже среднероссийского уровня занятости населения и характеризуется в последние годы тенденцией к снижению, особенно в возрастной группе 15 - 24 года. Данный факт объясним высоким уровнем вовлеченности молодежи этого возраста в обучение по программам общего, среднего профессионального и высшего образования за три года в период с 2017 по 2020 гг. уровень занятости молодежи в возрасте 15 - 29 лет снизился с 54 до 49,8 %, а в группе 15 - 24 года - с 29,6 до 26,7 %. В возрастных группах 30 - 34 года и 25 - 29 лет, наоборот, в рассматриваемый период наблюдается тенденция значительного превышения среднероссийского уровня занятости населения
[5].
В рамках данного исследования акцент будет сделан на вопросах трудоустройства выпускников вузов, преимущественно относящихся к возрастной группе населения от 19 до 24 лет.
Следует отметить, что результативность трудоустройства выпускников высших учебных заведений можно анализировать в разных аспектах, а именно:
- в разрезе уровней подготовки (бакалавриат, магистратура, специалитет);
- направлений подготовки и специальностей (технические, математические, гуманитарные, медицинские и пр.);
- в зависимости от формы обучения (очная, очно-заочная, заочная);
- в зависимости от размера получаемой средней заработной платы;
- в региональном разрезе (экономически развитых, отстающих регионах страны) и по ряду других критериев.
Согласно данным Мониторинга трудоустройства выпускников, доля трудоустроенных выпускников в 2021 году, завершивших обучение по программам бакалавриата в 2018 году, составила 69,1 %, по программам магистратуры - 77,5 %, по программам специалитета - 76,1 % (таблица 1) [6; 3].
Таблица 1.
Результаты трудоустройства выпускников (2018 г.) в разрезе уровней подготовки
Доля трудоустроенных выпускников, % Средняя заработная плата, тыс. руб.
Бакалавриат, из них: 69,1 53,5
Закончили магистратуру в 2020/2021 г. 76,2 58,6
Не продолжали обучение в магистратуре 68,7 51,9
Магистратура 77,5 75,2
Специалитет 76,1 66,1
* составлено по данным [3]
Анализируя данные таблицы 1 по показателю уровня заработной платы, можно сделать вывод, что средняя заработная плата выпускников магистратуры выше, чем у выпускников, завершивших обучение по программам бакалавриата. Данный факт объясняется тем, что обучение в магистратуре предполагает получение более углубленных профессиональных знаний и навыков и, как следствие, открывает более перспективные возможности получения высокооплачиваемых рабочих мест. Сопоставляя показатели средней заработной платы выпускников специалитета и бакалавриата, можно также отметить значительное превышение данного показателя у выпускников специалитета, что обусловлено, прежде всего, востребованностью современным рынком труда специалистов, завершивших обучение по медицинским и техническим специальностям.
Дифференциация трудовых доходов на рынке труда определяется не только уровнем подготовки, но и зависит от направления подготовки. Распределение выпускников, завершивших обучение по образовательным программам бакалавриата, магистратуры и специалитета по различным направлениям подготовки/специальностям приведено в таблице 2 [3].
Таблица 2.
Распределение выпускников (2018г.) по направлениям подготовки, трудоустройству и заработной плате
Группа направлений Бакалавриат/специалитет Магистрату ра
подготовки Доля в Доля Заработная Доля в Доля Заработная
общем трудоуст- плата, тыс. общем трудоуст- плата, тыс.
выпуске, роенных руб. выпуске, роенных руб.
% выпускни ков, % % выпускни ков, %
Математические 1,1 77,8 102,1 2,3 82,6 123,7
и компьютерные науки
Естественные науки 2,3 72,8 52,7 5,2 82,0 70,7
Инженерное дело 26,3 76,6 65,8 31,0 83,9 80,0
Здравоохранение и 5,3 84,2 66,2 - - -
медицинские науки
Сельское хозяйство 3,5 69,1 41,5 2,9 77,5 49,5
Экономика и управление 28,2 70,1 52,4 22,2 79,5 87,5
Юриспруденция 11,7 50,8 47,4 14,1 62,5 64,0
Другие науки об обществе 6,3 63,3 46,8 6,6 69,8 66,3
Образование и 9,4 75,7 42,2 8,7 81,3 53,2
педагогические науки
Гуманитарные науки 3,5 63,6 48,3 5,4 71,5 65,0
Искусство и культура 2,4 60,0 44,6 1,5 69,3 53,7
* составлено по данным [3]
Из таблицы 2 видно, что лидерами по количеству выпускников по образовательным программам бакалавриата и специалитета в 2018 году являются следующие направления подготовки: экономика и управление, инженерное дело, юриспруденция, образование и педагогические науки. В общем объеме на их долю приходится около 80% всех выпускников. Отметим, что эти же направления подготовки сохраняют свое лидерство и по численности выпускников магистратуры.
По результативности трудоустройства выпускников различных направлений подготовки можно сделать вывод, что на рынке труда наиболее востребованными являются специалисты с техническими навыками. Самая высокая доля трудоустроенных наблюдается среди выпускников в области математических и компьютерных наук, а также технических и инженерных наук, что объясняется тенденциями цифровизации экономики и общества. Следует также отметить, что эти же группы направлений подготовки являются и лидерами по оплате труда.
По результатам трудоустройства и уровню заработной платы от технических и 1Т-специалистов значительно отстают выпускники в сфере гуманитарных и общественных наук, а также направлений подготовки в области культуры и искусства. Выпускники-бакалавры по направлению «экономика и управление» занимают промежуточные позиции по показателям трудоустройства и заработной платы. При этом будущие экономисты и управленцы, завершившие обучение в магистратуре, более перспективны в возможностях трудоустройства и карьерного роста, а также получения высоких заработков.
Среди социально-значимых направлений подготовки довольно высокий процент трудоустройства наблюдается среди бакалавров-выпускников в сфере здравоохранения и медицинских наук, а также образования и педагогических наук. При этом между представителями данных направлений отмечен значительный разрыв в величине оплаты труда. Если в сфере медицины средний заработок составляет 66, 2 тыс. руб., то молодые педагогические работники, не имеющие стажа работы, получают практически на треть меньше - 42, 2 тыс. руб.
В рамках данного исследования считаем необходимым акцентировать внимание на том, что дифференциация результативности трудоустройства и величины заработной платы зависит также и от формы обучения (табл. 3) [3].
Таблица 3.
Распределение выпускников по трудоустройству и заработной плате в зависимости от формы обучения
Форма Бакалавриат/специалитет Магистратура
обучения Доля в Доля Заработ- Возраст Доля в Доля Заработ- Возраст
общем трудоуст- ная выпуск- общем трудоуст- ная выпуск-
выпус- роенных плата, ника выпус- роенных плата, ника
ке, % выпускни ков, % тыс. руб. ке, % выпускни ков, % тыс. руб.
Очная 57,9 70,6 55,7 23 69,4 79,1 77,9 25
Очно-заочная 2,2 72,3 69,9 27 4,0 78,6 93,7 28
Заочная 39,9 69,2 53,8 29 26.6 74,5 64,6 28
* источник [3]
Статистические данные, приведенные в таблице 3, отображают следующую тенденцию: преобладание доли выпускников очной формы обучения в общем выпуске, как по бакалавриату/специалитету, так и по магистратуре. Отметим, что численность выпускников-заочников также довольно значительна: по бакалавриату/специалитету доля в заочников в общем выпуске составляет 39,9%, по магистратуре - 26,6 %.
При этом по показателю заработной платы видно, что выпускники заочной формы обучения довольствуются меньшими заработками, чем выпускники других форм обучения. Такая ситуация стала следствием значительного распространения заочной формы обучения в нашей стране в 90-е -2000-е гг., что сопровождалось снижением качества получаемых образовательных услуг студентами-заочниками в ряде вузов нашей страны и их многочисленных филиалах. В этой связи отметим, что в настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования поколения 3++ по многим направлениям подготовки предусматривают возможность получения образования в заочной форме только при наличии диплома о высшем образовании, т.е. фактически как второе высшее образование. Это одна из мер обеспечения эффективности системы высшего образования, направленная на повышение его качества.
Еще одним важнейшим показателем для сравнительного анализа является возраст выпускников различных форм обучения. Так, студенты-заочники образовательных программ бакалавриата старше выпускников очной формы обучения в среднем на 6 лет, а обучающиеся в магистратуре - на 3 года (табл. 3).
Значительно отличаются по возрасту и выпускники государственных и негосударственных вузов (табл. 4). Выпускники-бакалавры негосударственных вузов старше своих коллег из государственных в среднем на 4 года, а магистры - на 3 года. Можно также отметить некоторые различия в перспективах трудоустройства и величине получаемой заработной платы: у выпускников негосударственных вузов эти показатели отклоняются в сторону снижения. Такая тенденция связана с тем, что для многих работодателей негосударственные вузы ассоциируются с более низким качеством оказываемых образовательных услуг и наличием более слабого контингента обучающихся.
Таблица 4.
Распределение выпускников государственных и негосударственных вузов по трудоустройству и заработной
плате
Вуз в Бакалавриат/специалитет Магистратура
зависимости Доля в Доля Заработ- Возраст Доля в Доля Заработ- Возраст
от формы общем трудоуст- ная выпуск- общем трудоуст- ная выпуск-
собственно- выпус- роенных плата, ника выпус- роенных плата, ника
сти ке, % выпускни ков, % тыс. руб. ке, % выпускни ков, % тыс. руб.
Государст- 87,0 71,4 55,7 25 96,2 78,1 75,3 29
венные вузы
Негосударст- 13,0 60,9 51,7 29 3,8 64,0 72,9 32
венные вузы
* источник [3]
Как было отмечено выше, особо актуальным вопросом в исследовании проблемы трудоустройства выпускников вузов является анализ результативности трудоустройства молодых специалистов в региональном разрезе.
Согласно данным информационно-аналитических материалов мониторинга экономики образования, осуществленного НИУ ВШЭ [6], в отдельных регионах Российской Федерации отмечена значительная дифференциация по показателям трудоустройства выпускников. При этом максимально привлекательными для трудоустройства молодых специалистов являются наиболее экономически развитые субъекты России - Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Татарстан, а также ресурсодобывающие регионы Крайнего Севера.
Наименее привлекательны для выпускников вузов - регионы Северо-Кавказского федерального округа (Республика Ингушетия, Ставропольский край), Южного федерального округа (Республика Адыгея, Республика Калмыкия), Сибирского - Республика Алтай, Республика Тыва и Дальневосточного федерального округа - Республика Бурятия [6].
При этом, как показывает практика функционирования молодежного сегмента рынка труда, главным мотивирующим фактором для межрегиональной трудовой мобильности выпускников вузов становится значительная дифференциация заработной платы в экономически развитых и отстающих регионах страны. Именно в экономически развитые регионы с высоким качеством жизни и перспективами успешного трудоустройства устремляется значительная часть выпускников.
Основываясь на результатах научной статьи Г.В. Антоновой, Ф.И. Мирзабалаевой, А.Г. Бондарчук [1], считаем необходимым систематизировать основные причины неэффективности трудоустройства выпускников вузов (рис. 1).
Рис. 1. Причины неэффективности трудоустройства выпускников вузов
(составлено на основе [1])
По мнению Е.В. Кузуб [4], при рассмотрении проблем трудоустройства молодежи заслуживает особого внимания такой фактор, как изменение конъюнктуры рынка труда. Так, при выборе вуза и будущей профессии молодежь всегда ориентируется на ее престижность и востребованность в настоящее время. Но в течение периода обучения ситуация на рынке труда может кардинально поменяться, особенно под воздействием кризисных явлений в экономике, либо под влиянием факторов научно-технического прогресса, инновационных преобразований, и выбранная ранее профессия по окончании вуза не будет пользоваться спросом со стороны работодателей.
Практикой развития сферы трудовых отношений подтверждено, что проблема неэффективного трудоустройства выпускников напрямую влияет на рост показателя уровня безработицы в молодежном сегменте рынка труда. Так, согласно статистическим данным, уровень безработицы молодежи в возрасте 15 - 24 года практически в 3 раза превышает среднероссийский уровень безработицы.
В 2020 году в РФ при среднем уровне безработицы, равном 5,8 %, уровень безработицы среди молодежи составлял 8,6 %, а в возрастной группе 15 - 24 года - 17,3 %. Следует отметить, что одним из факторов, усилившим данную негативную тенденцию в 2020 году, стало распространение новой коронавирусной инфекции. Даже в возрастных группах молодежи 25 -29 и
30 - 34 года, имеющих определенный опыт работы, уровень безработицы возрос на 1,8 % и 1,6 %, соответственно [5, с. 3].
Все обозначенные проблемы, связанные с трудоустройством выпускников и ростом безработицы среди молодежи, требуют реализации комплекса мер в области государственной поддержки занятости молодежного сегмента рынка труда. С этой целью Правительством РФ в декабре 2021 года была утверждена «Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года», направленная на создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда [5, с. 3]. Основные задачи программы содействия занятости молодежи и способы их достижения представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Задачи программы содействия занятости молодежи
Задача Способ достижения
формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно -про фессио нальными способностями и потребностями рынка труда развитие профессиональной ориентационной работы с молодежью через цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений (портал «Работа в России»)
обеспечение соответствия получаемого молодежью образования профессионально - квалификационным требованиям работодателей совершенствование системы формирования и распределения контрольных цифр приема в образовательные организации с целью их приближения к потребностям рынка труда; совершенствование организации производственной практики за счет цифровизации процессов ее прохождения посредством портала «Работа в России»
создание условий для профессионального развития молодежи через совмещение получения образования и трудовой (предпринимательской) деятельности расширение возможностей для совмещения образования и работы; пересмотр профессионально-квалификационных требований в целях более раннего выхода на рынок труда молодежи; стимулирование предпринимательских молодежных инициатив посредством реализации различных образовательных проектов и конкурсных форм
создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи мероприятия по профессиональному обучению различных категорий молодежи, субсидированию трудоустройства (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья); мероприятия по содействию в переезде молодых граждан из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные; обеспечение адресного сопровождения отдельных категорий молодежи в целях трудоустройства
* составлено по данным [3]
Поэтапное осуществление данного комплекса мероприятий в рамках содействия занятости молодежного сегмента рынка труда будет способствовать снижению уровня безработицы среди молодежи, а также повышению результативности трудоустройства выпускников образовательных организаций.
ВЫВОДЫ
Одной из серьезных проблем функционирования современного рынка труда является неэффективная занятость молодежи, особенно в возрастном диапазоне от 15 до 24 лет, что обусловлено следующими причинами:
- отсутствием у молодых людей необходимого опыта и стажа работы;
- несоответствием профессиональных компетенций потребностям рынка труда;
- недостаточной информированностью о конъюнктуре рынка труда;
- ограниченными возможностями в совмещении обучения и трудовой деятельности;
- высокими рисками потери работы и заработка в связи с работой в условиях неполной или временной занятости и другими факторами.
При рассмотрении условий развития молодежного сегмента рынка труда анализ результативности трудоустройства выпускников вузов заслуживает особого внимания в связи с тем, что от эффективного использования трудового потенциала молодежи зависит эффективность функционирования экономики в целом. Кроме того, именно показатели трудоустройства выпускников являются главным критерием оценки качества системы образования в стране.
В рамках данного исследования анализ статистических данных подтвердил, что результативность трудоустройства выпускников вузов отличается по уровням и направлениям подготовки, формам обучения, величине получаемой заработной платы и может быть разной в экономически развитых и отстающих регионах страны.
С учетом того, что молодежь более мобильна по сравнению с другими возрастными группами трудоспособного населения и готова к переобучению и формированию тех навыков, которые востребованы работодателями в современных условиях, именно в отношении данной категории субъектов рынка труда государством предусмотрена поэтапная реализация комплекса мер, направленных на содействие занятости молодежи.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Дальнейшие исследования будут направлены на изучение региональной дифференциации результативности трудоустройства молодежи в отдельных субъектах Российской Федерации. Также представляется целесообразным проанализировать теоретико-прикладные аспекты в области определения механизма эффективного взаимодействия между образовательными организациями и работодателями для повышения конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова, Г.В. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях пандемии коронавируса [Текст]/ Г.В. Антонова, Ф.И. Мирзабалаева, А.Г. Бондарчук // Экономика труда. - 2020. - Том 7. - № 12. - С. 1249-1268.
2. Борисова, А.А. Трудоустройство выпускников вузов: смена приоритетов поиска профессиональной ориентации [Текст]/ А.А. Борисова, А.А. Белоногов, Ю.В. Глушкова // Экономика труда. - 2022. - Том 9. - № 3. - С. 675-688.
3. Доклад НИУ ВШЭ «Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы» / Н. К. Емелина, С. Ю. Рощин и др. - М., 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.m/data/2022/04/07/Ш3220017/СЮ%20Рощин% 20Выпускники_высшего_ образования-доклад.pdf (Дата обращения 26.05.2022 г.)
4. Кузуб, Е.В. Влияние системы образования на формирование конкурентоспособности выпускников вузов [Текст]/ Е.В. Кузуб // Лидерство и менеджмент. - 2022. - Том 9. - № 1. - С. 5568.
5. Распоряжение Правительства РФ № 3581 -р от 14.12.2021 г. «Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.laplandiya.org/uploads/pages/7155/files/1641817658 -programma-sodej stviya-zanyatosti-molodezhi-do-2030-goda.pdf (Дата обращения 26.05.2022 г.).
6. Рудаков, В.Н. Информационно-аналитические материалы Мониторинга экономики образования по результатам статистических и социологических обследований НИУ ВШЭ «Региональные различия в трудоустройстве выпускников вузов» - №2. - 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2021/01/18/1348767083/release_2_2021.pdf (Дата обращения 24.05.2022 г.)
7. Сербина, Н.В. Проблема трудоустройства выпускников вузов: карьерная компетентность как условие их адаптации к рынку труда [Текст]/ Н.В. Сербина // Экономика труда. - 2021. - Том 8. - № 12. - С. 1501-1512.
8. Ужахова, Л.М. Проблемы трудоустройства выпускников высших учебных заведений на молодежном сегменте рынка труда [Текст]/ Л.М. Ужахова, Е.С. Тарабанова // Бизнес. Образование. Право: Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2019. - № 1 (46). - С. 273-279.
9. Шамилева, Э.Э. Развитие трудового потенциала строительных предприятий на основе внедрения социального партнерства [Текст] / Э.Э. Шамилева // //Экономика строительства и природопользования - 2018. - №3 (68). - С. 138-145.
PROBLEMS OF THE LABOR MARKET: YOUTH SEGMENT 1 Skaranik S.S., 2'3 Verna V.V.
1 University of Economics and Management, Simferopol, Crimea 2 Crimean University of Culture, Arts and Tourism, Simferopol, Crimea 3 Sevastopol branch of Plekhanov Russian University of Economics, Sevastopol
Annotation. The article deals with actual issues of the functioning of the youth segment of the labor market in modern conditions. The problems of the effectiveness of employment of university graduates and the causes of youth unemployment in the labor market are identified. The analysis of statistical data on the employment of graduates in the regional context, by levels and areas of training, forms of education and wages was carried out. The tasks and activities aimed at realizing the professional, labor and entrepreneurial potential of young people in accordance with the state program for promoting employment were determined.
Key words: labor market, youth segment of the labor market, employment, unemployment, professional competencies, professional orientation