Научная статья на тему 'Проблемы русского языка в РФ и за рубежом'

Проблемы русского языка в РФ и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1676
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК / МИРОВОЙ ЯЗЫК / ЯЗЫКОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Семенова Е. В.

В статье рассматривается положение русского языка как государственного и мирового, функции государственного языка, особенности языковой ситуации в РФ, а также необходимость защиты русского языка в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы русского языка в РФ и за рубежом»

ПРОБЛЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА В РФ И ЗА РУБЕЖОМ

СЕМЕНОВА Е.В.

кандидат филологических наук, Челябинский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Челябинск

Аннотация: В статье рассматривается положение русского языка как государственного и мирового, функции государственного языка, особенности языковой ситуации в РФ, а также необходимость защиты русского языка в России.

Ключевые слова: языковая ситуация, государственный язык, мировой язык, языковая безопасность.

Тема, вынесенная в название статьи, является гораздо более сложной и актуальной, чем кажется на первый взгляд. Перемены, которые произошли в нашей стране за последние десятилетия, настолько изменили положение русского языка в России, что теперь это касается каждого российского гражданина.

Языковая ситуация в Российской Федерации определяется Законом РСФСР «О языках народов РСФСР» (от 25 октября 1991 г.), Декларацией о языках народов России (от 25 октября 1991 г.) и Конституцией Российской Федерации, в которой, в соответствии со статьёй 68, признаётся право республик устанавливать наряду с русским языком свои государственные языки и запрещается пропаганда социального, национального, религиозного или языкового превосходства. В настоящее время почти в двух десятках республик-субъектов Российской Федерации приняты законодательные акты, закрепляющие статус национальных языков как государственных [2; 3].

Главный акцент в законе «О языках народов Российской Федерации» и республиканских законах о языках сделан на задаче сохранения и развития языков. Действие этих законов призвано устранить тенденции к утрате нерусским населением бывшей РСФСР языка своей национальности. Во второй половине 80-х годов прошлого века лишь 9% нерусского населения РСФСР обучались в национальной школе, и престиж такого обучения постоянно снижался. Провозгласив языки народов Российской Федерации национальным достоянием государства, закон гарантирует свободное и равноправное развитие языков, независимо от численности их носителей, а также свободное развитие двуязычия и многоязычия. Соблюдение этого закона рассматривается как гарантия языковой безопасности страны. На Правительство России возложена обязанность обеспечить разработку целевых программ по сохранению и развитию языков. Государство обязано финансировать такие программы, предусматривая в федеральном бюджете средства на их реализацию: на подготовку специалистов, организацию преподавания родного языка, на создание условий для получения общего образования на родном языке и т.д.

Придание статуса государственного языкам титульных наций наряду с другими позициями может стать правовым гарантом материального поощрения или даже особым преимуществом при кадровых назначениях госслужащих, владеющих титульным языком республики.

Одновременно с этим декларируется, что русский язык по-прежнему занимает одно из центральных мест среди языков народов Российской Федерации - и это вызывает недоумение.

Русский языкзанимает одно из центральных мест не только среди языков Российской Федерации, но среди языков всего мира, так как он единственный из всех языков РФ имеет статус мирового.

Признаки мирового языка:

1. Запас слов. Во всех мировых языках количество слов составляет несколько миллионов. По числу слов русский язык занимает первое место в мире. Его ближайший конкурент - английский -в ноябре 2009 зафиксировал миллионное слово.

2. Полифункциональность. Мировые языки имеют развитую систему полифункциональных стилей, включающую в себя помимо разговорно-обиходного стиля официально-деловой (канцелярский, дипломатический, юридический - со своей терминологией, речевыми клише, грамматическими формами), публицистический (язык СМИ, теле-радиовещания), научный (с терминологией и понятийным аппаратом для круга гуманитарных, естественных и точных дисциплин)

3. Существование письменности не менее тысячи лет

4. Распространённость в мире: кроме народа-носителя языка, для которого язык родной, на этом языке говорят сотни и тысячи других народов. Другими словами, мировые языки - это языки бывших империй.

Мировыми языками являются испанский, французский, русский, английский, китайский, индийский, арабский.

В качестве мирового русский язык способен выполнять функции государственного несравненно полнее, чем любой другой язык России. В настоящее время принято выделять следующие функции государственного языка: обслуживать сферу науки, образования, закона, идеологии и морали.

Главное преимущество русского языка заключается в том, что он позволяет оперировать абстрактными категориями бытия: «действие» (глаголы), «качество» (имена прилагательные), «условие» (наречия), «материя» (имена существительные), «сущность» (абстрактные понятия), «количество» (имена числительные). На этом принципе построен словарь В.И. Даля, в котором каждое слово образует целую гроздь разных смысловых категорий. Таким образом в русском языке обеспечивается понятийно-операционная деятельность, необходимая для развития современной науки. Богатейший словарный потенциал и гибкая грамматическая система русского языка позволяют выражать тончайшие оттенки смысла и адекватно передавать информацию предельной степени сложности. В других национальных языках эта функция развита слабо и не так системно, как в русском. Достаточно привести такой факт: самый большой процент научных открытий и созданий инженерной мысли в двадцатом веке был сделан на русском и английском языках. Только эти языки конкурировали друг с другом в области военных технологий и фундаментальной науки. Именно поэтому и вторая функция государственного языка - обслуживать сферу образования - также может быть выполнена на русском языке гораздо качественнее, особенно в высшей школе. Язык, в котором не успела сложиться развёрнутая и стандартизированная научная терминология, на котором не издан необходимый объём научной и учебной литературы, не может эффективно использоваться в качестве языка обучения в современном мире.

Государственный язык создаёт единое правовое поле в общественном сознании той или иной страны. Реальная практика жизни показывает, что при переводе на другие языки совершенно избежать хотя бы некоторого искажения юридических текстов, особенно сложных административных и гражданских кодексов, не удаётся. Устранить различия в толковании законов во всех субъектах Федерации и произвести чёткую унификацию всей юридической базы страны - задача очень сложная даже для корпуса законов, написанных на одном языке, можно ли этого достичь при наличии в стране нескольких десятков государственных языков? А ведь неотъемлемая черта правового государства - гарантированная общеприменимость законов на всей территории страны и однозначность их толкования.

Предоставим слово юристам. В соответствии со ст. 18 УПК РФ уголовное судопроизводство ведётся на русском языке, а также на государственных языках входящих в Российскую Федерацию республик. Согласно статье 10 закона «О судебной системе Российской Федерации», участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Юристы отмечают, что данная статья при реализации на практике порождает множество про-

блем, так как нет ясных требований к квалификации и образованию переводчиком. Нет указания на то, кто может являться переводчиком и что делать в случае, если необходим перевод с редкого языка, кхмерского например.

Как же предлагается разрешить это затруднение? Необходимо создать государственное бюро переводов при Судебном Департаменте при Верховном суде Российской Федерации, укомплектовать штат переводчиков, владеющих мировыми языками и наиболее распространёнными языками на территории России. Также следует создать банк данных о лицах, которые способны выступать в качестве переводчиков с менее распространённых языков. Считается, что это позволит предельно упростить процедуру поиска переводчика независимо от распространённости языка перевода.

Подобная инициатива выдвигалась в 2011 году, но на сегодняшний день развития не получила. Решит ли создание «банка переводчиков» проблему языка судопроизводства в РФ?

Перечисленные функции государственного языка совершенно необходимо дополнить следующими, на мой взгляд, гораздо более важными.

1. Государственный язык обеспечивает единство внутренней политики страны: правоохранительные органы, система здравоохранения и образования, транспорт, в том числе железные дороги и авиасообщения, промышленные предприятия, административные учреждения, федеральные каналы теле- и радиовещания и т.д.

2. Государственный язык обеспечивает единство внешней политики страны.

3. Государственный язык - язык армии и флота.

Пока едва ли можно говорить всерьёз о проблеме вытеснения русского языка другими российскими языками внутри Российской Федерации, но определённые шаги в этом направлении постоянно предпринимаются. В начале 90-х годов часть национальной интеллигенции малых народов России настаивала на своем праве использовать только этнический язык в своем регионе и английский, а не русский язык при сношениях с внешним миром. Решительные настроения тех лет отразились уже в первом варианте Закона о языках народов РСФСР 1991 года, в котором предусматривалась особая процедура формирования в центральных учреждениях России штата переводчиков с языков национальных меньшинств на русский язык. Предполагалось, что граждане будут вести переговоры с Москвой на своем этническом языке с помощью этих переводчиков. Показательно, что при внесении в конце 90-х годов поправок в закон пункты о них исчезли не потому, что оппоненты выдвинули убедительные аргументы против подобных инициатив, а потому, что работы у нанятых людей тогда не оказалось. Но ситуация меняется.

Представление о том, что русский язык открывает более широкие перспективы, а национальный язык обособляет малые народы от остального мира и годен лишь для бытового общения принято рассматривать как стереотип советского времени, который следует преодолеть во что бы то ни стало.

Неудачные попытки властей ввести новые государственные языки в делопроизводство и вынужденное возвращение к русскому языку вызывают неизменное разочарование у национально ориентированной интеллигенции.

Надо признать, что указанные стереотипы отражают объективное положение дел. Одним из самых сложных аспектов существования государственных языков республик является несоответствие у большинства из них статуса языка реальному состоянию языка: недостаточная степень кодификации, т.е. наличия в языке строгих, обязательных правил отбора и употребления слов, грамматических и синтаксических конструкций, отсутствие развитой системы функциональных стилей, низкий уровень междиалектной консолидированности и т.д. По мнению лингвистов, форсированное расширение функций языков РФ малоэффективно: «Достаточно вспомнить типичные переводные общественно-политические и информационные тексты в республиканских газетах на многих национальных языках - чудовищно насыщенные русскими заимствованиями, с инородным для языка синтаксисом, с обилием семантических и фразеологических кальк. Характерным свойством подобных текстов оказывается их понятность (по крайней мере на уровне общего содержания) для русского читателя и полная недоступность для носителей этого языка, не владеющих в достаточной мере русским языком. Бессмысленность подобного, чисто механического и фиктивного, «освоения» языком новых функциональных сфер достаточно очевидна» [1]. Эти соображения необходимо принимать в расчет сторонникам языкового законодательства таких стран, как Канада или Швейцария, на чей пример они часто ссылаются. Там действительно нет единого для всей страны государственного языка, а на равных правах сосуществуют несколько государственных: немецкий, французский, английский. В любом центральном учреждении Швейцарии служащие обязаны разговаривать с посетителем на том из трёх языков, на каком он к ним обратился. Дело даже не в том, что в России языков на два порядка больше, чем в этих странах, а в том, что ни один государственный язык Российской Федерации, кроме русского, не является мировым.

Гораздо более сбалансированным и перспективным направлением языковой политики России видится не столько формальное уравнивание в правах языков РФ, сколько поддержание традиционно сложившегося функционального размежевания русского (общегосударственного) и других национальных языков, способных обслуживать бытовую и хозяйственную сферу, национальную культуру и литературу. В пользу этого подхода можно привести известный исторический факт: когда в 1958 году родителям было разрешено выбирать язык преподавания для своих детей, по всей стране количество национальных школ резко уменьшилось.

Можно констатировать, что советская модель, при которой население страны делится на русскоязычное большинство и двуязычное меньшинство с незначительным числом людей, не владеющих рус-

ским языком, сохраняется в современной России в силу исторической инерции. Однако при дальнейшем развитии существующих тенденций языковая ситуация в стране, безусловно, изменится. В особенно трудном положении, кроме русского языка, по-прежнему окажутся языки наиболее малочисленных народов Дальнего Востока, Сибири и европейского Севера, многим из которых больше, чем раньше, грозит вымирание. В настоящее время языки малых народов вытесняются не столько русским языком, изучение которого значительно сокращено, сколько языками титульных наций.

Итак, возникает новая проблема: многоязычие. Татарин, родившийся в Калмыкии, хочет изучать свой родной язык, он должен изучать титульный язык республики, ему нужен английский - и русский язык оказывается лишь на четвёртом месте. Количество часов, отводимых на изучение русского языка в средней школе, не может не быть минимальным при подобном положении дел.

В настоящее время более половины территории Российской Федерации - это территории республик, входящих в её состав, а значит, более половины территории РФ находится вне зоны прямого действия русского языка, как это было в Советском Союзе.. Резко снижается число выпускников средних школ, способных обучаться на русском языке в престижных ВУЗах (аэрокосмические, физико-математические, инженерные, гуманитарные и др. факультеты).

Приведённые факты вынуждают искать пути решения возникших проблем. Необходимы совместные усилия политиков, языковедов и юристов в проведении продуманной и взвешенной языковой политики. Русский язык нуждается в защите, так как он единственный из языков нашей страны способен обеспечить полноценное образование и экспорт образовательных и научно-технических услуг. Поэтому приоритетное развитие сферы образования и науки и внедрение на их базе новых технологий в производственный сектор экономики - единственный путь удержаться от сползания на обочину мировой цивилизации и возродить интерес к русскому языку и русской культуре. Позиция, занятая Правительством Российской Федерацией по отношению к русскому языку, объективно не может способствовать решению этих задач.

Литература:

1. О языках народов РСФСР: Закон РСФСР от 25.10.1991 г. № 1807-1.[Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://zakon.law7.ru/base29/part7/ d29ru7158.htm.

2. О языках народов Российской Федерации: Декларация ВС РСФСР 25.10.1991 г. № 1808/1-1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=128660.

3. Солнцев, В.М., Михальченко, В.Ю. Национально-языковые отношения в России на современном этапе [Текст] / В.М. Солнцев, В.Ю. Михальченко // Языковая ситуация в Российской Федерации [Текст]. - М.: (б.и.), 1992.

ДИСПРОПОРЦИИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ УСТРАНЕНИЯ

ХРАПОВА Е.В.

кандидат экономических наук, доцент, Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российского экономического университета» им. Г.В. Плеханова

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы обеспеченности предприятия квалифицированными кадрами. Показан дисбаланс пропорций в рабочей силе экономики региона вследствие возникновения структурной безработицы.

Ключевые слова: численность, рынок труда, подготовка рабочих кадров, квалифицированные рабочие.

Важнейшим элементом управления трудовым потенциалом региона является обеспечение предприятий и организаций квалифицированными кадрами. Здесь имеется много проблем и нерешенных вопросов.

В послереформенный период, начиная с 1990 года, структура профессионального образования в России неоправданно изменялась в пользу значительного увеличения доли высшего образования. [6]

За 1995-2005 гг. количество вузов в России выросло с 502 до 1068, а число принятых на первый курс в вузы с 635 тыс. до 1640 тыс. чел.

Количество выпускников школ и количество мест в вузах в 2010 году в России было почти одинаковым (снижение выпускников школ произошло из-за демографического фактора), то есть в ВУЗы могли поступать все желающие, сдавшие ЕГЭ.

Если в СССР было 4,5 млн. студентов, то в России в 2013 году их было свыше 7,0 млн. Широкое распространение получило платное высшее образование на договорной основе. Во многих вузах оплата обучения практически гарантировала поступление, часто без всякого конкурса. Среди занятых в Омской области доля лиц с высшим образованием возросла с 15,1 % в 1995г. до 25,2% в 2010г., то есть в 1,7 раза, но довольно много среди таких лиц работают не по специальности и на работах, не требующих высшего образования.

Из-за слабой профориентационной работы неоправданными темпами рос прием и выпуск по гуманитарным специальностям. Если в 1990 году в РФ специалистов в области экономики и управления по приёму в вузы было 14 % , в гуманитарно-социальной сфере около 12 %, то уже в 2003 году их было соответственно 30% и 21%. Абсолютное количество специалистов технических специальностей осталось на прежнем уровне, но их доля среди выпускников снизилась в 2 раза.

Аналогичное положение сложилось в Омской области. В 1990 году в Омской области было только 12 государственных вузов, в том числе 4 филиала московских вузов. В 2013 году в Омском регионе действовало 34 образовательных учреждения выс-

шего профессионального образования: 14 государственных и 11 негосударственных и 9 филиалов государственных вузов. Количество студентов в омских вузах за 1995-2010г.г. выросло с 41432 чел до 110008 чел. [2].

Несбалансированное с потребностями экономики расширение сферы вузовского обучения, увеличение платного обучения, снижение уровня подготовки специалистов, недостаточная привязка программ обучения к потребностям предприятий вызывают значительные диспропорции спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.[4]

В условиях спада материального производства, прежде всего обрабатывающих отраслей, снизился престиж профессий технического профиля, и выбор абитуриентов, во многом, определяет мнение родителей, которые наиболее перспективными считают такие направления как юриспруденция, банковское дело и финансы, недвижимость и т.п.

Вместе с тем с подъемом производства на Омских предприятиях ВПК ощущается нехватка конструкторов, технологов, специалистов по электрооборудованию и инженеров других специальностей. Не закрытыми в 2012г. оставались около двух тысяч «технических вакансий».

Региональные власти, предприниматели и ВУЗы предпринимают меры для устранения этих диспропорций, учет системой высшего образования перспективных потребностей в специалистах. Расширяется целевая подготовка специалистов в вузах по заявкам предприятий. Так в 2013 году в Омском государственном техническом университете из 1250 первокурсников 400 приняты по целевым заявкам предприятий ВПК. Вместе с тем в области, как в других регионах, требуется дальнейшее улучшение координации и взаимная увязка подготовки специалистов и реальной потребности в ближайшие 5-10 лет.

Обратная сторона чрезмерного роста вузовской подготовки - снижение количества учащихся начального и среднего профессионального образования.

За послереформенные годы практически прекратилась подготовка рабочих в сфере химической, пищевой, текстильной и обувной промышленности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.