Научная статья на тему 'Проблемы российского рынка синдицированного кредитования и пути их решения'

Проблемы российского рынка синдицированного кредитования и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
665
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДИЦИРОВАННЫЙ КРЕДИТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН ВЛАСТИ / СТАНДАРТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / РУБЛЕВЫЙ СЕГМЕНТ РЫНКА / ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК / РАЗМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов А.Е.

Статья посвящена анализу основных проблем на российском рынке синдицированного кредитования государственных органов власти, стандартного документооборота в РФ, рублевого сегмента рынка, вторичного рынка синдицированного кредитования, размещения синдицированного кредита на рынке и высокой волатильности процентных ставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы российского рынка синдицированного кредитования и пути их решения»

УДК 336.717

проблемы российского рынка

синдицированного кредитования и пути их решения*

А. Е. МИХАЙЛОВ,

специалист отдела финансового моделирования Е-mail: alexandermikh@yandex. ru ОАО «Альфа-Банк»

Статья посвящена анализу основных проблем на российском рынке синдицированного кредитования государственных органов власти, стандартного документооборота в РФ, рублевого сегмента рынка, вторичного рынка синдицированного кредитования, размещения синдицированного кредита на рынке и высокой волатильности процентных ставок.

Ключевые слова: синдицированный кредит, государственный орган власти, стандартная документация, рублевый сегмент рынка, вторичный рынок, размещение.

В российских праве и практике синдицированным считается кредит, предоставляемый заемщику как минимум двумя кредиторами (синдикатом кредиторов), участвующими в данной сделке в определенных долях в рамках одного кредитного соглашения [9]. В зарубежной литературе он определяется как кредит, предоставляемый двумя или несколькими банками (синдикатом кредиторов), которые заключают соглашение с заемщиком для выдачи (в основном среднесрочного) кредита на общих условиях и положениях, зафиксированных в общей документации [11].

Рынок синдицированного кредитования в России находится на этапе становления. Его современное состояние и динамику отличают значительные проблемы и ограничения, которые в большей части связаны с кредитованием государственных органов власти, стандартной документацией в РФ, рублевым

* Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 12-0631156.

сегментом рынка, вторичным рынком синдицированного кредитования, высокой волатильностью процентных ставок и отсутствием квалифицированных специалистов. Рассмотрим более подробно имеющиеся барьеры и перспективы развития синдицированного кредитования в России.

Современные условия и перспективы кредитования государственных институтов

В России недостаточно развито синдицированное кредитование государственных внебюджетных фондов и органов исполнительной власти на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на уровне местного самоуправления. За рубежом привлечение синдицированных кредитов региональными и муниципальными образованиями является распространенной практикой как на развитых, так и на развивающихся рынках. В РФ общий объем внутреннего долга субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по состоянию на 01.08.2012 составил 1 094 млрд руб. [5]. В структуре долга кредиты, предоставленные от кредитных организаций, составили около 3 %.

Несмотря на низкую долю кредитов в структуре внутреннего долга РФ, действуют факторы, способствующие развитию синдицированного кредитования органов исполнительной власти. К ним относятся: - необходимость увеличения государственных расходов для решения социально-экономических проблем;

- сокращение кредитования региональных бюджетов Министреством финансов РФ и высокий кредитный рейтинг органов исполнительной власти. После кризиса 1998 г. в РФ не зафиксировано ни одного случая дефолта субфедеральных и/или муниципальных образований по облигациям и банковским кредитам.

В настоящее время использование синдицированных кредитов ограничено в силу возникшей коллизии в законодательстве. Согласно Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (ред. от 28.07.2012) [3] для указанных органов установлено обязательное требование проведения открытого конкурса либо открытого аукциона. Правила проведения конкурсов и аукционов для отбора финансовых организаций установлены в Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [4]. До принятия законов в РФ были верифицированные прецеденты привлечения синдицированных кредитов. Финансирование привлекали несколько субъектов РФ и территорий: Республика Коми, Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), г. Новосибирск. Согласно действующему законодательству, банк -организатор синдицированного кредита выбирается в результате проведения конкурса, а проведение конкурса по выбору банков-участников остается за пределами контроля банка-организатора. В таком случае проводится серия конкурсов для каждого банка-участника, при этом не допускается коллективная заявка участников синдиката.

Таким образом, формирование ценовых параметров синдицированного кредита и определение состава кредиторов осуществляются на рыночных условиях с помощью переговоров со значительным числом банков. К примеру, для организации синдиката из 10-15 банков необходимо предложить кредит 150-200 банкам. В сязи с этим текущая трактовка закона делает невозможным процесс привлечения синдицированных кредитов, несмотря на ценовые преимущества данного инструмента перед традиционными кредитами и облигационными займами. При заключении договора без проведения открытого конкурса или открытого аукциона сделка будет признана недействительной, согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). В таком правовом контексте практически реализовать синдикацию для органов исполнительной власти в РФ можно только в случае победы организатора в конкурсе на предоставление

кредита на условиях полного андеррайтинга с последующей продажей кредита на вторичном рынке.

Требование проведения конкурсов на поставку товаров и выполнения услуг не является исключительно российской особенностью. В странах ЕС процедура заключения публичных контрактов в сфере поставки, выполнения и оказания услуг регламентируется директивой Европейского Парламента и Европейского Совета от 31.03.2004 J№ 2004/18/ЕС. В США имеется целый блок законодательных актов, включая правила закупок для федеральных нужд (FederalAcquisition Regulation), стандарты определения цен (CostAccounting Standards), закон о честном ведении переговоров (Truth in Negotiations Act). Тем не менее в зарубежном законодательстве имеется ряд отличий от российского законодательства:

- для рыночных кредитных инструментов не требуется проведения конкурсов по выбору кредитной организации;

- существует возможность объявления нескольких победителей;

- имеется возможность подачи групповой заявки на участие в той или иной процедуре заключения контракта.

Для более эффективного использования преимуществ рыночных инструментов в области синдицированного кредитования представляется целесообразным внести коррективы в Федеральный закон от 21.07.2005 J№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Следует предусмотреть и законодательно закрепить возможность проведения только одного конкурса для выбора банка - организатора синдицированного кредита для финансирования субъектов РФ и муниципалитетов. В настоящее время проводится только один конкурс для выбора организатора выпуска облигаций - в противоположность целой серии конкурсов по выбору банков-участников по синдицированному кредиту. Такая ситуация принуждает экономических агентов использовать исключительно облигационные займы для финансирования органов исполнительной власти РФ, не прибегая к другим финансовым инструментам.

Стандартизация документального сопровождения сделок

В России стандартная документация по российскому праву для синдицированного кредита находится

в стадии разработки, поэтому структурирование сделок происходит по индивидуальным банковским стандартам. Российское право в синдицированном кредитовании применяется в немногих случаях:

- в сделках с российскими банками-участниками;

- в сделках с ограниченным участием иностранных инвесторов (проектное финансирование, финансирование под залог недвижимости, долгосрочное финансирование, финансирование крупных сделок в рублях, реструктуризация) [2];

- в сделках, по которым российское право является предпочтительным для клиента;

- в некрупных сделках с участием региональных банков.

В правовом обеспечении документального сопровождения сделок синдицированного кредитования в РФ значительные сложности обусловлены несовершенством российского законодательства, в том числе в части применяемой документации. Поясним основные законодательные провалы и зоны рассогласования.

1. Документация по российскому праву для синдицированного кредита не позволяет заемщику и банкам-участникам заключать сложные сделки. Российское право не позволяет совместить в одной сделке рубли и доллары, фиксированные и плавающие процентные ставки. Такие моменты, как предварительные условия, заверения и гарантии, уступка, возмещения банку-агенту, отказ от зачета и обязательство не передавать в залог актив, являются не бесспорными при адаптации их к российскому праву.

2. Комиссии, фиксируемые в договоре синдицированного кредитования, прямо не предусмотрены российским законодательством. В ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» существует возможность взимания комиссионного вознаграждения по банковским операциям. Тем не менее существует правовая неопределенность относительно признания действий банка-организатора банковской операцией. Комиссионное вознаграждение может рассматриваться как плата за оказание возмездных услуг и включаться в налоговую базу по НДС. Взимание налога приводит к снижению дохода банка-организатора, соотвествующему повышению комиссии и росту общей стоимости для заемщика.

3. Российское законодательство не дает четкого определения функций банка-агента. Взаимоот-

ношения банка-агента с другими участниками синдиката и его статус четко не определены. Согласно ст. 312 ГК РФ, банк-агент может действовать как представитель участников синдиката, а согласно ст. 313, 430 ГК РФ банк-агент может получать вознаграждение от заемщика.

4. Согласно ст. 819 ГК РФ, синдицированный кредит по российскому праву могут предоставлять только кредитные организации. Институциональные инвесторы в России не могут принимать участия в синдицированных кредитах.

5. В синдицированном кредитовании «заверения и гарантии указывают на определенные факты на момент подписания договора и на определенные иные установленные договором моменты» [10]. К типичным заверениям и гарантиям относят должное создание и регистрацию заемщика, наличие необходимых полномочий у подписантов, получение необходимых разрешений заемщиком на заключение договора и т. д. В российской судебной практике при отсутствии разъяснений природы заверений и гарантий в договоре об организации финансирования такие заверения и гарантии могут не приниматься к судебной защите. Российский суд имеет право не признать нарушение заверений и гарантий основанием для досрочного возврата кредита.

6. Обязательства в синдицированном кредитовании подразделяются на информационные, финансовые и общие. К финансовым обязательствам относят так называемые финансовые ковенанты - обязательства заемщика поддерживать определенные финансовые показатели на заданном уровне. К финансовым ковенантам относят отношение общей суммы долга к значению показателя EBITDA (операционной прибыли до уплаты процентов, налогов, вычета амортизации основных средств и нематериальных активов), отношение EBITDA к расходам на проценты и т. д. В российской судебной практике нарушение финансовых ковенантов при отсутвиии дефолта по платежному обязательству может повлечь повышение процентной ставки по кредиту, однако российский суд может не признать данный факт достаточным для объявления дефолта по кредиту.

7. В синдикате наиболее важные вопросы решаются большинством банков. Тем не менее действующий ГК РФ не предусматривает собрания кредиторов и принятия совместных решений.

8. В российском законодательстве нет понятия предварительных основных условий и положений организации синдицированного кредита (term sheet). Такой документ используется банком-организатором и заемщиком для согласования основных условий будущего договора об организации финансирования: объем финансирования, порядок выплаты основного долга и процентов, обеспечение и т. д. В международной практике условия типа term sheet не имеют юридической силы, так как содержат только лишь предварительные условия синдицированного кредита. В российской судебной практике существует риск признания условий term sheet как имеющих юридическую силу, если они будут содержать все существенные условия кредитного договора.

9. Юридическая природа мандатного письма прямо не установлена в российском законодательстве, а информационный меморандум не имеет юридической силы. В российском праве мандатное письмо может регулироваться на основании гл. 39 ГК РФ - как договор о возмездном оказании услуг.

10. Российское законодательство предоставляет широкие возможности для обеспечения займов, к которому относятся залог, неустойка, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток и т. д. Тем не менее российские суды отрицательно относятся к нестандартным видам обеспечения (к примеру имущественные права по выручке), и существует риск того, что они будут признаны недействительными.

11. Есть и многие другие проблемы, связанные с обеспечением кредита, в частности с обращением взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке. Такое взыскание возможно только при нотариальном заверении договора залога, что влечет дополнительные издержки для банков и заемщиков. В России также отсутствует система регистрации и учета залога движимого имущества, что создает дополнительные сложности при проверке наличия обременений в отношении данного имущества.

Правовые пробелы, ограничения и несогласованности в российском законодательстве приводят к тому, что большинство сделок оформляется с использованием документации на основании английского права, в котором существует особый вид документации - Loan Market Assosiation (LMA), разработанный семью ведущими мировыми банками в 1996 г. для использования на первичном и вторичном рынках

синдицированного кредитования. В настоящее время документация ЬМЛ охватывает весь жизненный цикл корпоративного синдицированного кредита, предоставляя участникам рынка шаблоны, необходимые на разных этапах сделки: от начальной стадии организации синдиката до финальной стадии син-дикации, начала обращения кредита на вторичном рынке до его погашения [1]. В 2011 г. документацией ЬМЛ пользуются 476 организаций из 46 стран (126 банков, 290 юридических фирм, 42 небанковских организаций и 18 прочих организаций).

Наиболее важными преимуществами документации по английскому праву являются:

- гибкость договорной документации;

- широкие возможности по изменению условий договора;

- признание документации судами и арбитражами (кредиторы получают быструю и эффективную защиту в английских судах);

- действительность всех положений документации;

- отсутствие необходимости обращения к правовым и иным отсылочным нормам. Основным стандартным документом ЬМЛ является соглашение о мультивалюной невозобновляе-мой кредитной линии. В ЬМЛ также подготовлены стандартное мандатное письмо, уведомление о прекращении и другие документы. Стандартизация основных документов позволяет упростить работу банков - организаторов синдицированных кредитов по подготовке юридической документации. Разработчики документации ЬМЛ занимаются ее постоянным совершенстованием. В период кризиса документация была доработана - введена возможность дефолта кредитора или агента по кредиту.

Для развития рынка синдицированного кредитования и подготовки стандартного договора согласно российскому праву в апреле 2011 г. Ассоциацией региональных банков России создан Комитет по синдицированному кредитованию. По мнению экспертов, совершенствование договорной базы позволит увеличить объемы синдицированного кредитования. Внедрение стандартной документации упростит заключение сделок по российскому праву, снизит правовые риски и приведет к появлению вторичного рынка, что, в свою очередь, вызовет интерес со стороны кредиторов и повысит доступность кредита при реализации крупных федеральных и региональных проектов [10].

Для преодоления множества ограничений в правовых основах развития кредитных отношений в

РФ предлагается одна из наиболее доступных мер -от лица Комитета по синдицированному кредитованию поручить ведущей юридической фирме разработать за 2012-2013 гг. российскую стандартную документацию по синдицированному кредиту, включая кредитное соглашение, нормы term sheet, мандатное письмо, письмо о вознаграждениях, соглашение об уступке. К 2013 г. необходимо подготовить типовое соглашение об обеспечении кредита. Документацию следует согласовать с регуляторами и судебными институтами и внести соответсвующие изменения в ГК РФ (например в ст. 312, 313, 430, где четко определить функции банка-агента, а также в ст. 819 - для утверждения допуска институциональных инвесторов в синдикат и др.). Также важно внести дополнения в ГК РФ и определить такие понятия, как «информационный меморандум», «мандатное письмо», понятие term sheet.

Валюта сделок

В России недостаточно развито синдицированное кредитование в рублях. Емкость рублевого синдицированного рынка все еще небольшая. Средние и мелкие российские банки пока только привыкают к синдицированным кредитам и не очень активны на этом рынке (около 10 российских финансовых институтов стабильно заинтересованы в участии в синдикациях для российских заемщиков, остальные участвуют в сделках эпизодически) [6]. В 2009 г. синдицированный кредит привлекло ОАО «Рузаевский завод химического машиностроения» на 4 млрд руб., в 2010 г. - группа ГАЗ на 39,3 млрд руб., ОАО «дИкСИ Групп» - на 6,1 млрд руб. и X5 Retail Group - на 12,4 млрд руб.

Факторами, которые препятствуют развитию рублевого сегмента, являются высокая волатильность ставки MOSPRIME (в случае, когда синдицированный кредит привлекается по плавающей процентной ставке), ограниченный круг инвесторов и более длительные сроки оформления и согласования (для кредитов, оформленных по российскому праву).

Для развития синдицированного кредитования в рублях российским банкам необходимо предлагать синдицированные кредиты предприятиям, которые ориентированы на внутренний спрос, имеют выручку от 6 млрд руб. и более1 и планируют стать публичными.

1 Минимальный размер выручки заемщика определяется минимальным объемом синдицированного кредитования (1,5 млрд руб.), который готовы предоставлять крупные частные российские банки.

Вторичный рынок синдицированного кредитования

Многие проблемы на российском рынке синдицированного кредитования возникают за счет слабого развития вторичного рынка синдицированного кредитования в РФ. Механизм синдицированного кредита предполагает типичное разделение финансового рынка на первичный и вторичный [7]. На первичном рынке банки - участники синдиката формируют ресурсную базу и выделяют кредитные ресурсы заемщику. На вторичном рынке доли кредита продаются более мелким инвесторам, в число которых входят фонды, банки и частные лица. В России до сих пор не существует единой площадки, на которой обращаются доли в синдицированном кредитовании.

В английском праве передача прав, обязанностей и экономического интереса в кредите возможна с помощью новации, уступки и соглашения об участии. Новация позволяет передать права и обязанности, возникшие из договора (к примеру обязанность нового кредитора выдать еще не выданный кредит). Уступка передает права требования по договорам в случае выдачи суммы кредита заемщику первичным кредитором. Другими словами, первичный кредитор, совершающий уступку или новацию, создает структуру, аналогичную синдикату. Соглашения об участии передают инвестору экономический интерес в кредите, т. е. первичный кредитор передает инвестору часть выплат заемщика по кредиту пропорционально размеру его участия. В соглашениях об участии могут определяться различные условия -наличие у инвестора прав в отношении обеспечения, наличие ответственности первичного кредитора за исполнение заемщиком обязательств и др.

В российском праве сделки новации не используются, а действительность договоров, предусматривающих участие в кредите, не подтверждена судебной практикой. У юристов также нет однозначного ответа по поводу возможности переуступки одним из кредиторов своей доли участия в синдицированном кредите новому кредитору. Гражданский кодекс РФ (гл. 24) предусматривает возможность перехода прав первоначального кредитора к новому кредитору, а Налоговый кодекс РФ, напротив, не предусматривает возможности частичной переуступки долга и ее последующего налогообложения. Согласно п. 4 ст. 155 НК РФ, при приобретении денежного требования у третьих лиц

налоговая база определяется как сумма превышения суммы доходов, полученных от должника и (или) при последующей уступке, над суммой расходов на приобретение указанного требования. Так как вследствие продажи доли на вторичном рынке могут возникнуть различные проблемы, привлекательность данного инструмента для инвесторов снижается.

Для решения этой проблемы необходимо предусмотреть возможность уступки долга во всех законодательных документах и внести в них незначительные изменения. К примеру, изменения связаны с уступкой при наличии в договоре положений о конфиденциальности, соотношением положений об уступке и банковской тайне и др.

В настоящее время активно обсуждается альтернативный уступке вариант - создание специализированным фондом нескольких кредитных паевых инвестиционных фондов, которые будут приобретать доли в синдицированных кредитах с высоким кредитным рейтингом на вторичном рынке. Предложения о создании подобных институтов следует подвергнуть критике, так как для активного развития вторичного рынка синдицированного кредитования в России требуется не множить дополнительные структуры, но развивать действенные механизмы распределения прав и обязанностей на базе согласования экономических интересов в кредите между банками-участниками.

Трудности рыночного размещения

Проблемы синдицированного кредитования также могут возникнуть в момент размещения синдицированного кредита на рынке. Банк-организатор может не привлечь необходимого для экономики объема средств со стороны финансового рынка ввиду ряда препятствий:

- инвесторская база может совпадать по той или иной группе инструментов: по синдицированному кредиту, облигациям, кредитной ноте (CLN), ноте участия в кредите ^РЭД, векселям. В момент размещения синдицированного кредита часть потенциальных банков-кредиторов в итоге могут отдать предпочтение прочим долговым инструментам;

- государственные, иностранные и крупные частные банки могут иметь разную стоимость фондирования и отказаться от возможности участия;

- российские банки имеют ограниченный опыт сотрудничества, поэтому между потенциальными банками-участниками может возникнуть ситуация недоверия;

- у большинства российских банкиров отсутствует опыт кооперативных принципов деятельности и сотрудничества в качестве сокредиторов. Для решения таких проблем необходимо организовать для потенциальных кредиторов систему регулярного предложения участвовать во вновь организуемых синдицированных кредитах. В результате сформируется база кредиторов, готовых к участию в синдикатах банка-организатора. В случае существенных различий в ставке фондирования у потенциальных банков-участников банк-организатор может увеличить процентную ставку и снизить свою комиссию для заключения сделки. Для расширения круга потенциальных банков-участников в настоящее время обсуждается альтернативный вариант - софи-нансирование синдицированных кредитов, организованных российскими банками по схеме, подобно используемой ОАО «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» при софи-нансировании кредитов малому и среднему бизнесу. Однако применение такой схемы будет ограничено, так как синдицированное кредитование предполагает крупные объемы финансирования с согласованным с заемщиком составом банков-участников.

Волатильность как антистимул синдицированного кредитования

В 2011 г. дополнительные проблемы на рынке синдицированного кредитования возникли за счет роста процентных ставок и их высокой волатиль-ности (см. рисунок). В РФ большая часть синдицированных кредитов предоставляется по плавающим процентным ставкам (floating rate), которые определяются путем прибавления определенной процентной маржи к определенной базовой ставке.

В качестве базовых процентных ставок для рублевых кредитов используется MOSPRIME, для долларовых кредитов - LIBOR, для евро - EURIBOR. Такая ситуация связана с высокими рисками предоставления синдицированного кредита по фиксированной процентной ставке для кредиторов.

Средневзвешенной процентной ставкой является LIBOR, по которой крупнейшие международные банки в Лондоне предоставляют друг другу деньги на различные сроки. Средневзвешенной процентной

7,5 7 6,5 6 5,5

5" 4,54 -3,5

0,6' 0,550,5' 0,450,40,350,30,25 ■ 0,2 •

с

и О

с

с

и О

Динамика ставок за период с 2011 по август 2012 г, % а - MOSPRIME 3M; б - LIBOR 3M USD.

ставкой по межбанковским кредитам в евро-валюте является EURIBOR, а независимой индикативной ставкой, рассчитываемой Национальной валютной ассоциацией на основе ставок размещения рублевых депозитов первоклассным финансовым институтам, - MOSPRIME. Ставка рассчитывается на срок 1 день, 1 неделя, 2 недели, 1, 2, 3 и 6 мес. При предоставлении синдицированных кредитов по плавающим процентным ставкам банки-организаторы, в основном, используют 3-месячные ставки.

Ситуация на российском и зарубежном кредитных рынках в 2011 г. ухудшилась. В течение 2011 г. ставка MOSPRIME 3M выросла с 4,07 до 7,22 %, минимальное ее значение составило 3,76 %. Рост ставки связан с ухудшением ситуации с ликвидностью в российской банковской системе и неопределенностью развития вшешнеэкономической ситуации. За 2011 г. ставка LIBOR 3M USD выросла с 0,303 до 0,581 %. Минимальное значение в июне 2011 г. составило 0,245 %. Негативное влияние на ставку LIBOR 3M USD оказывали долговые проблемы Еврозоны, увеличившиеся риски дефолтов европейских банков и долгосрочный кредитный рейтинг США, сниженный агентством S&P с уровня «AAA» до «АА+». В результате повышения ставок выросла стоимость фондирования как для российских, так и для иностранных банков, и увеличились риски кредитования. Как следствие, доли участия

средств, предлагаемых кредиторами, в синдицированных кредитах снизились, а часть сделок 2011 г. перенесена на 2012 г.

В 2012 г. произошло улучшение ситуации на кредитных рынках - за 8 мес. 2012 г. ставка LIBOR 3 M USD снизилась до 0,414 %, ставка MOSPRIME 3M - до 7,16 %. В настоящее время участники рынка ожидают дальнейшего улучшения ситуации на кредитных рынках, а организаторы ждут благоприятного момента для размещения синдицированных кредитов. По многим сделкам, заключенным в I полугодии 2012 г., уже выполнена значительная часть работы: написаны информационные меморандумы, построены финансовые модели, подготовлена документация, сделаны расходы на юридическое оформление, согласованы доли участия банков.

Базовый вариант прогноза по российскому рынку синдицированного кредитования на 2012 г. составляет 25 млрд долл. (тогда как в 2011 г. общий объем рынка составил 44 млрд долл.). Прогноз представляется реалистичным, учитывая сниженную активность на рынке синдицированного кредитования в 2012 г. в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Азия), а также размеры рынка: общий объем сделок на российском рынке в объеме 13 млрд долл. за 8 мес. 2012 г.

Исходя из представленной ситуации, банку-организатору целесообразно выходить на рынок

7х"

23

синдицированного кредитования в благоприятный момент с заранее подготовленной сделкой, когда величина процентных ставок и их волатильность снижаются.

Недостаток специалистов

Существенным барьером для развития рынка синдицированного кредитования в РФ является дефицит квалифицированных банковских работников и специалистов, способных разрабатывать и вести подобные сделки [8]. Обсуждается вариант по запуску государством спонсорских программ повышения квалификации и стажировок специалистов, занятых подготовкой сделок по синдицированному кредитованию. Однако такой способ решения проблемы представляется неэффективным. Вместо этого следует возложить бремя ответственности за кадровое обеспечение кредитной деятельности на российские банки и предложить им без финансовой поддержки государства создать клуб синдицированного кредитования, разработать совместную программу обучения с использованием наилучшей рыночной практики и организовать курс обучения для своих специалистов (в форме лекций, семинаров, практики).

заключение

Таким образом, значительное число проблем на рынке синдицированного кредитования требует незамедлительного разрешения. Предложения автора направлены на изменение современной ситуации в сторону совершенствования российской правовой базы и применения современных кредитных инструментов, а также улучшения координации основных участников кредитно-финансовой деятельности. Для разрешения многих из рассмотренных проблем представители российских банков, занимающиеся синдицированным кредитованием, должны тесно взаимодействовать с государственными органами власти и ведущими юридическими организациями в сфере совершенствования российского законодательства и создания стандартной документации по синдицированному кредитованию. Российским

банкам необходимо направлять ресурсы в развитие рублевого сегмента синдицированного кредитования, создание базы инвесторов и образование сотрудников.

Список литературы

1. Доусон К. Loan Market Assosiation в главной роли // Справочник эмитента-2011. URL: http:// review. cbonds. info/?year=2011&number=1&ref=9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Матвеева М. Синдицированное кредитование в российском праве: практика рынка и перспективы/ URL: http://www. cbonds-congress. com/events/131/agenda.

3. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 (в ред. от 28.07.2012).

4. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

5. Объем государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований. URL: http://www1.minfin. ru/ru/public_ debt/subdbt.

6. Российский рынок рублевого синдицированного кредитования, март 2007. URL: http://www. mbka. ru/price/belyakov. pdf.

7. Рыкова И. Н., Фисенко Н. В. Перспективы развития синдицированного кредитования // Банковское кредитование. 2008. № 3.

8. Солнцев О. Взаимодействие саморегулирующихся организаций участников кредитного рынка и институтов развития - необходимое условие формирования емкого внутреннего рынка синдицированного кредитования в России. URL: http://data. cbonds. info/publication/Solnzev. pdf.

9. Справочник по синдицированным кредитам. URL: http://loans. cbonds. info/rus/handbook/ ?change_lang=rus.

10. Стандартная документация в сделках синдицированного кредитования. URL: http://data. cbonds. info/publication/asros. pdf.

11. Rhodes Tony. Syndicated Lending Practice and documentation // Fourth Edition, Publisher Euromoney Books, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.