Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ, РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСЗАКУПОК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ИХ РАЗВИТИЯ'

ПРОБЛЕМЫ, РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСЗАКУПОК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ИХ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСЗАКУПКИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН / ИННОВАЦИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петренко К.А., Ширикова В.В.

В статье рассмотрены преимущества и недостатки введения электронных закупок, основные проблемы, риски и перспективы цифровизации госзакупок, а также направления инновационного развития контрактной системы. Кроме того, рассмотрены особенности и преимущества информационного портала - единой информационной системы в сфере закупок. Для государственных и муниципальных закупок цифровизация направлена на повышение эффективности осуществления закупочных процессов, однако не исключены риски и проблемы, связанные с особенностями электронных процедур. В связи с этим в статье предложены пути развития и дальнейшей цифровизации госзакупок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS, RISKS AND PROSPECTS OF DIGITALIZATION OF PUBLIC PROCUREMENT AT THE PRESENT STAGE OF THEIR DEVELOPMENT

The article discusses the advantages and disadvantages of the implementation of electronic procurement, the main problems, risks and prospects of digitalization of public procurement, as well as the directions of innovative development of the contract system. In addition, the features and advantages of the information portal - a unified information system in the field of procurement are considered. For state and municipal procurement, digitalization is aimed at improving the efficiency of procurement processes, but risks and problems associated with the peculiarities of electronic procedures are not excluded. In this regard, the article suggests ways to develop and further digitalize public procurement.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ, РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСЗАКУПОК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ИХ РАЗВИТИЯ»

УДК 339.186

Петренко К.А., Ширикова ВВ.

ПРОБЛЕМЫ, РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСЗАКУПОК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ИХ РАЗВИТИЯ

Петренко Ксения Александровна, студентка 3 курса бакалавриата Факультета экономики и бизнеса; Ширикова Валерия Викторовна, бакалавр 3-го года обучения Факультета экономики и бизнеса; valeriya shirikova 2001@mail.ru

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Россия, Москва, 125167, пр-т Ленинградский, д. 49/2,

В статье рассмотрены преимущества и недостатки введения электронных закупок, основные проблемы, риски и перспективы цифровизации госзакупок, а также направления инновационного развития контрактной системы. Кроме того, рассмотрены особенности и преимущества информационного портала - единой информационной системы в сфере закупок. Для государственных и муниципальных закупок цифровизация направлена на повышение эффективности осуществления закупочных процессов, однако не исключены риски и проблемы, связанные с особенностями электронных процедур. В связи с этим в статье предложены пути развития и дальнейшей цифровизации госзакупок.

Ключевые слова: госзакупки, цифровизация, единая информационная система, электронный аукцион, инновации.

PROBLEMS, RISKS AND PROSPECTS OF DIGITALIZATION OF PUBLIC PROCUREMENT AT THE PRESENT STAGE OF THEIR DEVELOPMENT

Petrenko K.A., Shirikova V.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation The article discusses the advantages and disadvantages of the implementation of electronic procurement, the main problems, risks and prospects of digitalization ofpublic procurement, as well as the directions of innovative development of the contract system. In addition, the features and advantages of the information portal - a unified information system in the field of procurement are considered. For state and municipal procurement, digitalization is aimed at improving the efficiency ofprocurement processes, but risks and problems associated with the peculiarities of electronic procedures are not excluded. In this regard, the article suggests ways to develop and further digitalize public procurement. Key words: public procurement, digitalization, unified information system, electronic auction, innovation.

Введение

На сегодняшний день развитие российской контрактной системы связано с электронизацией закупок, прежде всего, за счет перехода всех видов конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронную форму. Предпосылками цифровизации госзакупок служат значительные трудозатраты на подготовку бумажной документации, необходимость личного присутствия при подаче заявок, затруднение контроля за расходованием бюджетных средств заказчиками и высокие коррупционные риски, связанные с возможностью фальсификации, а также манипуляциями заказчиков при оценке заявок.

Основная часть

С принятием Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», возникла необходимость создания нового информационного портала - единой информационной системы в сфере закупок.

Преимущества данной системы заключаются в полной автоматизации процесса осуществления закупок, начиная от размещения документации по планированию закупок и заканчивая исполнением контракта, Система позволяет осуществлять поиск информации о закупках с использованием простых поисковых запросов и предоставляет открытый

доступ к итогам работы закупочных комиссий. Также с помощью системы есть возможность формирования и публикации информации посредством взаимодействия ЕИС с другими региональными информационными системами [1].

Введение электронных закупок позволяет выявить ряд их неоспоримых преимуществ:

1. возможность круглосуточной подачи заявок на участие в торгах;

2. простота, открытость и удобство подачи заявок;

3. анонимность рассмотрения заявок

4. снижение рисков коррупционного сговора;

5. введение автоматизированного контроля за действиями участников закупочного процесса. Однако, несмотря на все преимущества возникают

также проблемы и риски цифровизации госзакупок, которые проявляются в том, что участники вынуждены заново получать электронную подпись и регистрировать ее в ЕИС, что создаёт дополнительные сложности и затраты для участников закупок. Также потенциальному поставщику нужно в обязательном порядке аккредитоваться на одной из регламентированных федеральных электронных торговых площадок. Следующая проблема заключается в отсутствии интеграции между ЕИС и ЭТП при передаче протоколов и иных документов, необходимых для выполнения действий по направлению проекта контракта победителю [2].

В связи с тем, что процесс внедрения современных технологических решений сильно затягивается, решения могут устаревать или терять актуальность к моменту их использования. Кроме того, ускоренные темпы цифровизации госзакупок служат риском отставания законодательства, регулирующего закупочную деятельность. Одним из рисков цифровизации государственных закупок также является возможность технических сбоев в

информационной системе, потеря или утечка важной информации. Закупки продолжают оставаться зоной наивысшего коррупционного риска в государственном секторе.

В таблице 1 представлены основные риски и параметры их оценки. Выделяют: временной риск, коррупционный риск, финансовый риск, организационно-правовые риски, технические риски.

Таблица 1. Основные риски, их содержание и параметры

№ Риск Содержание Параметр оценки риска

Возможность потерь вследствие неправильного

1 Временной риск определения времени заключения и исполнения контракта. Время поставки

2 Коррупционный риск Риск проявления коррупционных явлений и/или возникновения коррупционных ситуаций, таких как сговор между участниками или участниками и Количество выявленных коррупционных случаев по данному виду закупок, %

заказчиком, предложение заниженной цены с целью победы в аукционе.

3 Финансовый риск Риск, связанный с вероятностью потерь финансовых ресурсов или упущенной выгоды в результате (не) заключения контракта. Вероятные потери в результате не заключения контракта, % от объема контракта

4 Организационно-правовой риск Риски потерь в результате нарушения действующего законодательства в сфере закупок и порядка проведения закупок. Количество незаключенных контрактов по данному

виду закупок, %

5 Технический риск Риск потери данных и других потерь в результате сбоев и неисправностей оборудования. Количество реализованных рисков по данному виду закупок, %

У цифровизации госзакупок большое будущее, об этом свидетельствуют перспективы и дальнейшие пути развития деятельности в сфере государственных закупок. Одной из таких перспектив является создание специальной информационной системы, которая будет осуществлять: мониторинг работоспособности ЕИС, видеофиксацию в режиме реального времени действий участников контрактной системы и хранить информацию о них в ЕИС и на электронных площадках позволит координировать деятельность участников госзакупок [3].

Положительный эффект принесёт внесение изменений в регламент и доработка электронных площадок, которые приведут к совершенствованию процесса госзакупок. Также достижению цели развития госзакупок будет способствовать проведение обучения специалистов и обеспечение методического сопровождения электронных процедур, что позволит участникам грамотно и профессионально использовать информационную систему.

Повышение ответственности операторов электронных площадок за обеспечение устойчивости работы электронных площадок обеспечит эффективность осуществления госзакупок, а необходимость использования инструментов для анализа и использования данных о госзакупках позволит рациональнее и эффективнее расходовать бюджетные средства. Нужно исследовать различные показатели риска, чтобы заметить признаки коррупции и мошенничества [4].

Также важным преимуществом и неоспоримой перспективой является то, что обязательная регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок и включение информации о поставщиках в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ) упрощает доступ малого и среднего предпринимательства к госзакупкам.

Основные направления формирования интеллектуальной умной контрактной системы проявляются в бизнес среде. Крупные отечественные коммерческие компании являются драйверами развития информационных технологий в сфере закупок. Большинство этих технологий применимы в государственных закупках. Новый этап развития корпоративных и государственных закупок связан с использованием прогрессивных информационных технологий для создания умной системы закупок, основанной на применении блокчейна, умных контрактов (smart contract) и нейросетей [5].

Есть несколько интересных примеров в сфере направлений инновационного развития контрактной системы. На фоне цифровой трансформации появились новые технологии, которые открывают широкие возможности для публичных покупателей. Например, интеллектуальные контракты на основе блокчейна (smart contract), основанные на так называемой технологии распределенного реестра (DLT) [6].

Другим направлением совершенствования контрактной системы в условиях цифровой

трансформации может стать использование нейросетей и алгоритмов искусственного интеллекта, которые уже нашли применение в бизнесе. Так, в ПАО «Газпром» на основе этой технологии проведена каталогизация закупок с помощью системы «Антирутина Корпорация».

Следующий пример использования цифровых технологий в сфере закупок появление функции юридического цифрового интерфейса. Речь идет о сервисе по проверке документации госзакупок «Анализ закупки за час», разработанном сотовым оператором «МегаФон».

Интересен опыт компании «Ростех» в части разрабатываемой платформы, которая позволит в автоматизированном режиме формировать предмет

закупки и начальную цену до объявления закупок на основе имеющихся данных

С 2019 по 2021 год наблюдается тенденция увеличения количества контрактов по таким способам закупок, как конкурс с ограниченным участием в электронной форме и открытый конкурс в электронной форме. В то время, как количество контрактов посредством запроса котировок снизилось (Рисунок 1) [7].

Количество контрактов по электронному аукциону увеличивалось на протяжении нескольких лет, за исключением 2020 года, но в 2021 году вновь с помощью электронного аукциона стало заключаться больше контрактов, кроме того, он является наиболее популярным среди других способов закупок (Рисунок 2) [7].

Количество контрактов по разным способам закупок в электронной форме (2019-2021)

Запрос (предложений) котировокв электронной форме

■ Конкурс с ограниченным участием в электронной форме

■ Открытый конкурс в электронной форме

Рисунок 1. Количество контрактов по разным способам закупок в электронной форме (2019-2021)

Количество контрактов по электронному аукциону

(2015-2021)

2300000 2200000 2100000 2000000 1900000 1800000 1700000

2016 2017 2018 2019 2020 2021

Рисунок 2. Количество контрактов по электронному аукциону (2015-2021)

Осуществление закупок в электронной форме является удобным и при должном уровне развития этой системы с помощью данных способов закупок будет заключаться всё больше контрактов и развиваться закупочная деятельность. Заключение

В заключении можно сделать следующие выводы. Результаты цифровизации закупочной деятельности неоднозначные. Контрактная система законодательно поддерживалась, регулярно появлялись новые нормативно правовые акты. Однако, проблема ограничения конкуренции в сфере закупок имеет место быть и в настоящее время. Так, увеличивается количество сговоров на торгах, что является признаком нарушения одного из основных принципов закупок: обеспечения конкуренции.

В то же время, можно отметить положительные результаты: увеличение объема экономии, увеличение количества заключенных контрактов, а также увеличение доли закупок у субъектов малого предпринимательства. Качественная модернизация законодательства в сфере закупок и дальнейшее развитие функционирования электронных торговых площадок (в том числе и портала госзакупок) будет способствовать становлению реальной честной конкуренции в этой области, что в конечном итоге положительно скажется на всей системе управления.

В рамках изученной темы можно предложить следующие пути развития и дальнейшей цифровизации госзакупок:

1. Создание мобильного приложения, которое позволит быстро находить информацию и будет всегда под рукой. В открытом доступе есть разработанное приложение, но необходима его модернизация.

2. Профессиональное образование по направлению гос. закупочной деятельности (бакалавриат), создание магистерских программ.

3. Создание рейтинга поставщиков, на основе которого заказчики будут выбирать наиболее надежный вариант закупки.

Список литературы:

1. Шулятьев, В. Э. Цифровизация закупок: плюсы и минусы перехода к электронным закупкам / В. Э. Шулятьев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 71-73.

2. Сергеев Д.А. "Цифровизация" государственных закупок: предпосылки, цели, преимущества и проблемы внедрения.

3. Электронная статья «Основные проблемы цифровизации госсектора». URL: https://www.tadviser.ru/a/487073

4. Бакулина А. А., Карпова С. В. Цифровизация в сфере закупок: особенности и эффективность // Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020. Стр. 35-39

5. Аналитические материалы "Цифровая трансформация корпоративных закупок: достижения, потенциал, проблемы". 8 апреля 2021 года, Москва

6. Каранатова Л. Г., Кулев А.Ю. Инновационное развитие контрактной системы: переход к умным закупкам // Управленческое консультирование. 2020. № 2. С. 22-31.

7. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.