Научная статья на тему 'Проблемы режима товаров и технологий двойного назначения'

Проблемы режима товаров и технологий двойного назначения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1325
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕЖИМ ТОВАРОВ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / СПИСКИ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ТОВАРОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербаков Михаил Геннадьевич

Introduction: the concepts of dual use goods and legal regime of dual use goods are considered in the article. Features of regime control of dual use" goods are studied. Materials and Methods: the research is based on descriptive, analytical methods, methods of formalization and generalization, inductive and deductive methods, technical and legal, formal and legal methods, as well as a system and synergistic approach. Results: the work presents a legal characteristic of the regime of dual-use goods as an object of civil rights. The legal features of dual-use goods have been studied. The main characteristics of the legal regime for dual-use goods are revealed, which, in our opinion, include lawfulness, structure, purposefulness, polarity and systemic character. Legal issues of trade turnover of dual-use goods are analyzed, the main one is the challenge of using incentives and permissions for export control over dual-use goods. Discussion and Conclusions: the main features of legal regime are identified, including a dynamic aspect, as well as identified a number of negative factors that adversely affect the mode of dual-use goods, including limited use of the incentive system and permissions for regulatory regulation. There is a correlation between the use of incentives and restrictions in self-organization of dual-use regime.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Challenges of the regime of dual-use goods and technologies

Introduction: the concepts of dual use goods and legal regime of dual use goods are considered in the article. Features of regime control of dual use" goods are studied. Materials and Methods: the research is based on descriptive, analytical methods, methods of formalization and generalization, inductive and deductive methods, technical and legal, formal and legal methods, as well as a system and synergistic approach. Results: the work presents a legal characteristic of the regime of dual-use goods as an object of civil rights. The legal features of dual-use goods have been studied. The main characteristics of the legal regime for dual-use goods are revealed, which, in our opinion, include lawfulness, structure, purposefulness, polarity and systemic character. Legal issues of trade turnover of dual-use goods are analyzed, the main one is the challenge of using incentives and permissions for export control over dual-use goods. Discussion and Conclusions: the main features of legal regime are identified, including a dynamic aspect, as well as identified a number of negative factors that adversely affect the mode of dual-use goods, including limited use of the incentive system and permissions for regulatory regulation. There is a correlation between the use of incentives and restrictions in self-organization of dual-use regime.

Текст научной работы на тему «Проблемы режима товаров и технологий двойного назначения»

УДК 347

DOI: 10.24420/KUI.2018.32.13967 М.Г. Щербаков

ПРОБЛЕМЫ РЕЖИМА ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

CHALLENGES OF THE REGIME OF DUAL-USE GOODS AND TECHNOLOGIES

Введение: в статье рассмотрены понятия «товары двойного назначения» и «правовой режим товаров двойного назначения», исследованы особенности режимного регулирования товаров двойного назначения.

Материалы и методы: основу исследования составили описательный, аналитический методы, методы формализации и обобщения, индуктивных и дедуктивных умозаключений, технико-юридический и формально-юридический методы, а также системно-синергетический подход.

Результаты исследования: в работе представлена правовая характеристика режима товаров двойного назначения в качестве объекта гражданских прав. Исследованы правовые особенности товаров двойного назначения. Выявлены основные характеристики правового режима товаров двойного назначения, к числу которых, по нашему мнению, относятся законность, структурность, целенаправленность, полярность и системность. Проанализированы правовые проблемы торгового оборота товаров двойного назначения, основной из которых является проблема использования стимулов и дозволений при осуществлении экспортного контроля за товарами двойного назначения.

Обсуждение и заключения: определены основные черты правового режима, в том числе в динамическом аспекте, а также выявлен ряд отрицательных факторов, негативно влияющих на режим товаров двойного назначения, к числу которых относятся ограниченное использование системы стимулов и дозволений режимного регулирования. Отмечается взаимосвязь использования стимулов и ограничений в самоорганизации системы режима товаров двойного назначения.

Ключевые слова: правовой режим, экспортный контроль, режим товаров двойного назначения, списки контролируемых товаров.

Для цитирования: Щербаков М.Г. Проблемы режима товаров и технологий двойного назначения // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. Т. 9, № 2. С.203-210. DOI: 10.24420/ KUI.2018.32.13967

Introduction: the concepts of dual use goods and legal regime of dual use goods are considered in the article. Features of regime control of dual use" goods are studied.

Materials and Methods: the research is based on descriptive, analytical methods, methods of formalization and generalization, inductive and deductive methods, technical and legal, formal and legal methods, as well as a system and synergistic approach.

Results: the work presents a legal characteristic of the regime of dual-use goods as an object of civil rights. The legal features of dual-use goods have been studied. The main characteristics of the legal regime for dual-use goods are revealed, which, in our opinion, include lawfulness, structure, purposefulness, polarity and systemic character. Legal issues of trade turnover of dual-use goods are analyzed, the main one is the challenge of using incentives and permissions for export control over dual-use goods.

Discussion and Conclusions: the main features of legal regime are identified, including a dynamic aspect, as well as identified a number of negative factors that adversely affect the mode of dual-use goods, including limited use of the incentive system and permissions for regulatory regulation. There is a correlation between the use of incentives and restrictions in self-organization of dual-use regime.

Key words: legal regime, export control, dual-use goods mode, lists of controlled goods, dual-use list

For citation: Sherbakov M.G. Challenges of the regime of dual-use goods and technologies // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. V.9, N 2. P.203-210. DOI: 10.24420/ KUI.2018.32.13967

Введение

В связи с усложнением общественных отношений в современный период, развитием процессов глобализации и интеграции, которые неизбежно оказывают влияние на развитие институтов государственного регулирования, актуализируются роль и значение института правовых режимов.

В настоящее время отмечены тенденции, связанные с усилением доминирования императивных начал режимного регулирования в предпринимательской сфере, которые, в свою очередь, влияют на оборотоспособность товаров двойного назначения, а также на процесс трансформации гражданско-правовых норм в публичном режиме, при этом особая роль отводится гражданско-правовой составляющей в общей структуре правового режима.

Одним из комплексных правовых режимов, не получивших до сих пор полного и всестороннего научного описания, является режим товаров двойного назначения, обусловленный спецификой объекта режимного регулирования, а также публично-правовыми целями, связанными с обеспечением обороны страны и безопасности государства.

Обзор литературы Среди российских ученых, которые обращались к вопросу правового режима, можно упомянуть С.С. Алексеева [1], А.В. Малько [2], оборотоспо-собности объектов гражданских прав посвящены труды С.Н. Братуся [3], исследованием особенностей осуществления экспортного контроля занимались Н.В. Терехин [4], С.В. Владимирова, М.В. Зябкин, Г.Г. Клочко, С.Л. Корягин, В.Г. Мерзликин, В.С. Хабаров, Н.Н. Шевченко [5], Э.В. Кириченко [6], вопрос правового режима товаров двойного назначения рассматривал В.И. Ермаков [7].

В зарубежной литературе экспортному контролю посвящены работы M. Beck, R. Cuppit, S. Gahlaut, S. Jones [8].

Материалы и методы В процессе исследования были использованы эмпирический и теоретический методы, включающие наблюдение, отбор фактов, сравнение, абстрагирование, научно-аналитический подход, а также системно-синергетический подход, с помощью которого проводился анализ проблем режима товаров двойного назначения.

Результаты исследования Система экспортного контроля сформировалась в западных странах на рубеже 40-50 гг. XX века как совокупность мер, направленных на ограничение темпов экономического и научно-технического развития стран социалистического лагеря. В 1949 г. в США вступил в силу Закон о контроле над экспортом, который создал правовую основу для лицензирования продажи товаров и технологий в

социалистические страны на основании особых дискриминационных списков стратегических товаров. В дальнейшем в 1951 г. был принят Закон о контроле над помощью в целях взаимной обороны, что обусловило создание международной структуры сотрудничества в области экспортного контроля - Координационного комитета по многостороннему экспортному контролю (КОКОМ), но в связи с распадом блоковой системы мироустройства необходимость в нем отпала.

Координационный комитет по многостороннему экспортному контролю основывался главным образом на запретительных мерах, поэтому не способствовал развитию международных отношений.

Новые тенденции развития экспортного контроля нашли свое отражение в международных режимах, которые не преследуют цель создания унифицированных императивных правил экспортного контроля, а призваны выработать согласованный международный механизм экспортного контроля, обеспечить единый подход к формированию списков контролируемых товаров и надлежащий обмен информацией.

Таким образом, изменения, произошедшие в международной системе экспортного контроля, существенно затронули механизм многостороннего контроля, но не изменили его правовую природу, которая выражена в основном в запретительных мерах, исключая свободу действий, поэтому режим носит паллиативный характер.

Международное сотрудничество в области экспортного контроля оказало существенное влияние на формирование единого европейского законодательства в области экспортного контроля, что позволило выработать компромисс при формировании общего списка контролируемых товаров.

Плановая экономика, существовавшая в СССР, обусловила административно-правовой характер действовавших в то время мер экспортного контроля.

Такой подход в целом подтвердил свою эффективность при осуществлении политики нераспространения оружия массового поражения в существовавших тогда исторических условиях.

В доктринальном аспекте такое сложное понятие, как правовой режим, необходимо рассматривать в контексте системно-синергетического подхода, сочетающего системный и синергетический методы познания.

В целях выявления закономерностей возникновения и развития правового режима товаров двойного назначения необходимо определить его социально-правовую природу, которая заключается в социальном содержании и правовой форме, а так-

же целях правового регулирования, определяемых объективными интересами отдельных социальных групп либо общими интересами.

В связи с тем,что правовой режим одновременно является формой и содержанием выражения правовой действительности, он имеет двоякую правовую природу.

Таким образом, многозначность категории «правовой режим» свидетельствует о ее межотраслевом характере, поэтому рассмотрение категории правового режима товаров двойного назначения в аспекте системно-синергетического подхода позволяет более глубоко и полно раскрыть его сущность и взаимосвязь, как с правовой системой, так и системой права.

В юридической науке правовые режимы рассматриваются в нескольких аспектах [9]:

- как элемент юридического инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств;

- как составная часть системы права, которая наряду с предметом и методом правового регулирования отвечает за отграничение одной отрасли права от другой;

- как совокупность правовых и организационно-технических мер, используемых в сфере безопасности, представляющая собой юридико-органи-зационный институт;

- как результат регулятивного воздействия на общественные отношения системы юридических средств.

Профессор С.С. Алексеев указывал, что правовым в самом общем понимании следует считать «порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов (а также позитивных обязы-ваний) и создающих особую направленность регулирования» [10].

В связи с тем что правовой режим обусловлен прежде всего интересами государства, волей законодателя, а также спецификой и характером общественных отношений, требующих к себе особых подходов, форм и методов правового регулирования, а также своеобразного юридического инструментария, он является проявлением нормативности права, но на более высоком уровне правового регулирования.

По мнению А.А. Морозова, ограниченный оборот некоторых видов имущества, используемого при осуществлении предпринимательской деятельности, является механизмом государственного регулирования, при котором государство, как политический суверен, посредством публичного воздействия устанавливает тот оборот отдельных

видов имущества, который в наибольшей степени отвечает его интересам [9].

Таким образом, публичная цель режимов обуславливает акцент на ограничивающие правовые средства; использование межотраслевого метода позволяет выделить в структуре комплексного правового режима гражданско-правовую составляющую, которая связана с использованием в публичном режиме системы стимулов и дозволений, а также иных механизмов, использующих диспо-зитивные методы правового регулирования, благодаря которым достигается необходимый баланс интересов.

Следовательно, эффективность правовых режимов можно рассматривать как реализуемую социальную ценность, удовлетворяющую интересам людей, целям и задачам правового регулирования, достижение баланса интересов.

Развитие правового режима связано с изменением его количественных и качественных характеристик во времени и в пространстве, которое обусловлено его динамическими характеристиками.

Динамический аспект правового режима главным образом выражается в его цикличности.

Цикл правового режима характеризуется как устойчивый временной и содержательный период его развития в качестве механизма регулирования общественных отношений.

Между тем циклы режима различны по своему характеру и содержанию, а также по удельному весу и влиянию в обществе на происходящие процессы, их можно разделить на определенные фазы (развитие, стагнация и рецессия).

Цикличность правового режима как динамическая характеристика тесным образом взаимосвязана с его направленностью (полярностью), которая, в свою очередь, зависит от целей правового режима.

Следовательно, изменение целей и задач режимного регулирования приведет к изменению полярности (направленности) режима в общем цикле режимного регулирования.

Самоорганизация представляет собой одну из важнейших динамических характеристик правового режима как явления правовой действительности.

В связи с тем что развитие правовых явлений происходит нелинейным способом, о чем убеждает нас синергетический подход, следует признать, что случайное воздействие на элементы правовой системы (правотворчество, правовую культуру и правоприменение) может привести к самоорганизации как правовой системы, так и правового режима в качестве элемента данной системы.

В связи с этим стабильность правового режима как элемента правовой системы обусловлена на-

личием канала передачи внешних воздействий на уровень индивидуального поведения субъектов, который может быть реализован преимущественно с диспозитивными методами правового регулирования.

Следовательно, востребованность в расширении начал самоорганизации правовой системы, а вместе с ней и правового режима, является важным фактором стабильности, которая достигается путем усиления диспозитивных, консенсуальных и договорных начал режимного регулирования.

Таким образом, особую значимость приобретает осмысление юридической природы общедозволительного метода правового режима, который используется в качестве канала обеспечения притока энергии в целях стабильности и самоорганизации правовой системы.

В мировой торговле существует определенная группа товаров, на экспортно-импортные операции с которыми накладываются определенные ограничения согласно таким международным нормативным правовым актам, как Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)1, Соглашения, принятые в рамках Комитета Цангера2 и Группы ядерных поставщиков (ГЯП)3 в отношении установления списка подпадающих под экспортный контроль материалов и оборудования, Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ)4, Вассе-наарские договоренности по контролю за экспортом обычных вооружений и технологий «двойного применения»5, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении6, Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении7.

Основу правового регулирования оборота товаров двойного назначения составляют международное и национальное право, обусловленные принципами нераспространения оружия массового поражения и контроля за оборотом вооружения.

В российском законодательстве понятие товаров двойного назначения (применения) нашло отражение в постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 11.11.1993 № 1030 «О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях», так товарами (услугами) двойного применения являются сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль8.

Таким образом, законодатель обозначил основные дифференцирующие признаки товаров двойного назначения, к числу которых можно отнести:

1. Технические особенности товаров.

2. Область применения (использования) товаров.

3. Наличие экспортного контроля.

В связи с тем что внешнеэкономическая деятельность предусматривает свободу предпринимательства, единство экономического пространства, конкуренцию и может быть ограничена правовыми нормами только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства в зависимости от специфики оборота тех или иных товаров как объектов гражданских прав, ограничение обо-ротоспособности товаров двойного назначения может устанавливаться государством только на основании закона и в той мере, в какой это необходимо для достижения поставленных целей.

Следовательно, отдельными видами деятельности, связанными с оборотом товаров двойного назначения, перечень которых определен законодательством РФ, субъекты правового режима могут заниматься только на основании специального

1 Российская Федерация является правопреемницей Советского Союза, который подписал ДНЯО в 1968 году. URL: http://www. un.org/disarmament/WMD/Nuclear/NPT.shtml. Загл. с экрана (дата обращения: 07.04.2018).

2 Российская Федерация входит в состав Комитета Цангера как правопреемница Советского Союза, который был одним из пятнадцати государств, создавших данную организацию в период 1971 - 1974 годов. Источник: Zangger Committee. History. URL: http://www.zanggercommittee.org/History/Seiten/default.aspx.(дата обращения: 07.04.2018).

3 Российская Федерация входит в состав Группы ядерных поставщиков как правопреемница Советского Союза, который стал членом этой организации в 1975 году. Источник: NUCLEAR SUPPLIERS GROUP (NSG). URL: http://www.nuclearsuppliersgroup. org/A_test/01-eng/index.php?%20button=1 (дата обращения: 07.04.2018).

4 Российская Федерация присоединилась к Режиму контроля за ракетными технологиями в 1995 году. Источник: Missile Technology Control Regime. MTCR Partners. URL: http://www.mtcr.info/english/partners.html (дата обращения: 07.04.2018).

5 Российская Федерация, являясь одним из соучредителей Соглашения, стала его участником в 1995 году. Источник: Wassenaar Arrangement. URL: http://www.wassenaar.org/faq/index.html. Загл. с экрана (дата обращения: 07.04.2018).

6 РоссийскаяФедерация подписала Конвенцию 13 января 1993 г. Источник: Organisation for the Prohibition of Chemical Weapons. OPCW Member States.URL: http://www.opcw.org/about-opcw/member-states/ (дата обращения: 07.04.2018).

7 Российская Федерация является правопреемницей Советского Союза, который подписал Конвенцию10 апреля 1972 года. Источник: Convention on the Prohibition of the Development, Production and Stockpiling of Bacteriological (Biological) and Toxin Weapons and on Their Destruction.URL: http://www.opbw.org/ (дата обращения: 07.04.2018).

8 О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях: постановление Совета Министров - Правительства РФ от 11.11.1993 № 1030 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 44. Ст. 4199.

разрешения (лицензии) в порядке, установленном законом.

Таким образом, правовой режим товаров двойного назначения устанавливается в целях защиты национальных интересов и обеспечения обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров, которые определяют порядок осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения как объектов гражданских прав, предназначенных для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Следовательно, товарам и технологиям двойного назначения как объектам гражданских прав, участвующими в предпринимательской деятельности, присущи такие свойства, как цена, оборотоспособ-ность на рынке, спрос.

К таким товарам относятся отдельные виды сырья, материалов, оборудования, а также технологии и научно-техническая информация, которые могут быть применены при создании:

• вооружения и военной техники;

• ракетного оружия;

• ядерного оружия;

• химического оружия;

• бактериологического оружия.

Номенклатура товаров двойного назначения и

порядок контроля за экспортом из Российской Федерации отдельных категорий таких товаров определяются указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ соответственно.

Так, национальное законодательство в области экспортного контроля содержит несколько перечней товаров и технологий двойного назначения, которые в зависимости от предмета контроля (вооружение, ядерные материалы, ракетное оружие, химикаты и т.д.) располагаются в разных контрольных списках:

1. Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный указом Президента РФ от 17 декабря 2011 г. № 16611.

2. Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденный указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 2022.

3. Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный указом Президента РФ от 14 января 2003 г. № 363.

4. Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный указом Президента от 8 августа 2001 г. № 10054.

5. Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный указом Президента от 28 августа 2001 г. №10825.

6. Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контрою, утвержденный указом Президента РФ от 20 августа 2007 г. №10836.

Указанные товары являются объектами экспортного контроля - системы, которая создана в целях защиты государственных интересов Российской Федерации в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности и конверсии оборонной промышленности, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения.

Таким образом, под экспортным контролем, как правило, понимается комплекс мер, направленных на обеспечение осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (контролируемые товары).

1 Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль: указ Президента РФ от 17.12.2011 № 1661 (ред. от 07.04.2017) // СЗ РФ. 2011. № 30. Ст. 7563.

2 Об утверждении списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль: указ Президента Российской Федерации от 14.02.1996 № 202 (ред. от 14.11.2017)// СЗ РФ. 1996. № 8. Ст. 742.

3 Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль: указ Президента РФ от 14.01.2003 № 36 (ред. от 14.11.2017) // СЗ РФ. 2003. № 3. Ст. 208.

4 Об утверждении списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль: указ Президента Российской Федерации от 08.08.2001 № 1005 (ред. от 26.12.2017) // СЗ РФ. 2001. № 156. Ст. 3441.

5 Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль: указ Президента Российской Федерации от 28.08.2001 № 1082 (ред. от 14.11.2017) // СЗ РФ. 2001. № 36. Ст.3542.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю: указ Президента РФ от 20.08.2007 № 1083 (ред. от 14.11.2017) // СЗ РФ. 2007. № 35. Ст. 4288.

Законодательством Российский Федерации об экспортном контроле1 закреплен механизм правового режима, связанный с осуществлением экспортного контроля, который предусматривает следующие основные методы его осуществления:

1) идентификацию контролируемых товаров и технологий;

2) разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций;

3) таможенный контроль и таможенное оформление вывоза контролируемых товаров и технологий;

4) валютный контроль за осуществлением внешнеэкономических операций;

5) применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших или пытавшихся нарушить законодательство об экспортном контроле.

К основным характеристикам режима товаров двойного назначения можно отнести:

1. Законность (закрепление механизма режима товаров двойного назначения в национальном законодательстве).

2. Структурность (определенное сочетание методов стимулирования и обязывания, обусловленных необходимостью удовлетворения частных и общественных интересов в процессе режимного регулирования).

3. Целенаправленность (обеспечение обороны страны и безопасности государства, а также создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику).

4. Полярность (направленность режима на создание благоприятных условий для удовлетворения преимущественно публичных интересов).

5. Системность (наличие в структуре режима подсистем со своими задачами и функциями, характеризующимися комплексностью, целостностью, целесообразностью, логичностью, и сочетаемостью).

Необходимо отметить следующие проблемы, возникающие в процессе осуществления экспортного контроля в отношении товаров двойного назначения:

1. Отсутствие единого национального списка товаров двойного назначения.

2. Отсутствие четкого критерия включения тех или иных товаров и технологий в список товаров и технологий двойного назначения.

3. Использование режима экспортного контроля в качестве механизма недобросовестной конкуренции во внешнеэкономической деятельности.

4. Отсутствие эффективного механизма осуществления международного обмена информацией в ходе экспортного контроля.

5. Отсутствие юридического закрепления категории «технология» в законодательстве Российской Федерации.

6. Избыточный экспортный контроль в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые получили широкое распространение на мировых рынках.

7. Отсутствие механизма реализации безлицензионного порядка как дополнительного стимула режима товаров двойного назначения.

8. Недостаточное применение стимулов и дозволений в режимном регулировании в отношении товаров двойного назначения.

9. Отсутствие механизма осуществления контроля за товарами двойного назначения, которые передаются в неосязаемой форме.

Таким образом, решение указанных проблем призвано повысить как эффективность режима товаров двойного назначения, так и общую эффективность экспортного контроля.

Обсуждение и заключения

Таким образом, можно сделать вывод, что товары двойного назначения, будучи объектами гражданских прав, обладающими признаками товара, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот, обусловливают цель режимного регулирования, которая связана с активизацией участия Российской Федерации в международном обмене товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной собственности, а также расширением возможности для доступа российских участников внешнеэкономической деятельности на мировые рынки высоких технологий.

Следовательно, цель режимного регулирования, которая связана с расширением возможности для доступа российских участников внешнеэкономической деятельности на мировые рынки высоких технологий, может быть достигнута путем расширения дозволений и стимулов режимного регулирования.

В связи с этим целесообразно перейти с разрешительного порядка режимного регулирования на уведомительный порядок, что, в свою очередь, позволит повысить эффективность использования стимулов и дозволения, а, следовательно, расширить возможности доступа российских участников на мировой рынок наукоемких технологий.

Уведомительный порядок режимного регулирования целесообразно применять, например, в случаях создания субъектами экспортного контроля режима внутренней программы экспортного контроля.

Между тем необходимо отметить, что в настоящее время механизм безлицензионного режима

1 Об экспортном контроле: Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 22.06.1999) // СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3774.

осуществления экспортного государственного контроля в России не разработан, что оказывает существенное влияние на эффективность как режимного регулирования, так и внешнеэкономической деятельности.

Также необходимо отметить, что повышение эффективности экспортного контроля главным образом связано с обменом информации как между участниками внешнеэкономической деятель-

ности, так и контролирующими организациями, которая должна носить постоянный и систематический характер, поэтому необходимо предусмотреть создание и внедрение в системе экспортного контроля единой международной системы идентификации товаров двойного назначения, в том числе путем присвоения идентификационных кодов с использованием технологий блокчейн.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С. С. Общая теория государства и права. М., 2002.

2. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве (теоретико-информационный аспект): дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. М., 2007.

3. Братусь С.Н. О понятии гражданского оборота в советском гражданском праве (докл. на заседании Сектора гражданского права Всесоюз. ин-та юрид. наук) // Сов.гос. и право. 1949. № 11. С. 71.

4. Терёхин Н.В. Правовой анализ развития и функционирования системы экспортного контроля США за передачей продукции двойного назначения // Инвестиции в России. 2004. №7. С. 21-28.

5. Владимирова С.В., Зябкин М.В., Клочко Г.Г., Корягин С.Л., Мерзликин В.Г., Хабаров В.С., Шевченко Н.Н. Экспортный контроль: учебный курс по экспортному контролю. Обнинск: ОЛЭК-ФЭС, 2014. С. 289.

6. Кириченко Э.В. Сравнительный анализ национальных систем экспортного контроля США и России // Экспортный контроль в России: политика и практика. М.: ПИР-Центр полит.исслед., 2000.

7. Ермаков В.И. Особенности и перспективы взаимодействия России и США в области контроля за передачей товаров, технологий и услуг двойного назначения. М.: Дипломатическая академия МИД России, 2003.

8. Beck М.,Cuppit R., Gahlaut S., Jones S. To Supply or to Deny: Comparing Nonpro-liferation Export Controls in Five Key Countries. Kluwer Law International, 2003.

9. Морозов А.А. Правовое регулирование использования в предпринимательской деятельности имущества, ограниченного в обороте: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2010. 181 с.

10. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения // Общая теория государства и права. М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 334.

REFERENCES

1. Alekseev S. S. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava. M., 2002.

2. Mal'ko A.V. Stimuly i ogranicheniya v prave (teoretiko-informacionnyj aspekt): dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.01. M., 2007.

3. Bratus' S.N. O ponyatii grazhdanskogo oborota v sovetskom grazhdanskom prave (dokl. na zasedanii Sektora grazhdanskogo prava Vsesoyuz. in-ta yurid. nauk) // Sov.gos. i pravo. 1949. № 11. S. 71.

4. Teryohin N.V. Pravovoj analiz razvitiya i funkcionirovaniya sistemy ehksportnogo kontrolya SSHA za peredachej produkcii dvojnogo naznacheniya // Investicii v Rossii. 2004. №7. S. 21-28.

5. Vladimirova S.V., Zyabkin M.V., Klochko G.G., Koryagin S.L., Merzlikin V.G., Habarov V.S., SHevchenko N.N. EHksportnyj kontrol': uchebnyj kurs po ehksportnomu kontrolyu. Obninsk: OLEHK-FEHS, 2014. S. 289.

6. Kirichenko EH.V. Sravnitel'nyj analiz nacional'nyh sistem ehksportnogo kontrolya SSHA i Rossii // EHksportnyj kontrol' v Rossii: politika i praktika. M.: PIR-Centr polit.issled., 2000.

7. Ermakov V.I. Osobennosti i perspektivy vzaimodejstviya Rossii i SSHA v oblasti kontrolya za peredachej tovarov, tekhnologij i uslug dvojnogo naznacheniya. M.: Diplomaticheskaya akademiya MID Rossii, 2003.

8. Beck M.,Cuppit R., Gahlaut S., Jones S. To Supply or to Deny: Comparing Nonpro-liferation Export Controls in Five Key Countries. Kluwer Law International, 2003.

9. Morozov A.A. Pravovoe regulirovanie ispol'zovaniya v predprinimatel'skoj deyatel'nosti imushchestva, ogranichennogo v oborote: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.03. M., 2010. 181 s.

10. Alekseev S.S. Voskhozhdenie k pravu. Poiski i resheniya // Obshchaya teoriya gosudarstva i prava. M.: Izd-vo NORMA, 2001. S. 334.

Об авторе: Щербаков Михаил Геннадьевич, аспирант кафедры предпринимательского и энергетического права Казанского (Приволжского) федерального университета. e-mail: [email protected] © Щербаков М.Г., 2018

Статья получена: 26.03.2018. Статья принята к публикации: 15.06.2018. Статья опубликована онлайн: 20.06.2018.

About the author: Sherbakov Mihail G., Postgraduate Student of Department of Entrepreneurial and Energy Law of the Kazan (Volga Region) Federal University. e-mail: [email protected]

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author has read and approved the final manuscript.

НОВЫЕ ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

Демидова-Петрова Е.В.

Классицизм и инновации в предупреждении преступности несовершеннолетних: монография / Е.В. Демидова-Петрова. - Казань: КЮИ МВД России, 2018. - 336 с.

Монография посвящена предупреждению преступности лиц несовершеннолетнего возраста. В работе предлагается исследование преступности несовершеннолетних в истории российской криминологической науки; рассмотрены проблемы познания социальной обусловленности криминологически значимого поведения несовершеннолетних; рассмотрены особенности личности несовершеннолетнего преступника; исследованы закономерности преступности несовершеннолетних в качественно-количественных изменениях; изучена криминогенность несовершеннолетних сквозь призму криминологически значимых проявлений экстремизма; предложена авторская характеристика зарубежного опыта предупреждения преступности несовершеннолетних; проанализированы проблемы и перспективы предупреждения преступности несовершеннолетних в контексте современных криминологических реалий.

Работа адресована ученым-криминологам, работникам правоохранительных органов и органов социальной защиты населения, студентам и курсантам юридических вузов, а также широкому кругу читателей.

I .1) , кчи.кщл ! 1етрйЫ

классицизм и инновации в предупреждении преступности несовершеннолетних

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.