Научная статья на тему 'Проблемы реструктуризации угольного машиностроения Кузбасса'

Проблемы реструктуризации угольного машиностроения Кузбасса Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
159
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Разумняк Николай Леонтьевич, Шатиров Сергей Владимирович, Мышляев Борис Константинович, Лактионов Борис Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реструктуризации угольного машиностроения Кузбасса»

АР 21

1ЛД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА - 2 ЮСКВАЛЧГГУ,я31яянваряя-я4яфевраля я2000^годая

Н.Л. Разумняк, С.В. Шатиров, Б.К. Мышляев, Б.И. Лактионов, 2000

УЛК 621.004.68

Н.Л. Разумняк, С.В. Шатиров, Б.К. Мышляев, Б.И. Лактионов

ПРОБЛЕМЫ РЕСТРУКГУРИЗАиИИ УГОЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ КУЗБАССА

Я ^^узнецкий угольный бассейн является крупнейшим регио-Я ^^ном обеспечивающим потребность в угле топливноэнергетический, химический и металлургический комплекс народного хозяйства Российской Федерации. Эффективное его функционирование гарантирует жизнеспособность крупнейших промышленных центров страны.

Максимальная добыча угля в Кузбассе - 159,6 млн. т, была достигнута в 1988 году. Около 50 добычи угля осуществлялась подземным способом, применение которого связано с большими затратами материальных и людских ресурсов. В результате осуществление первого этапа реструктуризации угольной отрасли, начавшейся в 1994 году, ликвидировано 35 неперспективных и особо убыточных шахт.

В условиях рыночной экономики угольная промышленность Кузбасса остро нуждается во втором этапе реструктуризации, главная цель которой - реконструкция горного хозяйства действующих шахт и строительство новых высокоэффективных предприятий, обеспечивающих надежное

удовлетворение спроса на угольную продукцию необходимого для потребителей качества при коренном повышении безопасности работ, уровня жизни и социальной защищенности шахтеров.

В условиях финансовоэкономического кризиса машиностроение Кузбасса испытывает серьезные трудности. За 1990-99 гг. объем производства в отрасли снизился более чем в три раза, количество рабо-

чих мест уменьшилось в два раза из-за потери рынков сбыта продукции и резкого сокращения оборотных средств.

Сегодня, когда угледобывающая отрасль Кузбасса находится на подъеме, наметился стабильный рост добычи угля, темпы обновления основных фондов на предприятиях остаются крайне низкими. На протяжении последних лет проблеме воспроизводства основных средств, не уделялось должного внимания. Поэтому в самое ближайшее время следует ожидать повышения спроса на продукцию угольного машиностроения.

Впервые, после длительного перерыва, в 1999 году на шахтах Кузбасса («Распадская», «Кирова», «Есауль-

ская» и др.) работало шесть очистных бригад миллионеров, в 500-тысячном режиме работали 33 коллектива (в 1998 году их было соответственно 2 и 19). Добыча угля составила 109 млн. т, в том числе подземным способом около 48 %.

В шахтах Кузбасса работали 108 очистных механизированных комплексов, из них 20 импортные (Польша, США, Германия). В настоящее время степень изношенности горношахтного оборудования достигает 85 % и более, что влечет за собой большие финансовые расходы на поддержание его в работоспособном состоянии из-за высокой аварийности и необходимости в выполнении значительных по объему ремонтных работ.

По оценкам ученых и специалистов, в период до 2005-08 гг., на шахтах Кузбасса необходимо заменить горную технику суммарной рабочей массой до 250 тыс. т. В этом случае, возможно

увеличение объемов добычи угля в Кузнецком бассейне на уровне 150 млн. т в 2010 году, и 200 млн. т в 2020 году, согласно «Энергетической стратегии России».

Мировая практика показывает, что заводы угольного машиностроения находятся, как правило, в регионах добычи угля, например, в Англии, Германии, США и Польше.

Территориально машинострои-

тельные предприятия приближены к шахтам и находятся в шахтерских городах, что позволяет, мобильно, с малыми затратами поставлять необходимое ГШО, а также осуществлять ремонт и сервисное обслуживание угледобывающей техники.

В послевоенные годы, был сформирован комплекс угольного машиностроения Кузбасса, который специализировался на производстве механизированных очистных комплексов, скребковых конвейеров, буровых станков и установок, аккумуляторных электровозов, вагонеток, лебедок, взрывозащищенного электрооборудования и систем шахтной автоматики. Около 70 % этих изделий поставлялось за пределы Кузбасса, в том числе на экспорт, примерно столько же горно-шахтного оборудования ввозилось в Кузбасс из Украины, Казахстана, Белоруссии и других республик.

Однако, в настоящее время, угольное машиностроение Кузбасса практически утратило потенциальные возможности, необходимые для создания и выпуска в кратчайшие сроки техники новых поколений, разработанной и разрабатываемой в проектноконструкторских организациях Российской Федерации, и нуждается в незамедлительном технико-технологическом перевооружении.

На существующих мощностях машиностроительных заводов Кузбасса можно организовать производство сложной угледобывающей техники (проходческие, очистные комбайны и др.) и оборудования. Сегодня же основные виды продукции машиностроения ввозятся в область из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Достаточно отметить, что только 10 % необходимого горно-шахтного оборудования производится на предприятиях Кузбасса.

Необходимо отметить, что замена оборудования на аналоги, выпускаемыми заводами угольного машино-

строения, имеющие те же эксплуатационные возможности, представляется неоправданной, поскольку не обеспечит повышения технического уровня горных работ, увеличения объемов добычи угля и повышении нагрузок на очистные забои.

Воспроизводство функциональ-

ных аналогов с достаточно высокими потребительскими качествами, как правило, на российских машиностроительных предприятиях растягивалось не менее чем на 6-8 лет.

Приобретение по импорту современного оборудования, во-первых, потребует увеличения планируемых капитальных затрат в 3-5 раза, во-вторых, приведет к полной зависимости от поставщиков запасных частей и комплектующих изделий, в третьих, к потере рабочих мест в машиностроительной и электротехнической отраслях до 150 чел. в год при добычи каждого миллиона угля импортным оборудованием.

В сложившейся ситуации, когда сроки создания и освоения горной техники новых поколений не должны превышать 2-3 лет, а ее технический уровень должен обеспечить повышение достигнутых показателей не менее чем в 2 раза, необходимо ориентироваться на широкую кооперацию с машиностроительными заводами ВПК и зарубежными машиностроительными фирмами.

Как подтверждают первые результаты работы в этом направлении, переход в условиях модернизированного горного хозяйства к использованию современного оборудования может привести к увеличению производительности труда при подземном способе добычи угля в 2,0-2,5 раза, что, в свою очередь, позволит снизить себестоимость угля на 25-40 %.

В начале 90-х годов был освоен выпуск ряда горно-шахтного оборудования на предприятиях военнопромышленного комплекса Кузбасса. Например, ОАО «Юргинский машиностроительный завод» в 1994-1995 гг. освоил выпуск механизированных крепей, забойных конвейеров и очистных комбайнов на достаточно высоком техническом уровне. Механизированные крепи М-138 и М-142, забойные конвейеры СПЦ-271.38 и СПЦ-271.30 с литыми боковинами и очистные комбайны «Кузбасс-500Ю» не уступают по своим параметрам зарубежным аналогам, однако, это обо-

рудование, особенно комбайны, требуют повышения качества изготовления и постоянного совершенствования.

В 1998 г. только комплексами на базе крепей М138, М142, М144 и М145 добыто более 10 млн. т угля, а в 1999 г. - 16 млн. т при снижении себестоимости добычи угля на 25 руб./т и более по сравнению с комплексами типа КМТ, КМ130, ОКП70, УКП5 (2УКП) и др. за счет увеличения нагрузки на забой в 1,6-2,0 раза, снижения затрат на техническое обслуживание и ремонт в 2 и более раз, повышения срока службы крепей до 8 лет.

В угольной промышленности Кузбасса множество примеров эффективного применения отечественного высокопроизводительного оборудования. В частности, отечественный комплекс 2КМ142 на шахте "Распадская" работал с суточной нагрузкой 2800-3200 т; механизированный комплекс 1КМ144 на шахте "По-лысаевс-кая" добывает ежесуточно по 3200 т. Пятнадцать комплексов типа КМ 138 работают на шахтах Кузбасса со средней нагрузкой 22002500 т угля в сутки. Так, на шахте "Есаульская" комплексом ЗКМ138 (зав. № 7) в 1999 г. добыто 1,3 млн. т угля при отработке четвертой лавы без выдачи крепи для ремонта, а в январе 2000 г. комплекс ЗКМ138 (зав. №9), переданный с ш. "Зыряновская" из затопленной после взрыва лавы, работал с нагрузкой 5666 т/сут., и обеспечил месячную добычу угля около 170 тыс. т; на ш. "Распадская" комплексом КМ145 добыто за год более 1,0 млн. т; на ш. "Заречная" комплексом КМ138/2 (зав. №2) в январе 2000 года добыто 150 тыс. т; и на шахте "Абашевская" комплексом 2КМ144Н в январе 2000 года добыто 112 тыс. т и т.д. Все названные комплексы оснащены отечественными машинами и механизмами.

В настоящее время имеется положительный опыт совместного применения отечественного и импортного очистного оборудования так на шахте им. Кирова успешно работал механизированный комплекс

КМ700/800 в сочетании с польским очистным комбайном (фирмы "Фа-мур") и забойным скребковым конвейером (фирмы "Рыфама"), обеспечивая добычу 4500-5000 т угля в сутки; на шахте «Полосухинс-кая» успешно эксплуатировался комплекс

3КМ138 с комбайном фирмы «Эйк-гофф» с суточной нагрузкой 30003500 тонн; на шахте «Полысаевская» комплекс 1КМ144 с польским комбайном типа 3РДУ, работал с нагрузкой 2500-3500 т в сутки; на шахте «Заречная» в комплексе 2КМ138/2 работает польский комбайн с нагрузкой до 5000 тонн в сутки; на шахте «Инская» в комплексе 2КМ 144М работает польский комбайн КСВ 445 и конвейер «Рыбник 840»; на шахте им. «Ленина» в комплексе 2КМ142, будет работать аналогичное оборудование.

Стремление зарубежных фирм к расширению рынков сбыта и активному внедрению оборудования на отечественных горнодобывающих предприятиях, позволяет использовать накопленный в мировой практике опыт создания горной техники новых поколений, резко сократить сроки освоения аналогичной техники на российских машиностроительных предприятиях и значительно снизить затраты, связанные с финансированием НИОКР по созданию новых образцов горного оборудования.

Такие проекты заслуживают развития, и на их основе подготовлена концепция совершенствования отечественного угольного машиностроения. Для успешной реализации этой концепции мы располагаем высококвалифицированными кадрами ученых, конструкторов и технологов-машино-строителей, знающих особенности эффективного и безопасного функционирования угледобывающей и транспортной техники.

В этом случае будут значительно снижены затраты на техническое перевооружение заводов и сроки проведения этих работ. Объединение конструкторских сил институтов Гипро-углемаша, ПНИУИ и Крангормаша позволит ускорить создание современного отечественного ГШО, конкурентоспособного по техническим и эксплуатационным параметрам с импортным оборудованием.

Сотрудничество предприятий угольного машиностроения с зарубежными фирмами в последние годы позволили быстрыми темпами освоить новые виды продукции, необходимой для угольной отрасли, так совместно с немецкой фирмой «Шарф», АООТ «Крок» приступил к изготовлению напочвенных дорог для пере-

возки по подземным выработкам в забои людей, оборудования и материалов, а ОАО «Прокопьевский завод шахтной автоматики» работая с фирмами Польши в течение 3-х лет сменил до 60 % номенклатуры выпускаемой продукции, освоив новые системы шахтной автоматики, которые ранее поставлялись с машиностроительных заводов Украины.

Сотрудничество заводов ВПК (ПО «Баррикады», «Нижего-родский» и «Юргинский»), имеющих высокий уровень технологий и предприятий угольного машиностроения показывает, что переоснащение шахт высокоэффективной техникой реально при объединении усилий этих заводов, с четкой специализации их производства по видам оборудования.

Для обеспечения на шахтах Кузбасса в 2005 г. рентабельной добычи 45 млн. т угля необходима поставка этим шахтам в течение четырех лет, начиная с 2001 г. не менее 60 современных отечественных очистных комплексов средней длиной 200 м, общей массой 135-140 тыс. т и суммарной стоимостью около 200-210 млн. долл. США. Для сравнения -стоимость трех зарубежных комплексов фирмы "Джой" длиной 250 м., приобретенных для шахт им. "Кирова" и "Распадская", составляет более 70 млн. долл. США при минимальном обеспечении их запасными частями.

В последующие годы объем поставок комплексов для шахт Кузбасса будет снижен до объема, необходимого для восполнения оборудования и дальнейшего повышения объемов добычи угля до 50 млн. т в 2010 г. и до 60-65 млн. т в 2020 г. Ориентировочно объем поставок должен составлять 10 комплексов средней длиной 200 м. Техническое перевооружение заводов, работающих в Кузбассе, должно обеспечить повышение качества выпускаемого оборудования, снижение затрат на его выпуск. Достигнутый заводами годовой объем выпуска на уровне 20-ти комплексов может быть сохранен для обеспечения поставки в другие регионы РФ и на внешний рынок.

Ожидаемые затраты на перевооружение заводов составят не более 4 млн. долл. США в год, а на создание нового ГШО - не более 2-х млн. долл. США на возвратной основе. Однако машиностроительный комплекс области, в настоящее время, не имеет обо-

ротных средств для освоения всей гаммы необходимого оборудования.

Для проведения научно-

исследовательских и опытноконструкторских работ, изготовления опытных образцов изделий новой техники необходимы средства федерального бюджета и государственной поддержки для модернизации самого машиностроительного комплекса.

Представляется целесообразной организационная схема (рис.) для реализации проекта технико-

технологического перевооружения горнодобывающего и машиностроительного комплекса Кузбасса.

Даже при наиболее прогрессивных формах консолидации научно-производствен-ных потенциалов формирование фонда требуемых инвестиционных ресурсов для организации кооперированного производства техники новых поколений возможно только при долевом участии всех заинтересованных сторон.

Расчеты показывают, что внебюджетные источники должны обеспечивать формирование не менее 70 % объемов инвестиционного фонда, до 30 % в этих активах должны быть представлены средствами госбюджета, рефинансируемыми по мере завершения первоочередных - в последующие проекты. Это означает, что, при достаточном начальном взносе в инвестиционный фонд, государственной поддержки программы создания и

Рис. Схема реализации проекта по технико-технологическому перевооружению предприятий угольного и машиностроительного комплекса «Кузбассгормаш»

освоения кооперированного производства новых поколений горной техники на последующих этапах практически не потребуется.

Такого рода инвестиционный фонд должен обеспечиваться средствами государственной поддержки, направляемыми на возвратной и платной основе для реализации приоритетных проектов не менее чем на 5 лет.

Наличие нескольких потенциальных источников формирования материально-ресурсного инвестиционного фонда и межведомственный характер намечаемых к решению задач, очевидно, требуют контроля и координации на государственном уровне.

Это обеспечит необходимый представительский уровень в ходе согласования и мониторинга исполнения соответствующих программ в структурах Минэкономики, Минтопэнерго, Минфина, Миннауки России, в Администрациях субъектов Российской Федерации, при установлении международных контактов, в управленческих структурах участников кооперированных про-

грамм.

Для организации выпуска продукции машиностроения помимо финансовых ресурсов необходимо объединить усилия машиностроительных предприятий области, которые в настоящее время представляют собой разрозненные "удельные княжества", что негативно влияет на работу отрасли, ведут самостоятельную несогласованную политику, происходит "растаскивание" предприятий по различным структурам.

Объединение предприятий следует осуществить не на уровне договоров, а на уровне части собственности. Для этого предлагается на базе существующего регионального центра машиностроения, где 51 % акций принадлежит области, создать объединение машиностроительных предприятий «Кузбассгормаш».

Освоение новых изделий и расширение объемов производства горно-шахтного оборудования позволит создать большое количество новых рабочих мест для высвобождающихся шахтеров с закрываемых угольных шахт. Для этого не потребуется

дополнительных затрат на строительство промышленных объектов, так как на крупных машиностроительных предприятиях имеются свободные производственные площади, а средний коэффициент использования производственных мощностей составляет около 30 %.

Иностранные фирмы готовы вкладывать крупные инвестиции под гарантии Правительства РФ и Администрации области для развития центра угольного машиностроения Кузбасса.

В настоящее время английские фирмы «Лонг Эйрдокс», «Андерсон» и германская фирма «Шарф» проявили заинтересованность в организации совместного производства широкого спектра горношахтного оборудования, включая передвижные трансформаторные подстанции, взрывозащищенные электродвигатели, аппаратуру

управления и др.

Осуществление работ по технико-технологическому перевооружению угольного и машиностроительного комплексов позитивно отразится на решении сопряженных соци-

ально-экономических проблем по- ных отраслях, на снижении экологи- среду, улучшении инвестиционного

вышения занятости труда в смеж- ческой нагрузки на окружающую климата в регионе.

ш

7

Разумник Николай Леонтьевич докіор технических наук, зам. руководителя Представительства Кемеровской обл. при Правительстве РФ.

Шатиров Сергей Владимирович— кандидат технических наук, руководитель Представительства Кемеровской обл. при Правительстве РФ.

Мышлиев Борис Константинович — доктор технических наук, гл. инженер ОАО «Гидроуглемаш», г. Москва.

Лактионов Борис Иванович — кандидат технических наук, председатель Совета директоров ОАО «Малаховский экспериментальный завод», Московская область.

УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ.-УУ./

Файл:

Каталог:

Шаблон:

Заголовок:

Содержание:

Автор:

Ключевые слова: Заметки:

Дата создания: Число сохранений: Дата сохранения: Сохранил:

РАЗ_ША~1

0:\С диска по работе в универе\01ЛВ_20\01ЛВ4_00\ВСЕ С:\и8ег8\Таня\АррБа1а\Коатт§\М1сго80й\Шаблоны\Когта1.ёо

Н

Гитис Л.Х.

20.04.2000 14:17:00 5

20.04.2000 14:49:00 Гитис Л.Х.

Полное время правки: 32 мин.

Дата печати: 04.12.2008 16:38:00

При последней печати страниц: 5

слов: 2 559 (прибл.)

знаков: 14 589 (прибл.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.