Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / MINOR / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION / ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / PREVENTION AND PREVENTION OF CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романов Юрий Анатольевич

В статье рассматриваются актуальные для России проблемы ресоциализации несовершеннолетних, освобождаемых из мест лишения свободы. В результате анализа положения дел в этой сфере автор приходит к выводу о том, что проблему ресоциализации несовершеннолетних должны решать все институты общества, но главную организующую роль должно играть государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of reintegration of juveniles released from places of deprivation of liberty

This article discusses issues of relevance to the problem of reintegration of released juveniles Russia from places of deprivation of liberty. As a result of the analysis of the situation in this area the author concludes of minors must address all institutions of society, but primarily the State should play organizing role.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

УДК 343.8

Ю. А. Романов

ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Y. A. Romanov

PROBLEMS OF REINTEGRATION OF JUVENILES RELEASED FROM PLACES OF DEPRIVA TION OF LIBERTY

В статье рассматриваются актуальные для России проблемы ресоциализации несовершеннолетних, освобождаемых из мест лишения свободы. В результате анализа положения дел в этой сфере автор приходит к выводу о том, что проблему ресоциализации несовершеннолетних должны решать все институты общества, но главную организующую роль должно играть государство.

This article discusses issues of relevance to the problem of reintegration of released juveniles Russia from places of deprivation of liberty. As a result of the analysis of the situation in this area the author concludes of minors must address all institutions of society, but primarily the State should play organizing role.

Ключевые слова: несовершеннолетний, ресоциализация, профилактика и предупреждение преступлений.

Key words: minor, resocialization, prevention and prevention of crimes.

Проблема преступности несовершеннолетних и молодёжи всегда актуальна для криминологии, поскольку существенным образом затрагивает судьбы подрастающего поколения и всего населения страны. От того, как она решается в настоящее время, во многом зависит морально-психологический и нравственный климат в обществе и, конечно, состояние и тенденции общей преступности в будущем. Неудивительно поэтому, что подростково-молодёжной преступности, преступности несовершеннолетних уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной литературе - криминологической, социологической, психологической, педагогической, философской.

Молодёжь в широком смысле - обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. В отечественной социологии нижняя возрастная граница молодёжи чаще всего определяется между 14-20, а верхняя - между 25-29 годами. Хотя в сложившейся практике имеет место увеличение возраста отдельных групп молодёжи до 33-35 лет (молодые учёные, молодые супруги и т. д.).

Несовершеннолетние - лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности. По законодательству Российской Федерации несовершеннолетние - лица, не достигшие 18 лет. Преступность несовершеннолетних - это совокупность преступлений в обществе, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 17 лет включительно. Она является составной

частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать её в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения.

Термин «подростки» используется инструментально, не строго и определяется возрастным интервалом 12-17 лет, учитывая, что нижний возрастной порог уголовной ответственности в России - 14 лет, а с 18 лет наступает совершеннолетие.

Термин «молодой преступник» носит расширительный характер, однако, с одной стороны, он довольно часто употребляется в публикациях различных СМИ, что называется, находится «на слуху», а с другой стороны, им удобно обозначать для широкой аудитории всех лиц в возрасте до 28-29 лет, совершивших преступление.

Термином «малолетние преступники» принято обозначать лиц, совершающих преступления до достижения известного, определённого в законодательстве возраста. Таким возрастом считается в России 17-летний, во Франции - 16-летний, в Германии - 18-летний. По статистическим сведениям, малолетние преступники составляют ежегодно около 5 % всего числа преступников. Число малолетних преступников с каждым годом увеличивается во всех государствах и притом быстрее, чем число преступников взрослых.

Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей с началом реформ конца ХХ века, снижение финансирования образовательных, культурно-просветительных учреждений, учреждений социальной защиты, социальных служб, недостаточная государственная поддержка общественных молодёжных и детских объединений, увеличившаяся за последние 15-20 лет миграция населения, особенно из неблагополучных в экономическом и социальном отношении регионов страны, весьма неблагоприятно отражаются на социальном благополучии несовершеннолетних и молодёжи, приводят к негативным тенденциям в социальной ориентации молодых граждан, к росту агрессии, нетерпимости, преступности среди малолетних, несовершеннолетних и в молодёжной среде.

В условиях роста общей преступности в последние годы в России увеличивается и преступность несовершеннолетних и молодёжи. Так, если в 1989 году, по данным МВД РФ, было зарегистрировано 160 тысяч преступлений несовершеннолетних, в 2011 году - более 200 тысяч. Доля преступности несовершеннолетних в общей структуре преступности составляла соответственно 9,5 % в 1989 году, 15 % в 1996 году и 11,5 % в 2011 году. Количество «приводов несовершеннолетних» в милицию (полицию) ежегодно возрастает.

Подростками ежегодно совершается свыше 300 тысяч преступных деяний, из них около 100 тысяч - детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Помимо этого регистрируется более миллиона административных правонарушений, совершаемых ими. В российских мегаполисах до 30 % социально опасных деяний совершается людьми моложе 14 лет. В последние годы не уменьшается число несовершеннолетних, находящихся в розыске.

В Российской Федерации, по данным Госкомстата России, в настоящее время насчитывается около 36 миллионов лиц подросткового возраста. Среди них только беспризорных - 2-4 миллиона. Если даже взять нижнюю планку -2 миллиона, то она примерно равна уровню беспризорности в России времён гражданской войны 1918-1922 годов. Среди подростков и молодёжи распространены пьянство и наркомания. По данным МВД РФ, в 2011 году только за распитие спиртного или появление в общественных местах в состоянии опьянения были применены меры к 300 000 подростков.

Весьма сложной и многоуровневой проблемой в системе профилактики и предупреждения преступлений несовершеннолетних и молодёжи остаётся их исправление в местах лишения свободы и ресоциализация после освобождения из мест лишения свободы. Пока недостаточно исследованным является процесс «заражения» сознания юношей и девушек криминальным «вирусом». Здесь немалую роль играет асоциально-криминальное поведение взрослых, стимулирующих развитие подобного рода проявлений в молодёжной среде. Пройдя стадии предварительного расследования, изоляторы временного содержания, следственные изоляторы и суд, часть подростков вдохновляются криминальной «романтикой» и преисполняются чувством «гордости» за совершённые правонарушения.

Социологические опросы показывают, что подростки, совершившие преступления, оценивают своё прошлое следующим образом:

- «дома - ругань, укоры, угрозы сдать в колонию» - 43 % опрошенных;

- «в школе считали меня хулиганом, потерянным для людей» - 56 %;

- «только на улице у меня были друзья, которые меня понимали» -

32 %;

- «на улице с друзьями я мог делать то, что хочу - гулять, где хочу, курить, пить пиво» - 55 %;

- «в семье меня били» - 20 %;

- «в школе я учился плохо (очень плохо)» - 71 %;

- «имею ближайших родственников, которые были осуждены» - 46 %;

- «сейчас мой родственник находится в местах лишения свободы» -

33 %;

- «те, кто хорошо учится - "ботаны", маменькины сынки, слабаки, трусы» - 66 %.

Результаты исследований, проводимых специалистами Научно-исследовательского института ФСИН России (В. В. Новиков, А. И. Мокрецов, Г. Б. Калманов) в карантинных отделениях исправительных учреждений различных регионов страны в последние годы, показали, что 7 % опрошенных осуждённых начали употреблять алкоголь с 8-13 лет. Пример подавали близкие родственники и даже родители. Осуждённые, начавшие употреблять алкоголь с 14 лет, указывали на сверстников или более старших подростков.

Учитывая, что в Приморском крае только четверть подростков, совершивших уголовно наказуемые деяния, приговариваются судом к наказанию в виде лишения свободы (примирение сторон, отзыв заявлений потерпевшей

стороной, назначение альтернативных видов наказания, призыв в Вооружённые Силы и т. д.), тревожит тот факт, что возрастная группа до 15 лет занимает не менее 10 % в составе контингента воспитательных колоний, т. е. лиц, как правило, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.

Данные свидетельствуют о том, что треть осуждённых подростков до совершения преступления, повлекшего изоляцию от общества, состояли в устойчивых подростковых группах, совершавших правонарушения, имели приводы в милицию (полицию), а многие задерживались неоднократно (хулиганство, участие в драках, употребление наркотиков и алкогольных напитков, бродяжничество). При этом криминальное поведение многих детей и подростков прогнозировалось и отслеживалось в 16 % случаев - с 10 лет, в 61 % случаев - с 12-15 лет, 23 % случаев - после 16 лет.

Необходимо иметь в виду, что подростки, вышедшие из неблагополучных семей с низким социальным уровнем, не испытывают страха перед пенитенциарными учреждениями, поскольку условия в местах лишения свободы для многих были лучше, чем дома. Однако более половины несовершеннолетних, которым определено наказание, связанное с лишением свободы, жили в относительно благополучных условиях, посещали школу, имели законопослушных родителей. Это говорит о том, что такие элементы гражданского общества и социальные институты, как семья, религия, школа, искусство и культура, наука, общественные организации и прочие не срабатывают.

Нельзя сбрасывать со счетов и стремление отдельных следственных структур улучшить показатели раскрываемости преступлений, используя правовую неосведомлённость и неграмотность подростков и их родителей, а также имеющиеся пробелы в законодательстве. Всё это оказывает влияние на неадекватное поведение молодых правонарушителей.

Исследования В. В. Новикова, А. И. Мокрецова, Г. Б. Калманова показывают, что среди воспитанников колоний жители промышленных городов преобладают над сельскими подростками (78 % и 22 % соответственно). Это объясняется тем, что городские дети более активны, чаще имеют легкий доступ к психоактивным веществам. Кроме того, в городах правоохранительные органы работают более активно, здесь чаще возбуждаются уголовные дела. В сёлах и деревнях нередко преступник и жертва расходятся «полюбовно».

Осуждённые молодые люди чаще всего называли в качестве мотивов своего преступного поведения:

- влияние сверстников;

- стремление к удовольствиям;

- конфликты в школе и дома;

- поиск денег на мелкие расходы;

- стремление заработать себе авторитет;

- групповая солидарность;

- обида на потерпевших, месть.

Следует отметить, что значительная часть несовершеннолетних осуждённых сожалеют о случившемся, однако отношение к потерпевшим характеризуется всё же безразличностью и формальностью. Собственную вину за совершённое преступление признаёт до 70 % воспитанников воспитательных колоний. Остальные виновными считают подельников, потерпевших, родителей, учителей. Другими словами, большинство подростков, поступивших в воспитательные колонии, сожалеют о случившемся, однако не считают содеянное тяжким преступлением, не испытывают чувство вины, легко усваивают неформальные тюремные нормы, нарушают режимные требования, имеют негативные установки относительно персонала. Их поведение нередко носит показной, демонстративный характер. При этом у несовершеннолетнего осуждённого фиксируется неоднозначное, противоречивое отношение к своему окружению. Он нередко становится обидчивым, агрессивным, обвиняя друзей и родственников в совершённом им преступлении. С другой стороны, у подростка нередко возникает острое желание высказаться, получить моральную поддержку. Это должны иметь в виду все заинтересованные лица, причастные к исправлению, воспитанию и ресоциализации подростков.

Есть основания полагать, что исправительное воздействие на осуждённых несовершеннолетних сдерживается некоторыми факторами:

- недостаточной разработанностью научно обоснованных моделей психопрофилактики и психокоррекции нежелательного поведения подростков;

- отсутствие преемственности между специалистами воспитательных колоний и службами, осуществляющими работу с молодёжью на свободе;

- недостаточным пониманием должностных лиц, осуществляющих исправительный процесс, психологических и физиологических процессов, происходящих в молодом организме;

- недостаточный уровень индивидуально-воспитательной работы, слабый учёт индивидуально-психологических, уголовно-правовых, пенитенциарных характеристик личности несовершеннолетних преступников.

По мнению А. Л. Ситковского и Ю. Р. Орловой (Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России), выявленные особенности личности подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях, свидетельствуют о низкой эффективности профилактической работы с ними в местах лишения свободы, что влечёт совершение ими повторных преступлений в течение первого-второго года после освобождения. Очевидно, что механизм устрашающей роли наказания играет всё меньшую роль в преступном поведении лиц, неоднократно отбывающих наказание. Растёт эмоциональное безразличие осуждённых, следовательно, деградирует система воспитания, ущербность которой часто обусловливает недостатки всего процесса социализации.

Традиционно главным направлением воспитательной работы с осуждёнными является труд. Однако в условиях воспитательной колонии производственная база, как правило, однопрофильна или вообще отсутствует. Проф-обучение в основном ориентировано на подготовку специалистов для

собственного производства и зачастую не учитывает потребности рынка труда в стране, регионе и уж тем более предпочтения конкретного осуждённого.

Большую роль в жизни исправительного учреждения могут сыграть постоянные контакты с представителями различных религиозных конфессий, общественных объединений, с Уполномоченными по правам человека. Созданию нормального морально-психологического климата в колонии способствуют беседы, встречи, отправление различных религиозных обрядов. Всё это помогает выявлять нарушения прав осуждённых, причин возникновения нарушений и принимать меры по их устранению.

Актуальной остается и задача оказания психологической помощи и поддержки осуждённых. Своевременная коррекция личности, грамотное профессиональное психолого-педагогическое воздействие способны свести к минимуму число эксцессов, наблюдаемых в местах лишения свободы -суицидов, межличностных конфликтов, групповых беспорядков, нервных срывов и т. п.

Существенную роль играют нерешённые проблемы ресоциализации, возникающие у отбывшего реальный срок подростка. Это, как правило, отчуждение от ближайшего родственного окружения, дистанцирование от людей, которые могли бы позитивно повлиять на социальный статус несовершеннолетнего, проблемы трудового и бытового устройства, преодоление пенитенциарной стигмации и другие.

Для успешной адаптации молодых людей к жизни на свободе имеют большое значение социально полезные связи, особенно контакты с семьей. Уголовно-исполнительный закон существенно расширил возможности свиданий с родственниками и близкими в колонии, предусмотрел более широкий круг оснований для краткосрочных выездов осуждённых за пределы мест лишения свободы и другое. Но, к сожалению, не все нормы уголовно-исполнительного законодательства способствуют решению обозначенной проблемы. Может быть (об этом следует подумать учёным и специалистам-практикам), следует разрешить несовершеннолетним длительные свидания с родственниками за пределами колонии.

Пока формальный характер носит и предоставление осуждённым права выезда из исправительного учреждения для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения. Не всегда выполняется сотрудниками органов и учреждений, исполняющих наказания, требования приказа Минюста России от 13 января 2006 г. № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказания помощи осуждённым, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» (с изменениями и дополнениями) в части уведомления заинтересованных субъектов о возвращении несовершеннолетнего из мест лишения свободы.

О. В. Даниленко, В. А. Владимирцев отмечают, что социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации, позволяет подростку не просто проявлять себя, быть активным

участником социальных процессов, но и благодаря этому обеспечивать своё развитие. В связи с этим серьёзный повод для размышления даёт анализ практики условно-досрочного освобождения от наказания осуждённых. С одной стороны, ст. 79 УК РФ и ст. 175 УИК РФ достаточно чётко определяют основания и исчерпывающий перечень условий для его применения. Но, с другой стороны, по сложившемуся правилу, фактически установлены дополнительные ограничения для реализации возможности применения к осуждённому этого вида освобождения от наказания. Так, для положительного решения вопроса об условно-досрочном освобождении необходимо представить справку о наличии места жительства и о реальной возможности трудоустройства.

Важнейшим моментом в социальной адаптации лиц, освобождённых из воспитательных колоний, является своевременный обмен информацией с использованием новейших технологий о будущей жизни освобождаемого юного осуждённого, в том числе о месте его жительства. Администрация воспитательной колонии, выяснив его намерения, направляет в соответствующие органы сведения об освобождаемом. Должностные лица органов полиции обязаны информировать администрацию воспитательной колонии о прибытии освобождённого, его трудовом и бытовом устройстве. Однако, как показывает анализ положения дел, только на половину запросов воспитательных колоний из ОВД приходят ответы (данные ФКУ НИИ ФСИН России). Основной проблемой здесь является межведомственная разобщённость.

Таким образом, остаётся нерешённым целый комплекс проблем, связанный с организацией исправительной и воспитательной работы в исправительных учреждениях, с ресоциализацией несовершеннолетних, освобождаемых из мест лишения свободы. Однако вывод вполне ясен: государство должно создать более эффективную систему профилактики и предупреждения преступлений несовершеннолетних и молодёжи, исправления осуждённых и ресоциализации освобождённых из мест лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.