Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕНОВАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

ПРОБЛЕМЫ РЕНОВАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / РЕНОВАЦИЯ / ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТЕРРИТОРИИ / SAINT-PETERSBURG / RENOVATION / TRANSFORMATIONS / INDUSTRY / TERRITORIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Безгодько Д.В.

Статья посвящена решению проблем преобразования промышленных построек Санкт-Петербурга - наделением важной для региона роли огромных безучастных в жизни города территорий, граничащих с историческим центром и окруженных жилой застройкой. Данная работа может стать своеобразным ориентиром для архитекторов и градостроителей решающих подобные задачи в иных промышленных районах Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF RENOVATION OF INDUSTRIAL TERRITORIES OF SAINT- PETERSBURG

Article is devoted to the solution of problems of transformation of industrial constructions of Saint-Petersburg - investment of a role, important for the region, of the huge indifferent territories in life of the city adjoining on the historic center and surrounded with the housing estate. This work can become a peculiar reference point for the architects and town-planners solving similar problems in other industrial regions of Saint-Petersburg..

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕНОВАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

УДК 002.201

Безгодько Д.В. студент магистратуры 1 курс, факультет «Архитектура» кафедра «Градостроительство»

СПбГАСу

научный руководитель: Митягин С.Д., д-р архитектуры

Россия, г. Санкт-Петербург

ПРОБЛЕМЫ РЕНОВАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

Аннотация: Статья посвящена решению проблем преобразования промышленных построек Санкт-Петербурга - наделением важной для региона роли огромных безучастных в жизни города территорий, граничащих с историческим центром и окруженных жилой застройкой. Данная работа может стать своеобразным ориентиром для архитекторов и градостроителей решающих подобные задачи в иных промышленных районах Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: Санкт-Петербург, реновация, преобразования, промышленность, территории.

Bezgodko D.V. student undergraduate 1 course, faculty "Architecture" Gradostroitelstvo department SPBGASU

scientific supervisor: Mityagin S.D., doctor of architecture

Russia, Saint-Petersburg

PROBLEMS OF RENOVATION OF INDUSTRIAL TERRITORIES OF

SAINT- PETERSBURG

Annotation: Article is devoted to the solution of problems of transformation of industrial constructions of Saint-Petersburg - investment of a role, important for the region, of the huge indifferent territories in life of the city adjoining on the historic center and surrounded with the housing estate. This work can become a peculiar reference point for the architects and town-planners solving similar problems in other industrial regions of Saint-Petersburg..

Key words: Saint-Petersburg, renovation, transformations, industry, territories.

Санкт-Петербург - это крупный экономический, транспортный, научно образовательный и туристический центр России. Город, находящийся в центре пересечения морских, речных путей и наземных магистралей, является «европейскими воротами» России, ее стратегическим центром,

наиболее удобно расположенным для связей со странами Европейского Союза и всего мира.

Питер раскинувшийся на берегу Финского залива Балтийского моря, является не только логистическим, научным, но главным культурным центром страны, можно сказать её второй столицей уже несколько веков. Это второй по величине город в Российской Федерации и четвертый в Европе. На территории площадью 1 439 кв. км проживает более 5 миллионов человек. Санкт-Петербург - город с обширными внешними связями. Экономика Санкт-Петербурга отличается многоотраслевым укладом и стабильными темпами роста. Основным источником развития экономики города являются инвестиции из бюджетов всех уровней, а также бизнеса, в том числе с иностранным участием. Высоко развита транспортная инфраструктура города, которая включает в себя все виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, воздушный, автомобильный и трубопроводный.

В связи с опержающим развитием Санкт-Петербурга возникла потребность в изменении его градостроительной политике и системы территориального планирования. Наиболее остро в градостроительном планировании в последние годы встала проблема зонирования и использования промышленных зон, расположенных в историческом центре города. Вывод из исторического центра промышленных предприятий и последующая рекультивация, возможно, реновация освободившихся территорий может в значительной мере улучшить экологическую и транспортную ситуацию в городе, а также может стать драйвером развития всего центра, соседних районов. На территории города Санкт-Петербурга сегодня расположено более 60 промышленных зон. Важной задачей всех структур власти, предпринимательского и научного сообщества города на ближайшую перспективу должно стать, на мой взгляд, разработка концепции инвестиционной политики в части использования промышленных зон, повышение их привлекательности для потенциальных инвесторов,

Санкт-Петербург не только культурная столица страны, но и всемирно признанный исторический центр, который внесен в список исторического наследия ЮНЕСКО. Это накладывает на все проекты не просто дополнительную ответственность, но и существенные ограничения и обременения для инвесторов, что делает большинство объектов экономически не выгодными для вложений. В то же время решать проблему центра необходимо как можно быстрей. По данным Комитета экономического развития, 90% зданий в центре города были построены до 1917 года, 36% населения попадают в пробку не менее 4 раз в неделю, средняя скорость движения по городу 26 км/ч, а число коммунальных квартир -превышает 100 тысяч. Большинство техногенных ландшафтов неблагоприятно и даже опасно для здоровья человека. Они искажают нормальный ход таких фундаментальных процессов, протекающих в биосфере, как биологический круговорот азота, газовый режим атмосферы и т. п., снижают их интенсивность. К примеру, в 2013 году Санкт-Петербург

занял «почетное место» в рейтинге самых грязных городов России, его опередили только Норильск и Москва. Рейтинг был составлен на основании данных Росстата о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу.

Для Санкт-Петербурга основными источниками загрязнения городской территории свинцом являются выбросы предприятий стекольной, лакокрасочной и оборонной промышленности. Отмечены высокие заражения свинцом вблизи автострад, исследования последних лет показали, что значительные количества свинца и других тяжелых металлов оседает в придорожной полосе на расстоянии 30 м от дороги. Значительное количество кадмия попадает в природную среду при сжигании и переработке содержащих данный металл изделий. Основным источником поступления цинка в атмосферу служит производство и использование цветных металлов, существенный вклад в загрязнение почв города цинком вносит сжигание отходов.

Рассматривая площади города с различными уровнями загрязнения можно отметить, что 58% обследованной территории Санкт-Петербурга характеризуется уровнями загрязнения ниже опасного. Но при этом почти половина территории Санкт-Петербурга носит характер загрязнения выше опасного. Геоэкологическим центром ГГП "Невскгеология" выполнено обследование почв-грунтов Санкт-Петербурга. Практически повсеместно содержание свинца в почвах центра города превышает ПДК в 2-4 раза, цинка - в 3-7 раз, выявлены многочисленные участки загрязнения почв с превышением ПДК кадмием, мышьяком и сурьмой, причем, для двух последних токсикантов характерно накопление в почвах Южной промзоны города, простирающейся южнее Обводного канала от Угольной гавани до р. Невы. Особую озабоченность вызывает загрязнение почв в зонах жилой застройки - вдоль Невского проспекта, в районе Стрелки и на Среднем проспекте Васильевского острова.

Каким путем пойдет С-Петербург в решении вопроса промышленных зон центральной части города необходимо решать на государственном уровне с привлечением к обсуждению широких слоев общественности, в первую очередь, лучших специалистов в области архитектуры и градостроительства. Поможет и опыт реновации с сохранением исторического облика европейских столиц и культурных центров. Должны быть проведены публичные слушания и достигнут общественный консенсус: какие здания должны остаться в неизменном виде на века, получив новую жизнь, а какие оставлять потомкам не целесообразно.

При этом необходимо учитывать и социальные аспекты, воздействие принятых решений на рынок труда.

В настоящее время наблюдается сокращение производственных пространств, расположенных в историческом центре Санкт-Петербурга. Промышленные корпуса бывших заводов, фабрик и мануфактур являющиеся памятниками архитектуры, становятся заброшенными и приходят в упадок. Если дать полную свободу действий бизнесу и рыночным отношениям при территориальном планировании, то мы получим то, что уже получили

повсеместно в России - сплошные торгово-развлекательные центры, уничтожающие городскую среду и губящие людей. Если «перенапрячь» бизнес обременениями, то эти здания так и будут использоваться для съемок апокалиптических и военных фильмов.

Но проблема рекультивации территории промзон в Санкт-Петербурге стоит довольно остро и пока широко даже не обсуждается. Те немногие девелоперы, которые берутся за реконструкцию промзон, сталкиваются с рядом проблем. Для Северной столицы России это территории промзон, являющиеся историческими памятниками, которые находятся в аварийном состоянии. Эти объекты невозможно использовать и реновировать без согласия Комитета по охране памятников Санкт- Петербурга. Данные согласования занимают годы, а зачастую и просто невозможны. Например, территория Новой Голландии, имея идеальное для инвестора местоположение, долгое время не могла найти инвестора из-за требований Комитета по охране памятников Санкт-Петербурга по сохранению большинства построек на территории острова в первозданном виде.

Исторически сложилось так, что промышленная индустрия Петербурга развивалась вместе с городом. Множество промышленных площадок в настоящее время деградировало. Однако бывшие промышленные территории оказались в значимых частях города. Вопрос освобождения таких территорий стал одним из главных. Существующее решение данной проблемы в Питере - это вынос (снос) предприятия в периферийную часть города и рефункционализация промышленной территории. Реновация бывших промышленных территорий также необходима. Существует достаточно много причин для перевода промышленных предприятий за город. Одна из самых главных - неэффективное использование городских территорий. Еще одна причина «за» - инвестиционная. Расширяющемуся бизнесу нужно все больше свободных земельных участков с низкой стоимостью для строительства и платой за землю. В мегаполисе наблюдается дефицит земельных участков для крупных городских объектов, особенно в срединной части города, - это уже стало проблемой, сдерживающей дальнейшее развитие. В описанных случаях вынос промышленных площадок - дело решённое. Это позволит включить бывшие промышленные территории в общественную жизнь города. Значит, есть шанс эффективнее использовать земельные ресурсы. Город получает свободные территории, целевым назначением которых является развитие объектов социальной направленности. При этом большие земельные участки помогут избежать в современном Санкт-Петербурге точечной застройки и нарушения внешнего облика города. По мнению профессионалов, это позволит проектировать целые градостроительные комплексы в единой архитектурной стилистике, а также сделать среду обитания жителей востребованной, удобной и экологичной. Однако ценность новых участков требует от градостроителей объективного функционального анализа окружающей территории, учёта интересов города, его жителей и

собственников земли, всесторонней взвешенности и обоснованности проектных решений.

Инвесторы отмечают, что, когда в границах проекта оказываются охраняемые государством объекты, посчитать экономику сложно, поскольку процесс восстановления памятника непредсказуем по многим причинам, в том числе согласовательным. Исходя из этого, жилье в такой зоне не может быть дешевым, что повышает риски его реализации.

В то же время близость к историческому центру, выход на набережные рек и каналов делают эти проекты привлекательными. Особенно если учесть, что количество доступных площадок под застройку в исторически сложившихся районах сокращается, а цена реконструкции исторических зданий слишком велика.

Подводя итог можно сказать, что реновация производственных территорий, реабилитация и перепрофилирование промышленных предприятий - сложный многоэтапный процесс, требующий отработанной системы взаимодействия органов городской администрации, федеральных служб, научного сообщества, предприятий, инвесторов, финансовых структур. Для устойчивого развития город должен решить эту задачу, найти способ эффективного использования избытков промышленных площадок для размещения нового бизнеса без освоения свободных территорий, выработать концепцию их застройки и реставрации на основе механизмов государственно-частного долгосрочного сотрудничества,

регламентирующего интересы всех участников.

Использованные источники:

1. Андреев М. Реновация промышленных территорий и объектов. [Электронный ресурс] http: //arch-grafika.ru/publ/bez_kategorij/bez_kategorij /renovacija_promyshlennykh_territorij_i_obektov/12-1 -0-69/

2. Дрожжин Р. А. Реновация промышленных территорий // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. 2015. № 1 (11). С.84-86.

3. Паспорт промышленных зон Санкт-Петербурга. 5-е издание 2017. С.16. [Электронный ресурс]. http://cppi.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2017/03/06/Электронная_версия_ русский_язык.pdf

4. Старкова Н. В., Грин И. Ю. Эффективные методы комплексного подхода к реновации промышленных территорий / Хабаровск, Россия / С.233-234

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.