Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ СРЕДЫ ПЕТЕРБУРГА'

К ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ СРЕДЫ ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
88
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ЗОНА / ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕНОВАЦИЯ / СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / HISTORICAL INDUSTRIAL ZONE / ARCHITECTURAL MONUMENT / IDENTITY / RENOVATION / PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE OBJECTS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гранстрем М.А.

Уникальная среда Санкт-Петербурга образована не только дворцами, храмами и доходными домами. Значительную долю территории исторического города занимают промышленные зоны. Промышленность Петер-бурга - ровесница северной столицы, исторические фабрично-производственные территории играют значительную средообразующую роль. Эта застройка, обладающая характерным индустриальным колоритом,сосредоточена в силу своей производственной специфики вдоль берегов Невы - главной водной артерии города, а также по берегам малых рек и каналов. В панорамы невских берегов органично вписались краснокирпичные заводские постройки с характерным силуэтом труб и водонапорных башен.Индустриальнаясреда соседствует с жилыми кварталами, она интегрирована в ткань города и составляет с ним единое целое. Современная политика охраны единичных объектов не удовлетворяет больше концепции сохранения целостной исторической среды, в которой индустриальная архитектура внедрена в ткань города. Сохранить объемно-пространственную идентичность исторических промышленных зон возможно только при создании новых принципов охраны памятников, базирующихся на основе комплексных градостроительных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Issue of Preservation of Volumetric-Spatial Characteristicsof the Historical Industrial Environment of St. Petersburg

The unique environment of St. Petersburg is formed not only by palaces, temples and rental houses. A significant share of the historic city is occupied by industrialzones. The industry of St. Petersburg is the same age as the Northern сapital, its historical factory-production areas play a significant environment - forming role.This development, which has a characteristic industrial colour, is concentrated, due to its production specifics, along the banks of the Neva river - the mainwaterway of the city, as well as on the banks of small rivers and canals. Red brick factory buildings with a characteristic silhouette of chimneys and water towersorganically fit in the panorama of the Neva banks. The industrial environment is adjacent to residential areas, it is integrated into the fabric of the city and formsa single whole with it. The modern policy of protection of single objects does not satisfy more the concept of preservation of the integral historical environment inwhich the industrial architecture is integrated into the fabric of the city. It is possible to preserve the volumetric-spatial identity of historical industrial zones onlywhen creating new principles for the protection of monuments based on comprehensive urban studies.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ СРЕДЫ ПЕТЕРБУРГА»

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Preservation of architectural heritage

УДК 72.03 DOI: https://doi.org/10.31659/0044-4472-2019-1-2-35-38

М.А. ГРАНСТРЕМ, канд. архитектуры (arch_project@bk.ru)

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., 4)

К вопросу сохранения объемно-пространственных характеристик исторической промышленной среды Петербурга

Уникальная среда Санкт-Петербурга образована не только дворцами, храмами и доходными домами. Значительную долю территории исторического города занимают промышленные зоны. Промышленность Петербурга - ровесница северной столицы, исторические фабрично-производственные территории играют значительную средообразующую роль. Эта застройка, обладающая характерным индустриальным колоритом, сосредоточена в силу своей производственной специфики вдоль берегов Невы - главной водной артерии города, а также по берегам малых рек и каналов. В панорамы невских берегов органично вписались крас-нокирпичные заводские постройки с характерным силуэтом труб и водонапорных башен. Индустриальная среда соседствует с жилыми кварталами, она интегрирована в ткань города и составляет с ним единое целое. Современная политика охраны единичных объектов не удовлетворяет больше концепции сохранения целостной исторической среды, в которой индустриальная архитектура внедрена в ткань города. Сохранить объемно-пространственную идентичность исторических промышленных зон возможно только при создании новых принципов охраны памятников, базирующихся на основе комплексных градостроительных исследований.

Ключевые слова: историческая промышленная зона, памятник архитектуры, идентичность, реновация, сохранение объектов культурного наследия.

Для цитирования: Гранстрем М.А. К вопросу сохранения объемно-пространственных характеристик исторической промышленной среды Петербурга // Жилищное строительство. 2019. № 1-2. С. 35-38. DOI: https://doi.org/10.31659/0044-4472-2019-1-2-35-38

M.A. GRANSTREM, Candidate of Architecture (arch_project@bk.ru) Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (4, 2nd Krasnoarmeiskaya Street 190005, St. Petersburg, Russian Federation)

To the Issue of Preservation of Volumetric-Spatial Characteristics of the Historical Industrial Environment of St. Petersburg

The unique environment of St. Petersburg is formed not only by palaces, temples and rental houses. A significant share of the historic city is occupied by industrial zones. The industry of St. Petersburg is the same age as the Northern capital, its historical factory-production areas play a significant environment-forming role. This development, which has a characteristic industrial colour, is concentrated, due to its production specifics, along the banks of the Neva river - the main waterway of the city, as well as on the banks of small rivers and canals. Red brick factory buildings with a characteristic silhouette of chimneys and water towers organically fit in the panorama of the Neva banks. The industrial environment is adjacent to residential areas, it is integrated into the fabric of the city and forms a single whole with it. The modern policy of protection of single objects does not satisfy more the concept of preservation of the integral historical environment in which the industrial architecture is integrated into the fabric of the city. It is possible to preserve the volumetric-spatial identity of historical industrial zones only when creating new principles for the protection of monuments based on comprehensive urban studies.

Keywords: historical industrial zone, architectural monument, identity, renovation, preservation of cultural heritage objects.

For citation: Granstrem M.A. To the issue of preservation of volumetric-spatial characteristics of the historical industrial environment of St. Petersburg. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2019. No. 1-2, pp. 35-38. DOI: https://doi.org/10.31659/0044-4472-2019-1-2-35-38 (In Russian).

Именно инвестиционная привлекательность территорий промышленных зон, образованных в конце XIX - начале ХХ в., в силу их прибрежного расположения и близости к историческому центру являющихся лучшими в городе, предрекает полную утрату объемно-пространственной идентичности уникальной среды, потерю локальных объектов и целых ансамблей, как это уже произошло в Петербурге в 2015 г. при сносе исторических построек Варшавского вокзала

1-2'2019 ^^^^^^^^^^^^^

и вагоностроительного завода [1-3]. В центре Санкт-Петербурга инвесторы получили искомые пространства для очередных безликих жилых комплексов благодаря тому, что участок исторической промзоны завода Вагонмаш (рис. 1) и фрагмент прирельсовой территории Варшавского вокзала (рис. 2) были варварски «зачищены». Объекты промышленной архитектуры были снесены во время проведения экспертизы на их включение в Единый государственный

- 35

Сохранение

архитектурного наследия

ц м

л

Научно-технический и производственный журнал

реестр объектов культурного наследия, и на момент утраты памятников уже существовали различные концепции их сохранения и преобразования...

Пожалуй, самый известный (конечно же, после Адмиралтейства) промышленный комплекс в Петербурге - склады для сушки леса, возведенные на острове Новая Голландия (рис. 3). Переброшенная через канал знаменитая классическая арка, возведенная по проекту Жан-Батиста Валлен-Деламота в 1779-1787 гг., находится в тесной взаимосвязи со стилистикой и масштабом окружающей архитектуры (рис. 4).

Территория Новой Голландии до недавнего времени была «закрытой», но в последние годы принято решение открыть остров для горожан и определена функция, которую должна нести территория, - это, конечно же, функция культурного центра. Мероприятия по реконструкции острова проведены достаточно жестко - в процессе расчистки утрачена значительная часть исторических утилитарных построек, находящихся в глубине территории [4]. Но тем не менее сохранена градостроительная роль Новой Голландии, находившаяся под угрозой в процессе

проведения конкурса на ее преобразование. Амбициозность концепций, представленных на конкурс, с включением в историческую ткань новых объектов укрупненного масштаба вызывала сомнение в возможности сохранения целостной специфичной среды острова.

В настоящее время в Петербурге можно выделить единственный памятник промышленной архитектуры, перепрофилированный и сохраненный в совокупности с окружающим его историческим и объемно-планировочным контекстом [5], - это водонапорная башня Главной станции городских водопроводов, построенная в 1860-1863 гг. архитектором Иваном Александровичем Мерцем. Восьмигранная водонапорная башня, стилизованная в духе романской архитектуры, служит доминантой комплекса построек, расположенных на берегу Невы (рис. 5). В комплексе расположен музей «Вселенная воды», посвященный истории водоснабжения Петербурга (рис. 6).

Территории исторических промзон, находящихся под угрозой уничтожения, образованы в основном объектами конца XIX - начала XX в. В этот период в стилистике производственных зданий преоблада-

Рис. 3. Новая Голландия на карте Петербурга 1828 г.

Рис. 4. Арка Новой Голландии. Арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот. Современное фото

Рис. 5. Водонапорная башня Главной станции городских водопроводов. Арх. И.А. Мерц. Фото начала ХХ в.

Рис. 6. Водонапорная башня. Фрагмент музеефицированного объекта. Современное фото

36

1-22019

Научно-технический и производственный журнал

Preservation of architectural heritage

Рис. 7. Фабрика «Красное знамя» в Ленинграде. Арх. Э. Мендельсон. 1925-1926. Макет

Рис. 8. Силовая станция фабрики «Красное знамя»

Рис. 9. Проект канатного цеха при заводе «Красный гвоздильщик» [1]. Арх. Я. Чер-нихов

Рис. 10. Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик». Арх. Я. Черни-хов. Современное фото

ли ретроспективные и синтезирующие направления. Использование ретроспективных мотивов в оформлении промышленных объектов имеет логическое объяснение [6]. Во второй половине XIX в. в соответствии с требованиями бурно развивающейся индустрии появлялись новые типы зданий - водонапорные башни, газгольдеры, солодовни, электрические подстанции [7]. Типологическая оригинальность и новизна функционального использования давали архитектору прекрасную возможность создавать новые силуэты, уникальные объемно-пространственные решения [8]. Монументальные объемы газгольдеров, вертикальные силуэты водонапорных башен, мощные кубы холодильных цехов, в силу отличия их объемно-пространственных композиций от привычных решений жилых и общественных зданий, часто ассоциировались со средневековыми постройками. Это толкало архитекторов на использование в отделке фасадов промышленных зданий деталей романской и готической архитектуры.

И здесь серьезная проблема менталитета - сохранение единичных объектов - ярких представителей своего стиля либо зданий, возведенных известными зодчими, уже не вызывает сомнения. Но каких-либо критериев оценки средообразующей застройки до сих пор не выработано, несмотря на то что памятники имеют статус «вновь выявленных объектов культурного наследия» [9].

А между тем это устойчивая среда, которая не только сама по себе является композиционно целостной, но и во многих случаях служит органичным связующим звеном между застройкой различных мор-фотипов [10]. Но, как уже отмечено ранее, концепции комплексной реновации территорий исторических промзон, нацеленные на сохранение исторической индустриальной следы, принципиально не разрабатываются.

Нужно отметить также, что сохранение и перепрофилирование локальных выдающихся объектов не является гарантом сохранения целостного исторического пространства [11]. Это в первую очередь коснулось территорий с невысокой плотностью застройки, ческого города.

освоенных в 1930-х гг. и расположенных в непосредственной близости от объектов советского конструктивизма.

Непрекращающаяся полемика вокруг памятника авангарда мирового значения - силовой станции фабрики «Красное знамя», возведенной в Ленинграде Эрихом Мендельсоном, наверное, самый нашумевший тому пример (рис. 7, 8). Строительство жилого комплекса, расположенного в непосредственной близости от памятника, являющегося значительным композиционным акцентом, полностью нивелирует его роль [12].

Еще один объект советского конструктивизма мирового уровня - творение Якова Чернихова водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» -вполне может оказаться в ближайшее время в сходной ситуации, поскольку на расчищенной территории, примыкающей к башне, уже ведется новое строительство (рис. 9, 10). Исходя из того, что высотный регламент разрабатывался для всего района, без учета системы доминант и акцентов, можно предположить, что роль башни Чернихова как яркой доминанты, создающей и усиливающей уникальный образ городского пространства [13], будет утрачена.

В связи с этим следует обсуждать необходимость выработки ряда мер, направленных на сохранение восприятия памятника в окружающем контексте. Это, по-видимому, пересмотр существующих границ памятников, которые, как правило, проходят по фундаменту здания либо исторической границе участка застройки, что даже при сохранении объекта не даст возможности сохранить визуальные связи и историческую роль памятника в окружающем контексте [14-15].

Справедливо отметить, что эта проблема актуальна для любого города, где еще не утрачены памятники промышленной архитектуры. Это мощный пласт культурного наследия, обогащающий объемно-пространственную структуру жилой и общественной застройки. Характерная индустриальная среда может и должна являться своеобразным знаком места, формирующим идентичность застройки любого истори-

1-22019

37

Сохранение

архитектурного наследия

------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Научно-технический и производственный журнал

Список литературы

1. Гранстрем М.А. Историко-архитектурные аспекты музеефикации промышленного наследия Санкт-Петербурга. Дис. ... канд. архитектуры. СПб., 2007. 164 с.

2. Игнатьева И.А. Развитие образа исторического города. Дис. ... канд. архитектуры. Новосибирск, 2000. 200 с.

3. Постройки Товарищества Санкт-Петербургского вагоностроительного завода. http://www.citywalls. ru/house5195.html (дата обращения: 22.06.2018).

4. Новая Голландия: история и мифы рукотворного острова. http://peterburg.center/ln/novaya-gollandiya-istoriya-i-mify-rukotvornogo-ostrova.html (дата обращения: 22.06.2018).

5. Махровская А.В. Реконструкция старых жилых районов крупных городов: На примере Ленинграда. Л.: Стройиздат, 1986. 352 с.

6. Гранстрем М.А. Архитектура промышленных зданий. СПб.: СПбГАСУ, 2016. 62 с.

7. Едике Ю. История современной архитектуры. М.: Искусство, 1972. 245 с.

8. Штиглиц М.С. Промышленная архитектура Петербурга в сфере «индустриальной археологии». СПб.: Белое и Черное, 2003. 280 с.

9. Гранстрем М.А. Реальны ли научные методы реконструкции фрагментов исторических городов? Архитектурный альманах. СПб.: СПбГАСУ, 2016. Вып. 1. С. 71-81.

10. Гранстрем М.А. Палевский жилмассив - элемент целостной среды жилой застройки Ленинграда 1920-х гг. // Жилищное строительство. 2016. № 8. С. 36-40.

11. Гранстрем М.А., Золотарева М.В. Исследование структуры исторической застройки Санкт-Петербурга // Жилищное строительство. 2014. № 11. С.23-26.

12. Макагонова М.Л. Эрих Мендельсон в Ленинграде: фабрика «Красное знамя». Невский архив: Историко-краеведческий сборник. СПб., 1995. С. 270-284.

13. Кламер М., Глебова Н.М., Дружинина И.Е. Идентификационные коды архитектурной среды городских пространств // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7. № 3. С.132-144.

14. Штиглиц М.С., Кириков Б.М. Архитектура ленинградского авангарда. СПб.: Коло, 2008. 384 с.

15. Золотарева М.В. Основные принципы пространственного и объемно-планировочного развития высотного зонирования центральной части Санкт-Петербурга // Жилищное строительство. 2015. № 11. С. 27- 31.

References

1. Granstrem M.A. Historical and architectural aspects of the museumification of the industrial heritage of St. Petersburg. Cand. Diss. (Architectural Saint Petersburg, 2007. 164 p. (In Russian).

2. Ignatieva I.A. Development of the image of the historic city. Cand. Diss. (Architectura). Novosibirsk, 2000. 200 p. (In Russian).

3. Buildings of the Partnership of the St. Petersburg Carriage Factory. http://www.citywalls.ru/house5195. html (Date of access 22.06.2018). (In Russian).

4. New Holland: the history and myths of the man-made island. http://peterburg.center/ln/novaya-gollandiya-istoriya-i-mify-rukotvornogo-ostrova.html (Date of access 22.06.2018). (In Russian).

5. Makhrovskaya A.V. Rekonstruktsiya starykh zhilykh raionov krupnykh gorodov: Na primere Leningrada [Reconstruction of old residential areas of large cities: the example of Leningrad]. Leningrad: Stroyizdat, 1986. 352 p.

6. Granstrem M.A. Arkhitektura promyshlennykh zdanii [Architecture of industrial buildings]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, 2016. 62 p.

7. Edike Yu. Istoriya sovremennoi arkhitektury [The history of modern architecture]. Moscow: Iskusstvo, 1972. 245 p.

8. Shtiglits M.S. Promyshlennaya arkhitektura Peterburga v sfere «industrial'noi arkheologii» [Industrial architecture of St. Petersburg in the field of «industrial archeology»]. Saint Petersburg: Beloe and Tchernoe, 2003. 280 p.

9. Granstrem M.A. Real'ny li nauchnye metody rekonstruktsii fragmentov istoricheskikh gorodov? Arkhitekturnyi al'manakh [Are scientific methods of reconstruction of fragments of historic cities real? Architectural almanac]. Saint Petersburg: St. Petersburg State University of Management and Civil Engineering, 2016. Vol. 1, pp. 71-81.

10. Granstrem M.A. Palevsky block as an element of the holistic building environment in Leningrad of 1920s. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2016. No. 8, pp. 36-40. (In Russian).

11. Granstrem M.A., Zolotareva M.V. A study of the structure of historical buildings in St. Petersburg. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2014. No. 11, pp. 23-26. (In Russian).

12. Makagonova M.L. Erich Mendelssohn in Leningrad: the factory «Krasnoe Znamia». Nevskiy archive. Saint Petersburg, 1995, pp. 270-284.

13. Klamer M., Glebova N.M., Druzhinina I.E. Identification codes of architectural area of city spaces. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimosf. 2017, vol. 7. No. 3, pp. 132-144. (In Russian)

14. Shtiglitz M.S., Kirikov B.M. Arkhitektura leningradsko-go avangarda [Architecture of the Leningrad avantgarde]. Saint Petersburg: Kolo, 2008. 384 p.

15. Zolotaryova M.V. Main principles of spatial and space-planning development of high-rise zoning in the central part of St.-Petersburg. Zhilishchnoe Stroitefstvo [Housing Construction]. 2015. No. 11, pp. 27-31. (In Russian).

38

1-2'2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.