ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
DOI: 10.21672/1818-510X-2021-67-2-142-148
ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАНСГРЕССИИ НА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ИНТЕРНЕТ-ФОРУМАХ1
Кудряшова Екатерина Викторова, кандидат политических наук, доцент Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: [email protected]
Предметом рассмотрения статьи являются случаи смены религии и возможность такой смены, обсуждаемые на интернет-форумах. В статье особое внимание акцентируется на определении данного явления и выявление его ключевых характерных особенностей. При этом отмечается, что в рамках религиозной тематики в настоящее время форумы позволяют перейти от традиционных средств предоставления информации к построению вертикали коммуникации между пользователями. Ситуация с обсуждением подобной тематики на иностранных интернет-форумах несколько отличается от российских тенденций и имеет особенности. На иностранных форумах всё чаще используется жанр «личного свидетельства», который заключается в подробных рассказах о том, как человек обратился к иному Богу или отвратился от него вовсе, тем самым свершив религиозную трансгрессию. Основная причина, звучавшая в личных свидетельствах, побудивших к трансгрессии, заключается в том, что человек узнал что-то, чего он не знал до этого, и что оказалось несовместимым с его религиозной картиной мира. Личные рассказы играют дополнительную роль - подбодрить тех, кто утратил веру, но не решается заявить об этом открыто. Высказывания форумчан подтверждают, что сетевой атеизм продолжает набирать обороты, выявляя конфликтность процесса перехода.
Ключевые слова: религия, христианство, ислам, религиозная догма, интернет, интернет-форум, коммуникация, трансгрессия, атеизм, Сеть.
PROBLEMS OF RELIGIOUS TRANSGRESSION ON ENGLISH INTERNET FORUMS2
Kudryashova Ekaterina V., Cand. Sc. (Politics), Associate Professor
Astrakhan State University
20а Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation
E-mail: [email protected]
The subject of the article is the cases of a change of religion and the possibility of such a change, discussed on Internet forums. The article focuses on the definition of this phenomenon and the identification of its key characteristic features. At the same time, it is noted that within the framework of religious themes, forums now allow you to move from traditional means of providing information to building a vertical of communication between users. The situation with the discussion of such topics on foreign Internet forums is somewhat different from Russian trends and has its own characteristics. In foreign forums, the genre of "personal testimony" is increasingly used, which consists in detailed stories about how a person turned to another God or turned away from him altogether, thereby accomplishing a religious transgression. The main reason that sounded in the personal testimonies that prompted the transgression is that the person learned something that he did not know before, and that turned out to be incompatible with his religious picture of the world. Personal stories play an
1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №18-7810064) «Трансформация механизмов формирования пострансгрессионной модели религиозной идентичности в современном информационном пространстве».
2The study was carried out by a grant from the Russian Science Foundation (Project No.18-78-10064) "Transformation of mechanisms of formation of post-transgress model of religious identity in the modern information space".
additional role - to cheer up those who have lost their faith, but do not dare to declare it openly. Statements of members of the forum confirm that Network atheism continues to gain momentum, revealing the conflict of the transition process
Keywords: religion, Christianity, Islam, religious dogma, Internet, Internet forum, communication, transgression, atheism, Network.
На современном этапе интернет-коммуникация выступает наиболее развивающейся речевой формацией, существующей сравнительно недолгое количество времени. Мало кто сегодня представляет повседневную жизнь без электронной почты, социальных сетей, сёрфинга в интернете или общения в блогах, чатах, на форумах.
Интернет превратился в неотъемлемую часть политики, бизнеса, науки и образования. Люди познают мир, работают, общаются, отдыхают, учатся благодаря существующему интернет-пространству. Современные информационное технологии превратились в важнейшее средство ориентации человека в окружающей действительности. Больше не существует географических, социальных, национальных, религиозных, возрастных и гендерных границ.
Жизнь виртуальная не только всё больше проникает в реальную жизнь, но и представляет собой некое коммуникативное пространство, характеризующееся высокой степенью самостоятельности в области вербального взаимодействия, а также модель реальности, в рамках которой создаётся эффект присутствия в ней человека и иллюзия погружения в мир [12, с. 233].
Современные исследования интернет-ресурсов (Т. Н. Колокольцева, А. В. Никитина, М. Ю. Сидорова, Е. Н. Галичкина и др.) указывают на то, что для увеличения возможностей реализации категория диалогичности общения в виртуальном пространстве играет значительную роль. При этом стоит отметить, что виртуальное пространство выступает практически единственным местом, где данная категория получила настолько мощное и впечатляющее воплощение. Специфической особенностью интернет-коммуникации в данной связи можно назвать её многоголосие, что непосредственно связано с тем, что в интернете, в отличие от традиционных средств массовой информации, фрагменты диалога и такие жанры, как беседа или интервью, превалируют над монологом, места для которого, в свою очередь, остаётся совсем мало. Кроме того, большинство существующих в интернет-пространстве жанров, которые, казалось бы, можно отнести к монологу, выступают потенциально диалогическими, в связи с чем можно утверждать, что гипертекстовое пространство интернета в настоящее время обладает диалогическим характером. Это связано непосредственно с тем, что практически вся информация, размещённая в интернете, чаще всего вызывает диалогические реакции его пользователей [3, с. 129].
Одним из наиболее эффективных способов обсуждения вопросов во всемирной паутине является интернет-форум, в общем виде представляющий собой форму коммуникации в виртуальной среде, целью которой является передача информации от человека к человеку для дальнейшего взаимодействия. По мнению Т. Н. Колокольцевой, форумом можно обозначить жанр коммуникации в интернет-пространстве, особенностью которого выступает взаимодействие людей в режиме офлайн. Характерной чертой форумов является возможность отправлять сообщения участниками в разное время, поскольку они сохраняются на данном интернет-ресурсе в течение достаточно длительного периода. Подобные условия позволяют новым участникам высказывать свою точку зрения по поводу вопросов, обсуждаемых ранее другими людьми [Z, с. 98].
Отличительными особенностями, характерными для интернет-форумов, выступают их цель, задачи, характер, структура и способы языкового выражения. Структура сообщений заключается в совокупном предоставлении времени опубликованной информации, имени автора, указанного им, а также непосредственно самого текста сообщения. При этом участники дискуссии преследуют различные цели: взаимодействовать с целью обработки информации в разном виде, поиска поддержки или иного выражения эмоциональной связи, а также выражения собственной позиции по тому или иному вопросу. В зависимости от определённого речевого поведения коммуникантов данный процесс может варьироваться от спокойного
обсуждения в рамках поддержания дружелюбной или нейтральной атмосфер до перехода к острым формам спора с возможным разделением на группы [12, с. 233].
Ещё к свойствам интернет-форумов можно отнести разграничение обсуждаемых тем и возможность общения в асинхронном режиме. Сообщения на форумах хранятся неограниченно долго, позволяя обмениваться информацией в асинхронном режиме. Такой режим общения не требует одновременного пребывания в Сети, предоставляя коммуникантам возможность обдумать ответ и чётко сформулировать мысли, обосновывающие авторскую точку зрения.
Форумы имеют свое тематическое направление. Оно должно быть достаточно широким, чтобы в его переделах можно было вести разностороннее обсуждение. Подобные тематические направления, в рамках которых существует определённая тематика и логически выстроенная цепочка вопросов и ответов, могут быть определены как треды (от англ. thread - нить). Объём данной последовательности вопросов и ответов непосредственно зависит от актуальности тематики, выбранной собеседниками. При этом в подобном «древовидном полилоге» может принять участие абсолютно любой человек, заинтересованный в данном вопросе и присутствующий в данный момент на форуме. Помимо этого, участник не всегда должен активно участвовать в диалоге, также существует возможность пассивно следить за его ходом [12, с. 234].
В рамках большого количества интернет-форумов распространённой является тенденция ориентации на обсуждение тем интеллектуального толка, к которым, например, относится тема религии. Удобство форумов, на которых обсуждается религиозная тематика, заключается в том, что в отличие от официальных сайтов организаций, связанных с религией, данные ресурсы предполагают эффективную горизонталь общения, поскольку помимо непосредственного получения информации пользователям удаётся общаться на интересующие их темы, узнавать ответы на актуальные вопросы. Возникновение подобных порталов в интернете способствует привлечению особого научного интереса к данной тематики, в связи с чем важным представляется анализ контента российских интернет-форумов, на которых обсуждению подлежит проблема смены вероисповедания. Помимо этого, необходимо выявить предпосылки и причины данных действий, их оценка и отношение к ним окружающих [11].
Ситуация с обсуждением подобной тематики на иностранных интернет-форумах несколько отличается от российских тенденций, которые мы изучали ранее [11] и имеет особенности.
В темах для обсуждения на иностранных интернет-площадках за последнее десятилетие не раз появлялась тема смены религии. Для сравнения приведем обсуждение 2010 и 2019 гг.
Так, в 2010 г. участником форума был задан вопрос: «Вы "переключились" с одной религии на другую? Мне просто любопытно услышать от людей, которые перешли от одной религии к другой. Какую религию вы исповедовали и в какую обратились? Что заставило вас прийти к такому решению? Вы были довольны изменением?». Участники активно включились в общение и наметилось две тенденции.
С одной стороны, люди высказывались об уходе из религии вообще: «Я только что оставил религию. Почему? Бог сотворил много чудес для древних людей, но Он не сотворит чудо и не покажет его мне, чтобы доказать своё существование. Я хочу увидеть, как мертвая птица, разрезанная на множество частей, оживает, как то, что видел Авраам. Многие истории нереалистичны и противоречат науке и истории, как глобальный потоп», «рождённый в христианской семье, воспитанный христианином, никогда не чувствовал себя комфортно с пробелами в логике. Я был христианином до 24 лет, а затем стал (официально) атеистом», «я отступник христианской веры», «многие христиане сделали это. Они разочаровывают своей странной верой», «Да, я бросил христианство! Вот отчасти причина того, почему я это сделал ... Это было не ночью! На это у меня ушло много времени! Мне слишком промыли мозги в пользу Иисуса и Иоанна» [1].
С другой стороны, были на форуме и те, кто, совершая переход, возвращался к первоначальной вере / не вере, пройдя через внутренние терзания и сомнения. Среди таких высказываний примером может служить удовлетворённость пользователями своей религией, результатом чего выступает их решением продолжать исповедовать ту или иную религию: «Возможно, это не то, что вы ищете, но я никогда не отказывался от того, что церкви называют "христианством" (которое на самом деле представляет собой плохо завуалированный иудаизм,
смешанный с христианским учением).Однако в своих поисках Бога я переходил от одной деноминации к другой, что также может быть довольно радикальным изменением... В конце концов я был приведён к правильному разделению слова истины, то есть к тому, что я узнал об апостоле Павле и обо всём, что воскресший Христос открыл ему. Это совершенно другое Евангелие, чем то, чему учил Иоанн Креститель, Господь Иисус и 12 апостолов. Сегодня, из-за того, что только 1 % церквей действительно разделяют и проповедуют Иисуса Христа в соответствии с откровением тайны, я не хожу ни в одну церковь. Сейчас я учусь у пастора, и я занимаюсь этим онлайн», «Начал как скрытый атеист. В конце концов, обратился в христианство. Начали сомневаться, что привело в конечном итоге к моей деконверсии. Прошёл через множество различных фаз, начиная от общего теизма и деизма, заканчивая агностицизмом, периодически колеблясь между верой и неверием. И теперь я снова стал атеистом, но на этот раз из-за того, что я действительно всё обдумал, а не просто по умолчанию» [1].
Практически почти через 10 лет в 2019 г. на другом форуме можно встретить похожий вопрос: «Вы воспитывались в какой-то определённой религии, но потом изменили её, когда стали старше, потому что больше не верили в неё?». И прошедшее почти десятилетие не изменило наметившуюся тенденцию в переходах. Этот форум отличается развёрнутыми, доказательными рассуждениями. Приведём некоторые из них: «Да. Я был воспитан как "южный баптист", хотя в то время (50-е, 60-е, начало 70-х) и не был в целом таким "фундаменталистом", как кажется сейчас. Тем не менее, когда я познакомился с другими религиями и реальной историей иудаизма и христианства, я начал рассматривать это как, возможно, скорее культурное суеверие... Путешествие по философии и изучение других религий заставило меня заменить то, на чём я вырос, на что-то другое. Но неизбежно, когда я исследовал их, я обнаружил, что они имеют те же проблемы, что и моя "изначальная" религия. В конце концов, я отказался от них как от источника любой истины в последней инстанции», «Да. Около 4-5 лет назад, когда мне было около 14 лет, я был христианином. Затем я начал исследовать кучу материалов в интернете о христианстве, эволюции и многом другом. Я столкнулся со многими новыми для меня религиозными и нерелигиозными взглядами. Поэтому, прочитав бесчисленные дискуссии об эволюции и христианстве, я обнаружил, что сомневаюсь в точности и безошибочности Библии. К своему ужасу, я обнаружил, что существуют целые области вопросов, которые приводят к другим вопросам, на которые я мог придумать мало ответов или вообще никаких ответов. Поиск в интернете мало помог. Меня напугало, что за 2000 лет существования христианства на эти вопросы всё ещё не было ответов. Так что с тоской я начал видеть, что безбожие побеждает христианство. Я быстро испугался, что теряю веру. Я не знал, христианин ли я, и как кто-то мог знать наверняка, что они были. Я боялся попасть в ад. Я боялся, что об этом узнают мои родители и друзья. Я боялся, что люди спросят меня о чём-то, что заставит меня рассказать им о своих сомнениях. Христианство действительно не имело никаких преимуществ перед другими религиями. Теперь я считаю, что всё, что происходит сегодня, вполне объяснимо естественными причинами. Мне показалось очень глупым, что какой-то бог должен быть причастен к мировым событиям», «Как атеист, рождённый и воспитанный евреем, я могу честно сказать вам, что быть христианином ни в коем случае не означает счастье. Есть много несчастных христиан и много счастливых нехристиан. Если вы начали задавать вопросы, значит, вы на пути к атеисту или уже стали им, что на самом деле не так уж и плохо; нет правил, которым вы должны следовать для диеты и молитвы, и вопреки распространённому христианскому убеждению, вы действительно МОЖЕТЕ быть атеистом, который имеет мораль и быть хорошим человеком. Не думай так много. Это то, что должны делать умные люди во всём мире. Мир - удручающее место, с террористами, ядерными сверхдержавами и Дональдом Трампом. Не думайте об этом так много, и вы станете намного счастливее. Не относитесь к себе так серьёзно и в этой связи не относитесь к религии так серьёзно. Если вы в конечном итоге измените свою религию или откажетесь от неё, что с того? Религия, по сути, не в поклонении огромному человеку в небе. Речь идёт о том, чтобы объединить людей для совершения добрых дел, а также о предоставлении набора принципов и основных правил для этого. Если вы не в церкви, это не значит, что вы отказываетесь от принципов, просто применяйте их таким образом, который имеет для вас смысл» [4].
На иностранных форумах популярен жанр «личного свидетельства», который заключается в подробных рассказах о том, как человек обратился к иному Богу или отвратился от него вовсе, тем самым свершив религиозную трансгрессию. Основная причина, звучавшая в личных свидетельствах, побудивших к трансгрессии, заключается в том, что человек узнал что-то, чего он не знал до этого, и что оказалось несовместимым с его религиозной картиной мира.
Всё чаще на форумах задаются вопросы о вере, Боге в контексте неверия. Вот несколько тем, которые поднялись для обсуждения уже в 2021 г.:
Если проанализировать вопросы, задаваемые на форумах, где обсуждается религия, то из последних тем, на которые пользователи интернета достаточно активно отреагировали обилием комментариев и ответов: «Почему Бог ничего не делает со страданиями в мире», «Как я могу попросить Бога "открыть себя" мне? Я думаю, что готов отказаться от агностицизма и попытаться немного поверить в Бога», «Иисус - это не Бог-отец, верно?» [3] и т. п. Возможно, ситуация с пандемией и её последствиями стала в некотором роде катализатором подобных тем. Например, в американской всё еще довольно религиозной среде личные рассказы играют дополнительную роль - подбодрить тех, кто утратил веру, но не решается заявить об этом открыто. И здесь отсутствие непосредственного контакта между собеседниками на интернет-форумах, а также использование ников и аватара даёт редкую возможность примерить новую социальную роль, привлекательный образ. Подобный виртуальный образ снимает психологические барьеры, помогает реализовать потенциал, а также освободиться от любых существующих соображений сохранения имиджа или необходимости соответствовать ожиданиям общества [10].
В январе 2021 г. на одном из интернет-форумов появляется вопрос, способствующий развитию интереса к увеличению количества атеистов в интернете. Пользователь недоумевает, в связи с чем они составляют большинство. Согласно его позиции, многие авторы контента в настоящее время не обладают религиозной принадлежностью. Несмотря на это, атеисты во многих социальных сетях, как отмечает автор, позиционируют себя в качестве меньшинств, заявляя, что верующие преобладают в мире и сети Интернет. Главным вопросом, по его мнению, является причина отсутствия представления подобных данных в интернете [5]. На данный вопрос пользователи интернета достаточно активно отреагировали, что демонстрирует значительный объём комментариев: 224 штуки.
Уместно в данной связи привести в пример некоторые из этих реплик-реакций: «Анонимность Интернета позволяет атеистам выражать своё мнение, не избегая и не проповедуя, как это произошло бы в США и других глубоко религиозных странах, и, не подвергаясь смерти за вероотступничество, как это разрешено законом в Саудовской Аравии», «Многие атеисты в религиозных странах сохраняют защитную окраску своей религиозности, чтобы не привлекать к себе внимания», «Это означает, что атеистов в вашей стране, вероятно, больше, чем вы ожидаете, потому что они скрываются», «Атеисты могут найти единомышленников в Интернете и создать своё собственное сообщество, при этом религиозные люди не вмешиваются и не пытаются их закрыть», «Обычно скрываю свой атеизм от всех, кроме близких друзей в реальной жизни», «Я не сторонник организованных церквей», «Я надеюсь, что однажды ты сможешь открыто заявить о своих убеждениях как атеист, мой друг», «Я агностик, и Интернет - единственное настоящее безопасное место, чтобы выразить это», «Когда в прошлом году мы оставили христианство, мы с женой потеряли всякую связь с христианами. Они смотрели на нас свысока, обращались с нами как с ранеными животными, и многие говорили, что это было не наше решение, и что наш мозг был изменён, чтобы мы больше не верили в христианство. Было действительно противно и открывало глаза, насколько условна безусловная любовь. Когда они слышат о христианской семье, умирающей в автокатастрофе, они грустят, но также говорят, что "ну, бог избавил их от боли, взяв их всех сразу", но, когда семья погибла в автокатастрофе, просто оставив христианство, это было "Бог срезал ветку коры"». «Я живу на юге. Открытый атеизм с таким же успехом может означать признание в убийстве или педофилии. Вы должны поддерживать внешний вид, иначе вас будут избегать» [5]. Высказывания форумчан подтверждают, что сетевой атеизм продолжает набирать обороты, выявляя конфликтность процесса перехода. И определить, где географически этот процесс
превращается уже в проблему для религиозных институтов, не представляется возможным, т. к. в своих комментариях форумчане не указывают, жителями каких стран являются.
В большинстве случаев религиозной трансгрессии подвергалась именно христианская вера. Вопросы, связанные с трансгрессией в мусульманской вере, на англоязычных форумах поднимались крайне редко. Так, на одном из интернет-форумов был задан вопрос, касающийся именно ислама, согласно которому пользователю было интересно, способен ли другой человек отказаться от своих детей, если они вдруг станут мусульманами. Кроме того, вопрос заключался также в том, возможен ли последующий переход к другой религии под воздействием семьи [3].
В этом вопросе форумчане проявили единение мнений: «Я никогда не откажусь от своих детей и не присоединюсь к религии, основанной мужчиной», «Я никогда не был частью какой-либо организованной религии, и я сомневаюсь, что мои дети когда-либо стали бы этим заниматься, это не то же самое, что быть атеистом, просто не частью религии», «Я никогда не откажусь от своей плоти и крови», «Мне не о чем беспокоиться, никто в моей семье не чокнутый», «Зачем мне отказываться от своих детей? Если бы они обратились в ислам, у них были бы свои причины для этого, и я бы с этим согласился. Однако я бы ни при каких обстоятельствах не присоединился к ним», «Нет, я бы не отрекся от них, я бы не обратился», «Я бы не волновался, если бы она стала мусульманкой, но я серьёзно сомневаюсь, что она это сделает».
За пределами исследования остаётся вопрос, связанный с гендерным разделением участников форумов. Для выявления общих тенденций было бы полезно типологизировать форумчан по данному признаку. Но это не представляется возможным по причине анонимности. Бесполые ники и аватары полностью скрывают гендер.
Иными словами, в настоящее время интернет выступает свободной площадкой, в которой отсутствуют какие-либо идеологические и формальные рамки, характерные для традиционных средств массовой информации, в связи с чем значительно увеличивается количество тематик, искусственно суженных в печати, радио и телевидении.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на современном этапе значение интернет-коммуникаций в религиозной жизни состоит в создании горизонтальных методов осуществления взаимодействия. При помощи интернета сегодня возможна ускоренная мобилизация пользователей вокруг общих ценностей и интересов, позволяющая в корне изменить способ выражения религиозности людей. Участие в форумах, поддерживающих религиозную тематику, способствует предоставлению верующим пользователям возможности обретения новой религиозной идентичности. Другими словами, кроме территориально обозначенной приходской общины, человеку открывается допустимость состоять в сообществе людей со схожими интересами, но проживающих на территориях других государств. Это позволяет укреплять межличностные отношения, при этом обсуждая важные и интересующие пользователя религиозные проблемы. В связи с вышесказанным стоит отметить, что зачастую форумы увеличивают возможности религиозных людей в обеспечении своих интеллектуальных и духовных потребностей, что делает их более эффективными, нежели традиционные приходские общины.
Список литературы
1. Интернет-форум. - Режим доступа: https://answers.yahoo.com/question/index?qid= 20100328081712AAUzXbr, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
2. Интернет-форум. - Режим доступа: https://answers.yahoo.com/question/index?qid= 20210118151938AAEshvI, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
3. Интернет-форум. - Режим доступа: https://answers.yahoo.com/question/index;_ylt= AwrC0F.8vwdgRlYA.Q5PmolQ;_ylu=Y29sbwNiZjEEcG9zAzEEdnRpZAMEc2VjA3Ny?qid=20210119075655AAG 3NЮ, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
4. Интернет-форум. - Режим доступа: https://www.quora.com/Did-you-ever-switch-from-one-religion-to-another-because-you-no-longer-believed-in-the-previous-religion, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. англ.
5. Интернет-форум. - Режим доступа: https://www.reddit.com/r/religion/comments/Юgv11/ why_is_the_internet_full_of_atheists/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
6. Колокольцева, Т. Н. Диалог и диалогичность в Интернет-коммуникации / Т. Н. Колокольцева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2011. - № 8 (62). -С. 128-133.
7. Колокольцева, Т. Н. Интернет-жанры / Т. Н. Колокольцева // Жанры речи. - 2016. - № 2. -С. 96-104.
8. Колокольцева, Т. Н. Роль диалога в современном коммуникативном пространстве / Т. Н. Колокольцева // Проблемы речевой коммуникации: межвузовский сборник научных трудов. - Саратов : Саратовский гос. ун-т, 2000. - С. 50-57.
9. Колокольцева, Т. Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи / Т. Н. Колокольцева. - Волгоград : Волгоградский гос. ун-т, 2001. - 260 с.
10. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание / И. С. Кон. - Москва : Политиздат, 1984. - 335 с.
11. Кудряшова, Е. В. Религиозная трансгрессия как предмет дискуссии на интернет-форумах / Е. В. Кудряшова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2020. - № 2 (63). - С. 95-101.
12. Мараховская, Т. И. Общая характеристика Интернет-форума как особой формы виртуальной коммуникации / Т. И. Мараховская // Функционально-когнитивный анализ языковых единиц и его апплика-тивный потенциал. - Барнаул : Алтайский гос. пед. ун-т, 2012. - С. 233-234.
References
1. Internet-forum. Available at: https://answers.yahoo.com/question/index?qid=20100328081712 AAUzXbr.
2. Internet-forum. Available at: https://answers.yahoo.com/question/index?qid=20210118151938 AAEshvI.
3. Internet-forum. Available at: https://answers.yahoo.com/question/index;_ylt=AwrC0F.8vwdgRlYA. Q5PmolQ;_ylu=Y29sbwNiZjEEcG9zAzEEdnRpZAMEc2VjA3Ny?qid=20210119075655AAG3Nt0.
4. Internet-forum. Available at: https://www.quora.com/Did-you-ever-switch-from-one-religion-to-another-because-you-no-longer-believed-in-the-previous-religion.
5. Internet-forum. Available at: https://www.reddit.com/r/religion/comments/l0gv11/ why_is_the_internet_full_of_atheists/.
6. Kolokoltseva, T. N. Dialog i dialogichnost v Internet-kommunikatscii [Dialogue and dialogicity in Internet communication]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University], 2011, no 8 (62), pp. 128-133.
7. Kolokoltseva, T. N. Internet-zhanry [Internet genres]. Zhanry rechi [Genres of speech], 2016, no 2, pp. 96-104.
8. Kolokoltseva, T. N. Rol dialoga v sovremennom kommunikativnom prostranstve [The role of dialogue in modern communication space]. Problemy rechevoy kommunikatsii [Problems of speech communication]. Saratov, Saratov State University Publ. House, 2000, pp. 50-57.
9. Kolokoltseva, T. N. Spetsificheskie kommunikativnye edinitsy dialogicheskoy rechi [Specific communicative units of dialogic speech]. Volgograd, Volgograd State University Publ. House, 2001, 260 p.
10. Kon, I. S. Vpoiskakh sebya. Lichnost i ee samosoznanie [Looking for yourself. Personality and its identity]. Moscow, Politizdat Publ. House, 1984, 335 p.
11. Kudryashova, E. V. Religioznaya transgressiya kak predmet diskussii na internet-forumaх [Religious Transgression as a subject of discussion on Internet forums]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian region: politics, economics, culture], 2020, no 2 (62), pp. 95-101.
12. Marakhovskaya, T. I. Obshchaya kharakteristika Internet-foruma kak osoboy formy virtualnoy kommunikatsii [General characteristics of the Internet forum as a special form of virtual communication]. Funktsionalno-kognitivnyy analiz yazykovykh edinits i ego applikativnyy potentsial [Functional-cognitive analysis of linguistic units and its applicative potential]. Barnaul, Altai State Pedagogical University Publ. House, 2012, pp. 233-234.