Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАНСГРЕССИЯ КАК ПРЕДМЕТ ДИСКУССИИ НА ИНТЕРНЕТ-ФОРУМАХ'

РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАНСГРЕССИЯ КАК ПРЕДМЕТ ДИСКУССИИ НА ИНТЕРНЕТ-ФОРУМАХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ИСЛАМ / РЕЛИГИОЗНАЯ ДОГМА / РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАНСГРЕССИЯ / ПЕРЕХОД / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-ФОРУМ / RELIGION / ORTHODOXY / ISLAM / RELIGIOUS DOGMA / INTERNET / INTERNET FORUM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кудряшова Екатерина Викторовна

Рассматривается дискурс специализированных интернет - форумов, посвящённых проблемам, связанным со сменой вероисповедания (религиозная трансгрессия). Технологии Web 2.0 позволили организовать массовые дискуссии в реальном времени с независимыми субъектами, географически удалёнными друг от друга, на интернет - форумах. В настоящее время в ёнтернете функционирует огромное количество форумов на религиозную тематику, в рамках которых пользователи общаются друг с другом, задают вопросы, пытаются найти для себя ответы. Было проведён контент - анализ интернет - форумов, где обсуждалась проблема смена вероисповедания. Рассматривались причины перехода, оценка окружающих и изменение отношения к осуществившим переход в другую религию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF CHANGE OF RELIGION IN THE INFORMATION EPOCH (ON MATERIALS OF THE INTERNET FORUMS)

The subject of this article is cases of a change of religion and the possibility of such a change, discussed on Internet forums. Web 2.0 technologies made it possible to organize mass discussions in real time with independent actors, geographically distant from each other, on Internet forums. Currently, the Internet has a huge number of forums on religious topics, in which users communicate with each other, ask questions, try to find answers for themselves. A study of the content of Internet forums was conducted, where the problem of a change of religion was discussed. The reasons for the transition, the assessment of others and a change in attitude towards those who made the transition to another religion were considered.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАНСГРЕССИЯ КАК ПРЕДМЕТ ДИСКУССИИ НА ИНТЕРНЕТ-ФОРУМАХ»

РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАНСГРЕССИЯ КАК ПРЕДМЕТ ДИСКУССИИ НА ИНТЕРНЕТ-ФОРУМАХ1

Кудряшова Екатерина Викторова, кандидат политических наук, доцент

Астраханский государственный университет

Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail: eafanasova@mail.ru

Рассматривается дискурс специализированных интернет-форумов, посвящённых проблемам, связанным со сменой вероисповедания (религиозная трансгрессия). Технологии Web 2.0 позволили организовать массовые дискуссии в реальном времени с независимыми субъектами, географически удалёнными друг от друга, на интернет-форумах. В настоящее время в ёнтернете функционирует огромное количество форумов на религиозную тематику, в рамках которых пользователи общаются друг с другом, задают вопросы, пытаются найти для себя ответы. Было проведён контент-анализ интернет-форумов, где обсуждалась проблема смена вероисповедания. Рассматривались причины перехода, оценка окружающих и изменение отношения к осуществившим переход в другую религию.

Ключевые слова: религия, православие, ислам, религиозная догма, религиозная трансгрессия, переход, интернет, интернет-форум

ISSUES OF CHANGE OF RELIGION IN THE INFORMATION EPOCH (ON MATERIALS OF THE INTERNET FORUMS)

Kudryashova Ekaterina V., Ph. D. (Policy), Associate Professor

Astrakhan State University

20а Tatishcheva St., Astrakhan, 414056, Russian Federation

E-mail: eafanasova@mail.ru

The subject of this article is cases of a change of religion and the possibility of such a change, discussed on Internet forums. Web 2.0 technologies made it possible to organize mass discussions in real time with independent actors, geographically distant from each other, on Internet forums. Currently, the Internet has a huge number of forums on religious topics, in which users communicate with each other, ask questions, try to find answers for themselves. A study of the content of Internet forums was conducted, where the problem of a change of religion was discussed. The reasons for the transition, the assessment of others and a change in attitude towards those who made the transition to another religion were considered.

Keywords: religion, Orthodoxy, Islam, religious dogma, Internet, Internet forum

Процессы развития техники и технологий оказывают значительное влияние на общественную жизнь и культуру. Говоря о современных процессах в религиозной жизни общества и функционировании религиозных институтов, мы неизбежно оказываемся в совершенно новом «ландшафте» культурных религиозных практик нашего времени - это цифровой ландшафт, сформированный современной информационной культурой. В этом новом ландшафте формируются и развиваются новые типы практик, а также теоретические размышления о том, как цифровая сеть взаимодействует с традиционными религиозными институтами, как она влияет на религиозное сознание и в каком направлении развиваются процессы трансформации религиозных институтов и практик.

До появления современных технических средств сетевого общения удалённая связь по принципу многих со многими была чрезвычайно сложной и практически невозможной. Технологии Web 2.0 позволили организовать массовые дискуссии в реальном времени со многими независимыми субъектами, географически удаленными друг от друга. Они проводятся

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-78-10064) «Трансформация механизмов формирования пострансгрессионной модели религиозной идентичности в современном информационном пространстве». (The study was carried out by a grant from the Russian Science Foundation (Project No. 18-78-100б4) "Transformation of mechanisms of formation of post-transgress model of religious identity in the modern information space".)

на специализированных интернет-ресурсах (форумах, интернет-конференциях, скайп-сессиях и т. д.), на сайтах практически всех социальных сетей и в блогах [5, с. 86].

Любой интернет-форум имеет своей главной целью обсуждение тем, которые задаются размещенной информацией на сайте и имеют особую направленность, что делает их похожими на клубы по интересам [22]. В каждом проекте участники делятся на подгруппы по возрасту, религиозным убеждениям, увлечениям и другим характеристикам. Понимание характера влияния виртуальных групп, сформированных на основе интернет-форумов, на социальные процессы связано с пониманием и систематизацией их типов.

Интернет-форумы в большей степени социальные, чем технологические продукты [3, p. 351]. Компьютерные технологии позволили общаться с людьми, которые заинтересованы в этом в глобальных масштабах и режиме реального времени. Форумы различаются по темам, доминирующим целям, составу и количеству участников. Перечисленные критерии в комплексе позволяют разделить все конференции на две основные группы:

1. Форумы, посвящённые обсуждению и ответам на вопросы, организации проблемных дискуссий, которые требуют тщательного анализа. Эта группа включает форумы с научной, политической или социальной направленностью. Сообщества в этой категории характеризуются определённой формальностью, деловым или научным стилем общения, в рамках норм литературного языка.

2. Форумы, организованные для лёгкого, дружеского общения. Основным отличием этих групп является тема обсуждаемых вопросов: общественные мероприятия, культурные и спортивные мероприятия, новости здравоохранения и образования, бытовые проблемы и повседневная жизнь. Все языковые инструменты используются для общения без ограничений в зависимости от контингента дискурсов [6, с. 73].

Перспективы интернет-форумов определяют их преимущество среди других форм виртуального общения, предоставляя возможность для обмена информацией, опытом, знаниями, а также участия и влияния на различные социальные процессы. Использование интернета в качестве платформы для размещения виртуальных дискуссионных клубов может значительно расширить их членство, привлечь внимание специалистов к диалогу.

В настоящее время существует огромное количество форумов, на которых пользователи взаимодействуют друг с другом, реализуя свои социальные интересы. Эти сообщества неоднородны и могут быть представлены ранжированием с использованием различных классификаций. Ведущую роль в определении основных типов интернет-форумов играют цели и задачи, определяющие создание и развитие сообщества. Форум может быть организован для обсуждения вопросов, важных для пользователей, и формирования общественного мнения, которое влияет на реальные общественные события. Причиной создания может быть желание авторов опубликовать в ресурсе информационную подборку по конкретной теме, востребованной в пользовательской среде.

Одной из востребованных в коммуникационной среде тем на современном этапе продолжает оставаться религия в силу её консолидирующих и идентификационных возможностей. «Религия, с одной стороны, сама выступает некоторым обеспечивающим осуществление идентификации началом, а с другой стороны, является институтом, можно даже сказать - инструментом, посредством которого человек идентифицирует себя в тех или иных социальных условиях» [7].

Современные исследования различают два вектора существования религии в сети Интернет: «религия онлайн» и «онлайн-религия». Такое разделение обосновывает К. Хелланд: «В настоящее время очевидно различие между религиозными вебсайтами, где люди могут действовать с неограниченной свободой и высоким уровнем интерактивности (online religion) и большинством религиозных вебсайтов, которые предоставляют лишь религиозную информацию, а не интерактивность (religiononline)» [2]. Таким образом, Хелланд фиксирует разницу в формах презентации религиозной активности, институтов и собственно религиозного сознания в сети Интернет.

В отличие от официальных религиозных сайтов, которые предоставляют тщательно проверенную, цензурированную и отфильтрованную информацию, сайты, которые мы можем называть «религия онлайн», буквально позволяют вам вести религиозную практику и жизнь

онлайн, вести религиозное общение в прямом эфире. К таким сайтам, по мнению Хелланда, относятся, например, блоги, некоторые сайты религиозных общин, которые осуществляют онлайн-трансляции и позволяют своим пользователям интерактивно взаимодействовать и высказываться [23, с. 67]. Это разделение поддерживает также Г. Янг: «Если религия онлайн и онлайн-религия рассматриваются как две полярные теоретические точки, то фокусировку на предоставлении информации или на религиозном участии, так же как и онлайн-активность противопоставленную ссылкам на оффлайн-институты, можно понимать как два вектора, которые простираются между ними» [4, р. 101]. В настоящий момент наблюдается рост интереса к изучению религии онлайн, и это вполне соответствует выделенной Хойсгором и Варбургом «третьей волне», которую мы наблюдаем сегодня. Она заключается во всестороннем изучении функционирования религиозного киберпростанства. Религиозное киберпространство - это спеце-фическое поле социокультурных коммуникаций, формируемое пользователями Сети [23, с. 67].

Х. Кэмпбелл выделила четыре актуальные формы существования религии в интернет-пространстве:

• онлайн информационная среда;

• онлайн ритуалы и богослужения;

• онлайн миссионерская деятельность и привлечение волонтёров и жертвователей;

• религиозное онлайн-сообщество [1, р. 6].

Религиозными организациями проводятся конференции и встречи, по результатам информация выкладывается в Сети. «Ведутся дискуссии, публикуются интервью, записывают-сявидео-проповеди и видео-лекции, которые дублируются как на собственных сайтах организаций, таки на уоиШЬе и других видео-хостингах. Практически все крупные религиозные организации имеют свои информационные порталы и сайты, благодаря им осуществляется просветительская задача, расширение религиозного кругозора, изучение священных текстов, книг по догматам» и т. д. [23, с. 68]. Эти официальные сайты даже дополнены форумами, показывающими желание осуществлять обратную связь. Но в основном эти форумы жестко модери-руются и носят формальный характер. Следовательно, таким образом формируется вертикальная иерархическая структура в религиозном общении, где признается только власть и авторитет церкви.

Появление интернет-форумов на религиозную тематику вне официальных сайтов религиозных организаций позволило трансформировать вертикаль в горизонталь общения. Теперь пользователи общаются друг с другом, задают вопросы, пытаются найти для себя ответы. Это пользовательское общение представляет особый научный интерес. Именно поэтому нами было проведён контент-анализ интернет-форумов, где обсуждалась проблема смена вероисповедания, обознаенная нами ранее как религиозна трансгрессия. «Под религиозной трансгрессией мы понимаем не только переход из одной системы вероисповедания в другую, но и выход за пределы своих конфессиональных рамок в сторону неверия или атеизма, а также расширение своего религиозного сознания, что влечёт за собой изменение уровня религиозности (повышение или понижение)» [25, с. 235]. Каковы причины, подталкивающие людей к подобному шагу, какова оценка окружающими подобных действий, как меняется отношение к тем, кто всё-таки сменил религию. Именно на эти вопросы мы попытались дать ответ в собственном исследовании.

Так, например, в вопросе о мотивах смены религии во взрослом возрасте была выявлена основная причина. Это смена религии при вступлении в брак с лицом другого вероисповедания. Она звучала лейтмотивом не только в ответах форумчан, но и ставилась основной в теме обсуждения: «Среди ваших знакомых много тех, кто ради мужа поменял религию? Как к этому относитесь? сами бы смогли?» [15]; «мой молодой человек мусульманин. Я православная. Собираемся пожениться. Он очень хочет, чтобы я поменяла религию. Сама я, если честно, в сомнениях, поскольку являюсь человеком верующим с малых лет... Вопрос собственно вот в чём: является ли смена религии грехом?» [20]; «Как вы относитесь к смене веры не из-за религиозных побуждений, а ради мужчины?» [18]; «Кто сталкивался с проблемой смены веры из-за замужества» [19]; «Вы бы поменяли веру ради мужчины?» [9]. В наших результатах такой мотив был свойственен только девушкам, которые делали выбор в сторону вероисповедания мужа.

Во многих этнических и религиозных традициях межконфессиональные браки являются неприемлемыми и связаны с дальнейшими конфликтами и отвержением со стороны этнического / религиозного сообщества [24, а 14]. И на одном из интернет-форумов в подтверждение данного высказывания была дана оценка принятия ислама православным священником. Она носила однозначную и крайне негативную оценку: «переход является не просто грехом. А первостатейным грехом, после совершения которого, обо всех прочих грехах уже можно не беспокоиться» [20]. Этот форум не является частью официального сайта религиозной организации, но на его площадке происходит не просто обсуждение проблемы, а даётся комментарий или ответ на вопрос с точки зрения официальных религиозных представителей. Дискуссия представляла интерес тем, что задающий вопрос пользователь активно участвовал в обсуждении, иногда высказывания казались провокационными, побуждающими к конфликту. Складывалось впечатление, что идет поиск союзников в борьбе с негативными высказываниями священника по задаваемому вопросу, и в этом действии были найдены единомышленники в лице нескольких участников форума.

В вопросе оценки религиозной трансгрессии в связи с браком с иноверцем было выявлено несколько интересных тенденций. Например, это противоречивость оценок, как со стороны участников форума, так и со стороны «экспертов» - священнослужителей. На форумах прослеживались две основные линии оценки отношения к переходу. Это крайне негативная, которая проявлялась в достаточно резких высказываниях вроде: «люди, меняющие веру, хуже даже чем предатели, какими бы соображениями они ни руководствовались» [14]; «отношусь отрицательно, потому что не понимаю, как возможно поменять своё мировоззрение только потому, что замуж вышла, значит, сама ни к чему не пришла, безвольное ведомое существо», «Для меня смена религии неприемлема, а, значит, и муж иной веры быть не может», «Я бы не стала, а если мужчина стал бы настаивать, то задумалась бы нужен он мне или нет», «Ради замужества не стоит прогибаться по такому поводу» [15]. И нейтральная оценка. Высказывания были, например: «моё отношение к ней и её мужу абсолютно не изменилось, и не должно меняться, они же ни кого не убили», «каждому своё», «нормальное отношение... сама поменять хочу» [14], - чаще всего это те, кто сам прошёл через путь перехода или не являются столь религиозными людьми: «мои православные. Муж татарин. Вообще у нас никаких проблем с верой. Мы особо не верующие сами видимо» [19].

За пределами исследования, однако, остался вопрос о конфликтности / гармоничности процесса перехода, т. е. насколько сложным оказался этот выбор для девушек, задающих подобные вопросы, как он сказался на отношениях с родителями и ближайшимокружением. Но по ответам участников форума можно было спрогнозировать возможное изменение отно-шенийк перешедшим в другую религию. Здесь в большинстве комментариев прослеживалась всё-таки крайне негативная оценка. Комментарии были: «есть один дурачок, но я с ним не общаюсь почти», «ржу над ним», «я бы прекратила всякое общение и прервала все связи»

[14], «Пришла бы я в хиджабе к родителям... быстро бы в окно вылетела вместе с мужем. И свою дочку бы убила за это. В каждой религии своих жен хватает, пусть с ними и живут»

[15]. О своём изменении в отношении к тем, кто перешёл в другую религию, наиболее ярко высказывались пользователи, имеющие негативное отношение к переходу в целом.

Интересными при исследовании контента на интеренет-форумах стали ещё два фактора. Во-первых, оценка перехода в мусульманство не имела крайне негативной окраски [8], т. е. если переход из совершался непосредственно в ислам, то участники форума оценивали его преимущественно положительно: «будучи мусульманкой и считая свою религию единственно правильной, я считаю диким, когда мусульмане меняют свою религию на другую, и радуюсь, когда люди из других религий приходят в ислам...» [10].

Во-вторых, в обсуждениях звучала мысль, что для исповедующих ислам переход в другую религию априори невозможен: «разные народы бывало перенимали какие-то религии, могли оставить одну религию и перейти в другую. То с исламом никогда так не было» [10]; «Если мусульманин принял другую веру, значит, ему уже всё равно, грех ли это в его прежней религии или нет», «если мусульманин принял другую веру он не ушёл из неё (из ислама), ибо никогда в нём и не был» «тысячи россиян поменяли веру перешли из христианства в ислам, стали мусульманами, а сколько в Европе меняют по сей день и никакой катастрофы однако нет...

Гоех если ты мусульманин и поменял религию, можешь ставить на себе крест... по исламу это значит предательство и одна тебе дорога... мусульмане знают куда», «Видимо из мусульманства люди не уходят...» [12]; «Но мне не понятно, почему именно православные предают свою религию. Ни разу не слышала, чтобы мусульманин принял православную веру» [18]. В связи с увеличением количества браков между мусульманами и православными данная позиция представляет интерес для исследования. Ведь тогда можно предполагать, что мусульманство стало восприниматься как более понятное и принадлежащее к России, а значит, количество переходов в ислам будет только увеличиваться.

Помимо этого, на более ранних форумах наблюдалось большее количество споров о религиозной вере, о роли религии в жизни человека в целом. В процессе дискуссии у участников обсуждения проявлялась конкуренция в познании религиозных догм. Они вдавались в размышления и поиск ответа именно из религиозных писаний. А вот на более поздних форумах, например 2017-2019 гг., наблюдается отстранение от религиозных догм в сторону ценности человека. Религия в обсуждениях принимает форму некой атрибутики или части «образа» человека: «Я равнодушна к религии и считаю, что мужчина должен меня принимать такой, какая я есть», «нет, не стоит веру менять смысла в этом нет» [9]. Комментарии на поднимаемые сложные вопросы упрощаются. Иногда ответы даже приобретают юмористическую окраску [13; 17], отдаляясь от религиозной темы: «Я верил в коммунизм. Вот я веру и потерял. Молодые! Не верьте генеральным секретарям, попам и президентам!», «Сам такой... Раньше верил в безысходность, теперь верю в причинность» [16].

Отдельно можно выделить ответыи комментарии представителей межконфессиональных семей. В историях из своего личного опыта они пытались показать, что между сменой религии и замужеством нет никакой связи. «Сестра по-умному сделала, она сказала, менять веру не собираюсь, его тянуть в другую тоже, дети, когда вырастут, сами решат, чью веру принять», «у меня муж мусульманин, я православная, вместе 9 лет, ждём второго сына... никто никаких условий не ставил, Бог един, отмечаем все праздники вместе», «Они договорились так - справляют все праздники, и христианские, и мусульманские, изучают обычаи обеих религий», «моя мама татарка, папа русский. Каждый при своей вере и при своих обычаях - никто никого не перетягивал - это вещь интимная - вера» [19]. Таким респондентам свойственно отнесение себя к состоянию «вне религий», «над религией». Возможно, именно такое ощущение и восприятие религии позволит новому поколению таких семей избежать сложностей со сменой религии. Ведь им будет дана возможность самоопределения во взрослом состоянии.

Помимо причины смены религии в связи с выходом замуж за иноверца, на интернет-форумах обнаружено много дискурсов, связанных с описанием жизненных трудностей подтолкнувших участников форумов к религиозной трансгрессии [11]. Это был осознанный выбор перехода. Ведь для многих взрослых людей в детстве религия была определена родителями или лицами, их заменяющими по национальному признаку, без осознания основ и альтернатив. А в межконфессиональных семьях, как правило, выбиралась одна из религий, исповедуемых в семье, взращивая тем самым в ребёнке внутренний конфликт о правильности родительского выбора. Процесс выбора вероисповедания протекал для многих «путём анализа роли той или иной религии в жизни», или, по-другому, «системы внутренней самоподдержки, обеспечивающей способность личности справляться с задачами, актуальными уже для взрослого возраста» [24, с. 16]. Здесь мы можем увидеть только положительную оценку для перехода, т. к. в данных трансгрессивных процессах они видели спасение и обретение дальнейшего смысла и жизненных сил.

Обозначенные в данной статье причины смены вероисповедания нуждаются в дальнейшем исследовании, и каждая из них представляет отдельное направление для изучения. Ведь контент интернет-форумов отражает включённость событий в личный опыт человека, отражает его понимание себя, объясняет его поведение и выстраивание отношений с окружающими. Перспектива данного исследования видится в соединении количественного и качественного методов исследования, которое позволит наиболее полно охарактеризовать проблемную область исследования.

Список литературы

1. Campbell, H. Religion and the Internet / H. Campbell // Issue of Communication Research Trends. -2006. - Vol. 25. - № 1. - P. 4-6.

2. Helland, Ch. Online religion as lived religion: methodological issues in the study of religious participation on the Internet / Ch. Helland. // Online Heidelberg j. of religions on the Internet. - 2005. - Vol. 01. 1 Special issue on theory and ethodology / ed. by O. Krger. - Режим доступа: http://heiup.uniheidelberg.de, ограниченный. - Заглавие с экрана. - Яз. Англ. (дата обращения: 26.02.2020).

3. Shaw, A. Centralized and decentralized gatekeeping in an open online collective / A. Shaw // Politics & Society. - 2012. - Vol. 40, iss. 3. - P. 349-388.

4. Young, G. Reading and praying online: the continuity of religion online and online religion in Internet Christianity / G. Young // Religion online: fi nding faith on the Internet / ed. by L. Dawson, D. Cowan. - New York : Routledge, 2004. - P. 93-106/

5. Актамов, И. Г. Буддизм в Интернете: методология изучения виртуальных религиозных сообществ / И. Г. Актамов, Т. Б. Бадмыцыренов, И. Ц. Доржиева // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика, филология, философия. - 2015. - № 6. -С. 86-91.

6. Бочарова, Т. А. Сетевой форум как уникальный тип интернет-сообществ / Т. А. Бочарова // Учёные заметки ТОГУ. - 2014. - Т. 5, № 3. - С. 73-76.

7. Грановская, Р. М. Психология веры / Р. М. Грановская. - Санкт-Петербург : Питер, 2010.

8. Интернет-форум. - Режим доступа: https://azbyka.ru/forum/threads/smena-pravoslavnoj-religii-na-islam.14383- Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 26.02.2020).

9. Интернет-форум. - Режим доступа: http://riaf.biz/index.php/topic,42244.0.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус (дата обращения: 26.02.2020).

10. Интернет-форум - Режим доступа: http://www.elbrusoid.Org/m/forum/forum170/topic17926/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 26.02.2020).

11. Интернет-форум. - Режим доступа: https://daily.afisha.ru/cities/1083-iz-hristianstva-v-islam-i-obratno-4-istorii-lydej-kotorye-smenili-religiy/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 26.02.2020).

12. Интернет-форум. - Режим доступа: https://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic= 59583&st=20, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 26.02.2020).

13. Интернет-форум - Режим доступа: https://lady.mail.ru/forum/topic/greh_li_menjat_veru/?page= 3#topic-form, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 26.02.2020).

14. Интернет-форум. - Режим доступа: https://otvet.mail.ru/question/12981278, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 26.02.2020).

15. Интернет-форум. - Режим доступа: https://otvet.mail.ru/question/190981122, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 26.02.2020).

16. Интернет-форум. - Режим доступа: https://otvet.mail.ru/question/202507154, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 26.02.2020).

17. Интернет-форум. - Режим доступа: https://www.psyforums.ru/topic/2083-pomenyat-veru/?tab=comments, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 26.02.2020).

18. Интернет-форум. - Режим доступа: https://www.baby.ru/blogs/post/161288987-117352786/#comments, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 26.02.2020).

19. Интернет-форум. - Режим доступа: https://www.u-mama.ru/forum/gossip/everything/550905/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 26.02.2020).

20. Интернет-форум. - Режим доступа: https://www.nn.ru/community/user/voprossv/?do=read&thread= 2167948&topic_id=47609302, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 26.02.2020).

21. Интернет-форум. - Режим доступа: https://www.u-mama.ru/forum/gossip/everything/550905/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 26.02.2020).

22. Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы. - Режим доступа: http://art. thelib.ru, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 11.02.2020).

23. Конева, А. В. Трансформация религиозных практик в информационную эпоху / А. В. Конева // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2018. - № 4. - С. 65-72.

24. Самыкина, Н. Ю. Смена вероисповедания как способ решения экзистенциальных задач взросления / Н. Ю. Самыкина, Е. Ю. Строганова // Психологические исследования / под ред. К. С. Лисецкого, /В. В. Шпунтовой. - Самара : Самарский ун-т, 2015. - Вып. 11. - С. 12-17.

25. Черничкин, Д. А. Отношение к религиозной трансгрессии в поликонфессиональном регионе: экспертное мнение / Д. А. Черничкин // Актуальные проблемы современного общества / под общ. ред. д-ра ист. наук, проф. В. П. Степанова, канд. филос. наук, доц. С. М. Губаненковой. - Орёл : Модуль-К, 2019. - С. 233-239.

References

1. Campbell, H. Religion and the Internet. Issue of Communication Research Trends, 2006, vol. 25, no. 1, pp. 4-6.

2. Helland, Ch. Online religion as lived religion: methodological issues in the study of religious participation on the Internet. Online Heidelberg j. of religions on the Internet, 2005, Vol. 01. 1 Special issue on theory and ethodology. Ed. by O. Krger. - Available at: http://heiup.uniheidelberg.de.

3. Shaw, A. Centralized and decentralized gatekeeping in an open online collective. Politics & Society, 2012, vol. 40, iss. 3, pp. 349-388.

4. Young, G. Reading and praying online: the continuity of religion online and online religion in Internet Christianity. Religion online: fi nding faith on the Internet. Ed. by L. Dawson, D. Cowan. New York, Routledge Publ., 2004, pp. 93-106.

5. Aktamov, I. G., Badmytsyrenov, T. B., Dorzhieva, I. Cz. Buddizm v Internete: metodologiya izucheniya virtualnykh religioznykh soobshhestv. Bulletin of the Buryat State University. Pedagogy, philology, philosophy, 2015, no. 6, pp. 86-91.

6. Bocharova, T. A. Setevoy forum kak unikalnyy tip internet-soobshhestv. Uchenye zametki TOGU, 2014, vol. 5, no. 3, pp. 73-76.

7. Granovskaya R. M. Psikhologiya very. St. Petersburg, Piter Publ., 2010.

8. Internet-forum. Available at: https://azbyka.ru/forum/threads/smena-pravoslavnoj-religii-na-islam.14383.

9. Internet-forum. Available at: http://riaf.biz/index.php/topic,42244.0.html.

10. Internet-forum. Available at: http://www.elbrusoid.org/rn/forum/forum170/topic17926.

11. Internet-forum. Available at: https://daily.afisha.ru/cities/1083-iz-hristianstva-v-islam-i-obratno-4-istorii-lydej-kotorye-smenili-religiy.

12. Internet-forum. Available at: https://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=59583&st=20.

13. Internet-forum. Available at: https://lady.mail.ru/forum/topic/greh_li_menjat_veru/?page=3#topic-

form.

14. Internet-forum. Available at: https://otvet.mail.ru/question/12981278.

15. Internet-forum. Available at: https://otvet.mail.ru/question/190981122.

16. Internet-forum. Available at: https://otvet.mail.ru/question/202507154.

17. Internet-forum. Available at: https://www.psyforums.ru/topic/2083-pomenyat-veru/?tab=comments.

18. Internet-forum. Available at: https://www.baby.ru/blogs/post/161288987-117352786/#comments.

19. Internet-forum. Available at: https://www.u-mama.ru/forum/gossip/everything/550905/.

20. Internet-forum. Available at: https://www.nn.ru/community/user/voprossv/?do=read&thread= 2167948&topic_id=47609302.

21. Internet-forum. Available at:https://www.u-mama.ru/forum/gossip/everything/550905.

22. Internet-forum kakvirtualnyy analogpsikhodinamicheskoy gruppy. Available at: http://art.thelib.ru.

23. Koneva, A. V. Transformatsiya religioznykh praktik v informatsionnuyu epokhu. Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture, 2018, no. 4, pp. 65-72.

24. Samykina, N. Yu., Stroganova, E. Yu. Smena veroispovedaniya kak sposob resheniya ekzistentsialnykh zadach vzrosleniya. Psikhologicheskie issledovaniya. Ed. by K. S. Liseczkiy, V. V. Shpuntova. Samara, Samara University Publ., 2015, iss. 11, pp. 12-17.

25. Chernichkin, D. A. Otnoshenie k religioznoy transgressii v polikonfessionalnom regione: ekspertnoe mnenie. Aktualnye problem sovremennogo obshchestva. Ed. by V. P. Stepanov, S. M. Gubanenkova. Orel, Modul-K Publ., 2019, pp. 233-239.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.