УДК 273+291.3
ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСЛАВНОГО РАСКОЛА XVII ВЕКА)
© А.А. Кузьмичева1, А.С. Жукова2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Дан социологический анализ истории раскола русской православной церкви XVII века. Приведена авторская версия объяснения причин российского старообрядческого движения. По-новому раскрыто современное отношение экуменизма к проблеме российского раскольничества в свете православного автокефального сотрудничества. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: раскол; старообрядчество; экуменизм; никонианство; религиозный обряд.
PROBLEMS OF RUSSIAN SOCIETY RELIGIOUS TOLERANCE (ON EXAMPLE OF XVII CENTURY ORTHODOX SPLIT) A.A. Kuzmicheva, A.S. Zhukova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article gives a sociological analysis of the history of Russian Orthodox Church split in XVII century and introduces the author's explanation of the reasons for the Russian Old Belief movement. From a new angle, it considers the modern attitude of ecumenism to the problem of Russian schism in view of Orthodox autocephalous cooperation. 6 sources.
Key words: schism; Old Belief; ecumenism; Nikon rule (church reforms that caused religious split and Old Belief formation); religious ceremony.
Своеобразие культурно-исторической ситуации, сложившейся на Руси к периоду церковных преобразований Патриарха Никона, заключалось в том, что со времен Ивана Грозного и даже раньше на Руси усиливается тенденция к культурной самоизоляции из-за того, что Русь в этот период осталась фактически единственным независимым православным государством. События Смутного времени породили политическое неприятие западноевропейской цивилизации и, прежде всего, отторжение иноземных идеалов, верований и авторитетов. Однако русская жизнь в эпоху первых Романовых требовала перемен в разных социальных институтах и в том числе в институте церкви, где необходимо было хотя бы привести к единообразию обрядовую практику. В связи с этим возникло несколько вариантов церковной реформы. Первоначально всеми просвещенными кругами российского общества рассматривался практически один путь - путь, продолжавший линию Стоглавого Собора 1550 г., на котором была закреплена северорусская традиция православия. Именно так мыслили церковные преобразования представители «Кружка древле-го благочестия», сложившегося при дворе молодого царя Алексея Михайловича. Примечательно, что будущие основные противники - Никон и Аввакум -входили в этот кружок, а в детстве росли в соседних
селах на берегах Волги, неподалеку от Нижнего Новгорода.
Первый раскол русского общества. Крутой нрав и самонадеянность патриарха Никона во многом определили стиль, характер и последствия церковной реформы. Он отбросил принцип соборности при принятии церковных решений и шаг за шагом отходил от прежних представлений о необходимых изменениях в Русской Православной церкви, закрепленных на Стоглавом Соборе и сформированных в рамках «Кружка древлего благочестия». Никон берет за основу новогреческую традицию. С тех пор как православие пришло на Русь из Греции, прошло несколько веков стихийного параллельного развития греческой православной церкви и ее русской митрополии. Это привело в XVII веке к тому, что на Руси утвердилась старая обрядовая традиция, а у греков - обновленная.
Почему же Никон остановил свой выбор на новогреческой традиции? По-видимому, сказалось следующее обстоятельство. После падения Восточной империи Константинопольский патриархат, находящийся под гнетом турков-османов, идет одновременно на сближение с Ватиканом и на разрешение Русской метрополии стать автокефалией. Появляются первые московские патриархи вместо подвластных Константинополю митрополитов и идея преемства ду-
1 Кузьмичева Алла Александровна, доктор философских наук, зав. кафедрой социологии и социальной работы, тел.: 89246033447, e-mail: [email protected]
Kuzmicheva Alla, Doctor of Philosophy, Head of the Department of Sociology and Social Work, tel.: 89246033447, e-mail: [email protected]
2Жукова Алина Сергеевна, бакалавр кафедры социологии и социальной работы, тел.: 89500727583, e-mail: AlinaZhuko-
Zhukova Alina, Bachelor of Science of the Department of Sociology and Social Work, tel.: 89500727583, e-mail: [email protected]
ховной и светской власти от Византии, как идея Третьего Рима3, как убеждение в том, что Московская автокефалия есть последний оплот истинного православия и центр всемирного православия, где под скипетром московского царя должны объединиться все православные народы в единое теократическое государство (восточная версия цезарепапизма). С тех пор этим духом были проникнуты все наши двухвековые территориальные приобретения (Сибирь, Кавказ, Средняя Азия, Прибалтика, Польша, Малороссия и Белоруссия), в ХХ веке перешедшие в идею мировой социалистической революции и построения Всемирной республики труда. Реформа Никона и делалась с тем расчетом, чтобы объединить одной верой все православные народы - Украины, части Валахии, южных славянских стран и Греции - и не столько учесть русскую обрядность, сколько создать некую единую версию православия, на которую пошли бы все эти народы. Крутой никонианский поворот вызвал яростное неприятие у московских клириков и в народе. Современному человеку не всегда ясны мотивы этого стойкого сопротивления. Казалось, дело касалось отдельных букв Священного Писания или некоторых жестов. Например, двуперстное знамение было заменено трехперстным, сугубая (двойная) аллилуйя - трегубой, имя Исус - на Иисус, хождение во время службы «по солнцу» - на противоположное. Помимо восьмиконечного креста разрешалось употреблять его иные формы, вводилось многоголосие в церковном пении, изменялся способ изготовления просфор, в Символе веры заменялась одна буква. Все, кто не принял этих изменений, получили имя староверов и раскольников.
Чтобы понять староверов, надо учитывать особенности того стиля обрядности, в котором все было проникнуто глубоким религиозным чувством, основанным на буквализме как методологическом требовании Нового завета.4 Причем вера держалась именно за счет внешних атрибутов богослужения и обрядов, скрупулезному соблюдению которых уделялось основное внимание при всех церковных переменах, предшествовавших реформе Никона. Потому-то древлеблагочестивые клирики и народ в изменении обрядов увидели искажение веры.
Кроме этого, никоновская реформа и методы ее проведения носили соблазнительный характер: пытаясь воспроизвести рельеф Святой земли в своей подмосковной резиденции, патриарх возводил трудами монастырских крестьян подобие иерусалимского ландшафта и Сиона с претенциозным названием «Но-
3 «Москва - это третий Рим» и четвертый Иерусалим, так как христианство зародилось в Израиле, соответственно, Рим - это второй Иерусалим, Константинополь - третий Иерусалим и второй Рим.
4 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей (Библия. Откр. Иоанна БОГОСЛОВА.
вый Иерусалим». Такие подмены диктовались его убеждением, что в следующем пришествии Бог будет спускаться с небес в Подмосковье как новом центре христианства. Противники же Никона исходя из апокалипсического описания пришествия антихриста (воцарившийся «князь Тьмы» должен был построить новый Иерусалим и провозгласить себя Христом) считали это строительство бесовским. Отрицательно воспринималось самоуправство Никона, доходящее до рукоприкладства в отношении противостоящих ему священнослужителей. Сопротивление староверов началось сразу после выхода новых исправленных служебников в 1654 г. Первоначально противленцев было мало, среди них были протопоп Аввакум, священнои-нок Епифаний, дьякон Федор, Иван Неронов, соловецкие монахи, несколько близких к царскому двору боярских семейств. Пока царь Алексей Михайлович был под влиянием темперамента и идей Никона, противники Никоновых «новин» подвергались репрессиям. Сначала протопоп Аввакум пострадал меньше других, поскольку был близок к царице, его знали представители старомосковского боярства. Он был отправлен в сибирскую ссылку, но ему не отрезали язык и не отрубили правую руку, как другим.
Аввакум сначала оказался в Тобольске, затем отправился с воеводой Пашковым через Иркутск в Забайкалье, в Даурию. Из-за тяжелых условий ссылки Аввакум потерял нескольких своих детей. После ссоры неистового Никона с царем и его отказа быть патриархом сторонников старых обрядов на время оставили в покое, протопопа вместе с семьей возвратили в Москву. В конце концов царь нашел выход обрядового тупика5, созвав собор 1666 г. с приглашением на него патриархов главных автокефалий, которые осудили русского патриарха за гордыню, но подтвердили взятый Никоном курс на обновление обрядов6.
В том же 1666 г. начинается последний этап жизни огнепального протопопа, его многолетняя ссылка в северорусский городок Пустозерск, которая закончилась его сожжением на костре. Сидя в земляной тюрьме в тяжелейших условиях, Аввакум написал живым и необычно красочным языком, понятным и современному читателю, все свои знаменитые произведения: «Житие», челобитные царю, письма княгине Урусовой, боярыне Морозовой и своим духовным детям, причем, не имея церковных книг под рукой, он цитировал их по памяти.
Постепенно репрессии против раскольников усиливались, вместе с ними росло и сопротивление им. Например, восемь лет продолжалось восстание Соловецкого монастыря, монахи которого упорно не признавали реформ Никона. Расширяются социальные рамки сопротивления, в движение старообрядцев
5 Патриаршее место было формально занято Никоном, но патриаршьи обязанности он отказался исполнять, некому было рукополагать высшее священство, окормлять избранных мирян, благословлять царские замыслы.
6 В Соборе приняли участие патриархи православных церквей - Антиохийской, Александровской, Константинопольской и Иерусалимской.
включаются духовенство, боярские рода, горожане, посадские люди, крестьяне и казачество.
Рост сторонников старой веры носил лавинообразный характер. Стоило появиться одному проповеднику, как целые слободы и десятки деревень возвращались к старой вере, оказывая, порой, вооруженное сопротивление командам стрельцов, вылавливавшим расколоучителей. В период Хованщины московские стрельцы были главной ударной силой староверов.
В чем же заключалась сила притяжения старове-рия для российских низов? Ранее оседлые народы имели свои территории и веру, пределы которых измерять не приходило в голову, они были любознательны и толерантны к другим народам, их языческим7 верам, в том числе к иудаизму. Никакого конца мира ими не ожидалось. Нетерпимость к иноязычной культуре и изоляционизм стали ведущими на Руси после принятия христианства, которое требовало обрядовой чистоты по библейским канонам и полной неповрежденности православия.
Мало того, история евреев все время сопровождалась желанием освобождения от рабского ига, чужих религий, чуждых форм жизнедеятельности. Иудо-христиане всегда ожидали этого исторического момента освобождения, приближением и знамением которого был приход антихриста. Особенно это видно из Апокалипсиса ап. Иоанна. Поэтому эсхатология - учение о конце этого падшего мира (который «пал во грехе» после адамова непослушания, а Бог проклял посюсторонний мир и покинул его для потусторонней реальности) - стала свойственна всему средневековому христианскому богословию как на Руси, так и на Западе. Но в старообрядчестве тема «последних времен» получает наибольший акцент и дальнейшую разработку. Еще первые лидеры староверов ставили вопрос о том, кто является антихристом, патриарх Никон или царь Алексей Михайлович? И сходились на том, что патриарх и царь - это два «шиша», рога антихриста, предвещающие приближение последнего.
Старообрядческие самосожжения как форма сопротивления. В конечном итоге среди староверов утвердилась теория об антихристе духовном, не имевшем персонификации и постепенно, по частям, захватывавшим Русь. Самосожжение было последним способом доказать правду старой веры и умереть, не сдавшись, через очищение (огнем). Характерным примером может быть «Московская гарь»: староверы из окрестных сел и деревень Западной Сибири по причине утеснения властями собираются в уединенное место в количестве 1700 человек и прячутся некоторое время. Когда их находят никониане-солдаты, завязывается трехдневное сражение. Старообрядцы терпят поражение и только тогда совершают массовую гарь. Это был акт отчаяния, ведь захваченных в плен и не отказавшихся от старой веры ждала смерть в пытках на дыбе или вечные муки в аду в случае принятия никонианства.
7 Здесь под язычеством понимается любая иностранная вера, в т.ч. монотеизм._
Старообрядческие согласия и толки. С самого начала в движении старообрядцев не было единства, рукоположенного лидера, священника. А ведь в христианстве только епископ имеет право посвящать в сан священника. Поэтому у старообрядцев все держалось на авторитете отдельных идеологов. Первоначально движение как раз и складывалось из последователей того или иного наставника. А между ними возникали довольно серьезные идеологические расхождения - толки. Кроме того, на формирование движения повлияли две тенденции, связанные с отношением к священству. В центре Руси со времен кн. Андрея Боголюбского позиции церковной иерархии были необычайно сильны, рукоположенный священник пользовался огромным авторитетом. На русском севере ситуация была несколько иной. Здесь крестьяне, пользовавшиеся большими свободами, имевшие богатый опыт самоуправления, фактически сами заведовали церковными делами. Они строили на свои деньги храмы, покупали книги и приглашали священников. Если батюшка плохо знал службу, пьянствовал, сквернословил, прихожане его прогоняли. Поэтому на русском севере значительный вес имели не столько священники, сколько грамотные миряне, хорошо знавшие Священные Писания и порой руководившие религиозной жизнью общин. Дело объяснялось и тем, что на севере небольшие деревни были разбросаны на огромные территории и далеко не каждая из них могла заполучить от епархии священника. Эти отличия и легли в основу двух главных направлений в старообрядчестве, которые начали оформляться в XVII веке:
1. Наиболее радикально отреагировал на изменение ситуации со священниками русский север, где образовалось так называемое поморское согласие. Центром этого согласия стала Выговская пустынь, основанная на берегах Выг-озера братьями Денисовыми (князьями Мышецкими). Сами они не имели священнического сана и, возглавив здешний монастырь (киновию), стали киновиархами. Их трудами была выработана концепция, основанная на том, что с наступлением последних времен священство исчезает, «улетает на небо», а его роль переходит к наставнику - грамотному мирянину, совершающему некоторые церковные обряды.
2. По-иному подошли к проблеме староверческие общины, расположенные в центре и Поволжье. Они не могли столь радикально порывать с церковной организацией, и священников, беглых из новой «Нико-новой» церкви, решено было перекрещивать.
В дальнейшем два этих основных направления -поповское (беглопоповское) и беспоповское - продолжили дробиться на различные согласия и еще более мелкие объединения - толки. От беспоповцев Выговской общины еще в XVIII веке отделяются два толка: федосеевцы и филипповцы - по различию ответа на вопрос: молиться или нет за царя? Раз государство антихристово, то царь - если еще не антихрист, то его предтеча. Таким образом, основной раздел православной службы - молитва за православного государя - не имел былого основания. Однако пря-
мо отказаться от моления за царя означало войти в открытую конфронтацию с властями, что могло привести к серьезным последствиям. Основная масса вы-говцев пошла на компромисс с самодержавным государством и признала моление за царя. Федосеевцы и филипповцы такой компромисс отвергли.
В конце XVII века появился один из радикальных старообрядческих толков - бегуны, или истинно православные странствующие христиане. Основателем толка выступил беглый солдат Ефимий: поскольку в мире воцарился антихрист, то общение с этим миром греховно и поэтому необходимо «бегати от мира». Ефимий разработал двучленную схему устройства бегунской общины, часть ее состояла из собственно странников, которые всю жизнь перемещались по укромным приютам. Другая часть бегунской общины -это пристанодержатели, укрывавшие братьев по вере. Согласие бегунов никогда не было многочисленным, поскольку вечная война с государством была весьма рискованным уделом. Тем не менее, странники были разбросаны по всей русской земле, перемещаясь по сложным тайным маршрутам.
Большие изменения произошли со временем и в беглопоповском согласии. Беглопопы официальной церкви, как правило, были алкоголиками, распутниками, мздоимцами. Несмотря на их «благодатность», от них пришлось отказаться, поэтому на восточных склонах Уральского хребта уже в конце XVIII века начало складываться «Часовенное согласие»8. Его основателем, разработавшим практику наставничества, стал крестьянин Мирон Галанин, неоднократно арестовывавшийся и бежавший от царских властей. Наиболее мощные центры этого согласия были на территории нынешней Свердловской области, на горнозаводском Урале и в Сибири. Хотя «Часовенное согласие» во многом схоже с северорусским беспоповским, между ними существовали некоторые отличия. Окончательно беглопоповское согласие раскололось в середине XIX века. После длительных поисков за границей православных иерархов, не подверженных тлетворному влиянию никонианства, в русском селе Белая Криница в Австрии был найден епископ Амвросий. За большие деньги он согласился перейти в старообрядческую церковь и рукополагать для нее священников. Однако не все беглопоповцы приняли этот путь, а только «верхи» движения. Они стали называться «австрийцами»д. Низовые общины как раз и составили Часовенное беспоповское согласие.
Как писал известный исследователь Щапов, «что ни мужик, то толк, что ни баба, то согласие». Община даже в одной деревне могла разделиться по любому, достаточно второстепенному признаку. Так, в одной из деревень Вятского края община раскололась на «васинцев» и «ионовцев» по именам мужиков, споривших о том, как правильно класть икону в гроб -ликом или наоборот.
На конец XVII - начало XVIII века пришелся пери-
8 «Часовня» - это храм без священника и алтаря.
9 Так как в то время г. Белая Криница входил в состав Ав-
стрии.
од глубоких общественных потрясений на Руси, слома прежнего, веками закрепленного жизненного уклада. Это была эпоха исчезновения с исторической арены целых социальных пластов, сословий. И что очень важно, произошла потеря свобод, издревле почитаемых в народе.
Это была окончательная победа русского самодержавного государства, растянувшаяся на несколько десятилетий, над народной волей. И величие старообрядческих деятелей в том, что одними из первых они почувствовали и воспротивились наступлению державных интересов на народные вольности, описав это как борьбу против пришествия антихриста на землю. А народ в старообрядчестве видел знамя победы не только за свои социальные интересы, но и за прежний жизненный уклад, где было место свободе и определенным социальным гарантиям для простолюдинов. Прежний мир беспощадно, под корень вырубался государством, сначала во главе с царем Алексеем Михайловичем, а потом - с императором Петром Первым. Государство вывернуло наизнанку старый мир. Неслучайно старообрядцы провозгласили Петра Первого антихристом.
В советское время в русском православии произошел еще один раскол - на послушную государству (сергианскую) Московскую православную патриархию (РПЦ) и эмигрантскую антисоветскую Русскую Зарубежную Церковь (РПЦЗ), который был преодолен только в постсоветской России.
Экуменизм. Желание прекратить распри среди христианских церквей породило в XIX веке экуменическое движение. У истоков экуменизма стоит один из известнейших лидеров мирового масонства, создатель масонского молодежного движения ИМКА Джон Мотт10 (1865-1955). Для обозначения нового движения он предложил ввести не латинское слово "уни-версалиум" ("вселенная"), а греческое "экуме-на"(01К0ицстг| - ойкумена - обитаемый, обжитый мир). Сейчас масонами разрабатывается устав Организации Объединенных Религий (OOP), имеющий целью объединить все вероисповедания в одну общую церковь «мирового архитектора вселенной», базирующуюся на представлении об установлении «нового мирового порядка» единой «глобальной цивилизации», мирового правительства и общей церкви. При разработке выдвинуты идеи так называемой «глобальной этики» как набора основных моральных правил, разделяемых мировыми религиями. По мнению православных клириков, масонский экуменизм вносит в церкви, участвующие в экуменическом движении,
10 Создание экуменической организации Мотт провозгласил на съезде Международного миссионерского совета в Эдинбурге в 1910 г. "... нас спрашивают, почему мы вмешиваемся в споры религиозного порядка; почему вопросы объединения церквей, экуменические конгрессы и т.д. могут представлять интерес для масонства? Проблема, выдвинутая проектом объединения церквей, остро интересует масонов... так как содержит в себе идею универсализма... Во всяком случае, при возникновении первых экуменических конгрессов вмешательство наших братьев было определяющим"
святотатственные, кощунственные и безнравственные мотивы и тем самым разрушает их изнутри.
В 1948 г. был создан Всемирный Совет церквей для того, чтобы христиане разных конфессий шли к единению. Первая ассамблея ВСЦ состоялась в том же году в Амстердаме. Общим догматическим минимумом для ВСЦ является вера в триединого Бога и в то, что Иисус Христос - Господь и Спаситель. Требование единства церквей, единства христиан законно, и Христос молился о единстве Отцу Небесному перед своими страданиями, потому что он предвидел человеческие разделения, которые придут в его СаШоНсиБ Есс^аБШт. Христиане очень болезненно переживают то, что они разъединены. Когда встречаются с инославными, не могут вместе молиться, не могут вместе служить литургии, не могут вместе причащаться из одной чаши. В 1961 г. Русская Церковь вступила во Всемирный Совет церквей в качестве члена этой организации.
Неправославное понимание экуменизма - это объединение всех христианских конфессий (католиков, православных, протестантов) в одну мировую церковь (кто будет ее главой, какой ритуал выберут?) на основе того общего, что в этих конфессиях содержится. Православное понимание экуменизма, более осторожное, - это взаимодействие между христианскими конфессиями по вопросам социального служения церкви, а также по некоторым общецерковным вопросам. При этом российское православие видит своей целью участия в экуменическом движении сви-детельствование об Истине (учении о спасении, сохраненном православием в том виде, в котором дал его Иисус Христос) перед инославными. В настоящее время в некоторых христианских конфессиях наблюдаются такие явления, которые ничего общего не имеют с христианством, например, венчание однополых браков. В Священном писании прямо говорится, что люди, состоящие в однополом сожительстве, Царства небесного не наследуют. На московском Все-православном совещании (1948), созванном по инициативе И.В. Сталина, архиепископ Серафим (Соболев, 1881-1950) сказал: "Памятуя сущность и цели экуменизма, всецело отвергнем экуменическое движение, ибо здесь отступление от православной веры, предательство и измена Христу. Экуменизм еще не будет торжествовать своей победы, пока он не заключит все Православные церкви в свое экуменическое вселенское кольцо. Не дадим ему этой победы!"
Православный экуменизм. Расколы и раздраи в православных автокефалиях зияют как раны на теле православия, поэтому не прекращаются церковные попытки их лечения разными способами.
Способ Фанара. После 1917 г. Фанар11 потерял надежду на православного русского царя-освободителя и открыто ищет унии с Ватиканом. В
11 Территориально Константинопольский патриархат находится в зависимом от ислама положении в районе Фанар города Стамбула.^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
1923 г. Константинопольский патриарх-экуменист Ме-летий Метаксакис12 исправляет Юлианский календарь, подтягивая его к общеевропейскому Григорианскому. В 1965 г. Константинопольский патриарх Афинагор I и папа Павел VI объявляют о взаимном снятии анафем 1054 г.: они якобы "устранены из памяти церкви". В 1993 г. Константинопольским патриархом Варфоломеем I была заключена т.н. "Баламандская уния"13 с Ватиканом, признающая католическую церковь "церковью-сестрой". В декабре 2002 г. в Стамбуле Бенедикт XVI и Варфоломей I совместно молились в православном и католическом храмах. В 2008 г. Варфоломей I молится вместе с папой в Сикстинской капелле в ходе встречи, созванной "для борьбы с фундаментализмом' (то есть против антиуниатства). На сегодняшний день паства Константинопольского Патриархата - это всего 2 миллиона человек, причем подавляющая ее часть приходится на греков, живущих в Америке, и на негреческие приходы в Западной Европе, но Константинопольский Патриархат до сих пор сохраняет статус «Вселенского Патриархата».
Весь потенциал «Фанара», как его еще называют, зиждется на греческом лобби в США и заинтересованности самих США в его существовании как противовеса православной Москве. Поэтому дважды зависимый, как от Турции, так и от Америки, Константинопольский Патриархат вынужден проводить дестабилизирующую политику в православной ойкумене. Московский Патриархат и Константинопольский Патриархат — это два геополитических полюса единого православного мира, между которыми давно существует заметное напряжение. Константинопольский Патриархат веками считал, что все православные приходы во всем мире при неопределенном каноническом статусе должны автоматически переходить под его юрисдикцию, поэтому претендовал на храмы Русской Зарубежной Церкви.
Способ Москвы. Московский Патриархат - это крупнейшая Поместная Православная Церковь мира, порядком превосходящая все остальные Поместные Православные Церкви вместе взятые. При этом, с тех пор как эта Церковь получила свободу, начала усиливаться ее миссионерская активность, которая будет только укреплять ее международное положение. Новая реальность складывается в Турции: в течение летнего периода около двух миллионов наших соотечественников посещают эту страну; десятки тысяч россиян живут в ней на постоянной основе; здесь очень много смешанных браков. Вот почему возникает вопрос пастырского окормления этих людей. Турция является канонической территорией Константинопольского Патриархата, поэтому надо решить проблемы, связанные с церковным обслужи-
12 Мелетий Метаксакис (1871-1935), согласно документам "Великой масонской ложи" Греции, с 1909 г. - член ложи "ARMONIA", а с 30-х гг. - член ложи " Александр Великий".
13 Баламанд - правосл. муж. монастырь Антиохийской Православной Церкви, основанный в Ливане, к юго-востоку от Триполи, на побережье Средиземного моря в нач. XVII в. на месте цистерцианского аббатства (сер. XII - кон. XIII в.).
ванием русских, русскоязычных православных, проживающих в Турции. Присутствие русских в Турции -это уже факт современного глобализма, а Константинопольская Церковь просто физически неспособна окормлять наших соотечественников, оказывающихся там. Было бы неплохо для РПЦ, если бы Константинопольская Церковь допустила присутствие русских клириков в своих храмах. Со временем это произойдет, русским резидентам все-таки нужны русские приходы.
В конце мая 2010 г. патриарх Варфоломей I, находясь с визитом в России, сообщил, что совместно с патриархом Кириллом они приняли решение «ускорить процесс созыва Святого Великого Собора Православной церкви». Весной 2013 г. на Совещании
Библиографический список
1. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт 1994. 528 с. сист. исслед. Изд. 3-е, перераб. и доп. Н. Новгород: Изд-во Братства во имя св. князя А. Невского, 2005. 813 с.
2. Кузьмичева А.А. Истина и виртуальность. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2001. 224 с.
3. Тальберг Н. История Русской Церкви. М.: Светлячок,
представителей поместных Православных церквей было объявлено, что "Собор состоится в 2016 году, если не воспрепятствуют тому непредвиденные обстоятельства". А в мае Варфоломей молился у Гроба Господня вместе с Римским папой Франциском.
Как видим, борьба религиозной толерантности с фессиональной и конфессиональной нетерпимостью и сегодня определяет отношения между церквями, государствами, народами. Политические события и гражданская война на Украине в 2014 г. в значительной степени зависели и от религиозной принадлежности их участников, оценки конфликта церковными иерархами Украины и России.
Статья поступила 25.09.2014 г.
4. Чумакова Т. Православие. СПб.: Питер, 2006. 208 с.
5. Библиотека православного христианина "Благовещение". [Электронный ресурс]. URL: http://www.wco.ru/biblio/
6. Литература по религиоведению. [Электронный ресурс]. URL: http://www.auditorium.ru/
УДК 004.738.1, 338.48.
ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА ЭЛЕКТРОННОГО БРОНИРОВАНИЯ МЕСТ НА ТУРБАЗАХ БАЙКАЛА
© М.В. Куклина1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Показана актуальность проблемы бронирования мест в гостиницах, на турбазах и других средствах размещения на озере Байкал ввиду возрастающего количества туристов, желающих отдохнуть самостоятельно, в том числе в связи с кризисом в туристической отрасли в 2014 г. в РФ. Количество туристов, желающих отдохнуть на Байкале, растет с каждым годом вместе с числом желающих самостоятельно выбрать подходящий район для отдыха и забронировать место размещения через Интернет. Увеличивается интерес к информационным ресурсам, обеспечивающим достоверной и полной информацией о достопримечательностях региона, возможных видах отдыха, возможности выбора подходящего для отдыха места. Электронные системы бронирования являются востребованной услугой в туристической отрасли, но на Байкале есть свои особенности, учет которых предлагается в данной статье. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: туристические сайты; онлайн-сервисы; системы бронирования номеров; туризм на Байкале.
BAIKAL TOURIST CENTERS ON-LINE BOOKING SERVICE CONCEPT DEVELOPMENT M.V. Kuklina
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article stresses the relevance of the problem of reservations in hotels, campsites and other accommodations in the Lake Baikal recreation area due to the growing number of independent travelers and the crisis in the Russian tourism industry in 2014. The number of tourists willing to spend their vacations near Baikal increases annually together with the number of those who want to choose a suitable holiday destination and book accommodation through the Internet without any assistance of a travel agency. There is also a growing interest in information resources providing reliable and complete information about the sights of the region, possible leisure time activities, and accommodation options. Electronic booking systems are popular services in the tourism industry. On the other hand, Baikal recreation area has its unique features, which are considered in the present article. 7 sources.
Key words: tourist sites; online services; hotel booking systems; Baikal tourism.
1 Куклина Мария Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89246246249, e-mail: [email protected]
Kuklina Maria, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89246246249, e-mail: [email protected]