УДК 630.62
И.М. Данилин, C. C. Иванов ИЛ СО РАН, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ РЕКРЕАЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ, ЗАНЯТЫХ ЛЕСАМИ (НА ПРИМЕРЕ Г. КРАСНОЯРСКА)
В статье обсуждаются проблемы рекреационного использования городских земель, занятых лесами и их постановки на государственный кадастровый учет в городе Красноярске.
I.M. Danilin, S.S. Ivanov
V.N. Sukachev Institute of Forest, Russian Academy of Sciences, Siberian Branch, Krasnoyarsk
Academgorodok, 50/28, Krasnoyarsk, Russian Federation
PROBLEMS OF THE RECREATIONAL USE OF CITY LANDS COVERED WITH FORESTS (ON EXAMPLE OF KRASNOYARSK CITY)
The problems of the recreational use of city lands covered with forests and their state cadastral account in Krasnoyarsk city are discussed in the paper.
Город Красноярск является крупным населенным пунктом Восточной Сибири. Численность населения в Красноярске составляет около 1 млн. человек. В настоящее время Красноярск административно разделён на 7 районов: Железнодорожный, Кировский, Ленинский, Октябрьский,
Свердловский, Советский, Центральный. В г. Красноярске расположены многочисленные предприятия машиностроительной, металлургической, химической и лесоперерабатывающей промышленности, энергетики и транспорта, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую природную среду. В этой ситуации резко возрастает значение территорий земельных участков под городскими лесами и внутригородских насаждений, которые служат местами отдыха населения, естественными фильтрами, очищающими атмосферу от твердых и газообразных поллютантов [1, 2].
Целью работы явилось исследование проблем рекреационного лесопользования в г. Красноярске.
Территория земельных участков под городскими лесами согласно существующей классификации относится к рекреационной, и предназначена для отдыха населения [3-6]. На территории Красноярска она представлена тремя отдельными лесными дачами: Городская лесная дача по левому берегу Енисея, Базайская лесная дача (правобережье Енисея) и остров Татышев [7]. Площадь территории земельных участков под городскими лесами по состоянию
на 2010 год составляет 7663 га. В состав территорий земельных участков под городскими лесами отнесены все леса естественного происхождения в пределах городской черты, а также созданные лесные культуры за предыдущий период и территория острова Татышев.
В настоящее время территория лесов города находится в компетенции муниципального учреждения «Городские леса». По степени рекреационной нагрузки отдельных территорий и лесных массивов городские леса разделены на четыре функциональные зоны: парковая (остров Татышев), лесопарковая («Берёзовая Роща»), зона активного отдыха и зона умеренного отдыха. Расположение функциональных зон по лесным дачам и поквартально показано в табл. 1.
В работе использованы методы закладки пробных площадей и полигонов, определения биометрических показателей городских насаждений, картометрических измерений, дешифрирования аэро- и космических снимков.
Таблица 1 Деление территории земельных участков под городскими лесами на
функциональные зоны [7]
Функциональные зоны Лесная дача (бывшее лесничество) № кварталов Площадь, га
1. Парковая Остров Татышев 31, 32 655
2. Лесопарковая Городская 11,17,23,28,29 577
3. Зона активного отдыха Городская 3-5,8-10,14-16,20-22,24- 27,30,33 1998
Базайская 5-11, 31 737
Итого: 3967
4. Зона умеренного отдыха Городская 1,2,6,7,12,13,18,19 946
Базайская 1-4,12-30,32 2750
Итого: 3696
Всего: 7663
Лесистость трёх лесных массивов неодинакова и составляет: на левом берегу - 79%, на правом берегу - 72%, на острове Татышев - 37%. В общей совокупности территория земельных участков под городскими лесами, представлена целыми массивами и отдельными лесными участками, а также ландшафтами открытого типа, которые образуют лесопарковую зону, целевое назначение которой - выполнение санитарно-гигиенических, культурно-бытовых и эстетических функций.
Характер антропогенного воздействия на территории земельных участков под городскими лесами неодинаков. Основными видами рекреационной нагрузки и в целом антропогенного воздействия являются: прогулки городского населения зимой и летом, спортивные занятия, пикники в лесу, заготовка лесных дикоросов (грибы, ягоды, пищевые и лекарственные растения), купание и загорание на пляжах, туристические походы, организованный сезонный отдых в пионерских лагерях, базах отдыха и пансионатах, занятие садоводством и
огородничеством, сенокошение и пастьба скота, свалки промышленных отходов и бытового мусора, неорганизованные стоянки личного транспорта.
Наибольшая рекреационная нагрузка на лесные территории приходится на летний и ранний осенний периоды, хотя некоторые виды отдыха (пешие прогулки, катания на лыжах, пикники) осуществляются и в зимнее время. Отдельные лесные участки подвергаются усиленной рекреации круглогодично, особенно примыкающие непосредственно к промышленным и жилым микрорайонам и садовым товариществам. Прежде всего - это территория 11, 17, 23, 28, 29 кварталов, а также территория кварталов 4, 5, 24-27, 30. Кроме того, что данная территория непосредственно примыкает к селитебной зоне города, научным и учебным центрам (Красноярский научный центр СО РАН, Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный аграрный университет), - это самая насыщенная рекреационными объектами территория. Здесь расположены лыжные базы, пионерские лагеря, дачи, биатлонный стадион, трамплин, школа для глухонемых детей и др. Указанная территория фактически несёт на себе двойную нагрузку, так как с одной стороны является «буфером» защиты остальной части городских лесов от избыточной рекреации, с другой - максимально удовлетворяет потребности населения в отдыхе «на пороге города».
Аналогичную рекреационную нагрузку несут на себе лесные ландшафты кварталов 5-7, 9, 11, 31 правобережья, примыкающие к урочищам реки Лалетина по дороге в заповедник «Столбы» и реки Базаиха, где сосредоточены пионерские лагеря, дома отдыха и садовые товарищества. В летний период территория по берегам рек, вдоль дорог, троп и в других доступных местах насыщена отдыхающими.
Отдельно следует отметить характер рекреации на острове Татышев. Располагаясь в центре города Красноярска, остров испытывает в летние выходные дни мощный рекреационный пресс со стороны отдыхающих, фактически выполняя функции городского парка. Потоки людей в солнечные жаркие дни устремляются со стороны «Стрелки» (устье р. Кача) вглубь острова и беспорядочно распределяются по его территории. Единовременно остров площадью 655 га посещают несколько тысяч человек и если учесть, что плотность отдыхающих вследствие неодинаковой привлекательности ландшафтных участков неодинакова, то рекреационная нагрузка в отдельные периоды колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен человек на одном гектаре.
Антропогенное воздействие на городские леса оказывают все виды отдыха, которые традиционно сложились и приурочены к тем или иным территориям. Прогулки населения характерны для мест, непосредственно примыкающих к жилым кварталам, а спортивные занятия приурочены в основном к лыжным трассам и спортивно-оздоровительным комплексам. В качестве отрицательного воздействия на городские леса особо следует отметить стихийные пикники, которые, как правило, устраиваются в транспортно доступных местах, вблизи дорог, на опушках и видовых площадках. Характерной для пикниковых мест
является высокая замусоренность территории. Зачастую пикники приводят к возникновению лесных пожаров с тяжелыми последствиями.
Ещё более ощутимое негативное воздействие на санитарное состояние насаждений и эстетическую ценность микроландшафтов оказывает деятельность садово-огороднических товариществ и дачных участков. Лесные насаждения вокруг них повсеместно превращаются в свалки бытового и строительного мусора, самовольно и беспорядочно вырубаются близлежащие деревья и даже отдельные лесные участки.
Экологическая рекреационная емкость лесных участков
Одной из главных задач ведения лесного хозяйства в рекреационных лесах является сохранение природы в таком состоянии, при котором лесные ресурсы не утрачивают своей способности к воспроизводству. Эта задача решается, среди прочего, путём определения предельно допустимой рекреационной ёмкости.
Рекреационную ёмкость территории определяют как сумму произведений допустимых рекреационных нагрузок и площадей отдельных участков на этой территории. Допустимые рекреационные нагрузки снижаются в 1,5-2 раза при увеличении влажности почвы и уклонов поверхности склонов, при облегчении механического состава почв до песчаного и супесчаного и увеличиваются по мере увеличения продуктивности (бонитета) и возраста насаждений. При благоустройстве территории, обустройстве дорожно-тропиночной сети, прокладке прогулочных маршрутов, устройстве мест и площадок отдыха, величина допустимых рекреационных нагрузок может быть увеличена в 5-10 раз в сравнении с естественной неблагоустроенной средой, а в парковой и лесопарковой функциональных зонах (при условии полного благоустройства и регулировании движения посещающих) предельные допустимые нагрузки на 1 га могут быть увеличены в несколько десятков раз.
Для неподготовленных ландшафтных участков территории городских лесов, какими они и являются в настоящее время, допустимое количество посетителей одновременно может составить порядка 20 тыс. человек, в том числе по функциональным зонам: парковая зона - 9,0 тыс. чел.; лесопарковая зона - 1,5 тыс. чел.; зона активного отдыха - 5,5 тыс. чел.; зона умеренного отдыха - 4,0 тыс. чел. Общая экологическая ёмкость территории земельных участков под городскими лесами составляет 3,2 млн. человек за летний сезон, или 7,3 млн. человек в год.
С целью выявления степени рекреационной нагрузки на отдельные участки ландшафтов и обоснованости выделения функциональных зон была изучена посещаемость отдыхающими для каждого лесного квартала. Дополнительными придержками для определения степени посещаемости отдельных лесных массивов являлось наличие на их территории или в непосредственной близости оздоровительных учреждений, спортивных баз, населённых пунктов, пионерских лагерей, дачных участков, транспортных путей или отдельных природных комплексов, используемых для отдыха (водоёмы, живописные места) и другие признаки (табл. 2).
Фактическая посещаемость территории земельных участков под городскими лесами определяется численностью населения прилегающих районов с учётом демографического состава. Численность населения Октябрьского, Железнодорожного, Центрального, Свердлов-ского, Кировского районов г. Красноярска составляет около 510 тыс. человек.
В кратковременный 1-2-х дневный отдых в конце недели отправляется до 40% жителей прилегающих районов города, в том числе: на лоно природы - 812%; на дачи и огороды - до 20%; на базы отдыха - до 10%.
Таблица 2 Распределение лесных кварталов по степени посещаемости
Посещаемость/рекреационная нагрузка
до 5 чел./га 6-20 чел./га свыше 20 чел./га
Леса слабая средняя высокая
Номера площадь, Номера площадь, Номера площадь,
кварталов га кварталов га кварталов га
Городские 1-2, 6-7, 1213, 18, 19 946 3-5, 8-10, 14-16, 20-22, 25-27, 30, 33 1998 11, 17, 23, 28, 29 577
Базайские 1-4, 12-30, 32 2750 5-11, 31 737 - -
Островные - - - - 31, 32 655
Итого: 3696 2735 1232
Учитывая, что значительная часть населения указанных районов выезжает для отдыха на лоно природы и садовые участки вне территории городских лесов, территорию земельных участков под городскими лесами используют для кратковременного отдыха около 10% отдыхающих - жителей города, что составляет порядка 20,4 тыс. чел. в неделю.
Основной наплыв отдыхающих наблюдается в летнее время, в июле -сентябре, после спада клещевой активности и составляет порядка 16 недель, или 326400 человек в год.
Таким образом, рекреационная нагрузка на единицу площади (1 га) существенно колеблется - от 1 человека в день в зоне умеренного отдыха, до 100 и более человек в лесах, прилегающих к жилой застройке, дорогам, остановкам автобусов, объектам отдыха и садовым товариществам. При устройстве земельных участков под городскими лесами необходимо учитывать данные показатели.
Вопросы законодательства и кадастрового учёта земельных участков под городскими лесами
Действующее Российское законодательство [3-6] выделяет понятие «городские леса» и определяет их как «рекреационные зоны». Лесной кодекс РФ [4] определяет городские леса как «защитные леса». Согласно «Правил землепользования и застройки города Красноярска» [8], закона «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае» [9], «Положения о лесах г. Красноярска» [10], на территории земельных участков под городскими лесами запрещена всякая деятельность, противоречащая целям их образования -
строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, дачное и жилищное строительство, а также хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на экологическую обстановку.
Вместе с тем, в настоящее время действует постановление Администрации г. Красноярска «Об утверждении порядка сноса зелёных насаждений на территории г. Красноярска» [11], которое противоречит указанным выше нормативным документам. Данное постановление вводит новое понятие «зелёные насаждения» и к этому понятию приравнивает городские леса, что на наш взгляд недопустимо. Существующее законодательство должно четко определять различия между зелёными насаждениями и городскими лесами. Зелёные насаждения подразумевают насаждения общего пользования - сады жилых районов, микрорайонов, бульвары, скверы, насаждения ограниченного пользования и специального назначения - озелененные дворы, участки школ, детских садов и яслей, посадки на улицах и площадях и т.д. Уравнивать значимость отдельно стоящего дерева, газона, клумбы или небольших по площади скверов с городскими лесами некорректно.
В связи с тем, что указанное выше постановление разрешает снос зелёных насаждений при реализации проектов, предусмотренных генеральным планом застройки и документацией по планировке города, то, соответственно, разрешена и вырубка лесов на территории города, что противоречит Лесному кодексу РФ. Вырубка городских лесов возможна лишь при условии перевода данных земель в земли населённых пунктов или другие категории земель, в установленном законом порядке.
Особенно остро в настоящее время стоит вопрос с сохранением и благоустройством березовой рощи Студенческого и Академгородка г. Красноярска. Из-за старения роща разрушается естественным путём и нуждается в срочном омоложении. Не проводятся работы по уборке погибших и больных деревьев. В 2009 году в Сибирском Федеральном университете был разработан проект «Проблемы берёзовой рощи СФУ и пути их решения», где были учтены маршруты движения людей по роще, места отдыха и спортивных мероприятий при бережном отношении к лесу. Но этот проект так и не был реализован и доведён до сведения жителей. Не реализован и проект особо охраняемой природной территории «Берёзовая роща», разработанный Институтом леса им. В.Н. Сукачева Сибирского отделения РАН. Что свидетельствуют о том, что городских чиновников в большей степени интересует не экологическая роль леса и интересы жителей города, а возможность получения большей доли прибыли с земельной ренты. В значительной степени такая ситуация возникла из-за того, что, вопреки мнению жителей города, берёзовая роща из рекреационной зоны была переведена в общественно-деловую зону объектов образования, предусматривающую её застройку. В результате роща лишилась юридической защиты от вырубки. С большой долей уверенности можно предполагать, что попытки коммерциализации и застройки рощи продолжатся и усилятся в ближайшее время [12].
Так как земли под городскими лесами относятся к объектам муниципальной собственности [9], заявителем о постановке на кадастровый учёт выступает орган местного самоуправления. Однако, в настоящее время кадастровый учет этих объектов не ведется по причинам отсутствия финансирования, несовершенства нормативной базы, отсутствия мониторинга состояния, эколого-экономической оценки лесных участков. Совершенно очевидно, что отсутствие кадастрового учета не позволяет разрабатывать и проводить мероприятия по улучшению и восстановлению территорий занимаемых городскими лесами, обеспечивать эффективное управление ими.
На основании проведенного анализа состояния и использования земель в г. Красноярске, можно констатировать, что в настоящее время состояние территорий земельных участков под городскими лесами нельзя признать удовлетворительным.
С тем, чтобы улучшить санитарное состояние городских лесов, повысить экологическую и рекреационную ёмкость лесных территорий, обеспечить эффективное и качественное управление землями под городскими лесами предлагается:
- Ужесточить экологические требования и штрафные санкции на нормативной основе к промышленным предприятиям в части ограничения выбросов. Рекомендовать оставлять в городской черте только экологически безопасные производства;
- Обеспечить формирование и увеличить до нормативных градостроительных требований количество ландшафтно-рекреационных зон на территории города;
- Увеличить, в 2 раза (до нормативных требований) количество новых объектов озеленения, реконструкции зеленых насаждений и объемы благоустройства территорий общего пользования - парки, скверы, бульвары, аллеи, городские сады, улично-дорожная сеть. Обеспечить увеличение ассортимента пород древесно-кустарниковой растительности, устойчивой к техногенным нагрузкам и акклиматизированной к условиям города;
- Обеспечить систематический контроль со стороны природоохранных органов за выполнением лесохозяйственных мероприятий направленных на улучшение структуры состояния зеленых насаждений;
- При проектировке новых застроек необходимо обеспечивать максимальную сохранность зеленых насаждений и их восстановление в случае сноса;
- Расширить использование современных технологий получения данных и их актуализации на основе гис и дистанционных методов съемки;
- При разработке и совершенствовании краевого и федерального законов отдельными статьями прописать определение «городские леса», ввести в существующий удельный показатель кадастровой стоимости земли «санитарноэкологическую» и «лесорастительную» составляющую лесного участка.
Повсеместный кадастровый учет, получение правового статуса и установления четких границ земельных участков под городскими лесами, позволит более эффективно проводить инвентаризацию и мониторинг экологического состояния земель и значительно увеличить поступления в городской бюджет от налоговых сборов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авдеева, Е.В. Зеленые насаждения в мониторинге окружающей среды крупного промышленного города (на примере г. Красноярска) [Текст] / Е.В. Авдеева. Автореф. дис. ... д.с.-х.н.: 03.00.16 / КрасГАУ - Красноярск, 2008. - 30 с.
2. Скрипальщикова, Л.Н. [Текст] / Л.Н. Скрипальщикова, А.И. Татаринцев, О.Н. Зубарева, В.Д. Перевозникова, В.В. Стасова, Н.В. Грешилова. Экологическое состояние пригородных лесов Красноярска. - Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2009. - 179 с.
3. Федеральный закон РФ от 25.10.2001 № 136-Ф3 «Земельный кодекс РФ». В редакции 2009 г. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/earth/
4. Федеральный закон РФ от 4.12.2006 №200-ФЗ «Лесной кодекс РФ». В редакции 2009 г. Режим доступа: http://www.leskodeks.ru/
5. Федеральный закон РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс РФ». В редакции 2009 г. Режим доступа: http://www.consu1tant.ru/popu-1аг^кгі7
6. Федеральный закон РФ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/08/01/kada-str-doc.html
7. Лесохозяйственный регламент городских лесов города Красноярска. -Красноярск: Администрация г. Красноярска, 2009. - 110 с.
8. Правила землепользования и застройки города Красноярска. В ред. Решения Красноярского городского Совета депутатов от 28.11.2008 N 4-55. -Красноярск: Администрация г. Красноярска, 2008. - 37 с.
9. Закон Красноярского края №7-175 от 28.09.1995 г. «Об особо
охраняемых природных территориях в Красноярском крае» В ред. Законов Красноярского края от 27.12.2005 N 17-4403, от 25.10.2007 N 3-620, от 20.03.2008 N 5-1453. Законодательное собрание Красноярского края.
Красноярск, 2008.
10. Положение о лесах города Красноярска. Приложение к Постановлению Администрации города от 4 августа 2009 г. № 286. - 5 с.
11. Постановление главы г. Красноярска 21.06.2006 № 535 «Об
утверждении Порядка сноса зеленых насаждений на территории г.
Красноярска» (93022). В ред. Постановления Администрации города
Красноярска №258 от 27.04.2007. - Красноярск, 2007.
12. Спасем березовую рощу // Красноярский рабочий. - 2010. - 18 ноября.
© И.М. Данилин, С.С. Иванов, 2011