Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

Евсеев П.В. ассистент

кафедра экономической теории ФЭИ СВФУ Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова

Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА

(ЯКУТИЯ)

Рынок труда - это важнейший элемент рыночной экономики. В связи со спадом производства в 90-х годах в Республике Саха (Якутия) и в целом по России положение на рынке труда стало напряженным и неустойчивым. Так в нашей жизни появилось негативное явление, как безработица. Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы. Поскольку работа - это, с одной стороны, источник доходов, а с другой средство самоутверждения человека в обществе.

Одна из наиболее ярко проявляющихся современных тенденций развития российского общества - повышение роли муниципалитетов», -сказано в книге «Региональный рынок труда: проблемы, концепции, управление». Причём, «первостепенный интерес представляет микроэкономический уровень сочетания и взаимодействия кадровой и социальной политики как важнейших инструментов государственного управления развитием территорий»[1].

Муниципальные образования - первичные звенья территориального размещения производства и комплексного развития субъектов Федерации представлены городскими или сельскими поселениями, муниципальными районами, городскими округами или внутригородскими территориями в городах федерального значения. Именно в муниципальных образованиях всё шире сочетаются три основные стратегии управления: генеральная, бизнес -стратегия и стратегия функционирования. Кроме того, в муниципальном образовании сосуществуют и взаимодополняют друг друга три уровня управленческой деятельности, а именно федеральный, региональный и муниципальный. И если декларируется, что ключевой задачей органов местного самоуправления является создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для жизнедеятельности проживающих на его территории людей и постоянного повышения качества их жизни, то становится совершенно очевидным, какими должны, в общем и целом являться или, по крайней мере, какими хотелось бы видеть ориентиры стратегий на муниципальном рынке труда. Основные элементы регулирования рынка труда на территории муниципального образования представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Основные элементы системы регулирования рынка труда на территории муниципального образования

Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры Федеральной службы по труду и занятости. Большая часть трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальных форм собственности. Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда, отношения между работниками и работодателями весьма ограничены. Типичный пример - так называемая маятниковая трудовая миграция, когда гражданин постоянно проживает на территории одного поселения, а работает (и платит налоги) на территории другого. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства. Тем не менее, органы местного самоуправления имеют определённые возможности и рычаги влияния на процессы занятости и трудовых отношений на своих территориях, и на их основе может быть сформирована муниципальная политика в данной сфере.

Федеральный закон 2003 года № 131-ФЗ [3] не возлагает на органы местного самоуправления каких-либо функций и полномочий в сфере занятости. Однако муниципальные органы не могут оставаться

безразличными к этим вопросам. Многие из них разрабатывают и реализуют совместно с государственными органами муниципальные программы занятости населения, поддержки малого бизнеса, молодёжного предпринимательства и т.п., взаимодействуют с биржами труда и частными посредническими фирмами.

Снижение напряженности на рынке труда явилось результатом слаженных действий всех компетентных органов, ответственных за реализацию политики занятости. В Республике Саха (Якутия) принят и реализуется Закон «О содействии в реализации отдельных мероприятий активной политики занятости населения» [4]. Положительных результатов достигли также наряду с поддержкой отраслей экономики и системообразующих предприятий мероприятия антикризисного плана Правительства РС (Я) по снижению напряженности на рынке труда.

Среди мер осуществления политики занятости наиболее эффективными признаются и являются в современных условиях активные меры. К ним относятся: профессиональная ориентация и профессиональное обучение безработных, ярмарки вакансий, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда, организация временного трудоустройства несовершеннолетних, содействие самозанятости и организация общественных работ.

Граждан, нуждающихся в трудоустройстве, также не заинтересовывали временные общественные работы. Альтернативой трудоустройству в открытой экономике для некоторой части экономически активного населения явилась работа в теневом секторе. Скрытая занятость, в противовес общественным работам, обеспечивала человека относительно стабильным рабочим местом и достаточным доходом. Лишь в посткризисный период 2008-1010 гг., в сложных экономических и финансовых условиях, мера организации общественных работ получила как в Российском государстве в целом, так и в нашем регионе, в г. Якутске свое применение и позволила снизить остроту проявления роста безработицы. Основными видами общественных работ являлись: строительные, сельскохозяйственные, ремонтные, подсобные работы, делопроизводство, озеленение и благоустройство территорий, социальная помощь ветеранам и инвалидам. В условиях стабилизации социально-экономических условий, в 2011-2012 гг., практика создания временных общественных работ стала сокращаться.

В рамках антикризисных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в 2009 г. в г. Якутске 488 человек[2]. Из числа безработных получили финансовую помощь на организацию своего дела. В долгосрочной перспективе мера содействия самозанятости является потенциально наиболее эффективной, так как позволяет организовать эффективные рабочие места и эффективную занятость.

Необходимой и эффективной мерой активной политики является профессиональное обучение безработных граждан. Для наиболее уязвимых категорий безработных граждан профессиональное обучение является практически единственным условием обеспечения возможности последующего трудоустройства. По этой причине приоритетное право на прохождение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации предоставлялось гражданам, испытывающим особые сложности в трудоустройстве - инвалидам, сиротам, женщинам, молодежи, впервые ищущим работу и др. Доля трудоустроенных из числа прошедших профессиональное обучение составляла 90 %, что свидетельствует о необходимости дальнейшего развития и совершенствования профессиональной подготовки, расширения перечня профессий и специальностей, подготовки рабочих и специалистов для новых видов трудовой деятельности и увеличения финансирования данных мероприятий.

Использованные источники:

1. Князев, В.Н. Региональный рынок труда: проблемы, концепции, управление / М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009

2. Труд и занятость в Республике Саха (Якутия): Стат. сб. / ТОФСГС по РС (Я).- Якутск, 2012.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ

4. Закон Республики Саха (Якутия) от 08 ноября 2007 года N 511-З N 1037-III «О содействии в реализации отдельных мероприятий активной политики занятости населения в Республике Саха (Якутия)»

Евстегнеев А.К. студент 5 курса ФИТУ ФГБОУВПО БГАУ РФ, г. Уфа

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Сегодня в силу развития гражданского общества в Российской Федерации немаловажную роль в политике государства играет организация деятельности органов местного самоуправления. Это обусловлено тем, что именно через них идет непосредственный контакт населения, граждан с органами государственной власти. Именно поэтому необходимо заботится о наиболее высоком уровне организации работы местных администраций.

На сегодняшний день в организации деятельности органов местного самоуправления имеется множество пробелов и недостатков. Это проявляется во многих сферах взаимодействия органов местной власти и населения. Одной из важнейших сторон, которую стоит совершенствовать является информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления. Это объясняется, прежде всего, тем, что двадцать первый век - век информатизации общества, а это значит, что все сферы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.